GeoSELECT.ru



История / Реферат: Духовная культура тюрков (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Духовная культура тюрков (История)


Казахский Государственный Национальный Университет
имени Аль-Фараби
Кафедра Археологии и Истории Казахстана



Самостоятельная работа студента

На тему: «Духовная культура тюркских народов V-XII веков»



Выполнил:
Студент МП02Р
Жумаканов Николай
Проверил:
___________________



Алматы 2000

План:
I. Духовная культура.
II. Духовная культура тюркских народов V-XII веков.
1. Язык и письменность
а) Изменение лингвистической карты Казахстана.
б) Развитие письменности.
2. Доисламская литература и устное творчество.
3. Литература исламского периода.
а) Кутатгу Билик.
б) Религиозная литература.
4. Развитие науки.
а) Аль-Фараби
б) Ал-Кашгари
5. Религиозные представления.
а) Тенгрианство.
б) Распространение различных религиозных систем.
III. Заключение.



К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере
сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и
литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие
ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов, по
крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от
европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в
обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что
низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа
своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть
измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно
из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной
культуре народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий.

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ


Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого
тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки
тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и
восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от
Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд
локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский.
Часть гуннов в V-VI вв., продолжала жить в Паннонии, на территории
современной Венгрии. На языке, близком к кангарскому, говорили усуни Тянь-
Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали
народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки
хунну.
Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету,
а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую
карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и
Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский
язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы
выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов
Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает
складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается
на два диалекта - камских и азовских булгар.
К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится
кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и
монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали
распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли
турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили
на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе
диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта
азовских - язык карачаевцев, балкарцев и кумыков.
Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-
земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык
иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы,
говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском.
Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эры тюрко-
язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного
рунической письменностью.
Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII
в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы
древнетюркских рунических надписей. В 1889г. Н. Ядринцев на берегу реки
Кокшин-0рхон (в 400 км западнее Улан-Батора) обнаружил два больших
рунических памятника в честь Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены
финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными, организовавшими
специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил известный
ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Радлов. В результате этой большой
работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласам изданы
шесть сборников трудов экспедиций. После издания рунических надписей
материала оказалось достаточно, для того, чтобы приступить к дешифровке
загадочных надписей, 15 декабря 1893 г, датский ученый, историк, лингвист,
скандинавист по своей основной специальности, Вильгельм Томсен (1842-1927
гг.) на заседании Датской королевской Академии наук и словесности прочитал
доклад о своем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с
ним над чтением тюркской надписи работал В. Радлов. Им опубликовано большое
количество трудов, посвященных древнетюркской письменности. Традицию
изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П.
Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров и др.
Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась
еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в, н.э- существовало
два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на
территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается
древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское
руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского
письма, а также письменности кангаров и кыпчаков.
Основным материалом для письма у тюрко-язычных народов были деревянные
дощечки. 06 этом говорят кыпчакские пословицы «Бiтi-бiтi, бiтiдiм, бес
агачка бiтiдiм» - «писал, писал, пять деревьев исписал», «Узун агач басында
улу бiтi бiтiдiм» - «Написал большую надпись на вершине высокого дерева».
Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности
среди кыпчаков и других тюрко-язычных народов. Например, загадку «Салып
козiм, сансыз окимын» - «Подняв глаза, без конца читаю», означавшую небо и
звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением.
Эта загадка была широко распространена у кыпчаков.
Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский
алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых
модификаций получил название «уйгурского», так как древние уйгуры
пользовались им особенно широко в IX-XV вв.

ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана
существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней
эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в
китайской исторической литературе.
Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания,
сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и
их географическое расселение, Широко известны поэтизация легендарных мест,
исторические предания о священной земле «0тукен», неоднократно упоминаемой
в орхонских памятниках и трудах Аль Бируни, Марвази, Махмуда Кашгари.
Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине
Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным
для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, и жизнь
обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной
жизни.
На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв.
устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе,
ненависть к чужеземным завоевателям.
Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической
форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни,
связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также
исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Вместе с тем в устном народном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались
древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских
памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и
Бильге кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегина
насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными, и
переходили из поколения в поколение. С древней поэтической традицией
связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: «Ак-оксиз», «Ак-адман»,
«Башгу-Боз», эпитеты «синий», «белый», «могучий» характерны для орхонских
текстов.
Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы родовой обрядовой поэзии
(оплакивание умершего), перешедшие позже в эпос.
Богатыри носят различные эпические имена: Мойыншор Контери (с панцирной
кожей), Арслан-юракли (с сердцем льва), Елтуган-тутык (защитник народа).
Общие синонимы богатырей - алып (огромный герой), ер (богатырь).
О развитии народного творчества того времени дают представление
многочисленные пословицы и поговорки, в которых отражены народная мудрость,
культура и жизненный опыт трудового народа. В лаконичных изречениях даны
назидания и советы, высмеиваются людские пороки.
Приведем примеры устного творчества. Пословицы о труде:
«Труд не пропадет даром», «Камень разбивает голову, труд дробит
камень», «Союз, скрепленный у сохи, не исчезает при жатве», «Наступление
осени известно с весны». Бытовые поговорки:
«Мышь, рожденная на мельнице, грома не боится», «Человек с кошмой
мокрым не станет», «Не рой яму другому, сам попадешь», «Выпущенная стрела
не вернется обратно», «Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов» и
другие.
Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое
влияние на развитие устной поэзии того времени. В их числе он упоминает имя
древнего сказителя Чоже.
Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложились
наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках – «Коркыт Ата» и
«0гыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник в кьпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в
VII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в
виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскими и
турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант
эпоса.
Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских
богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на
Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала). В эпосе упоминаются племена
усуней и канглы, говорится о разделении огузов на внутренних и внешних. Сам
Коркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью,
беком огузо-кыпчакского племени Кият. Казахи считают его основоположником
музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства
врачевания.
Эпос «0гыз-нама» впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в
XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые
ученые считают, что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами
карлыков. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому
приписываются сверхъестественные силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана,
его подвигам, победе над одноглазым великаном Киятом, его женитьбе и
рождению сыновей, носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море.
Став правителем народа уйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями,
правителями Алтыном (Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается
о происхождении славян (Урусбек-оглы Саклаб), карлыков (Кагарлык-бек),
кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (Улыг Орду-бек Кыпчак).

ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА


Письменная литература в период распространения ислама развивалась
преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым,
неоднородным.
По свидетельству Сюань Цзаня, традиция письменной литературы
складывается в начале VII в. Он пишет: «Жители имеют всегда лишь несколько
исторических записей. Они читают тексты сверху вниз и передают друг другу
разумные книги. Таким образом, литературное образование продолжается
непрерывно». Эти сведения подтверждаются открытием рукописи, сделанной на
диалектах чигилей и аргу, живших в Таласской долине.
В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь
приобрести славу просвещенных правителей, караханиды держали при дворе
поэтов, ученых, архитекторов, строителей и астрологов, внесших огромный
вклад в развитие культуры.
Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой
эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана
Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского
государства Сатук Богра хана.
Отец Юсуфа был известный музыкант и посвятил правителю Баласагуна
произведение для кобыза «Дарди Хусани». Юсуф, родившийся в 1015 г.,
воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных
центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также
персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю,
астрономию, геометрию и другие науки.
Около 1069 г. Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя, материал
для нее автор собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла
полтора года. Общий объем произведения -13 тысяч двустиший. В основу поэмы
легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера
Иссык-Куль и Кашгарией, действующие лица - исторические деятели. В поэме
упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена
чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде Диалогов, изречений и
назиданий.
Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма
популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное
идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный
источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством
должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием,
утверждает Юсуф.
Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни
городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников
культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет
Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть,
построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал
сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).
Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни
провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и
поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет
учился у имама Арстан-баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа
Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смерти
учителя Ахмет занял его место, затем переехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г.
Гробница, воздвигнутая на его могиле по приказу Караханидов, была разрушена
в XIII в. Лишь спустя столетие на этом месте был построен по приказу Тимура
целый религиозный комплекс.
«Дивани Хикмет» - сборник стихов прежде всего религиозно-мистического
содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие
зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против
священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к
истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение.
Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического,
этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет
интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и
этнографии племен того времени.
Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен
Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Сулеймен родился в Яссы в 1104
г. По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару, Хорезм,
Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгой
жизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186
году.
Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет»,
называется «3амму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль
произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда
наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся
Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится
к жизни.
0ба сборника в течение столетий служили учебным пособием во всех
медресе Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское
духовенство в целях пропаганды идей ислама.
«Хибат ул-Хакайк» (Подарок истины) - единственная книга Азиб Ахмета
Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII в. в местечке
Жуйнек, недалеко от города Яссы. С детства изучал богословие, арабский и
персидский языки. Его книга состоит из 14 глав, 235 стихов. Основные ее
мысли - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать,
не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается
лишь один раз. Таким образом, в книге Югнеки отразились черты морали,
существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана.

РАЗВИТИЕ НАУКИ


Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое
распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии,
географии и другим естественным наукам в средние века получают новое
оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению,
до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана,
но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.
Аль-фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в
870 г. в городе Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды.
С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была
богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал
научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется
в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше
(Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время
он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры
того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт
с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место.
Однако это вызвало зависть ученых - богословов, личную неприязнь к нему и
его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать
в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти
во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические
(логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его
перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике,
медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки.
Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился
почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Именно на
работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его
влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма,
Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Ал-Кашгари. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых
ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался
астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в
составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.
Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу
Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на
берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит
прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-
Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). Махмуд
родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел
в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свой труд. По его
собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли,
населенные тюрками. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов,
кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки, легенды и обычаи, «Диуани лугат ат-
тюрк» - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный
источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве
тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической
терминологии и многом другом.
Таким образом, мы видим, что средневековый Казахстан был одним из
научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску
и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению,
немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где
хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует
о подлинном расцвете науки среди тюрко-язычных народов Казахстана.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Тенгрианство. Многими средневековыми и современными авторами отмечено
существование у тюрко-язычных народов своеобразной монотеистической религии
– тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого
общества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня
в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
Тюрки различали видимое небо «Кок» и Небо - бога «Тенгри». Тенгри
являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом
мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. «Тюрки говорят «бир
Тенгри», - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим – «един господь», «Если
постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо
дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бир Тенгри», -
свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят
каганы, о которых в рунических надписях говорится: «Тенгри тег, Тенгри
йаратмыш» (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки
почитали священные Тюркские Земли и Воду – «Турк ыдук йерсубу». Тюркские
каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к
ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые
времена.
Следующим по значению, было женское божество Умай – покровительница
домашнего очага и детей. Кроме того, Умай входила в триаду высших божеств
тюрок и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из
памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов
тюрок говорится:
«Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суб басы бердi ерiни» (Тенгри, Умай священная
Земля-Вода, они даровали победу). Культ Умай сохранился у некоторых тюрко-
язычных народностей Алтая до конца XIX в.
Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего
средневековья имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной
Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали «Священную
Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считался покровителем
каганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркским
сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось
жертвоприношение.
По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество
духов, которых время от времени необходимо было умиротворить жертвами.
Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял
бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.
Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных
вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию,
шаманские заклинания пишут и персидские историки и географы.
Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках
сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте.
Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз
объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо,
оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи
покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее
время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья
на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета.
Затем в вырытую могилу хоронили пепел.
После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб.
Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни
покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных.
Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в
ямах и насыпать курганы из земли или камня.
Распространение различных религиозных систем среди населения
Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-
язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили
распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями -
буддизм, манихейство, христианство.
В конце IX-начале X вв. началась исламизация тюрко-язычных этносов
Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.
Буддизм раньше всех «великих религий» стал пользоваться популярностью в
аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата
видели универсальную форму религии, способную создать некоторую
идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.
На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве
сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков.
Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм
занимал прочные позиции в Средней Азии и Казахстане.
Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины
входили как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения.
Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах,
расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В «Священной книге двух основ»
(VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране «десяти стрел», то
есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз)
и еще четыре семиреченских города, в которых имелись Манихейские обители.
Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем
свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное
значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили
специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по
сасанидским монетам.
В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого
населения Казахстана отличались многообразием и синкретизмом.
Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со
сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне.
Итак, со временем произошли значительные изменения в религиозных
представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали
исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-
земледельческих районах получила распространение новая религия – ислам.
В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в V-
XII вв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и,
в свою очередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа,
развиваясь в контексте общемировой цивилизации.



Литература:
1. История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы.
Астана, 1999г.
2. История КазССР в 5 томах под редакцией А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.




Реферат на тему: Духовный мир и быт в эпоху реформ (1991-1997)


Содержание.



Вступление. Перестройка. Причина и последствия развала СССР


Влияние реформ на духовное состояние общества. Кризис духовного мира


Проблема алкоголизма и наркомании.


Тоталитарные секты


Усталость интеллигенции от реформ


Расслоение общества (если не добавишь - DEL)


Влияние реформ на культуру

1. Система образования
> Среднее образование
> Высшее образование
2. Снижение общего культурного уровня населения. Причины и последствия
3. Развитие массовой культуры
4. Влияние реформ на научную сферу
5. Появление различных гражданских свобод

Социально-экономические последствия реформ

1. Либерализация цен
2. Снижение общего уровня жизни
3. Приватизация
4. Демографическая катастрофа. Старение и обнищание нации

Заключение


Список использованной литературы



I. Вступление.

На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории
России, наша страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим
испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без
исключения сферы жизни нашего общества.
Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в
социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система
ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР.
В течение считанных месяцев исчез с политических карт СССР – одна из
двух сверх держав, идеология, которой десятилетиями кормили население -
оказалась блефом, открылся «железный занавес» и в страну хлынул поток
зарубежных товаров, книг, фильмов, сект, понятий, стандартов; властями
были провозглашены успешно зарекомендовавшие себя на Западе принципы
демократии, свободы личности, разрешена частная собственность на средства
производства.
В 1991, после шести лет “перестройки” был дан старт болезненной и
гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию
управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства
внешнеполитической стратегии.
Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте
граждан бывшего СССР.
Советское государство, сколоченное большевиками на гигантских
просторах Российской Империи, к середине 80-х годов стало давать одну
трещину за другой, игнорировать которые было невозможно.
Как известно рыба гниет с головы и первыми попытками отвратить
падение режима стала борьба с коррупцией в рядах высшей и средней
партийной номенклатуры, Но если бы все заключалось в существовании таких
как Рашидов, Медунов, Чурбанов, Щелоков, Гришин, то это было бы полбеды –
воры и взяточники существуют во всех странах и при всех режимах - как ни
как человеческий фактор играет свою роль. Но пагубна была вся система –
неэффективная командно-административная экономика, лживая и утопичная
идеология, полное отсутствие вразумительной национальной политики в
многонациональном государстве и, наконец, у нас отобрали нашу историю до
1917, наши традиции, всевозможнейшими путями и, надо отметить не
безуспешно, искореняли в народе то, с чем он жил почти тысячу лет –
православие.
Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что
назрела – она была жизненно необходима.
Можно выделить два типа выхода государства из коммунистического
тупика. Условно их можно назвать китайским и польским.
К первому относится постепенный, плавный переход к многоукладной
экономике, поддержка малого и среднего бизнеса, широкомасштабное
привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, государственное
стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского
хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и
незыблемости (официально) коммунистической идеологии.
Ко второму типу относится проведение так называемой «шоковой терапии»
- либерализация цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза
импорта, сведение к минимуму вмешательство государства в экономику,
стимулирование развития прослойки мелких собственников на фоне отказа от
старой идеологии, всеобщей демократизации и провозглашения основных прав
и свобод граждан.
По какому же пути суждено было идти СССР?
Режимом был сделан достаточно загадочный выбор под названием
«Перестройка». На фоне повсеместной гласности и плюрализма мнений,
переосмысления прошлого и прекращения гонений на церковь, отмены 6 ст.
Конституции и проведения первых, можно сказать демократических выборов в
Советы различных уровней, то есть огромных сдвигов в общественно-
политической жизни страны и в то же время полная стагнация относительно
реального реформирования задыхающейся экономики.
Мифические реформы народного хозяйства СССР второй половины 80-х
годов трудно переоценить. Наверное, через некоторое время историки
откроют что скрывалось за туманными речами и отсутствием конкретных дел в
реформировании экономики (исключение составляет лишь беспрецедентная по
своему идиотизму и экономическому ущербу антиалкогольная реформа)
генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. То ли неспособность или
боязнь предпринимать радикальные решения, может быть непонимание всей
серьезности состояние дел на 1/6 части суши, а может быть было задумано
создание некоего буферного промежутка во время которого правящая элита
смогла бы беспрепятственно перекачать награбленные в течение 70 лет
богатства из партийных касс на личные счета, как в зарубежные банки, так
и на создание собственных банков в стране и успешном участии в
приватизации.
Изначально заложенный при основании СССР, принцип национально-
территориального деления (создание, никогда ранее не существовавших
республик – Казахская, Белорусская, образования в Средней Азии) при
котором республиканская партийная элита всячески пыталась выйти из-под
опеки Москвы, отсутствие действенных попыток по реанимации экономики и
ряд других причин обусловили распад Советского Союза. После августовского
путча 1991 года, подписания Беловежских соглашений лидерами трех
славянских республик и дальнейшего присоединения к ним большинства
остальных не стало СССР. Союз распался на 15 суверенных государств.
В результате разрыва хозяйственных связей, введения новых валют,
таможенных пошлин и ограничений, увеличения расходов на управление
усугубился экономический кризис.
Проводимые правительством России радикальные экономические реформы
(шоковая терапия) вызвали неоднозначную оценку у населения . В стране
назревал раскол общества и духовный кризис.
Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР.
Мы родились в огромной и мощнейшей супердержаве. С нами считались и
нас уважали в мире. Наши мозги, интеллектуальный и духовный потенциал
страны (наука, культура, образование, здравоохранение) – это наш
бесспорный национальный капитал, который мы накопили за предшествующие
века, в том числе и за годы советской власти. Удивительный, не имеющий
прецедента в истории феномен: при всех ужасающих кровопролитиях, выбивших
на поколения вперед цвет российской нации, страна, тем не менее к концу
XX века имела блестящую, высоко ценимую в мире науку, высокую культуру,
может быть лучшую в мире систему образования, вполне надежное, хотя,
вероятно, и не самое эффективное здравоохранение.
Мало того. Если верить биологам, утверждавшим, что генетический ущерб
от побоищ 30-х годов и потерь во второй мировой войне может быть
восстановлен только через пять поколений, то есть через 100 лет, то мы,
Россия, вполне могли бы рассчитывать на новый интеллектуальный и
культурный взлет страны в первой четверти – первой половине XXI века. При
одном, однако, условии: если ничто новое, разрушительное, не затормозит
искусственно наше поступательное движение вперед.
А такая опасность очередного губительного кровопускания, пусть и в
других формах, не только очевидна, но и увеличивается на наших глазах с
каждым днем, при полном безразличии правительства.
25 миллионов русских остались за пределами России. Территории,
освоенные нашими предками, и считавшиеся неотъемлемой частью нашей родины
почему-то оказались за пределами границ РФ (Крым, северный Казахстан).
К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали
проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно
подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне
президентами независимых государств.
Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует
установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб
традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского
договора выстроились в очередь для вступления в НАТО – организацию, рост
которой угрожает национальной безопасности России.
Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с
Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же
не способствует духовному подъему, а вызывают чувство неполноценности и
досады за свою страну.



II. Влияние реформ на духовное состояние общества.

Говоря о духовном мире россиян в эпоху реформ, точнее о моментах
оказывающих деструктивное влияние на него, необходимо упомянуть и о
последствиях резкого отказа от существовавшей идеологии.
Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем
зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы
анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами.
Безусловно, последствия такой 70-летней обработки еще долго будут
напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают
верить большевистским вожакам и их последователям, то в обществе еще
надолго сохранится раскол на «красных» и «белых».

1. Проблема алкоголизма и наркомании.

Взамен же царствовавшей 70 лет идеологии не было предложено ничего. Народ
оказался дезориентирован и предоставлен сам себе. Особенно тяжело это
отразилось на молодежи. Туманные перспективы, отсутствие не то что
развитой, а хоть какой-то индустрии развлечений, досуга, материальные
проблемы, деморализованное состояние в обществе являются причинами
широкого распространения наркомании и алкоголизма. Сейчас в России
стремительными темпами растет уровень потребления наркотиков. Если раньше
наша страна представляла интерес только как транзитный путь из Азии в
страны Западной Европы, то сейчас мы представляем собой очень
перспективный и постоянно растущий рынок сбыта. Число регулярно
употребляющих наркотики в России уже давно перевалило за 2 млн.

2. Тоталитарные секты.

Еще одним способом ухода от реальности в современной России можно
назвать вступление в так называемые тоталитарные секты.
Влияние тоталитарных сект сильно во всем мире, достаточно вспомнить
самосожжение сектантов в США, Канаде, Швейцарии, деятельность Аум Синрике
с их массовыми отравлениями горожан зарином, всемирную сеть мунистов и
поклонников дианетики, но для России это было достаточно новым явлением.
Используя современные методы психического воздействия, нравственную
дезориентацию в нашем обществе, явное попустительство властей, которым
после десятилетий зоркой опеки вдруг стало наплевать на идеалы и
верования своих граждан, зарубежные проповедники вовлекли десятки тысяч
людей в свои организации. Подавляя волю и разум людей, превращая их в
нерассуждающих, запрограммированных «зомби», незримые руководители за
бесценок скупали или просто присваивали имущество своих адептов, формируя
огромные капиталы, вовлекают в свои сети видных ученых, руководителей,
военных, деятелей культуры, представителей интеллигенции, получая таким
образом влиять на экономику, оборону, культуру.

3. Усталость интеллигенции от реформ.

Еще одним фактором негативного влияния на моральный настрой в
обществе является усталость от реформ и разочарование в них. В первую
очередь это касается интеллигенции, которая всегда играла ведущую роль в
духовной жизни России, больше всех жаждала реформ, а в результате
получила не совсем то, что хотела и ожидала. Да, она получила, наконец,
свободу слова, полные прилавки в магазинах и возможность уезжать из
страны и приезжать в нее когда хочешь. Это все, конечно, прекрасно,
замечательно. Но это, к сожалению, оказалось отнюдь не единственным, а
для многих — и не главным результатом реформ. Неожиданный распад еще
недавно великой и единой страны, кровавые события в Москве в октябре 1993
года, Чечня, крушение армии, крушение экономики, конфискация всех
сбережений населения уже в первые месяцы реформ, безобразный дележ
общенародной собственности между «своими» под видом «ваучерной»
приватизации, массовые, длительные, хронические, преднамеренные невыплаты
пенсий и зарплат, обнищание населения, отчаянное положение пенсионеров,
бездомные, беженцы, разгул преступности, чудовищная коррупция властей,
неправедное богатство лишенных какой бы то ни было морали и совести
немногих выскочек. И наконец почти полный развал всей той среды обитания,
где жила и действовала наша интеллигенция: врачи, учителя, профессура,
научные работники, деятели культуры и искусства, конструкторы, инженеры.
В ходе проводимых реформ в России произошло резкое расслоение
общества на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне отсутствия
так называемого среднего класса.



Влияние реформ на культуру



1. Система образования

За годы реформ из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны
государства пользовалась система образования. В 1992 г. были приняты Закон
РФ «Об образовании», утверждающий гуманистические принципы образования, и
Государственная программа развития высшего образования до 2005 года.
Административно-командная система руководства системой образования
сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства
остались вопросы ведения единого образовательного стандарта, сохранения
преемственности среднего и высшего образования, обеспечения конституционных
граждан в сфере образования.


Система среднего и высшего образования


Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с
государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии,
колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования.
Система высшего образования была перестроена на принципах вузовской
автономии и академических свобод. С 1992 года правила приема стали
прерогативой вузов. В гуманитарном образовании произошли наибольшие
изменения. Оно было освобождено от идеологизации и политизации, что
потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и
предметов, создания учебников.

2. Снижение общего культурного уровня населения. Причины и последствия

Во многом из-за обнищания масс, люмпенизации и деградации части
населения, отсутствия у государства средств для должного финансирования
социально значимых сфер, произошло падение общего уровня культуры. Процессы
культурного развития не прервались с распадом государственных структур и
падением существовавшего политического режима. Культура новой России
органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны.
Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не
сказаться на культуре.
Исчезла не только централизованная система управления и единая культурная
политика, но и свелось до минимума финансирование культурной сферы.
Чтобы выжить учреждения культуры должны были искать альтернативные
источники финансирования. Возникла система платного образования. Были
созданы фонды финансирования научно-исследовательских проектов, а также
открыты в России отделения зарубежных и международных фондов. Появилось
спонсорство – финансирование коммерческими организациями культурных
организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись
коммерческой деятельностью. Хотя все эти новые источники не покрывали всех
потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, театров,
музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы было
создано множество новых университетов, киностудий, оркестров, открылись
новые театры, концертные залы.

3. Развитие массовой культуры

В результате реформ изменилась культурная среда обитания. На первый план
вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио-
и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и видеотеки. Бесконечное
разнообразие периодических изданий вытеснило из обихода «толстые»
литературно-художественные журналы, которые поддерживали единство
читательской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного
образца. Переход к рынку ликвидировал хронический дефицит бумаги, с ним
исчез и книжный дефицит. Спрос определял предложение: на первых порах
книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой,
различными практическими руководствами. Вместе с тем впервые за долгие годы
книжный рынок смог удовлетворить любые запросы читателей. Идеологические
барьеры здесь были полностью ликвидированы.
Из массового культурного обихода ушли отечественные фильмы. Их вытеснили
телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно западного
производства. Производство фильмов сократилось, а коммерциализация проката
закрыла отечественному кино дорогу на массовый экран. Театры наоборот
начали выходить из кризиса, и пустые залы сменились аншлагами. К
сожалению, мы стали меньше читать, ходить в музей, посещать театры. Причина
проста – слишком много времени и сил отнимает борьба за выживание в нашем
постсоциалистическом обществе.
В то же время необходимо отметить, что с открытием железного занавеса
значительно увеличился культурный обмен с другими странами. У россиян
появилась возможность посещать выступления зарубежных коллективов, выставки
произведений искусства, никогда ранее не выставлявшихся в России.
Актеры и музыканты из России также являются желанными гостями за
рубежом, по-прежнему демонстрируют высочайший уровень своего мастерства.
Широкое развитие получили СМИ, в частности телевидение. Сейчас оно
играет значительную роль в жизни общества, заменяя многим и кинотеатр, и
концертный зал. И, по сути, для российской глубинки телевизор сейчас
является не только информационным, но и культурным окном.

4. Влияние реформ на научную сферу

Если система образования постепенно преодолевает трудности, то наука в
условиях кризиса без поддержки со стороны государства обречена на
разрушение. После распада СССР прямой наследницей и преемницей Академии
наук СССР стала Российская АН. 90% академических учреждений находилось на
территории России, но значительная часть исследовательской базы –
обсерватории, биостанции, лаборатории – остались в распоряжении других
республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших
научным контактам в советский период, позволила отечественной науке выйти
из относительной изоляции и органически войти в мировое научное сообщество.
Вместе с тем крах социалистической системы привел к разрушению налаженных
научных связей с бывшими советскими республиками и странами Восточной
Европы. С 1991 г. резко сократилось финансирование научных учреждений, упал
спрос на научную продукцию, что привело к тяжелым последствиям. Раньше 70%
государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие
оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно
сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе.
Невостребованной оказалась прикладная наука. Разрушен рынок научной
литературы неспособной конкурировать с книгами массового спроса. В 1993
году средства, выделенные на науку, были в 30 раз меньше суммы, необходимой
для поддержания ее на уровне мировых стандартов. Усилилась утечка мозгов из
науки. Возникли проблемы с воспроизводством кадров, с научно-
вспомогательным персоналом.
Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической
общественно-политической системе, формируется гражданское общество,
основанное на свободе народа и новая роль государства, признающая приоритет
прав человека.



5. Появление различных гражданских свобод

Неоценимым завоеванием за годы реформ является свобода. Сейчас мы
получили то, чего никогда не было у предыдущих поколений русских людей.
У нас есть возможность говорить и писать то, что находим нужным.
Абсолютно свободно и, не боясь никаких последствий, мы можем читать и
смотреть то, что раньше было запрещено. Мы получили возможность жить,
учиться, работать, отдыхать как в России, так и за ее пределами. Россияне
обладают реальной свободой политического волеизъявления и результаты
выборов теперь зависят исключительно от их голосов.
Уже никто не диктует писателям и режиссерам то, что и как им писать
или ставить. В живописи, литературе, музыке были открыты новые и хорошо
забытые старые имена. Стали переиздаваться произведения авторов, чье
творчество или хотя бы взгляды шли вразрез с господствовавшей в СССР.
Широким массам стали доступны труды Солженицина, Булгакова, Гумилева,
Пастернака. Вынужденные эмигрировать в 70-80-х годах деятели искусства
получили возможность вернуться на Родину.
Российские власти признали неоценимый вклад в нравственное развитие
нации ее духовных лидеров – А.И. Солженицина и Д.С. Лихачева.
Перед нами открываются архивы и достоянием общественности становятся
ранее засекреченные материалы, становится все меньше белых пятен в нашей
истории.
Гораздо прозрачней стала власть. И все больше людей, в том числе
старшего поколения перестают ощущать себя простыми винтиками в чудовищном
механизме тоталитарного государства.
Прекратились гонения на Русскую православную церковь веками
олицетворявшую силу, мощь и духовное богатство нашей страны. Возрождаются
уничтоженные большевиками храмы и строятся новые.
Правительством страны была выполнена важнейшая акция – захоронение
останков последнего Российского императора и его семьи. Это, на мой взгляд,
большой шаг на пути к примирению в нашем обществе. Были реабилитированы
жертвы политических репрессий, но главный виновник трагедии нации –
коммунистическая партия так и не понесла должного наказания.
Однако нам предстоит еще научиться главному – как правильно
воспользоваться свободой, что бы не было стыдно перед потомками.



Социально-экономические последствия реформ.

Итоги приватизации

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом
положении. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%,
причем за последний квартал года — 21%. Национальный доход по сравнению с
1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е.
превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным
оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание
денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой
системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла
парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил
неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из
государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих
магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные
цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог
остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными
потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный)
и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов.
Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности
СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял
103,9 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в
конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась в 56,5 млрд.
долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и
др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте,
но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для
приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. Золотой
запас СССР в сентябре 1991 г. составлял всего 242 тонны (в 10 раз меньше,
чем в 1985 г.), запас других драгоценных металлов и алмазов оценивался в 2
млрд. долларов, наличные запасы валюты составляли 240 млн. долларов. К
концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по
обслуживанию внешнего долга и задолжал по процентным выплатам 6 млрд.
долларов. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно
необходимой.
Проводимые в стране с 1991 года рыночные реформы очень сильно отразились на
социально-экономической ситуации в стране и на имущественном положении
граждан.
Старт реформам был положен на заре становления нынешнего российского
государства. Правительство Е. Гайдара начало работу в тяжелейших условиях –
к концу 1991 года был полностью исчерпан золото-валютный запас страны, в
условиях тотального дефицита практически все товары первой необходимости
(сахар, мясо, чай, крупы, макароны, табачные изделия) распространялись
через карточную систему, стремительно падало промышленное производство.
Выбранный правительством метод «шоковой терапии» самым жестоким
образом ударил как по карманам большинства россиян, так и по российской
промышленности.

1. Либерализация цен

Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом
замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар,
душил отечественного производителя.
В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины
как инфляция, курс валют, дивидент, дефолт.
Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской
Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически
полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых
бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то
жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда
можно позволить купить третью машину на семью.

2. Снижение общего жизненного уровня

В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной
жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет
минимальная зарплата в Греции,Португалии и т.д. (в развитых странах она
примерно в 2 раза выше).
В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что
нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.
Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По
Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца
позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже
хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89.
Еще хуже в 12.
Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не
доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже
обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь
создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и
выплату солидных процентов по ним.
Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным
попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева
новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные
средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не
забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое
гражданство.

3. Приватизация

Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире
социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности.
Назвали этот процесс – приватизацией.
Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без
разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования
предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла
уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило
падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия
так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно
разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских
производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно
те методы и способы приватизации которые использовались правительством
вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.
3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот
бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших
клиентов в СЭВ и в «третьем мире» — еще порядка 25 млрд. долл. в год,
расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная
плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое
бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и
куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний
годовой бюджет страны
Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение
«новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за
границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным
воровским и полуворовским организациям и пр., и пр. К примеру, одни только
освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих
организации в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год.

4. Теневая экономика

По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень»,
т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К
этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую
вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем
мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему
бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой
феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.



5. Демографическая катастрофа

Создавшаяся в стране социально-экономическая ситуация, когда богатые
становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость в завтрашнем дне
привели к сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в
демографическую катастрофу.
Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса
на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в
России уже катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности
населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х - на 6-м месте. Подобная
убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже
демографических показателей России в период Первой мировой войны и
гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой
прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост
населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем
замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения
населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в
боевое военное лихолетье.
Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале
90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров - 21%
населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для
России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47%
мужчин и 53% женщин.
В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости,
национальном составе населения из года в год становятся все более
у

Новинки рефератов ::

Реферат: Сущность власти (Политология)


Реферат: Составление производственной программы (Предпринимательство)


Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)


Реферат: Образовательная система Испании (Педагогика)


Реферат: Деньги и их функции (Политология)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: А. Блок (Литература : русская)


Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Аудит)


Реферат: Предмет товароведения (Предпринимательство)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века (История)


Реферат: Социология Огюста Конта (Социология)


Реферат: Лекции по организации малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Языческие праздники Древней Руси (Культурология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Искусственный интеллект – настоящее и будущее (Психология)


Реферат: Конституционный строй в Республике Беларусь (Право)


Реферат: Внешнеэкономические договора (Международное частное право)


Реферат: Династия Рюриковичей (История)


Реферат: Спид (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист