GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: В.Б. Кирьянов "Задача равновесия" (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: В.Б. Кирьянов "Задача равновесия" (Философия)



В.Б.Кирьянов

ЗАДАЧА РАВНОВЕСИЯ

Лекции по математическим методам микроэкономики

Кафедра высшей математики. С.ПбУЭФ, 1996



ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Глава первая. ЗАДАЧИ РАВНОВЕСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

. . . по самой своей природе математические методы
не могут прилагаться непосредственно к действительности,
а только к математическим моделям того или иного круга явлений.

Л.В.Канторович и А.Б.Горстко [ , c.6].



СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
2
1.1. Задача затрат
1. Классификация задач.
2. Векторные обозначения.
3. Табличное представление.
4. Количественная часть задачи затрат.
7
1.2. Ценовая часть задачи затрат
1. Оценивание изделий.
2. Ценовые условия равновесия.
3. Равновесные цены изделий.
4. Правила двойственного соответствия.
5. Транспонирование.
11
1.3. Задача выпуска
1. Табличное представление.
2. Количественная часть задачи выпуска.
3. Ценовая часть задачи выпуска.
4. Каноническая пара задач.
16
1.4. Задача равновесия
Физическое содержание задачи равновесия.

1.5. История и литература


1.1. Задача затрат

1.Классификация задач. Начнем изучение задачи равновесия с простых
экономических примеров.
Рассматривая массовое производство каких-нибудь обычных изделий,
например - строительство жилых домов (производство автомобилей, компьютеров
и т.п.),- мы увидим: всякое такое дело оказывается состоящим из двух
взаимосвязанных производств: производства строительных материалов
(автомобильных агрегатов, микросхем и проч.) и собственно строительства
(сборочного производства). При этом, производство строительных материалов
представляет собою процесс разложения сложного природного сырья в ряд
простых изделий, например: круглого леса в доски стандартных размеров,- и
наоборот: строительное производство есть процесс сборки из простых
строительных материалов различных сложных построек. Для нас здесь важно то,
что в развитом народном хозяйстве оба эти производства - и произвольный
лесопильный завод, и какая-нибудь строительная артель - действуют на
различных рынках: в нашем случае - на рынке пиломатериалов и на рынке
строительных услуг,- и являются, вообще говоря, независимыми друг от
друга. В терминах народохозяйственной модели "затраты-выпуск" Леонтьева
(см.1.5.1) задача разложения сырья является задачей затрат, а задача сборки
изделий - задачей выпуска.
Кроме того: всякий управляющий промышленным производством, независимо
от того, действует ли он в перерабатывающей или сборочной областях
промышленности, участвует во внешней рыночной деятельности двояким
образом: и как потребитель, покупающий сырье для своего производства, и
как производитель, продающий произведенные им изделия. Покупка сырья
составляет его расход, а продажа изделий - доход. По этой причине, задача
разумного управления промышленным предприятием оказывается для него
состоящей из двух задач: задачи минимизации расходов и, одновременно, -
задачи максимизации доходов того же самого промышленного производства.
Такая пара задач называется взаимно двойственной.
В итоге, множество задач научного производственного управления
образуется из задач четырех видов: из задачи разложения сырья и задачи
сборки изделий, каждая из которых, в свою очередь, распадается в пару
прямой и ей двойственной подзадач:

| |прямая подзадача; |
|Задача затрат:| |
| |двойственная |
| |подзадача. |
| | |
| |прямая и |
|Задача | |
|выпуска: | |
| |двойственная |
| |подзадачи. |

Их точной модельной постановке и посвящена первая глава наших лекций.

2.Векторные обозначения. И промышленное сырье, и изделия из него
являются товарами, и как всякие товары описываются парой взаимосвязанных
величин: количеством q (от quantity) и ценой p (от price). Поэтому
описание производства как преобразования сырья в изделия имеет дело с двумя
их связанными парами: количествами и ценами сырья, и количествами и ценами
изделий. Для удобства различения этих величин те из них, которые относятся
к сырьевым или первичным товарам, мы будем снабжать первым значком “1”, а
относящиеся к производимым или вторичным товарам - значком “2”, например:
q 1 и p1, q 2 и p2 .
При использовании m видов сырья для производства n видов изделий: m,
n = 1, 2, (, как их количества, так и цены становятся многокомпонентными
или векторными величинами. В матричном исчислении их представляют
одностолбцовыми или однострочными матрицами, различение которых связано с
несимметричностью закона матричного умножения по правилу “строка на
столбец”. Нам будет удобно первые значки количественным векторам
приписывать сверху и их составляющие q 11 , (, q 1m и q 21 , (, q 2n в
матричном представлении записывать в виде одностолбцовых m ( 1 и n ( 1
матриц соответственно:

| |q 11| |q | |
|q 1 =| |; q 2|21 |; |
| |( |= |( | |
| |q 1m| |q | |
| | | |2n | |

а те же первые значки ценовым векторам мы будем приписывать снизу: p1 и p2
, и их составляющие p1 1 , (, p1 m и p2 1 , (, p2 n записывать в виде
однострочных 1 ( т и 1 ( n матриц:
р1 = ( p1 1 ( p1 m ) ; р2 = ( p2 1 ( p2 n).

Имеющие одни и те же пространственные размерности количественный и
ценовый векторы одного и того же наборов товаров мы будем называть взаимно-
двойственными векторами. Они обладают тем свойством, что их матричное
произведение по правилу “строка на столбец”, например:

| |q 11| |
|p1 q 1 = ( p1 1 | |= p1 1 q 11 + ( + p1 m q 1m (|
|( p1 m) |( |( p1 , q 1 (, |
| |q 1m| |

дает одноклеточную 1 ( 1 матрицу или “скаляр” (число) ( p1 , q 1 ( -
сумму покомпонентных произведений перемножаемых векторов, называемую их
скалярным произведением или, коротко, сверткой этих векторов.
На протяжении всех наших лекций сторочные латинские буквы с двумя
значками будут обозначать одномерные величины или числа, те же буквы с
одним значком - соответствующие векторы, а буквы без значков - матрицы или
операторы. Причем всегда нижний значок матричных составляющих будет
нумеровать строки, а верхний - столбцы.
3.Табличное представление. Задача затрат представляет собою задачу
переработки m взаимозаменяемых видов “сложного” сырья в n видов “простых”
изделий. В линейном случае ее технология задается n( m таблицей
неотрицательных чисел a1 1, (, an m :
al k [количество l-изделий / на единицу k-сырья] ( 0 ;

l = 1, ( , n; k = 1, ( , m; m, n = 1, 2, ( ,

составляющих матрицу выпуска a. В целом, вместе с двумя парами векторов
q 1 и p1 , и q 2 и p2 всех своих товаров, задача затрат описывается
m(n+2(m+n) величинами и естественно представляется в следующем табличном
виде:

| |q 11 ( q 1m | |
|p2 1|a1 1 ( a1 m |q 21|
| |( ( ( | |
|( |an1 ( an m |( |
|p2 n| |q 2n|
| |p11 ( p1 m | |

Всякое производство, будь то разложение сырья или сборка изделий,
является преобразованием сырья в изделия как в отношении их количеств, так
и цен:

| |a | |
|q 1;|( |q 2; |
|p1 | |p2 , |

- и поэтому из 2m+2n его количественных и ценовых величин одна их половина
предопределяет другую. Так, в задаче затрат нам задается рыночный спрос на
выпускаемые изделия (план их производства) в виде неотрицательного вектора
спроса изделий q2 с n составляющими:
q 2l [количество. l-изделий] ( 0; l = 1, ( , n,

а дополнительный ему вектор q 1 спроса на потребляемое сырье подлежит
определению в условиях заданных цен - неотрицательного вектора закупочных
цен сырья p1 с m составляющими
p1 k [рубли / за единицу k-сырья] ( 0; k = 1, ( , m.

Заданные постоянные задачи называются, также, ее параметрами, а
искомые неизвестные - переменными. Для отличения параметров задачи от ее
переменных мы будем снабжать параметры дополнительным значком - ноликом “
( “ сверху.

4.Количественная часть задачи затрат. Предложение изделий. В прямой
части задачи затрат относительно заданных цен p1 на потребляемое сырье
ищется наименее расходное значение его вектора спроса q 1 . По этой причине
прямая часть задачи производственного управления называется, также, ее
количественной частью.
Выпуская al k единиц l-изделий из каждой затрачиваемой единицы k-
сырья, из q 11 , ( , q 1m единиц сырья всех m видов изготовляют q 21 , (
, q 2n :

q 21 = a 1 1 q 11 + ( + a 1 m q 1m ;
(
q 2n = a n 1 q 11 + ( + a n m q 1m ,

единиц изделий каждого вида. Количества предлагаемых изделий каждого вида
представляются линейными функциями q 2l = q 2l (q 1):

q 2l = q 2l (q 1) = ( a l , q 1 ( ; l = 1, ( , n ,

количеств затрачиваемого сырья в виде скалярных произведений (a l , q 1(
m-мерного столбцового вектора q 1 затрат сырья с m-мерными строчными
векторами a1 , ( , a n матрицы затрат a:
a1 = ( a1 1 ( a 1 m ) ,
(
an = ( an 1 ( a n m )

- векторами выпуска изделий каждого вида из всего ассортимента
потребляемого сырья.
В обычных матричных обозначениях набор линейных функций q 2l = q 2l
(q 1) образует n-мерный столбцовый вектор предложения изделий q 2.
Матричное представление полученных балансовых соотношений:

| |a1 1 ( | |q 11| |
|q 2 =|a1 m | | |= a |
| |( ( ( | |( |q1 |
| |an1 ( | |q 1m| |
| |an m | | | |

описывает осуществляемый m(n матрицей выпуска a линейное преобразование m
количеств потребляемого сырья всех видов в n количества производимых из
него изделий.

5.Множество допустимых планов. Допустимыми являются такие закупки
сырья q 1, при которых предложение производимых из него изделий q 2
удовлетворяет заданному на них спросу q 2:

| |
|q 2 = a q 1 ( q 2 , |
| |
|или: предложение удовлетворяет |
|спрос. |

Полученные ограничения:

a 1 1 q 11 + ( + a 1 m q 1m ( q 21 ;
(
a n 1 q 11 + ( + a n m q 1m ( q 2n ,

являются прямыми или количественными необходимыми условиями равновесия. Их
решения называются множеством допустимых планов задачи.
Как мы увидим позднее (см. ), множество решений полученной
системы неравенств, вообще говоря, неоднозначно, допуская любое
неотрицательное перепроизводство изделий (q 2 :
(q 2 ( q 2 ( q 2 ( 0 .


6.Равновесное потребление сырья. Издержки данного производства, то
есть стоимость приобретаемых по заданным закупочным ценам p1 1 , ( , p1m
потребных количеств q 11 , ( , q 1m всех видов сырья, образует их линейную
функцию L(q 1):

L(q 1) = p1 1 q 11 + ( + p1m q 1m = ( p1 , q 1( ,

называемую функцией стоимости, а также целевой функцией рассматриваемой
задачи. Количественная часть задачи равновесного управления состоит в
отыскании на области допустимых планов закупок сырья план закупок q 1
наименьшей стоимости L(q 1):

| |
|q 1 : ( p1 , q 1( = min ( p1 , q|
|1( |
|q1 ( a q 1 ( q 2 . |

Минимизирующее функцию стоимости задачи допустимое значение искомого
вектора q 1 называется его равновесным значением или, еще, оптимальным
планом задачи, а полученная задача - задачей равновесного (или, что то же
самое - оптимального) производственного управления. В общем случае
требование минимизации стоимости обеспечивает единственность ее решения.


1.2. Ценовая часть задачи затрат

1.Оценивание изделий. В условиях того же самого производства:

| |q 11 ( q 1m | |
|p2 1|a1 1 ( a1 m |q 21|
| |( ( ( | |
|( |an1 ( an m |( |
|p2 n| |q 2n|
| |p11 ( p1 m | |

- одновременно с веществом сырья на выпускаемые из него изделия переносится
и его стоимость и возникает двойственная задача оценки сырья ценами
производимых из него изделий, называемая, также, ценовой частью задачи
затрат.
Действительно, изготовление из единицы сырья вида k: k=1, ( , m,
al k штук изделий каждого вида l: l=1, ( , n, по ценам p2 l за штуку
сообщает сырью стоимости p1 k:

p1 1 = p2 1 a1 1 + ( + p2 n an 1 = ( p2 , b 1( ;
. . .
p1 m = p2 1 a1 m + ( + p2 n an m = ( p2 , b m(.

в виде линейных функций
p1 k = p1 k (p2) = ( p2 , b k(

цен производимых из них изделий, в совокупности образующих m-мерный
строчный вектор ценности сырья p1. Коэффициентными векторами этих линейных
функций служат столбцы b1 , ( , bm той же самой матрицы затрат a:

| |a1 | |a1 m|
|b 1 |1 |; . . . , | |
|= |( |b m = |( |
| |an | |an m|
| |1 | | |



- векторы выпуска ассортимента изделий из сырья каждого вида.
Полученные ценовые балансовые соотношения:

| |a1 1 ( | |
|p1 = ( p1 1 (|a1 m |= p 2 |
|p1 1) |( ( ( |a, |
| |an1 ( | |
| |an m | |

являются линейным преобразованием p 2 a= p 1 цен выпускаемых изделий в
производственные ценности потребляемого сырья, двойственным осуществляемому
той же матрицей выпуска изделий a количественному линейному преобразованию
q 2 = a q 1 , сырья в изделия.

2.Ценовые условия равновесия. В условиях свободного доступа как
производителей, так и потребителей товаров к сырью и технологиям, продажа
всякого готового изделия его производителем становится возможной лишь при
условии того, что приобретение готового изделия потребителем оказывается
для него не дороже его самостоятельного изготовления. По этой причине
допустимыми являются такие продажные цены p2 выпускаемых изделий, при
которых производственные ценности p1= p1(p2) сырья не превышают его
закупочных цен p1 :

| |
|p1 = p2 a ( |
|p1 . |

Полученные условия продаж являются двойственными или ценовыми необходимыми
условиями равновесия. Они выражают тот наш потребительский опыт, в
соответствии с которым товары массового производства при прочих равных
условиях имеют свойство приобретаться тем охотнее, чем ниже их цена.
Множество решений ценовых ограничений называется множеством
допустимых цен.

3.Равновесные цены изделий. Доход производства, даваемый стоимостью
продаваемых по ценам p2 1, ( , p2 n требуемых количеств q 21 ,( , q 2n
выпускаемых изделий образует линейную функцию Ldual(p2) этих цен:

Ldual(p2) = p2 1 q 21 + ( + p2 n q 2n = ( p2 , q 2(,

называемую функцией стоимости ценовой части задачи. Как и всякий доход он
стремится быть максимизированным своим получателем, и по этой причине
двойственная часть задачи управления состоит в отыскании на множестве
допустимых цен изделий их наиболее доходных значений p2 :

| | |
|p2 : ( p2 , q 2( = max ( p2 , q |. |
|2( | |
|p2 ( p2 a ( p1 | |
| | |

Максимизирующие функцию стоимости задачи допустимые цены изделий
называются их равновесными ценами, а сама задача - двойственной или ценовой
частью задачи равновесного управления.

4.Правила двойственного соответствия. Итак, для одной и той же задачи
затрат:

| |q 1| | |
|p2 |a |q 2|,|
| |p1 | | |


мы получили ее прямую и двойственную части:

q 1 : min (p1 , q 1( при a q 1 ( q 2
и
p2 : max (p2 , q 2( при p2 a ( p1 .

Обе они, несмотря на различные "сопряженные" наборы искомых неизвестных: в
одной q 1, а в другой p2 ,- объединены одними и теми же наборами параметров
a, q 2 и p1 и обладают определенной двойственной симметрией, позволяющей по
одной части задачи востановить ей двойственную часть и наоборот.
Действительно, сравнивая между собой обе подзадачи, мы можем
установить правила соответствия между ними. Эти правила состоят в замене

1) знака ограничений с ( на ( ,

2) действия оптимизации функции стоимости c min на max ,

3) параметров ограничений на параметры функции стоимости c q 2 на p1 ,

4) количественных переменных на им сопряженные ценовые: c q 1 на p2 , и
наоборот,

и позволяют по известной одной части задачи тут же написать ей
двойственную.
Заметим , также, что "сопряженные" количественные q 1 и ценовые p2
переменные обеих подзадач относительно количеств товаров имеют взаимно
обратные количественные размерности штук и обратных штук товара:

[ q 1k ] = штуки и [ p2 l] = рубли / штуки,

и их балансовые соотношения взаимно обратны в том смысле, что в прямых -
количества сырья преобразуются в количества изделия, а в двойственных -
наоборот: цены изделий преобразуются в цены сырья:

q 2 = a q 1 и p2 a = p1 .


5.Транспонирование. Соблюдаемое нами во взаимно двойственных
подзадачах различение строчных и столбцовых векторов устраняется действием
транспонирования. Транспонированием матрицы называется действие замены ее
строк столбцами или, что то же самое,- столбцов строками, и обычно
обозначается значком “t” сверху:

| |a1 1 ( | |a1 1 ( | |
|а t |a1 m |t |an 1 |.|
|= |( ( ( | |( ( ( | |
| |an1 ( |( |a1 m ( | |
| |an m | |an m | |


В частности:

| |q | t |p1 | |
|(q 1) t|11 |= ( q 11 ( q 1m) и (p1) t = (|1 |.|
|= |( |p1 1 ( p1 m) t = |( | |
| |q | |p1 | |
| |1m | |m | |

Транспонирование произведения матриц доопределяется произведением
транспонированных матриц, взятых в обратном порядке:

(a c )t = (c )t (a )t;
в частности:
( p2 a ) t = a t (p2) t и (a q 1) t = (q 1) t a t ,
а также
((p1 , q 1() t = ((q 1) t, (p1) t( .

Теперь, двойственная часть задачи равновесного управления, полученная
нами в строчных векторах p1 и p2 с умножением на матрицу a справа:

p2 : max (p2 , q 2( при p2 a ( p1 ,

в транспонированном виде записывается подобно своей прямой части

q 1 : min (p1 , q 1( при a q 1 ( q 2

в столбцовых векторах (p1)t и (p2)t с умножением на транспонированную
матрицу a t слева:

(p2 )t : max ((q 2)t, (p2)t( при a t (p2) t ( (p1 )t.



1.3. Задача выпуска

1.Табличное представление. Задача выпуска является "обратной" по
отношению к предыдущей задаче затрат задачей равновесного производственного
управления. Процессом производства в ней является процесс сборки ряда
взаимозаменяемых сложных изделий из нескольких видов простого сырья.
Примерами задачи выпуска являются задачи оптимального планирования сборки
изделий из нескольких видов комплектующих узлов, в частности:
- строительства из нескольких видов строительных материалов
- времени работы нескольких видов промышленного оборудования,
- времени работы рабочих нескольких специальностей,
и им подобные задачи.
При использовании m видов сырья для производства n видов изделий во
всех задачах выпуска процесс производства описывается матрицей затрат c,
составляющие которой
ci j [количество i-сырья / на единицу j-изделия] ( 0 ,

имеют обратные количественные размерности по отношению к количественным
размерностям матрицы выпуска a : [ aj i] = количество j-изделий / на
единицу i-сырья.
В условиях заданного вектора предложения сырья q 1 и заданных цен
p2 на производимые изделия в количественной (прямой) части обратной
задачи ищется наиболее доходное предложение (план производства) изделий q 2
, а в ценовой (двойственной) части - наименее расходные цены p1
потребляемого сырья:

| |q 21 ( q 2n | |
|p1 1|c1 1 ( c1 n |q 11|
| |( ( ( | |
|( |cm1 ( cm n |( |
|p1 m| |q 1m|
| |p21 ( p2 n | |

Формальным отличием приведенной таблицы от таблицы предыдущей задачи
является, как мы видим, замена сырьевых переменных "издельными" и
наоборот.

2.Количественная часть задачи выпуска. В условиях затрат ci j единиц
i-сырья на каждую единицу производимого j-изделия, на выпуск q 21 , ( ,
q 2n единиц изделий всех n видов потребуется q 11 , ( , q 1m :

q 11 = c1 1 q 21 + ( + c1 n q 2n ( (c1 , q 2( ;
. . .
q 1m = cm 1 q 21 + ( + cm n q 2n ( (cm , q 2( ,

единиц сырья каждого вида. n-мерные строки матрицы затрат, служащие
коэффициентами балансовых соотношений:
c1 = ( c1 1 ( c1 n );
. . .
cm = ( cm 1 ( cm n ),

есть векторы затрат сырья каждого вида на весь ассортимент производимых из
него изделий. Матричное представление полученных балансовых соотношений:

q 1 = q 1(q 2) = c q 2 ,

описывает линейный процесс пересчета предложения выпускаемых изделий в
спрос на потребляемое для их производства сырье.
Допустимым является такое предложение изделий, при котором спрос на
потребляемое сырье не превосходит его предложения:

q 1 = c q 2 ( q 1.

Доход такого производства, выражаемый стоимостью M(q 2) продаваемых
по ценам p2 предлагаемых количеств изделий:

M(q 2) = p2 1 q 21 + ( + p2 n q 2n ( (p2 , q 2( ,

называется функцией стоимости количественной части обратной задачи. Сама же
задача состоит в том, чтобы на множестве ее допустимых планов производства
найти план наибольшей стоимости:

| | |
|q 2 : ( p2 , q 2( = max ( p2 , q|.|
|2( | |
|q 2 ( c q 2 ( q 1 | |
| | |

В сущности, все задачи равновесного управления являются определениями
равновесных значений своих искомых неизвестных.
3.Ценовая часть задачи выпуска. Одновременно, затраты на каждую
единицу j-изделия ci j единиц сырья всех m видов по ценам p1 i: i=1, ( ,
m, сообщают выпускаемым изделиям цены p2 1 , ( , p2 n :

p2 1 = p1 1 c1 1 + ( + p1 m cm 1 ( (p1 , d 1( ;
. . .
p2 n = p1 1 c1 n + ( + p1 m cm n ( (p1 , d n( .

m-мерные столбцовые векторы матрицы затрат:

| |c1 1| |c1 n| |
|d 1 | |, ( , d n| |,|
|( |( |( |( | |
| |cm 1| |cm n| |

есть векторы затрат сырья на выпуск изделия каждого вида. Ценовые
балансовые соотношения
p2 = p2(p1) = p1 c

описывают осуществляемое матрицей затрат двойственное линейное
преобразование цен потребляемого сырья в цены производимых из них изделий.
При заданных продажных ценах изделий вложенное в них сырье
приобретает ценность, не меньшую ценности выпускаемых из него изделий:

p2 = p1 c ( p2 .

Как и в задаче затрат полученные ценовые условия равновесия выражают
необходимое условие продаж: покупка готовых изделий не должна быть дороже
их самостоятельного изготовления.
Стоимость расходуемого сырья:

Mdual(p1) = p1 1 q 11 + ( + p1 m q 1m ( (p1 , q 1( ,

составляет расход производства. Ищутся допустимые цены сырья, сообщающие
его стоимости наименьшее значение:

| |
|p1 : ( p1 , q 1( ( min ( p1 , q |
|1( |
|p1 ( p1 c ( p2 . |

4.Каноническая пара задач. Итак, мы описали все четыре линейные
статические задачи равновесного производственного управления:
| | |q 1| | |
|- пару задач затрат: |p2 |a |q 2|:|
| | |p1 | | |


с прямой задачей оптимального планирования закупок сырья:

q 1 : min (p1 , q 1( при a q 1 ( q 2 ,

и двойственной ей задачей оптимального планирования цен выпускаемых
изделий:

p2 : max (p2 , q 2( при p2 a ( p1 ;

| | |q 2| | |
|- и пару задач выпуска: |p1 |с |q 1|:|
| | |p2 | | |


с прямой задачей оптимального планирования выпуска изделий:

q 2 : max ( p2 , q 2( при c q 2 ( q 1 ,

и ей двойственной задачей оптимального оценивания сырья:

p1 : min ( p1 , q 1( при p1 c ( p2 .

Как мы видим, обе задачи обладают "перекрестной" симметрией и
формально, то есть безотносительно к экономическому содержанию, прямая и
обратная пары задач тождественны друг другу с точностью до - 1)-
переобозначения своих величин и -2)- перестановки между собой их взаимно-
двойственных частей:

min ( p1 , q 1( при a q 1 ( q 2 max ( p2 , q 2(
при c q 2 ( q 1,


max ( p2 , q 2( при p2 a ( p1 min ( p1 , q 1(
при p1 c ( p2 .

Точная взаимозаменяемость задач достигается:
- заменой технологических матриц:
c ( a ,

- и переобозначением количественных и ценовых векторов:

(p1; 2 )t ( q 1; 2 .

При этом прямая часть задачи затрат становится равносильной двойственной
части задачи выпуска, а двойственная часть первой - прямой части второй.
Будем называть взаимно-двойственную пару задач прямого (затратного)
вида с прямой (количественной) частью на минимум и двойственной (ценовой)
частью на максимум:
| | | | | |
| |q 1| | |q 1 : min ( p1 , q 1( при |
| | | | |a q 1 ( q 2 , |
|p2 |a |q 2| : | |
| |p1 | | |p2 : max ( p2 , q 2( при |
| | | | |p2 a ( p1 . |
| | | | | |

- канонической парой линейных задач статического равновесия, а их
переменные q 1 и p2 - канонически сопряженными переменными.


1.4. Задача равновесия

Физическое содержание задачи равновесия. В трехмерном случае: m, n (
3, наша задача имеет простое физическое истолкование. Во внешнем силовом
поле постоянной во времени и пространстве напряженности p1 скалярная
линейная функция координат L(q 1):
L(q 1) = (p1 , q 1( ,

является потенциальной энергией находящегося в точке q 1 пробного тела
единичной массы (заряда). Все налагаемые на перемещения пробного тела
дополнительные ограничения называются в механике связями. Ограничения нашей
задачи

q 1: a q 1 ( q 2

задают в пространстве ее переменной q 1 выпуклую многогранную область
допустимых перемещений. В итоге, каноническая задача оптимального
производственного управления:

q 1: min ( p1 , q 1( при a q 1 ( q 2 - ?

- физически представляет собою задачу вычисления в ограниченной области
пространства координат q 1 точки наименьшей потенциальной энергии L(q 1)
пробного тела единичной массы в постоянном внешнем силовом поле p1 .
Точка наименьшей потенциальной энергии называется точкой статического
равновесия и задача ее определения - задачей статического равновесия. По
этой причине линейную задачу оптимального производственного планирования мы
будем называть так, как об этом заявлено в названии, а именно - линейной
задачей статического равновесия.
Особенностью линейных задач является независимость их свойств от
геометричеких размерностей их величин. Это обстоятельство используется для
распространения трехмерной терминологии на линейные задачи равновесия любой
пространственной размерности.
Возьмем в качестве пробного тела идеальный маленький шарик (то есть
шарик, с диаметром, меньшим длины самого короткого ребра допустимой
области, без трения покоя перекатывающийся между всеми ее угловыми точками)
и поместим его в образуемую системой ограничений выпуклую многогранную
область. Основные свойства задачи равновесия становятся физически
очевидными свойствами его поведения в этих условиях.
Так, условие невыкатывания шарика из области ограничений под
действием приложенной к нему внешней силы является признаком существования
решения задачи равновесия. Геометрически он состоит в условии
принадлежности вектора силы p1 выпуклой оболочке коэффициентных векторов
всех ограничений.
Точка равновесия, если она существует, располагается на границе
области допустимых перемещений и, более того, - в одной из угловых точек
границы.
Выпуклая области имеет выпуклую границу и наоборот. Физически, это
обстоятельство равносильно условию свободного перемещения шарика по границе
в поисках точки своего равновесия. Способ последовательного приближения к
точке равновесия посредством движения по ребрам граничной поверхности
называется "симплекс-методом" решения задачи линейного программировани.
Задача оптимизации заданной функции на заданной поверхности называется в
механике задачей управления.
Грани точки равновесия называются равновесными гранями. В точке
равновесия со стороны каждой равновесной грани на шарик действует сила
реакции опоры, направленная прямоугольно этой грани вдоль вектора ее
нормали. Признак равновесия выражает собою содержание третьего закона
Ньютона, по которому в точке равновесия вес пробного тела уравновешивается
суммой сил реакций опор. Равновесные цены выпускаемых изделий являются
коэффициентами p2 этого разложения.
Если некоторая грань является равновесной, то она проходит на нулевом
расстоянии от точки равновесия и, потому, с ее стороны на шарик действует
ненулевая сила реакции опоры; если же грань неравновесна, то она
располагается на строго положительном расстоянии от точки равновесия и,
потому, сила реакции с ее стороны равняется нулю. В теории задачи
равновесия эта пара свойств получила название дополняющей нежесткости.
Отсутствие вырождения в виде прямоугольности вектора напряженности
силового поля одной из равновесных граней служит признаком единственности
решения задачи равновесия. При непрерывных значениях параметров точная
пропорциональность координат вектора p1 и какого-то вектора al нормали
грани невероятна и может быть лишь следствием округления численных значений
их координат. Такое вырождение задачи называется случайным и легко
снимается малыми изменениями или “шевелением” параметров. Отношения,
сохраняющиеся при шевелении их параметров, называются случаем общего
положения или, по-просту, - общим случаем.



Основная литература

1. Л.В.Канторович. Экономический расчет наилучшего использования
ресурсов. М., 1960
2. Дж.Данциг. Линейное программирование, его применения и обобщения.
М., “Прогресс”, 1966
3. Д.Б.Юдин и Е.Г.Гольштейн. Линейное программирование: теория,
методы и приложения. М., “Наука”,1969
4. М.Интрилигатор. Математическкие методы оптимизации и экономическая
теория. М., “Прогресс”, 1975







Реферат на тему: В.И. Вернадский "Учение о ноосфере и современное глобальное мышление"
Московский Государственный авиационный институт (технический университет)



Кафедра Философии



Реферат
по философии

В.И. Вернадский: Учение о ноосфере
и современное глобальное мышление

аспиранта кафедры 805
Гавриченкова Ильи Анатольевича



Москва, 1997

Содержание


Введение 3


Философские подходы к естествознанию 6


Основные положения учения о ноосфере 12


Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность. 19


Заключение 25


Литература 26



Введение

Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его
глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих
судьбы всего человечеcтва.
Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены
крепостного права в России, в семье профессора политической экономии,
яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через
пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности
Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е.М.Короленко, офицер в отставке,
увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали
проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом.
Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов,
поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или
бессознательно повлияли на его научное творчество.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился
Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались
иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский
самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу,
преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи
писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и
философии ученый сохранил на всю жизнь.
Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет
Петербургского университета, где среди профессоров находились светила
русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее
влияние на Вернадского несомненно оказал Докучаев, преподававший в
университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в
экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством
Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не
ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов
также в геологии, кристаллографии, истории.
В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял
многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна
удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с
неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли
подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою
жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество
вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о
мире и человеке.
В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета
Московского университета. Работая на этом месте ученый много ездит,
работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает
геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую
диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году
его избирают членом Государственного совета от Московского университета.
Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и
под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по
изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В
конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был
назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа
«Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах,
круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме
времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы –
области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за
несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны.
Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его
век выпали и не менее революционные открытия в науке.
Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы.
Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках.
Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо
сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,
и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в
специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на
склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов,
лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он
выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной
современностью.
И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной
роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей
цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни
парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки,
увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории
относительности,
Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно
видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного
раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский
пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце
концов занять место у самого штурвала эволюции.
Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности
потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью,
отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот
состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в
ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках
бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи,
этап естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую
мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens,
человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее
космической силы, царство которой впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.


Философские подходы к естествознанию

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является
единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по
естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых
Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по
его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в
глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что
проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
Рассмотрим, какие философские мысли встречаются в естественнонаучных
работах ученого.
При изучении Вернадским «мертвого вещества», кристаллов и минералов, он
сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил
не из общих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные
кристаллографии. Вернадский считал, что кристалл – это особая активная
среда, особая форма пространства. Другими словами: нет однородного
пространства мира (всеобщего эфира), а есть множество его форм, состояний.
Кристалл – одно из состояний, для которого характерна неоднородность
физических свойств в разных направлениях. Точно также Вернадский пытался
увидеть историческую роль минералов. Он считал минералы остатками тех
химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара; эти
реакции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего, находятся
в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Земля как планета.
Вернадский пытался связать эти разные фазисы Земли с общими законами
небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколков
различных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса.
Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях
видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов.
Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению Вернадского,
определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких
горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических
процессах играют живые организмы и энергия Солнца, Земная кора, каменный
покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность — в среднем около
тридцати километров (что это в сравнении с диаметром Земли — более
двенадцати тысяч километров!). Однако именно здесь, в земной коре,
осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с
одной стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой
(из глубин) — энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа
задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхности планеты.
Земные растения как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе
фотосинтеза лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических
соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете — как
особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые
существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обволакивающей
круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» роль жизни, которая питается
соками великолепного космического плода, называемого Землей. В
действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский. Некоторая
часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них
фактически не имеет значения энергия связи, молекулярная. На первое место у
них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры
концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и
рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление
химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных
сил такого рода, по мнению Вернадского — живые существа.
Вакуум при жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в
данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако
Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного
нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса.
То есть пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая
самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо
объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона
сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона).
Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная в
вакууме, имеет принципиально другую природу. С этих позиций очень
своевременно звучат слова Вернадского: «Об этих пространствах с рассеянными
атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальной пустоте
«вакуума», но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянном виде
содержащей колоссальные запасы материи и энергии...»
С начала XX века стали преобладать понятие о едином и неразделимом
пространстве-времени. Но если пространство и время — части единого целого,
то нельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на
пространство. Все особенности пространства отражаются так или иначе во
времени. Наконец, возникает вопрос: охватывает ли пространство-время всю
научную реальность? Есть ли явления вне пространства-времени? По мнению
Вернадского, такими объектами могут быть кванты — мельчайшие неделимые
порции энергии. Натуралист наблюдает реальные объекты, подвластные времени,
изменяющиеся непременно, как ни медленно проходили бы подобные изменения.
Эти превращения чаще всего не сводимы к механическому перемещению. Это
«внутренние» преобразования, которые остаются вне внимания физиков,
вырабатывающих свое представление о пространстве-времени на основе теории
относительности. Вернадский придавал особое значение принципу единства
пространства-времени. Геологические объекты обладают разнообразными
свойствами, структурными особенностями. Одно из проявлений такой
разнородности — различные реальные кристаллические пространства. В их
пределах по-разному организована материя (атомы, молекулы), по-разному
проявляется симметрия. Реальное пространство планеты крайне неоднородно,
мозаично... Такая формулировка по старинке предполагает разделение
пространства и времени. А если научно доказано их единство, то следует
говорить о мозаичности пространства-времени. Когда мы исследуем структуру
различных видов реального пространства, как утверждает Вернадский, надо
иметь в виду возможность структурных особенностей времени для каждого
такого вида.
Время — всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне
времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя
кристаллы и минералы, Вернадский осуществлял прежде всего научный анализ,
рассматривал и группировал отдельные объекты своеобразной структуры и
химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза
знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к
обобщениям. В отличие от большинства геологов Вернадский сочетая научный
анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с
жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как
подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в природе, времени
(тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым
неподвижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть
находящимися «вне времени»). Поэтому он не мог не отметить роль жизни на
Земле: «Органический мир как целое является тем своеобразным фактором,
который разрушает минеральные тела Земли и использует их энергию...» Таким
образом Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как
участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные
взаимосвязи органического и неорганического миров.
В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое
тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты
Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все
живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о
биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимическим
принципам): «Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к
максимальному своему проявлению». Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь
жизни», в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в
ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую
активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую
приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
И еще. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не
только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия
личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь
частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может
судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью
проникает вверх и вниз». Все мы, люди — неразрывная часть живого вещества,
приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса,
продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но в идеях о космическом
«управлении» земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем
более о Мировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского не было. Он
писал: «...область человеческой культуры и проявление человеческой мысли —
вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется как
бесконечно малое...». То есть, по Вернадскому, мы (человечество) – не
придаток Вселенского Разума, мы – часть его.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии
планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал
человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий
дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего
носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и
преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он
верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался
Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть
природы. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.
Таким образом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере – сфере
разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлял
существенное место разуму в глобалистическом его проявлении. В 1938 году
Вернадский писал:
«Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового
геологического фактора, небывалого в ней по мощности...
Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений
охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства —
человеком.
Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его
размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею
направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую
биогенную силу...
Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой.
Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или
океана, отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других
мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы,
аэростаты охватили весь земной шар.
...Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и
мощное в своей основе, чем человеческая история...
Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для
сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по
существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества».
Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия
в истории Земли. Казалось бы, все ясно. Однако Вернадского не вполне
удовлетворяли подобные формулировки. Он продолжал размышлять о ноосфере и в
последний год своей жизни испытывал не только удовлетворение от сознания
верности своих идей, но и серьезные сомнения. В его статье «Несколько слов
о ноосфере» есть такие слова: «Мысль не есть форма энергии. Как же может
она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не
разрешен».
Действительно, ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью
мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты.
«Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего
проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает
ее разумом».
Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума,
которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос.
Может показаться странным, что он постоянно подчеркивает, утверждает идею
ноосферы, не упоминая, скажем, о сфере человека или человечества, об эпохе
человека. Тогда не возникло бы никаких недоуменных вопросов о роли разума в
преобразовании природы: ведь человек соединяет в себе два мира, две
«сферы»— мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая
неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе
трудовой деятельности и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого
организма.
Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума
сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно
выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...
Но не вернее ли говорить о том, что создания человека воплощают не только
его разум, но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним лишь
напряжением ума невозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет роль
организатора, руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но
недостаточен для изменения материальных процессов.
И все-таки главная отличительная черта человека — разум, бесконечно
увеличивающий возможности людей. «...Все человечество, вместе взятое,—
писал Вернадский,— представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его
связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным
этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на
нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической
силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей
жизни...»


Основные положения учения о ноосфере


Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,
значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет
понять место и роль исторического развития человечества в эволюции
биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,
является то, что человек не является самодостаточным живым существом,
живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и
является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной
неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать
Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное
явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде
жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека
на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в
последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические
силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание
убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового
состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно
связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и
мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». [1, c.
26] Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на
окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область
минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама
превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась
новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в
эволюцию биосферы». [1, c. 27]
Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой
является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль
социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский
писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю
планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния
одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на
изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». [1, c. 27]
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.
Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством
организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого
лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе
естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное
проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,
по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, c. 28]
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.
Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение
естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы
стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера
посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
[1, c. 34]
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и
должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном
аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном
аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной
оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он
не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И
он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы
находимся в условиях единого геологического исторического процесса,
охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые
происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем
социальная, научная и культурная связанность человечества только
усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие
годы чуть не ежегодно». [1, c. 88]
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод
французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий
момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то
есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа
представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не
случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все
человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего
человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.
Таким образом:
1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
2. Человек во всех

Новинки рефератов ::

Реферат: Doubts accident result of freak weather (Иностранные языки)


Реферат: Журнал «Школьная библиотека» как источник информации о научно – познавательной книге (Педагогика)


Реферат: Заимствованные слова в региональной прессе на примере газеты "Чапаевский рабочий" (Литература)


Реферат: Влияние биодобавок на продуктивность японского перепела (Биология)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)


Реферат: Туберкулёз органов дыхания (Биология)


Реферат: Информационная технология (Технология)


Реферат: Нормативно правовые акты федеральных органов государственной власти как основные источники регулирования муниципальной службы в РФ (Муниципальное право)


Реферат: Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах (Социология)


Реферат: Определение реакций опор твердого тела (Физика)


Реферат: Обзор технологии CORBA (Компьютеры)


Реферат: Красители (Химия)


Реферат: Программа социологического исследования (Социология)


Реферат: Система образования в Ирландии (Педагогика)


Реферат: Порівняльна характеристика система освіти України та Південної Кореї (Педагогика)


Реферат: Социальные институты. Семья (Социология)


Реферат: Особенности российского федерализма (Право)


Реферат: Понятия как форма мышления (Логика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист