GeoSELECT.ru



История / Реферат: Афганистан. Неизвестные страницы необъявленной войны (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Афганистан. Неизвестные страницы необъявленной войны (История)



Лицей №2


Тема:

Афганистан – «Неизвестные страницы необъявленной войны»



Федоренко Владимир

ученик 11-Б класса



руководитель:
учитель истории и

обществознания
Мезенцева Е. А.



г. Железноводск
2001г.


Содержание:

1. Введение ………………………………………………стр. 3
2. Личности, какова их роль в «необъявленной войне»?
а) Хафизулла Амин и Леонид Брежнев ………………стр. 5
б) Михаил Горбачев и доктор Наджибулла …………стр. 8
3. Взгляд людей, побывавших в Афгане, и взгляд тех, кто не был «за Речкой».
а) Тысячи солдат, офицеров и медсестёр для себя погибли?
б) Высказывания простых людей ……………………стр. 10
4. Заключение …………………………………………стр. 12
5. Литература…………………………………………стр. 13



Введение.
Формирование истории, кто или что определяет цепочку событий больших и
малых в разных исторических масштабах, что оказывает ключевое, направляющее
влияние на ход истории - один из главных и неоднозначных вопросов который
интересует историков и не только их, а многих людей деятельность которых
связана не только напрямую, но даже вообще казалось бы не связана с
исторической наукой. Более того, этот вопрос интересует почти каждого
человека. Если рассматривать исторический процесс как результат
деятельности системы управления складывающийся в какой то мере случайно, а
в какой-то закономерно под влиянием множества физических, природных и
общественных факторов то закономерен вопрос о роли каждой части этой
системы в процессе. Сама по себе система управления состоит из ряда
подсистем, каждая из которых также является некоторой системой со своими
внутренними взаимоотношениями и правилами. Но поскольку отдельные
подсистемы являются частью реального мира и их существование в таком виде
во многом определяется не только их внутренней деятельностью, но и также
внешними взаимосвязями то одним из актуальных вопросов становится вопрос о
влиянии каждой из них в отдельности на общий процесс функционирования
системы частью, которой она является.
Само по себе управление является замкнутой системой. Оно всегда
предусматривает какую то главную цель на достижение которой направлена
деятельность подсистем связанных в систему. Фактором, определяющим работу
такой замкнутой системы является использование сравнения реальной раскладки
фактов с той, которая должна быть в соответствии с целями и реагирование на
результат этой разницы изменением формы и степени воздействия на систему,
иными словами в замкнутой системе контролю достижения цели служит обратная
связь. Но результат такого сравнения во многом определяется
преобразованиями, произведенными над информацией и воздействием
подсистемами этой цепочки управления, а именно если для управления
используется какая либо стратегия, то результат во многом определяется тем,
как остальные подсистемы воспринимают воздействие и что они возвращают на
выходе. Одной из крупных подсистем в этой цепочке является общество и
группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системы
управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке?
Поскольку этот вопрос есть сложная, многогранная проблема, то решить
его с однозначным, точным доказательством невозможно, он является
фундаментальным вопросом. Проблема связи личности и истории в смысле их
влияния друг на друга и взаимодействия прослеживается на протяжении всей
жизни человечества. Многие века назад, когда только начиналось расселение
человечества на Земле, изменение жизненных укладов происходило в основном
под действием природных условий, в этот период эволюция человека шла
медленно. В первобытный период роль личности прослеживается с формальной
точки зрения достаточно просто - это наличие вождей в племенах, которые в
процессе своего становления завоевывали авторитет силой, ловкостью и
мудростью и превращались в общепризнанных авторитетов. И это было
достаточно понятно, так как приходилось бороться за существование, а,
объединяясь вместе, сохраняя и передавая опыт, это удавалось легче.

На протяжении веков, при крайне малой населенности Земли, влияние племен
друг на друга было очень мало и тогда исторические периоды очень сильно
растягивались во времени.
Итак, на первобытном периоде истории можно сделать вывод, что складывалась
традиция выделять личность и приписывать ей роль в создании истории. Со
временем население увеличивалось, и влияние групп населения друг на друга
проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы,
населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый
уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость
в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством
подсистем отношений в нем. Теперь уже стало значительно трудней не только
сказать, кто определяет ход истории, но и выделить цепочку и
последовательность исторических событий. Можно сделать предположение, что
лидерство, глвенствующая роль в ходе истории личности - одна из древнейших,
подсознательных традиций.
Но теперь самое время посмотреть в настоящее время, когда уже вполне
сформировалась глобальная мировая система, появилась новая реальность, в
которой было сложное переплетение сфер общественно - политической жизни
общества. Для нее характерно явление противопоставления ролей общества и
массы отдельной личности в истории. Есть много противоречивых исторических
фактов, когда трудно сказать, как влияла на ход событий личность, а как
масса и что это была за личность. И это закономерно, так как результат
управляющего воздействия на систему во многом определяется способом работы
внутренних ее компонент.
Одно из ярких исторических событий – советско-афганская война, в которой
есть и личности и массы, находящиеся в динамическом взаимодействии, где
можно увидеть роль личности, как в глобальном масштабе, так и на микро
уровне. При чем здесь видны в динамике как давно известные, "старые"
личности, так и возникновение новых авторитетов.



Личности, какова их роль в необъявленной войне?
В первую очередь я решил рассмотреть роль личностей, начинавших эту
войну. Это Хафизулла Амин и Леонид Брежнев. Первый – динамичный молодой
руководитель, стремящийся любыми путями удержаться у власти; второй –
пожилой, полубольной человек. Начну с первого.

Роковой день.
27 декабря 1979 года новый правитель Афганистана Хафизулла Амин пригласил
к себе гостей. На обед вместе с женами съехались его ближайшие соратники –
члены Политбюро, министры. Формальным поводом, чтобы собрать всех, стало
возвращение из Москвы секретаря ЦК НДПА Панджерши. Но имелась и ещё одна
существенная причина, по которой Амин пригласил к себе гостей. Недавно он
переехал в специально отремонтированный для главы партии и государства
роскошный дворец, расположенный на холме в конце проспекта Дарь-уль-аман.
Раньше здесь размещался штаб кабульского гарнизона, теперь же этот
величественный замок стал принадлежать генеральному секретарю ЦК НДПА,
председателю Революционного комитета, вождю всех афганских трудящихся.
Амину не терпелось показать гостям роскошные покои, богатую роспись стен,
отделанные деревом и камнем личные апартаменты, бар, столовую, залы для
торжественных приемов.
Вокруг дворца были разбиты цветники, а на соседнем холме отстроен
ресторан для будущих весёлых пикников. Получивший университетское
образование в США, Амин был не чужд светских забав.
Обед проходил в лёгкой, непринуждённой обстановке, тон задавал сам
радушный хозяин. Когда Панджерши, сославшись на предписание врачей
следовать диете, отказался от супа, Амин дружески пошутил: «Наверное, в
Москве тебя избаловали кремлёвской кухней». Панджерши кротко улыбнулся,
приняв шутку. Он вытер салфеткой губы и ещё раз повторил для всех то, что
уже рассказывал Амину: советское руководство удовлетворено изложенной им
версией смерти Тараки и смены руководства страной, его, Панджерши, визит
ещё больше укрепил отношения с Москвой. Там ему подтвердили, что СССР
окажет Афганистану широкую военную помощь.
Амин торжествующе обвел глазами присутствующих: «Советские дивизии
уже на пути сюда. Я вам всегда говорил, что великий сосед не оставит нас в
беде. Все идет прекрасно. Я постоянно связываюсь по телефону с товарищем
Громыко, и мы сообща обсуждаем вопрос, как лучше сформулировать для мира
информацию об оказании нам советской военной помощи».
После вторых блюд гости перешли в соседний зал, где был накрыт
чайный стол. Некоторые, сославшись на срочные дела, уехали. И тут случилось
необъяснимое. Почти одновременно все почувствовали себя худо: их одолевала
чудовищная, неведомая никому раньше сонливость. Люди падали в кресла и
буквально отключались. Напуганная прислуга бросилась вызывать докторов из
советского посольства и Центрального военного госпиталя.
Странная болезнь в одночасье поразила всех, кроме Панджерши. Амин не
был исключением: его охранники, поддерживая обмякшее тело генсека, помогли
ему добраться до кушетки, и хозяин дворца мгновенно провалился в глубокий
сон.
Когда приехавшие из советского посольства врачи промыли ему желудок и
привели в чувство, он, едва открыв глаза, удивленно спросил: «Почему это
случилось в моем доме? Кто это сделал?»
День катился к закату. Амин еще не знал, что главное удивление, вернее,
потрясение ждет его впереди. Почти все гости, пришедшие в себя,
разъехались. В 19 часов 30 минут — стало уже темно — несколько страшных
взрывов потрясли здание.
С потолков посыпалась штукатурка, послышались звон разбитого стекла,
испуганные крики прислуги и охранников. И почти сразу вслед за этим ночную
тьму разорвали светлые нити трассирующих пуль — они тянулись к дворцу со
всех четырех сторон, а грохот взрывов стал беспрерывным.
Все, что существовало до этого, мгновенно, сразу, без всякого
перехода перестало существовать. На дворец был обрушен такой шквал огня,
что нечего было и думать о каких-то отдельных террористах. Но что это?
Бунт? Измена? Или, может быть, кошмарный сон?
Амин оторвал от подушки тяжелую голову: «Дайте мне автомат». «В кого
ты хочешь стрелять? — спросила его жена. — В советских?»
Вскоре все было кончено. Осколки гранаты настигли Амина за стойкой того
самого бара, который он с гордостью показывал днем своим гостям. Через
несколько минут к уже бездыханному телу подошел вооруженный человек в
военной форме, но без знаков различия, перевернул Амина на спину, достал из
своего кармана фотографию и сверил ее с тем, чье тело недвижимо лежало
перед ним. Убедившись в том, что не ошибся, человек без знаков различия в
упор еще раз выстрелил в тепе уже бывшего руководителя Афганистана.
Поздно вечером по радио было объявлено: «Революционный суд приговорил
предателя Хафизуллу Амина к смертной казни. Приговор приведен в
исполнение». Было также объявлено, что сейчас к народу Афганистана
обратится новый генеральный секретарь ЦК НДПА товарищ Бабрак Кармаль.
Мир еще ни о чем не ведал. Мир жил надеждами разряд той отдушины,
которая ненадолго уступила место жесточайшей конфронтации между двумя
сверхдержавами.
Мир, наш раним и хрупок, политики не раз подвергали испытаниям, ставя
людей по разные стороны баррикады, делая врагами, сея в их душах семена
недоверия и ненависти. И теперь Афганистан. Выстрелы во дворце на проспекте
Дар-уль-аман, добив короткое перемирие, стали сигналом к новой глобальной
вражде, на многие годы похоронившей надежды.
Вряд ли те, кто отдавал приказ советским дивизиям перейти Амударью,
сознавали все последствия этого решения. 28 декабря, то есть на следующий
день после совершенного в Кабуле переворота, человечество проснулось уже в
другой эпохе. Ночь стала рубежом, разделившим новейшую историю на «до
«после» Афганистана.
Слово это — Афганистан — на десятилетие прочно вошло лексикон
политиков, дипломатов, военных, разведчиков, журналистов... «Акт
интернациональной помощи», как было названо военное вторжение, надолго
определил ход всей мировой политики, отношение к нашей стране, нашим словам
и нашим делам. Афганская война без сомнения стала одним из мировых
катаклизмов XX века, трагедией для миллионов людей.
Убийство Амина вечером 27 декабря 1979 года увенчало серию других
политических убийств, стало логичным звеном в цепи переворотов и
преступлений. Как здесь не вспомнить классическую формулу: насилие подобно
цепной реакции само порождает насилие. И, может быть, есть глубинный смысл
в том, что запятнавший свои руки кровью невинных жертв Хафизулла Амин пал
жертвой преступления?
Биографическая справка. Хафизулла Амин. Выходец из пуштунского племени
хароти. Сирота, воспитывался дядей. В начале 60-х годов находился на учёбе
в одном из университетов США. Несколько лет работал директором педучилища.
Член НДПА с 1966 года. В 1968 году пленум фракции «хальк» перевёл Амина из
членов партии в кандидаты, охарактеризовав его как человека,
скомпрометировавшего себя «фашистскими чертами». С 1969 года – депутат
нижней палаты парламента. С 1977 года – член ЦК НДПА. Стоял на позициях
путчизма, злоупотреблял левой фразой. Однажды, выступая на митинге,
пообещал, что «нынешнее поколение молодых афганцев будет жить при
коммунизме». Обладал задатками хорошего оратора. Планомерно устранял всех,
кто стоял на его пути к единоличной власти. По некоторым данным, на его
счетах в банках было 114 миллионов афгани и 2 миллиона долларов. Был убит
во время штурма дворца Дар-уль-аман 27 декабря 1979 года.
Какова роль Амина в «необъявленной войне»? Я решил привести в
пример донесения советских дипломатов и военных советников в Афганистане:
« … В беседах с нами 10 и 11 августа Х. Амин отметил, что использование
войск в Кабуле против мятежников станет возможным после положительного
решения советским руководством просьбы правительства ДРА и лично Н. М.
Тараки о размещении в афганской столице трёх советских спецбатальонов.
12.8.79. Пузанов, Иванов, Горелов».
« 25 августа совместно с главным военным советником встретился с Амином.
Амин вновь поднял вопрос о вводе наших войск в Кабул. Ответил Амину, что
ввод наших войск может привести к осложнению военно-политической обстановки
в регионе и усилению американской помощи мятежникам.

25.08.79. Павловский».
Резолюция министра обороны СССР Д. Ф. Устинова: «Доложить ЦК КПСС».
Просьб таково рода было двадцать. Каждая из просьб косвенно вела к
осложнению ситуации. Но, по-моему мнению, на ввод войск повлияла смерть
Тараки. Советское руководство не доверяло Амину и изложенной им версии о
смерти Тараки. Брежнев уважительно относился к предыдущему руководителю
Афганистана, а новому не доверял. Следовательно, у него не было весомых
стимулов противостоять вводу войск, тем более никто не ожидал, что «акт
интернациональной помощи» затянется на 10 лет.
Биографическая справка. Леонид Ильич Брежнев. Родился 19.12.1906 в семье
металлурга в селе Каменское (г. Днепродзержинск). Член комсомола с 1923,
КПСС – с 1931 года. Во время ВОВ начальник политуправления армии, фронта. С
1955 первый секретарь ЦК КП Казахстана, на 20-м съезде КПСС избран членом
ЦК. С июня 1957 член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 избран Председателем
Президиума Верховного Совета СССР. На 23-м съезде партии избран генсеком ЦК
КПСС. Умер в ноябре 1982 года, после него генсеком стал Юрий Андропов.
Ход исторического процесса объективен, однако его составляющие всегда
связаны с ролью личностей. В эпопее возвращения наших войск домой ключевыми
фигурами, безусловно, являются М. С. Горбачев и доктор Наджибулла. Впрочем,
следует отметить, что еще Ю. Андропов в пору своего недолгого правления
пытался исправить допущенную с его прямым участием трагическую ошибку.
Помощник генсека А. М. Александров-Агентов вспоминает, что, едва став у
кормила власти, Андропов встретился с Бабраком Кармалем. Юрий Владимирович
прямо сказал ему: «Имейте в виду – мы долго оставаться у вас не намерены.
Готовьтесь к тому, что скоро вам самим придётся справляться со всеми
проблемами». Однако судьба отпустила Андропову слишком мало времени на
активную деятельность – всего несколько месяцев. С его кончиной этот вопрос
опять завис.
Наступила весна 1985 года. Высшим руководителем стал Горбачев. Во время
одной из первых бесед со мной в новом ранге, рассказывает Александров-
Агентов, он высказался решительно и вполне определённо: «Афганскую ситуацию
надо как можно быстрее менять. Достаточно увидеть поток писем, поступающих
в ЦК от советских граждан, чтобы понять: наши люди терпеть это дальше не
хотят».
В октябре 1985 года афганская делегация во главе с Б. Кармалем прибыла
в Москву. Вот как рассказал об этих переговорах корреспонденту журнала
«Международная жизнь» принимавший в них участие Наджибулла:
. Я не был тогда в первых номерах кабульского руководства, сидел третьим
или четвертым от центра стола. В один из моментов переговоров Михаил
Сергеевич сказал: «Надо вместе подумать о том, чтобы советские войска
были выведены из Афганистана». Когда этот вопрос был поставлен,
реакция с афганской стороны стола была в основном отрицательной. Б.
Кармаль, лицо которого и так темновато, потемнел ещё больше. «Если вы
сейчас уйдете, в следующий раз придется вводить миллион солдат». Так
он и сказал.
Я тогда не стал просить слова, не высказал своего мнения. Но когда в
перерыв вышли из зала, где происходили переговоры, сказал своим
коллегам, что Б. Кармаль не прав, что его слова не должны считаться
позицией всего афганского руководства.
…Для наших политиков стало ясно, что время Б. Кармаля кончилось. В нём не
видели человека, способного повести страну новым курсом, который
впоследствии получит название «политика национального примирения». В Кабуле
стали расти акции будущего преемника Кармаля. Было решено, что этим
преемником станет Наджибулла. Он, начальник секретной службы Афганистана,
неожиданно назначается секретарём ЦК НДПА. А ещё через полгода он заменяет
Б. Кармаля на посту генсека. Бывший руководитель, как водится, просит
освободить его от его обязанностей «по состоянию здоровья».
Биографическая справка. Наджибулла (до 1987 года более известен под
партийной кличкой Наджиб). Родился в 1947 году в семье служащего в местечке
Мелон под Гардезом. Его отец – пуштун из гильзаев – в 60-е годы был
афганским консулом в Пешаваре. В 1964 году окончил кабульский лицей
Хабибия, в 1975 году – медицинский факультет университета. В 1965 году
вступил в НДПА и сразу окунулся в активную революционную деятельность.
Будучи студентом, дважды попадал за решетку. До апрельского переворота
возглавлял нелегальный демократический союз студентов. В 1976 году его
избирают секретарём подпольного Кабульского горкома НДПА. С 1977 года –
член ЦК партии. Вскоре после апреля 1978 года назначается послом ДРА в
Иране. С 1980 по 1985 год руководит службой государственной безопасности
(ХАД). 4 мая 1986 года избран генеральным секретарём ЦК, а в ноябре
следующего года – президентом Республики Афганистан.
В октябре 1986 года Наджибулла уже как первое лицо вновь приехал в
Москву. Лейтмотив бесед Горбачева с новым афганским лидером был таким:
«Расширяйте социальную базу. Научитесь, наконец, вести диалог с племенами,
использовать их специфику. Попробуйте опереться на духовенство. Откажитесь
от левацких перегибов в экономике. Сумейте организовать поддержку частного
сектора »…
В будущем, оформившись в целостную концепцию, это и получило название
«политики национального примирения»



Взгляд людей, побывавших в Афганистане и взгляд тех, кто не был «за
Речкой».
Я рассматривал личности известных политиков, а что же люди? Люди,
которые воевали потому, что велит интернациональный долг, которые лечили и
кормили воинов, ведь армия без тыла ничто. А эти люди жили в далеко не
райских условиях. Нет, по документам всё было прекрасно, но послушаем самих
людей: воинов и медиков.
Николай Ковтун, рядовой: В гарнизоне сначала жили в землянках. Потом – в
палатках, по 8-10 человек в каждой. Кроватей не было: либо доски стелили,
либо поролон. Зимой спали одетыми. Простыни? Мы их в самом конце службы
увидели. Бани тоже не было, мылись кое-как. Радио, телевизор, газеты – все
мимо нас. Кормили из банок: каша перловая, тушенка плюс чай, два куска
сахара, хлеб – все. Картошку получали в сухом виде, масло редко. Я сбросил
килограммов двенадцать. Когда на точках сидели, есть ужасно хотелось. И
пить – жара ведь. Завелись вши. Выводили сами: стирали одежду в бензине,
солярка их не брала. Приезжали к нам автолавки с товаром из «Березки». Смех
один: конверты, тетради, сигареты, иногда сгущенка.
Илья Герасимато, рядовой: Постирушки делали в бензине, от мыла толку не
было. Хороших продуктов не видели. Пока их довезут до того же Шинданда, где
я служил… Чем ближе к советской границе, тем больше было шансов перехватить
какой-нибудь «дефицит». Недаром поговорка родилась: «Если хочешь жить, как
туз, поезжай служить в Кундуз»…
Лариса Кондратенкова: Без лука, чеснока, другой зелени в Афганистане круто
приходилось. В тушенке да каше перловой, её «дробь шесть» называли,
витаминов сами понимаете…. Авитаминоз у всех наблюдался. У меня дёсны
кровоточили, как-то с хлебом два зуба проглотила.
В. Московченко, начальник штаба тыла 40-й армии: Сложной проблемой
стало обеспечение армии продовольствием. В особенности скоропортящимися
продуктами: мясом, молоком, овощами, фруктами. Возили их самолётами
преимущественно для больных и раненых. ИЛ- 76 летали из Ташкента в Кабул,
Шинданд, Кандагар, АН-12 и АН-26 из Ферганы – в Кундуз, Баграм, Джелалабад.
Вроде и часто летали, и быстро, но в жару разве можно все сохранить
в свежем виде, то же молоко?
А. Сиваков, первый зам начальника тыла армии: До 84-го года многие питали
надежду. Что удастся сломить сопротивление вооруженной оппозиции, поэтому
на обустройство смотрели как на не суть важное, не требующее большого
рвения и старания.
Только к середине восьмидесятых возникли признаки серьёзного отношения
к этой стороне жизни армии.
Советские люди в большинстве своём не знали почти ничего об этой войне,
поэтому людей, побывавших «за Речкой» не понимали.
Элеонора Анисимова: Я работала в поликлинике «Интуриста». В начале 80-го
лечился у меня один молодой афганец. Я его спрашиваю: «Вы, наверное, скоро
домой вернётесь?» А он отвечает: «Нет, не вернусь. Вы разве не знаете – у
нас идет война». А я и вправду ничего тогда толком не знала, что там и как.

Очень много и красиво говорилось об интернациональной помощи афганскому
народу. Показывали по телевидению целующихся и обнимающихся советских и
афганских воинов. Как советские врачи лечат детей. Выезды агитационно-
пропагандистских отрядов в кишлаки. Раздача продуктов и медикаментов. Все
улыбаются, все довольны. И ни в одном репортаже не было сообщений, что наши
агитбригады обстреливаются, что на нас организуются нападения, что нас
охраняют бэтээры, автоматчики, что это отнюдь не развлекательная прогулка….
Показывали только одну парадную сторону жизни советских людей в Афгане.
Естественно, если работа в ДРА «сплошной праздник», то и соответственное
было отношение к тем, кто возвращался оттуда на Родину. Многие говорили:
«Вы туда за деньгами поехали…». Но это не верно, люди ехали, чтобы
проверить свой профессионализм, человечность, милосердие. Чтобы ещё раз
показать всему миру, что роль любой личности очень важна.
В своей работе я забыл упомянуть ещё одну личность,
непосредственно повлиявшую на исследуемые мной события. Это нынешний
президент Грузии, а тогда – министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Это
он подписал в Женеве соглашения об афганском урегулировании. Вот его слова:
«Казалось, я должен был быть счастлив: в страну перестанут приходить
похоронки. Будет перекрыт счет смертям и расходам, достигшим 60 миллиардов
рублей. Но, несмотря на это, я испытывал глубокую депрессию. Когда товарищи
меня спросили, что со мной, я не скрыл, о чем думал: мне тяжело осознавать
себя министром иностранных дел, который подписал отнюдь не соглашение о
победе. Такое в истории России и Советского Союза случалось нечасто».
Во время афганской войны выросло целое поколение людей. Теперь часть
этого поколения воюет в Чечне. В условиях схожих с афганскими. Но я хочу
пожелать своей стране и самому себе, чтобы эта война была последней войной
не за мир, а за какие-либо другие вещи.



Заключение.
Я заканчиваю свою работу и делаю вывод – роль личности в истории
огромна. Неважно, кто это политик или генерал, врач или солдат, писатель
или учитель. Каждый человек, не думая об истории, вершит её и как из
маленьких кирпичиков вырастает дом, так из отдельных деяний каждого
человека создаётся история. Надо всем осознавать эту истину и думать о том,
что человек не для себя живёт, а для других людей, для своих потомков. Хотя
бы для того, чтобы, рассказывая детям о том, что ты сделал в жизни, не было
мучительно стыдно за себя. Ведь жизнь для себя нельзя даже назвать жизнью,
это – существование. И я хочу обратиться ко всем людям: помните об этом и
живите не только для себя, но и для истории; живите во имя самой жизни.



Литература.

Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны»
Москва СП «ИКПА» 1991;
Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;
В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;







Реферат на тему: Афинская рабовладельческая демократия при Перикле

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации


Сургутский государственный университет



КАФЕДРА ИСТОРИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА



ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА



Тема: «АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ
ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ»



Выполнила: студентка 881 гр. I
курса


Гуманитарного Отделения (история)


Фамилия Трекулова

Имя Ольга
Отчество Анатольевна



Сургут-1999 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ



I.Введение
1. Обзор источников и литературы………………………..3-4
2. Оценка афинской демократии античными авторами…5-7
II.Век Перикла………………………………………………. 8-11
III.Афины при Перикле
1. Государственное устройство……………………………12-15
2. Социальная и экономическая политика……………….16-18
3. Отношения Афин с союзниками………………………..19-21
4. Строительство в Афинах…………………………………22-24
5. Положение рабов………………………………………….25-27
IV.Конец правления Перикла………………………...…28-29
V.Вывод……………………………………………………….30-31
Список источников………………………………………… ….32
Список литературы……………………………………… …….33



Введение.



В своей работе я попытаюсь дать оценку одной из форм государственного
устройства античного мира – афинской рабовладельческой демократии в период
ее расцвета.
Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл
провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета
культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин.
Одним из основных источников, повествующим о жизни Перикла, его
приходе к власти, который я использовала для раскрытия темы, являются
«Избранные жизнеописания» Плутарха. Плутарх писал о событиях, происходящих
задолго до его жизни, но все настолько живо, ярко и детализировано, что
создается впечатление, будто автор был свидетелем всех действий. В оценке
тех или иных событий Плутарх слишком эмоционален и категоричен, здесь можно
вести речь о необъективном подходе автора. Но тем не менее, изложенные
исторические факты остаются ценным материалом для изучения проблемы.
Из «Афинской политии» Аристотеля непосредственно я пользовалась лишь
теми главами, которые приведены в хрестоматии по истории Древней Греции. В
ней же содержатся отрывки из сочинений Фукидида, Ксенофонта.
Труд швейцарского ученого А.Боннара «Греческие цивилизации» дает
подробное описание истории Греции в различные эпохи. При работе я
пользовалась первым томом, главой «Перикл Олимпиец». Здесь есть и цитаты, и
точки зрения античных авторов. Самому же Боннару приходиться по душе
афинский демократический строй, а личность Перикла вызывает у него
уважение.
В сборнике «Знаменитые греки и римляне» представлено описание жизни
знаменитого грека – Перикла.
Значительную часть из того, что касается строительства памятников
искусства в Афинах, я взяла из книги Н.Дмитриевой и Л.Акимовой «Античное
искусство» и С.Нефедова «Иллюстрированная история древнего мира».



Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos
(власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства,
основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в
решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.
Это определение, принятое в современном мире. Какое же отношение к
демократии (в нашем случае афинской) мы видим у античных авторов?
Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты.
Можно отметить, что автор вполне доволен государственным строем, если
только соблюдаются все законы, а управляют государством не демагоги,
“которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам
толпы, имея ввиду только выгоды данного момента”. Что касается Афин при
Перикле, то Аристотель говорит: “…пока Перикл стоял во главе народа,
государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли
значительно хуже.”1
С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя
его авторство “Политии” многие ученые считают сомнительным. Тем не менее,
содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек,
принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян
по причине того, что не допускает существования жизни простого народа
лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению
государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет:
“…раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется,
что они удачно сохраняют демократию…”1
Из “Истории Фукидида” до нас дошла речь Перикла, произнесенная над
останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны. Учитывая
то, что речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им
самим, можно понять и его отношение к происходящему. Я считаю, лучшим здесь
будет привести отрывок из этой речи: “Наш государственный строй не
подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых,
чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он
зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным
интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается
политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им
пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его
поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его
доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом
скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если
только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной
политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во
взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает
в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но
все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной
жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из
страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…”1



II. Век Перикла


Именем Перикла назван его век, V век до нашей эры.
Перикл был из филы Акамантиды. Ксантипп,отец Перикла, и его мать
Агариста принадлежали к самым знатным афинским родам. Ксантипп прославился
во время греко-персидских войн. Он командовал афинским флотом и одержал
победу над персами при мысе Микале у берегов Малой Азии. Агариста
происходила из знаменитого и богатого рода Алкмеонидов.
Перикл родился сильным и здоровым ребенком, но поражал всех
необыкновенной величиной и формой своей головы. Этот недостаток и остался у
него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, художники и скульпторы всегда
изображали Перикла в шлеме.
Зато сочинители комедий издевались над необыкновенно большой головой
Перикла и придумали для него прозвище «Луковицеголовый».
Перикл получил прекрасное образование. Он слушал лекции философа
Зенона, обучавшего ораторскому искусству и умевшего рядом ловких возражений
сбить противника с толку и поставить в безвыходное положение. Кроме
обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения Перикл
обучался также естественным наукам под руководством приехавшего в Афины из
Малой Азии философа Анаксагора. Этот человек утверждал, что движением
Солнца и Луны управляют не Боги, а законы природы, постигнуть которые
необходимо человеку. Перикл восхищался Анаксагором и под его руководством
основательно изучил науку о небесных явлениях.
Большие познания и природные способности сделали Перикла блестящим
оратором, вызывавшим восхищение сограждан. Когда Перикл замечал, что народ
в своей заносчивости начинает проявлять в чем-нибудь неуместную дерзость,
он произносил такую грозную речь, что повергал его в страх, и, наоборот,
когда люди бывали попусту перепуганы, он снова возвращал им мужество.
Походка Перикла была размеренной, одежда лежала правильными складками.
Никто не мог вывести его из себя. Так, например, какой-то подлый нахал
однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на
площади,заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он
скромно пошел домой, а этот человек шел за ним и осыпал его всякими
ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел
своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его
дома.1
Увлечение Перикла науками сблизило его со знаменитой женщиной-
философом Аспасией. Она была родом из Милета, дочерью Аксиоха. К этому
времени у Перикла уже была законная жена, его родственница. От брака с
Периклом у нее были сыновья Ксантипп и Парал. Потом, когда совместная жизнь
перестала им нравиться, он вметсе с ее опекуном с ее согласия выдал ее
замуж за другого, а сам взял в жены Аспасию.
B V веке до нашей эры в Афинах появляются «гетеры», утонченные
куртизанки, принимавшие участие в пиршествах, умевшие играть на флейте и
поддерживать застольную беседу. Одной из первых гетер и была Аспасия; она
основала салон, который посещали видные политики, поэты, философы.
Перикл пришел к власти в 461 году до нашей эры. С этого времени он
единолично управлял афинским полисом. Век Перикла едва длился треть
настоящего века: всего 32 года.
В этот промежуток времени политические события следуют одно за другим
в невероятном темпе.
В молодости Перикл боялся подвергнуться остракизму, так как
принадлежал к знатному роду и был похож на некогда правившего Афинами
тирана Писистарта. Старики даже поражались тому, насколько его голос и
манера говорить походили на речь афинского тирана.
Боязнь изгнания заставила Перикла отдалиться от государственных дел.
Но в военных походах он участвовал и отличался там доблестью и отвагой.
В это время в Афинах не было выдающихся политических деятеятелей:
Аристид уже умер, а Фемистокл был изгнан. Перикл оказался вовлечен в
государственные дела и избирался на высокие должности. Перикл несмотря на
свое знатное происхождение, примкнул к партии демоса и оставался ей верен в
течение всей своей жизни. Он резко переменил образ жизни, перестал
встречаться со своими родственниками и прекратил дружбу со знатными
друзьями. Перикл не часто выступал в Народном собрании, так как не хотел,
чтобы его выступления стали привычными для народа.
Когда Перикл был еще молод, вождем демократической партии был Эфиальт,
ближайший друг Перикла. Эфиальт был страшен для аристократов и безжалостен
к людям, совершившим преступления против народа. Враги подослали к Эфиальту
наемного убийцу, и вождь демократии пал от его руки. Во главе
демократической партии остался один Перикл. Вождь аристократов Кимон,
сторонник спартанских порядков, был изгнан из Афин за организацию похода в
помощь Спарте, воевавшей с восставшими илотами.
Приверженцы аристократии, желая, все-таки, чтобы кто-нибудь в
государстве выступал против Перикла и ослаблял его силу и чтобы не было
таким образом настоящего единовластия, выставили ему в качестве противника
Фукидида из Алопеки, человека умеренного, свойственника Кимона; хотя этот
Фукидид не был таким опытным воителем, как Кимон, но зато был более
искусным оратором и политическим деятелем. Он, оставаясь в городе, вступил
в борьбу с Периклом вокруг ораторской трибуны и скоро в государственной
жизни привел в равновесие силы партий.
Фукидид называет Перикла «первым среди афинян». В его лице, говорит
он, сочетаются четыре «добролетели», связанные одна с другой, они образуют
великого государственного мужа. Он умен, то есть обладает способностью
оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них
действием, Он одарен красноречием, умением склонить на свою сторону
слушателей, так как его действия поддерживает весь народ. Его третьей
добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом
месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и часть афинского
полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.1



III.Афины при Перикле


1.Государственное устройство.
Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической
системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал
суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры
Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к
Народному собранию и Народному трибуналу.
Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь
исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все
граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни,
чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании
представляют городские рабочие и моряки из Пирея.
Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и
«лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.1
Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не
только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину
афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является
исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу
удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути.
Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.
Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало
влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы
при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор
компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы
жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.
Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в
Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей.
Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет
не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться
своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному
лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так
называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей
годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа.
Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать
суду народного трибунала.
Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть
граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в
большинстве случаев не подлежат кассации.
Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении
данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской
политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского
государства.
Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное
управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых
выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят
представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет
обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также
подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов
выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного
лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя
хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и
государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из
собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем
обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное
собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных
собрания отводятся для всех остальных дел.
Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех
властей, относящихся к войне.
Совет может судить должностных лиц. Особенно много внимания уделяется
тем из них, которые распоряжаются денежными суммами.
Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит
от решения Совета.
Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о
неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по
государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в
суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к
родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с
наследницей.
Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой
филы. Они принимают казну в присутствии Совета.
Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты.
Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом
Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей.
Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых
участков.
Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые
проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.
Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые
избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих
ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за
мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно
употребляли.
В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об
отравлении.
Избрание судей жребием производят девять архонов.
Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно
сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все
административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную,
законодательную и исполнительную.
По моему мнению, такое представление органов власти и управления
служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и
развития демократии.
У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее
полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир»
(А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995, т.1., гл. X, с.184).



2. Социальная и экономическая политика.
В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что
дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и
Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился
установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он
расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более
зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека,
назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно
плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования.
Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего
класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без
избирательных прав только четвертый и последний класс).
Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей
трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в
многочисленных празднествах республики.
Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в
Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.
Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых
набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.
По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз,
создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там
участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи:
создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого
народа.
Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел
законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть
только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и
раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец
жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от
Аспасии.
Афинские власти следили за продовольственным снабжением городского
населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция
хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление.
Начиная с 40 – 30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти
стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны,
по которым можно было пройти на театральное представление.
Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не
оставались в бездействии, не были обездолены.
Поэтому он представил народу грандиозные пректы сооружений и планов
работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти
были расчитаны на долгое время.
У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево,
кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были
строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой
кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих
вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники,
извозчики, погонщики мулов; далее, конатные мастера, ткачи, сдельщики,
рабочие, занимающиеся прокладкой дорог.
На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том,
что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно
узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну
драхму в день.



3.Отношения Афин с союзниками.
К моменту прихода Перикла к власти Афины уже около пятнадцати лет
находились во главе важного союза городов – Делосской лиги, который возник
в конце персидских войн (479 год до нашей эры). Этот союз преследовал лишь
военные цели: продолжение на море военных действий против персов,
освобождение от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение
персов в Грецию. Центром федерации был священный остров Делос.
У Афин был самый мощный флот. Это с самого начала возвышало Афины.
Именно они командовали военными операциями. Афины же достаточно свободно
распоряжались финансами.
В 454 году до нашей эры в федерации оставалось кроме Афин только три
члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году было решено перевести казну с
Делоса в Афины.
Теоретически все города-независимые государства имели одинаковые
права. Но могущество и руководящая роль Афин были на лицо. Это,
естественно, не могло не вызывать недовольствий со стороны союзников. Еще
до Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников города
превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос.
Во времена правления Перикла восстают три крупных ионийских города, в
числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры восстают города Эвбеи,
поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара открывает войскам
Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его возвращение
вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею и
покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других
изгоняются олигархи и правление демократизуется.
Афины после каждого подавленного восстания требуют от покоренного
города подписания акта о подчинении. Иногда Афины требуют заложников.
Чтобы как можно лучше контролировать политику наиболее важных подчиненных
городов, Афины ставят там своих правителей.
Уже и не созывается «Союзный совет». Каждые три года афинский народ
устанавливает размеры дани.
Вскоре Перикл вновь ввязывается в двухлетнюю войну. На этот раз падает
остров Самос. После капитуляции Самос уступает часть своей территории
Афинам, к тому же платит огромную военную контрибуцию.
Такая афинская политика привела к тому, что в руках Перикла оказались
огромные средства.
Основываясь на декрете, принятом по предложению Перикла в 450/449 г.
до нашей эры и разрешающим черпать из союзной казны для восстановления
храмов, разрушенных во время второй греко-персидской войны, он и
предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя.
Именно это более других политических дел Перикла обсуждали и выражали
недовльствие его враги. На заседаниях Народного собрания на Перикла
обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса общую казну
греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные расходы, а
на городские украшения и проведение политики, «угождая народу».
Перикл же отвечал: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в
деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают натиск
варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни
корабля, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает,
а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но если
государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны,
необходимо тратить его богатство на такие работы, которые поле окончания их
доставят государству вечную славу…».1
Действительно, сооружение храмов, посвященных богам принесло Афинам
величайшее наслождение и красоту.



4. Строительство в Афинах.
Афинам принадлежала роль главного культурного центра, которую они
сохранили надолго. Перикл видел в искусстве средство утвердить первенство
Афин над всем эллинским миром. Времени правления Перикла соответствуют
четыре великолепные произведения искусства: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и
храм Афины – Паллады.
Перикл сам следил за всем, он обсуждал планы с архитектором,
участвовал в выборе материала.
В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был
назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на
Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не
ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников,
и мельчайшими деталями их технического выполнения. Фидий всегда считался с
Софоклом и Периклом.
Акрополь – большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и
венчающий его храмами, посвященными покровительнице города – Афине – богине
мудрости и труда.
По сторонам шестисклонного портика Пропилей располагались два боковых
крыла: одно – более массивное с глухими стенами, другое – в виде
выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным
храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева,
олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины.
Далее, после Припилей – большая площадь, где высилась восьмиметровая
статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей молодостью, с вьющимися
волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с
шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а опора. Она была
отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади – Парфенон – главное
и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине
Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликарт, они выстроили
Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в «оперении»
сорока шести дорийских колонн. Красота Парфенона явилась результатом долгих
математических расчетов, исследований архитекторов.
Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный
на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий. Разница минимальная, но на
расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой стороны, поверхность
каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная
поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка
вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была
сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна
из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем
наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее
тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости
от места, занимаемого ею в колоннаде.
Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту
с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый
из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть
тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный
портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная
из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу,
портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный
фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте.
Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины,
скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса.
Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения-
обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов,
расчитанные на дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население
города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели
секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых
верхних рядах.
Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий
фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем Афин, он получил за
свои росписи афинское гражданство.
Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить
словами Плутарха: «Но что доставило жителям всего больше удовольствия и
послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что,
наконец, является единственным доказательством того, что прославленное
могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это постройка
величественных зданий…».1


5. Положение рабов.
Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не
упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.
Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч
человек, наполовину состояло из рабов.
Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.
Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно
устраивалась невольничья ярмарка.
Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились
прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.
В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел
права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в
развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика
повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной
породой.
В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и
более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был
одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк.
Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он
(раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось
на равных основаниях с прочими гражданами присутствовать на многочисленных
религиозных церемониях. При слишком жестоком обращении раб имел право
укрыться в определенные священные места, под покровительство божества, и
потребовать, чтобы его господин продал его другому хозяину.
Афины даже предоставляли рабам гарантии против грубости судей и
должностых лиц. Эти гарантии можно рассматривать как начало юридических
установлений.
Но рабство далеко не было идеальным. В рудниках. Например, умирали от
холода и голода тысячи рабов, которых кормили ровно столько, чтобы они были
в состоянии работать.
Как правило, рабы были заняты в том же производстве, что и их хозяева,
но всегда ступенью ниже их по положению. На рабах прежде всего лежали все
домашние работы. Все хозяйство велось руками рабынь. Рабыни дробили и
мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду. Под надзором хозяйки
рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из рабов занимал
видное место в семье, как например, кормилицы и няни.
Только самый быдный гражданин Афин не имел по крайней мере, одного
раба. Рядовой гражданин обычно имел одного раба с двумя служанками.
В деревнях, на фермах, даже в больших владениях рабов было очень мало.
Очень долго земельные участки обрабатывались членами семьи, при этом
имелось еще несколько рабов и батраков, которых нанимали на уборку урожая и
сбор винограда. Мелкий крестьянин был не в состоянии содержать несколько
рабов, поэтому в большинстве случаев мелкий собственник старался обходиться
своими силами.
В отличие от сельского хозяйства, ремесленное производство требовало
огромного количества «одушевленного орудия». При постройке Акрополя
государство, помимо свободных рабочих, нанимало рабов у частных владельцев.
Заработок раба забирал хозяин, который заботился лишь о прокормлении своего
раба.
Пошивные мастерские, обувные предприятия, мастерские по производству
музыкальных инструментов, кроватей, оружия, которые выделялись из домашнего
производства, требовали применения рабского труда. Тем не менее, никогда
рабы не были сосредоточены большими массами. Это делалось потому, что было
достаточно сложно организовать надзор за большими группами рабочих, не
получающих вознаграждения.
Безусловно, рабовладельчество ограничивало афинскую демократию, делая
недоступным почти половине населения города участие в государственных
делах. К тому же афинское рабство, как и всякое другое, тормозило прогресс,
поскольку люди, обеспеченные рабочей силой, не были озабочены созданием
более совершенной системы обслуживания производства.



.



IV. Конец правления Перикла.
Конец правления Перикла был труден.
Возраставшее могущество Афин вызывало беспокойство Спарты. Это
беспокойство еще более возросло, когда в 446 г. до нашей эры
Перикл предложил созвать в Афинах съезд всех греческих государств для
заключения между ними всеобщего мира. В Спарте понимали, что если план
Перикла осуществится, то это превратит Афины в политический центр всей
Греции. Спарта запретила зависимым от нее государствам посылать своих
представителей в Афины. Попытка Перикла создать общегреческий съезд
потерпела неудачу.
В 431 г. до нашей эры спартанцы с союзниками вторглись в Аттику.
Опусташая страну, они дошли до афинских укреплений. Они вырубали сады,
угоняли скот, разоряли жилища. Когда спартанцы окружили Афины, Перикл решил
не проводить Народных собраний, чтобы распаленные гневом граждане не
приняли неблагоразумного решения.
Вскоре Перикл снарядил морской поход вокруг Пелопоннеса, но сам не
принял в нем участия, а с небольшим отрядом пехоты вторгся в Мегарскую
область и опустошил ее.
Спартанцам пришлось бы прекратить войну, если бы неожиданное бедствие
н

Новинки рефератов ::

Реферат: Словарь географических терминов и названий (География)


Реферат: Русская культура в начале XX века (Искусство и культура)


Реферат: Икона (Искусство и культура)


Реферат: Современные микропроцессоры (апрель 2001г.) (Радиоэлектроника)


Реферат: Бизнес-план фирмы "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (Менеджмент)


Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)


Реферат: Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова (Исторические личности)


Реферат: Рубенс (Искусство и культура)


Реферат: Кино как новый элимент культуры XX века (Культурология)


Реферат: Готический стиль в архитектуре Западной Европы (Архитектура)


Реферат: П.А. Сорокин - крупный социолог XX века (Социология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Псловицы, поговорки английского языка. Их значение, употребление и русские эквиваленты (Иностранные языки)


Реферат: Организация пенсионной службы в РФ (Страхование)


Реферат: Трионика. Христианская самооценка личности (Психология)


Реферат: Инвестиции (Инвестиции)


Реферат: Контрольная работа по Римскому праву (Право)


Реферат: Методы очистки сточных вод (Технология)


Реферат: Кремль - сердце Москвы (История)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист