GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Пространство и время в географии (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пространство и время в географии (Философия)




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РАН



РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ



ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ГЕОГРАФИИ



МАТЮХИНА И.А.

Институт Географии РАН



Руководитель семинара

проф. ДМИТРИЕВ Ю.Я.



Москва – 2000 г.

Содержание



Стр.


Введение....................................................................
...................................2


Глава 1. Связь географии и
философии....................................................4

Глава 2. История взглядов на пространство и время
в философии и
науке.......................................................................
............8
Глава 3. Проблема пространства и времени в
географии......................14
Заключение..................................................................
...............................20
Список
литературы..................................................................
................21
Введение

В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием пространства и
времени, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере
очевидное. Однако в истории философии и естествознания напряженно
обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками понять
значение этих понятий.
В данном реферате будет сделана попытка рассмотреть фундаментальные
категории физической реальности, каковыми являются пространство и время.
Разговоры об этих категориях ведутся постоянно, а вопросы географии,
особенно связанная как с самостоятельным развитием природы, так и с
изменением природы под влиянием человека и его хозяйственной деятельности,
сосредоточены вокруг них.
Важнейшее значение пространства и времени, а также их взаимосвязи, в
географии станет уже ясно при рассмотрении связи древнейших наук на земле,
а именно географии и философии, которая осуществляется прежде всего через
соотношение предметов их исследований. Большую группу философских вопросов
географии составляют ее теоретические проблемы, связанные с конкретизацией
таких философских категорий, как ”материя”, ”движение”, ”пространство”,
”время”, ”отражение” и т.п.
Также будет рассмотрена история взглядов на пространство и время в
философии и науке. Важно проследить то как с развитием наук менялось
представление об этих категориях и их взаимосвязи, и чем современное
понимание этих вещей отличается от представлений древних.
Основным вопросом этой работы является значение пространства и времени
в географии, т.е географического пространства и времени, которому и будет
уделено наибольшее внимание. Будет рассмотрена хорологическая концепция
А.Геттнера, возникшая в начале ХХ в, когда география стала изучать тела и
явления и в пространстве, и во времени. В 1965 г. в журнале ”Природа”
К.К.Марков опубликовал статью о географическом пространстве и времени, в
которой он показал серьезную постановку вопроса о специфике географического
пространства и времени. В наше время также периодически появляются в
печати статьи, посвященные проблеме пространства и времени в географии, что
ясно показывает что с развитием географической науки не ослабевает интерес
и к ее философским вопросам.
Глава 1. Связь географии и философии.
Исходные представления о географии при ее зарождении были едиными с
философией. Философские воззрения древнего мира тесно переплетаются с
естественно-научными и политическими взглядами. Философия выступала
собирающей и объединяющей наукой.
В дальнейшем география, изучая тела и явления природы и общества, имела
всесторонние субстанциальные связи с философией. Будучи зависимой от
философии в решении основополагающих вопросов, география играла
определенную роль в развитии смежных наук и философии. Об этом
свидетельствуют, например, великие географические открытия. Планетарные
путешествия в различные регионы Земли, начатые с конца XV в., вызвали
коренные изменения в представлениях об окружающем мире. Они привели к
формированию гуманистического мировоззрения, возрождению стихийной
диалектики древних. Начался процесс превращения естествознания в подлинную
науку [5].
Между философией и географией существует постоянная взаимосвязь,
которая развивается и усложняется по мере развития и изменения предметов их
исследования.
Развитие географических знаний находилось и находится под влиянием либо
материалистической, либо идеалистической философии, подвержено
метафизическому или диалектическому миропониманию. В научной работе географ
опирается не только на естественные данные, но и на ту или иную философскую
концепцию, с позиции которой он и трактует свой материал.
Возникновение диалектического материализма означало для географии
начало нового этапа развития на прочной методологической основе. Так,
А.А.Григорьев в начале 30-х гг. ХХ в. выступил с концепцией географической
формы движения материи [3]. Она позволила понять объект географии с
диалектико-материалистической позиции на единство материи и форм ее
существования: движения, пространства и времени.
Как уже было сказано выше, связь географии и философии осуществляется
прежде всего через соотношение предметов их исследования. Философия как
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
изучает только ”общее”, которое существует только в ”единичном”. В нашем
случае, это законы географической науки.
Наиболее ярко прослеживается связь философии и географии при
рассмотрении, так называемых, философских вопросов географии [5,6]. К ним
относятся, прежде всего, те теоретические проблемы географии, которые
связаны с решением основного вопроса философии, вопроса о соотношении
сознания и материи, знания и бытия. При этом часть их относиться к первой
стороне основного вопроса философии. Это вопросы существования таких
систем, как географические ландшафты или экономические районы,
климатические зоны и т.д. Другие философские проблемы географии связаны со
второй стороной основного вопроса философии – вопросом о познаваемости
мира. Среди них особое место занимают вопросы о соотношении объекта и
метода исследования, о соотношении методов в географическом познании.
Большую группу философских вопросов географии составляют проблемы,
связанные с философскими категориями ”материя”, ”движение”, ”пространство”,
”время” и т.п. Диалектическая связь материи и движения, пространства и
времени лежит в основе системного видения объективной реальности. Поэтому
признание географических объектов как особого структурного уровня
организации материи, особой географической материи, влечет за собой
обязательное признание географической формы движения материи,
географического пространства и времени.
Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемами
системной организации в мире. Такие саморазвивающиеся системы как
общество, биогеоценоз, геологическая система, в основе которых лежат
конкретные формы движения материи, являются первичными и фундаментальными
системами в мире. И если география изучает одну из таких систем, то вся
материалистическая диалектика выступает как методология географического
исследования.
Большую группу философских вопросов географии образуют вопросы
диалектики развития географических систем. Сюда относят проблему источника
и движущих сил географических систем, отношение внутреннего и внешнего.
Особое место занимают философские проблемы географии, связанные с
такими категориями как ”часть” и ”целое”, ”общее” и ”единичное” и т.д.
Исследование важнейшей для географии проблемы единства физической и
экономической географии страдает от методологически неверного подхода. Уже
изначально физическую и социальную география рассматриваются как части
целого (географии вообще). Однако соотношение между физической и
экономической географией иное, чем то, которое описывается категориями
”часть” и ”целое”.
Большой круг вопросов в географии связан с определением места географии
в классификации наук и раскрытием логики ее внутреннего деления. Концепция
географической формы движения материи позволяет строго научно определить
место географии среди других наук. Однако, не следует отождествлять
содержание географии с содержанием географической формы движения материи.
Географическая наука изучает не только свой объект – географическую форму
движения материи, но и всю систему связей своего объекта с объектами
пограничных наук. Именно эти связи и отражаются такими географическими
дисциплинами, как геоморфология, биогеография и географии почв,
экономическая география и т.д. и т.п.
Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемой
соотношения общества и природы, природных и общественных закономерностей.
Вот некоторые из них: входит ли природа в общество или общество входит в
природу; как соотносятся законы природы и общества; что такое
географическая среда и какова ее роль в жизни общества; тождественны ли
понятия ”географическая среда”, ”биосфера” и ”окружающая среда” и т.д.
Во всем этом проявляется связь философии и географии, что упрочняет
развитие союза между ними. Философия и география в настоящее время являются
взаимосвязанными системами знания, которые порождены общественными
потребностями.
Глава 2. История взглядов на пространство и время в философии и науке.
Первое представление о пространстве и времени связаны с их обыденным
пониманием. Так уже в первобытном обществе формируется понимание
пространства как территории, и как взаимного расположения различных угодий,
объектов на этой территории и как расстояние между ними. Это было связано с
хозяйственной деятельностью племен, занимающихся собирательством, охотой и
рыболовством.
Такое понимание пространства оказалось столь необходимым для всей
хозяйственной и культурной жизни народов, что оно почти в неизменном виде
продолжает существовать и в настоящее время. Переезжая из города в город,
говоря о соотношении объектов и явлений на земной поверхности, мы и сейчас
рассматриваем все это либо как перемещение в пространстве, либо как
пространственные соотношения.
Новое в понимании пространства, пожалуй, связано в его очевидным для
нас свойством трехмерности. Когда человек научился покорять воздушную
стихию и, наконец Космос, его выделение пространства как территории
(плоскостное понимание пространства) усложнилось пониманием его как
вместилищем всех предметов и явлений (объемное понимание пространства).
Представление о пространстве как соотношении объектов на территории или
как вместилища материальных предметов необходимо человеку и, видимо, будет
оставаться в его обыденной жизни.
Формирование обыденного понимания времени также связано с хозяйственной
деятельностью человека, с различными сторонами жизни общества. Здесь и
длительность существования отдельных предметов и явлений, и длительность
перехода от одной точки территории к другой, и многое другое. Все это
заставляло человека вырабатывать представление о равномерно текущем
времени. Только равномерно текущее время, независимо ни от каких условий,
позволяло осуществлять согласованность в действиях людей и в хозяйственной
, и в культурной жизни.
Понятно, что первыми часами для человека могла служить только сама
природа. Он обращался к процессам смены дня и ночи, чередованию фаз Луны и
т.д. Но, если это в начале устраивало первобытного человека, то с развитием
культуры люди нуждались все в более точном времени. Не находя его теперь в
природе, они стали сами создавать равномерно текущей процесс: лили воду,
сжигали свечи, пересыпали песок. Наконец, были изобретены механические
часы.
Дальнейшее совершенствование часов говорит о том, что человек
продолжает изобретать равномерно текущий процесс, столь необходимый ему как
временный эталон, для измерения чрезвычайно тонких процессов и явлений,
ставших достоянием современного уровня цивилизации.
Таким образом, не найдя равномерно текущее время в природе, человек
вынужден был создать его и постоянно совершенствовать. Иными словами
обыденное понимание времени как равномерно текущего процесса есть
изобретение человека. Реальные процессы природы в силу разных причин не
являются равномерно текущими.
Далее следует привести концепции пространства и времени,
сгруппированные по принципу их наибольшего приближения к пониманию,
установившемуся в материалистической диалектики [6].
Пространство:
1. Левкипп и его ученик Демокрит понимали пространство как вместилище
материальных тел, как пустоту. Пространство выступает как вторая
сущность мира, как нечто внешнее по отношению к матери. Здесь
пространство еще не связано ни со временем, ни с движением, ни с
материей. В истории науки пространство, как вместилище материальных
тел, получает наивысшее выражение во взглядах Ньютона.
2. От Аристотеля до Ломоносова и французских материалистов Гольбаха и
Дидро складывается и существует представление о пространстве как
протяженности материи. Пространство понимается как объем, занимаемый
материальными телами. Складывается представление о пространстве как
атрибуте материи, форме ее бытия. Метафизический материализм,
развиваясь, стремится преодолеть разрыв материи и пространства,
характерный для первого выделенного пункта. Однако связи пространства
со временем и движением остаются еще не раскрытыми.
3. Существенный вклад в понимание пространства вносит Лейбниц. Его
понимание пространства интересно тем, что это уже не объем, а
взаимное расположение частиц относительно друг друга. Это
существенный вклад в понимание пространства как формы бытия.
4. Впервые пространство рассматривается как форма бытия движущейся
материи в его неразрывной связи со временем в материалистической
диалектике. Пространство не существует само по себе. Оно как и время
является формой бытия движущейся материи. Свойства пространства
определяются движением. А понимание бесконечности пространства в
материалистической диалектики основано на том, что реально существует
бесчисленное множества конкретных форм пространства, относящимся к
конкретным формам движения саморазвивающихся материальных систем.
Время:
1. Время рассматривается как длительность, находящаяся вне материальных
тел. Время есть нечто равномерно текущее, одинаковое для всей
Вселенной. Время не связано не с материей, ни с движением, ни с
пространством.
2. От Аристотеля до Декарта и Ломоносова, до французских материалистов и
русских мыслителей Герцена и Чернышевского складывается представление
о времени как длительности существования материальных тел. Время
рассматривается как форма бытия материи, как ее атрибут –
неотъемлемое свойство. Однако, чем определяются свойства самого
времени, как оно связано с пространством и движением еще остается
невыясненным.
3. Лейбниц вводит представление о времени как о смене событий, о
длительности сменяющих друг друга состояний. Добавим к этому, что в
субъективно идеалистическом понимании времени, как форме чувственного
созерцания у Канта имеется определение времени, близкое к точке
зрения Лейбница. Кант определяет время как смену состояний предмета.
4. Материалистическая диалектика понимает время как форму бытия материи,
связанную с пространством и определяемую движением как способом
существования материи. Нет равномерно текущего времени, вне
материальных тел и событий. Каждая саморазвивающаяся система,
способом существования является конкретная форма движения материи,
имеет собственное время, так же как и собственное пространство.
Пространство и время конечных материальных систем также бесконечно.
Бесконечность времени означает качественную бесконечность конкретных
форм времени бесконечного числа саморазвивающихся систем.
Рассмотрим несколько наглядных иллюстраций связи материи, движения,
пространства и времени может быть Солнечная система. Гравитация была
причиной взаимодействия и является основой ее существования и развития.
Вместе с тем, гравитационное взаимодействие обуславливает взаимное
расположение планет на орбитах вокруг Солнца. Гравитационное взаимодействие
и есть движение (способ существования) солнечной системы. Это движение
происходит в пространстве, т.е. меняется взаимное расположение Солнца и
планет. Но это движение совершается и во времени, т.е. одно следует после
другого, происходит последовательная смена во взаимном расположении
компонентов солнечной системы.
Если сравнить Солнечную систему с биологической саморазвивающейся
системой, например, с лесным биогеоценозом, в основе существования которого
лежит уже иная, биологическая форма движения материи, то легко можно
увидеть различие в пространстве и времени этих систем, которые будут
определятся различием их форм существования – гравитационной и
биологической форм движения материи. Так, пространство Солнечной системы
обладает таким характерным для нее свойством как орбитальность. Напротив, в
лесном биогеоценозе пространственные соотношения организмов и условий их
существования такой орбитальностью не обладают. Биологическая форма
движения материи определяет иные свойства биологического пространства. Если
в Солнечной системе пространственное соотношение планет и Солнца
определяется гравитационным взаимодействием масс, то в биологических
системах размерность пространства меняется. Здесь уже биологический обмен
веществ определяет пространственные свойства биогеоценоза. Цепи питания,
образующие структуру биологического обмена веществ, выступают в качестве
биологического пространства. А чередование состояний цепей питания
(сукцессия биогеоценоза) является биологическим временем. Биологическое
время коренным образом отличается от времени (смена состояний) Солнечной
системы.
Таким образом, пространство является такой формой бытия
саморазвивающейся системы, сущность которой заключается во взаимном
расположении взаимодействующий компонентов этой системы. Закономерности их
меняющегося взаимного расположения (свойства пространства) определяются
самим процессом их взаимодействия (формой движения).
Время как форма бытия саморазвивающейся системы представляет собой
последовательной чередование ее состояний. Закономерности этого чередования
(свойства времени) также определяется самим процессом взаимодействия
компонентов подобной системы (формой движения).
Поэтому пространство и время, обладая различными свойствами,
представляет собой различные формы бытия материи. Но так как любые
изменения в пространстве обязательно сопровождаются изменениями во времени
– они выступают как взаимосвязанные хотя и разные формы бытия. Пространство
и время не могут переходить друг в друга. Также они не могут переходить в
материю, т.к. являются основными формами ее бытия, ее неотъемлемыми
свойствами.
Однако существует также иное понимание, которое заключается в
следующем. Исходя из того, что в реальности субъект и объект всегда как бы
склеены и поэтому пространство должно браться не исключительно объективно,
а феноменологически – в сопряжении субъекта и объекта, иными словами,
пространство телесных вещей должно сопрягаться с пространством мысли.
Пространство создается не только вещами, но и смыслами. В противном случае
те многомерные пространства, которые разрабатываются математиками,
невозможно было бы признать реальными, а лишь фантазиями изощренного ума
[4].
Глава 3. Пространство и время в географии.
Почти все науки независимо от того, являются ли они общественными,
естественными или гуманитарными или техническими, включают в свой
инструментарий понятие ”пространство”. Однако немного найдется наук, для
которых это понятие было бы одним из базовых. К их числу наряду с физикой и
геометрией несомненно принадлежит и география.
В географии с помощью понятия пространства удачно схватываются единство
(совместимость) разнородных вещей и целостность мира. О важности понятия
пространство для географии свидетельствует то, что о пространственном
подходе говорят как о ядре географического познания.
В большинстве наук и областей знаний, использующих понятие
”пространство”, оно хотя и употребляется, но специально не обсуждается как
методологическая и теоретическая проблема. География же не может оставаться
в стороне от обсуждения понятия ”пространство”, ибо последнее выступает в
ней и в качестве предмета (т.к. география иногда определяется как
пространствоведение) и инструмента познания, ключевого объяснительного
принципа. Положение осложняется тем, что для географии принципиально
необходимо связать естественно-научное и социокультурное понимание
пространства, когда как другие дисциплины (скажем, литературоведение,
физика) этим могут и пренебречь [4].
Значение пространства и времени в географии отражено в хорологической
концепции А.Геттнега [1]. Он рассматривал в качестве предмета географии, во-
первых, пространственное соотношение явлений живой и неживой природы и
человеческого общества на земной поверхности. Во- вторых, он считал
предметом географии пространственное соотношение социальных объектов и
объектов живой и неживой природы, и размещение их в такой системе, как
географический ландшафт. Однако эта концепция рьяно критиковалась
сторонниками материалистической диалектики. С их зрения хорологическая
концепция имеет ряд существенных недостатков. Главными недостатками
являются следующие: 1) то, что при всей значимости пространственного
подхода в географических исследованиях его нельзя возводить в ранг
основного предмета географии; 2) в хорологической концепции пространство
отрывается не только от материи, но и от движения, а все особенности
пространственного соотношения компонентов системы как раз и определяются
именно движением, их взаимодействием; 3) происходит отрыв пространства от
времени, в то время как география относится к числу основных наук, которые
изучают конкретные формы движения материи и свойственные ей
пространственные и временные отношения [6].

В 1965 г. в журнале "Природа" К.К.Марков опубликовал статью о
географическом пространстве и времени [7]. Круг примеров, которыми
оперировал автор статьи, четко разбивался на две группы: область таких
физико-географических явлений, как оледенения и многочисленные примеры,
связанные с развитием флоры и фауны в разных географических условиях.

К.К.Марков был противником концепции географической формы движения
материи А.А.Григорьева, которая заключается в том, что географическая форма
движения материи возникает с появлением особых географических систем,
основными компонентами которых являются элементы гидросферы и тропосферы и
формы рельефа, как носителя географической формы движения материи [3].
Однако его исследования развития оледенении, его концепция метахронности
давали материал, подтверждавший мысль о существовании особой географической
формы движения материи. Представления К.К.Маркова о метахронности развития
покровного оледенения Северного и Южного полушарий Земли, основывались на
различии их условий существования. Северное полушарие континентальное,
опресняющее воздействие великих сибирских рек - все это привело к тому, что
здесь покровное оледенение быстрее проходит стадии своего развития. К
настоящему времени оледенение сохранилось лишь на Гренландии и на некоторых
островах Северного ледовитого океана. Покровное оледенение Антарктиды как
бы отстало в своем развитии и находится на ранних ступенях эволюции. Это
связано с тем, что его развитие совершается в иных географических условиях:
Южное полушарие океаническое. Метахронность развития этих оледенении, по
терминологии К.К.Маркова, свидетельствует о том, что географическое время
северного оледенения течет как бы быстрее географического времени
Антарктического оледенения. Одинаковые стадии развития северный ледник
проходит быстрее южного. Здесь интервалы времени, промежутки между одними и
теми же состояниями как бы сжаты, а на Юге они растянуты. Географическое
время течет неравномерно в Северном и Южном полушариях. В целом концепция
метахронности оледенения по К.К.Маркову, фиксирует свойство развития: оно
никогда и нигде не происходит равномерно. Таким образом и географическая
наука отрицает идею равномернотекущего времени.
Вторая группа примеров, которые приводит К.К.Марков в статье, относится
к характеристике времени для различных видов животных и растений. Время,
связанное с различными видами животных и растений, также течет неравномерно
и находится в определенной связи с географическими условиями. Так,
мастодонты вымерли в Европе I млн. лет назад, а в Новом Свете их встречали
всего 600000 лет назад. Это свидетельствует о неравномерности течения
времени данного вида в различных географических условиях, хотя с точки
зрения материалистической диалектики, в этих примерах речь идет о
биологическом пространстве и времени. Факт неравномернотекущего времени
биологического вида немаловажный для метода руководящей флоры и фауны при
определении возраста отложений.
Таким образом, данные, приводимые К.К.Марковым, - серьезная постановка
вопроса о специфике географического пространства и времени.
В современной географической науке часто под пространством понимают
область распространения, территорию, ареал, тех или иных растительных или
животных форм. Понятно, что здесь существует лишь поверхностное сходство
пространства как формы бытия географических объектов и областью их
распространения. Но часто бывает трудно отказаться от установившейся
терминологии.
В экономико-географической литературе также часто употребляется
категория пространства и времени. Заметим, что и в математике употребляется
понятие "математическое пространство". Но никто из исследователей не
называет математическое пространство формой бытия материи. N -мерные
пространства математики являются особыми методами исследования и в этом
плане не подменяют пространства как формы бытия материальных систем.
Географическое пространство в экономической географии как и пространство в
математике не является формой бытия, а выступает как особый метод
исследования [6].
Возможно, что разнообразные исследования экономической географии
содержат представление о пространстве социальных систем, в основе которых
лежит материальное производство как социальная форма движения материи.
Тогда это может дать многое для понимания специфики социального
пространства (и времени). Географическое пространство и время при этом
остается вне исследования.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в географии сложилось
два представления о пространстве. Первое рассматривает пространство как
определенный метод исследования. Второе ставит проблему раскрытия
сущности и характерных черт пространства как формы бытия географических
объектов.
Однако следует отметить, что в последние года география большей частью
занимается проблемами, связанными с преобразованной человеком природой.
Нельзя игнорировать тот факт, что сейчас на Земле не осталось областей, не
затронутых на прямую или косвенно деятельностью человека. Поэтому, в какой-
то мере должно изменится и понимание пространства и времени в географии.
Сейчас географическое пространство и время – это ”симбиоз” истинно-
географического, биологического и социального пространства и времени (под
истинно-географическим имеется ввиду пространство и время, как формы бытия
движущейся материи). Исходя из этого географическое пространство можно
отождествить с территорией, на которой происходит взаимодействие природы и
человека. В связи в глобальной экологической проблемой роста населения
нашей планеты уже произошло возникновение не менее острой экологической
проблемы пространства, которая в дальнейшем станет основной, т.к. людям
просто не будет хватать места для размещения и ведения хозяйственной
деятельности. Возникающая из этого проблема времени заключается в том, что
мы точно не знаем когда численность население достигнет кризисного
значения, и хватит ли нам времени, чтобы найти решение этой проблемы и
начать действовать.
Уже говорилось о связи пространства и времени, но некоторые авторы [8],
занимающиеся экономической и социальой географией, настаивают на
неразрывности этих двух категорий, исходя из того, что каждое время имеет
свое пространство, а каждое пространства – свое время, и предлагают их
называть термином ”timespace”, то есть ”временем-пространством” (ВП). Такое
ВП – реальность, порождаемая текущем социальным развитием и присущая
текущему социальному анализу. Можно говорить о существовании по крайней
мере пяти категорий ВП: эпизодическое геополитическое ВП, циклично-
идеологическое ВП, структурное ВП, вечное ВП и трансформационное ВП.
В последние годы значение пространства и времени в географии стало
раскрываться в связи с развитием современной картографии. Очень немногие из
тех, кто не связан с этой дисциплиной, до конца понимают сущность
картографического технологического взрыва, связанного с появлением
компьютерной картографии, с расширением возможностей географических
информационных систем (ГИС), с аналитической методикой в пространственной и
временной сферах, которая была немыслима всего лишь 20 лет назад. Очень
трудно установить осмысленное различие между ГИС и аналитическими
программами, поскольку она нередко являются частями одного и того же
процесса. Однако в плане аналитической перспективы она всего лишь несколько
лет назад открыли для себя на основе теоретизирования целый мир
пространственного анализа.
Существует и динамический подход в картографии, в котором
пространственные и временные последовательности используют совместно для
того, чтобы прогнозировать не только значения по горизонту времени, но и те
места, где эти значения ожидаются. В этом случае географ может использовать
серию карт, показывающую изменения в одной переменной в течении
определенного отрезка времени, чтобы спрогнозировать последующие карты [2].
Следует так же отметить, что географическое пространство на карте
структурируется присутствием и вмешательством человека и его технологий .
Заключение
В последние годы во все большем круге смежных гуманитарных и
естественных наук, а также в науках о человеке появляется все возрастающее
понимание решающего значения пространства и времени. Как ученые, так и
практики постепенно осознают, что почти любой физический процесс и действия
человека имеют свою географию, а также историю. На каком-то уровне довольно
банально звучит утверждение, что все существует в пространстве и времени,
но на более продвинутом и содержательном уровне этот постулат превращается
в остро осязаемое ощущение ”временнуй пространственности”, которая
раскрываясь, наиболее полно освящает взятую тему. Нельзя не думать о XXI
веке иначе, как о ”веке пространственных представлений”, то есть о времени,
когда в человеческом сознании вновь вернется во всей своей масштабности
географическое мышление. Умозрительно все большее и большее количество
ученых приходят к выводу, что определенное место всегда определяется в
более широком, зачастую многомерном пространстве. В практическом плане это
означает, что любое перспективное решение опосредовано не только временем
(когда это будет), но и местом (где это будет), а это ”где” всегда
фиксируется в пространстве, структурированном весьма сложным путем.
Многие географы, работающие над широким спектром проблем, сразу
осознают, что исследования, не учитывающие изменений на определенных
исторических отрезках, остаются незаконченными и не могут объяснить многих
особенностей происходящего в настоящее время. Исследования только тогда
являются полными, когда оперируя понятиями пространства и времени, ученый
может сказать, как обстояли дела когда-то, и как все пришло в то состояние,
в котором прибывает сейчас. Все это в значительной мере активизирует
географический поиск.
Список литературы

1. Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. М.-Л., 1930.
2. ГоулдП. Пространство, время и человек.// Междунар. ж. соц. наук.,
1997, № 17.
3. Григорьев А.А. Предмет и задачи физической географии.//
Закономерности строения и развития географической среды., М., 1966.
4. Костинский Ю.В. Географическая матрица пространственности.// Изв.
РАН. Сер. геогр. – 1997, № 5.
5. Кузнецов П.С. Некоторые итоги анализа философских понятий в
физической географии.// Геогр. и прир. рес., 1995, № 1.
6. Лямин В.С. Философские вопросы географии., МГУ., 1989.
7. Марков К.К. Пространство и время в географии.// Природа, № 5, 1965.
8. Wallerstein Immanuel. The timespace of world-systems analysis: a
philosophical essay.// Hist. Geogr., 1993 – 23, № 1-2.




Реферат на тему: Пространство и время в философии
Министерство образования Российской Федерации
«МАТИ» – Российский Государственный Технологический Университет
им. К.Э. Циолковского
кафедра «Производственный Менеджмент»



Реферат
по дисциплине: Философия
на тему:

Время и пространство в философии.



Выполнил аспирант: Петросян А.А.



г. Москва 2002 г.

Оглавление

Введение 3

Развитие представлений о пространстве – времени до 20-го века. 4

Понятие пространства и времени в античной философии. 4

Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике. 5

Современные представления о природе пространства и времени. 8

Специальная теория относительности. 8

Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской
космологии. 14

Пространство и время на уровне микромира. 18

Заключение. 21

ЛИТЕРАТУРА. 22

ВВЕДЕНИЕ


Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов
античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием
наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали
однозначных ответов на поставленные вопросы.
Диалектический материализм исходит из того, что "в мире нет ничего,
кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе,
как в пространстве и во времени". Пространство и время, здесь выступают
в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика
рассматривала пространственно - временной континуум как универсальную
арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители
неклассической физики (физики элементарных частиц, квантовой физики и
др.) выдвинули новые представления о пространстве и времени, неразрывно
связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно
одним, в мире вообще ничего нет, кроме пустого искривленного
пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого
пространства. Другие концепции утверждают, что пространство и время
присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени –
пространства философией физики существуют многочисленные теории философов,
придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон утверждал, что
время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные
концепции, представляющие время, как имеющее какое-либо направление,
неверно интерпретируют реальность.
Начинать исследование целесообразно с представлений античной
натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно -
временных представлений вплоть до наших дней.



РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.


Понятие пространства и времени в античной философии.

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий,
предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных
процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли
длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из
очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых
физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи,
согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно
найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита
центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем
и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени
остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме
Демокрита и системе Аристотеля.
Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции
Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия
ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,
сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота
(небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не
уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени.
Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует
бесконечное время. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности
и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах,
которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В
основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи).
Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости.
Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном
состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.
Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи -
физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся
с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как
вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как
масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической
концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе
времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную
систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из
дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии
заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На
математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе
перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени,
затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.
Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне,
где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения.
Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но
оно не есть и само движение. В такой модели времени впервые реализована
реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения
можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы
полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с
максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в
античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.
Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения
предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как
свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его
модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это
лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель
функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого
совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и
небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха
и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом
движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени
модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.


Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике.

Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе
пространства и времени были работы представителей классической физики. Как
и для античных исследователей мира, для представителей классической физики
основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-
то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились
бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать
концепцию абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее
отчетливую формулировку в работе И. Ньютона “Математические начала
натуральной философии”. Этот труд более чем на два столетия определил
развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы
основные законы движения и дано определение пространства, времени, места и
движения.
Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает
различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и
относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую
характеристику:
«Абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей
сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно
и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся, или обыденное,
время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера
продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного
математического времени, как то: час, день, месяц, год...».
Абсолютное пространство по своей сущности, не связано с объектами,
помещенными в него, и безотносительно к чему бы то ни было внешнему,
остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть
мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется
нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в
обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Время и
пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего.
При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись
некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо
от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые
помещена материя. У Ньютона абсолютное пространство и время являются
ареной движения физических объектов.

Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и
времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как
материя. Они обладают лишь одним признаком субстанции - абсолютной
самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных
процессов. Но они не обладают другим важным качеством субстанции -
способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех
изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей,
которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже
вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время
и привел их в движение. Бог, являясь существом непространственным и
вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он
вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной
сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени, Бог
существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее
реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создал мир из
ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия
бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем
при творении божественный план развития и его существование прекратиться, а
вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность
как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды
выражались еще Платоном, Аврелием, Августином, Фомой Аквинским и их
последователями.
В этих воззрениях, даже с теологической точки зрения, содержаться
глубокие противоречия. Ведь однократный акт творения мира и обреченность
его на грядущую гибель не соответствует бесконечному могуществу,
совершенству и мудрости Бога. Этим божественным атрибутам более
соответствовало бы бесконечное множество актов творения самых различных
миров, последовательно сменяющих друг друга в пространстве и времени. В
каждом из них реализовывалась бы определенная идея, данная этому миру
Богом, а все множество этих идей создавало бы бесконечное пространство и
время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским теологом
Оригеном (III в. н.э.) и объявленные вскоре ересью, в Новое время
развивались в философии Лейбница, выдвинувшего идею о предустановленной
гармонии в каждом из потенциально возможных миров. Лейбниц рассматривал
пространство как порядок существования тел, а время - как порядок отношения
и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной
концепции пространства и времени, которая противостояла их пониманию как
абсолютных и независящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу.
Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени
существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.),
которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого
сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать
события, располагать их одно после другого. Так, Кант рассматривал
пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного
созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на
стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.
После выхода в свет "Начал" Ньютона физика начала активно
развиваться, причём этот процесс происходил на основе механистического
подхода. Однако, вскоре возникли разногласия между механикой и оптикой,
которая не укладывалась в классические представления о движении тел. После
того, как физики пришли к выводу о волновой природе света вновь возникло
понятие эфира - среды в которой свет распространяется. Каждая частица
эфира могла быть представлена как источник вторичных волн, и можно было
объяснить огромную скорость света огромной твёрдостью и упругостью частиц
эфира. Иными словами эфир был материализацией Ньютоновского абсолютного
пространства.
Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями
близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное
распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное
пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря
божественному проведению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс,
Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности
вещества и эфира, в котором свет распространяется с конечной скоростью в
виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке
которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание взаимодействия
и пространства, развивавшееся в рамках классической физике, было
унаследовано и развито далее в XX веке, после крушения гипотезы эфира, в
рамках теории относительности и квантовой механики. Пространство и время
вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и
взаимодействиями.
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в
теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей
реляционную концепцию пространства и времени и давней ей естественнонаучное
обоснование.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.


Специальная теория относительности.

Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном,
стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галелея -
Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. “Она описывает законы всех
физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но
без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к
классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным
случаем”.[1]
Исходным пунктом этой теории стал принцип относительности.
Классический принцип относительности был сформулирован еще Г. Галилеем:
“Если законы механики справедливы в одной системе координат, то они
справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно
относительно первой.”[2] Такие системы называются инерциальными, поскольку
движение в них подчиняется закону инерции, гласящему: “Всякое тело
сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если
только оно не вынуждено изменить его под влиянием движущихся сил.”[3]
Галилей разъяснял это положение различными наглядными примерами.
Представим путешественника в закрытой каюте спокойно плывущего корабля. он
не замечает никаких признаков движения. Если в каюте летают мухи, они
отнюдь не скапливаются у задней стенки, а спокойно летают по всему объему.
Если подбросить мячик прямо вверх, он упадет прямо вниз, а не отстанет от
корабля, не упадет ближе к корме. Из принципа относительности следует, что
между покоем и движением - есть оно равномерно и прямолинейно - нет никакой
принципиальной разницы. Разница только в точке зрения. Например,
путешественник в каюте корабля с полным основанием считает, что книга,
лежащая на его столе, покоится. Но человек на берегу видит, что корабль
плывет, и он имеет все основания считать, что книга движется и притом с той
же скоростью, что и корабль. Так движется на самом деле книга или нет? На
этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да” или “нет”. Спор между
путешественником и человеком на берегу был бы пустой тратой времени, если
бы каждый из них отстаивал только свою точку зрения и отрицал точку зрения
партнера. Они оба правы, и чтобы согласовать позиции, им нужно только
признать, что книга покоится относительно корабля и движется относительно
берега вместе с кораблем. Таким образом, слово “относительно” в названии
принципа Галилея не скрывает в себе ничего особенного. Оно не имеет
никакого иного смысла, кроме того, который мы вкладываем в движение о том,
что движение или покой - всегда движение или покой относительно чего-то,
что служит нам системой отсчета. Это, конечно, не означает, что между
покоем и равномерным движением нет никакой разницы. Но понятие покоя и
движения приобретают смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.
Если классический принцип относительности утверждал инвариантность
законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной
теории относительности данный принцип был распространен также на законы
электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность
законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и
неинерциальных. Неинерциальными называются системы отсчета, движущиеся с
замедлением или ускорением.
В соответствии со специальной теорией относительности, которая
объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-
временной континуум, пространственно - временные свойства тел зависят от
скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении
движения при приближении скорости тел к скорости света в вакууме (300 000
км/с), временные процессы замедляются в быстродвижущихся системах, масса
тела увеличивается.
Находясь в сопутствующей системе отсчета, то есть, двигаясь
параллельно и на одинаковом расстоянии от измеряемой системы, нельзя
заметить эти эффекты, которые называются релятивистскими, так как все
используемые при измерениях пространственные масштабы и части будут
меняться точно таким же образом. Согласно принципу относительности, все
процессы в инерциальных системах отсчета протекают одинаково. Но если
система является неинерциальной, то релятивистские эффекты можно заметить и
изменить. Так, если воображаемый релятивистский корабль типа фотонной
ракеты отправится к далеким звездам, то после возвращения его на Землю
времени в системе корабля пройдет существенно меньше, чем на Земле, и это
различие будет тем больше, чем дальше совершается полет, а скорость корабля
будет ближе к скорости света. Разница может измеряться даже сотнями и
тысячами лет, в результате чего экипаж корабля сразу перенесется в близкое
или отдаленное будущее, минуя промежуточное время, поскольку ракета вместе
с экипажем выпала из хода развития на Земле.
Подобные процессы замедления хода времени в зависимости от скорости
движения реально регистрируются сейчас в измерениях длины пробега мезонов,
возникающих при столкновении частиц первичного космического излучения с
ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют в течении 10-6 - 10-15 с (в
зависимости от типа частиц) и после своего возникновения распадаются на
небольшом расстоянии от места рождения. Все это может быть зарегистрировано
измерительными устройствами по следам пробегов частиц. Но если мезон
движется со скоростью, близкой к скорости света, то временные процессы в
нем замедляются, период распада увеличивается (в тысячи и десятки тысяч
раз), и соответственно возрастает длина пробега от рождения до распада.
Итак, специальная теория относительности базируется на расширенном принципе
относительности Галилея. Кроме того, она использует еще одно новое
положение: скорость распространения света (в пустоте) одинакова во всех
инерциальных системах отсчета. Но почему так важна эта скорость, что
суждение о ней приравнивается по значению к принципу относительности? Дело
в том, что мы здесь сталкиваемся со второй универсальной физической
константой. Скорость света - это самая большая из всех скоростей в природе,
предельная скорость физических взаимодействий. Долгое время ее вообще
считали бесконечной. Она была установлена XVX веке, составив 300 000 км/с.
Это огромная скорость по сравнению с обычно наблюдаемыми скоростями в
окружающем нас мире.
Представим себе эксперимент: большой спутник движется по орбите вокруг
Земли, и с него, как с космодрома, запускается ракета - межпланетная
станция к Венере. Запуск производится строго в направлении движения
орбитального космодрома. Из законов классической механики следует, что
относительно Земли ракета будет иметь скорость, равную сумме двух
скоростей: скорость ракеты относительно орбитального космодрома плюс
скорость самого космодрома относительно Земли. Скорости движений
складываются, и ракета получает довольно большую скорость, которая
позволяет преодолеть притяжение Земли и улететь к Венере.
Другой эксперимент: со спутника испускается луч света по направлению
его движения. Относительно спутника, откуда он испущен, свет
распространяется со скоростью света. Какова скорость распространения света
относительно земли? Она остается такой же. Даже если свет будет испускаться
не по движению спутника, а в прямо противоположном направлении, то и тогда
относительно Земли скорость света не изменится.
Эксперимент, который должен был показать изменение скорости света в
движущихся телах и соответственно абсолютных характер движения этих
тел, был выполнен в 1881 г. Майкельсоном (1852 - 1931). В последствии его
не раз повторяли. По существу, эксперимент Майкельсона соответствовал
сравнению скорости сигналов, идущих к экранам на корме и на носу
движущегося корабля, но в качестве корабля была использована сама Земля,
движущаяся в пространстве со скоростью около 30 км/сек. Далее,
сравнивали не скорость луча, догоняющего тело и луча, идущего навстречу
телу, а скорость распространения света в продольном и поперечном
направлениях. В инструменте, примененном в опыте Майкельсона, так
называемом интерферометре, один луч шел по направлению движения Земли - в
продольном плече интерферометра, а другой луч - в поперечном плече.
Различие в скоростях этих лучей должно было продемонстрировать зависимость
скорости света в приборе от движения Земли.
Результаты эксперимента Майкельсона оказались отрицательными. На
поверхности Земли свет движется с одной и той же скоростью во всех
направлениях.
Такой вывод казался крайне парадоксальным. Он должен был привести
к принципиальному отказу от классического правила сложения скоростей.
Скорость света одна и та же во всех телах, движущихся по отношению друг к
другу равномерно и прямолинейно. Свет проходит с неизменной скоростью,
приблизительно равной 300000 км/сек., мимо неподвижного тела, мимо тела,
движущегося навстречу свету, мимо тела, которое свет догоняет. Свет - это
путник, который идет по полотну железной дороги, между путями, с одной и
той же скоростью относительно встречного поезда, относительно поезда,
идущего в том же направлении, относительно самого полотна, относительно
пролетающего над ним самолета и т.д., или пассажир, который движется по
вагону мчащегося поезда с одной и той же скоростью относительно вагона и
относительно Земли.
Это - иллюстрация того важнейшего утверждения, которое положено в
основу специальной теории относительности. Движение света принципиально
отличается от движения всех других тел, скорость которых меньше скорости
света. Скорость этих тел всегда складывается с другими скоростями. В этом
смысле скорости относительны: их величина зависит от точки зрения. А
скорость света не складывается с другими скоростями, она абсолютна, всегда
одна и та же, и, говоря о ней, нам не нужно указывать систему отсчета.
Абсолютность скорости света не противоречит принципу относительности и
полностью совместима с ним. Постоянство этой скорости - закон природы, а
поэтому - именно в соответствии с принципом относительности - он справедлив
во всех инерциальных системах отсчета.
Скорость света - это верхний предел для скорости перемещения любых
тел в природы, для скорости распространения любых волн, любых сигналов. Она
максимальна - это абсолютный рекорд скорости. “Для всех физических
процессов скорость света обладает свойством бесконечной скорости. Для того
чтобы сообщит телу скорость, равную скорости света, требуется бесконечное
количество энергии, и именно поэтому физически невозможно, чтобы какое-
нибудь тело достигло этой скорости. Этот результат был подтвержден
измерениями, которые проводились над электронами. Кинетическая энергия
точечной массы растет быстрее, нежели квадрат ее скорости, и становится
бесконечной для скорости, равной скорости света”[4]. Поэтому

Новинки рефератов ::

Реферат: Астана (История)


Реферат: Билеты по философии (БрГТУ) (Философия)


Реферат: И.В. Сталин - приход к власти (История)


Реферат: Adjectives (Иностранные языки)


Реферат: Непрерывная ректификация (Технология)


Реферат: Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу (Спорт)


Реферат: Швейцария (Политология)


Реферат: Техника безопасности на предприятии (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Оратории Йозефа Гайдна (Музыка)


Реферат: Базы знаний (Философия)


Реферат: Призма (Физика)


Реферат: Жесты ладонями (Психология)


Реферат: Сельскохозяйственные машины (Сельское хозяйство)


Реферат: Синтез речи (Программирование)


Реферат: Управление персоналом подбор кадров (Управление)


Реферат: Термоядерные реакции (Физика)


Реферат: Обзор методов и способов измерения физико-механических параметров рыбы (Биология)


Реферат: Власть (Политология)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Статус депутатов местных Советов и формы их работы (Муниципальное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист