GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Сократ (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сократ (Философия)





РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.
ТЕМА: "СОКРАТ, ЕГО УЧЕНИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ."


О жизни и деятельности Сократа - одного из величайших философов
Древней Греции - можно узнать лишь по произведениям его современников и
учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных
источников после себя не оставил. Платон же познакомился с Сократом за
восемь лет до гибели последнего, когда Сократу было уже за шестьдесят, и
встреча эта произвела революцию в душе будущего знаменитого философа.
Платон же написал и "Апологию Сократа", из которой можно узнать о некоторых
аспектах сократовской философии. "Апология Сократа" представляет собою
оправдательную речь Сократа, произнесенную им на афинском суде в 399 году
до н.э., после того, как были заслушаны речи обвинителей. Надо заметить,
что это художественное воспроизведение речи Платоном, и с точки зрения
именно художественности она заслуживает высокой оценки. Композиция включает
в себя:
1. Речь после обвинения, предшествующая приговору. В ней Сократ
критикует прежних и новых обвинителей за клевету и дает самому себе общую
характеристику. Он говорит, что не боится смерти, а боится лишь малодушия и
позора; что будет всегда заниматься философией; что убийство его будет
страшно для судей, потому что после смерти Сократа вряд ли найдется
человек, который будет заставлять их стремиться к истине. Философ говорит
также, что внутренний голос препятствует ему принимать участие в
общественных делах, которые полны несправедливости. Он утверждает, что
никого ничему не учил, а только не препятствовал задавать вопросы и
отвечать на них - это было поручено Сократу богом, и нет свидетелей,
которые утерждали бы, что Сократ говорил дурное и развращающее.

2. Речь Сократа после общего обвинения. Он удивлен, что обвинение
поддержано незначительным большинством голосов, и говорит, что судьи ему не
верят и поэтому его не поймут.

3. Речь Сократа после смертного приговора. Те, кто голосовал за
смертную казнь, - говорит Сократ - причинили зло себе, ибо их будут все
обвинять, а его считать мудрецом. Сократу же не хватает бесстыдства и
дерзости, чтобы унижаться перед не понимающими его судьями. Смерть Сократ в
данном случае признает благом, а если это есть, как говорят, переход в Аид,
то и приобретением: он найдет там справедливых судей и станет бессмертным.

В заключении Сократ говорит, что идет на смерть, а его обвинители
будут продолжать жить. Но не ясно, что лучше, а что хуже.


Иногда Платон в своем произведении, видимо, в стремлении показать Сократа в
наиболее выгодном свете, допускает логические ошибки: приводимое им простое
отрицание факта /не занимался натурфилософией/ еще не есть доказательство
его отсутствия. Допускает он и весьма формальные рассуждения:"Если я
безбожник, я не вводил новых божеств" и наоборот. В "Апологии" Сократ
говорит, что не занимался общественными делами, и в то же время утверждает,
что боролся и будет бороться с несправедливостью, что его философия -
борьба за общественное благо и за устои государства. Кроме того,
практически не представлен оригинальный и острый вопросно-ответный метод
философии Сократа, за исключением мест, где Сократ мысленно как бы вступает
в разговор с Мелетом. Тон героя-Сократа довольно самоуверенный, который, по
данным других современников, был совсем ему не свойственен.

Итак, при всей спорности наиболее весомого письменного источника,
рассказывающего потомкам о замечательнейшем философе древности, "Апология"
дает нам представление, пусть и не полное, о философии Сократа и его
методах. Кто же был этот странный человек, не написавший ни одной книги, и
все же оставшийся в веках как одна из ярчайших личностей Древней Греции?

Сократ был человеком оригинальным в быту, чудаком в философии, поведение
его было не всегда обычно. Он происходил из простой и бедной семьи - был
сыном каменотеса а потому не получил в детстве и юности утонченного
образования и воспитания, которое было обязательным для юношей из
аристократических семей.
Внешне философ был лыс, приземист, со знаменитой впоследствии шишкой на
лбу. Нос был приплюснут, губы толстые, глаза навыкате, а одевался едва ли
не хуже, чем рабы и одеяния своего не менял в зависимости от погоды.
Специальности у него не было, чем он зарабатывал на жизнь, неизвестно.
Правда, он трижды бывал в военных походах, как и многие сограждане,
наведывался в Народное собрание, но регулярно ничем не занимался ни на
общественном, ни на государственном поприще. Однако среди народа он был
очень популярным человеком, и поэтому в 404 году до н.э. правительство
Тридцати тиранов даже хотело привлечь его на свою сторону, однако Сократ от
столь "почетного" доверия уклонился.
По сути, единственным его занятием было задавать вопросы. Особым
удовольствием для Сократа была беседа с самодовольным человеком, который
вконец запутавшись в его каверзных вопросах, терял всю свою спесь. Сократ,
впрочем, изображал себя простаком, неудачи оппонента приписывал себе,
незлобиво и добродушно посмеиваясь над собеседником.

Надо сказать, что этот метод - вопросно-ответный - был новым в современной
Сократу философии. С его помощью можно было легко разбивать обывательские
представления о мире и его устройстве. Конечно, форма диалога "вопрос-
ответ" использовалась и другими философами. Так, софисты тоже любили споры,
но скорее как процесс, спор ради спора, спор софистов в конечном итоге
становился самоцелью. Сократ же никогда не доходил до пустословия и
беспринципности.
В отличие от натурфилософов, вопросы, задаваемые Сократом, касались в
основном не природы, не наук и не богов, а были о человеческом сознании,
душе, морали и назначении человеческой жизни, политики и эстетики. Сократ
по сути первый обратился к человеку и его сущности. Он пытался выяснить,
что есть добро и зло, справедливость и закон, прекрасное и безобразное -
т.е. найти ответы на вопросы, которые относятся не только к философскому
мировоззрению, но и к эстетике: науке на сплаве философии, искусства и
искусствоведения.

Платон в "Апологии Сократа" приводит такие суждения учителя: девушка может
быть прекрасной, но что такое прекрасное само по себе? Ведь и лошадь может
быть прекрасной, так что же такое вообще красота? Чтобы решить этот вопрос,
мало рассмотреть одну лошадь или одну девушку, да и изучения многих лошадей
и девушек недостаточно. Так появился индуктивно - дефиниторный метод поиска
истины. Индукция - это еще один метод сократовской философии, дающий
возможность рассмотрения предмета с разных сторон, с ученом разнообразных
мнений, процессов. Аристотель впоследствии считал, что Сократ искал
формулировки общих понятий на основе изучения отдельных вещей, которые
можно подвести под эти понятия. Он исходил из того, что обыватель часто
подменяет понятие представлением или характеристикой отдельной хорошо
известной вещи. А аосле разъяснений Сократа у собеседников ясные понятия
становились смутными, требующими дальнейшего разъяснения. Обывательские
представления разбивались Сократом в пух и прах.
Сократ использовал еще один метод - маевтику, то есть такую форму беседы,
при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы.

Еще одним методом Сократа была ирония. Ее, как и магическое воздействие
сократовских речей, отмечали многие современники. Сократ задавал вопросы в
ироничной форме и увлекал собеседника своим "незнанием". Конечно, подобный
ироничный и скрыто-издевательский подход не каждому был по душе.

Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ.
Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и
красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. Они были
забыты в погоне барышами, новыми территориями и рабами. В это время Афины
жили грабительскими войнами, демократия вырожлалась. Сократ же в самой гуще
народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик
сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином,
который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого
разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до
поры до времени терпели, но в 399 г. до н.э. "демократические" власти
судили философа и вынесли вопиющий судебный приговор - первый в Афинах
смертный приговор за отвлеченные идейные разногласия. Сократу, правда, была
предоставлена возможность негласно бежать из тюрьмы, уйти в изгнание, но он
остался верен своему мировоззрению и выпил приготовленную чашу с цикутой.
Последней его просьбой перед смертью была просьба о жертве богу врачеванию
Асклепию. Такую жертву приносили в случае успешного выздоровления. И здесь
Сократ был ироничен: под выздоровлением понимал он уход в другую жизнь.

Выше уже было сказано о методах Сократа. Еще один, знаменитейший - это
сократовская диалектика. Философия Сократа была направлена на поиски
положительной истины. Интерес к человеку у Сократа и софистов был общей
чертой, в отличие от натурфилософов, интересующихся природой и науками. Но
софистика была просто красивым ораторским искусством, Сократ же, стремясь
дойти до положительной истины, не спешил с ее утверждением и формулировкой.
Диалектика в ее положительнокм смысле, в ее постоянном искании объективной
истины отличала философию Сократа от натурфилософии и софистики.
Понять, как учил Сократ, много легче, чем определить, чему же он учил. Как
уже было сказано, даже в "Апологии" аспекты сократовской философии
практически не представлены. Но некоторые проблемы все же можно выделить.

Одной из проблем, волнующих античных философов, была проблема религии.
Сократу на суде предъявили обвинение в том, что он вводит новые божества и
развращает юношество. С другой стороны, Сократ не был атеистом, как не был
и благочестивым защитником существующего пантеизма.
Конечно, нельзя верить Аристофану, который в комедии "Облака" вывел Сократа
как поклонника новых божеств - Облаков. Сократ оставался рационалистом,
диалектиком, который не боялся рассуждать если не о традиционных богах, то
о высших силах, которые целесообразно управляют человеком. Принцип высшей
справедливости, человеческой и общемировой, не имел для Сократа имени. Но
рассуждения о нем и были приняты современниками за рассуждения о новом
боге, не антропоморфном и безымянном. Подобное немифологичное, некультовое
божество было для современников-афинян дикостью.

Государство и общество тоже занимало Сократа, хотя он сторонился любой
общественной и государственной деятельности. Сократ не сочувствовал
государственной системе, существовавшей в Греции, обществу с его нравами и
обычаями погибающего полиса. Время было странное: от расцвета общества до
упадка не прошло и столетия. В начале века Афины представляли собою юный
полис рабовладельческой демократии, победителя Персии. В середине века
наступил "золотой век" афинской демократии, продлившийся всего несколько
десятилетий. А во второй половине века произошла трагическая Пелопоннесская
война, старые идеалы были разрушены, Спарта предает Афины и вступает в союз
с Персией, в 404 году до н.э. происходит олигархический переворот,
демократия в Афинах формально восстанавливается, но во второй половине 4
века до н.э. Греция неизбежно становится жалкой провинцией, потерявшей
независимость. Чувствуя несостоятельность как аристократов, так и
демократов, видя нарушения закона справедливости как с той, так и с другой
стороны, Сократ не мог принять сторону ни одного из сословий и сторонился
как социально-политических симпатий, так и антипатий.

Древние китайцы говорили:"Не дай бог тебе родиться в эпоху перемен". Но
именно такие переходные периоды и создавали гениев. Сократ был одним из
первых. Он вошел в античную философию и литературу как гениальный
собеседник, проницательнейший спорщик и диалектик, вечный ученик, который
черпал знания даже от людей малоодаренных и малообразованных, ироничный, но
добродушный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами
разоблачавший неправду и спесь. Это человек стал пересечением многих
мировоззренческих тенденций. Именно Сократу мы обязаны появлением Платона-
философа. Платон, в свою очередь, стал родоначальником платонизма, учителем
Аристотеля, и от этих сильных корней вырасли многие философские ветви:
стоицизм, гедонизм и эпикурейство, пифагорейство, скептицизм, неоплатонизм,
обусловивший возникновение современной философии. Безусловно, без Сократа
современная философия не стала бы такой, какая она есть.

Список литературы:

Платон. Сочинения в трех томах. Том первый. "Апология Сократа" Москва, 1968
год.




Реферат на тему: Сократ


1. ВВЕДЕНИЕ

По-просту говоря, я выбрал тему, посвященную Сократу потому, что мне
понравилось как он "мучил" людей. Сократ выбирал известного политического
деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою
речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале
Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный,
известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой
элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный
вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал
на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все
того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это
доходило до того, что собеседник, в конце-концов, своим последним ответом
противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал
Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно
спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей
исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ нам понравился.
Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией.
Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при
посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти
из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного
всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что
иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к
обыденному сознанию.
Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы
Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.
Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной
ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах
все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,
который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто
большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что
придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность
Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!)
рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во
всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях
человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте
жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который
может быть выражен единой идеей, понятием.
Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на
звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек
самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой
человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках
наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным
лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку
оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской
премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь
премудрым пескарем.
" Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение,
кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит,
что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на
достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не
будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды,
но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из
софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей
профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот
сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник,
заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против
Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В
которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399
года до н.э.. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения
текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын
Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ
обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и
вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи.
Требуемое наказание — смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его
иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой
художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам
сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет
навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль:
раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из
эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а
самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое
клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает
мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей,
критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и
старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала та, что настигает не так
стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, -
та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный
вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и
несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после
его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его
покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо
отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он
добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил
весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав
неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор
пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так
же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как
сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян,
лишивших их "огня и воды".
Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым
гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение
умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков
человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на
судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что
тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость
?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности
и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество,
построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая
философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном
строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие
утопического социализма.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос: Каким образом осуществляется процесс познания и самопознания по
Сократу?
Тематический план:

1. Сократовский поворот философствования от природы к человеку.
2. Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа ( главное
понятие - добродетель. )
3. Специфика сократского метода ведения диалога.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного
мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ
сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил
против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного
знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или
линии Платона " в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков
рационалистических и
просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся
место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в
духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его
судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,
трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые
эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до
наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к
веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,
несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской
мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И
сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно
ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу
во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем
своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным
вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением
божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и
слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны
гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов
относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от
любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского
оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил
жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-
нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал
делом ненужным и безбожным.
Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению
Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию
справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,
изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты
подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,
согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и
в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский
вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух,
сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не
стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для
обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший
путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая
этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-
нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам,
призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний
голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон"
Сократа.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и
намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным
пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет
своей целью пользу человека.
Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы
чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение
определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и
т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения,
ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей
целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля
производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок
времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии
от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного
холода и т.п.
Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но
распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,
методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь
руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ
бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных
собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"
с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,
религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался
показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная
жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную
пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро
философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ
придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен
знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения
совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать
добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных
добродетелей. Задаче нахождения "всеобщего" должен был, по мысли
Сократа, способствовать его особый философский метод. "Сократский"
метод, имевший своей задачей обнаружение "истины" путем беседы, спора,
полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под
диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем
раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих
противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие
противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является
лучшим средством обнаружения истины". Между тем как Гераклит учил о
борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы,
сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике,
Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ),
впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о
диалектическом способе мышления. Основные составные части
"сократического" метода: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и
"определение" - по содержанию. "Сократический" метод - это прежде всего
метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей
целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. В этом и состоит сократовская "ирония".
Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие
противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий
с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии"
служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию
его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям
родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали.
Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в
нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных
добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной
"индукции" и "определения".
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он
сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,
анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению
противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству
на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает
общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений
справедливости или несправедливости открывало возможность определения
понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
"Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг
друга. Если "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях
путем их анализа и сравнения, то "определение" - это установление родов и
видов, их соотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре
с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим
знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой
"диалектический" метод мышления. Сначала Сократ предложил дела
справедливости заносить в графу "дельта", а дела несправедливости - в
графу "альфа", затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем
предложил занести ложь в графу "альфа" (несправедливости). То же
предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для
продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из
перечисленного занести в графу "дельта" (справедливости), Евтидем отвечал
решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода:
справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого
неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым.
Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и
относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все
эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально
думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ
указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе
несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем
согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее
"определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение":
"По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к
друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как
можно справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова
прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно и
требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова
обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за
истинное,а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить
только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ,
если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы
приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман
друзей следует занести в графу "дельта", а не "альфа", как это
предполагается предыдущим "определением". Равным образом, продолжает
"индукцию" Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего
заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи
заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну
здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать
делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того
человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы
он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него
оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в
графу справедливости, нарушая снова предыдущее "определения" и приходя к
выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо
быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии
добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и
добиваясь нового, еще более точного "определения" справедливости и
несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых
поступков как тех, которые совершаются в отношении друзец с намерением им
навредить. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. "
Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал
человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем
состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках6 и,
наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его...
Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на
добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят
такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо
такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаться
совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки
совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаться
совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все
прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого
следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и
прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,
жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и
человеческих) Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А
"земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих
себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит
ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто
из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла".
Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о
рабах), недоступно знание.
Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был
идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и
неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.
Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам
говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц,
способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое
воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы
подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться
к "заветам отцов".
По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми
образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".
Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец
персидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и
военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство -
исконная принадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой
аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает
возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и
склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех
искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина",
лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу,
побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу
граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским
занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на
стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами,
промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать
адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день
ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о
храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в
афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к
врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще
исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не
позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин
должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках
"благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил
так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений
своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые
Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и
демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что
опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а
поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.
Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и
моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,
в особенности направляя острие своей критики против античной демократии
как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной
власти.

3. РЕЗЮМЕ

Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе,
вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ
претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы
(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное
дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу
(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,
особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о
диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это
нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо.
И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию
государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия,
демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма
государственного устройства.

4. ЭПИЛОГ

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех
прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,
земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и
античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо
потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как
этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —
как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в
которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философа нового времени на различные школы и направления,
Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в
наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до
канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и
животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

Список литературы:

1. "История философии"
Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф.
Юдина.
Том I - Философия античного и феодального общества.
2. "У колыбели науки"
Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.




Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)


Реферат: Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами (Педагогика)


Реферат: Специальные функции архиватора RAR (Компьютеры)


Реферат: Гантваргер (Литература : русская)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Бизнес–план Могилевского завода (Предпринимательство)


Реферат: Режимы и способы хранения зерновых масс (Ботаника)


Реферат: Ненормированный рабочий день (Трудовое право)


Реферат: Проблемы обучения информатики в школе (Педагогика)


Реферат: Статья 213 УК РФ в редакции ФЗ от 08.12.2003 (Уголовное право и процесс)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Совершенствования технологических процессов переработки зерна в муку и крупу (Технология)


Реферат: Виды правонарушений и критерии их разграничений (Теория государства и права)


Реферат: Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие (Риторика)


Реферат: Учет расчета с бюджетом по налогам и сборам (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России (Педагогика)


Реферат: Возрастная психология (Психология)


Реферат: Исследование работы РПЗУ (Программирование)


Реферат: Металлы жизни (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист