GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Школа и Интернет (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Школа и Интернет (Педагогика)




Московский Педагогический Государственный Университет



Реферат по педагогике.
Школа и интернет.



Студентки биолого-химического

факультета
III курса 1 группы
Уразовой Екатерины.
Преподаватель:
Гончаров М.А.



Москва 2000


Содержание.

1.Введение. 3
2.Возможности Интернета. 5
2.1.Получение информации. 6
2.2.Электронная почта. 6
2.3.Группы новостей. 7
2.4.Дискуссионные группы. 7
3.Использование Интернета сегодня. 8
3.1.Программы Правительства Москвы. 9
3.2.Зарубежное финансирование. 9
3.3.Дискуссионные группы. 9
3.4Соросовская программа. 10
3.5.Информационное пространство школы. 11
4.За и против. 12
4.1.Стоимость подключения. 12
4.2.Вред здоровью. 13
4.3.Ограничение доступа к информации. 13
5. Интернет и учителя. 14
6. Заключение. 17
Список литературы. 18
Приложение. 19


"Уже стоят за дверью те, кто тебя вынесет".
Писание.


1.Введение.

В настоящее время жизнь летит с такой скоростью, что успеть за ней
практически невозможно. Мир развивается и соответственно ему стремительно
развивается средства массовой информации. Поток информации обрушивается
лавиной, способной задавить любого взрослого человека, а ребенка тем более.

Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как
Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому
человеку. Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть
занимает всё более крепкие позиции в современном мире.
В связи этим тема «Интернет и образование» мне кажется насущной и
довольно острой. Накопилось огромное количество вопросов, требующих
незамедлительных решений. Проблема использования сети в школе очень
объемна, и поэтому я не претендую на полноту изложения, но наметить
основные вопросы и тенденции постараюсь.
Теоретически, школа должна быть наиболее прогрессивным местом. Ведь
именно здесь воспитывается будущее поколение, именно учителя должны вести
за собой детей, подавая им пример. К сожалению, в реальности всё не так.
Еще более ста лет назад, изучив реальную работу школ России, Германии,
Швейцарии и Франции, Лев Толстой заявил: «Образовательное влияние
современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и
образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада,
в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках.
Образование идет мимо школы, а школа со своими начетническими
псевдонаучными курсами идет мимо жизни. Народ получает свое образование не
благодаря школе, а вопреки ей». А ведь Лев Николаевич еще не знал про
Интернет!
Конечно, мера несоответствия и напряжения, выраженная в словосочетании
«Интернет и школа», - огромна. Интернет – децентрализован, динамичен,
экономичен, разгосударствлен; он одновременно индивидуалистичен и
коммуникативен. Школьное образование – централизованно и иерархично,
консервативно и статично, практически лишено экономического измерения; оно
почти неизбывно огосударствлено и несет в себе сильнейший компонент
патернализма. Практически все на 180 градусов наоборот. То есть по своим
системным, глубинным качественным характеристикам господствующая модель
школьного образования не соответствует Интернету. Традиционное школьное
образование, успешно держащее оборону «на рубежах Коменского», находится
сегодня в серьезнейшем противоречии с тенденциями становления
информационного и коммуникационного общества.
Казалось бы, эта пропасть уже непреодолима. Но время работает на ее
преодоление и, что существенно, работает невероятно быстро. В 1984 году, то
есть всего 15 лет назад, в мире насчитывалось 1000 подключенных к Интернету
компьютеров. И тогда это была цифра! В 1987 году их стало 10 000, в 1989-м
– 100 000. Еще через 10 лет, к нашим дням, эта цифра увеличилась примерно
еще в 1000 раз, дойдя до порядка в 100 000 000. Нам, людям, привыкшим к
неимоверной недвижности и инертности образовательной системы, просто
невозможно на деле вообразить такие трансформации. И в этом же лежит
надежда. Вполне обоснованная надежда на преодоление. И на неизбежность
Новой Образовательной Парадигмы.


2.Возможности Интернета.

Школа приобрела компьютер. Или даже компьютеры... И вот вожделенная
техника распакована и выжидательно смотрит на вас, загадочно поблескивая
монитором... И тут выясняется, что когда компьютер был только розовой
мечтой, прекрасной именно своей недостижимостью, казалось, что без него –
как без рук... Но вот он есть, и что же теперь с ним делать? Многие
спотыкаются именно на этом – не могут решить, для чего же все-таки им нужен
компьютер. Но вскоре первый страх проходит и уступает место восхищению
множеством способов применения умной машины в школьном быту. С помощью
компьютера можно обучать школьников информатике или иностранным языкам.
Директор может отдать компьютер секретарше вместо пишущей машинки. А можно
не отдавать и пользоваться им самому: играть в свободное время в «Тетрис» и
«Звездные войны», шлепать двумя пальцами ЦУ для подчиненных... Можно
смотреться в него как в зеркало. Можно дождаться, когда он запылится, и
использовать его вместо школьной доски. Можно... Но лучше использовать
компьютер для расширения возможностей получения необходимой информации.
Распространение сетей, и Интернета в частности, дает огромные
возможности. Но какие именно мало кто представляет.
Интернет, или всемирная сеть, это колоссальный источник информации,
возможность общаться, обмениваться опытом, совместно с другими школами
решать общие проблемы. Но, на мой взгляд, главное в нем - информация.
Первый вопрос, встающий перед желающими присоединиться к армии
пользователей ресурсов Интернета: как к нему подключиться? Особенно это
касается работников образования, которое не располагают значительными
денежными средствами. Самый дешевый или, лучше сказать, наименее дорогой
способ получить доступ к сети Интернет: индивидуальный пользователь, при
помощи модема и стандартной телефонной линии, связывается с главным
компьютером, который имеет прямой выход в Интернет. Способ относительно
недорогой, но имеет свои недостатки, связанные с тем, что ваша работа и
возможности зависят от поставщика данной услуги. Второй способ, чуть дороже
предыдущего, - воспользоваться услугами коммерческого онлайнового
провайдера, например «GlasNet», «Россия он лайн», «Демос» «Элвис-Телеком» и
т. п. Для большинства пользователей услуги этих служб обходятся
сравнительно недорого - около 20$ в месяц. Этот способ тоже имеет свои
ограничения. Следующий, более сложный способ подключения предусматривает
использование Serial Line Protocol (SLIP) или Point-to-Point Protocol
(PPP), которые обеспечивают полное соединение с Интернетом при помощи
модема через обычные телефонные линии. По сравнению со способами,
описанными выше, такой вид связи позволяет компьютеру пользователя
действовать в сети в качестве главного компьютера. И, наконец, последний
вариант подразумевает прямую, высокоскоростную связь компьютера
пользователя с Интернетом через Local Area Network (LAN). Этот способ
обходится дороже всего, но он наиболее эффективен.

2.1.Получение информации.

Итак, первый шаг сделан – Интернет есть. А дальше? Для начала можно
посмотреть на опыт других стран. Ведь во всем развитом мире подключение
школ к сети является задачей государственного масштаба. Высказывают
предположение, что в ближайшем будущем образовательные учреждения Америки
превратятся в одну из самых больших групп пользователей сети.
Что привлекает преподавателей, управленцев, студентов и школьников
среди возможностей Интернета? Специальные исследования дают несколько
ответов на этот вопрос:
V на серверах Интернета можно отыскать информацию и документы,
которые трудно найти где-либо еще;
V сеть дает возможность доступа к крупным библиотекам и их
каталогам;
V используя Интернет, можно переписать компьютерные программы,
необходимые для работы;
V можно получить доступ к разнообразным видео- и
аудиоматериалам и т. п.

2.2.Электронная почта.

Второй по важности, после получения информации, функцией Интернета
является электронная почта, или e-mail. Возможностями электронной почты
широко пользуется и большинство учителей и школьников. Этот тип связи
позволяет пользователям посылать файлы и отвечать на электронные сообщения.
Электронная почта дает возможность работникам образования из отдаленных
районов страны не зависеть от расстояний и сравнительно быстро получать
необходимую информацию. Школьники Америки часто пользуются возможностями
электронной почты, чтобы заводить друзей по переписке и даже изучать
иностранные языки. Используя электронную почту и видеоконференции, в 1993
году примерно пятая часть всех восьмиклассников Америки и Англии приняла
участие в специальном проекте (Global Schoolhouse Project) по исследованию
окружающей среды. Похожий проект (Kidsnet), организованный Национальным
географическим обществом США, позволил школьникам из четырех городов страны
обменяться собранной информацией об их любимых видах спорта и других
увлечениях посредством электронной почты.
Как еще используется электронная почта в школах США? Вариантов ее
применения - множество. Например, американские школьники пишут письма
членам правительства, включая президента и вице-президента (хотя для нашей
страны это звучит довольно нелепо). А учащиеся старших классов могут
отвечать на письма младших школьников, адресованные «Дорогому Санта-Клаусу»
(можно Дед Морозу).

2.3.Группы новостей.

По электронной почте можно подписаться и получать последние новости по
какой-либо тематике. Группы новостей представляют собой открытый обмен
информацией, и каждый пользователь может прочитать или поместить свое
сообщение на электронной доске объявлений. Среди них можно найти рубрики,
интересные работникам образования, - посвященные преподаванию математики,
естественных наук и т. д., домашнему обучению, различным ступеням
образования. Единственный недостаток в новостях то, что они всегда на
английском языке, а большая часть преподавательского состава, как это не
прискорбно, не владеет им.

2.4.Дискуссионные группы.

Еще одна функция Интернета, привлекающая людей, работающих в
образовании, - возможность принять участие в дискуссионных группах
(конференциях), которые представляют собой отдельные почтовые листы,
посвященные темам, интерес к которым объединяет пользователей, живущих в
разных странах мира. Чтобы присоединиться к дискуссионной группе,
пользователь должен послать короткое электронное сообщение по специальному
адресу для подписчиков. Материалы дискуссионных групп могут стать для
участников источником актуальных сведений об образовательных проблемах,
новейших образовательных технологиях, новостях из мира образования. С их
помощью можно вести диалог с коллегами всего мира. Пользователи, не
являющиеся участниками конференции, могут просто следить за обменом
информацией на страницах дискуссионных групп. Вот адреса некоторых из них,
посвященных образовательной тематике:
V KIDSPHERE - по начальному образованию (kidsphere-
request@vms.cis.pitt.edu);
V EDTECH - по среднему образованию (LISTSERV@MSU.EDU);
V EDNET - для всех работников образования
(LISTPROC@LISTS.UMASS.EDU);
V KIDLINK - для школьников 10-15 лет
(LISTSERVE@VM1.NODAK.EDU).


3.Использование Интернета сегодня.

Но все приведенные данные из зарубежья, а что происходит в нашей
стране? Как и где сейчас используются возможности Интернета?
Сложился некий "джентльменский набор" возможного использования Интернета
в работе с детьми и собственно в работе школы как организации. Его можно
изложить в следующих 10 пунктах:
1. Использование электронной почты.
2. Поиск в сети нужной информации.
3. Создание собственных школьных веб-страниц.
4. Рассылка и/или съем централизованно подготовленных значимых,
общеинтересных материалов (нормативных документов, информации о семинарах и
конференциях и т.п.).
5. Обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей
физики, истории или для директоров школ и т.д.).
6. Образовательные FAQ (ответы на типичные вопросы).
7. Взаимоконсультирование по софту и т.п. (например, для учителей
информатики).
8. Организация конференций по сети.
9. Получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным
предметам.
10. Совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе
разных стран, по разным темам.
Казалось бы, большой объем возможной работы! Но ...
Директор школы №1060, рассказывает, что хотя большинство директоров
московских и иногородних школ интереснейшие и талантливые люди, насчет
Интернета большого интереса и энтузиазма не проявляют. Многие, конечно,
имеют подключение на работе, многим учитель информатики распечатывает
электронную почту. Не более того.
К счастью, все не так плачевно, как кажется на первый взгляд.
Правительство и администрация школ предпринимает иногда некоторые действия.

3.1.Программы Правительства Москвы.

Так, Правительство Москвы с 1998 года проводит программы поэтапного
подключения школ города к Интернету. По всей стране создаются «Интернет-
кафе», где желающие за некоторую сумму могут выйти в Интернет или связаться
с коллегами и друзьями по электронной почте. В библиотеках и университетах
регионов открываются «точки доступа к Интернету», посещаемость которых
увеличивается с каждым днем. Например, до 70 пользователей – студентов и
учащихся старших классов в день – только в Библиотеке иностранной
литературы; до 25–30 студентов педагогических вузов – в Педагогической
библиотеке им. Ушинского и др., в университетах эта цифра во много раз
выше! В этих «точках» проводятся курсы обучения или экспресс-обучение
посетителей.

3.2.Зарубежное финансирование.

Различные фонды, в основном зарубежные, финансируют инициативы,
связанные в развитием образовательных Интернет-технологий в регионах. В
последние два года – это проекты, в основном направленные на развитие
русскоязычных ресурсов Интернета. Благодаря грантам, полученным от Фонда
ИОО, были созданы центры Интернета в государственных университетах более
чем 30 городов России. Они способствуют дотированному подключению к
Интернету местных учреждений культуры, образования и здравоохранения.

3.3.Дискуссионные группы.

Или, например, что касается дискуссионных групп то аналитический центр
«EDU@EMISSIA» Академии информатизации образования (С.-Петербургское
отделение), Институт естествознания, Российский Государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена, Экологический клуб
«Интеграл», Институт образования взрослых Российской Академии образования
провели в октябре-ноябре 1997 года научно-методическую телеконференцию
«Информационные технологии в обучении биологии, экологии и медицине»
(ИНФОБИО-97). Конференция рассчитана на преподавателей, научных сотрудников
и методистов образовательных и научных учреждений различного типа, учителей
общеобразовательных школ, студентов, интересующихся проблемами внедрения
новых информационных технологий. Цель конференции - создание в России
единого информационного пространства в обучении дисциплинам биологического
цикла. В ходе конференции предполагалось обсудить следующие проблемы: опыт
компьютерного обучения, разработка методик применения новых информационных
технологий; создание педагогических программных средств в области биологии
и подобных дисциплин; соотношение информационных технологий и традиционных
методик в учебном процессе; компьютерное обучение в области медико-
биологических дисциплин и курс информатики школы и вуза; подготовка
учителей и учащихся к использованию информационных технологий.
Участники телеконференции ИНФОБИО-97 пришли к выводу, что данная форма
обмена опытом в области компьютеризации преподавания биологии и близких ей
предметов естественно - научного цикла заслуживает дальнейшего развития.

3.4Соросовская программа.

Внедрению телекоммуникаций в образование России деньгами помогает Фонд
Джорджа Сороса. Наряду с этим все государственные вузы связаны
магистральной телекоммуникационной системой, которая называется сеть науки
и образования РБНЕТ. Это совместный проект Минобразования, Миннауки,
Минсвязи, Российского фонда фундаментальных исследований и Российской
академии наук. 33 соросовских центра Интернета в вузах используют в РБНЕТ.
Фонд "Открытое общество" поставил оборудование, а Российское правительство
финансировало телекоммуникационную связь и продолжает ее дальнейшую оплату.
Так что весь проект ведется на паритетных основаниях. Количество участников
сети постоянно увеличивается. Ведь, помимо вузов, в нее входят
академические институты РАН, библиотеки, государственные научные центры
(Обнинск, Дубна и т.д.). В РБНЕТ свыше 1500 коллективных и более 700 тысяч
индивидуальных пользователей - студенты, аспиранты, преподаватели, научные
работники. И это притом, что в первые годы сеть использовали всего 15-20
тысяч человек!
К сети также подключены школы, правда, обычно через вузы. Например, в
Москве в Юго-Западном и Центральном округах, Ярославле, Переславле-
Залесском, Кемерове, Тамбове, Новосибирске, на Алтае. В Воронежской и
Челябинской областях подключены даже сельские школы. Очень здорово
поставлена работа с образовательными телекоммуникациями и в Кабардино-
Балкарии.
Одним из Интернет-центров является Иркутский Государственный
Университет (ИГУ). Недавно здесь, например, проводилась Неделя информатики,
где молодежи предлагались посиделки в Интернет-кафе, компьютерные олимпиады
и конкурсы компьютерных игр, деловым людям - выставка-ярмарка в
международном выставочном комплексе "СибЭкспоЦентр", семинары и
конференции.
Также происходит динамичное "продвижение" школьников Приангарья в Интернет
в рамках программы "Соросовские гуманитарные олимпиады в Сибири", в которой
участвуют пять регионов страны. В заочных турах олимпиад приняли участие
более двухсот учащихся 6-11-х классов с каждым годом школьники все лучше
овладевают новыми технологиями. В первый год работы по программе дети
приносили свои работы по конкурсным заданиям на бумажках. Через год
участники уже несли материалы на дискетах: оставалось обработать их и
выслать. Еще через год дети должны были сами оформить свои ответы и
отправить их по электронной почте. И это реально, потому что все участники
олимпиад имеют право свободно работать в Интернет-центре.

3.5.Информационное пространство школы.

Интернет-ресурсы образовательного назначения, созданные для учащихся и
учителей или учащимися и учителями, вместе составляют образовательное
информационное пространство новой школы, которая уже не управляется сверху,
а становится саморазвивающейся системой, в которой каждый учитель проводит
свою линию самостоятельного развития, координируя ее с деятельностью других
коллег. Примеров организации таких систем на сегодняшний день существует
несколько. Так, в гимназии № 1567 г. Москвы создано учебное Интернет-
пространство школы, в инфраструктуру которого входят кабинеты директора
гимназии, учительская, библиотека, два кабинета информатики, три кабинета
физики, кабинеты химии, электроники, машинописи, географии, биологии,
математики, русского и английского языков.
С 5-го класса учащиеся вовлекаются в учебную работу по школьным
предметам, активно используя информационные ресурсы этого пространства,
работая, как исследователи, ученые-экспериментаторы по биологии, химии,
физике, астрономии, в гуманитарных областях. Одним из результатов этой
общешкольной работы является создание электронной сетевой энциклопедии,
которую готовят учащиеся и учителя. Школьный сервер гимназии, который
обеспечивает развитие общешкольного информационного пространства, работает
круглосуточно, что позволяет ученикам и учителям работать в школьном
информационном пространстве из любого учебного кабинета или из дома при
наличии компьютера.


4.За и против.

Казалось бы, Интернет предоставляет столько возможностей и шансов для
улучшения образования, самореализации школьников, общения. Но почему тогда
он так слабо развит в нашей российской системе образования? Что мешает и
тормозит? Большинство противников Всемирной паутины выдвигает ряд довольно
однотипных причин, с которыми я предлагаю ознакомиться.

4.1.Стоимость подключения.

Одним из самых сильных аргументов, объясняющих отсутствие Интернета в
школах, является его дороговизна. Это вполне справедливое заявление, цены
на услуги Интернет-провайдеров не маленькие, и рядовой школе они не под
силу.… Но, только в том случае, если Интернет директор школы хочет
поставить в своем кабинете с единоличным доступом к нему, за счет средств
школы. Если же нет, то выход найти можно.
Одним из таких выходов является появление совершенно новых форм
взаимоотношений между школами и местными провайдерами. Есть примеры, когда
провайдеры предоставляют школе некоторое количество часов работы в
Интернете бесплатно, а за это учащиеся школ в учебном процессе создают веб-
ресурсы местной проблематики и размещают их на сервере своего провайдера
(Ангарск).
И, как показывает практика, активность школ в Сети напрямую не зависит
от количества в ней компьютеров, а зависит от отношения к проблеме
администрации. Также от организации в школе свободного доступа к Интернету,
энтузиазма учителей и родителей, от общего развития информационной
инфраструктуры в стране и регионе.
Здесь уже дело не в деньгах. Просто людям не особо интересно жить в
сети, что-то писать в сеть, с кем-то общаться по сети.
При наличии выхода в сеть, значительно повышаются возможности
заработка, который можно использовать для оплаты этого же Интернета. А если
есть подключение к Интернету, то огромное количество серверов предлагает
бесплатную электронную почту.
Таким образом, этот аргумент противников Интернета можно считать не
состоявшимся. Все зависит только от желания приложить некоторые усилия.

4.2.Вред здоровью.

На мой взгляд, проблема, связанная с влиянием компьютера на здоровье
ребенка самая важная на данный момент. И факты, к сожалению, довольно
печальны. В 1996 году специалисты Госсанэпиднадзора разработали новые
санитарно-гигиенические правила, описывающие требования, которым должны
удовлетворять рабочие места пользователей компьютеров, в том числе и в
школьных классах. Новые нормы, разработанные на базе шведского стандарта
MPR II, введены в действие с 1 января 1997 года, а с 1 июля обрели статус
государственного стандарта.
Для того чтобы эти нормы действительно заработали, нужны
специализированные центры сертификации (их пока два на всю Россию) и
соответствующая аппаратура. Российские разработчики уже готовы предложить
этим лабораториям комплект средств измерения излучений, созданный в рамках
конверсионных программ (его стоимость составляет $940). В школах
Подмосковья уже проходит апробацию технология модернизации компьютерной
техники, нацеленная на снижение опасного излучения до приемлемого уровня.
По словам специалистов, техника, установленная в школах, практически
повсеместно не удовлетворяет нормам.
При всем моем желании здесь возразить нечем. Если только тем, что
многие современные дети, не работающие с компьютером, проводят это время у
телевизора, что не менее вредно.
Можно частично снизить данный фактор, ограничив пребывание детей за
компьютером, но запрещать совсем – это перебор.

4.3.Ограничение доступа к информации.

Встает и еще одна проблема: как проконтролировать содержание и качество
материалов, к которым получат доступ школьники. Прежде всего, родители и
учителя опасаются, что дети увлекутся порнографическими страницами, в
изобилии представленными в Интернете.
Сделать киберпространство международной компьютерной сети Интернет
безопасным для детей, призвана новая инициатива, с которой выступила
администрация США. По существу она предусматривает возможность установления
«родительской цензуры», ограничивающей доступ юных любителей «электронной
реальности» к тем материалам, с которыми, по мнению их воспитателей, им
знакомиться рановато. Одно из возможных устройств такого рода
продемонстрировал вице-президент Альберт Гор. Это пульт управления,
позволяющий устанавливать «допустимый» уровень доступа к «взрослым»
компьютерным программам. Для этого достаточно оценить по шкале от нуля до
четырех баллов «приемлемый для ребенка», с точки зрения взрослого, процент
содержания сцен насилия, секса, наготы и непристойных выражений в
электронной продукции, предлагаемой через Интернет, и нажать
соответствующие кнопки. Если после этого ребенок захочет «переступить
порог» и подключиться через домашний компьютер к «запретной» программе,
машина не позволит ему этого сделать. Конечно, чтобы такой «электронный
сторож» работал, ему необходимо «взаимопонимание» со всеми остальными
«обитателями» киберпространства.
Благодаря содействию компаний «Нетскейп» и «Майкрософт» уже сейчас 90
процентов программ, используемых для путешествий по Интернету, имеют
встроенные средства контроля. Кроме того, ведущие производители поисковых
программ согласились впредь работать с хозяевами только тех компьютерных
«окон», виды из которых оценены на предмет приемлемости для детских глаз и
ушей. Однако пока контроль за тем, что смотрят дети в Интернете, возложен
целиком на родителей и воспитателей.
Конечно, физически невозможно просмотреть все материалы Интернета перед
тем, как позволить школьникам работать с ними, но можно предпринять
несколько предупредительных мер:
V ограничить время пользования сетью часами, которые учащиеся
проводят в школе;
V использовать программы связи с системой меню, из которого
можно выбрать только некоторые специальные темы;
V предупреждать школьников о проблематичных материалах и т. п.
В целом эта проблема разрешима, и не является ограничителем
распространения Интернета.

5. Интернет и учителя.


В настоящее время половина школьников уже освоила Интернет. А что же
учителя? Чаще всего учителя, которые должны быть двигателями прогресса,
сами его же и тормозят. Большая часть преподавательского состава в школах –
это люди старшего поколения, выросшие и воспитанные в другой культуре,
почти в другой стране. Поэтому нельзя не учитывать личность учителя в
процессе «интернетизации». Так же имеет огромное значение отсутствие умений
обращения с компьютером.

Отсутствие учета личности учителя в процессе воплощения всего нового в
реальную жизнь приводит к нулевым результатам, так как деньги предпочитают
вкладывать в компьютеры, а не в повышение квалификации учителей, забывая,
что, пока учителя не захотят измениться, никакая инструкция их к этому не
принудит. Несмотря на то, что сегодня многие институты повышения
квалификации преподавателей проводят обучающие курсы для учителей-
предметников, эффективность их на общем фоне информационной неграмотности
людей, работающих в школах, довольна низка. Слабое использование технологий
учителями в учебном процессе не является чем-то особенным только для нашей
страны. Многие страны столкнулись с проблемой нежелания большинства
учителей использовать НИТ в учебном процессе. В начале 1999 года
департамент образования Германии провел опрос 3500 учителей средней и
начальной школ, среди которых только каждый пятый ответил, что он готов к
использованию компьютерных технологий в своей преподавательской
деятельности. 80% из них обучались на курсах по новым технологиям. И только
20% заявили, что действительно после этих курсов чувствуют себя
подготовленными к работе с новыми технологиями.
Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из
главных проблем для учителей: многие, особенно с возрастом, испытывают
страх перед компьютером и долго не могут с ним справиться.
Для разрешения этой проблемы предпринимается ряд мер. Например, с весны
1997 года в Питере педагогов совершенно бесплатно обучают работе в мировой
информационной сети. В помещении Информационного центра петербургской школы-
лицея № 265 проводятся курсы для преподавателей системы среднего
образования С.-Петербурга по использованию Интернета в учебном процессе.
Эта программа предназначена для обучения управляющего состава школ,
директоров и заместителей директоров, а также учителей работе в мировой
сети. В процессе занятий учителя получат необходимые знания для поиска
нужной информации, освоят методы общения в сети, смогут создать свою
страничку в Интернете, а также научатся проведению совместных конференций с
помощью сети. Регулярные занятия в режиме On-line помогут педагогам
сформировать свой взгляд на использование Интернета в преподавании
предметов школьного курса. Кроме того, Интернет дает новые возможности
школам для обмена опытом, международного общения и разработки совместных
проектов.
В глобальной сети, безусловно, можно "заблудиться" и бродить по ее
бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить богатейший
"улов" необходимых в работе материалов, вплоть до электронных учебников.
Это особенно актуально в наше время, когда библиотеки обновляются очень
скудно.
А в каких веб-ресурсах нуждается сегодня учитель? Ведь на сегодняшний
день он все яснее представляет собой не некую усредненную личность, про
которую можно сказать, что она преподает, какой-либо конкретный предмет и
для которой пишутся методики «Учителю физики», «Учителю литературы» и т.д.
Все яснее в последние годы за потребностями в Интернет-ресурсах стало
прорисовываться лицо конкретного учителя – консерватора, приверженца
традиционной школы, который скептически относится ко всему новому, или
новатора, готового это новое «принять и применять». Необходимо учитывать
при создании веб-ресурсов образовательного назначения интересы, как тех,
так и других учителей. Для учителей – приверженцев традиционной школы
необходимо на сайтах представлять программы по учебным предметам школы с
поурочным планированием и с указаниями материалов к урокам, которые можно
найти только в Интернете. Для учителей-экспериментаторов, желающих активно
использовать ресурсы и технологии Интернета в своей учебной деятельности,
необходимо рассказывать о международном опыте использования Интернет-
технологий в учебном процессе, предлагать принять участие во всевозможных
сетевых инициативах: проектах, чатах, телеконференциях и др.

6. Заключение.

Интернет - не самоцель, хотя, конечно, сделав его доступным в своей
школе, приобретается законный повод для гордости. Но когда первые восторги
и радость обладания поутихнут, необходимо задуматься: что Интернет может
изменить в школе. Ведь Интернет не просто красивое слово и не только
возможность читать свежую прессу не на бумаге, а с экрана компьютера. Его
можно сделать мощным инструментом образования, который может изменить лицо
школы. В США движение за «интернетизацию» школ стало не причудой моды, а
вопросом демократии. И престижная частная школа, и муниципальная школа в
глубинке - их ученики должны иметь равный доступ к информации.
Использование компьютерной техники, новейших средств доставки
информации, глобальных сетей - абсолютно объективная тенденция в
образовании не только у нас в стране, но и в мире. Видимо, это станет
основным стержнем методики образования в XXI веке.
Некоторые высказывают нелепое предположение об изобретении виртуальных
учителей. Нельзя представить себе виртуальную мать, и виртуального учителя
трудно будет изобрести. Педагог остается, но Интернет может оказаться для
него хорошим подспорьем. Правда, для этого там должны присутствовать
хорошие образовательные программы.
Интернет - это технология, средство. Фигурально выражаясь, колоссальная
библиотека, куда легко зайти, или дорога, объединяющая мир, на которую
можно въехать с любой проселочной.



Список литературы.

1. «Российское образование в сетях Интернета».
http://www.september1.ru/ru/main.html http://www.upr@1september.ru
2. Вислый А.,Костинский А., Перли Б., «Библиотека, открытая 24 часа».
http://www.ug.ru/ug.ru/obr_tel.htm
3. Кабачек Оксана «Между Интернетом и печатной страницей».
http://www.september1.ru/ru/main.html
4. Кез Элеонора e-mail: kez@irk.ru «Педагогов пришлось тащить силком».
http://www.ug.ru/99.31/t14.htm
5. Кузнецова А. «Встретимся в виртуале».
http://www.september1.ru/ru/main.html
6. Кузнецова А., «Новости компьютерной Руси»,
http://archive.1september.ru/upr/1997/no27.htm
7. Мифаева Ю. «Чего только нет в сети Интернет!»,
http://archive.1september.ru/upr/1997/no22.htm
8. Пинский А. А. «Троянский конь за железной дверью»
http://www.ug.ru/ug.ru/obr_tel.htm
9. Александров С. «Нельзя представить виртуального учителя.»
http://www.ug.ru:8101/frame.htm
10. Ястребцева Е., Быховский Я., «Придет ли Интернет в школу? Придет ли
школа в Интернет?»http://archive.1september.ru/upr/
11. Смирнов В. А., Румянцев И. А., Соломин В. П. «Специализированная
компьютерная телеконференция как форма общения с целью решения
конкретной проблемы». http://ito.bitpro.ru/1998/3/smirnov.html


Приложение.

Полезные страницы для учащихся.
1. Мультимедийные учебники и учебные пособия «Уроки химии» для
школьников, Самара, http://cnit.ssau.ru.organics;
2. Интерактивное дистанционное обучение физике школьников Республики
Карелия, Петрозаводск, http://www/karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur,
3. «Виртуальная пустынь: Сайт экологического обучения», Нижний Новгород,
http://www.uic.nnov.ru/pustyn;
4. «Интернет для биологов», Новороссийск,
http://www/nsu/ru/icen/grants/i4biol;
5. «Интерактивный курс механики с применением теории решения
изобретательных задач», Алтай, http://www-ic.dcn-asu.ru/~sagalak/;
6. Энциклопедии «Боги и герои Древнего мира»,
http://members.xoom.com/foox/index.html);
7. «Весь Достоевский», Петрозаводск,
http://www/karelia/ru:80/~Dostoevsky/main.htm;
8. «Энциклопедический словарь по компьютерной графике, анимации и
мультимедиа», Великий Новгород, http://region.adm.nov.ru/graphinfo/nsf
и др.
9. Виртуальная школа Бакай. Много ресурсов и иллюстраций по биологии, по
информатике, по истории, по математике. http://www.digsys.ru/bakai/

Полезные страницы для учителей.[1]

Планирование учебной деятельности по ботанике.


http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/biology/bio1/biolog2.htm

1. Гипер-учебник по биологии на английском.
http://esg-www.mit.edu:8001/esgbio/chapters.html
2. Электронная версия газеты «Первое Сентября»
http://archive.1september.ru
3. Электронная версия газеты «Учительская газета». http://www.ug.ru
4. Материалы по общей биологии. www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/ob.htm
5. Страница биологохимического факультета. http://www.lgg.ru/~biohim

Для тех, у кого в школе есть только доступ к электронной почте,
предлагается далеко не полный, но интересный список электронных адресов
школ России. Уверены, что, написав по этим адресам, Вы найдете много новых
друзей и единомышленников.
postmaster@sch444.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 444

postmaster@sch825.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 825

postmaster@sch865.msk.su Средняя общеобразовательная школа № 865

postmaster@scl1140.msk.su Средняя общеобразовательная школа-
лицей № 1140

postmaster@sc1088.msk.su Средняя школа № 1088

postmaster@sch1673.msk.su Школа-комплекс № 1673 «Поддержка»

administ@sc1333.msk.su Донская гимназия

serge@schcorr.msk.su Открытый лицей «Всероссийская заочная
многопредметная школа»

bmd@sch57.msk.su Школа № 57

rw3dz@sch1tr.msk.su Школа № 1 г. Троицка Московской области

vitar@s43.msk.su Московская многопрофильная гимназия № 43

mfidler@sch67.msk.su Школа-гимназия № 67 г. Москвы

root@sc1129.msk.su Школа № 1129 г. Москвы

elena@sch471.msk.su Школа № 471

light@sch962.msk.su Школа № 962,

класс информатики YG@sch10.msk.su Красногорская средняя школа №
10

amor@mtlyceum.msk.su Московский технический лицей

ilya@sch1282.msk.su Средняя специальная школа №1

kubareva@sch1211.msk.su Школа № 1211 с углубленным изучением
иностранного языка

root@ms1189.msk.su Экспериментальная школа № 1189 г. Москвы

BORIS@sch1210.msk.su Школа № 1210

sergei@sch863.msk.su Школа № 863 г. Москвы

postmaster@grsc1509.msk.su Московская английская гимназия № 1509

root@scl1140.msk.su Экспериментальная школа-лицей 1140

root@sch5d.msk.su Школа № 5, г. Долгопрудный

icec@adonis.iasnet.com Школа № 5, г.Троицк

post@sch638.zgrad.su Средняя школа № 638

postmaster@zaoksem.tula.su Заокская семинария

postmaster@schl30.tula.su Средняя школа с углубленным изучением
французского языка № 30

klm@s32.perm.su Средняя школа № 32 г. Перми

meg@s9.perm.su Школа № 9 при Пермском государственном
университете

root@sc22.perm.su Школа № 22 с углубленным изучением
французского языка

root@sc7.perm.su Средняя школа № 7 г. Перми

inv@s12.perm.su Школа № 12 г. Перми

postmaster@school137.saratov.su Школа № 137, г. Саратов

zubov@dlmskuz.yaroslavl.su Кузнечихинская средняя школа

belova@dlmsyar.yaroslavl.su Ярославская областная заочная
математическая школа

sav@gimn2.voronezh.su Воронежская гимназия № 2

sturova@gymn6.voronezh.su Общеобразовательная гимназия № 6

postmaster@lic.nnov.su Нижегородская физико-математическая школа-
лицей

root@lyceum1.rostov-na-donu.su Лицей № 1 , г. Ростов

elena@schi.krasnoyarsk.su Школа социальной реабилитации
интернатного типа № 24

root@sch24.irkutsk.su Иркутская средняя экспериментальная школа
№ 24

root@sch93.granit.chel.su Челябинский языковой лицей № 93

karl@compsch.bashkiria.su Белорецкая компьютерная школа

nb@vic.tsaritsyn.su Волгоградская городская гимназия

root@sch265.spb.su Политехническая школа-лицей № 265

postmaster@school.pgu.serpukhov.su Пущинская средняя школа № 1

postmaster@kids.protvino.serpukhov.su Школьники из г. Протвино

sergej@school19.oryol.su Школа-лицей № 19 г. Орла

kostya@school19.oryol.su Орловская техническая школа-гимназия №
19

postmast@ecole7.tambov.su Школа № 7 с углубленным изучением
французского языка

root@teremschool.kiev.ua Украинский физико-математический лицей

root@sc145.kiev.ua Школа-лицей № 145, г. Киев


-----------------------
[1] Приведены лишь немногие ссылки, лично проверенные. Кроме них существуют
сотни страниц, надо только постараться и найти.





Реферат на тему: Школа семейного типа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НИКОЛАЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.О. СУХОМЛИНСКОГО

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Школа семейного типа



Творческая работа
Студентов 262 группы
Физико-математического факультета
Чернецкой Ольги
Андрейчука Ивана
Левченко Юрия
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Соколовская А.С.



Николаев 2003


Содержание
Вступление
I Общая информация о школе
1. Начальная школа
2. Школа II-III ступеней

II Устав школы
III Школьные предметы и их значение
IV Расписание уроков
V Педагогика принуждения
VI Школа семейного типа
Вывод

bagref@ukr.net



Вступление
Древнюю Грецию можно по праву назвать точкой отсчета зарождения Европейской
культуры. Цельное, необычайно гармоничное сплетение образования, культуры,
искусства во всех его проявлениях и сегодня можно считать одной из вершин
развития общества. Греки большое внимание уделяли обучению и воспитанию
подрастающего поколения. Наравне со знанием языков, математики, литературы,
стояли занятия музыкой, театральным искусством, рисованием. Отличная
физическая форма считалась обязательной нормой и здесь спортивные
упражнения переплетались с преподаванием основ правильного питания, ухода
за своим телом и рациональным использованием внутренних резервов. В
развитии физических, духовных и интеллектуальных способностей ничто не
выделялось как основное и второстепенное, и объединив это с осознанием
окружающего мира, себя в нем, и навыками разумного управления этой сложной
гармоничной системой, мы получаем ту идеальную модель, которой мы хотим
следовать.



Общая информация о школе
Начальная школа
Обучаются дети 6-9 лет в классах с 1-го по 4-й. Уроки по 35-45 минут ведут
учителя предметники.
Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки;

математика, логика, шахматы;

предмет "Мир вокруг нас", изобразительное искусство, художественный труд,
музыка, хореография, сценическая пластика;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика.

Все предметы в нашей школе делятся на четыре блока:

Словесный блок: украинский, русский, английский и французский языки.

Математический: математика, логика, шахматы.

Художественно-культурный блок. В этом блоке представлены основы всех
естественных наук: зоологии, географии, ботаники, анатомии в программе “Мир
вокруг нас”, а также основы истории, народоведения, музыки, этики,
изобразительного искусства, художественного труда, хореографии, основы
театрального искусства и элементы психотренинга.

Физкультурно-оздоровительный блок: оздоровительная гимнастика, акробатика,
занятия по общему физическому развитию и элементы валеологии.
Могут ли дети в столь юном возрасте усвоить такой объем информации? —
Могут. И не перегружаясь, если учиться, играя, если в классе не больше 10
человек, если преподаватель, помимо высокой квалификации, творчески
подходит к своему делу, если обязательными и важными считаются такие
предметы как хореография, акробатика, занятия по общей физической
подготовке. И еще этому способствует использование межпредметных связей, не
только внутри блока, но и гораздо шире, что втягивает в активную работу
школьную библиотеку, охватывает работу над созданием спектаклей.

Также функционирует Школа развития (группа подготовки к школе) для детей
пятилетнего возраста.


Школа II-III ступеней
Обучаются дети 9-16 лет в классах с 5-го по 11-й


Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки, украинская и
зарубежная литература; математика (с 7-го класса — алгебра и геометрия),
информатика (с 5-го класса), история, география, биология, физика, химия,
основы правоведения и экономики;

изобразительное искусство, музыка, художественный труд;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика УШУ;

хореография, сценическая пластика, основы веб-дизайна и журналистики.



Устав школы

Обе школы работают полный день с 8.00 до 18.00 (начальная школа — по
пятидневке). Кабинетная система, малые учебные группы (количество учеников
в классе — 10—12 человек). Школьное питание (трехразовое для старших и
малышей). Дневные прогулки. Дневной сон для учеников 1-х классов.
В расписания обоих школ входят обязательные занятия со школьными
психологами (индивидуальные и групповые). Проводится регулярный осмотр
детей врачом-педиатром. Работает музыкальная студия (гитара, фортепиано).
Дети (по их желанию и с согласия родителей) посещают зал акробатики,
бассейн и секцию скалолазания. При Школе организована утренняя и вечерняя
развозка детей по маршрутам в пределах города.
Как организовано обучение?
Мы начинаем с тех вещей, которые дети больше всего любят и лучше всего
делают. Из этой деятельности, когда задания усложняются, проявляются умения
и способности. Этот подход применяется на всех уровнях. Поэтому в нашей
школе нет предметов, "нелюбимых " детьми. Ключ к решению этой проблемы - в
том, чтобы представить каждый предмет в правильное время (период развития
ребенка) и правильным образом, чтобы он заинтересовал и стимулировал
ребенка.
Школьный день
Особенность подхода - в организации школьного дня. Академическая работа в
классах происходит в утренние часы, когда дети наиболее восприимчивы и
разбужены. Середина учебного дня отдана искусствам и иностранным языкам.
Предметы, требующие участия конечностей и физической активности падают на
третью, заключительную часть дня, когда энергии у ребят больше, а
способность к концентрации снижается. Некоторые предметы ведет сам
классный учитель, некоторые - другие учителя-специалисты. Разнообразие
предметов одного дня позволяет будить интерес ребенка и стимулировать его
способности.
Как обстоят дела с домашними заданиями, экзаменами и оценками?
Когда домашнее задание дается детям в начальной школе, это обычно делается
либо для родителей, либо для "репутации" школы как учебного заведения, но
это не отвечает нуждам детей этого возраста. Не существует письменной
работы, которую дети этого возраста способны сделать самостоятельно. Тем не
менее, если они переживают, свой школьный опыт с энтузиазмом, они придут
домой с желанием показать и поделиться тем, что они делали в школе. Задания
на дом начинаются в третьем или четвертом классах. Что бы ни было задано на
дом, это должно стоить потраченного времени и быть тем, чем можно
гордиться. Контрольные и самостоятельные работы по математике, иностранным
языкам даются по усмотрению учителя. Тем не менее, формальные экзамены и
контрольные работы не нужны. Учитель обязан знать каждого ребенка и его
работу настолько хорошо, что частые проверки знаний становятся лишними.
Кроме того, это дополнительные затраты драгоценного времени, которое может
быть потрачено с большей пользой. Конечно, дети сдают экзамены, которые
требует государство, но они не используются для внутренних целей школы.
Оценки не выставляются. Родительские собрания и детализированные
характеристики детей составляют расширенную и точную оценку прогресса
каждого учащегося, а также его проблем, содержат дополнительную информацию
для родителей о том, как обогатить жизнь ребенка дома. Оценки и контрольные
работы могут присутствовать в старшей школе, тогда, когда дети будут
готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.



Школьные предметы и их значение
ВІТАЄМО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, HELLO, BON JOUR!


Так исторически сложилось, что место, где мы живем — центр зарождения
славянской культуры, колыбель Киевской Руси. В Украине всегда был большой
процент русскоязычного населения. Многим из них и сейчас кажется нелегкой
проблема перехода на государственный украинский язык. Выучить еще можно, а
вот полюбить... В нашей школе этой проблемы нет. Уроки ведутся на
украинском языке, а в общении — тебе ответят на том языке, на котором ты
задал вопрос. Но красочные и интересные уроки народоведения, валеологии,
краеведения, знакомство с украинской литературой, музыкой и искусством,
“спілкування” с преподавателями-носителями литературного украинского языка
и конечно же спектакли — “Веснянка”, “Вечорниці”, “Свято Калити”, все это в
комплексе создает атмосферу, в которой общаться на украинском языке
становится естественным и необходимым.
Наша мечта, чтобы ребята между собой говорили на четырех языках. На это
направлены занятия английским и французским. Большой ассортимент обучающей
литературы, аудиозаписи, видеофильмы, компьютерные программы помогают
поддерживать интерес ребят к этим предметам. Но главный акцент делается на
разговорной речи, а cпектакли на этих языках — это наш творческий отчет и
праздник для всех.

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ — ИГРА
Театр является связующим звеном между всеми предметами. За основу
спектаклей берутся произведения детской мировой литературы. Это “Снежная
королева”, ”Питер Пен”, “Золотой ключик”, “Дюймовочка”, “Старик Хоттабыч”,
“Карлсон, который живет на крыше”, "Пеппи Длинныйчулок", “Красная шапочка”,
“Алиса в Стране Чудес” на английском и французском языках.
Где по-настоящему: требовательный сценарист, строгий режиссер, декорации,
волнения перед спектаклем и... овации зала. Преподаватели играют вместе с
ребятами. Ничто так не сближает, как совместные тревоги и радости
творчества. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Видеокассета со
спектаклями и любимыми уроками, позволяет увидеть то же сто раз. Это наш
традиционный подарок в конце учебного года. Каждому спектаклю предшествует
серьезная подготовка. На уроках хореографии и сценической пластики ребята
вырабатывают “сценичный” голос, раскрепощаются. На уроках изобразительного
искусства и труда они на время подготовки к спектаклю, придумывают эскизы
костюмов, грима, декораций. Но это только на некоторых уроках, а на
остальных —
"ГОРОД МАСТЕРОВ"
Уроки труда имеют несколько направлений и читают эти занятия различные
преподаватели.
Вышивание, вязание, макраме, плетение из бисера, изготовление поделок из
кожи, мягкая игрушка, инкрустация соломкой, флористика и композиции из
искусственных цветов перемежаются с оригами, бумажной пластикой, искусством
аппликации, моделированием с элементами электродела.
При школе работает керамическая мастерская, где ребята учатся относится к
своему изделию профессионально: удовольствие — удовольствием, но качество и
художественная ценность в первую очередь.
Эти же требования и на уроках изобразительного искусства. Чтобы хорошо
рисовать, надо знать жанры, техники, приёмы. Когда и как они возникли,
какие секреты построения композиции использовали известные мастера. Ну а
результат этого — вернисажи, не менее 6—8 в год. Кроме того, стены классов
украшают картины и панно, созданные на уроках. Ребята с удовольствием
демонстрируют фотокаталог своих работ.

ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ —
надо научиться чувствовать, любить и развивать их. Поэтому в физкультурно-
оздоровительном блоке у нас представлены разные направления и занятия
проводят специалисты в этих областях.
Гимнастика не только развивает гибкость и пластичность, но и требует
терпения, осознания и чувствование каждого своего органа, умения правильно
распределять энергию, учит, что физическое развитие напрямую связано со
здоровьем и интеллектуальными возможностями человека. В цикл занятий помимо
упражнений входит массаж каждого ребенка, обучение приемам самомассажа для
профилактики остро-респираторных и других заболеваний.
Акробатика — название говорит само за себя, но чтобы достичь результатов в
этом виде спорта, надо уметь правильно регулировать дыхание , отлично
бегать, хорошо прыгать, быть ловким и выносливым. Это нелегко. Трудно в
этом возрасте требовать от ребенка сознательной готовности жертвовать
удовольствием просто пошалить, расслабиться, а то и полениться...
Поэтому третье направление — спортивные игры, эстафеты, веселые конкурсы.
ПРОФИЛАКТИКА ЧАСТО ИСКЛЮЧАЕТ ЛЕЧЕНИЕ
Наши медики считают, что можно предотвратить любое заболевание, используя
профилактические способы, сочетая восточную и европейскую медицину.
Регулярный осмотр, дыхательная гимнастика, обязательный массаж,
фототерапия, физиопроцедуры и ежедневная обработка помещений при помощи
бактерицидных облучателей, эфирных масел и других дезинфицирующих средств
значительно снижают заболеваемость детей, но главное, это нежелание самих
ребят болеть. Ведь тогда они пропустят что-то очень интересное, окажутся
вдали от друзей-ровесников.


ПЕДАГОГИКА ПРИНУЖДЕНИЯ
В процессе обучения ребенок не только постигает основы наук, но и формирует
свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или
неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения, — хотя это
трудно как-то измерить, — имеют не меньшее влияние на становление характера
ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ
только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы:
математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с
гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют
себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более
способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в
зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются
от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их
занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности,
исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего
ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется
независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение,
демонстративный интерес к противоположному полу.
Всем известна школьная “субкультура сопротивления”, куда входят и
издевательские проделки над учителями, присвоения им прозвищ, всякие виды
обмана, неодобрительное отношение к “зубрежке”. Такая субкультура в штыки
встречается педагогами, что мотивирует “педагогику принуждения”, создает
обстановку взаимной недоброжелательности. Все это происходит в годы
становления характера и не проходит бесследно, формируя у детей на всю
жизнь определенные стереотипы поведения. Пожалуй, наиболее заметно это
проявляется в отношении ко всему тому, что связано с понятием “культура” и
“интеллигентность”: к классической литературе, музыке, театру, философии,
культуре речи; все это вызывает у многих людей явную или плохо скрываемую
антипатию, поскольку ассоциируется со школой, учителями, ханжеством и
начетничеством.
Создается великий парадокс, заключающийся в том, что получение образования
имеет “довесок” в виде психологического дискомфорта и негативного отношения
к культуре.
Каковы же причины массовой неспособности школьников качественно усваивать
важнейший учебный материал?
В педагогической теории и практике принято объяснять это недостаточной
методической квалификацией педагогов и, в еще большей степени, —
отсутствием полноценной помощи со стороны родителей. Однако назовем вещи
своими именами: далеко не все ученики в принципе способны в реальных
школьных условиях хорошо успевать по наиболее сложным предметам. (Речь идет
именно о реальных условиях с реальными, типичными учителями и родителями.)
В каких-нибудь особых, экспериментальных условиях, очевидно, можно добиться
от среднего ученика высоких результатов (развивал же психолог А.Н.Леонтьев
— в условиях эксперимента — музыкальный слух у людей, лишенных его от
природы), однако в массовой практике это бывает крайне редко. Вот и
возникает вопрос: не слишком ли велика та “психологическая цена”, которую
платят за среднее образование две трети наших учащихся?
Закономерно возникает и другой вопрос: а как сложилось такое парадоксальное
положение, существующее уже не один десяток лет? Пытаясь на него ответить,
мы наталкиваемся на одно интересное историческое явление. Еще в прошлом
столетии, в эпоху преобладающей неграмотности, образование казалось
неоспоримой ценностью, которой никогда не может быть достаточно и слишком
много, его чем больше, тем лучше. Отношение к образованию напоминало
отношение хронически голодающего к пище, когда кажется, что всегда будет
мало, всегда будет хотеться больше. Эта установка, складывавшаяся в течение
многих веков, в значительной мере, работает и сегодня. Однако на практике
потребность в знаниях и возможности каждого человека совсем не безграничны
и очень различны, их часто ограничивают его волевые и интеллектуальные
данные. Вот и получается, что многим дают образование вопреки их
способностям и воле, что, конечно же, способно вызвать только неприязнь к
нему.


В развитых странах побочный эффект всеобщего образования был осознан на
несколько десятилетий раньше. В США широкая дискуссия по этой проблеме
прошла еще в 1920—30 годах. Практическим результатом стало то, что в
большинстве школ учащиеся получили значительную свободу в выборе учебных
предметов, т.е. психологический комфорт учеников рассматривался как явно
приоритетная ценность по сравнению с массовой школьной успеваемостью.


Однако уже в 1970 годы слабые знания многих детей были оценены как угроза
научно-техническому могуществу страны, в результате чего последовали
реформы, направленные на достижение компромисса между усилением учебной
требовательности и учетом индивидуальных возможностей учащихся.
РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ...
Очевидно, решение проблемы успеваемости связано, в основном, с
дифференциацией учебных программ в соответствии со способностями и
склонностями учащихся. Это уже в какой-то мере, хотя не всегда удачно,
пытаются делать в наших массовых школах. Однако разница в учебных успехах
школьников, будучи смягченной, все же остается, а, значит, нужно искать и
другие решения.


Во-первых, это, безусловно, повышение качества преподавания, придание ему
более занимательного и, где возможно, игрового характера, не утрачивая при
этом его содержательности и глубины.


Во-вторых, это выявление ведущих интересов и способностей каждого ребенка и
предоставление ему возможности развивать их на уроках, а также
факультативных занятиях по интересам, в процессе внеклассной работы.


В-третьих, это улучшение, гуманизация техники оценивания и стимулирования,
использование 12-бальной системы более гибкой, позволяющей избежать
обезличивания и негласных ярлыков, определяющих репутацию ученика.


В-четвертых, это проведение разнообразной внеклассной работы: постановка
спектаклей, занятия в музыкальных, хореографических, художественно-
прикладных, спортивных кружках и секциях, — работы, дающей возможность
проявить себя всем, позволяющей не ограничивать самоутверждения детей лишь
их успехами в учебе.


В-пятых, это дифференциация учебных программ в старших классах в
зависимости от интересов и склонностей учащихся, создание профильных
классов с ориентацией на определенные высшие учебные заведения или
профессии.



ШКОЛА СЕМЕЙНОГО ТИПА
Таким образом, мы приходим к представлению о школе новой формации, которую
мы условно назвали “школой семейного типа”.


В ее фундамент должны быть положены следующие четыре принципа (отнесенные
как к ученикам, так и к педагогам):


• учеба — удовольствие

• всестороннее развитие

• забота о здоровье

• психологический комфорт
Очень важно поставить и преподавателей, и учеников “по одну сторону
баррикады”. Как этого добиться?
Главную роль здесь призван играть школьный психолог. Именно он находится в
центре треугольника “родители-ребенок-учителя”. Приведем пример.
Знакомство со школой у ребенка начинается с “игры”.
Психолог предлагает яркие картинки, забавные шарады, загадки, определяет
уровень мотивации к обучению, виды памяти, устойчивость внимания и т.д. В
зависимости от результатов тестирования ребенок определяется в группу.
Педагоги внимательно прислушиваются к рекомендациям психолога: с этим
ребенком надо быть особенно осторожным — у него повышенная тревожность, не
контактен, а этот, хоть и развит не по годам, но неусидчив, его интерес
надо постоянно “подогревать” сменой и разнообразием форм заданий.
Для того, чтоб ребенок “раскрылся”, требуется контакт, полное доверие,
уверенность маленького человека, что его не обманут, не выдадут его тайну.
Психолог выслушает, подскажет, посоветует, но никогда не будет обнародовать
секрет. Рекомендации педагогам, родителям — только в такой форме он может
вмешаться в ситуацию.
Оценивание I классе
На каждом занятии за свою работу на уроке малыши получают не традиционные
баллы, а фишки — кружочек, квадратик или треугольник. Один кружочек
приравнивается к двум квадратикам и четырем треугольникам. Каждый блок
предметов имеет свой цвет фишек. Фишки можно обменивать “внутри” своего
цвета: 2 желтых квадратика на желтый кружок и т.д. Десять кру

Новинки рефератов ::

Реферат: Динамика уровня жизни в России за последние 5 лет (Социология)


Реферат: Бетоноукладчик (Строительство)


Реферат: Этническая общность и национализм (Политология)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Модульная система (Педагогика)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)


Реферат: Октябрьские события 1917 г. в России, и их сущность, оценка и влияние на развитие политических процессов в мире (Политология)


Реферат: Гештальттерапия (Психология)


Реферат: Гуманизм в политике (Политология)


Реферат: Лекция по психологии (Психология)


Реферат: Политическая система Англии (История)


Реферат: Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова (Литература)


Реферат: Инвестиции: понятие и их классификация (Инвестиции)


Реферат: Использование полей и закладок для оформления и автоматизации редактирования и обработки экономической информации в документах Word (Программирование)


Реферат: Метод наблюдения в социологии (Социология)


Реферат: Правление Екатерины II (История)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Философия)


Реферат: Значение срока в Гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Система воспитания как условие становления личности (Социология)


Реферат: Капиталистическое развитие Японии в конце 19 - начале 20 вв. (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист