GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Анализ деловой активности предприятия (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анализ деловой активности предприятия (Финансы)


Министерство Образования Российской Федерации



Тюменский Международный Институт Экономики и Права



Экономический Факультет



Кафедра учета и АХД



Курсовая работа



по дисциплине: анализ хозяйственной деятельности



ТЕМА: «Анализ деловой активности предприятия»



Выполнил: студент гр. 152

Беляков Дмитрий Константинович

Руководитель:

Журавкова Ирина Васильевна



Тюмень 1998



Оглавление


Введение 3


Деловая активность 4

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ 5
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ 13
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА 13
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

Заключение 22


Список литературы: 23


Приложение 1 24


Приложение 2 27


Приложение 3 27


Введение

Прежде чем начать обсуждение методики анализа деловой активности
предприятия, мне бы хотелось отметить возрастающую роль использования новых
технологий для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Экономический анализ сопровождается выполнением большого объема
разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних
величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме того, в процессе анализа
выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок
исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд
других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного
представления. Все это многообразие видов аналитической обработки
экономической информации является объектом автоматизации с применением
современных средств связи и вычислительной техники, а также новейших
программных продуктов предназначенных для проведения экономического
анализа.
Все это позволяет производить более точные и сложные вычисления,
которые невозможно выполнить вручную; представлять информацию более
наглядно (в виде таблиц и графиков) и самое главное делать это чаще с
минимальными затратами времени, что в настоящее время очень важно для
многих предприятий, которым необходимо быстро реагировать на изменения
внешней среды.
В настоящее время в России существует достаточно большое количество
программных продуктов, которые позволяют автоматизировать процесс
экономического анализа, в том числе анализа деловой активности.
Естественно использование компьютеров полностью не позволяет заменить
человека, так как только он способен делать выводы, основываясь на
представленной информации и принимать соответствующие решения, используя
свои теоретические знания.

Деловая активность

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде
всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает
степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и
рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных
финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются
относительными показателями финансовых результатов деятельности
предприятия.
Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно
предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям,
характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости
и рентабельности.
Эти два вида коэффициентов на деловую активность предприятия влияют
следующим образом. Допустим, что оборотный капитал (без краткосрочных
инвестиций) оборачивается один раз в квартал при рентабельности основной
деятельности в 25%, тогда индекс деловой активности за этот квартал будет
равен 0,25 или те же 25%. Если при той же рентабельности оборачиваемость
оборотного капитала увеличивается в 2 раза, то, соответственно, индекс
деловой активности увеличивается тоже в 2 раза, и тогда предприятие за два
оборота того же самого объема оборотного капитала за такой же временной
период получит 50 копеек балансовой прибыли с каждого рубля оборотного
капитала.
Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением)
рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее
компенсировать большей рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты
и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать"
оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки
финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то
есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное
влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости
оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение
производственно-технического потенциала предприятия. Для этого
рассчитываются 8 показателей оборачиваемости и один комплексный показатель
- "индекс деловой активности", дающие наиболее обобщенное представление о
хозяйственной активности предприятия.
^(.) - средняя за анализируемый период величина
1. Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает, сколько раз за
период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий
соответствующий доход. Рассчитывается путем деления объема чистой
выручки от реализации на среднюю за период величину стоимости активов.


|Общая оборачиваемость |=|чистая выручка от реализации |
|активов | | |
| | | |
| | |средняя за период величина всех активов |

По данным баланса этот показатель составил 0,87. Это говорит о том,
что полный цикл производства и обращения совершается более чем за 1 год, и
на 1 рубль стоимости всех активов мы получаем 87 копеек дохода.
2. Оборачиваемость основных средств представляет собой фондоотдачу, т.е.,
характеризует эффективность использования основных производственных
средств (фондов) предприятия за период. Рассчитывается делением объема
чистой выручки от реализации на среднюю за период величину основных
средств по их остаточной стоимости.

|Оборачиваемость основных средств |=|чистая выручка от реализации |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |основных средств |

В нашем случае показатель равен 3,86. Это говорит о том что на каждый
рубль стоимости основных средств мы имеем 3,86 рубля дохода, и период
оборачиваемость основных средств составляет приблизительно 3 месяца.
Повышение коэффициента фондоотдачи может быть достигнуто как за счет
относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их
высокого технического уровня. Разумеется, его величина значительно
колеблется в зависимости от отрасли и ее капиталоемкости. Однако, общие
закономерности здесь таковы, что чем выше коэффициент, тем ниже издержки
отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном
объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды
активов.
3. Важным показателем для анализа является коэффициент оборачиваемости
материальных оборотных средств, то есть скорость их реализации. В
целом, чем выше значение этого коэффициента, тем меньше средств
связано в этой наименее ликвидной статье, тем более ликвидную
структуру имеет оборотный капитал и тем устойчивее финансовое
состояние предприятия. И, наоборот, затоваривание при прочих равных
условиях отрицательно отражается на деловой активности предприятия.
Расчет коэффициента производится по формуле, где в числителе - объем
чистой выручки от реализации, а в знаменателе - средняя за период
величина стоимости материально-производственных запасов и затрат.
|Оборачиваемость материальных |=|чистая выручка от реализации |
|оборотных средств | | |
| | | |
| | |средняя за период величина материально|
| | |производственных запасов и затрат |

По данным баланса коэффициент равен 5,9. Высокое значение этого
показателя говорит о более ликвидной структуре оборотного капитала и,
соответственно, более устойчивом финансовом состоянии предприятия. Скорость
реализации материальных оборотных средств составляет приблизительно 2
месяца, т.е. предприятие запасается материалами лишь на месяц вперед.
4. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает скорость
оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и
рассчитывается как отношение объема чистой выручки от реализации к
средней за период величине оборотного капитала.

|Оборачиваемость оборотного капитала |= |чистая выручка от реализации |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |оборотного капитала |

Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная
зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт,
слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании
оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного
капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент
оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он
индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать
на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при
данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного
капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала
генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек
и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме
реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то
считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.
По данным из баланса и отчета о финансовых результатах этот
коэффициент равен 5,44. Основываясь на данные баланса мы видим что
предприятие в данный период времени увеличило свои долгосрочные и
краткосрочные пассивы, что свидетельствует о недостаточном количестве
денежных средств для покрытия издержек.
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по
формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, знаменатель -
средний за период объем собственного капитала.

|Оборачиваемость собственного |=|чистая выручка от реализации |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |собственного капитала |

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с
коммерческой точки зрения он определяет либо излишки продаж, либо их
недостаток; с финансовой - скорость оборота вложенного собственного
капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискуют
собственники предприятия (акционеры, государство или иные собственники).
Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня
продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных
ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше
участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к
собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и
предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением
доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части
собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость
вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным
условиям источник дохода.
В нашем случае этот коэффициент составил 2,4. Уровень продаж превышает
вложенный капитал более чем в два раза. Учитывая то, что предприятие в
отчетном периоде увеличило использование заемных средств, можно сказать о
снижении безопасности кредиторов и о возможных затруднениях у предприятия,
которые могут возникнуть при уменьшении дохода.
6. Оборачиваемость инвестированного капитала - показывает скорость
оборота долгосрочных и краткосрочных инвестиций предприятия, включая
инвестиции в собственное развитие. В числителе - чистая выручка от
реализации, в знаменателе - средняя за период величина
инвестированного капитала.

|Оборачиваемость инвестированного|=|чистая выручка от реализации |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |инвестированного капитала |

Значения этого коэффициента полезно сравнить со значениями за этот же
период коэффициента оборачиваемости функционирующего капитала. При анализе
этих коэффициентов в динамике можно увидеть, насколько быстрее или
медленнее оборачивается капитал, выведенный на время из производственной
деятельности, в сравнении с капиталом, задействованном в производстве. При
более детальном анализе необходимо учитывать структуру инвестированного
капитала.
Как видно из баланса, по сравнению с функционирующим капиталом,
инвестированный капитал намного меньше, поэтому скорость его
оборачиваемости очень высокая и составляет 2137,3 раз за период.
7. Скорость оборота перманентного капитала определяет коэффициент,
полученный делением объема чистой выручки от реализации на среднюю за
период величину перманентного капитала.

|Оборачиваемость перманентного |=|чистая выручка от реализации |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |перманентного капитала |

Этот коэффициент показывает, насколько быстро оборачивается капитал,
находящийся в долгосрочном пользовании у предприятия. Суть значений этого
коэффициента схожа с показателем оборачиваемости собственного капитала с
той лишь разностью, что при анализе этого коэффициента необходимо учитывать
влияние долгосрочных обязательств предприятия.
В нашем случае оборачиваемость перманентного капитала равна 2. Меньшее
значение данного показателя по сравнению с оборачиваемостью собственного
капитала вызвано увеличением долгосрочных обязательств (предприятие взяло
кредит на срок более года)
8. Оборачиваемость функционирующего капитала рассчитывается по формуле,
где числитель - чистая выручка от реализации, в знаменателе - средняя
за период величина функционирующего капитала.

|Оборачиваемость функционирующего|=|чистая выручка от реализации |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |функционирующего капитала |

Анализируя значения этого коэффициента, можно увидеть замедление или
ускорение оборачиваемости капитала, непосредственно участвующего в
производственной деятельности. Получаемые значения этого коэффициента
очищены, в сравнении с показателем общей оборачиваемости активов, от
влияния инвестиций предприятия, которые не оказывают непосредственного
воздействия на объем реализации, за исключением инвестиций в собственное
развитие.
Так как инвестиции предприятия очень малы, то оборачиваемость
функционирующего капитала практически не отличается от общей
оборачиваемости активов и равна 0,87.
9. Индекс деловой активности характеризует эффективность
предпринимательства по основной деятельности предприятия за период в
сфере управления оборотным капиталом. Рассчитывается посредством
умножения значений за анализируемый период оборачиваемости оборотного
капитала (без учета краткосрочных инвестиций) на рентабельность
основной деятельности.

|Индекс деловой |=|оборачиваемость |x|рентабельность основной |
|активности | |функционирующего | |деятельности |
| | |капитала | | |

Значения этого коэффициента в динамике отражают рост или снижение
деловой активности предприятия в предпринимательской (основной)
деятельности.
[pic]
Индекс деловой активности в нашем случае равен 0,0073. Так как мы
анализируем всего один период деятельности предприятия, то невозможно
проанализировать динамику этого коэффициента.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Рентабельная работа предприятия определяется прибылью, которую оно
получает. Для анализа рентабельности в программе рассчитываются две группы
коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность
деятельности.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА

Коэффициенты группы рентабельности капитала показывают, насколько
эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.


^(.) - средняя за анализируемый период величина

1. Рентабельность всех активов по балансовой прибыли является наиболее
общим показателем. Данный коэффициент показывает сколько денежных единиц
привлечено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источника
привлечения этих средств. Значение показателя рассчитывается делением
балансовой прибыли на среднюю за период величину стоимости всех активов.

|Рентабельность всех активов по|=|балансовая прибыль |
|балансовой прибыли | | |
| | | |
| | |средняя за период величина всех активов|

По нашим данным этот коэффициент составил 0,00065, т.е. на каждый
вложенный рубль всех активов мы получаем 0,00065 рублей прибыли.
Сравнивая вышеуказанный коэффициент с коэффициентом рентабельности
всех активов по чистой прибыли (2) можно выявить влияние на рентабельность
налоговых отчислений и других платежей из прибыли, т.е. определить
жесткость фискальной политики государства и местных органов власти. В
результате этот показатель составил 0,00045. В данном случае у нас очень
низкая прибыль и влияние налогов практически не сказывается на ее величине.
Однако с увеличением прибыли влияние налогов будет увеличиваться, при этом
сумма налогов и обязательных платежей составляет приблизительно четверть от
балансовой прибыли.

|Рентабельность всех активов |=|чистая прибыль |
|по чистой прибыли | | |
| | | |
| | |средняя за период величина всех активов|

3. Показатель рентабельности собственного капитала определяет
эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие,
позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие
предприятия (ценные бумаги), служит важным критерием при оценке уровня
котировки акций на бирже. Коэффициент рассчитывается путем деления
балансовой прибыли на среднюю за период величину собственного капитала. По
нашим данным он составляет 0,0018. Как и с предыдущими показателями,
рентабельность собственного капитала меньше 1 процента, что говорит об
очень низкой инвестиционной привлекательности предприятия.

|Рентабельность |=|балансовая прибыль |
|собственного | | |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина собственного капитала |

Полезным приемом в ходе анализа является сопоставление рентабельности
всех активов и рентабельности собственного капитала. Разница между этими
показателями обусловлена привлечением предприятием внешних источников
финансирования. Если предприятие посредством привлечения заемного капитала
получает больше прибыли, чем должно уплатить проценты на этот заемный
капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи
собственного капитала. Однако, в том случае, если рентабельность активов
меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемный капитал, влияние привлеченных
средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.
4. С помощью коэффициента рентабельности оборотного капитала
рассчитывается сумма балансовой прибыли, заработанная каждым рублем
оборотного капитала. Количественные значения коэффициента при анализе в
динамике показывают изменения в эффективности его использования
предприятием. В числителе отражается сумма балансовой прибыли, в
знаменателе - средняя за период величина оборотного капитала. В нашем
случае на каждый рубль оборотного капитала предприятие заработало 0,004
рубля прибыли, что также является очень низким показателем.

|Рентабельность |=|балансовая прибыль |
|оборотного капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина оборотного капитала |

5. Рентабельность инвестиций показывает, насколько эффективно
предприятие ведет инвестиционную деятельность, за исключением инвестиций в
собственное развитие. Коэффициент рассчитывается по формуле, где числитель
- сумма доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных
предприятиях, знаменатель - сумма средних значений за период долгосрочных и
краткосрочных финансовых вложений. По данным баланса предприятие за
отчетный период не имеет никаких доходов по ценным бумагам и от долевого
участия.
|Рентабельность инвестиций в |=|доходы по ценным бумагам и от долевого|
|совместных предприятиях | |участия |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |долгосрочных и краткосрочных |
| | |финансовых вложений и ценных бумаг |

6. Коэффициент рентабельности перманентного капитала показывает,
какова прибыльность использования всего капитала предприятия, находящегося
в его долгосрочном пользовании. Значение коэффициента определяется делением
объема балансовой прибыли на среднюю за период величину перманентного
капитала. В результате прибыльность использования всего капитала
предприятия составляет 0,0015. Низкое значение этого показателя также
вызвано очень низкой прибылью.

|Рентабельность |=|балансовая прибыль |
|перманентного капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина перманентного |
| | |капитала |

7. Наиболее полное представление о рентабельности производственной
деятельности предприятия дает коэффициент рентабельности функционирующего
капитала. Он определяется отношением объема результата от реализации
продукции к средней за период величине капитала, непосредственно занятого в
производственной деятельности. В нашем случае очень большая себестоимость
реализации продукции ведет к низкому результату от реализации. В следствие
этого рентабельность функционирующего капитала составила 0,0073.

|Рентабельность функционирующего |=|результат от реализации |
|капитала | | |
| | | |
| | |средняя за период величина |
| | |функционирующего капитала |

Представляет интерес сравнить значения коэффициентов рентабельности
функционирующего капитала и инвестиций. Если значения показателя
рентабельности инвестиций больше значений рентабельности функционирующего
капитала, то можно сделать вывод о том, что предприятию более выгодно
осуществлять инвестиционную деятельность, нежели заниматься производством и
реализацией продукции.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коэффициенты группы рентабельности деятельности позволяют оценить
прибыльность всех направлений деятельности предприятия. Они рассчитываются
по данным отчета о прибылях и убытках.
(*) - коды строк по отчетному балансу предприятия по форме N 1

1. Коэффициент рентабельности всех операций по балансовой прибыли
показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою
деятельность по всем направлениям и какова доля балансовой прибыли в
доходах. Расчет коэффициента производится по формуле, где числитель - объем
балансовой прибыли, знаменатель - чистая выручка от реализации плюс доходы
от прочей реализации и от внереализационных операций.
По данным отчета о финансовых результатах этот показатель равен
0,00074. Т.е. доля балансовой прибыли в доходах очень низкая. Предприятию
необходимо снизить издержки, либо увеличить цену на свою продукцию, что
значительно увеличит его прибыль.
|Рентабельность всех операций по |=|балансовая прибыль |
|балансовой прибыли | | |
| | | |
| | |чистая выручка от реализации + доходы |
| | |от прочей реализации + доходы от |
| | |внереализационных операций |

2. Коэффициент рентабельности всех операций по чистой прибыли в
сравнении с коэффициентом рентабельности всех операций по балансовой
прибыли показывает "давление налогового пресса" на доходы предприятия от
всех направлений деятельности, а также уровень чистой прибыли в доходах.
Расчет производится по формуле, где числитель - объем чистой прибыли,
знаменатель - чистая выручка от реализации плюс доходы от прочей реализации
и от внереализационных операций.
Здесь, также как и в предыдущем случае, получается очень низкое
значение показателя, равное 0,00052. По аналогии с показателями
рентабельности всех активов по балансовой прибыли и рентабельности всех
активов по чистой прибыли можно сказать о незначительном влиянии налогов.
Но это является лишь следствием низкой прибыли.
|Рентабельность |=|чистая прибыль |
|всех операций по | | |
|чистой прибыли | | |
| | | |
| | |чистая выручка от реализации + доходы от прочей |
| | |реализации + доходы от внереализационных операций |

3. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее
производство определяет эффективность затрат, произведенных предприятием на
производство и реализацию продукции. Коэффициент рассчитывается посредством
отношения объема результата от реализации к сумме затрат на производство
реализованной продукции.
В нашем случае рентабельность реализованной продукции к затратам на
производство очень низкая, около 1 процента. Все это является результатом
небольшой разницы между себестоимостью и ценой реализации продукции.

|Рентабельность реализованной |=|результат от реализации |
|продукции к затратам на | | |
|производство | | |
| | | |
| | |затраты на производство |
| | |реализованной продукции |


Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости
пересмотра цен или усиления контроля предприятия за себестоимостью
реализованной продукции.
4. Коэффициент рентабельности основной деятельности показывает
рентабельность именно основной деятельности предприятия, очищенной от
прочих доходов и результатов, что позволяет пользователю определить
эффективность и планировать поступление балансовой прибыли от основной
деятельности. Коэффициент рассчитывается посредством деления объема
результата от реализации на объем чистой выручки от реализации.
По данным годовой отчетности этот коэффициент составил 0,0084. Низкая
рентабельность основной деятельности не позволяет предприятию расширять
свое производство, а прибыль организации может лишь частично покрыть ее
долговые обязательства.
|Рентабельность основной деятельности |=|результат от реализации |
| | | |
| | |чистая выручка от реализации |

5. Рентабельность прочих операций определяет эффективность
деятельности предприятия по направлениям не связанным с основной
деятельностью. Коэффициент рассчитывается путем деления объема результата
от прочей реализации и от внереализационных операций на доходы от прочей
реализации и от внереализационных операций.

|Результат прочих операций |=|результат от прочей реализации и от |
| | |внереализационных операций |
| | | |
| | |доходы от прочей реализации и от |
| | |внереализационных операций |

Представляет несомненный интерес сравнить значения коэффициентов
рентабельности прочих операций и рентабельности основной деятельности и
определить, какие направления деятельности более прибыльны для предприятия.
По прочим операциям, не связанным с основной деятельностью у
предприятия лишь одни расходы, т.е. здесь деятельность организации
полностью нерентабельна.
[pic]
6. Показатель чистого дохода рассчитывается по формуле, где числитель
- сумма объемов амортизации основных средств и нематериальных активов плюс
чистая прибыль, знаменатель - чистая выручка от реализации продукции плюс
доходы от прочей реализации и доходы от внереализационных операций.

|Показатель чистого дохода |=|сумма амортизации и чистой прибыли |
|(коп./руб.) | | |
| | | |
| | |чистая выручка от реализации |

Показатель чистого дохода равен 0,13. Это говорит о том, что с рубля
чистой выручки и прочих доходов предприятие получает 13 копеек чистой
прибыли. Приемлемое значение этого показателя достигается в основном за
счет начисленной амортизации, а не за счет чистой прибыли.
За счет чистой прибыли (в %).
|Доля чистого дохода, полученная |=|чистая прибыль |
|за счет чистой прибыли | | |
| | | |
| | |сумма амортизации и чистой прибыли |

За счет чистой прибыли предприятие получает 0,4% дохода.

За счет амортизации (в %).
|Доля чистого дохода, полученная |=|амортизация |
|за счет амортизации | | |
| | | |
| | |сумма амортизации и чистой прибыли |

За счет амортизации наше предприятие получает соответственно 99,6%
дохода.

Эта группа показателей позволяет оценить возможные свободные
финансовые ресурсы будущих периодов и показывает, сколько копеек чистой
прибыли с рубля чистой выручки от реализации продукции и от прочих доходов
получает предприятие.
Представляет интерес проанализировать, за счет чего в основном получен
чистый доход: за счет чистой прибыли или за счет амортизации. Если в чистой
выручке предприятия большую долю составляют амортизационные отчисления, то
можно сделать вывод о неэффективности его работы.

Заключение

По результатам анализа предприятия можно сделать вывод об очень низкой
рентабельности и необходимости пересмотра многих аспектов его деловой
активности, в частности уменьшение издержек и пересмотр ценовой политики.
Т.к. данные годовой отчетности были абстрагированы от реальной
действительности, мы в точности не знаем чем занимается предприятие,
поэтому тяжело сказать какие факторы внешней и внутренней среды влияют на
результаты его деятельности.
Возвращаясь к вступлению можно также добавить, что применение
персональных компьютеров поднимает экономический анализ на более высокую
ступень. Новые возможности, открывшиеся для анализа, обусловлены
исключительными особенностями ПК: низкая стоимость, высокая
производительность и автономность использования, наличие развитого
программного обеспечения, диалоговый режим работы и др. Применение
компьютеров позволяет реально повысить производительность труда экономиста,
бухгалтера, плановика и других специалистов за счет децентрализации
процесса автоматизированной обработки экономической информации, совмещая
непосредственно на рабочем месте их профессиональных знаний с
преимуществами электронной обработки информации.
Тенденция интеграции программных продуктов между собой, начиная с
самых простых и широко используемых средств обработки информации
(электронные таблицы, системы управления базами данных) и заканчивая сугубо
специализированными программами для проведения экономического анализа,
позволяет связать процесс анализа поступающих данных в один поток, избегая
при этом отчуждения информации от непосредственного пользователя, и
предоставляя ему возможность самому влиять на этот процесс и принимать
соответствующие решения.

Список литературы:

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.:
Финансы и статистика, 1997.
2. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего
субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Финансы и статистика, 1997.
4. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное
пособие. – М.: Высшая школа, 1997.

Приложение 1


Бухгалтерский баланс



Приложение 2


Отчет о финансовых результатах



Приложение 3


Затраты, произведенные организацией


-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

–??/??????????–??/??????????–??/???????????[pic]

[pic]

[pic]






Реферат на тему: Анализ доходов бюджета Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кафедра финансов



КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:

Анализ доходов бюджета
Российской Федерации



Студент группы К 3-6
Данилов Е. Е.

Научный руководитель
доц. Седова М. Л.



Москва
1996 г.

Содержание

|Введение |3 |
| | |
|I. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и | |
|межбюджетный федерализм |4 |
| | |
|II. Анализ исполнения федерального и консолидированного бюджетов |9 |
| | |
|III. Прогнозирование и разработка бюджета на 1997 год |14 |
| | |
|Заключение |18 |
| | |
|Список использованной литературы |20 |
| | |
|Приложения |21 |


Введение

(Глубокий финансовый кризис и деградация
...(

Из проекта постановления Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации (О социально-
экономическом положении в Российской
Федерации, подготовке к зимнему периоду
1996-1997 года и мерах Правительства
Российской Федерации по повышению
жизненного уровня населения( от 7
октября 1996 года.

Как отмечает Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение
темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.
Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов
общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного
производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных
предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует
инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных
проявлений деградации производственной сферы российской экономики является
положение аграрного сектора.
В экономике страны продолжает нарастать кризис неплатежей ( это прежде
всего результат пассивного отношения государства к экономике предприятий, в
том числе отказа от политики государственного протекционизма российских
товаропроизводителей.
Критическое состояние материального производства, в котором была
занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные
деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение
нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее
на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы.
Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из
федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих
социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная
ситуация.
Мало кто сейчас станет отрицать, что эти и многие другие проблемы
прежде всего связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-
финансового механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет
определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные
отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего
невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке
социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге.
Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не
только в нерациональном построении структуры распределения отдельных
статей, но прежде всего ( в простой нехватке денежных средств в результате
недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному
проведению реформы в России, по существу, является успешное построение,
организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно
из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено
сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское
страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий,
денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.
Поэтому в моей работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с
доходной частью бюджета: проблема эффективного построения структуры доходов
федерального бюджета, анализ его исполнения по доходам за предыдущие годы и
причины плохой собираемости налогов, предложения по реформированию бюджетно-
налоговой системы и проблема подготовки бюджета на 1997 год.
По моему мнению, если удастся решить хотя бы часть вопросов по
доходной части, то многие проблемы, тормозящие сегодня социально-
экономическое развитие страны просто перестанут существовать.
I. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и
межбюджетный федерализм

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном, региональном и местном уровнях с
государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а
также населением по поводу формирования и использования централизованного
фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой
политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему
государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и
принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным
устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и
управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение
определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая
направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
1) федеральный бюджет РФ;
2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе
РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
3) местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обусловливаются его экономической
политикой. При этом значение государственного финансового регулирования
через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать
происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени
осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений
должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном
объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных
бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и
Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс.
местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и
сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется
через единую социально-экономическую политику и правовую базу,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,
взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного
процесса.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет
органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для
реализации своих полномочий.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,
утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и
одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через
федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей
государственного регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются целевые направления государственной
деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды
налоговых доходов (см. приложение 1):
1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
3) налоги на совокупный доход;
4) налоги на имущество;
5) платежи за пользование природными ресурсами;
6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см.
приложение 2):
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
3) доходы от реализации государственных запасов;
4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
6) административные платежи и сборы;
7) штрафные санкции, возмещение ущерба;
8) доходы от внешнеэкономической деятельности.
В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования
доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых
отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного
федерализма.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных
взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на
всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:
. самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем
власти и управления собственных источников доходов; право самостоятельно
определять направления их использования и расходования; недопустимость
изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно
полученных средств в бюджеты более высоких уровней; право на компенсацию
расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими
органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот
только за счет собственных доходов и т.л.);
. законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных
полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и
управления;
. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым
ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания
доходов нижестоящих бюджетов);
. нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и
предоставления финансовой помощи;
. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликта между
различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных
решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм
должен удовлетворять требованиям социально-экономической эффективности,
территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность
бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в
нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух
равноправных сторон ( федеральных и региональных органов власти и
управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса,
методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями
бюджетной системы и регионами.
Конкретные формы реализации концепции бюджетного федерализма зависят
от сочетания двух взаимодополняющих тенденций ( к конкуренции между
региональными органами власти на условном рынке социальных услуг, с одной
стороны, и к выравниванию условий этой конкуренции и обеспечению на всей
территории страны общенациональных минимальных стандартов ( с другой.
Специфика бюджетного федерализма в современной России состоит в том,
что реформирование межбюджетных отношений происходит в сложных условиях
переходного периода, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной
экономике и демократическому государству механизмы. Как показывает мировой
опыт, в кризисные периоды часто возникает соблазн централизовать
экономическую и политическую власти.
Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы центральное
правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в проведении жесткой
политики финансовой стабилизации. Однако в современных условиях России
усиление централизации бюджетно-налоговой системы затруднено.
Рассмотрим развитие бюджетно-налогового федерализма в РФ. Начало в
конце 1991 г. экономических и политических реформ послужило толчком
трансформации отношений между различными уровнями бюджетной системы
Российской Федерации. Принятые бывшим Верховным Советом РСФСР законы «Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и «Об основах
налоговой системы в РСФСР» при всех их недостатках внесли в правовое
пространство России основополагающие принципы бюджетного федерализма.
Однако в условиях острого политического и экономического кризиса
начального этапа переходного периода эволюция межбюджетных взаимоотношений
вышла за рамки законодательного регулирования и происходила в значительной
степени стихийно, под влиянием политической конъюнктуры, конфликтов и
компромиссов между федеральными и региональными политическими властями и
элитами.
Как показывает опыт постсоциалистических стран, децентрализация
бюджетной системы является общей тенденцией начального этапа переходного
периода. В России слабая управляемость этим процессом, отсутствие целостной
концепции бюджетных реформ, уступки федерального центра давлению со стороны
региональных властей привели к усилению дисбаланса между уровнями бюджетной
системы. Лидеры «парада суверенитетов» (Татарстан, Башкортостан, Карелия,
Якутия и др.), постоянно нарушавшие в той или иной степени федеральное
бюджетное законодательство, явочным порядком установили особые бюджетные
отношения с Федерацией. Большинство же субъектов федерации были вынуждены
полагаться на закулисные переговоры и сделки по обеспечению благоприятных
для себя нормативов отчислений от общефедеральных налогов и покрывающих
дефицит их бюджетов централизованных дотаций, бюджетных ссуд, льготных
кредитов, инвестиций и т.п. При этом края и области, как правило, имели
значительно меньше возможностей для давления на федеральные власти по
сравнению с республиками, хотя и уступающими им по финансово-экономическому
потенциалу, но имеющими более высокий политический статус.
Такое положение было неустойчивым и побуждало отдельные регионы время
от времени предпринимать попытки улучшить свое положение в бюджетной
иерархии путем «самореспубликанизации», предъявления ультиматумов
федеральным властям, принятия решений о приостановке налоговых отчислений в
федеральный бюджет (кризис августа ( сентября 1993 г.) и т.п. Высокая
степень политизации и непредсказуемость межбюджетных отношений крайне
негативно сказывались на состоянии бюджетной системы н ограничивали
возможности федерального правительства в проведении реформ, достижении
финансовой стабилизации и сборе налогов.
Период стихийной децентрализации бюджетной системы России завершился к
концу 1993 г. Относительная стабилизация политической ситуации и укрепление
позиций федерального центра позволили в 1994 г. провести давно назревшую
реформу межбюджетных отношений. Региональные органы власти и управления
получили право устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и
организаций, поступающего в их бюджеты; были сделаны шаги по установлению
единых пропорций разделения основных федеральных налогов между уровнями
бюджетной системы; внедрены нормативно-расчетные методы распределения
федеральной помощи (трансфертов) регионам на основе объективных критериев и
формул; создан фонд финансовой поддержки субъектов федерации. Тем самым
было положено начало формированию российской модели бюджетного федерализма.
Результаты проведенной реформы оказались неоднозначными. Самый
тревожный итог 1994 г. состоит в том, что не удалось добиться реального
выравнивания положения субъектов федерации в бюджетной системе. Для четырех
республик (Карелия, Татарстан, Башкортостан, Якутия) был, по существу,
легализован особый режим взаимоотношений с федеральным бюджетом. Подписание
договоров о разграничении полномочий (а в их составе ( бюджетных
соглашений) с Татарстаном и Башкортостаном дало определенный фискальный
эффект: во втором полугодии 1994 г. с территории этих республик началось
поступление налогов в федеральный бюджет. Однако долгосрочные последствия
политической (амнистии» субъектов федерации, откровенно нарушавших в
течение последних двух-трех лет федеральное налогово-бюджетное
законодательство, могут оказаться крайне негативными.
Менее 5% общей суммы налогов поступило в федеральный бюджет с
территории Карелии, получившей налоговый «кредит» от федеральных властей.
Единственным субъектом федерации (не считая Чечни), с территории которого в
1994 г. в федеральный бюджет не поступило ни рубля налогов, оставалась
Республика Саха (Якутия). По минимальным оценкам, только прямые налоговые
потери Федерации по этим четырем привилегированным республикам составили не
менее 2 трлн. руб., или 2,3% доходов федерального бюджета.
Происходило распространение особых бюджетных режимов по территории
страны: отдельной строкой федерального бюджета выделено финансирование
программы развития Республики Коми, создана зона экономического
благоприятствования на территории Ингушетии, начат бюджетный эксперимент в
Тульской области.
Федеральные власти не имели надежной базы для оценки реальных
потребностей регионов в финансовых ресурсах, что вело к завышению органами
власти и управления субъектов федерации потребности в федеральной помощи,
сокрытию собственных доходов в разного рода внебюджетных фондах и
коммерческих структурах.
Неурегулированность разделения предметов ведения и полномочий между
органами власти различных уровней, отсутствие стабильной нормативно-
законодательной базы, неопределенность в динамике пропорций распределения
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ( все это продолжает
сдерживать процесс становления российской модели бюджетного федерализма,
который до сих пор происходит в экспериментальном режиме и в правовых
рамках ежегодного Закона о федеральном бюджете, а не целостного налогово-
бюджетного законодательства.
Таким образом, развитие российской модели бюджетно-налогового
федерализма должно обеспечить адаптацию сложившегося механизма межбюджетных
отношений к достижению основной цели экономической политики первого этапа
переходного периода ( финансовой стабилизации. В 1997 – 1998 гг.
совершенствование механизма межбюджетных отношений необходимо осуществлять
с учетом следующих основных действий:
1. Закрепление в федеральном законодательстве механизма межбюджетных
отношений, принципов и методов разделения доходов и расходов, разграничения
бюджетных полномочий и ответственности между органами власти и управления
различных уровней.
2. Разработка и использование в бюджетном процессе среднесрочной
программы корректировки разделения доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы с учетом сокращения экономически и социально
неэффекгивных бюджетных дотаций, проводимых институциональных реформ и
динамики межрегиональных различий в бюджетной обеспеченности.
3. Отказ от разделения централизованной ломощи на прямые и косвенные
трансферты, составляющего возможности для неформализованного согласования
нормативов отчислений от общефедеральных налогов в территориальные бюджеты.
4. Укрепление собственной налоговой базы регионов (в том числе за счет
повышения значения налогов на собственность) при обеспечении соответствия
регионального и местного налогообложения общим принципам налоговой системы
и внедрении единой методики оценки налогового вклада регионов,
стимулирующей проведение рациональной налоговой политики на местах.
Часть из этих мер должна быть реализована в рамках бюджетного
процесса 1997 г. Однако в среднесрочной перспективе одним из условий
достижения финансовой стабилизации является ускоренное формирование
нормативно-законодателаной базы бюджетного федерализма, включающей принятие
Налогового кодекса, новой редакции Закона «Об основах бюджетной системы и
бюджетного процесса в Российской Федерации», Закона «Об основах бюджетных
взаимоотношений между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов федерации и органами местного
самоуправления в Российской Федерации».
Именно в этих законодательных актах должны быть реализованы как
классические принципы бюджетного федерализма, так и механизмы по их
адаптации к условиям развития экономики России, так как четкое
разграничение предметов ведения федеральной и местной власти позволит
осуществлять своевременное и точное прогнозирование доходной части бюджета.
Действительно, современная система бюджетно-налоговых поступлений настолько
специфична и часто изменяется по отношению к различным субъектам, поэтому
затруднительно верно планировать ожидаемые показатели доходной части в
целом с учетом колебаний темпов инфляции, что зачастую ведет к неисполнению
бюджета по доходам, а следовательно, и сокращению расходной части.



(... 50 % налогоплательщиков
абсолютно мертвые ( не
платят ни одного рубля([1]
А. Лившиц

II. Анализ исполнения федерального и консолидированного бюджетов

Экономические реформы 1992 г. Заложили фундамент налоговой системы,
отвечающей требованиям рыночной экономики. В результате этих преобразований
налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог
и налоги на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства
развитых стран, обеспечили в 1992 г. 80% доходов консолидированного
бюджета. В доходах федерального

Новинки рефератов ::

Реферат: ТВ драматургия "Анализ книги Ю.М. Лотмана "Семиотика кино и проблемы киноэстетики"", "Проблема знаков" (Искусство и культура)


Реферат: Юпитер (Астрономия)


Реферат: Модели обогащения содержания образования (Педагогика)


Реферат: Россия в конце 19 века (История)


Реферат: Коллизионные нормы (Международное частное право)


Реферат: Архимед и его законы (Исторические личности)


Реферат: Организация производственного процесса изготовления детали при изменении конъюнктуры рынка (Менеджмент)


Реферат: Вопросы экологии на уроках физики (Физика)


Реферат: Роль М. В. Ломоносова в развитии медицины и фармации (Исторические личности)


Реферат: Бухгалтерский учет производственных процессов на коммерческих предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Вычисление координат центра тяжести плоской фигуры (Математика)


Реферат: Трубчатые кости (Биология)


Реферат: История российского предпринимательства (Предпринимательство)


Реферат: Партизанское движение на Украине в годы ВОВ (История)


Реферат: Трансактный анализ (Психология)


Реферат: Конституцiя США та реальнi права громадян (Право)


Реферат: Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело (Педагогика)


Реферат: Возникновение водоворота (Физика)


Реферат: Диагностический участкок (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист