GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Государственное управление природопользованием (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственное управление природопользованием (Экологическое право)



Уважаемые студенты! Если Вас интересуют авторские работы по
юриспруденции пишите по адресу sobakagreta@MAIL.ru мы поможем Вам решить
эту проблему.



§1. Система государственных органов управления природопользованием и
охраной окружающей природной среды.

Статьи 5 - 10 Закона РФ " Об охране окружающей природной среды"
закрепляют компетенцию законодательной и исполнительной властей Российской
Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей
природной среды, компетенцию субъектов России, а также органов местного
самоуправления.
Для понимания экологической компетенции государственных органов и
органов самоуправления первостепенное значение имеют конституционные нормы.
Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и
охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.[1]
В соответствии со ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе
иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся:
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в
области государственного, экономического, экологического развития
Российской Федерации; федеральный бюджет;
федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
деятельность в космосе;
производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их
использования;
определение статуса и защита территориального моря, воздушного
пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации; метеорологическая служба, стандарты, эталоны,
метрическая система и исчисление времени;
геодезия и картография; наименования географических объектов;
официальный статистический учет.
В соответствии со ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов находятся:
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных
меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной
безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и
другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации;
земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах,
об охране окружающей среды;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей.
По ст. 73 Конституции вне пределов ведения и полномочий Российской
Федерации по предметам ее совместного ведения с субъектами Российской
Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти.
Согласно ст. 114 Конституции Правительство Российской Федерации
обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области
культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии; осуществляет управление федеральной собственностью.[2]
Указ Президента России о федеральных природных ресурсах от 16 декабря
1993 г. разграничивает государственную собственность на природные ресурсы,
определяет в составе земель, вод, недр, ресурсов животного и растительного
мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их
общегосударственного значения. Это в конечном счете является определяющим в
разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов,
рассматриваемой в ст. 5 - 9 комментируемого Закона. К федеральным ресурсам,
в частности, относятся виды растений и животных, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и
отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по
территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные,
отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров,
водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов
Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов
государственной власти России и органов государственной власти субъектов
Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об
охране окружающей среды, о природопользовании (см. приложение),
экологические, земельные, лесные и иные кодексы, что отчасти объясняется
недостаточным учетом в федеральном законодательстве реалий сегодняшнего
дня.[3]
Согласно Указу Президента России от 11 декабря 1991 г. о полномочиях
Якутской Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики для
повышения роли государственных органов этой республики ее Совету Министров
предоставлено право устанавливать порядок и квоты на реализацию древесины,
угля и других полезных ископаемых на экспорт, определять порядок взимания и
размер платы за природные ресурсы, а также размер штрафов и компенсации за
экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.
На наш взгляд, охрана окружающей среды, отнесенная к совместной
компетенции России и ее субъектов, нуждается прежде всего в федеральном
регулировании (основанном на взаимодействии Федерации и ее субъектов),
реализуемом с помощью комментируемого Закона: законодательные акты
субъектов Федерации целесообразны и законны при неурегулированности
экологических вопросов Российской Федерацией, при необходимости
конкретизации, детализации предписаний федеральных законов или по вопросам
самостоятельной компетенции субъектов Российской Федерации.
По Закону Российской Федерации о Совете Министров - Правительстве
Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. к его полномочиям относится
координация работы органов государственного управления по совместному
проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических
программ межреспубликанского (федерального) и международного значения,
принятие мер по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также
стихийных бедствий (п. 4 ст. 20 Закона).
Согласно Указу Президента о государственных надзорных органах от 12
ноября 1992 г. к организационно-правовым формам центральных органов
федеральной исполнительной власти относятся федеральные надзоры России,
которые в пределах своей компетенции осуществляют государственное
нормативное регулирование вопросов безопасности, а также специальные
разрешительные, надзорные и контрольные функции. Такими органами можно
считать Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор),
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор России) и др.[4]
Правительство Российской Федерации утвердило ряд положений о
полномочиях отраслевых органов управления в области использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды. Это положения о горном и промышленном
надзоре России; о Комитете Российской Федерации по рыболовству; о Комитете
по водному хозяйству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о
Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.
Особо следует остановиться на Указе Президента Российской Федерации "О
структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996
года N 1177в соответствии со статьей 112 Конституции, которым Президент РФ
постановил:
а) в целях формирования указанной структуры образовать:
Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный
комитет Российской Федерации по охране окружающей среды на базе
упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и
Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр;
б) упразднить:
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации, передав его функции Министерству здравоохранения Российской
Федерации;
Комитет Российской Федерации по водному хозяйству;
Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр.
в) Правительству Российской Федерации:
обеспечить упорядочение состава территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти. Особое внимание при этом уделить исключению
дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, более четкому разграничению их функций и
полномочий;
установить функции и полномочия преобразованных и вновь созданных
федеральных органов исполнительной власти, а также уточнить положения о
действующих органах в целях обеспечения ими реализации государственной
политики в установленных сферах ведения в условиях углубления экономических
реформ, перехода к рыночным методам управления.
В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов
исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. N 1176 Президент РФ в целях
определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной
власти и в соответствии со статьей 112 Конституции РФ установил, что в
систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят министерства РФ
(федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:
государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские
агентства, федеральные надзоры России.
Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в
установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в
этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство
возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр
Российской Федерации (федеральный министр).[5]
Государственный комитет Российской Федерации - федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую
координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное
регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет
Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета
Российской Федерации.
Установлено, что территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти
с разрешения Правительства Российской Федерации для осуществления
полномочий указанных органов в регионах.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от
должности их руководителей осуществляются соответствующим федеральным
органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти осуществляется за счет средств федерального бюджета,
предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим
статьям бюджета.
Экологическая компетенция местных образований уточнена Федеральным
законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации, принятым Государственной Думой 12 августа 1995 г. К ведению
муниципальных образований отнесены вопросы местного значения, в частности
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей,
водами, другими природными ресурсами), комплексное социально-экономическое
развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки
территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение
муниципального образования, регулирование использования местных водных
объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также
недр для строительства местных подземных сооружений (ст. 6 Закона).
Вместе с тем действуют нормы Закона РСФСР о местном самоуправлении в
РСФСР от 6 июля 1991 г. в части, не противоречащей Конституции Российской
Федерации и Федеральному закону от 12 августа 1995 г.
Таким образом, предусматривается компетенция городов, районов, поселков,
станиц, сельских округов в области охраны окружающей среды, которые:
осуществляют управление и контроль в области использования и охраны вод,
лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других
природных ресурсов на территории; обеспечивают проведение мероприятий по
охране окружающей среды, соблюдение природоохранительного законодательства,
соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов,
ягод;
информируют население об экологической обстановке, сообщают в
соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций,
представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о
природопользовании, принимают в соответствии с законодательством решения о
наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде (ст. 51 Закона).
Полномочия районной администрации в области охраны природы излагаются в ст.
60 того же Закона, городской администрации - в ст. 71.[6]
В соответствии с Конституцией практика вырабатывает различные формы
реализации требований Закона об охране окружающей природной среды:
принимаются законы субъектов Российской Федерации о природопользовании,
заключаются договоры о передаче и разграничении экологических функций, о
порядке взаимодействия специально уполномоченных государственных органов
(см. приложения).[7]
Вопросы экологии занимают большое место в уставах местного
самоуправления, в законах субъектов Российской Федерации о местных
референдумах, о местном самоуправлении, иных нормативных правовых актах,
составляющих правовую систему Российской Федерации.



§2. Мониторинг окружающей среды
Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер
охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой
институт. Мониторинг — это система долгосрочных наблюдений, оценки и
прогноза состояния окружающей среды и его изменений.
Основные положения о мониторинге сформулированы в Законе РСФСР «Об охране
окружающей природной среды». Кроме того, положения о мониторинге имеются во
всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы
санэпид-надзора обязаны проводить социально-гигиенический мониторинг,
регулируемый Положением о санитарно-гигиеническом мониторинге, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды»
государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды
организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими,
химическими и биологическими процессами, за уровнем загрязнения
атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на
растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и
населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей
среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. На Правительство РФ
возложена задача определения порядка организации и деятельности
государственной службы наблюдения.
• Годударственныи комитет РФ_ по охране акружающен-ереды (общее
руководство и координация деятельности министерств и ведомств,
предприятий и организаций в области экологического мониторинга;
организация мониторинга источников антропогенного воздействия на
окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга
животного и растительного мира; обеспечение создания и
функционирования экологических информационных систем; ведение с
заинтересованными министерствами и ведомствами банка данных об
окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании);
• Федеральная служба^Россшшо гид^ометеородоащ&ДМОаиЗ'0-рйнгу окружающей
среды (организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод
суши, морской среды, почв, околоземного пространства, комплексного
фонового и космического мониторинга состояния окружающей среды;
ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей среды);
• Государственный Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству
(мониторинг земель);
• Министерство природных ресурсов РФ (наблюдение за состоянием недр и
мониторинг водных объектов);
• Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (мониторинг
охотничьих ресурсов, рыб, других водных животных и растений);
• Федеральная служба лесного хозяйства России (мониторинг лесов);
• Федеральная служба геодезии и картографии России (осуществление
топографо-геодезического и картографического обеспечения Единой
государственной системы экологического мониторинга);
• Федеральный горный и промышленный надзор России (координация развития
и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, мониторинг
обеспечения промышленной безопасности);
• Министерство здравоохранения РФ (мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состояние здоровья населения).
Кроме того, в Единой системе экологического мониторинга участвуют:
Министерство обороны РФ; Государственный комитет РФ по вопросам развития
Севера; Министерство РФ по атомной энергии и др.
Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет1. Так,
наблюдения за состоянием атмосферы в 1995 г. проводились регулярно на 664
стационарных постах в 234 городах и поселках России. В системе Росгидромета
действует 150 химических лабораторий. Как видим, такие лаборатории
существуют не во всех городах, где проводится регулярный мониторинг. Причем
имеет место тенденция свертывания программы мониторинга атмосферного
воздуха.[8]
Отбор проб почвы производится в 268 хозяйствах, расположенных в 160
районах РФ на площади более 40 тыс. га. Количество отобранных проб
составило 4400 шт.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим
показателям охвачены 1175 водотоков и 151 водоем. Отбор проб ведется на
1892 пунктах по химическим и физическим показателям. Наблюдениями за
загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям
охвачено 190 водных объектов.
Получает развитие производственный экологический мониторинг, т.е.
мониторинг, осуществляемый предприятиями. Так, с октября 1995 г. создается
система мониторинга в АО «Газпром». При ее проектировании предусматривается
мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаимодействие с
территориальными службами Росгидромета, Минприроды и другими органами.[9]
Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения
кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых
хозяйственных и иных решений.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. «О повышении
эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической
информации и данных о загрязнении окружающей природной среды»1
предусмотрено, в частности, предоставление предприятиями и организациями
Росгидромета и Минприроды России специализированной гидрометеорологической
информации и данных о загрязнении окружающей природной среды коммерческим
структурам, предприятиям и организациям гражданской авиации, морского и
железнодорожного транспорта на договорной основе за плату.[10]
За счет централизованных ассигнований из республиканского бюджета РФ
Росгидромет и Минприроды России осуществляют:
• обеспечение населения и хозяйственно-экономических структур
предупреждениями (оповещениями) о возникновении стихийных
гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, информацией о
фоновом состоянии загрязнения окружающей природной среды, прогнозами
погоды общего пользования на период до трех суток;
• ведение государственных банков (архивов) данных в области
гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды;
• выполнение международных обязательств РФ по передаче (обмену)
гидрометеорологической информации и данных по загрязнению окружающей
природной среды.
Условия пользования информационными ресурсами, формируемыми в процессе
проведения мониторинга окружающей среды, регулируются Положением об
информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга
загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. В соответствии с Положением к
информационным услугам в области мониторинга загрязнения окружающей среды
относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-
прогностической, аналитической, режимно-справоч-ной информации общего
назначения и специализированной информации.
Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды общего
назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за
плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Такие расходы
компенсируются из средств федерального бюджета. Бесплатно названная
информация предоставляется органам государственной власти РФ, органам
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Другим пользователям (потребителям) информация в области мониторинга
окружающей среды общего назначения предоставляется за плату в размерах,
возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям
электрической и почтовой связи.
Специализированная информация в области мониторинга загрязнения
окружающей среды предоставляется пользователям (потребителям) в рамках
совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по
информационному обеспечению.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» М
1997
2. Бринчук М.М. Введение в экологическое право М 1996
3. Вайнер Дуглас. Экология в Советской России. Архипелаг свободы:
заповедники и охрана природы. М.: Прогресс, 1991.
4. Емельянова В.Г. Всероссийское общество охраны природы М 1987
5. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды»М
1997
6. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды М 1982
7. Круглов В.В. Проблемы охраны окружающей среды Екатеринбург 1993
8. Петров В.В. Экологическое право России М 1995
9. Петров В.В. Экология и право М 1981
10. Экологическое право России под ред Ермакова В.Д. М 1997
11. Экологическое право России под ред Бринчука М.М. М 1998

-----------------------
[1] Бринчук М.М. Введение в экологическое право М 1996

[2] Петров В.В. Экологическое право России М 1995
[3] Бринчук М.М. Введение в экологическое право М 1996

[4] Экологическое право России под ред Ермакова В.Д. М 1997
[5] Бринчук М.М. Введение в экологическое право М 1996

[6] Петров В.В. Экологическое право России М 1995
[7] Экологическое право России под ред Ермакова В.Д. М 1997
[8] Бринчук М.М. Введение в экологическое право М 1996

[9] Экологическое право России под ред Ермакова В.Д. М 1997
[10] Петров В.В. Экологическое право России М 1995





Реферат на тему: Животный мир как объект охраны и использования



КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Юридический факультет



кафедра экологического
и земельного права



Реферат на тему:
«ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»



Выполнил: студент ЮФ – 51
Верхотуров А.Ю.
Проверила: Мягкова Анна
Васильевна



К р а с н о д а р 2002



ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственное управление и контроль в области охраны и использования
животного мира.

2. Право пользования объектами животного мира.

3. Правовая охрана животного мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Животный мир является составной частью природной среды и выступает
как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в
процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на
функционирование естественных сообществ, структуру и естественное
плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические
свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем
животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения
пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и
других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для
зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные
виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое,
воспитательное, научное значение.
Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие
животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также
моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на
суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие
территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или
полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных
целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности
государству, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении
условий их существования определенные виды животных могут окончательно
исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание
условий существования животного мира, регулирование численности животных,
принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению
и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности
человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение
новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных
и переселение их в естественные места обитания.



1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и
распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к
исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов,
относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету
собственного правового регулирования субъектов РФ.
К области регулирования отношений по охране и использованию животного
мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий
и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка
и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию
животного мира; установление систем государственного учета животных и их
использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира
(ст.14 Федерального Закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.);
государственный мониторинг объектов животного мира (ст.15 Закона);
нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его
обитания (ст.17 Закона); государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка его осуществления
(ст.16 Закона); решение других вопросов.
Для обеспечения охраны и организации рационального использования
животного мира, в соответствии с законом «О животном мире», проводится
государственный учет животных и их использования, и ведется государственный
кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом
распространении видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйствования, путем
использования животных и другие необходимые данные.
Государственный кадастр животного мира включает требования и данные
государственного учета животных и их использования по количественным и
качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения
охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего
и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления
иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки
ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся
животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые
(вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных
культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни,
утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же
находящиеся на территории государственных заповедников и природных
национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного
кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья
(земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической
связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения
животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано
также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире
предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит
регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально
уполномоченными государственными органами по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно
осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам
животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом
заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по
согласованию со специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального
использования и охраны животного мира является государственный контроль.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет
своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными
комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а
так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение
установленного порядка пользования животным миром и иных правил,
установленных законодательством об охране и использованию животного мира.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный
контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в
ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами
животного мира.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием
животного мира производится и обществами рыболовов и охотников,
общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах
охотнадзора и рыбоохраны.



2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть
государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и
граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:
охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных,
культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях;
использование полезных свойств жизнедеятельности животных –
почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.;
в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются
охота и рыболовство.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности,
заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов)
диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом,
имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и
птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих
угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями
охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О
животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов,
включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное
постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с
последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР
1988 года и др.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными
орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами
пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ
охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие
государственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и
морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и
добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является
Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах
СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958
года, с последующими изменениями и дополнениями.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем
в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие
спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их
правовом регулировании.
Все водоемы, которые используются или могут использоваться для
промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных
запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов,
предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов,
определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и
физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного
потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников,
рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением
установленных правил рыболовства и водопользования.



4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА.
Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира
осуществляется посредством установления видов и способов пользования
животным миром, установления ограничений и запретов на использование
объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В
частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем
изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов
животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов
без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и
эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их
обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной
хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих
отношений особо предусмотрено в гл.III Закона «О животном мире». Здесь
установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность,
влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и
ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна
осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного
мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов
животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к
использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания
и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении
Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем «Требования по
предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении
производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных
магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования
регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели
объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в
результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в
водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под
движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с
проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума,
вибрации.
С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в
названном постановлении регламентированы требования по охране животного
мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и
лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных
процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов,
при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и
электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов
не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую
гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При
производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать
технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок
работ, исключающие возможность гибели животных.
При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в
местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной
концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для
свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения,
оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем
специальными защитными устройствами.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых
территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая
деятельность, несовместимая с целями заповедования.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную
книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их
численности или нарушению среды обитания, не допускаются.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то
можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество
неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним
можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных
удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и
на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей,
посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических
сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных
остатков на полях и зарослей тростника.
Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические
условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению
численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За
последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%,
косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на
территории края.
Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как
ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на
пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу
определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься
значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть
вопрос о лицензировании этого деятельности.
В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К
началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек.
Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих
организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и
собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о
своей деятельности они не представляют.
К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких
фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим
необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением
основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему
хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют
государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех
охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.
Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников,
соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с
резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта
практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих
животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных
мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в
ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В
настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в
условиях устаревшей правовой базы.
По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание
животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства
насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России.
Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных
беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих
видов птиц, насекомых.
Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле
зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов
деятельности.
И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической
катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной
необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в
охране окружающей среды в рамках всего международного общества.
Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб
интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе
опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.



СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 20 декабря 2001 года. //
Российская газета. 2002. 12 января.
3. О животном мире: ФЗ РФ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995
г. № 17. ст.1462.
4. О континентальном шельфе Российской Федерации: ФЗ РФ от 30 ноября
1995 г. № 187-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.
// Российская газета. 1995. 7 декабря.
5. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ РФ от
17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.
6. "О специально уполномоченных государственных органах по охране,
контролю и регулированию использования объектов животного мира и
среды их обитания" Постановление Правительства РФ от 19 января 1998
г. N 67 // Российская газета 1998. 31 января.
7. "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов
животного мира при осуществлении производственных процессов, а
также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов,
линий связи и электропередачи" Постановление Правительства РФ от 13
августа 1996 г. N 997 // СЗ РФ. 1996 г., N 37, ст. 4290.
8. "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 с
изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г.
/ Российская газета 1996. 15 февраля.
9. "О порядке ведения государственного учета, государственного
кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира"
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ
РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.
10. Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 1998.
11. Экологическое право // Под ред. Петрова В.В. М., 1995
12. Земельное право России // Под ред. Петрова В.В. М., 1995




Новинки рефератов ::

Реферат: Пушкин (Литература : русская)


Реферат: Вопросы,ответы и шпоры по общепрофессиональным экзаменам (Менеджмент)


Реферат: Бессмертный подвиг героев - казахстанцев в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Египетские пирамиды как объект всемирного исторического культурного наследия (Искусство и культура)


Реферат: Активизации учения школьников (Педагогика)


Реферат: США и Канада в АТР: набор рефератов (Международные отношения)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Стратегия поиска в автоматизированных информационных системах (Программирование)


Реферат: Грипп: новые методы профилактики и лечения (Биология)


Реферат: Религия древних Греков (Мифология)


Реферат: Функциональные возможности ib system object (Банковское дело)


Реферат: Организация и технология отрасли (Транспорт)


Реферат: Гроза - Кризис патриархального мира и патриархального сознания (Литература)


Реферат: Влияние температуры окружающей среды на свойства сварного шва (Технология)


Реферат: Управление термическим цехом (Металлургия)


Реферат: Базы и банки знаний (Программирование)


Реферат: Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении (Педагогика)


Реферат: Режимы и способы хранения зерновых масс (Сельское хозяйство)


Реферат: Разработка технологического процесса упрочнения кулачка главного вала с использованием лазерного излучения (Металлургия)


Реферат: Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист