GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Классические системы гадания (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Классические системы гадания (Религия)




МАИ

Кафедра культурологии



Реферат на тему:

«Классические системы гадания»



Студентки гр. 04-513

Шапошниковой И.В.



Проверил преподаватель

Резвых П.В.



Москва, 1997 год.


Краткое описание классических систем гадания. 3

Таро: 3
Состав и значение 4
Старшие Арканы 5
Младшие Арканы. 7

Книга перемен: 8

Астрология: 11

Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания. 13

Заключение 16

Литература. 16

Краткое описание классических систем гадания.


Таро:

Таро в Европе появился в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из
известных колоды Висконти-Сфорца назывались тогда «тароччи». Существует
теория, что имя это принято колодой от названия реки Таро, притока
знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой и стали
известными когда-то древние «тароччи».
Сторонники же восточного происхождения карт привлекают на свою
сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарок-Цо на юго-западе Тибета.
Точно объяснить происхождения названия сегодня вряд ли возможно. Но
из многих версий особенного внимания заслуживает распространившееся в
восемнадцатом веке толкование термина как слияния двух египетских слов: ТАР
(дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), то есть Таро -
«царский путь», «дорога королей». В пользу этой гипотезы говорит древнее
представление о семи великих («королевских») дорогах, коими боги ведут
ищущих истину.
Некоторые связывают Таро со средневековой сектой катаров или
альбигойцев. А в прошлом веке орден Золотой Заутрени обнаружил определенную
связь карт Старших Арканов и с каббалистическим Древом Жизни. И практически
все исследователи сходятся на том, что карты Таро - это остатки
закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие в них
элементы египетской религиозной символики и орфических мистерий, арабской
символики цифр и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.

Состав и значение

Термин «Аркан» восходит к латинскому «арканум»[1] - тайна, секрет.
Таким образом, Старшие, или Мажорные Арканы - это Великая Тайна, тайна
духовная, оккультная. Младшие же, или Минорные Арканы, объединяющие четыре
масти - Тайна Малая, светская, «бытовая». Арканами - тайниками, тайными
вместилищами, хранителями тайн, называют также и сами карты Старших
Арканов: например, Аркан I - Маг, Аркан XXI - Мир, или Корона Магов.
В конце прошлого века неутомимые энтузиасты и исследователи Таро
обнаружили тайны и в самом названии колоды - вернее, в его анаграммах-
перестановках. Так, для иудеев «Тора» означает закон, а «Троа» - врата. По
латыни «Рота» - колесо, а «Орат» означает «говорить, убеждать, умолять».
«Таор» (иначе - Таур) - имя египетского божества тьмы, «Атор» (иначе -
Афор) - египетский же Хафор, бог веселья.
Не только латынь хранит загадки Таро. Тетраграмматон - то есть четыре
буквы еврейского алфавита, написанные на ободе колеса фортуны (Аркан Х) -
Йод, Тхей, Вау и Тхей, составляют в одном прочтении имя Яхве, в другом
Иеговы, и покровительствуют различным частям колоды Таро: Йоду подвластны
четыре масти, Тхей заправляет четырьмя фигурными картами каждой масти, Вау
властвует над четырьмя десятками числовых карт (по десять в каждой масти) и
Тхей управляет всей четверкой Старших Арканов - тремя семерками номерных
Арканов с I по ХХI и стоящим особняком «нулевым» Арканом - Шутом.
Структуру Таро можно представить как отражение взаимоотношений Бога,
человека и вселенной, или иначе - связей между миром идей, сознанием
человека и миром физическим. В этой диаграмме в центр помещен малый круг
или точка, изображающая человеческую душу, треугольник представляет
тройственную сущность Бога, а квадрат символизирует явленный мир. Карты
Таро поставлены в соответствие различным частям этого чертежа.



В современных игральных колодах, иногда применяемых также и для
гадания, исчезли Старшие Арканы, для которых не нашлось подходящего
игрового смысла (козырями в играх становились карты одной из мастей), Мечи
стали Пиками, Посохи - Трефами, Кубки - Червами, Пентакли - Бубнами. Масти
потеряли рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов. Только в 54-листовой
покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана - Шут, преобразившийся в
двух Шутов-Джокеров.

Старшие Арканы

Глвная загадка Таро - Старшие, или Мажорные Арканы - двадцать две
символические и аллегорические карты, описывающие постоянные и вечно
меняющиеся физические и духовные силы, властвующие над человеком.
Существует немало вариантов внутренней иерархии Старших Арканов:
карты разделяют на титулованные и аллегорические, символы главных
добродетелей и астрологических элементов, знаки удачи и вселенской
предопределенности. По некоторым версиям, Арканы с I по VII определяют
интеллект человека, иначе Разум, Арканы с VIII по XIV властвуют в сфере
нравственности, или Души, а Арканы с XV по XXI правят событиями
материальной жизни человека, или его Бытием. По другим воззрениям, карты
Старших Арканов могут быть поставлены в соответствие мастям Младших
Арканов, или астрологическим символам, или символам оккультным, или числам,
или же буквам еврейского алфавита - в духе Каббалы.
В одном из прочтений сам термин «Каббала» означает «власть двадцати
двух», что находит отражение в одном из основных каббалистических символов
- Древе Жизни. Десять его сефиротов (тех самых «истечений, излучений,
эманаций») соединены двадцатью двумя ветвями-тропинками, которым каббалисты
нового времени поставили в соответствие двадцать две карты Старших Арканов
Таро.
Но их опередил Курт де Гебелин, еше в 1781 году выдвинувший теорию,
что Старшие Арканы представляют собой легендарную «Книгу Тота», спасенную
из руин сожженных египетских храмов тысячи лет назад. «Книга Тота»,
известная также как «Книга Таро» или «Книга Золотых Листьев», будто бы
содержала в себе синтез всего человеческого знания, проникнутого глубоким и
древним мистицизмом.
Двадцать две карты Старших Арканов толкуются обычно как
иероглифические картины, размещавшиеся на колоннах в галерее подземного
храма, куда искатели высшей истины попадали в процессе посвящения. Сами
картины до нас не дошли. Не сохранились и подлинники «Книги Тота».
Утверждают, что глиняные таблички с ее копиями были в фондах
Александрийской библиотеки - увы, сгоревшей. А в семнадцатом веке кардинал
Бембо описал бронзовые «таблички Изис», впоследствии также утраченные, но
успевшие, как видно, повлиять на современные колоды Таро.

Младшие Арканы.

56 карт Младших Арканов разделены на четыре масти («свиты»), 14 карт в
каждой: 4 фигурных, или костюмных - так называемый «двор», и 10 очковых,
или числовых - от десятки до туза, корня масти.
Создатели карт с древних времен до настоящего обозначали масти знаками
звезд и стрел, птиц и собак, зеркал и колонн, лун и якорей, и все так же не
смогли уйти от традиционного деления колоды на четыре масти (не считая,
разумеется, Старших Арканов). В чем же причина устойчивости четверки?
Широко бытует мнение, что четыре масти представляют четыре касты
древне-египетского царства.
Другая популярная теория утверждает, что масти представляют четыре
сословия средневековой Европы: мечи - рыцарство, знать и аристократию,
посохи (жезлы) - крестьян и низшие сословия, кубки - церковные и иные
духовные группы и монеты - сословия коммерческие.
Кто-то ассоциирует масти с предметами - чакрой, палицей, раковиной и
луком, которые держит в четырех своих руках индийское божество Вишну, а
также комплексное двуполое божество Ардханаришвара - одно из воплощений
Шивы.
В середине шестнадцатого века карты представлялись азартной игрой, в
которой мечи пророчили смерть тому, кто отчается и обезумеет от игры,
посохи сулили наказание мошенникам и шулерам, кубки намекали на вино,
способное уладить все споры, а монеты представляли смысл и цель игры.
В средневековой Франции масти ассоциировали с военным делом. Пики
представляли запасы или склады оружия, необходимого для битв. Трефы
означали распространенное луговое растение и предостерегали полководцев не
заводить свои войска в места, бедные кормом для лошадей. Сердца (червы)
символизировали мужество и стойкость офицеров, а алмазы (бубны) напоминали
тип прочных стрел, выпускавшихся из аркебуз.
В семнадцатом веке четыре масти предостерегали от четырех опасностей
в жизни человека: убийства, насилия, беспорядков и преступлений ради
выгоды.
Но находились и такие, кто считал масти достойными знаками и ставил в
соответствие мечам справедливость, посохам - мужество, кубкам - веру, а
монетам - милосердие.
Четыре масти уподобляли четырем временам года, четырем первостихиям,
четырем мирам Каббалы, четырем магическим элементам алхимии и, конечно,
четырем буквам имени Бога - YHWH (тетраграмматон).


Книга перемен:


Древнекитайская «Книга перемен», в устной форме зародившаяся около 5
300 лет назад, оказалась записанной лишь после того, как прошло примерно 2
000 лет. Изначально метод предсказаний, излагавшийся в ней, был прост.
Использовались две линии: одна - сплошная, другая - прерывистая. Они
позволяли гадающему лицу получить утвердительный или отрицательный ответ на
постоянный вопрос - наподобие того, как это делается при гадании с монетой
(падает решкой вверх - да, орлом - нет).
Затем возникла серия диаграмм, в которых вертикальные линии чертили
попарно, а позже - триграмм, включающих в себя восемь комбинаций (столбцов)
из трех линий; каждая комбинация получила свое название: «Небо», «Земля»,
«Солнце», «Луна», «Воздух», «Вода», «Гора», «Гром».
Значения линий, однако, не были резко противоположными. Сплошная
(«янь») носила в себе, скорее, генерирующее начало, а прерывистая («инь») -
воспринимающее. Когда «янь» начинает, «инь» поддерживает. Другие значения
«янь» и «инь» - свет и тень, жесткий и мягкий, экспрессивный и созерцающий,
твердый и податливый, сильный и слабый, день и ночь и т.п. Существует
множество и других смысловых оттенков, но никогда эти понятия не
определяются как хорошее и плохое. Иногда возникает острая необходимость в
«янь», иногда - в «инь». Всегда одно начало дополняет другое. И только из
сочетания обоих начал получается то, что называется основой бытия. Это
особенно видно при изучении триграмм и их толкований.
Триграмма «Небо» воплощает собой силу в чистом виде, поскольку она
составлена из трех «янь». Отсюда другое ее дополнительное значение -
небеса, всемогущие и благословляющие «Землю», которая представлена
воспринимающим началом - тремя «инь».
Подобным же образом триграмма «Солонце» может быть истолкована как
огонь и даже молния. В расширенной интерпретации триграмма «Луна» означает
все, что стоит на пути, вытесняет солнечный свет: тучи, дождь и даже
опасный поток в узком ущелье.
Из прочих триграмм «Вода» может также обозначать озеро или болото,
море или океан, «Гора» - высоту или вершину. «Гром» - борьбу, душевное
смятение.
Существуют и другие, более сложные значения триграмм, связанные с
ассоциациями. Триграмма «Солнце» может означать также ветер, который
проникает всюду, как и солнечный свет. Ассоциация развивается дальше, и у
триграммы появляется новое значение: лес, поскольку корни дерева проникают
в землю.
Значения триграмм продолжали развиваться и включили в себя
абстрактные понятия. Например, «Луна» или «Вода» предполагали опасность,
«Гора» - неподвижность, и т.д.
Входили туда и понятия родства. «Небо» имело значение отца, «Земля» -
матери. Прочие же триграммы рассматривались как дочери и сыновья.
Далее триграммы сдваивались, образуя гексаграммы. В результате
получились 64 гексаграммы, вроде «Небо над Землей» или «Луна над Громом».
Гексаграммы толковались сложнее, причем какая-то одна линия могла в
отдельном случае иметь больше значений, чем остальные.
Со временем «Книга перемен» превратилась в Книгу мудрости. Великий
китайский мудрец Конфуций весьма ценил ее и даже дополнил ее собственными
интерпретациями гексаграмм.
Существуют различные способы гадания, связанные с различными
предметами.
Раньше брали 49 стебельков тысячелистника. Не считая, их делили на 2
кучки, которые в свою очередь разделялись на меньшие. В результате получали
пучки тысячелистника, которые, если в них было четное количество
стебельков, обозначали «инь», а нечетное - «янь». Процедура повторялась, в
результате чего линия за линией выстраивалась гексаграмма.
Сейчас для тех же целей используются монеты. Например, гадающий берет
три монеты, трясет и бросает на плоскую поверхность. Если все или две из
них упали вверх решкой, то они обозначают «янь», если орлом- «инь». Таким
образом получается нижняя линия в гексаграмме. Процедура повторяется до
построения всей гексаграммы. Либо можно взять шесть монет, случайным
образом сложить в столбик, который затем ставят на стол. Пять верхних монет
сдвигаются, остается нижняя, затем четыре и т.д. Таким образом получается
гексаграмма. Самый простой способ состоит в подбрасывании одной монеты
шесть раз. Решка - сплошная линия, орел - прерывистая.

Астрология:


Предшественницей астрологии была астромантия. Она зародилась в
Вавилоне, откуда проникла в Грецию. Солнце, Луна и планеты представлялись
небесными божествами, чьи намерения и влияние на земные дела определялись
их передвижением по небосводу. Мудрецы пророчествовали по фазам Луны,
солнечным и лунным затмениям, положению планет относительно неподвижных
светил и созвездий, в том числе не включенных в разряд зодиакальных, а
также по другим явлениям. Например, считалось, что молодой месяц, выходящий
из туч сулит победу в предстоящей битве, если же он не появится в заранее
предсказанное время, неизбежно поражение.
Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В
настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и
восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление
гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет
солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также
принимается на рассмотрение расположение лунных узлов (два пересечения
орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных
тела - так называемая «черная» Луна - Лилит - и «белая» - Лулу. Есть
несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент
рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный,
«любовный») и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят
Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его
личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану
(возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине
- Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).
Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый
год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык,
буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза
(овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья)[2]. Согласно преданию,
когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати,
они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в
двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный
год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов
души человека, связано с временем рождения и соответствует одной из пяти
стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и «металл»), двойная неделя,
день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его
душевные качества.


Истоки и сравнительный анализ классических систем гадания.


Есть вопрсы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений.
Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о
выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие
известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между
явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но оттого не менее тесная
связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая
пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение, в разные времена называли
по-разному - подобием симпатией, аналогией, считая ее выражением единого
мирового закона: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Это понял еще
Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад.
Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные -
полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов.
Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался
познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и
движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или
богов.
Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех
ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно
скрывают ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в
честь их основоположника Гермеса Трисмегиста («трижды очень великого»),
истолковывается и как «учение о сокрытом», тайном?
Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать
то, чего никаким другим образом узнать нельзя. Но владение герметическими
науками можно уподомить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но
он не волен изменить ее содержание. Нет греха, если человек узнает, что
уготовлено ему провидением.
Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать
гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция
утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно
для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни - или,
наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю
свободу. Ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные
символы лишь помогают прочесть этот ответ.
Самой древней из этих систем является Книга Перемен. Она и самая
простая в реализации - не требует ни специальных предметов, ни сложных
расчетов. Существует гипотеза о том, что колыбелью цивилизации был Тибет.
Может, там, на заре развития человечества и зародилась эта система? Ведь во
все времена человек был любопытен к своему будущему. А когда явления
природы казались божествами, а жизнь подчинялась никому тогда не понятным
законам - тем более.
По мере «взросления» человек начал понимать, что на жизнь и судьбу
могут влиять не только Солнце, Луна, ветер, громы и молнии. Прежположили
наличие зависимости судьбоносных событий от движения планет - так родилась
астромантия, а за ней и астрология. С помощью математических расчетов можно
было узнать все о человеке, его характере, его способностях, вкусах,
совместимости с представителями противоположного пола и т.д. Основное
отличие от классической Книги Перемен в том, что исключается элемент
случайности при подготовке предсказания, все известно заранее, важно лишь
правильно истолковать имеющуюся информацию о времени рождения человека.
Причем, так как на Востоке придерживались в основном теории о переселении
душ после жизни, то, как мне кажется, важнее был год рождения. На Западе,
где религия повествовала о рае, аде и жизни, как преддверии того или
другого, обращалось внимание на более мелкие единицы измерения времени -
дни, часы, минуты (от последних двух величин зависело только положение
Луны, как наиболее быстро движущейся планеты).
Гадание посредством Таро является, по моему мнению, самым интересным
способом. Не исключая элемент случайности (расклад зависит только от Руки
Судьбы, невозможно предсказать заранее, как лягут карты), в то же время
Таро в своем толковании опирается и на астрологические значения той или
иной карты, и на особенности психологии человеческой натуры. Таро оставляет
просторы для воображения, но в определенном русле.
Каждый символ Таро несет в себе определенный смысл. У разных людей они
вызывают разные ассоциации, на этом и основана эта система - обращение к
подсознанию, активация интуиции.
Сам процесс гадания посредством карт Таро может быть любым, существует
масса способов и методов поиска ответа на любой тревожащий вопрос. Однако
сходство со всеми методиками использования оккультных способов получения
информации состоит в том, что толкование того или иного расклада происходит
всегда через призму «гадалки», ее мироощущения и понимания ситуации.
Оперируют же карты не словами, но образами, что роднит их, например, с
Книгой Перемен, которая также выводит зависимости миропонимания человека от
случайного набора «орлов» и «решек».



Заключение


«Ежедневно меняется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со
старой колодой хоть один да найдется клиент...» Гадания вечны. Они
неподвластны ни старению, ни утере актуальности, ни забытию. С развитием
компьютерных технологий они, безусловно, примут более простые для обывателя
формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасывание монеты, компьютерные
программы - бумажные карты. Но, может и в этом что-то есть?

Литература.

1. Д. Е. Сафронов. Карманная энциклопедия гадания. - М.: ТОО «Дюна»,
ТОО «Дельфин», 1993 г.
2. Дж. Бейнс, С. Вронский. Судьба на ступенях золотого Таро. - М.:
Издательство «Луч», 1985 г.
3. С. А. Вронский. Астрология о браке и совместимости. - Кишинев:
«LOGOS», 1993г.
4. Шестопалов С.В. Кармическая астрология. - Санкт-Петербургская
Астрологическая Академия, 1995 г.
-----------------------
[1] От латинского «arcanum» - тайна, небезынтересно также сходство с
арабским «рукн», мн. ч. «аркан», означающим «столп, утой веры» и
санкритским «archana» - поклонение символу Божества.
[2] Если одни животные, относящиеся к одному знаку, похожи, то другие,
казалось бы, не имеют ничего общего (например, кот и заяц). Данное различие
обуславливается тем, что гороскоп получил распространение широко по всей
Азии, и при адаптации к конкретной стране принималось то, название, которое
ближе по духу к ее жителям.

-----------------------
Мечи
(Намерение)

Пентакли
(Воздаяние)

Посохи
(Предприятие)

Кубки
(Чувствование)

Бытие
(Арканы с XV по XXI)

Шут

Душа
(Арканы с VII по XIV)

Разум
(Арканы с I по VII)






Реферат на тему: Конфуцианство в Китае

Татарско-русская школа №85



Реферат по истории мировых цивилизаций
на тему:
«Конфуцианство в Китае».


[pic]



Реферат выполнен
учащимся 11 А класса
Шафигуллиным Ленаром.
Учитель истории
Зарипова Дания
Шагитовна.



Казань 2000
[pic]



Статуя Конфуция.



Содержание.
1. Введение.
............................................................................
......................................1.
2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция.
..................................................................3 .
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
.........................................................................7
.
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
...............................................11.
4. Заключение.
..........................................................................
...................................14.
5. Список использованной литературы.
...................................................................15.



Введение.
В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился
о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но
так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его
традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня
был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его
многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая
является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из
себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д.
Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших
консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались
отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между
старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как
повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением
религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего
времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же
говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более
крепкими и дружными.
Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех
изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей»
под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и
мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека
освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного
отношения ко всем описываемым религиям.
Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей,
преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных
народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы
управлением развития общего и среднего образования Министерства образования
Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».
Второе издание - книга Л. С. Васильева «История религий Востока»
вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по
специальности «История».
«В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли
в развитии социально-экономической и политической структуры восточных
обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм,
христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм,
буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и
буддизм) и др».
Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация
даётся краткой:
«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат
многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого
круга читателей.»



Глава I.
Зарождение учений Конфуция.
В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин
Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время
представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным
вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана,
который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае
наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных
периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически
всех философских школ и мистических учений.
Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни,
каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем
эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно,
в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать.
Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то
время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не
хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.
Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана
стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями.
Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог
и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже
сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты,
пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух
правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека.
Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем
привязывал к себе наследственную знать.
По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал
огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он
мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной
силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней
сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи
людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать
(дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о
государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала
одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного
духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.
Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть
не только богатым, но даже зажиточным.
На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже
бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных
представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах.
Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система
социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала
стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и
народом.
В китайской истории период правления Чжоурской династии считается
едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в
достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был
правителем, а подданный - подданным».
Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и
добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого
предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в
разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель
и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его
образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель
ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он
«полностью овладел культурным началом»,а значит, и «ритуальными» нормами
поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.
Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие
социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма
потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа
философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к
такому кризису.
Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило
гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью,
богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так
называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской
государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже
великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных
возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот,
кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному,
как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы
измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и
страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких
царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V -
III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие
государства).
Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие,
изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории
центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не
проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже
особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в
другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям
принадлежал известный философ Мо-цзы.
В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших»
царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и
Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так,
царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.
Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень
взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?
Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась
«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы
привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных,
философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько
столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм,
даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация
сегодня просто немыслима без них.
И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э.,
необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только
социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие
китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то
же время.
Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну
к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не
давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его
больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно
Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером
можно и умереть».
Единственное известное крупное мистическое произведение архаической
традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её
название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н.
Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной
книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу
человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил
комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать
крыльев».
Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как
«вечное непостоянство», как переход двух противоположных и
взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в
равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается
более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно.
Однако существует способ символического выражения этой внутренней
реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.
В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей
китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое
знание , суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики
и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её
истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на
уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания
духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в
этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной
реальности.[1]



Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо».
Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно
изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах
едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии),
конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и
превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и
всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о
сяо, сыновней почтительности.
Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным
сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный,
гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи,
- служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и
приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и
обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь
преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым
на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже
если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын
обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на
стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже
поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что
опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что
прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть
его, даже если он «украл барана».
Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае
всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные
в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания.
Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы
накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и
надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от
себя комаров - пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его
родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы
сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император
Вэнди во время трехлетней болезни матери не отходил от её ложа, лично
готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие
другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в
почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков.1



Культ семьи и клана.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая
рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких
предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь
выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось
настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не
вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась
совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы
семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга, «и». Любовь могла
придти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных
семей могли компенсировать её отсутствие выбором наложницы по вкусу - этому
жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному).
Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению
супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался
опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде
всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.
Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная
семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с
государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати.
Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы
для её небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных
экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких
родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над
сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя
несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей,
множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма
распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни
одной из них хорошо описан в классическом китайском романе «Сон в красном
тереме»). Такие семьи делились лишь после смерти отца, а то и обоих
родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю
наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть
общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все
новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой
своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение
длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата,
являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана.
Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за
друга и населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы
бывали наиболее сильны.1



Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»
Конфуцианцы в жизни Китая.
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно
эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов,
когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно
ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма
характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но
в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в
определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали
пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим
углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи
в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели,
которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали
пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только
интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой
задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов
конфуцианского государства.
Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в
китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим
чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из
них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе
движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме
того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для
Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства
в целом. Во-первых, своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они
как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и
смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял
власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-
вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились
жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали
легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и
добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или
священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник,
грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся
направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные
желания каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в
многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия
всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который
благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все
препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине
почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности,
образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в
конечном счете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме
считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим
истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого
народа.



Конфуцианство - регулятор жизни Китая.
Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет
ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного
землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые
границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей
административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал
действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их
чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего
сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто
частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь
в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась
крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими
всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его
окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё
заново.
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах.
Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные
кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества,
секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и
ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё
на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной
дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих
корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-
буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний,
когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли
немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты
элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой
сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её
неизменной идеологической и организационной опоры.
Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях
страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами,
населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-
чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего
Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный
культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр
Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания
и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до
разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров,
населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и
культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое
прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание
сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого
Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, -
спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои
династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев
сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне
варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы -
принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало
концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им
китайской империи, китайской цивилизации.
Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи
конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции
государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно
культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное
усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго
фиксированных, освященных авторитетом древности норм была , по существу,
эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры,
которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной,
естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности
оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и
ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка
выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус,
Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало
большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и
административная система, и верховный регулятор экономических и социальных
процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип
организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В
определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со
всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и
общество не только просуществовало более двух тысяч лет в почти не
менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной
инерции, что революционный XX век , покончивший с конфуцианством как
официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко
не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и
питающиеся его соками консервативные традиции.
В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства
китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь,
восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не
уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.
Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая,
национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае
для старого Китая незаменимым.1
Заключение.
Подводя итоги, я хочу сделать выводы. Я считаю, что решил
поставленные в введении реферата передо мной задачи. Также я смог раскрыть
цель своей работы.
Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского
народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он
заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого
старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он
основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и
государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и
преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря
словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник -
сановником, отец - отцом, сын - сыном».
Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в
развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не
родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось
благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано
и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по
численности населения среди всех крупнейших стран.
В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество
пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение
к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и других
общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть
и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети
сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в
Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы
задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний.
Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в
раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма,
чего сейчас так не хватает.



Список использованной литературы.


1. Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.
2. Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
3. Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

-----------------------
[1] Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный
редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.
1 Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.
1 Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
1 Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.
Аксёнова: М.: «Аванта +».





Новинки рефератов ::

Реферат: Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников (Педагогика)


Реферат: Виды цифровых денег (Деньги и кредит)


Реферат: Социология - наука про общество (Социология)


Реферат: Возбуждение уголовного дела - стадия уголовного процесса (Уголовное право и процесс)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия (Искусство и культура)


Реферат: Учет и аудит текущих операций и расчетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Апокалипсический образ зверя - икона для "православной России" ? (Религия)


Реферат: Маркетинговые стратегии фирмы (Менеджмент)


Реферат: Вербальный и невербальный языки деловых людей (Менеджмент)


Реферат: Московское хлебосольство (История)


Реферат: Вирусы (Программирование)


Реферат: Характер экзистенциализма в романе А.Камю "Чума" (Литература : зарубежная)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: Как устроен глаз (Биология)


Реферат: Множественность преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Сравнение деловых культур России и США (Психология)


Реферат: Мясо (Теория организации)


Реферат: Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг. (История)


Реферат: Нанотехнология. Перспективы развития (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист