GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Неоконсерватизм: доктрина, социальная база, система власти (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Неоконсерватизм: доктрина, социальная база, система власти (Политология)



Государственный таможенный комитет
Российской Федерации
Российская таможенная академия

кафедра гуманитарных дисциплин



Контрольная работа по курсу “Политология”

Тема: Неоконсерватизм: доктрина, социальная база, система власти.



Москва 1997


Оглавление:
1. Введение
1. Доктрина неоконсерватизма
1. Социальная база неоконсерватизма
1. Система власти неоконсерватизма
1. Заключение
1. Библиография



1. Введение

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей,
концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок,
ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место
в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей
эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.
Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая
восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к
английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах).[1] В целом как
тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение
консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех
классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные
тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития,
тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности
и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее
динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был
своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей,
которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют
глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для
психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к
буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам,
лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм
выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило
претендующей на внеклассовость.
Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические
изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления
порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям,
способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть
представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось
течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами,
историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков.
Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане
неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение
приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение
широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике,
безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства
государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.
Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из
противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его
сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества.
Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и
религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир
стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение
рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные
неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в
себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина,
патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в
пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на
семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.



2. Доктрина неоконсерватизма.

Своих идейных предшественников неоконсерваторы обнаружили в
англичанине Э.Берке, а также американских отцах-основателях, как Гамильтон
и Адамс. Основополагающим консервативным документом Америки была признана
федеральная Конституция 1787 года. Объявив Конституцию охранительной,
современны американские консерваторы вложили в это понятие, в отличие от
марксистов и радикалов, не отрицательный, а глубоко положительный смысл.
Оценивая Конституцию, аргументировали они свою мысль, необходимо исходить
из того, какие ценности она сохраняет и освещает. Например, в Конституции,
в “Билле о правах”, провозглашено право народа на охрану личности, жилища,
указывалось, что “Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих
какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание,
ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и
обращаться к правительству с петициями...”.[2] Ценности эти, доказывали
консерваторы, по сути своей демократичны и либеральны, что обнаруживает
очевидный парадокс американского консерватизма: в Америке, которая никогда
не знала феодализма, он направлен на защиту исконно либеральных ценностей.
Неоконсерватизм не должен был всецело замыкаться на “корнях”.
Требование возврата к прошлому, доказывал Росситер, характеризует
реакционеров, а не консерваторов.[3] Общество, рассуждал он, не может быть
статичным - оно или развивается, или приходит в упадок. Но изменения ради
изменений также неприемлемы, они должны осуществляться только тогда, когда
им нет альтернативы. Когда же такие изменения вызревают, консерваторы
должны, безусловно, одобрить их, добавляя реформы фундаментальным
ценностям.
Возрождая идеологические установки отцов-основателей, новые
консерваторы постоянно рассуждали об огромном их значении в развитии
Америки. На этой почве сформировался устойчивый интерес нового
консерватизма к различным эпохам и темам американской истории. Американское
колониальное общество (1606-1776 гг.) наделялось чертами образцовой
демократии “среднего класса”. Этот изначальный демократизм Америки,
согласно консервативной интерпретации, освободил ее от перспективы
буржуазных социально-политических революций, которыми переполнена мировая
история, и от необходимости платить кровавую цену за расправу с
феодализмом. Консервативными мотивами наделялись отцы-основатели США,
причем не только Дж.Адамс и А.Гамильтон, но также и Т.Джефферсон и
Б.Франклин. Как охранительные определялись в трудах консервативных
историков намерения демократических президентов ХIХ века. Единственным
мотивом Линкольна в период Гражданской войны объявлялось спасение,
упрочение федеральных конституционных основ и союза штатов. В
консервативные движения и явления были зачислены даже популизм конца ХIХ
века, прогрессизм начала ХХ века и, наконец, “новый курс” Рузвельта. Все
они преследовали цель при помощи реформ добиться консервативной
консолидации американской нации на основе восстановления духа “первооснов”.
Конечно, подобные интерпретации имели ярко выраженный идеологизированный
характер, ведь “новый курс” Рузвельта, например способствовал радикальному
преобразованию классического капитализма, но новые консерваторы включили
рузвельтовские реформы в собственную схему американской истории, поскольку
были убеждены, что они стали той исторической реалией, альтернативы которой
не существовало, а потому, должны были быть интегрированы в фундаментальные
ценности.
Все варианты современного консерватизма как на национальном, так и на
международном уровнях объединены определенным комплексом концепций, идей,
принципов, идеалов, в совокупности составляющих течение консерватизма как
особого типа общественно-политической мысли. в то же время при близком
рассмотрении между отдельными национальными вариантами консерватизма, да и
внутри этих последних обнаруживается разнообразие оттенков, переходных
ступеней, расхождений и т.д. Не случайно в западной литературе существует
разнобой мнений относительно вычленения и характеристики консерватизма: в
нем, как правило, выделяют четыре, пять, семь, а то и более течений или
направлений.
Следует отметить, что позиции отдельных группировок неоконсерваторов в
ряде стран по комплексу вопросов, связанных с социально-экономической
сферой и ролью государства, сближаются, что их, как правило, объединяют в
так называемое “радикалистское” течение консерватизма, под которым
подразумевается прежде всего рейганизм в США и тэчеризм в Англии.
Так, большинство консервативных политических сил, учитывая изменения,
происшедшие за последние десятилетия в структуре капитализма, сознают
невозможность демонтажа механизмов государственного регулирования и
возврата к системе, основанной всецело на принципах свободного рынка и
неограниченной конкуренции. При всех рассуждениях о необходимости возврата
к свободному рынку неоконсерваторы не выдвигали, да и не могли выдвинуть,
задачу демонтажа института государственного вмешательства. Это особенно
наглядно обнаруживается при анализе их позиций в отношении программ
социальной помощи, являющихся одним из важнейших объектов критики
консервативного лагеря.
Но вместе с тем большинство неоконсерваторов выступают за сохранение с
теми или иными модификациями государства благосостояния. Как отмечает,
например, американский неоконсерватор И.Кристолл, цель неоконсерватизма -
это “консервативное государство благосостояния”.[4]
Как правило, в качестве одного из важнейших элементов консерватизма
рассматривается неприятие идеологий, идей, теорий и т.д. Как писал,
например, известный американский поэт и историк консервативной ориентации
П.Вирек, консервативное мышление носит “антитеоретический” характер, в то
время как либеральное мышление рационалистично и целенаправленно
конструирует разного рода абстрактные схемы, в соответствии с которыми
пытается переустроить общество. Однако это лишь одно измерение
консерватизма. Дело в том, что сам консерватизм есть не что иное, как
комплекс идей, концепций, принципов и т.д. В действительности, когда
говорят об “антиидеологичности” и “антитеоретичности” консерваторов, по
сути дела, имеется ввиду не то, что у них вообще нет идей и теорий, а то,
что они отдают предпочтение прагматизму, оппортунизму компромиссу перед
абстрактными схемами. Они против абсолютизации каких бы то ни было идей и
теорий, тем более против их реализации в чистом виде на практике. И в этом,
как представляется, они совершенно правы. Ведь история дает множество
примеров, когда попытки реализации самых, казалось бы, прекрасных и
совершенных идей, доведенных до логического конца, заканчивались абсурдом,
инквизицией, бухенвальдами, гулагами и т.д. Да, консерваторы имеют идеи,
концепции и теории, но они, как отмечает Л.Аллисон, “концептуальные
скептики” в том смысле, что не интересуются открытием фундаментальных
принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к
решению проблем в практике и в конкретных делах.
Идеологичность консерватизма обнаружилась во второй половине 70-х и 80-
х гг., когда была поставлена задача его идеологического перевооружения. И.
Кристолл считал, что неидеологическая политика - это безоружная политика.
Характеризуя положение дел с этой точки зрения в Великобритании, английский
публицист Д.Уотсон писал: “Впервые со времен Дизраэли британский
консерватизм охвачен идеологической лихорадкой”.[5] Идеологизация или
реидеологизация данного варианта консерватизма выражается в защите его
представителями принципов свободнорыночных отношений, индивидуализма,
свободной конкуренции, критике государственного вмешательства, государства
благосостояния, социальных реформ и т.д.



3. Социальная база.

Схемам неоконсерваторов при всей их противоречивости и
идеологизированном характере нельзя отказать в гибкости. Они были нацелены
на консолидацию нации на консервативной основе, объединение под знаменем
консерватизма не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции
и преодоление узкоклассового характера, который был присущ консерватизму
Гувера. Консерваторы не случайно поднимали на щит в первую очередь те
ценности, которые были привлекательны в глазах самых разных слоев. И не
случайно они отвергли как порочный миф идею о классово-элитарном характере
консерватизма и провозгласили его главной объединяющей верой всей нации,
поскольку все американцы, от рабочих до миллионеров, были заинтересованы в
сохранении непреходящих человеческих ценностей.
Особенность консерватизма 1970-1980-х годов состоит также в том, что
из противников научно-технического прогресса консерваторы превратились в
убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных
сферах общества. Консерваторы превратились в приверженцев технического
прогресса и экономического роста.
Значительное место в конструкциях консерваторов занимают проблемы
равенства, власти, демократии, государства. Следует отметить, что в
трактовке данного круга проблем большинство неоконсерваторов считают себя
решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов
демократии. Для консерваторов государство - это источник и защитник закона
и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти
анархии. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом
подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики современного
консерватизма постоянно подчеркивают “важность ассоциации людей, меньшей по
размеру, чем государство”.[6] При необходимости выбора между индивидом и
обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество.
По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства,
исторически, этнически и логически выше отдельного индивида. Права
отдельного человека носят одновременно и естественный и социальный
характер: естественный потому, что принадлежат человеку, созданному Богом в
качестве части великого плана природы, а социальный потому, что человек
может пользоваться этими правами лишь в организованном обществе.
Правительство является политическим орудием общества, призванным обеспечить
и защитить естественные права человека, а стабильная и эффективная
экономика - это слияние индивидуального предпринимательства групповой
кооперации и правительственного регулирования. Целью государственно-
экономического регулирования является расширение рыночных возможностей как
механизма разрешения социальных проблем. Другими словами, свободный рынок и
свободная конкуренция объявляются единственным надежным средством
обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей
силы, а государственному регулированию вменяется в обязанность обеспечение
благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь - создание и
расширение рынков. Все иные виды государственного регулирования как и
либерально-реформистская концепция “планового общества” консерваторами
отвергается в качестве социальной утопии.
Консерваторы 70-80-х годов также активно высказывались по
общефилософским и историческим вопросам. Но здесь, они по сути, мало что
добавили к идеям, изложенным в 50-60-е годы ХХ века Росситером, Виреком,
Керком.
Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном
ренессансе состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен.
В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и
прагматизма, способности приспосабливаться к создавшимся условиям. Они
четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер
против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции,
расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной
жизни. В значительной степени разгадка успеха представителей консервативных
сил сначала в Англии и США, а затем в ФРГ, Франции и других странах кроется
в том, что они предложили перемены в тот момент, когда большинство
избирателей желали перемен. Показательно, что лейтмотивом предвыборных
платформ большинство консервативных партий стали обещания перемен. На
выборах 1979 г., например, М.Тэчер претендовала на полное изменение
политики господства государства во всех сферах жизни людей, на свертывание
такого господства. В программе, предложенной на выборах 1980 г., Р.Рейган
подчеркивал необходимость положить “новое начало Америки”.[7]
Для современного неоконсерватизма характерна приверженность
социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных
ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в
современном обществе. При этом под традицией подразумеваются универсальные,
трансцендентальные ценности и принципы. Как утверждал, например, Р.Уривер,
отрицание всего трансцендентального привело к релятивизму, рассматривавшему
человека как “меру всех вещей”, к отказу от доктрины первородного греха,
которую заменили идеей о доброй природе человека.
Собственно говоря, новое неоконсерваторов в значительной степени
состоит в том, что они делают упор на социокультурных и религиозных
проблемах, на религиозном и культурным отчуждении. Как утверждает П.Вьяль,
буржуазное потребительское общество, в котором вся система ценностей
строится на экономике, оставляет людей в состоянии духовной нищеты. Исходя
из аналогичного тезиса, идеолог американских неоправых П.Уэйрич
подчеркивает: “Сама суть нового правого - это основанный на морали
консерватизм”. “Наши лозунги основываются не на экономической теории, а на
религиозных взглядах”, - утверждает он.[8]
Однако в трактовке того, что понимать под действительно традиционными
ценностями, неоконсерваторы США и ряда других стран значительно расходятся.
Так, большинство американских “неоправых” - ревностные приверженцы
протестантского фундаментализма, основанного на буквальном толковании
Библии, религиозном фанатизме, враждебности к инакомыслию.
Интерес современных консерваторов к социокультурным и морально-
этническим проблемам отнюдь не случаен, а имеет под собой реальную основу.
Придавая первостепенное значение культуре в качестве системообразующей
категории, одну из своих главных целей новые консерваторы видят в
ликвидации “монополии левых в области культуры” и “завоевании культурной
власти над обществом”, считая это необходимой предпосылкой для завоевания
политической власти.



4. Система власти.

В политической сфере к исконно консервативным ценностям были отнесены
те, которые обеспечивали социальный мир и консенсус, преемственность и
долговечность общественных связей. Именно такие ценности - разделение
властей, система сдержек и противовесов, двухпалатная законодательная
власть, представительная, а не прямая демократия, права и свободы личности,
независимый суд, сильная президентская власть, баланс интересов между
федерацией и штатами - как раз и утверждались федеральной Конституцией. В
воззрениях неоконсерваторов порой наблюдается своего рода ренессанс идеалов
умеренных отцов-основателей США, причем некоторые из них воспроизводились
без всяких изменений. Это, например, положение о врожденной
предрасположенности человека ко злу, как и вытекающий из этого положения
вывод - управление обществом не может быть доверено толпе, превращающей
демократию в охлократию, оно должно основываться на власти законов, которая
заключает в себе вечное противоядие от сиюминутных страстей, как народа,
так и правителей.
Примерно такой же точки зрения придерживаются английские консерваторы-
трандиционалисты. В качестве важного шага в направлении преодоления
наметившегося во второй половине 70-х - начале 80-х гг. “кризиса доверия”
консерваторы предлагают восстановление авторитета и престижа власти и
правительства. Продолжая развивать традиционный постулат консерваторов о
том, что власть - предпосылка всех свобод, они придают первостепенное
значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По их мнению,
современное “производственное общество” нуждается в повиновении и
послушании, и государство для достижения этих целей вправе принимать
соответствующие меры. Подлинный порядок в обществе зиждется, по их мнению,
на образовании, дисциплине и институтах, а свободу может обеспечивать
только сильное государство.
Консерваторы в значительной степени правы, рассматривая власть и
необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И
действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить об
эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об
их полной легитимности в глазах основных категорий населения. В
современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов
приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения
увеличивает их притягательность. Тем более, что представители почти всех
национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в
пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета
государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.


5. Заключение

В целом неоконсерватизм в тех или иных пропорциях интегрировал
отдельные элементы остальных вариантов консерватизма и сводятся к
следующему: вера в естественный закон, не зависящий от воли людей,
убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода
“духовную корпорацию”, такую как церковь. Порядок, справедливость и свобода
являются продуктами очень длительного периода человеческой истории. Поэтому
для сохранения стабильности “общества-корпорации” первостепенное значение
имеет сохранение “беспрерывной преемственности и связи жизненной
артерии”.[9] Изменения в обществе не должны производиться каким-либо
искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем.
Консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое -
будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее
руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем
взвешивать каждый “эфемерный” вопрос на основе личных мнений и личного
разума. “Индивид глуп, а род мудр”.[10] Важна вера в многообразие,
сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм
жизни. Для “здорового” разнообразия в обществе должны существовать
различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и
многими другими формами неравенства. Истинное равенство - только перед
богом. Жизнеспособность общества достигается наилучшим образом, когда оно
направляется мудрым и способным руководством, и если разрушить естественные
и институциональные различия, то вакуум заполняется тираном. Частная
собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода
невозможна, а общество обречено на гибель.
Подводя итоги всему изложенному, можно констатировать, что
неоконсерватизм, прошедший длительный путь исторического развития,
представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором
уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи,
концепции, установки и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан
глубокими противоречиями. Как отмечает П.Аллисон, консерваторы являются
одновременно “индивидуалистами и коллективистами, приверженцами
авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми”.[11]
Разнородны и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения проблем,
стоящих перед капиталистическим обществом. С одной стороны, они ратуют за
восстановление принципов свободной конкуренции и свободнорыночных
отношений. С другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность
традиционным ценностям и идеалам с их акцентом на семью, общину, церковь и
другие промежуточные институты, которые, как выше говорилось, подрываются в
процессе реализации принципов свободнорыночной экономики. Вместе с тем
традиционалистское и патерналистское течение консерватизма выступает в
защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона
и порядка, сохранения традиций и национального начала. Здесь, пожалуй, в
наиболее отчетливой форме высвечивается противоречивость позиций
консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и
соотношения последних с традицией, государством. Такая позиция вполне
объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликатны и их
невозможно объяснить с помощью простых и однозначных формул, доводов и
аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует
подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям
свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты
непредсказуемыми негативными последствиями.



6. Библиография.
Гаджиев К.С. “Политическая наука”, М.,1995
Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации //

“Новая и новейшая история” - М.,1991.
Мухаев Р.Т. “Политология”, М., 1997
“Основы политической науки” под ред. проф.

Пугачева В.П., М., 1993
Современные зарубежные конституции // Сост. Маклаков В.В. -

М., 1992.
Согрин В.В. Этапы американского консерватизма // “Новая и

Новейшая история” - М., 1991

-----------------------
[1] Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и
новейшая история - М.,1991. - №1 55с.
[2] Современные зарубежные конституции // Сост. Маклаков В.В. - М., 1992. -
36 с.
[3] Согрин В.В. Этапы американского консерватизма // Новая и Новейшая
история - М., 1991. - №5 - 51 с.
[4] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 291 с.
[5] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 293 с.
[6] Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и
новейшая история - М., 1991. - №5 , 49 с.
[7] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 295 с.

[8] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 297 с.
[9] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 302 с.
[10] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 302 с.
[11] К.С. Гаджиев Политическая наука. - М., 1995, 302 с.





Реферат на тему: Неофашистские организации мира


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение
2. «Что такое фашизм?». Основные понятия.
3. Мировая неофашистская организация
«SKINHEADS».
4. Европейские неофашистские организации:
а. Италия;
б. Германия;
в. Швеция;
г. Австрия;
д. Венгрия.
5. Мировые неофашистские организации:
а. С.Ш.А.;
б. Ю.А.Р.
6. Российские профашистские объединения:
а. Русское Национальное Единство;
б. Народная Национальная Партия;
в. ОБ 88
г. Русская Национальная Партия.
7. Список литературы.



«В этом безумном мире выжить могут лишь
сильные духом и телом, а посему слабые
личности подлежат физическому
уничтожению».
(Ф. Ницше)

В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы
людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и
извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу –
Фашизм, названный историей «коричневой чумой».
Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало
время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные
организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.
А что такое фашизм на самом деле?

Фашизм (итал. Fasciosmo, fascio – пучок, связка, объединение) -
политическое течение, возникшее в европейских странах в период общего
кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и
агрессивных кругов буржуазии. Фашизм у власти – открыто террористическая
диктатура наиболее реакционных сил общества. Шовинизм, антикоммунизм,
расизм, широкое использование государственно-монополистических методов
регулирования экономики. Внешняя политика Фашизма – политика захватов. К
концу 30-х гг. Фашистские режимы утвердились в Италии, Германии,
Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Фашистские методы
правления характерны для военных диктатур в Парагвае, Чили, для южно-
африканских расистов. Свержение Фашистских режимов: Германия –1945, Италия
– 1945, Португалия – 1974, Греция – июль 1974, Испания – 1975.

Неофашизм – понятие, объединяющее современные правые, наиболее
реакционные движения, которые являются в политическом и идейном отношении
преемниками распущенных после второй мировой войны фашистских организаций.

Национализм – идеология и политика, а также психология в национальном
вопросе. Основа Н. – идеи национального превосходства и национальной
исключительности, трактовка нации как высшей внеисторической и
надклассовой формы общности. Используется с целью установления «классового
мира», раскола людей разных наций и стран.

Национал-социалистическая (рабочая) партия Германии – в 1919-45
фашистская партия, возглавлявшаяся (с 1921) Гитлером; выражала интересы
наиболее реакционных и агрессивных кругов монополистов, финансировавших ее.
С 1933 у власти; главное звено в системе фашистской диктатуры. После
разгрома германского фашизма во 2-ой мировой войне ликвидирована.

Расизм – совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют
положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о
решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об
исконном разделении людей на высшие и низшие расы , из которых первые якобы
являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а
вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены
на эксплуатацию. Выдвинув в середине 19 в. Первую расистскую концепцию
выдвинул француз граф Ж.А. Гобино. Граф в своем сочинении “Неравенство
человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и
низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-
совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино
считал франков - будущих французов. Особенно широкое влияние во II половине
19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях
непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-
дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую
борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.
Уже в эпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие
классы свершились навязать государственный шовинизм, представление о
цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п. В дальнейшем расизм
переплетается с мальтузианством и евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в
Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, Х. Чемберлен, О. Аммон в
Германии). Стал официальной идеологией фашизма.
Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм
проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и
осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения”
германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы”
нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и
подавление других народов.
Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов
других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был
расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное
превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве
“великой нации”, “нации колонизатора”.

Преступные расистские “идеи” распространялись не только в фашистских
странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о
запрещении браков между представителями различных рас. Такие законы были
приняты примерно в 30 штатах.
В настоящее время расистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи”
получают новое рождение по всему миру.

Шовинизм (франц. Chauvinism, от имени Н. Шовена, солдата, поклонника
завоевательной политики Наполеона 1) - крайняя агрессивная форма
национализма.

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во
враждебном отношении к евреям.

Данные понятия помогут далее разбираться в сложных системах
существования националистических, расистских, неофашистских и
патриотических организаций.


«БРИТОГОЛОВЫЕ» или «СКИНХЭДЫ» [SKINHEADS]

«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной
части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов.
Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было
порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли
волосы, чтобы не мешали в потасовках.
К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась
спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже
бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой.
Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами
футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами,
иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в
их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т.д. На
улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах,
скандирующие «Зиг, хайль!»
В 1977 г. стиль «скинхэдов» проник в США и эта организация, по сути,
пришла на смену ку-клукс-клану. Сначала появились негритянские,
латиноамериканские, еврейские «бритоголовые», многие из которых мирно
соседствовали друг с другом. Это было похожим на национальные объединения в
определенные общины.
Это братство дало трещину в 1986 г., когда в США попала пластинка
группы «Скрюдрайвер» (SCREWDRIVER), пропагандирующей превосходство белой
расы.
На сегодняшний день «бритоголовое братство», в своей общей массе,
представляют футбольные, реже хоккейные, фанаты. С 70-х годов осталась
неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки
националистического характера, джинсы на подтяжках (некое подобие
портупеи), армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки
(типа “GRINDERS” или “Dr.MARTENS”).
Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные
места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды
своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку.
Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их
обитания:
Очистим землю от цветных свиней!
WorldWide White Power!
Россия – для русских! Москва – для москвичей!
Каждому нигеру – веревку на шею!
Чурки – вон из России!
Adolph Hitler. Mein Kampf.
Let’s make Russia more clear.
У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший»
– продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины»
мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19
лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может быть избит
ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.
Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также
зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь,
которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди
начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22
до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации.
В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь
шла об арийцах.
В последнее время в среде учеников Канта, Ницше, и Геббельса появились
новые веяния. В рассуждениях о чистоте нации речь теперь идет обо всем
белом населении земли, т.е. движение «скинхэдс» приобретает мировые
масштабы.


ЕВРОПЕЙСКИЕ НЕОФАШИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Италия. После окончания 2-ой мировой войны бывшие итальянские фашисты
не захотели мириться с демократическим и социалистическим движением, решили
начать новую историю итальянского фашизма, способного снова оказаться у
власти.
В 1947 году появляется одна из крупных неофашистских организаций,
которая не зависела от мафии, “Movimento Sociale Italiano” или «Партия
Итальянского Социального Движения» (П.И.С.Д.). Сначала это была
организация, которая насчитывала не более 1000 членов, после объединения
нескольких националистических организаций и партий на основе П.И.С.Д. в
1973 году, стала самой влиятельной среди всего нац. движения Италии. После
объединения они получили еще одно название – «Национальные Правые Силы»
(Н.П.С.), что стало всеитальянским признанием партии.
До 1973 года Партия Итальянского Социального Движения прославилась
своими террористическими актами и хорошо организованной агитацией. Основные
столкновения происходили между П.И.С.Д. и коммунистическими движениями
Италии, террористические акты были направлены в сторону иммигрантов и
евреев.
После 1973 года Н.П.С. пробовала баллотироваться в итальянский
парламент, играя на патриотических чувствах граждан, и набрала около 5%
голосов. В 80-х годах Н.П.С. вступила в международное объединение
неофашистов – Мальмский Интернационал.
Н.П.С. в 1995 году опять меняет название своей организации, и теперь
называется “Allenza Nazionale”. Данные манипуляции с изменением названия
аргументируются с несоответствием партий идеям, но это всего лишь уловка во
избежание запрета партии на территории Италии.

Германия. Вторая Мировая война переменила сознание немцев. Это стало
частью самого страшного прошлого, которое не дает им и сейчас покоя. Но
истории свойственно делать виток и опять повторять прошлое с поправкой на
настоящее.
Проходит 19 лет после окончания войны 1939-45 гг. и уже опять в
Германии появляются последователи идей Гитлера. В 1964 г. появляется одна
из первых на территории Ф.Р.Г. неофашистских организаций, которая получила
название «Национал-демократическая партия Германии». Позже на основе
организации «Помощь Арестованным Нацистам», которая была составлена из
бывших фашистов, появились еще 2 крупные националистические организации –
«Германский Национальный Фронт» (“German Nationalistische Front”) и
«Германская Республиканская Партия» (“German Republicaner Partei” (REP)).
Все эти три организации являются организациями полу террористического
толка.
“Freiheitliche Deutche Arbeiterpartei” (“Свободная Немецкая Рабочая
Партия”) - самая опасная группа нацистов Германии, ведущих партизанский
образ сопротивления властям. Одна из самых многочисленных партий Германии и
Европы. Хорошо известна своими шествиями по улицам германских городов и
столкновениями с полицией. Имеет большое влияние в Мальмском Интернационале
и среди мировых неофашистских организаций.

Швеция. Даже в социалистической Швеции появились партии и организации,
которые являются одними из самых опасных и крупнейших. Самая известная и
агрессивная организация – «Белое Арийское Сопротивление» («Vitt Ariskt
Montstand» (V.A.M.)), под нажимом которой появился союз всех значимых
неофашистских, националистических и расистских в Европе – Мальмский
Интернационал.
V.A.M. состоит из больших и малых подразделений, действующих в разных
районах Швеции, Скандинавии, Германии, Италии, Австрии и в прочих странах
Европы.
Еще одна известная в Европе партия – «Демократическая Швеция» (“Sverige
Democraterna” (SD)) пытается прийти к власти в Швеции законным путем, но
сейчас она на грани запрещения и развала.

Австрия. Крупная и практически единственная неофашистская организация –
«Volkstreue AusserParlamentarische Opposition» (V.A.P.O.). Является
отошедшим от общего движения «Скинхэд» организацией, сохранившей в своей
символике символы и знаки «бритоголовых». Недавние выступления этой
организации в некоторых городах Австрии заставили очень серьезно отнестись
к проблеме неофашизма, набирающего ход, в стране. После нескольких
полицейских облав были арестованы руководители V.A.P.O., у которых были
изъяты оружие. V.A.P.O. готовились к насильственному захвату власти.

Венгрия. После падения «железного занавеса» в Венгрии появилось много
националистических течений. До определенного момента они были независимы
друг от друга и, тем более, от европейских организаций. С началом 90-х
ситуация стала меняться, и венгерские националисты оказались под угрозой
запрещения их организаций. Тогда им пришлось вступить в союз с другими
националистическими и неофашистскими Европы, и вступили в Мальмский
Интернационал.
Самыми известными организациями Венгрии являются «Национальное
нападение» (“Nationalr Offensive”) и «Венгерская Ассоциация Процветания»
(“Magyar Nepjoleti Szovetseg”).

МИРОВЫЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ И РАСИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

С.Ш.А. «Ку-клукс-клан» («Ku-Klux-Klan») – тайная расистская
террористическая организация в США; создана в 1865 для борьбы с
негритянским движением и прогрессивными организациями.

«Ку-клукс-клан» был создан в 1865 году, сразу после окончания войны
между Севером (капиталистическим) и рабовладельческим Югом. Впервые о ККК
узнали в городе Пьюласки, который до войны находился на Юге. Само движение
зарождается и располагается на территории бывшего рабовладельческого Юга,
где оставшиеся в меньшинстве крупные рабовладельцы пытаются вернуть свое
былое могущество. Членами ККК были бывшие офицеры армии Юга, которые были
не довольны сложившейся ситуацией, и продолжали эту войну в локальном
масштабе.
Название «Ку-клукс-клан» объясняется тем, что эти 3 слова напоминают
звук возведенного курка.
Обычно ку-клукс-клановцы проводили свои обряды ночью в местах обитания
негров. Они носят белые балахоны с капюшонами и прорезями для глаз, которые
напоминают о временах Священной Инквизиции и о частоте белой расы. Обычным
делом для членов ККК в настоящее время стали татуировки с крестом ККК или с
горящим христианским крестом.
Обряды «очищения белой территории от черного смрада» сопровождается
горением христианского креста, в знак неминуемой расправы или «кары
божьей».
Движение ККК пережило свои падения и взлеты, которые неразрывно связаны
с войнами и кризисами. Так возрождение мощного движения приходится на
окончание 1-ой мировой войны (1918г.), «Великую депрессию» – крупнейший
кризис с 1929 по 1932 год, окончание 2-ой мировой войны (1945-52 гг.),
мировой топливный кризис 70-х.
В настоящее время ККК теряет свою былую мощь и уступает место другим
расистским и националистическим движениям таким, как «SKINHEADS», «Обществу
Джона Бэрча» и др.

Ю.А.Р. В уникальной по этническому составу стране не могло не
возникнуть расовое движение. Белые, заняв все руководящие посты в Ю.А.Р.,
решили полностью выжить негров из страны, сделав ее белым пятном на карте
черной Африки.
В Ю.А.Р. действуют несколько расовых движений, как белых, так и черных.
Самым известным является «Африкандер Вирстандс Бевегинг» (“Afrikaner
Weerstands Beweging” (AWB))

РОССИЙСКИЕ НЕОФАШИСТСКИЕ И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Русское Национальное Единство (Р.Н.Е.). Появление данной организации в
России 90-х было обусловлено некоторыми факторами, при стечении которых это
стало вполне реально осуществимым.
После развала С.С.С.Р. в России стало появляться множество организаций
и объединений националистического и профашистского характера. Появление
Русского Национального Единства не было случайным. Воспоминания о войне в
Афганистане, бесконечные конфликты на Северном Кавказе, общество «Память»,
либерализм в свободе мышления и другие факторы оказывали влияние на людей,
которые были настроены неформально и сразу перестали воспринимать прошлую,
советскую идеологию. Резкая реакция на настроения в внутри страны привела
А. Баркашова и его соратников к созданию организации, военно-
патриотического союза молодежи, более похожего на воскресшее собрание
дивизии СС «Адольф Гитлер». Поставив перед собой цель создания подобной
организации, А. Баркашов знал, что по новым демократическим законам это
будет всего лишь невинной шалостью безработных, пэтэушников и ветеранов
войны в Афгане.
К 1994 году Р.Н.Е. открыла свои неофициальные представительства в
многих крупных городах России, принимая участие в местных выборах и занимая
места в местных парламентах и правительствах. Переняв идеи, форму и
символику (символом Р.Н.Е. является стилизованная правосторонняя свастика),
Александр Петрович Баркашов и его соратники переняли и форму действия и
функционирования партии, сделав ее неким подобием войск и формирований СС.
Так, например, в южных районах России Р.Н.Е. фактически уже заменило все
существовавшие ранее молодежные организации типа Д.О.С.А.А.Ф. и В.Л.К.С.М.
По утверждению руководства Р.Н.Е., сегодня официально зарегистрированы
32 организации. Своеобразные «филиалы» существуют на Украине, в Белоруссии,
Казахстане и Эстонии.
Во Владимире существует детская организация, куда принимают мальчиков
от 6 до 16 лет и обучают рукопашному бою. В Самаре существует юношеская
организация, обучающая прыжкам с парашюта, в Ставропольском крае Р.Н.Е.
полностью заменил Д.О.С.А.А.Ф.
Сами власти и органы правопорядка сотрудничают с «баркашовцами»
(патрулирование улиц и электричек в Воронеже и Подмосковье). По некоторым
данным, власти Костромы выделили помещение городской администрации для
проведения партийной конференции, во Владимире двое представителей Р.Н.Е.
входят в консультативный совет при губернаторе, в Твери городской комитет
по делам молодежи частично финансирует деятельность местного филиала.

Народная Национальная Партия (Н.Н.П). Н.Н.П. появилась вследствие
раскола единого национального движения Москвы и Московской области. Многие
члены Р.Н.Е., неофашисты и «скинхэды» образовали Н.Н.П. Насчитывает около
500 членов (в основном Москва) и издает газету «Я - Русский». Деятельность
не придается огласки, поэтому имеет небольшое количество членов и,
практически, не играет роли в нац. движении России.


ОБ 88. Самое крупное объединение «скинхэдов» России. Появилось в 1994
году. Объединяет «скинхэдов» Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга,
Самары, Владимира, Петрозаводска, Екатеринбурга, Тулы и др. Структура ОБ 88
напоминает организацию «скинхэдс» всего мира. Для поддержания единства и
бесконфликтности запрещается членам ОБ 88 вступать в какие- либо футбольные
(хоккейные и проч.) фанатские группировки. Известен факт столкновения ОБ 88
с некоторыми фан-группировками, как «RED-BLUE WARRIORS» и «BLUE-WHITE
DYNOMITE» в Москве и «NEVSKY FRONT» в Санкт-Петербурге. Также известны их
акции направленные против ресторанов «МакДональдс», которые они считают
«несут за собой полную американизацию русского народа».


Русская Национальная Партия (Р.Н.П.) является близнецом организации
Русское Национальное Единство после запрета Р.Н.Е. в Москве. Действует, в
основном, на территории Москвы. Организовалась в 1998 году.



Список литературы:


1. «Советский энциклопедический словарь» - Москва,1985
2. «Больной энциклопедический словарь» - Москва, 1956
3. Б.Д. Козенко, Г.Н. Севостьянов «История С.Ш.А.» - Самара 1994
4. «Военное искусство. Символика» - Москва, 1997
5. Журнал «Вне закона» - № 11 ноябрь 1998
6. Газета «Вне закона» - 1998
7. Газета «Русский порядок» - № 4-6 (35-37) 9-28 апреля 1996
8. Газета «Московский Комсомолец» - 1998
9. Газета «Аргументы и Факты» - 1989
10. Газета «Я - русский» - специальный номер № 13 июль 1998
11. Журнал «Ровесник» - №11 (ноябрь) 1996
12. Листовки Русского Национального Единства – 1998
13. Журнал «ULTRAS NEWS» - №6 1999
14. Журнал «ОБ 88»




Новинки рефератов ::

Реферат: Кадровая политика в бизнесе (Менеджмент)


Реферат: Олимпийские виды спорта. Лыжный спорт (Спорт)


Реферат: Логика и закономерность развития науки (Естествознание)


Реферат: Задачи и функции самоменеджмента (Менеджмент)


Реферат: Методы переоценки основных фондов. Значение переоценки (Бухгалтерский учет)


Реферат: М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" (Социология)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Сельское хозяйство)


Реферат: Закладка плодово-ягодного сада в Омском районе на 100 га (Ботаника)


Реферат: Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс. (Компьютеры)


Реферат: Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени (Литература)


Реферат: Религия Германии (Иностранные языки)


Реферат: Компьютерная психодиагностика (Психология)


Реферат: Действия на западном фронте (История)


Реферат: Гидро-климатические условия на космических снимках (Авиация)


Реферат: Мир аггадической литературы (Религия)


Реферат: География: 9 класс (Шпаргалка) (География)


Реферат: Конституции зарубежных стран (Право)


Реферат: Реактивные двигатели, устройство, принцип работы ( Космонавтика)


Реферат: Моя карьера (Менеджмент)


Реферат: Социология (Контрольная) (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист