GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления (Бухгалтерский учет)





Содержание:



Введение. 2
Возникновение аудита. 3
Необходимость аудита. 4
Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5
Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления. 7



Введение.
Возникновение аудита.
Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое
является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта
деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого
профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной
бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг,
сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих
высокой квалификации профессионального бухгалтера.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий»)
имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще
в XIX веке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто
непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,
менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту
финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им
бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со
стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.
Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что
отчетность, представленная администрацией, полностью отражает
действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности
финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались
специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было
доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала
не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым
требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г.
выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных
компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека
для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В Росси звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора
совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и
прокурора. Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах
бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству
аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная
потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все
страны начинают вводить обязательные требования к объему информации,
содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и
заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области
контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие
в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем
занимаются две профессиональные организации – бухгалтеров-экспертов, в
компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета,
становление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и
комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за
достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности
финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию
бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической
деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты
аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно
проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение
дальнейшей деятельности.


Необходимость аудита.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей
(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой
информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма
значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее
качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной
потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую
подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода
услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих
достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность
функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и
прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение
аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является
обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие
хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех
участников сделок получать и использовать финансувую информацию.
Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственник, и прежде всего коллективные собственники – акционеры,
пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в
том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия
законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни
доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в
услугах аудиторов.

Сущность аудита и аудиторской деятельности.
Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в
официальных нормативных документах, как международных, так и национальных,
другие определения даются специалистами в области аудита.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»
следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его
необходимость:
под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка,
осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом
выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной
инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется
следующими обстоятельствами:
1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее
заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и
собственниками имущества экономического субъекта, реальными и
потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и
общественностью в целом;
2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда
факторов, в частности применения оценочных значений и возможности
неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого,
достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически
ввиду возможной пристрастности ее составителей;
3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может
быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей
из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также
многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в
бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Российской Федерации:
Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских
организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской
отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью
установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,
действующим в Российской Федерации.
Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита:
аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором
финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении
правил, установленных законов.
Аудитом занимается аудитор – частное лицо или фирма, проводящие аудит
предприятия, - и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В
необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский
персонал, действующий на основании делегирования полномочий.
Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973г. опубликовал
Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров
(ААА), определяет и процесс, и цели аудита:
аудитором называется систематический процесс объективного сбора и
оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью
определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и
представление результатов проверки заинтересованным пользователям.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя
предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное
внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием,
и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил
почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские
структуры начали больше заниматься больше консультационной деятельностью,
чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.
Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности –
реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и
целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг –
возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические
показатели, качественные характеристики организационной структуры
управления, системы учета и контроля.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и
инициативный. Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц
независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также
любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица и зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей.
Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной
степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку
«добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по
видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому
успеху клиента.


Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления.
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны
готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству
(собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам
проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в
устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную
информацию.
Цель письменной информации – довести до руководства проверяемого
субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и
СВК[1], которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской
отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по
совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
экономического субъекта.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического
субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности,
которое должно выражать оценку аудиторской фирмы соответствия во всех
существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту,
регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Если
в результате проверки аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и
финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает
серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать
деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12
месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности
экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности
этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного
аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.
Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное,
условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить
во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического
субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за
отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующий бухгалтерский
учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении
обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы
обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов пассивов
экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его
деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего
бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает,
что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена
таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах
отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и
финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из
нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в
Российской Федерации.
Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении
означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не
может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных
настоящим порядком форме.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и
пользователям были очевидны его содержание и форма.
Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной,
аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность
экономического субъекта, которая подверглась аудиту.
Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об
аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого
аудиторской фирмой, включает в себя:
. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;
. юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме
лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок
действия лицензии;
. номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;
. номер расчетного счета аудиторской фирмы;
. фамилии, имена, отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;
Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором,
работающим самостоятельно, включает в себя:
. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;
. фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме
лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок
действия лицензии;
. номер регистрационного свидетельства аудитора;
номер банковского счета аудитора.
Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет
аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего
контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а
также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть включает в себя:
. название данной части;
. кому адресована аналитическая часть;
. наименование экономического субъекта;
. объект аудита;
. общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у
экономического субъекта;
. общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
. общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской
фирмой, озаглавливается так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого
аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».
Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему
функцию управления экономическим субъектом.
Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у
экономического субъекта включает в себя:
. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за
организацию и состояние внутреннего контроля;
. цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при
проведении аудита;
. общую оценку соответствия СВК масштабам и характеру деятельности
экономического субъекта.
Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и
отчетности экономического субъекта подразумевает:
. общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского
учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
. описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности.
Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно
включать:
. цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных
экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимых к
законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
. общую оценку соответствия во всех существенных отношениях финансово-
хозяйственных операций, совершенных экономическим субъектом,
применяемому законодательству;
. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за
несоблюдение применяемого законодательства Российской Федерации при
совершении финансово-хозяйственных операций.
Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля,
бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также
соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.
Итоговая часть аудиторского заключения содержит мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Итоговая часть включает в себя:
. название данной части;
. кому адресована аналитическая часть;
. наименование экономического субъекта;
. объект аудита;
. указание на нормативный акт, которому должна соответствовать
бухгалтерская отчетность;
. распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской
фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
. указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился
аудит;
. изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению
аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно
положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно,
их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;
. мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта;
. дату аудиторского заключения.
Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой,
озаглавливается так: «Заключение аудиторской фирмы», а выдаваемого
аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».
Итоговая часть адресуется учредителям (участникам) экономического
субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита; в ней
указывается нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в
РФ, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, с указанием
его полного официального наименования, наименования органа, издавшего
документ, даты издания документа и его номера (если таковой имеется), а
также нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
В итоговой части должно быть описано распределение ответственности
между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении
бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна
быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов
данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим
бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской
отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской
отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения.
Если аудиторское заключение составляется после представления
экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям
(участника), налоговым органам и др., то итоговая часть аудиторского
заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в
этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной.
Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления
скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий
полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой
отчетности.



Библиография:


А. Д. Шермет, В. П. Суйц «Аудит», М., Инфра-М 2002г.

Барышников Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”, М.,
1996г

-----------------------
[1] Система внутреннего контроля (СВК) – совокупность организаторской
структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического
субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения
хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные
внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку.





Реферат на тему: Несостоятельность предприятий. Анализ зарубежного и российского законодательств

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА



Курсовая работа
студента 4 курса 8 группы
Букина А.В.

Тема : “Несостоятельность предприятий. Анализ зарубежного и
российского законодательства”



Научный руководитель Попондопуло В.Ф.



Санкт-Петербург

1997
Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд
кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для
жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества. До 2 века нашей
эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на
обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как
сопутствующее явление коммерческой деятельности. Появление законодательства
о несостоятельности как таковой относят к середине 16 века. Первоначальные
правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Но даже самые
суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам не могли
предотвратить новых банкротств. К тому же, в страхе перед наказанием,
должник продолжал коммерческую деятельность, зачастую ухудшая положение
своих кредиторов, занимая и перезанимая.
Но уже в первой половине нашего века основной целью законодательства о
несостоятельности стало справедливое распределение имущества
добросовестного должника среди кредиторов, освобождение должника от долгов
и предоставление ему возможности начать все сначала.
В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало
сохранение предприятия-должника путем применения различных мер
реорганизационного характера.
Данная работа рассказывает об общих чертах и особенностях современного
зарубежного и дореволюционного законодательства Российской Империи о
несостоятельности, а также анализирует эти законодательства в сравнении с
действующим ныне на территории России.



ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПРАВА

ФРАНЦИЯ


До 1967 года процесс банкротства во Франции почти полностью сводился к
ликвидации предприятия - должника; все его средства шли на погашение
долгов. Закон о банкротстве 1967 года и последующий соответствующий Декрет
предусматривали возможность защиты предприятия и заключения соглашения с
кредиторами. Но практически эти возможности почти не использовались, и лишь
2-3 % разбирательств по данной категории дел в период действия Закона
1967 года разрешились компромиссом. Остальные дела закончились ликвидацией
должников.
В 1985 году во Франции был принят новый закон, касающийся
несостоятельности предприятий (закон № 85-98 “О конкурсном управлении,
ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий” от
25.01.1985, в дальнейшем - “Закон 1985 года”), предусматривающий бо’льшую
защиту предприятий, во многом обусловленную проблемой сохранения рабочих
мест.
По французскому законодательству, банкротом может быть признано как
физическое лицо, так и юридическое (“любой коммерсант, ремесленник, а также
любое юридическое лицо частного права”). Интересно, что в определении
субъектов несостоятельности физические лица упомянуты прежде, что, видимо,
зависит от исторических факторов. (В законодательстве дореволюционной
России при определении субъектов несостоятельности также в основном имели в
виду частных лиц, разъясняя в дальнейшем, что несостоятельным может быть
признано и юридическое лицо). Рассмотрением дел о несостоятельности
занимаются в основном коммерческие суды.
Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам
должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и в Англии, к тому же,
производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе
суда.
Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае,
когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма
неуплаченных долгов законодательством Франции (также как и в ФРГ) не
установлена.
При разбирательстве интересы должника и кредитора представляют разные
лица (по Закону 1967 года, назначался судом и контролировал ход
разбирательства один поверенный). Очевидно, что интересы должника и
кредиторов зачастую противоположны, и один человек не может одновременно
эффективно защищать их. Интересы должника представляет судебный
администратор. (В дальнейшем будет указано, что в определенных случаях
интересы должника могут представлять должностные лица предприятия-
должника.) Его основной задачей является сохранение производственных
возможностей предприятия. С этой целью он отвечает за управление
предприятием-должником в период судебных разбирательств, контролирует
дебиторскую задолженность, поддерживает хозяйственную деятельность
предприятия. Свои действия судебный администратор осуществляет согласуясь с
имущественным положением должника. Судебный администратор может
предоставить предприятие третьей стороне для арендного ведения дел и
использовать полученные от доходы для покрытия долга.
Представитель кредиторов защищает права и интересы лишь кредиторов
предприятия. Он составляет список кредиторов предприятия, включая иски
работников, анализирует деятельность предприятия и, исходя из результатов
деятельности, может просить суд дать распоряжение о прекращении этой
деятельности или расторжении соглашения об арендном управлении.
В зависимости от масштабов предприятия-должника Закон 1985 года
различает две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности -
обычную (общую) и упрощенную. Упрощенная процедура применяется к
предприятиям со штатом не более 50 человек и годовым оборотом не более 20
миллионов франков. К остальным предприятиям применяется общая процедура.
При упрощенной процедуре суд может не назначать судебного
администратора, а разрешить должнику самому представлять свои интересы,
сохраняя контроль над предприятием.
При принятии судом ходатайства и вынесении решения о возбуждении дела
о несостоятельности суд анализирует предшествовавшую деятельность
предприятия, определяя время, когда предприятие вступило в “стадию неуплаты
по задолженностям”. Период с установленного момента и до момента принятия
судом ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности именуется
“периодом подозрительности”. Установление этого периода имеет значение для
опротестования таких сделок предприятия, осуществленных в указанный период,
как дача закладной или права на удержание имущества, погашение заранее
долгов, безвозмездная передача имущества или передача его за неадекватную
стоимость. Такие сделки могут быть аннулированы по требованию судебного
администратора, представителя кредиторов или ликвидатора. Суд может также
признать недействительными передачи прав собственности, сделанные в
течение шести месяцев до начала прекращения выплат, если это нанесло ущерб
интересам кредиторов.
После принятия ходатайства и объявления о начале реабилитационного
процесса начинается “период наблюдения” - период оценки предприятия-
должника и вынесения решения о реорганизации или ликвидации предприятия.
Судебный администратор представляет план продолжения деятельности или
передачи предприятия-должника в аренду. Если планы продолжения деятельности
не считаются реалистичными, предприятие подлежит ликвидации.
При упрощенной процедуре период наблюдения длится от 15 до 30 дней, но
может быть продлен судом на период до 30 дней, в течение которого должен
быть подан соответствующий отчет, после чего дается время от 2 до 4 месяцев
с возможностью продления еще на 2 месяца для подготовки плана.
При общей процедуре период наблюдения длится до 6 месяцев с
возможностью его продления еще на 3 или 6 месяцев, и в исключительных
случаях еще на 6 месяцев после этого.
Во время периода наблюдения третьи лица могут внести предложения по
поводу покупки части предприятия-должника или целиком его. Каждое такое
предложение должно быть учтено при составлении плана реорганизации.
В течение периода наблюдения не может быть отчуждено никакое имущество
должника, кроме случаев обычного ведения деловых операций. Кроме того, в
указанный период не может быть уволен ни один работник предприятия-
должника, кроме исключительных случаев, когда данное увольнение жизненно
необходимо для сохранения предприятия.
Особое место занимает такая реорганизационная процедура как сдача
предприятия в аренду. Закон 1985 года установил, что арендные отношения к
предприятию должнику применяются лишь в случае исключительного значения
деятельности предприятия для жизнедеятельности региона. Установлен
максимальный срок аренды - 2 года, по истечении которых арендатор должен
выкупить предприятие. Если же арендатор не выкупает предприятие, уже против
него возбуждается производство по делу о банкротстве с целью взыскания
средств для погашения кредиторской задолженности предприятия.
В случае неуспешной реорганизации или даже при отсутствии или даже при
отсутствии реалистичного плана ее проведения, судом назначается “мандатный
ликвидатор”, изымающий и реализующий имущество предприятия. В большинстве
случаев ликвидатором становится лицо, представлявшее кредиторов.
При продаже имущества наиболее удачным представляется вариант продажи
предприятия как производственной единицы, а не по частям, при наибольшей
защите рабочих мест, с учетом, естественно, интересов кредиторов.
Иски кредиторов учитываются ликвидатором, который проверяет их и
определяет очередность их погашения. К предпочтительной категории относятся
обязательства по выплате заработной платы, уплате налогов и обеспечению
социальной защиты. После погашения указанных обязательств пропорционально
удовлетворяются и остальные требования.
Работники предприятия-должника, по Закону 1985 года, получили
“сверхприоритет” над остальными категориями кредиторов, им сохранена
заработная плата на период до 60 дней. Кроме того, по ходатайству кредитора
суд может установить внеочередной порядок покрытия долга.
Особое место при проведении процедуры банкротства занимает
представитель работников. В его обязанности входит работникам в заявлении
исков, защита этих исков при их оспаривании; суд должен учесть доводы
представителя работников по вопросам исполнения судебным администратором
его функций, одобрения реорганизационного плана, сокращения рабочих мест,
передачи имущества. При ликвидации предприятия-должника представитель
работников высказывает свое мнение по поводу продажи производственных
единиц. При несогласии с решением суда представитель работников может
подать на апелляцию.
ФРГ

Правовой основой рассмотрения дел о несостоятельности в Германии
является Конкурсный Устав 1877 года в редакции 1898 года, с учетом
изменений и дополнений, внесенных принятыми с того времени более чем 20
законами по данному вопросу. Также имеет значение закон о мировых сделках,
широко применяемых в делах данной категории.
Дело о несостоятельности в ФРГ может быть открыто в отношении любого
лица, независимо от осуществления им предпринимательской деятельности,
оказавшегося неспособным платить долги. Как уже говорилось, для возбуждения
судом производства по делу о несостоятельности в ФРГ необходим лишь факт
неплатежей, без определения минимальной суммы задолженности. Дела данной
категории рассматривают все гражданские суды.
Собрание кредиторов, по законодательству ФРГ и Франции, созывается
после вынесения решения суда, признающего должника несостоятельным.
Практика показывает, что ликвидация предприятий обычно связана со
значительными потерями для кредиторов, акционеров и государства, которые не
компенсируются продажей имущества соответствующей фирмы. Поэтому обычно
кредиторы, особенно если ими являются банки или иные кредитные учреждения,
определяют дальнейшие действия в отношении предприятия-должника еще на
начальной стадии неплатежей. При этом возможные варианты рассматриваются в
такой последовательности:
1 - возможность сохранения предприятия и урегулирования задолженности;
2 - добровольная ликвидация предприятия;
3 - принудительная ликвидация по решению суда.
При установлении факта кризисной ситуации на предприятии лицами,
уполномоченными кредиторами, проводится первичный анализ состояния
предприятия с выявлением основных его проблем. Проводится комплекс мер,
направленных на повышение ликвидности предприятия, таких как снижение
издержек, запасов нереализованной продукции, назначение “кризисного
управляющего” для хозяйственной и финансовой стабилизации предприятия.
По принятии первоочередных мер создается комитет по реструктуризации
предприятия, состоящий из специалистов в различных отраслях хозяйственной
деятельности, проводящий детальный анализ состояния предприятия и
выдвигающий предложения по дальнейшей судьбе предприятия. Решающим
критерием является качество продукции, рыночный спрос на нее, экономичность
производства и другие “реально-экономические” параметры.
Если положение безнадежно - кредитные отношения с должником
разрываются и инициируются процедуры по признанию предприятия
несостоятельным в судебном порядке.
При принятии решения о возможности восстановления платежеспособности
предприятия разрабатывается дальнейший план, сопровождающийся, как правило,
уступками со стороны кредиторов в виде частичного отказа от требований,
которые могут быть переоформлены в ссуды на новых условиях.
Реструктуризация предприятия проводится путем изменения его
организационной и производственной структуры с целью приспособления к
изменяющимся рыночным условиям, концентрации усилий предприятия на развитии
тех сфер деятельности, которые приносят предприятию основную часть прибыли.
При рассмотрении дела о несостоятельности в суде и при установлении
факта неплатежеспособности должника существует два варианта развития
событий - заключение мировой сделки между должником и кредиторами
относительно выплаты долгов или процедура конкурсного производства.
Конкурсное производство представляет собой раздел в пользу кредиторов
имущества должника. Имуществом должника распоряжается назначаемый судом
управляющий конкурсной массой, определяющий состав этой массы, дающий ей
денежную оценку, реализующий ее и распределяющий полученные средства между
кредиторами. Вне очереди удовлетворяются требования залоговых кредиторов.
Из остального имущества сперва удовлетворяются требования массовых
кредиторов и возмещаются издержки по процедуре банкротства. Затем
возмещаются задолженности по заработной плате, по налогам, требования
поставщиков, банков и иных кредиторов, не имеющих обеспечения по ссудам.
По окончании конкурсного производства в ФРГ, так же как и во Франции,
прекращаются все процессуальные действия в отношении имущества должника в
связи с объявлением его несостоятельным, прекращают свое существование
органы конкурсного управления, должник вновь приобретает право управления
имуществом, не реализованным во время конкурсного производства, кредиторы
получают право самостоятельного взыскания по долгам в части, не покрытой в
процессе конкурсного производства. Таким образом, в указанных странах
освобождение от долгов как результат конкурсного производства отсутствует.



НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ С АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРАВА

АНГЛИЯ, США

Общие положения о несостоятельности регулируются в Англии законом о
неплатежеспособности 1986 года (в дальнейшем - закон 1986 года), а в США -
законом о банкротстве 1979 года, с последующими изменениями (в дальнейшем -
закон 1979 года). Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными
почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением.
Так, в Англии, по закону 1986 года могут быть признаны несостоятельными
физические лица и компании, за исключением страховых компаний, которые
создаются, функционируют и ликвидируются в соответствии с законом о
страховых компаниях 1982 года, а также банков и иных банковских институтов,
правовое положение которых регламентируется законом о банках 1979 года. В
США, в соответствии с законом 1979 года могут быть признаны банкротами
физические лица, товарищества и корпорации. Исключение составляют страховые
и банковские корпорации, а также строительные и кредитные учреждения и
союзы, подчиняющиеся специальному законодательству.
Дела о признании несостоятельными в Англии и США рассматривают
специальные суды. Заявление ходатайства в суд должником и кредиторами
допускается лишь при превышении задолженности установленного размера. В
Англии суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если
нарушены интересы общественные или того требуют интересы кредиторов, или
компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.
В Англии, в случае установления факта неплатежеспособности должника
-юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как
добровольное урегулирование долгов (вид мировой сделки), администрирование
доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является
ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного
урегулирования долгов или конкурсное производство.
При процедуре добровольного урегулирования долгов куратор созывает
собрание кредиторов и учредителей компании и предлагает собранию план
урегулирования долгов на утверждение. При утверждении плана куратор
приобретает статус “супервайзера” (superviser), осуществляющего надзор за
соблюдением утвержденного плана. Кстати, в Англии и США собрание кредиторов
созывается не после вынесения судом решения о признании должника
несостоятельным, как в ФРГ и Франции, а после принятия ходатайства о
возбуждении дела о несостоятельности к производству.
Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним
управлением. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет
контроль за деятельностью компании и ее доходами.
В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:
- реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата
дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его
стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для
проведения реорганизации временного управляющего;
- ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным
управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему;
- меры, предусмотренные специальными нормативными актами - по
отношению к должникам, не попадающим в сферу действия закона 1979 года.
С завершением конкурсного производства в Англии и США должник
освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по
алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.) Освобождение от долгов в
процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц.
Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного
производства.



ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Устав Судопроизводства Торгового (в дальнейшем - УСТ) рассматривал в
основном несостоятельность физических лиц, признавая, что “не только
физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным”.
Несостоятельностью признавалось такое положение дел, “когда кто-либо не
имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки,
что долги его неоплатны, то есть всего имущества его для полной уплаты
будет недостаточно” (ст. 386 УСТ).
До начала производства по делу о несостоятельности кредиторы могли
просить Биржевой Комитет или коммерческий суд разрешить вопрос о назначении
администрации для управления делами должника. (В данном случае термин
“администрация” употребляется в двух значениях - как вид реорганизационной
процедуры и как совокупность администраторов, управляющих делами должника.
Аналогично в нормах УСТ употребляется и выражение “Конкурсное Управление” -
как определенный вид процедуры и как “присутственное место”, разрешающее
вопросы в связи с несостоятельностью должника). Решение Биржевого Комитета
по данному вопросу утверждалось судом. В дальнейшем, администрация либо
приводила к нормализации финансового состояния должника, либо отменялась
ввиду явной невозможности выправить дела должника по требованию не менее
2/3 кредиторов или самих администраторов.
Несостоятельность объявлялась должником или признавалась по состоянию
имущества судом.
Суд совершал первичные действия достаточно быстро - призывая должника
и, выслушав его объяснения относительно неуплаты им долгов и возможности их
возмещения в ближайшее время, не находя объяснения достоверными в тот же
день выносил определение, признавая должника несостоятельным и, как
правило, заключая его под стражу. Заключения под стражу могло и не
последовать, если несостоятельность признавалась судом “несчастной”.
УСТ разделял случаи несостоятельности на 3 категории:
несостоятельность несчастная, неосторожная и подложная. Общим случаем
несостоятельности являлась несостоятельность неосторожная. Для признания
несостоятельности несчастной или подложной необходимо было доказать наличие
определенных обстоятельств.
Несостоятельность несчастная - “когда должник будет приведен в
неплатежность не собственною виною, но стечением обстоятельств, коих род и
свойство определены в законе” (УСТ). Обстоятельствами такими являлись
“наводнение, пожар, от последствий которого невозможно было предохранить
имущество посредством застрахования, неприятельское вторжение, нечаянный
упадок кредиторов” и иные обстоятельства, признанные судом в качестве
доказательства несчастной несостоятельности. Правительствующий Сенат не
признал в качестве доказательств несчастной несостоятельности неисправность
дебиторов, конкуренцию, недобросовестность агентов, колебание рыночных цен
на товар, злоупотребление доверием со стороны поверенного, аварию груза,
болезнь, потребовавшую значительных расходов на лечение и отвлекшую от
наблюдения за торговлей. Как мы видим, подход был достаточно жестким, и
несостоятельность признавалась несчастной лишь в самых крайних случаях.
Несостоятельность неосторожная - “когда неплатежность последует от
вины должника, но без умысла и подлога”. Как доказательства неосторожной
вины рассматривались: кредитование на большие суммы незадолго до
несостоятельности при ничтожности дивиденда конкурсной массы, неведение
торговых книг, неуказание должником всех своих кредиторов, неудачный выбор
управляющих, неопытность должника в предпринятом деле, пожар при
недоказанности убытков от него, неприведение отчета в употреблении занятых
денег.
Несостоятельность подложная - “когда неоплатность соединена с умыслом
или подлогом”. Подложная несостоятельность являлась уголовным
преступлением, и если суд решал, что имела место именно несостоятельность
подложная, то по окончании рассмотрения дела в коммерческом суде оно
передавалось в сферу уголовного судопроизводства. Как улики в подложной
несостоятельности рассматривались: умолчание или ложное показание о своем
имуществе; сокрытие своего имущества безвозмездной его передачей или
приобретением его на чужое имя, или иным способом; выдача или признание
обязательства по долгу, полностью или частично вымышленному; сокрытие,
уничтожение или изменение своих торговых книг.
Неосторожная несостоятельность являлась общим случаем
несостоятельности. Для признания подложной или несчастной несостоятельности
суду требовалось опираться на доказательства определенных обстоятельств.
Долги, срок взыскания которых еще не наступил, считались подлежащими
взысканию с момента вступления в силу определения суда о признании должника
несостоятельным. О несостоятельности должника делалось три публикации в
трех подряд выпусках Ведомостей Санкт-Петербурга и Москвы и Сенатских
объявлениях, на русском и немецком языках. Такие же объявления вывешивались
на бирже и в суде. С этого момента запрещалась продажа и залог имущества
должника. Все иски к должнику подавались в суд, ведущий дело о
несостоятельности, в следующие сроки: кредиторы, проживающие или
находящиеся в том же населенном пункте должны были представить свои
требования в течение 2 недель; находящиеся в других местах Российской
Империи - в течение 4 месяцев; пребывающие за границей - не позже 1 года.
В течение 3 дней созывались в суд кредиторы, пребывающие в городе (
наличные кредиторы - являвшиеся лично), и в их присутствии несостоятельный
должник приводился к присяге, обещая полностью открыть свое имущество, а
при утаивании любой его части отвечать за подложную несостоятельность,
после чего кредиторы, должник и судебный чиновник отправлялись в место
жительства или контору должника для описи имущества. Из всех сведений
(описи, документов должника, показаний и требований кредиторов и т.д.)
составлялся счет долгов и имущества.
После описи имущества судебный чиновник (Присяжный Попечитель) и
наличные кредиторы принимали на себя управление имуществом должника, при
необходимости определяя и выделяя часть доходов на содержание семьи
должника.
При выявлении большинства кредиторов (по сумме долгов) Присяжный
Попечитель назначал собрание наличных кредиторов для выборов органов
Конкурсного Управления - кураторов имущества и председателя и учреждения
конкурсного управления. (Здесь и далее “конкурсное управление” означает
процедуру, а “Конкурсное Управление” - орган, проводящий данную процедуру).
Конкурсное Управление представляло собой “нижнюю степень коммерческого
суда”, ведущую делопроизводство, бывшее до этого в суде, принимающую все
ходатайства по делу о несостоятельности. Конкурсное Управление не
учреждалось при наличии менее трех наличных кредиторов - в таких случаях
его функции выполнялись судом.
Конкурсное Управление находилось под контролем суда, имевшего право
требовать предоставления сведений о ведении конкурса, высылать комиссию для
ревизии деятельности Конкурсного Управления. Суд выдавал Конкурсному
Управлению два прошнурованных журнала, один - для учета доходов и расходов
в связи с производством по делу о несостоятельности, сдаваемый в суд каждый
год, и второй - для описания всех действий Конкурсного Управления. По
истечении восемнадцати месяцев со времени первой публикации о
несостоятельности должника суд обязан был потребовать от Конкурсного
Управления объяснений, по каким причинам конкурсное управление еще не
завершено, и принять все меры для скорейшего завершения конкурса.
Собрав конкурсную массу, подсчитав и распределив ее по разрядам
кредиторов согласно требованиям УСТ, Конкурсное Управление составляло
заключение о причинах несостоятельности и определении ее рода, после чего
объявляло о собрании кредиторов, на котором представляло подробный отчет о
своих действиях, общий счет имущества и долгов, примерный расчет
удовлетворения претензий и заключение о причинах несостоятельности. По
указанным отчетам собрание принимало решение, оставляя дела, законченные
Конкурсным Управлением, в силе или утверждая в них необходимые изменения.
Также, с учетом мнения Конкурсного Управления о виде несостоятельности,
кредиторы должны были решить вопрос о дальнейшем нахождении под стражей
должника. При несчастной несостоятельности он должен был быть немедленно
освобожден, при несостоятельности неосторожной кредиторы могли определить
срок его содержания под стражей от 8 до 16 месяцев, в случае же подложной
несостоятельности дело рассматривалось судом по уголовным делам, и
наказанием за такое преступление являлась для торговцев ссылка на
поселение, а для остальных - лишение свободы на срок от 1,5 до 2,5 лет.
Также кредиторы должны были решить вопрос о дополнительном вознаграждении
лиц, осуществлявших Конкурсное Управление, так как хотя УСТ и определял
минимальное вознаграждение кураторам и председателю в размере 2% от
собранной конкурсной массы, но уточнял, что кредиторы могут увеличить
данное вознаграждение, если сочтут работу Конкурсного Управления достойной.

Все постановления собрания кредиторов с утверждения суда приводились в
исполнение.



“БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ” - ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


Законодательными актами, регулирующими несостоятельность в Республике
Казахстан, являются Общая Часть Гражданского Кодекса Республики Казахстан
(в дальнейшем - ГК РК), принятая 27 декабря 1994 года и вступившая в силу с
01 марта 1995 года, а также Указ Президента РК “О банкротстве” (в
дальнейшем - Указ о банкротстве), подписанный 07 апреля 1995 года. Ранее
данные отношения регулировались законом “О банкротстве”, принятым 14 января
1992 года. На практике указанный закон применялся достаточно мало.
Указ о банкротстве предлагает следующую формулировку банкротства:
“Банкротство - устойчивая неспособность индивидуального предпринимателя или
юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить
налоговые и иные обязательные платежи вследствие превышения пассивов
должника над его активами.”
Сравнение данного определения с нормами ГК РК позволяет сделать вывод
о невозможности прямого толкования данного определения. Так, например,
исходя из смысла определения, для признания предприятия банкротом
необходимо одновременное наличие задолженности кредиторам и по уплате
обязательных платежей. Но, учитывая нормы ГК РК, дело о банкротстве по иску
кредитора может быть возбуждено даже при приостановлении платежей должником
хотя бы по одному из своих обязательств в течение трех месяцев со дня
наступления срока платежа.
Также, Указ о банкротстве косвенно указывает, что банкротом может быть
признано любое юридическое лицо. Но ГК РК предусматривает, что такие
юридические лица как учреждения и казенные предприятия отвечают по своим
обязательствам не всем закрепленным за ними имуществом, а лишь находящимися
в их распоряжении денежными средствами. Таким образом, при недостаточности
у такого юридического лица средств для удовлетворения обязательств вопрос
может ставиться лишь о возложении ответственности на собственника, а не о
признании юридического лица банкротом.
Определение банкротства не дает указаний на определенный срок, в
течение которого должны отсутствовать платежи по обязательствам. Но
дальнейшее изучение текста Указа о банкротстве позволяет сделать вывод о
минимальном сроке в три месяца, так как по нормам указа, кредитор,
обращаясь в суд, должен представить доказательства отсутствия платежей в
течение 3 месяцев.
Дело о банкротстве рассматривается судом, и только судом должник может
быть признан банкротом. В течение одного месяца со дня подготовки дела к
судебному разбирательству суд должен принять решение либо о признании
должника состоятельным (в случае выявления реальной возможности
удовлетворения требований кредиторов или заключения мирового соглашения),
либо о признании должника банкротом и ликвидации его, либо вынести
определение о приостановлении производства по делу и проведении
реорганизационных процедур.
Реорганизационными процедурами, применяемыми к несостоятельному
должнику, являются внешнее управление и санация. Возможно применение как
одной из них, так и обеих одновременно. На проведение внешнего управления
требуется согласие более 50% кредиторов (по сумме долгов). Для проведения
санации согласия кредиторов не требуется.
Внешнее управление осуществляется доверенным управляющим,
разрабатывающим план внешнего управления и организующим его выполнение.
Внешнее управление назначается на период до 18 месяцев, но может быть
продлено судом еще на 6 месяцев. На период проведения внешнего управления
устанавливается мораторий на требования кредиторов. Внешнее управление
прекращается по истечении установленного срока или по ходатайству
доверенного управляющего, убедившегося в невозможности восстановления
платежеспособности должника.
Санацию проводят собственник предприятия или кредиторы. Санацию может
провести также любое третье лицо или третьи лица с согласия собственника
предприятия. При поступлении в суд ходатайства о проведении санации, суд
анализирует представленные материалы, проводит конкурс лиц, желающих
участвовать в санации и объявляет лицо, которое будет проводить санацию,
одновременно утверждая план проведения санации и соглашение между ее
участниками. Также суд осуществляет контроль за проведением санации.
Продолжительность санации устанавливается на срок до 18 месяцев, и может
быть продлена судом, но не более чем на 6 месяцев. За первые 12 месяцев
санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований.
Санация прекращается по достижении цели санации; окончании установленного
срока санации; невыполнения требований соглашения о проведении санации;
установления неэффективности санации.
Ликвидационное производство объявляется судом, который сообщает об
этом органу, осуществляющему государственную регистрацию субъектов
хозяйственной деятельности и назначает ликвидационную комиссию.
Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и сроки проведения
ликвидации, проводит инвентаризацию имущества и его оценку, учет долгов и
проводит конкурс по продаже имущества должника. Вырученные средства
распределяются среди кредиторов в такой же очередности, что установлена ст.
64 ГК РФ.



ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ О
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ

Термины “несостоятельность” и “банкротство” в разных странах
употребляются в разных значениях. В большинстве стран банкротство является
частным случаем несостоятельности, криминальным ее видом. Так, УСТ различал
три вида несостоятельности - несчастную, неосторожную и подложную (см. стр.
) Неосторожная несостоятельность именовалась также простым банкротством, а
подложная - злостным. Наказание за простое банкротство определялось
кредиторами в виде заключения на срок от 8 до 16 месяцев, а случаи
злостного банкротства подлежали рассмотрению в порядке уголовного
судопроизводства.
В ФРГ рассматривают три вида банкротства - простое, злостное и особо
тяжкий случай банкротства. В случае простого банкротства должник по
собственной небрежности не знает о приближении или наступлении банкротства
или легкомысленно вызывает его своими действиями. Наказание за данное
преступление - штраф или лишение свободы на срок до двух лет. Злостным
банкротство будет признано в тех случаях, когда в условиях чрезмерной
обремененности долгами лицо прячет, уничтожает составные части имущества,
которые в случае распродажи подлежат отчуждению в пользу кредиторов, либо
заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки, продает
товары по явно заниженной цене, а также скрывает права других лиц или
признает заведомо вымышленные права. Наказанием в таких случаях является
лишение свободы на срок до 5 лет и штраф. Особо тяжким случаем банкротства
признаются действия виновного лица в своекорыстных интересах или
сознательное создание для многих лиц угрозы разорения, утрата доверенных
ему имущественных ценностей. Указанные деяния наказываются лишением свободы
на срок до 10 лет.
Уголовный Кодекс РФ, определяющий как преступления фиктивное и
преднамеренное банкротство, также употребляет термин “банкротство”, а не
“фиктивная несостоятельность” или “преднамеренная несостоятельность”.
С другой стороны, как уже говорилось, такие страны как США и
Республика Казахстан в своих правовых актах обозначают термином
“банкротство” все случаи несостоятельности.
По нашему мнению, употребление двойного термина в законе “О
несостоятельности (банкротстве) предприятий” не следует считать “заслугой
законодателя, объединившего термины”. (П. Баренбойм) Законодатель
употребляет эти термины не как синонимы, а именно в таком сочетании.
Сложно отдать предпочтение употреблению какого-либо одного термина, так
как, с одной стороны, слово “банкротство” употребляется наиболее часто, с
другой же стороны, следует учитывать, что означает оно именно криминальную
несостоятельность. Но в любом случае игра слов - синонимов не приемлема в
текстах законов.
Органом, принимающим решение о признании должника несостоятельным,
является только суд (специализированный или общей юрисдикции). Некоторыми
авторами высказывались мнения, что в Российской Федерации фактически могут
принять решение о несостоятельности и другие органы - Центральный Банк РФ в
отношении коммерческих банков и Федеральное Управление по делам о
несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий.
Следует учесть, что единственной законной инстанцией, принимающей решение
по данному вопросу, является арбитражный суд, и ни отзыв лицензии у
коммерческого банка, ни составление ФУДН заключения о неудовлетворительной
структуре баланса предприятия (государственного или частного) не является
окончательным признанием его несостоятельности. Автор мало знаком с
российской практикой рассмотрения дел о несостоятельности банков, но в
отношении весомости заключения ФУДН можно привести в пример дело

Новинки рефератов ::

Реферат: Світова продовольча проблема (Международные отношения)


Реферат: Ежи (Биология)


Реферат: Общие сведения о языке программирования Qbasic (Компьютеры)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Постановка лабораторной работы на ПЭВМ по исследованию утечки газа в аварийных режимах (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Тенденции развития программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Новейшая мировая история. Периодизация 1945-2000 (История)


Реферат: Компьютеры SPARC-архитектуры (Программирование)


Реферат: Наблюдение за ресурсами, пользователями ОС UNIX. Передача сообщений. Управление ресурсами (Информатика)


Реферат: Алкалоиды рода Carex на Европейском северо-востоке России (Химия)


Реферат: Финансы и торговля в Древнем Египте (История)


Реферат: Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 гг. (История)


Реферат: Биография Marilyn Manson (Музыка)


Реферат: Социологические взгляды К. Маркса и его роль в развитие социологии (Социология)


Реферат: БУДДА: Победить самого себя (Религия)


Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)


Реферат: Культура России 9 - 20 вв. (История)


Реферат: База данных - Бактериологическая испытательная лаборатория Боханского района (Программирование)


Реферат: Билеты по философии (Философия)


Реферат: Влияние инфляции на бух учет в отечественной и зарубежной практике (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист