|
Реферат: Высший Арбитражный суд (Право)
СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему:
1. Высший арбитражный суд Украины порядок его создания, состав и полномочия. 2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.
КИЕВ - 2001
ПЛАН.
I. Высший арбитражный суд Украины, порядок его создания, состав и полномочия. 1. Назначение арбитражных судов Украины. 2. Состав и порядок создания Высшего арбитражного суда Украины. 3. Полномочия Высшего арбитражного суда Украины. II. Основные направления деятельности органов внутренних дел. 1. Задачи органов внутренних дел. 2. Основные функции деятельности органов внутренних дел. 3. Охрана общественного порядка, как основное направление деятельности органов внутренних дел. 4. Системе органов внутренних дел.
1. Высший арбитражный суд Украины, порядок его создания, состав и полномочия.
Кардинальные изменения в экономической жизни страны вначале 90-х годов, отказ от государственной монополии на способы производства, правовое закрепление равности всех форм собственности, развитие новых субъектов предпринимательской деятельности, создали необходимость пересмотра принципов и методов разрешения хозяйственных споров между предприятиями, организациями, субъектами хозяйствования, а также в предусмотренных законодательством случаях их споров с органами власти и управления. Задачи по рассмотрению хозяйственных споров возложены на систему арбитражных судов Украины. Арбитражный суд Украины действует на основании Конституции Украины, закона Украины «Про арбитражный суд», арбитражного процессуального кодекса и других законодательных актов Украины, международных договоров. На арбитражный суд возложены полномочия по рассмотрению дел по исковым заявлениям юридических лиц (в т.ч. иностранных), граждан-предпринимателей, государственных и других органов, а также прокуроров (их заместителей) которые обращаются в интересах государства. В Украине система арбитражных судов состоит из Высшего арбитражного суда, арбитражного суда Автономной Республики Крым, арбитражных судов областей, городов Киева и Севастополя. Высший арбитражный суд Украины является высшим органом в разрешении хозяйственных споров и осуществлении надзора относительно принимаемых решений, определений, постановлений нижестоящих арбитражных судов Украины и контроля за их деятельностью (ст.10 Закона Украины «Про арбитражный суд»). В состав Высшего арбитражного суда входит Председатель, первый заместитель Председателя, заместители председателя, а также судьи Высший арбитражный суд действует в составе: - Пленума Высшего арбитражного суда; - Президиума Высшего арбитражного суда; - Судебных коллегий по рассмотрению споров и пересмотру решений, определений и постановлений. Председателя Высшего арбитражного суда назначает Верховная Рада Украины по представлению Председателя Верховной Рады бессрочно. Заместителей Председателя Высшего арбитражного суда, председателей арбитражных судов, их заместителей и судей назначает Верховная Рада Украины по представлению Председателя Высшего арбитражного суда бессрочно. В соответствии с законом Украины «Про арбитражный суд» от 04.06.1991г. Высший арбитражный суд Украины уполномочен: - Разрешать хозяйственные споры, отнесенные к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Украины, другими законодательными актами Украины, межгосударственными договорами и соглашениями; может в рамках подведомственности арбитражных судов Украины принять к своему рассмотрение любой хозяйственный спор; - Пересматривать в порядке надзора определения, постановления Высшего арбитражного суда, арбитражного суда автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. - Изучать и обобщать практику применения законодательства, обеспечивать единообразие практики, анализировать статистику разрешения хозяйственных споров; давать разъяснения арбитражным судам по вопросам практики применения законодательства, регулирующего отношения в хозяйственной сфере и порядок разрешения хозяйственных споров. Разъяснения Высшего арбитражного суда обязательны для судей и участников хозяйственных правоотношений, применяющих законодательство, по которому дано такое разъяснение; - Вести работу по предупреждению правонарушений в сфере хозяйственных правоотношений; - Осуществлять организационное руководство арбитражными судами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности этих судов, проверяет и распространяет положительный опыт их работы; - Обеспечивать подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации работников арбитражных судов, осуществлять работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, нормативному обеспечению, ведению статистического учета. Высший Арбитражный суд имеет право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины. В соответствии со статьей 13 закона Украины «Про арбитражный суд» Председатель Высшего арбитражного суда обладает следующими полномочиями: - Организовывает деятельность Высшего арбитражного суда и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на него, издает в пределах своей компетенции приказы и другие акты, назначать и увольнять с должности работников аппарата Высшего арбитражного суда, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на председателей и судей нижестоящих арбитражных судов, а также работников аппарата Высшего арбитражного суда. - Осуществляет организационное руководство работой арбитражных судов Украины. - Распределяет обязанности между своими заместителями и судьями Высшего арбитражного суда. - Утверждает структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание суда, положение о его структурных подразделениях. - Вносит в Верховную Раду Украины представления о: . назначении заместителей Председателя и судей Высшего арбитражного суда; председателей, их заместителей и судей арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. . Утверждении состава Президиума Высшего арбитражного суда. . Установлении численности судей и иных работников Высшего арбитражного суда, арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя . толковании законов Украины. -Обеспечивает подготовку материалов по вопросам подлежащих рассмотрению на президиуме и пленуме Высшего арбитражного суда, вносит на рассмотрение эти вопросы, созывает президиум и пленум, председательствует на их заседаниях. -Может принять к своему производству, в порядке подведомственности, разрешение хозяйственного спора и пересмотреть решения, определения, постановления в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом -Вносит в президиум Высшего арбитражного суда протесты на решения, определения, постановления, принятые заместителями Председателя Высшего арбитражного суда или в заседаниях под их председательством. -Вносит в пленум Высшего арбитражного суда протесты на постановления, принятые президиумом Высшего арбитражного суда. Заместитель Председателя Высшего арбитражного суда:
- Является председателем судебной коллегии Высшего арбитражного суда. - Может принять к своему производству, в пределах подведомственности, разрешение хозяйственного спора в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом, и пересмотреть решение, определение, постановление по делу. - Осуществляет, в соответствии с распределением обязанностей, руководство работой структурных подразделений аппарата Высшего арбитражного суда. Пленум Высшего арбитражного суда действует в составе: Председателя Высшего арбитражного суда, его заместителей, судей Высшего арбитражного суда, а также председателей арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. В работе пленума принимает участие Генеральный прокурор Украины или его заместитель. Созыв пленума происходит не менее двух раз в год. О времени созыва члены пленума уведомляются не позднее пятнадцати дней до заседания. В этот же срок направляются и вопросы, выносимые на рассмотрение пленума. Заседание пленума правомочно только при присутствии не менее двух третей от числа заседателей. Пленум принимает свои постановления открытым голосованием большинством голосов его участников и подписывается председательствующим на заседании. В работе пленума должен принимать участие Генеральный прокурор или его заместитель. К полномочиям пленума Высшего арбитражного суда следует отнести решение важных вопросов деятельности арбитражных судов Украины. Он заслушивает доклады председателей арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя о выполнении возложенных на них задач в использовании ими законодательства. Пленум также рассматривает материалы обобщения арбитражной практики и статистики и дает разъяснения, обязательные для органов разрешающих хозяйственные споры, а также предприятий, организаций, государственных и других органов, должностных лиц. Пленум принимает решения по заключениям Конституционного Суда о соответствии разъяснений пленума Высшего арбитражного суда Конституции Украины. Пересматривает по протесту Председателя Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора постановления президиума этого суда по хозяйственным спорам. Избирает квалификационную коллегию, для проведения аттестации судей арбитражных судов, также рассматривает другие вопросы совершенствования правового регулирования хозяйственных отношений, выносимые президиумом или членами пленума. Президиум Высшего арбитражного суда образуется в составе: Председателя Высшего арбитражного суда (председательствующий), заместителей председателя по должности и нескольких судей. Состав президиума утверждается Верховной Радой Украины по представлению Председателя Высшего арбитражного суда. Заседания президиума считаются правомочными при присутствии не менее двух третей его членов. Решения президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов и подписываются председательствующим на заседании. Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц. Президиум Высшего арбитражного суда полномочен:
- Решать вопросы организации и деятельности, подбора кадров арбитражных судов Украины. - Заслушивать сообщения председателей арбитражных судов АРК, областей, городов Киева и Севастополя, судей этих судов и отчеты руководителей структурных подразделений Высшего арбитражного суда. - Пересматривать, по протесту Председателя Высшего арбитражного суда и Генерального прокурора или его заместителя в порядке надзора решения, определения, постановления, принятые Высшим арбитражным судом и пересматривать по вновь отрывшимся обстоятельствам дела, постановления по которым были приняты самим президиумом Высшего арбитражного суда. - Рассматривать материалы обобщения практики и анализа статистики, в период между заседаниями пленума, давать разъяснения по практике применения законодательства Украины, регулирующего отношения в хозяйственной сфере и порядке рассмотрения хозяйственных споров с последующим утверждением на пленуме. - Вносить вопросы для рассмотрения их на пленуме. - Рассматривать другие вопросы, выносимые Председателем или членами Президиума Высшего арбитражного суда. Судебная коллегия Высшего арбитражного суда. Состав коллегии утверждается президиумом из числа судей Высшего арбитражного суда. Она решает хозяйственные споры, отнесенные к ее компетенции в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом и иными законодательными актами. Осуществляет пересмотр, в порядке надзора, решения и определения Высшего арбитражного суда, определения и постановления арбитражных судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения и постановления, которые были приняты той же коллегией. Председатель Высшего арбитражного суда в необходимых случаях имеет право привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в другой коллегии. Исходя из вышеизложенного можно подвести итог о том, что Высший Арбитражный суд Украины, а вместе с ним и вся система арбитражных судов Украины содействует экономическим преобразованиям в государстве, формированию конкурентноспособной среды для субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности, регулирует хозяйственные споры и отношения согласно существующему законодательству. Также направляетдействия хозяйствующих субъектов в правовое русло, что особенно важно в условиях развивающейся украинской экономики.
2. Основные направления деятельности Органов Внутренних Дел. Органы внутренних дел являются весьма своеобразным звеном исполнительной власти, которое объединяет в себе достаточно разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, службу пожарной охраны, учреждения исполнения наказаний, внутренние войска МВД Украины, учебные заведения и другие подразделения. Компетенция органов внутренних дел широка и разнообразна, в значительной мере она связана с правоохранительной деятельностью. Органы внутренних дел являются частью системы органов государственного управления. Компетенция органов внутренних дел определяется общими и индивидуальными положениями о том или ином органе, и законодательными актами определяющими права и обязанности органов функционирующих в системе МВД Украины. Например Закон Украины «О милиции» четко регулирует компетенцию милиции, Закон Украины «О внутренних войсках МВД Украины» определяет деятельность внутренних войск и т.д. Органы внутренних дел в силу возложенных на них полномочий призваны осуществлять следующие задачи: -Обеспечивать охрану общественного порядка; -Предупреждать и пресекать преступления и правонарушения; -Раскрывать и расследовать преступления, а также осуществлять розыск лиц совершивших преступления. -Проводить работу по исправлению и перевоспитанию лиц, осужденных за совершение преступлений; -Проводить работу по предупреждению пожаров и вести борьбу с ними; -Обеспечивать безопасность дорожного движения; -Охранять права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. -Обеспечивать соблюдение законности в деятельности подразделений и должностных лиц органов внутренних дел; -Содействовать искоренению причин и условий порождающих иные правонарушения. Основными функциями деятельности органов внутренних дел являются: -Организация и обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью: -Борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и законные интересы граждан: -Организация и проведение работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, их трудовому использованию:
-Организация и обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах: -Осуществление государственного пожарного надзора и организация работы органов пожарной охраны. Также ОВД организуют оперативно-розыскную деятельность, производят дознание и предварительное следствие дел относящимся к их компетентности, участвуют в мероприятиях по борьбе с опасными государственными преступлениями. Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является обеспечение охраны общественного порядка. Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется прежде всего органами государственного управления. Это основное направление деятельности органов, состоящее в установлении общественных правил поведения в сфере общественного порядка, в создании условий для реализации прав и свобод граждан, охране этих прав. В осуществлении административного надзора, в применении к нарушителям мер административного воздействия. Общественный порядок - это определенные взаимоотношения людей, их поведение в обществе, действия и поступки. Кроме того, общественный порядок можно определить как отношения, которые складываются в общественных местах. Это соблюдение гражданами таких общепринятых правил, как поддержание обстановки спокойствия, правил поведения на улицах, в парках, в других общественных местах. Большая роль в обеспечении общественного порядка у ОВД. Они в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами ведут работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя широкий спектр средств правового воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения. Общественный порядок- это система общественных отношений, закрепляемая различными нормами, определяющими права и обязанности их участников. Состояние общественного порядка характеризуется прежде всего добровольным, сознательным соблюдением подавляющим большинством людей установленным государством правовых норм и действующих правил общежития. Однако эксцессы со стороны отдельных лиц, выражающиеся в посягательствах на установленный общественный порядок, обуславливают необходимость его защиты силами и средствами специальных государственных органов -суда, прокуратуры, ОВД. Общественный порядок должен обеспечивать жизнь и неприкосновенность, охранять честь и достоинство граждан, а также иные права, охранять государственную и общественную собственность, обеспечивать спокойствие в общественных местах, поддерживать необходимые условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий, организаций и т.д. Охрана общественного порядка- это проведение государственными органами в тесной связи с общественностью мер по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, по созданию нормальных условий для работы предприятий, учреждений, организаций. Эти меры включают в себя: создание законодательных и других нормативных актов, регулирующих вопросы охраны порядка, правила поведения людей в общественных местах; деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дел и т.д. Сущность деятельности Органов Внутренних Дел заключается в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок. В соответствии с возложенными на ОВД задачами, их деятельность регулируется законодательными актами. Правовой основой деятельности Органов внутренних дел является Конституция Украины, Законы Украины «О милиции», «О внутренних войсках МВД Украины», Положение «Про Государственную автомобильную инспекцию МВД», другие законодательные акты Украины, постановления Кабинета Министров и т.д. В соответствии с этими актами деятельность органов внутренних дел основывается на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями, населением. Принцип законности означает, что ОВД не только являются одним из гарантов точного исполнения законов, отнесенных к их ведению, но и сами в своей деятельности обязаны строго исполнять нормативные предписания. Недолжное выполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник органов, совершивший должностное правонарушение, может быть привлечен к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Принцип гуманизма означает уважительное отношение к людям, в том числе и к правонарушителям. Во всех случаях запрещается применение методов воздействия унижающих человеческое достоинство.
Система Органов Внутренних Дел действуя как единая система подразделений, связанных между собой едиными целями и задачами, юридически закреплена в законодательных актах и ее можно представить следующим образом: - МВД Украины возглавляет систему органов внутренних дел; - Главное управление МВД Украины в Автономной Республике Крым; - Управление МВД Украины в области, городах Киеве и Севастополе; - Районный отдел Управления МВД Украины в области; - Городское Управление, управления МВД Украины в области; - Районный отдел городского Управления, Управления МВД Украины в области; - Учреждения исполнения наказаний; - Органы внутренних дел на транспорте (Главное управление, управления, отделы, отделения, ЛПМ). - Подразделения государственного пожарного надзора; -Внутренние войска системы МВД Украины; -Государственная автомобильная инспекция; -Учебные заведения системы МВД; -Специальные подразделения: отряд милиции особого назначения, «Сокол», «Беркут» и другие.
Список используемой литературы:
1. А.М. Бандурка, «Судебные и правоохранительные органы Украины», Харьков 1999. 2. Закон Украины «Про арбитражный суд» от 04.06.1991 г. 3. Закон Украины «О милиции» от 20.12.1990 г. 4. Закон Украины «О внутренних войсках МВД Украины».
СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: 1. Высший арбитражный суд Украины порядок его создания, состав и полномочия. 2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.
КИЕВ - 2001
ПЛАН. I. Высший арбитражный суд Украины, порядок его создания, состав и полномочия. 4. Назначение арбитражных судов Украины. 5. Состав и порядок создания Высшего арбитражного суда Украины. 6. Полномочия Высшего арбитражного суда Украины. II. Основные направления деятельности органов внутренних дел. 5. Задачи органов внутренних дел. 6. Основные функции деятельности органов внутренних дел. 7. Охрана общественного порядка, как основное направление деятельности органов внутренних дел. 8. Системе органов внутренних дел.
Реферат на тему: Выход из гражданства
ПЛАН.
Стр.
Введение. 3 1. Понятие гражданства. 3- 5 2. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. 5-7 3. Принципы гражданства Российской Федерации. 7-9 4. Прекращение гражданства Российской Федерации. 9- 11 5. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации. 11- 13 Заключение. 13-14 Литература. 15
ВВЕДЕНИЕ.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Основном Законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим из таких актов является Закон «О гражданстве Российской Федерации». Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. К предмету конституционного права в этой области относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в заключительной (64) статье второй главы Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности. Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя такой важный элемент, как правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государство и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА.
Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации 1993 года. На основании этого Закона утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве и определяется как устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается: - в их общем правовом нормировании; - в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение или смерть своего гражданина. Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Современный подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
2. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство признавало: 1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на: а) дворянство (потомственное и личное); б) духовенство ( делилось по вероисповеданию); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели; 2. Инородцы (евреи и восточные народы); 3. Финляндские обыватели. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. 29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица: - лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; - не возвратившиеся из-за границы; - лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей. Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики. Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик, и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и Президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР). Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: - иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; - лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак. В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР). Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма Советского союзного государства. Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства. Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
3. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации» установили общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства: 1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения его целостности. 2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. 3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что «в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на достаточно доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. В ст.7 Закона о гражданстве закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином России. Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во- вторых, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу. 4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства. 5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: наличие ходатайства лица, разрешение на это государства, наличие соответствующего договора между Российской Федерацией тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. 6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами России. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции РФ. 7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены). В равной мере, брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры. 8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, закреплены в Конституции РФ (ст. 61) им в Законе о гражданстве (ст. 5). Граждане России, находящиеся за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством российского государства. 9. Впервые вводится такой институт, как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином России, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России.
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. Закон о гражданстве устанавливает следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации: - выход из гражданства (ст. 23); - отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24); - выбор гражданства (оптация); - иные основания (ст.ст. 25-31). Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации – главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в статье 6 Конституции Российской Федерации. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: - по ходатайству гражданина Российской Федерации; - в порядке регистрации. В первом случае решение о выходе принимается Президентом Российской Федерации, во втором – прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом. В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица. Действующий Закон Российской Федерации определил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие – вообще исключают возможность выхода (ст. 23). Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина Российской Федерации имущественных обязательств перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом Российской Федерации. Нормы Закона значительно сузили рамки свободного решения государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом. Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: - после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; - если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами. Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (ст. 24). Причиной для этого является приобретение гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, то есть супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России – 5 лет. Основанием прекращения гражданства может быть выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, про- живающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство. Прекращение гражданства может происходить по иным основаниям, предусмотрен-ным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют граж-данству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
5. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ДЕЛ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Механизму реализации норм об основаниях прекращения и изменения гражданства Российской Федерации посвящена значительная часть Закона о гражданстве Российской Федерации. На его основе принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). В нем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства. Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: - приема в гражданство Российской Федерации; - восстановления в гражданстве Российской Федерации; - разрешения на выход из гражданства; - разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; - отмена решения о приеме в гражданство; - предоставление почетного гражданства. По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах, поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся: - Министерство внутренних дел и его органы; - Министерство иностранных дел; - Дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а все остальные – за ее пределами. В их функции входят: - прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; - проверка фактов и представленных документов; - направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; - определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; - осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях. В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: - установленной формы обращения; - органов, принимающих решения; - актов, которыми оформляются решения; - порядка обжалования. В случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайства – не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год. Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации – в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации. Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее – вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года – закрепляло такую форму утраты гражданства. Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, форма репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам. Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 года. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР». Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения только к тому гражданину, который проживает за границей, и устранил такое расплывчатое основание как «действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Специфической чертой практики лишения гражданства в первые годы существования советского государства был не индивидуальный характер лишения гражданства конкретного лица, а массовый подход, распространявшийся на некоторые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Это касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в условиях, когда в период «оттепели» железный занавес несколько приоткрылся, и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, массовый подход к лишению гражданства был вновь реанимирован, хотя и под видом «выхода» из гражданства. Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Этот указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого указа были сняты только в начале «перестройки», по заключению Комитета Конституционного надзора СССР, на основании которого упомянутый указ был официально опубликован через 24 года после его принятия. В настоящее время запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как одной, так и другой стороной без взаимного согласия.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. -М., 1994. 2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: «НОРМА - ИНФРА?М», 1999. 3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: «Юристъ», 1995. 4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: «Издательство БЕК», 1994. 5. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: «Юридическая литература», 1994. 6. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М.: «Юридическая литература», 1993. 7. Закон «О гражданстве Российской Федерации».
| |