GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)



B многочисленных работах юристов о судебной речи культурно-речевой
аспект рассматривается в общих чертах, таких, как простота, доходчивость,
эмоциональность. В данной работе определим понятие культуры речи юриста,
выясним важность этого вопроса и подробно рассмотрим характеристики,
обусловливающие культуру публичной речи.


1. Культура речи юриста


О культуре речи написано много фундаментальных работ. Мы знаем и
большое количество высказываний известных писателей о роли языка в жизни
людей. Но из огромного множества их давайте выберем слова К.Г.
Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный русский язык... Всегда ли мы обращаемся с этим языком
так, как он того заслуживает?» По отношению каждого человека к своему языку
можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его
гражданской ценности». Вдумайтесь в эти слова: нас оценивают по тому, как
мы говорим. По нашей речи наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так
как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает
личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее
немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека — это его
своеобразный паспорт, который Точно указывает, в какой среде вырос и
общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения
нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно
может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное
явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому необходимо
учиться культуре речи.
Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и
сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств
выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Потому
каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он
говорит, но и как говорит.
Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность,
которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то
есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных
выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной
считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность,
богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная
выразительность.
Культура речи определяется в лингвистике как мотивированное
употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации
языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели
высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в
каждом конкретном случае.
Почему необходимо говорить особо о культуре речи юриста?
Во-первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных
качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.
По глубокому убеждению А.Ф. Кони, юрист должен быть человеком, у которого
общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно
имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен
правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности
своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных
коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку,
ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия,
различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления,
приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы.
К тому же при производстве уголовных дел и решении споров граждан и
учреждений между собой юрист бывает и конфиденциальным собеседником. Ему
приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного
уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова,
аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно
понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и
показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную
реакцию со стороны собеседников. К сожалению, бывают случаи, когда из-за
неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить
некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист выступает и как
оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат
ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу
необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично,
владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством
юриста. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.И. Жуковский, Н.И. Холев, П.А.
Александров, К.Ф. Хартулари, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, ВД.
Спасович, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов, А.Х Лохвицкий
оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг
многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей
культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления,
безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно
и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации
судебного оратора. Значит, язык — это инструмент, при помощи которого
оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. И
вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической
необходимостью.
Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык
специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение,
например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения,
конфискациям др. В качестве терминов используются некоторые разговорные
слова», такие, как промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие:
деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего
употребления: доставление, отобрание, недонесение, приискание. Большинство
многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод —
принудительное доставление кого-либо в органы расследования или суда;
возбудить — начать производство уголовного дела; склонить — заставить
совершить преступление; смягчить — сделать наказание менее суровым и
строгим; статья— определенный раздел, параграф в юридическом документе;
организатор — инициатор преступления; погашение — прекращение срока
судимости; эпизод — часть преступных действий и др. Поэтому в языке права
наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы
общения, например: организaтop преступления, применить меры, совершение
преступления, аморальный проступок и др. Это самый трудный и самый
интересный из всех профессиональных языков.
Что входит в понятие культуры речи юриста? С учетом задач уголовного
судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как
использование в процессуальных актах языковых средств официально-делового
стиля, которые соответствуют требованиям УПК РФ и адекватно отражают
устанавливаемые по делу фактические данные. В официально-деловом стиле
используется большое количество готовых, стандартных выражений — клише. И
вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и
необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых
штампов, которые причиняют вред.
Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных
выступлений. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты,
что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор
нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально-
деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словаря,
художественную выразительность! Культура публичной речи — это такое
использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее
воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с
поставленной задачей. Термин оратор обозначает не только лицо, выступающее
с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи, ее
методикой. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекала внимание,
наилучшим образом способствовала убеждению. Прочитайте речь С.А.
Андреевского по делу Мироновича, речь Н.И. Холева по делу Максименко, речь
Я.С. Киселева по делу Бердникова, отвечающие этим требованиям.
О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде
каждое слово оказывает большое психологическое воздействие, например:
наказание — это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться,
перевоспитаться. И поэтому недостаточно грамотно составленное обвинительное
заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также
серая, казенная речь прокурора или адвоката не способствуют выполнению
судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка
дискредитирует представителя органов правосудия. Если же ошибка осталась
незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант и
воспитатель граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким
образом, культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная
необходимость. Борьба за чистоту речи — это борьба и за уважение к нашим
законам. Грамотный оратор не скажет: «Читая дело / у меня / общем-то /
никаких сомнений / не вызвало о том / что в действиях Сазонова / будем
говорить / есть состав преступления //». Вспоминаются в этой связи слова
Н.А. Некрасова: «...нет такой мысли, которую человек не мог бы себя
заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда
встречаю фразу «нет слов выразить» и т.п. Вздор! Слово всегда есть, да ум
наш ленив...». И слова В.Г. Белинского: «...слов недостает у людей только
тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошенько».
Действительно грамотного судебного оратора отличает глубина мысли,
логичность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные
и выразительные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять
высказывания.
На научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности
поддержания государственного обвинения отмечалось, что именно
государственный обвинитель представляет прокуратуру в глазах народа, по его
работе люди судят о прокуратуре в целом. Поэтому судебному оратору
необходимо развивать навыки публичных выступлений, обогащать свой язык. О
необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф. Кони: «Пусть не
мысль ваша ищет слова... пусть, напротив, слова покорно и услужливо
предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении». Юрист должен
владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством для того, чтобы
ясно, точно, стилистически правильно, убедительно выражать мысль. Это одно
из решающих условий повышения эффективности судебных прений.



Качества, определяющие культуру речи


Судебная речь имеет целью способствовать формированию Убеждения судей и
присяжных заседателей. Для этого она прежде всего должна быть понята
составом суда, а также всеми слушателями. Значит, первое необходимое
качество судебного выступления — ясность. На ясность как главное
достоинство речи указывал еще Аристотель: «Достоинство стиля заключается в
ясности; доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не
достигает своей цели». О «необыкновенной, исключительной» ясности на суде
писал П.С. Пороховщиков: «...не так говорите, чтобы мог понять, а так,
чтобы не мог не понять вас судья»7. Запомните это напутствие.
Чем достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала,
четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов.
Ясность — это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах. Таким
качеством отличались судебные речи дореволюционного адвоката К.Ф.
Хартулари. Большое внимание судебной оратор уделял тому, чтобы сделать
изложение доступным для восприятия. Прочитайте его речь по делу Маргариты
Жюжан — и вы увидите, как глубоко анализирует оратор доказательства,
последовательно и логично излагает материалы дела. В результате этого речь
становится доходчивой и убедительной.
Нередко доходчивость, или доступность, называют простотой. Простота
изложения способствует тому, что речь воспринимается легко и мысль судей
без затруднений следует за мыслью оратора. Однако нельзя путать простоту и
примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных
синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати
приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или
поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой. Но совершенно
нетерпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность.
Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела,
низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит
себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно
бывает признаком неясного мышления, например: Мотивом для ее увольнения /
послужили ненадлежащие / неблагоприятная обстановка вообще / в этом
коллективе /ив частности виновная / так сказать к этим еще более
сложившимся / неправильным / ну жизни что ли / этого коллектива / той
обстановки/ в которой она находится / ее отношение ко всем делам / что там
делается; или: Куликов / подпись этого человека / этого начальника /
абсолютно так сказать / ну / заинтересована что ли / в исходе этого дела /
человека. Довольно часто речь становится неясной из-за использования в ней
иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В полуправду вкраплены фактик,
другой, а то и третий, каждый из них чем-то подтвержден, — вот и возникает
нечто вроде психологической экстраполяции; или: В ее жизни встал известный
ингридиент; или: Моему подзащитному инкриминируется... Особенно сейчас,
когда наша речь пестрит иноязычными словами, судебному оратору необходимо
следить за их мотивированным использованием.
К неясности речи обязательно приведет неуместное употребление
местоимений: В соответствии с / установленной длителъностъю / нахождения /
м-м / на излечении потерпевшего / я полагаю / что его действия могут быть
квалифицированы / только статьей 112 частью первой / поскольку он лечился
менее четырех недель; или: На просьбу потерпевшего / прекратить свои
хулиганские действия / ввиду позднего времени / Сухарев / предъявив
пенсионное удостоверение / без предупреждения / ударом кулака / выбил ему
три зуба. Не напоминает ли все это «монолог» из рассказа А.П. Чехова: «А он
схватил его, подмял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину
барабанить... Мы его из-под него за ноги вытащили. — Кто кого? — Известно
кого... На ком верхом сидел... — Кто? — Да этот самый, про кого сказываю»?
Причиной неясности может быть многословие: Другие показания давались
Иванченко о том / что у него значит / украли / значит / это самое // И
Протокова рассказала здесъ / в суде / каким образом / она обнаружить кражу
в своем домике / что у ней было украдено / и что значит / какие повреждения
/ не могла; или: Он не отрицает факта кражи / вещей / личного имущества /
Скворцовой / которые принадлежали товарищу Петрову. Создает неясность и
неправильный порядок слов: При попытке скрыться подсудимые были задержаны с
украденными вещами дружинниками; или: Потеряева распустила свою корову /
которая топчет огороды / пьяная бегает по соседям / грозит избить Юшкова и
ругается//.
Ясность мысли и ее выражения ведет к такому качеству речи, как
точность. Точность, то есть соответствие высказывания замыслу оратора и
явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи.
Это предметная точность. Судебный оратор должен хорошо знать материалы
уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым
знанием предмета речи, приводят к негативному отношению к судебному
оратору. Понятийная же точность зависит в первую очередь от точности
словоупотребления, в частности, от выбора синонимов. Обратите внимание,
насколько точно выделенные слова характеризуют ситуации и людей: Легко и
свободно, переходя от предмета к предмету, болтает жена мужу о всех
интересах дома (легкий, непринужденный разговор); За утренним чаем,
развязно посмеиваясь, она вдруг брякнула мужу: «А знаешь? Я выхожу замуж за
Пистолькорса» (легкомысленный, необдуманный поступок). Попробуйте
употребить синонимы рассказывает, сказала — и точность образов исчезнет.
Точность создается также употреблением юридических терминов и клише: мотивы
преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать; дело
выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное; применить меры
пресечения, а не принять и др. Способствуют точности и повторы:
«Рассмотреть эту жизнь весьма поучителъно; поучительно рассмотреть ее не
только для интересов настоящего дела, не только для того, чтобы определить,
в какой степени виновна В. Засулич, но ее прошедшее поучительно и для
извлечения из него других материалов, нужных и полезных...»
П.С. Пороховщиков советовал судебным ораторам запомнить, что одно
неудачное выражение может извратить мысль, сделать трогательное смешным,
значительное лишить содержания, как в данном случае, когда прокурор,
поддерживая в открытом процессе обвинение в убийстве, сказал, что
подсудимые «откололи такое». Нарушение точности приводит к тому, что
представления, понятия искажаются. Например, кандидат юридических наук,
рассуждая в солидном юридическом журнале о многозначности оценочных понятий
в уголовно-процессуальном законе, ратуя за точность словоупотребления, сам
неточно употребляет лингвистический термин «этимологическое значение»
вместо «лексическое значение».
Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, так
называемыми «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то,
что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать и другими. «У
одного, — писал П.С. Пороховщиков, — только и слышно: так сказать, как бы
сказать, как говорится, в некотором роде, все ж таки; это последнее
слово... само по себе далеко неблагозвучное, произносится с каким-то
змеиным пошипом, другой поминутно произносит: ну..; третий между каждыми
двумя предложениями восклицает: да! — хотя его никто ни о чем не
спрашивает...». Из-за таких слов-сорняков, как что ли, будем так говорить,
четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор
как бы кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не
позволяет выразить мысль точно, конкретно. Кроме того, бесконечно
повторяемое слово отвлекает слушающих от содержания речи и вызывает желание
сосчитать, сколько раз оратор произнесет любимое слово, совершенно не
нужное. П.С. Пороховщиков рассказывает о том, как прокурор, обвиняя шорника
в непреднамеренном убийстве, три раза употребил в паузах слово хорошо.
«Невольно думалось, — пишет автор, — человека убили, что тут хорошего»
Такие слова воспринимаются как словесный мусор. «Костылями хромого оратора»
назвал их Е.А. Матвиенко. Об опасности неточного словоупотребления
предупреждал А.А. Ушаков: «Неточное слово в праве — большое социальное зло:
оно кидает почву для произвола и беззакония»".
Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть
чистой. Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых
литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и
арготической лексики, конструкций разговорной речи. Например, нарушают
чистоту речи просторечные образования упасъ, махалась, попался на скамью
подсудимых, выпивши, характеристика со школы хотит и др.
Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность,
является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм
литературного языка. Языковая норма — это принятые в общественно-речевой
практике правила произношения, употребления слов, правописания, постановки
знаков препинания, словообразования. Нормы складывались в языке
исторически, они являются результатом отбора наиболее пригодных для общения
средств из числа сосуществующих и отражают реальные тенденции развития
языка. Нормы языка характеризуются относительной устойчивостью,
общеобязательностью. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих
точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и
акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового
оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)
устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в
словосочетания и предложения. Стилистические нормы обеспечивают уместность
эмоционально и функционально окрашенных языковых средств.
Речь должна быть коротка и содержательна», — указывал П.С. Пороховщиов.
Наше время, с его ускоренными темпами, ростом количества информации, с
необходимостью повышения культурного уровня, требует от судебного оратора
ясного, краткого изложения материала. Лаконичность речи достигается точным
выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов,
не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей.
Распространенной ошибкой является многословие: Подсудимый был // в
совершенно нетрезвом состоянии; или: Мовшенко всякий раз / отзывается
только положительно / на просьбы своих соседей / где они живут вместе;
Кабинет / сказать / ненадлежащим образом / соответственными мерами / был
закрыт. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания
слов, обозначающих одно и то же (поселился жить в гостинице «Енисей», пинал
ногами, толпа народа, 6000 рублей денег, белая блондинка, ссадина в
височной части головы, дефекты и недостатки) и тавтология, то есть
повторение одного и того же слова или однокоренных слов: Я прошу вас /
определяя меру наказания по ст. 206-й части третьей определить минимальную
меру наказания / по этой статье.
Краткость должна сочетаться с глубоким содержанием речи, чему
способствуют эмоциональность, экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал
судебной речи. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и
языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое
отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных
заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-
выразительные средства. Однако каждое выразительное средство уместно в
судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента,
выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду,
подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование
риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее
логический аспект, снижает ее убедительность.
Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность
(самобытность) — умение говорить о самых лакомых фактах своими словами, не
употребляя речевых штампов. Штампы — это шаблонные, надоевшие выражения с
потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы используют
бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь образности,
индивидуальности. Еще совсем недавно были распространенными в речи такие
штампы: активный борец; в теплой, дружеской обстановке; большие успехи;
неизгладимое впечатление; достойная встреча; резкая критика; широкий
размах; бурные, продолжительные аплодисменты; горячий отклик и др.
Определения в них неполноценны, так как они выражают мысль шаблонно. Сейчас
ими пользуются реже.
В юридической речи частотны штампы беспричинно, из хулиганских
побуждений; пинать ногами и др. Юридические клише, употребляемые шаблонно,
с лишними словами, становятся штампами, сравните: следствием установлено —
клише, произведенным по делу предварительным следствием установлено —
штамп; следователь РОВД — клише, следователь следственного отдела РОВД —
штамп и др. Штампом может стать и метафора, повторяемая из процесса в
процесс.
Штампованными могут стать и отдельные композиционные части судебной
речи, особенно вступления. Дважды слушая одного и того же оратора в
судебных процессах, причем по совершенно разным делам, мы слышали одно и то
же красивое введение, заимствованное из речи советского адвоката Драбкина о
судьях — инженерах человеческих душ. «Как же много теряем мы от того, —
пишет В. Алексеев, — что с судебной трибуны редко раздаются речи, способные
«глаголом , сердца людей», и часто речи заменяются какими-то гибридами из
скуки и пустословия». Речь, характеризующаяся самобытностью, личностным
своеобразием в освещении фактов не может оставить людей равнодушными.
Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается
как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою
высокую общественную функцию. Уместно вспомнить слова А.В. Луначарского:
«Ведь мы бьем набат не в колокол — в сердце человеческое, а это тонкий
музыкальный инструмент».





Реферат на тему: Культура поведения школьника

План

Введение

1. Культура поведения – определение……………………...…...…4
1.1. Нравственное воспитание школьника……………………..4
1.2. Эстетическая культура……………………………………….7
1.3. Творчество……………………………………………………..8
1.4. Пришел, увидел
и....................................................................10

2. Искусство беседы за столом…………………………………….13

3. А я чайничала,
самоварничала...................................................17

4. Этикет, поведение, вежливость. "Культура поведения". 6-й
класс……………………………………….……………………….…22

Заключение

Литература



«Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри
природы,
Убивайте лишь зверей внутри
себя.»

Е. Евтушенко


Введение

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его
культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению
последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное
многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.
« Чем богаче подлежащий определению предмет,- писал Гегель, - т.е. чем
больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными
оказываются даваемые ему дефиниции».
Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего
предмета исследования выявляет те её стороны и отношения, которые попадают
в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни
общества, успехи, достигнутые в научно – теоретической мысли, во многом
обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим
вопросам духовной культуры.
История разработки философских теоретических проблем культуры
восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр,Гердер, многие другие
философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за
основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно
абстрактно-духовный труд».
В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные
способности и возможности человека, вся культурно-творческая практика
которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная
практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя
в идейных продуктах этого сознания ». С возникновением материалистической
диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в
жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения
культуры- материальной и духовной.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой
личности предполагает использование комплексного и системного подходов в
процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все
факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических
отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –
необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.


1. Культура поведения - определение

Культура поведения- это совокупность сформированных, социально
значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе,
основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные
требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих,
регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные
человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре
поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая
культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура
речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.
Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры
поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об
уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые
условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере
складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в
сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют
культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного
развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой
культуры.


1. Нравственное воспитание школьника

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании
личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся
педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не
может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на
первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём
трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал
древнеримского философа Сенеку, который писал : «Научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же
он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский
педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной
задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует
добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное
отношение к людям.
Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко
характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии
личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение
его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы
ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского
городничего честным челове-ком, и совершенно убеждён, что будь Павел
Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической
экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.
…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в
нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда
согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в
честное, дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в
воспитании.)
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и
формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и
приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую
пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз
душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как
под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку
вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том
числе разносы и неумеренные похвалы.
У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие
бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены
только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом.
Бабочки живут возвышенно -легкомысленно, в конечном счёте их жизнь
сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело
словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на
космонавтов с любопытсвом, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку,
звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они
приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их
волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они
лишены эмоций и страстей. ведут тусклое и безрадостное существование. Они
слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал
их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна
гармония ума и чувства.
В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в
звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был
лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом
для умозаключений. Попав на новую планету, робот прежде всего убил бабочку,
чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во
внимание, что это не насекомое, а разумное существо.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного
развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам
душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это
чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных
поступках, с проявлений чувств любви, благодарности,а не путём обучения
нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют
нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше
действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к
прилежанию в труде.
Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз
уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у
другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен
на дело, да ничего сделать не может,потому что у него нет воли: а у того
страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор,
или зло.
Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого
школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к
чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его
же собственное малодушие, трусость и лень.
В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на
анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств.
Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней
свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство.
Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я»
приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный
результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана
Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство –
нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая
волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни –
законе целесообразности.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся
более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в
быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.
Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое
впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с
окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё
общение, соблюдая следующие правила.
1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время
разговора.
2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое
правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего
противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль
понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться
хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те
же слова.
3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый
человек всегда найдёт в другом хорошие качества.
Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства
людей.
4.Нужно быть внимательным к людям.Говорят : лучше лишить человека
пищи, чем внимания.
5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков,
достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты, как
сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.
Всё это и многое другое формирует детский характер.
Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки
зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего
включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как
общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная,
природоохранительная и общение.



1. 2. Эстетическая культура

«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства
людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от
зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто
при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная
эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не
облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ;
революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в
распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она
прикасается».

К.С. Станиславский


Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована
изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного
проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание –
обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства
индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества
должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей
эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления
самоосуществлённых творческих задатков.
Эстетическое воспитание осуществляется всей системой
целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии
соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний,
составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической
культуры личности.
Задача эстетического развития в процессе профориентации –
выявлять и развивать творчески – эстетические задатки, неразрывно связанные
с изначальными трудовыми навыками.
Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов
Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые
подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего
деятельно-эмоциональное восприятие.
В концепции художественного воспитания и образования
Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания
школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла,
продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных
этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле
содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого
предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие
школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания,
начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей
действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

1.3. Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие
общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными
творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что
социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и
неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность,
жесткая дисциплина, рутинный режим,в результате чего резко подавляется
собственно творческая способность.
В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все,
так и я» ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную
активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно
можно рассматривать как творческую способность, помноженную на
интеллектуальную активность.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться
рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной : один день
не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День
ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на
ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых,необходимых,
неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «единочества» –
большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть
одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами,
поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их
силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени
организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот –
ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с
книгой, с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание.
Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на
чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не
к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом
проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность
возможных событий, понимая, что
0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует
смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты, но нет
непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно
положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна,
спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более
новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, -
такова диалектика природы развития.
У человека важно выработать привычку приподниматься с
«четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать
их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого
в обычных вещах постараться увидеть необычное : резко изменить масштаб (
как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в
необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания и профессиональной
ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую
направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу
духовного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную
приступит к решению вопроса : «Кем быть?», у него должно быть сформировано
прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии
( добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё
мастерство ).



1.4. Пришел, увидел и...

Театр - прекрасная возможность для классного руководителя лучше понять
своих детей.
Педагогика и театр. Искусство воспитания и обучения и искусство
представления и перевоплощения. Эти понятия уже немыслимы друг без друга.
Режиссура К.С.Станиславского вмещала в себя и педагогику. В основе его
системы подготовки артиста лежала "майевтика" - сократовский метод
воспитания, искусство выхаживания собственного самостоятельного
творчества.Театр обладает огромной воспитательной силой. Магия сцены
способна вершить настоящие чудеса: переносить зрителей во времени и
пространстве, научить глубже чувствовать, понимать самих себя и друг друга.

Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и
для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь
взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения
театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос
на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-
словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное
произведение.
Hо чаще всего приходится сталкиваться с другим: от классного
руководителя требуют определенного количества мероприятий, и он выбирает
самое, на его взгляд, легкое - поход в театр. Приходилось ли вам слышать
категорический отказ театрального администратора, узнавшего, что вы хотели
бы приобрести билеты для класса? Театры стали бояться школьников, точно
зная, что их присутствие в зрительном зале обеспечит срыв спектакля.
Почему? Видимо, дети, оказавшись в театре той же толпой, что и в школе, не
могут перестроиться на другой уровень общения. Зал забит школьниками - гул
почти не прекращается. Неужели им неинтересно? Почему они себя так ведут?
В театр пришло видеопоколение: смотрю - пью пиво - комментирую. Эти
мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и
детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут
позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих,
услышав со сцены: "Имей сердце, имей душу". Вот тогда понимаешь: не дети
виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя,
причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили
этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план
воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое
посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени,
нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь
классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во
благо.
Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому.
Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре,
спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные
произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д.
Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного,
зато с яркого и запоминающегося спектакля.
Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и
репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем,
театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной
в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы
восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания.
Например:
- обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое
оформление;
- обратить внимание на какую-либо деталь;
- обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;
- проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;
- исследовать характер героя;
- сравнить с другими постановками и т.д.
Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным
словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а
еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа,
авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает
игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные"
моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но
главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного
мероприятия.
И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается
бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче.
Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что
и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить
Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а
Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие
моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками"
спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать
увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их
фантазию ("Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?"). Но
возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную
работу, ребята переговариваются, обсуждают увиденное, отвлекаются, и вам
становится неуютно и стыдно. Причина может быть в том, как они сидят. В
одном ряду? Да, нам так продают билеты: это удобно и кассиру (считать
проще), и учителю (хлопот меньше). Попробуйте "разбросать" своих подопечных
по всему залу, чтобы рядом не оказалось больше двух - трех ребят. Тогда они
не будут чувствовать себя в театре так же, как в школе. Здесь не должно
быть ощущения толпы - здесь все по-другому.
Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе
расплескалась какая-то благодать. Не надо рушить это командой: "Скорее, нам
далеко ехать". Попробуйте задержаться в зале (15-20 минут вас все равно не
спасут), посмотреть, как разбирают декорации, послушать тишину. Попробуйте
хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже
в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание
работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не
только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по
памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики
мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать
отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-
карикатуры "Как мы ходили в театр". И, наконец, кульминация - встреча с
артистами. К ней долго готовятся: придумывают вопросы, репетируют
капустник, пекут пироги... Так в школьной жизни ребят появляется еще один
праздник.



2. Искусство беседы за столом

Немного истории.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах
учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого
умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не
осуждать речью, не много смеяться".
Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила
"Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не
очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".
В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать
членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть
"Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало
говори!"
Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и рассказывал ему
много вздора, все время приговаривая: "Не чудно ли?" - Это не так чудно, -
ответил философ, - как то, что человек, имеющий ноги, может стоять и
слушать твое пустословие. Может, и не очень вежливо поступил философ. Но
что поделаешь?
"Искусство любезно и галантно вести разговор" - такая книга была
издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно начинать беседу
умело. Самой обычной темой разговора является погода: она либо хороша, либо
плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые
помогут школьнику (и не только!) быть приятным собеседником не только за
столом, но и в любой ситуации.
1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не
говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори
пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если
тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при
товарище, собака которого недавно лопала под машину. Не описывай красот
каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего
товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.
2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся
его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.
3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того,
что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению"
да еще и добавят своего. Как ты будешь смореть в глаза тому, на чей счет ты
пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.
4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не
интересны.
5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить
проблемы новой "математички" и особенностей ее преподавания. А бабушка из
этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе
грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли
заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за
того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем
не обсуждать.
6. Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем, которые
могут задеть чьи-то моральные принципы.
7. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком
громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди
обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые!" или "Ах,
какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего
подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.
8. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не
обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком
тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путанно. А может быть, твой
собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые
связки.
9. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо
всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и
не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси
слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).
10. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.
11. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно
тех, кто новичок и чувствует себя неловко.
12. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как
на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".
13. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою
оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению
аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей
точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной (не знаешь
слова - спроси у старших). Свое неприятие не стоит выражать такими словами
как "Чушь собачья!", "Вранье!" и "Что ты гонишь?".
14. Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в
обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих
на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы
хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых
разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая
профессия, наука, литература, спорт.
15. Есть, однако, такие компании, где собираются именно
поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки
могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор
к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не
забывать о культуре спора
16. Допустим, ты - замечательный оратор! Как говорили не так давно:
краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех
узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым
актерам, ты настоящий эрудит... Но чтобы стать по-настоящему
непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и
другому. "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", - так
высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны,
"подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может
удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот,
кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.
17. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему,
которая будет интересна всем троим.
18. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное,
не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет".
Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали?
Не расскажете - я обижусь!", "Секретничать нехорошо..." Но и отвечать на
такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое
собачье дело!" не подойдет. Скажите лучше: "О свойствах гиперактивного
суперполя синхрофазотрона при условиях облучения кварканутыми мю-мезонами.
Тема несколько специальная, но, может быть, ты знаешь что-нибудь
новенькое?"
19. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит
так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя
спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда
сидеть, что ли?" Это бессмысленно и невежливо.
20. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы "черные
слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с
мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и
опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги
считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к
себе силы зла и портит свою судьбу.

Встречаются такие мудреные личности, которые стараются выразиться
позаковыристей. Их-то никак не упрекнешь в том, что они общаются с помощью
междометий. Им наоборот хочется щегольнуть образованностью. И в их речи то
и дело мелькают малопонятные даже им самим слова.
Такие любители замысловатых словечек напоминают персонажей из пьесы
Антона Павловича Чехова "Свадьба": телеграфиста Ять и акушерку Змеюкину,
ужасно хотевших, чтобы все оценили их "образованность".
Вот как они изъяснялись:
Ять: Что такое слезы человеческие? Малодушная психиатрия, больше
ничего!
Змеюкина: Возле вас я задыхаюсь! Дайте мне атмосферы!
Расширять запас слов, которым ты пользуешься: конечно, необходимо, но
следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси
старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И
только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.
Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все
легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за
столом, и в жизни.



3. А я чайничала, самоварничала...
Урок-игра в 6-м классе

Тема: "Чаевничание".

Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных
вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать
творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру
поведения.

Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки
стола в национальных традициях.

Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные
ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар,
вазочки для варенья.

Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.

Практическая работа:

Новинки рефератов ::

Реферат: Краткая биография В.А.Жуковского (Литература)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование залога (Гражданское право и процесс)


Реферат: Искусство Древней Греции (История)


Реферат: Повесть Распутина "живи и помни" (Литература : русская)


Реферат: Генеральный план порта (Транспорт)


Реферат: Российские нобелевские лауреаты (Исторические личности)


Реферат: Ислам и экономика (Религия)


Реферат: Основи страхової справи (Страхование)


Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Культура майя (Искусство и культура)


Реферат: Управленческие решения (Управление)


Реферат: Антимонопольное законодательство в Украине (Право)


Реферат: Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции (Биология)


Реферат: Наследование по римскому праву (Право)


Реферат: Вирусы (Биология)


Реферат: Флорентийская уния (История)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)


Реферат: Верование в демонов в древние времена на Украине (Религия)


Реферат: Билеты по предмету ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ за 1-ый семестр 2001 года (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист