GeoSELECT.ru



Арбитражный процесс / Реферат: Производство в Арбитражном суде РФ (Арбитражный процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Производство в Арбитражном суде РФ (Арбитражный процесс)



ВВЕДЕНИЕ
Изменения социально-политического и экономического характера,
произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных
отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления
экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на
свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных,
арбитражных судов.
И как следствие их деятельность требовала правового закрепления
(процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый
Арбитражно-процессуальный кодекс, 5 мая 1995 г. второй, ныне действующий.
Принятие Арбитражно-процессуального кодекса 1995 г. (далее АПК), более
совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве начало
движения в сторону демократии и создания правового государства.
Естественно, крупные преобразования во внешней и внутренней политике
государства, прежде всего, должны исходить со стороны законодателя, именно
он должен создать такие условия, чтобы государство можно было с полной
уверенностью назвать правовым. В условиях построения рыночной экономики,
хозяйствующие субъекты должны ощущать свою защищенность от государственного
произвола и от недобросовестных бизнес-партнеров.
Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой в конечном
счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою
очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто
здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли
цивилизационные правила закона и правоприменения или же она подвластна
криминальному произволу.
Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных
интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей.
Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для
нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а,
следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким
образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража
является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы
развития всей страны в целом. (Именно в этом и проявляется актуальность
данной темы.) Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом
дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям
времени.
Однако возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие
создания, самостоятельной ветви судебной власти — арбитражных судов —
повлекло за собой проблемы, связанные с их деятельностью. Эти проблемы
являются достаточно важными, ибо правильное их разрешение ведет к
эффективности осуществления правосудия. Именно на разрешение проблем,
связанных с деятельностью арбитражных судов были направлено реформы
последних лет. Их своеобразным итогом является подготовленная (с помощью
экспертов Совета Европы), фактически новая редакция АПК РФ (она входит в
пакете законов связанных с судебной реформой о которой сейчас так много
говорят). Это вызвано, в частности, пробелами в действующем АПК РФ 1995 г.,
противоречиями в его нормах и их несогласованностью с нормами других
законов, которые выявились в практике применения АПК, стремительным
развитием законодательства, регулирующего отношения в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, требующим иной
процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений.[1]
Например, уже после АПК 1995 г. Были приняты такие нормативные акты, как
вторая часть Гражданского кодекса, Федеральный закон (далее ФЗ) “Об
Акционерных обществах”, Налоговый, Бюджетный кодексы, ФЗ “О
несостоятельности (банкротстве)” и многие другие. Так же это вызвано и тем,
что подготовка АПК 1995 г. проводилась в течении слишком короткого времен,
а обсуждение его статей и институтов было недостаточно глубоким, без
широкого участия юристов, практикующих в сфере предпринимательства, а так
же самих предпринимателей. А ведь именно для более полного правового
обеспечения предпринимательской деятельности в товарном производстве и
создается новое законодательство.)
В своей работе мне бы хотелось осветить судебное разбирательство.
(производство в суде первой инстанции.). Почему именно его?.
Да все потому что, судебное разбирательство - главная, центральная
стадия арбитражного процесса. Именно на этой стадии проявляется действие
основополагающих принципов арбитражного процессуального права:
независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного
разбирательства, равноправие сторон, состязательность, непосредственность
исследования доказательств, непрерывность судебного разбирательства. Именно
на этой стадии выносится решение по делу - результат всей предварительной
работы: подготовки искового заявления и возражений по нему , подготовки
судебного разбирательства т.е. собственно на этой стадии арбитражные суды
осуществляют правосудие путем выполнения задач арбитражного
судопроизводства (ст.2 АПК).
Хотя в равной степени все сказанное относиться к судебному
разбирательству во всех стадиях: первой, апелляционной , кассационной и
надзорной, все же наиболее ярко принципы правосудия вообще и арбитражного
процесса в частности, проявляются на стадии судебного разбирательства,
проходящего в арбитражном суде первой инстанции.
Во- первых, в большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается
судебным разбирательством в первой инстанции, таким образом, именно
успешное его проведение является для граждан и организаций примером
осуществления правосудия и, следовательно, надлежащим подтверждением
авторитета государства.
Во- вторых, именно на стадии судебного разбирательства в первой
инстанции закладывается основа судебного акта как выражения объективной
истины, в большинстве случаев другие инстанции, пересматривающие дело в
порядке апелляции, кассации или надзора, исходят из той оценки
правоотношений, которая дана судом первой инстанции.
В- третьи, судебное разбирательство в первой инстанции как наиболее
приближенная к гражданам и организациям стадия арбитражного процесса,
оказывает и воспитательное воздействие на них в духе исполнения законов,
уважения норм нравственности и морали.
Высший Арбитражный Суд РФ подчеркивает, что судебное разбирательство
является “наиболее действенным и эффективным средством в области
профилактики правонарушений”[2]
Большое значение для практики и юридической науки имеют Решения Высшего
Арбитражного Суда РФ которые выполняют роль судебного прецедента,
ориентирующего правоприменительную практику, обеспечивая ее единообразие на
всей территории РФ, а в ряде случаев и нормотворческую. Наличие пробелов в
Законе вынуждает Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования
по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого
толкования можно провести Обзор практики применения арбитражными судами
законодательства о несостоятельности (банкротстве)[3]. В названном Обзоре
Высший Арбитражный Суд РФ, фактически дополняя нормы Закона о банкротстве
1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам.
В этой работе были использованы следующие материалы:
труды российских процессуалистов в области арбитражного процесса -
В.Ф. Яковлева, В.М. Шерстюка, А.П. Рыжакова, М.К. Юкова, В.В. Яркова, М.К.
Треушникова и др.;
законы: “О государственной пошлине”, “Об исполнительном производстве”,
“О несостоятельности (банкротстве)”, “О статусе судей в Российской
Федерации” и др.;
арбитражная практика
ГЛАВА 1. Исторические аспекты возникновения и
становления арбитражных судов в России
Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по
мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика
определялась историческими условиями и национальными традициями в
становлении правовых систем различных государств.
Особые торговые суды были еще в Древнем Риме. В договорах между
римлянами и латинами устанавливались правила, согласно которым тяжбы в
ярмарочных спорах подлежали разрешению судьей единолично при нечетном числе
присяжных[4]. Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном
виде возникли в Италии как узкоспециальные морские торговые суды. В
дальнейшем торговые суды возникали в ряде французских городов, где
проводились традиционные ярмарки (Авиньон, Безансон, города Шампани). Судьи
назначались Советом Короля. Все суды были временными, поскольку действовали
только в период проведения ярмарки. Решения этих судов обжалованию не
подлежали.
С развитием торговли специализированные торговые суды по мере
необходимости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании,
Италии, России, США и других странах.
Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в
Париже[5].
В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в
Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной в 1135
году церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: "... управляти всякие дела
Иванская и торговая и гостинная и суд торговый". Торговый суд в этом
документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на
применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления[6].
В судопроизводстве Древней Руси применялось только судоговорение,
которое "было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего
многословия и многоописания"[7]. В сельской местности преобладало
третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим
способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по
обычаям.
В Малороссии издавна существовали особые суды, назначение которых
состояло в примирительном и, во всяком случае, сокращенном, чуждом всякого
формализма, производстве спорных дел", - писал русский исследователь Г.
Барац[8].
Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами.
В качестве примера можно привести Уставную Белозерскую грамоту 1488 года,
Уставную грамоту князя Александра, данную Смоленской земле в 1505 году,
Уставную грамоту князя Сигизмунда 1509 года, данную Волынской земле,
Псковскую судную грамоту 1397-1467 годов[9].
Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества
принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667г.), который постановил "выдать
дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным
приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать"[10].
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.).
Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела, ввел сословную
организацию купечества по европейскому образцу, но не допускал применения в
торговых судах обычаев, признавая их чуждыми всему историческому прошлому
России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и
Указами, то есть нормами права. В период царствования Императора Петра
Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену
Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате[11].
Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Суды,
в ведении которых находились торговые дела, стали называться Судами
Таможенными.
Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды,
просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.
Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав ( о
подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний
сторон и приведении дела в ясность и так далее ), включавших в себя 470
статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности
из 28 статей[12].
Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно
не коснулась, однако произошли изменения в судопроизводстве: споры должны
были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20
ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и
содержащего правила сбора и оценки доказательств.
Судебные Уставы 1864 года, включавшие в себя процессуальные нормы,
применительно к деятельности коммерческих судов, имели существенные
недостатки при их издании, поскольку были опубликованы разбросано в разных
частях Свода законов. Поэтому, после смерти императора Александра, судьи
таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Казань, обратились с
всеподданнейшим ходатайством о "Высочайшем повелении издать Судебные Уставы
1864 года особой книгой с наименованием оной "Судебные Уставы Императора
Александра Николаевича" по примеру древних исторических памятников Русского
законодательства: Правды Ярославской, Судебников Иоанна Третьего и
Четвертого, Уложения царя Алексея Михайловича, дабы таковое издание ныне
разъединенных в Своде Законов Судебных Уставов 1864 года, украшенное
Державиным Именем усопшего Государя, послужило к вечному воспоминанию, из
рода в род и от поколения к поколению переходящему, об Александре Втором не
только как о Царе-Освободителе, но и как о Царе-Законодателе, положившем в
России основание Суду скорому, правому, милостивому и равному для
всех"[13].
7 марта (22 февраля) 1918 года “увидел свет” Декрет о суде № 2 в статье
15 которого содержался запрет на судебные иски между различными казенными
учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов
хозяйственного управления и органов правосудия[14]. С началом хозяйственной
реформы 1921 года, с переходом к коммерческому расчету и имущественной
самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на
договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили
товарно-денежные отношения[15].
В соответствии с Положением о порядке разрешения имущественных споров
между государственными учреждениями и организациями, утвержденным
постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года, были образованы
Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбитражные
комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии - при
губернских экономических совещаниях[16].
Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Высшего Совета
Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и
арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые
явились предшественниками органов ведомственного арбитража. Законодательное
оформление этих органов и утверждение Положения об арбитражной комиссии
ВСНХ СССР состоялось в 1926 году[17].
Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам,
предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями. Дела
рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом,
второй - хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась истоком
двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия,
и как органов хозяйственного управления.
Здесь мне бы хотелось сделать небольшое отступление.
Все новое - это хорошо забытое старое, и если заглянуть в перед то эта
процедура является очень похожей на эксперимент проводимый ВАС РФ по
рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей.[18] Арбитражными
заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование
и обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности. Обобщенную позицию
по этому вопросу (отношению к этому эксперименту) отразил в своем докладе
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев на
Всероссийском совещании председателей арбитражных судов 16 февраля 1999
года.
“В 1998 году продолжался эксперимент по привлечению к рассмотрению дел
арбитражных заседателей, не являющихся профессиональными судьями. Вообще в
период проведения эксперимента в 14 арбитражных судах у нас участвовало 255
арбитражных заседателей и было рассмотрено 607 дел. Вы знаете, что дело это
новое, трудное, идет оно очень трудно, где-то более активно, где-то менее
активно. Больше всего было рассмотрено дел с участием непрофессиональных
судей - арбитражных заседателей в Новосибирской, Курганской, Брянской
областях. Судьи многих судов, где проходил этот эксперимент, в общем
считают, что он себя оправдал и, следовательно, надо продолжать
использовать привлечение арбитражных заседателей. В частности, активно
поддерживают судьи Карелии, Хакасии, Саратовской, Новосибирской областей,
Удмуртской Республики. В то же время часть судей некоторых областей
(Калужской, Курганской и так далее) считают, что эксперимент не оправдал
себя и что от него следует отказаться. В общем, это проблема, которую нам
предстоит еще как следует обсудить и определиться при очередном изменении
нашего процессуального Кодекса.”[19].
Эксперимент по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел
будет проводиться в ряде арбитражных судов до 2000 года. Затем
предполагается распространить их опыт на всю судебно-арбитражную
систему.[20]
И так я продолжаю. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года
и 4 марта 1931 года были ликвидированы соответственно ведомственные и
государственные арбитражные комиссии. Споры предприятий различной
ведомственной принадлежности предлагалось передать на разрешение общих
судов, а споры между предприятиями одного ведомства передавались на
рассмотрение вышестоящему в порядке подчиненности органу. Однако общие суды
были не в состоянии справиться с возложенной на них задачей из-за слабого
знания специфики хозяйственных споров, отсутствия возможностей оперативного
разрешения заявленных требований. Через 16 дней после ликвидации
арбитражной системы произошел возврат к ней в несколько преобразованном
виде.
С момента образования арбитраж существовал в двух видах -
государственный и ведомственный. Государственному арбитражу были
подведомственны споры предприятий и организаций различного подчинения,
ведомственному - подчинения одному ведомству ( министерству, комитету ).
В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР
утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами
Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали
процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки
исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу[21]. Их
принято называть первыми Правилами, с которых начинается история
современного арбитражного процесса.
Автор многочисленных работ по исследованию проблем арбитражно-судебных
органов Т.Е. Абова отмечает важную роль первых Правил 1934 года в
обеспечении законности, в закреплении тех основ арбитражного процесса,
которые просуществовали до начала шестидесятых годов[22]. Она пишет:
"Юридическая доктрина арбитражного процесса прошла путь от полного
отрицания необходимости самостоятельных правил деятельности по разрешению
споров с участием организаций, недооценки их значимости (что было во многом
связано с отрицанием необходимости в Госарбитраже вообще) до признания
самостоятельности арбитражного процесса как порядка деятельности по защите
прав и интересов социалистических организаций и формирования науки об
арбитраже"[23].
Р.Ф. Каллистратова, известный ученый, исследователь в области
хозяйственного права и судебно-арбитражного процесса, также указывает на
то, что на первых порах деятельности Госарбитража насаждалась теория
"процессуального нигилизма". Перелом произошел в 1933-1934 годах, когда
случайные и разрозненные циркуляры по процессуальным вопросам были
объединены, систематизированы, дополнены и изданы в качестве обязательных
правил рассмотрения споров[24].
Однако мне более обоснованной на этот счет представляется позиция В.Н.
Гапеева, который возникновение арбитражной формы защиты права связывает с
возникновением арбитражных комиссий, а не созданием органов Госарбитража в
связи с тем, что при учреждении указанных комиссий вне судов общей
юрисдикции принимали во внимание те специфические черты, которыми разнились
между собой арбитражные комиссии и общие суды, при формировании
судопроизводственных норм государство наделялось особыми привилегиями
процессуального характера по сравнению с другими лицами, процессуальные
акты, регламентировавшие деятельность арбитражных комиссий, по многим
вопросам представляют до сегодняшнего дня не только исторический, но и
актуальный современный научный интерес[25].
Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963,
1976 годах[26] и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР
от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных
арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими,
как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по
ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.
Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный
кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола
судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без
участия сторон.
Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в
Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает
порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п. 88 указанных
Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром,
председательствующим в деле).
К концу восьмидесятых годов назрела необходимость создания взамен
ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов,
что было вызвано новыми экономическими условиями, переходом к рыночной
экономике, крушением монополии государственной собственности, активизацией
хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов
предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Российскую
Федерацию иностранных инвестиций.
Основными регуляторами экономических отношений становились закон и
договор. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними
способами и методами, которые применялись в условиях командно-
административной системы, уже не представлялось возможным. Поэтому
необходимо было создать судебные органы, которые с учетом положительного
опыта, накопленного государственными арбитражами (имеется в виду в первую
очередь оперативность рассмотрения хозяйственных споров и эффективное
воздействие на хозяйственные отношения), на строгой процессуальной основе
разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам
равные возможности для защиты своих прав.[27]
Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства
показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых
процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в
необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных
учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к
одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному
арбитражному процессуальному закону как к догме.
В приложении №1 приведена хронология основных событий развития
арбитражной системы с 1922 по 1997 год.
ГЛАВА 2. НОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Новое в деятельности арбитражных судов (О Федеральном
Конституционном Законе РФ от 28 апреля 1995 года)

Федеральный Конституционный Закон “Об арбитражных судах в РФ” был принят
28 апреля и вступил в силу с 1 июля 1995 того же года. Таким образом, был
сделан большой шаг по совершенствованию судебной системы, в том числе одной
из ее ветвей - арбитражных судов.
Важнейшее условие эффективного правосудия — реальная независимость
судебной власти. Считаю, что здесь имеются достаточно крупные достижения.
Ведь арбитражные суды по своим функциям, выполняемым ими задачам теперь
(после 01.07.95) являются федеральными судами. Они рассматривают споры
между предпринимателями не зависимо от того, где расположены истец и
ответчик, то есть споры федерального, общероссийского масштаба.
Кроме того, арбитражные суды областей и краев, республик рассматривают
споры о признании недействительности актов местной администрации, вообще
местных органов власти управления. Ясно, что такую деятельность может
выполнить только суд, обладающий федеральным статусом. Если бы арбитражные
суды не были признаны федеральными, существование их стало бы бесполезным.
Они не могли бы выполнить те функции, которые они сегодня выполняют.
Поэтому большим достижением было то, что в Федеральном конституционном
законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ все арбитражные суды
отнесены к федеральным. А это означает, что все судьи арбитражных судов
имеют единый статус, они назначаются на должность федеральными органами
власти, то есть Президентом Российской Федерации или Советом Федерации.
Финансирование всех судов осуществляется из бюджета Российской Федерации
в размере, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления
правосудия. Но у государства попросту, не хватает денег, что бы
финансировать суды в полном объеме. И “Если мы хотим укрепить материальную
базу на местах, сделать суды независимыми от местной администрации и тем
самым обеспечить независимость судов, то нам необходимы инвестиции из
федерального бюджета для реконструкции, строительства, ремонта зданий
судов.
Если мы хотим иметь высокий уровень правосудия, чтобы судьи были
людьми, преданными своему делу и профессионалами высочайшего класса, то
надо государству найти деньги и установить достойную заработную плату
судьям. Не надо забывать, что во всех судебных системах России всего 20
тысяч судей. Они определяют состояние правосудия и состояние законности.
Они являются камертоном для определения уровня деятельности
правоохранительных органов.”[28]
Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их
статус как и статус судей других судов, определяется Законом РФ “О статусе
судей в РФ”[29]. В России все судьи обладают единым статусом и различаются
между собой лишь полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона “О статусе судей
в РФ”).
Внесены изменения в систему арбитражных судов РФ. Они определены
практикой работы арбитражных судов. Теперь ВАС РФ освобожден от
рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом
качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:
. дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета
Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих
нормативного характера, в случае их несоответствия закону и
нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;
. экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а
также споры, возникающие между самими субъектами федерации.
Все остальные дела по первой инстанции теперь рассматриваются
арбитражными судами субъектов РФ.
Дела в порядке надзора теперь рассматривает только одна судебная
инстанция - Президиум Высшего Арбитражного суда РФ. Таким образом,
надзорная коллегия прекращает свое существование после рассмотрения всех
дел с протестами, поступившими до 1 июля 1995 года. Пленум ВАС также не
будет рассматривать конкретные дела по протестам. Главная его задача -
изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений
арбитражным судам по применению законодательства, регулирующего
предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Вместо действующей двухзвенной системы арбитражных судов, создана
трехзвенная система: промежуточным звеном между ВАС РФ и арбитражными
судами субъектов РФ создано 10 федеральных арбитражных судов округов,
выступающих в качестве кассационных инстанций. В арбитражных судах
субъектов РФ создаются апелляционные инстанции по пересмотру дел,
рассмотренных в первой инстанции.
Федеральные арбитражные суды округов стали первыми в новейшей истории
России судами, которые не связаны с административно-территориальным
делением страны и имеют реальную возможность осуществлять правосудие
независимо от местных властей.
Считаю, это важнейшей гарантией независимости всей судебной системы.
Причем эти суды себя в полной мере себя оправдали: “...пять лет назад мы
создали федеральные арбитражные суды судебных округов, разделив всю Россию
на десять судебных округов, – и этот опыт себя полностью оправдал...”[30].
Важная роль отведена в Законе новому органу судейского самоуправления -
Совету председателей федеральных арбитражных судов, который образуется при
Высшем Арбитражном суде РФ в составе председателя ВАС РФ и председателей
федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ. Этот орган является
совещательным, на него возлагается рассмотрение вопросов организации работы
арбитражных судов, их кадровой и финансовой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что Высший Арбитражный суд РФ осуществляет
организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их
финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует
учебу судей и специалистов системы. Все работники аппаратов арбитражных
судов находятся на федеральной государственной службе и на них
распространяются условия ее прохождения, установленные соответствующими
правовыми актами.
Из всего вышесказанного можно сделать обобщающий вывод, что новшества
арбитражно-процессуального законодательства, в частности рассмотренного
Закона, направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий
споры между организациями, расположенными в различных регионах РФ или даже
споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве
составной части единой системы российского государственного правосудия.
Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и
процессуальное законодательство, при равной для всех возможности
обжалования судебных решений, и, в конечном счете, - судебной защиты.
2.2 Новации в Арбитражно-процессуальном кодексе 1995 года.
Арбитражно-процессуальный кодекс, заменивший АПК 1992 года, имеет
целью завершить “превращение” бывших государственных арбитражей - звеньев
планово-административной системы - в полноценные органы правосудия -
арбитражные суды. Тем самым новый кодекс призван способствовать расширению
и углублению хозяйственных реформ, обеспечивать коммерческий оборот,
свободную конкуренцию, защиту любых форм собственности.[31]
Что собой представляет новый Арбитражно-процессуальный кодекс?
Он содержит пять разделов, которые состоят из глав. В законе 215 статей.
В разделе “Общие положения” определены основные начала арбитражного
процессуального законодательства. Многие принципиальные положения
переработаны с учетом действия в обществе социально ориентированной
рыночной экономики и положений новой конституции РФ. Например, принцип
состязательности. Он закреплен в статье 7. “Судопроизводство в арбитражном
суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон”. То
есть на стороны возложена обязанность обосновывать свои требования и
возражения, и выполнение этих обязанностей обеспечивается более жесткими
процессуальными санкциями и неблагоприятными последствиями. Это
стимулирование способствует более быстрому и правильному рассмотрению и
разрешению споров.
Отдельная глава кодекса (глава III) посвящена регулированию и
подведомственности и подсудности дел арбитражному суду.
В АПК 1992 года подведомственности было посвящено две статьи: статья
20 (подведомственность экономических споров), статья 22 - споры в сфере
управления. В новом АПК нет деления на споры экономические и в сфере
управления, а содержится одна статья - 22, посвященная подведомственности.
Подход законодателя к этой проблеме можно трактовать так: понятием
экономического спора охватываются все споры, подведомственные арбитражному
суду и возникающие из гражданских правоотношений (имущественные) и споры в
сфере управления, возникающие из административных правоотношений. В этой
статье (22 АПК РФ) определяется субъективный состав его участников. Среди
них названы и иностранные лица. Это новая категория дел. Прежде такие
споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции.
В статье 22 расширен, по сравнению с прежним АПК, и круг дел,
подведомственных арбитражным судам.
Будут разбираться дела о защите чести, достоинства и деловой
репутации как юридических лиц, так и граждан-предпринимателей.
Еще одно новшество касается возможности обратиться в арбитражный суд
с иском о признании факта владения.
Появилась новая статья (26) о подсудности по выбору истца. Фактически
здесь устанавливается альтернативная подсудность. В частности, по выбору
истца может предъявляться иск, если он относится к нескольким ответчикам,
которые находятся на территориях разных субъектов Федерации.
Следующее новшество - иск к ответчику, местонахождение которого
неизвестно. Он может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения
его имущества или по его последнему месту нахождения в РФ.
Более конкретно и последовательно сформулированы статьи, закрепляющие
нормы институтов о прекращении производства по делу, оставление иска без
рассмотрения, приостановлении производства по делу.
Очень серьезное внимание в новом кодексе уделено проблеме обеспечения
иска.
Раздел II “Производство в арбитражном суде 1-й инстанции” занимает
центральное место в кодексе. В главе XIV систематизированы и приведены в
соответствие с основными принципами положения о предъявлении иска. В
отличие от старого кодекса предусмотрена возможность предъявления иска, как
самим истцом, так и его представителями.
Дополнены и уточнены основания к отказу в принятии и основания
возвращения искового заявления, расширены права истца на обжалование
действий судьи в стадии предъявления иска.
В соответствии с закрепленным в Кодексе принципом диспозитивности
стороны в арбитражном процессе могут свободно распоряжаться своими
материальными и процессуальными правами, в том числе заключить мировое
согласие. Этот институт прежним АПК не был предусмотрен, хотя практика
всегда испытывала в нем потребность.[32]
В разделе III “Производство по пересмотру решений” содержится много
новых положений. Предусмотрены в этом разделе четыре, вместо содержащихся в
старом АПК трех, самостоятельные разделы: “Производство в апелляционной
инстанции”, “Производство в кассационной инстанции”, “Производство в
порядке надзора”, “Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам”.
В Кодексе заменено кассационное производство, предназначенное по
старому законодательству для проверки законности и обоснованности не
вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции,
апелляционным производством.
С учетом зарубежного опыта в Кодекс введен новый институт
“Производство в кассационной инстанции”. Кассационное производство, в
отличие от производства в апелляционной инстанции, предназначено только для
проверки законности вступивших в законную силу решений суда первой и
апелляционной инстанции.
Надзорное же производство может быть возбуждено только по протестам
узкого круга должностных лиц, перечисленных в Кодексе.
В Кодексе есть новый раздел “Производство по делам с участием
иностранных лиц”, в котором содержатся нормы, регулирующие особенности
рассмотрения арбитражным судом дел с участием иностранных лиц.
Нововведением является также радикальное изменение смысла главы 6
"Доказательства". Речь идет о бремени доказывания и предоставлении
доказательств. Так, согласно ст. 40 прежнего АПК, "Каждая сторона должна
доказывать..." те или иные обстоятельства. В ст. 53 нового АПК РФ эта норма
приобрела новое содержание - существенно расширен состав участников
процесса, обязанных представлять доказательства: "Каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать..." те или иные обстоятельства.
Более того, законодатель подчеркивает, что "арбитражный суд вправе
предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные
доказательства, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании
имеющихся доказательств" (п. 2 ст. 53 АПК). Из этого следует, что
арбитражный суд не должен самостоятельно представлять то или иное
доказательство, что само по себе свидетельствует о дальнейшем развитии
судебной демократии.[33]
Существенной новеллой является введение протокола судебного
разбирательства (ст. 123 АПК). Она имеет принципиально важное значение в
двух аспектах.
Во-первых, фиксирование в процессе разбирательства свидетельских
показаний, объяснений экспертов, ходатайств, заявлений и т.п. представляет
собой дополнительный письменный источник доказательств. Во-вторых, введение
протокола будет способствовать обеспечению законности и обоснованности
решения, а следовательно - повышению качества правосудия.
Вводимый протокол отличается от традиционного протокола тем, что в нем
не отражаются судебные прения, поскольку судебно-арбитражный процесс не
предусматривает судебных прений как специальной стадии судебного
разбирательства. По сути дела протокол будет являться своеобразным реестром
хода судебного процесса, в нем будут прежде всего фиксироваться нередкие в
практике устные заявления и ходатайства участвующих в деле лиц.
Такой подход к протоколу основывается на опыте некоторых стран, где он
себя положительно зарекомендовал.[34] (Более подробно о протоколе см.
соответствующий раздел).
Вот, собственно, все основные новеллы в ныне действующем АПК. Подводя
итог, можно сказать, что при разработке кодекса были сохранены оправдавшие
себя на практике нормы прежнего арбитражного законодательства. Многие
другие положения того кодекса сохранены, но формируются с коррективами,
диктуемыми накопленным арбитражными судами опытом.

ГЛАВА 3. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

3.1 Право на обращение с иском в арбитражный суд

Арбитражным процессуальным законодательством предоставлено право
обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и
законных интересов заинтересованным лицам: организациям независимо от форм
собственности, а также гражданам, зарегистрированным в качестве
предпринимателей.
Так же в случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 4 АПК), правом на
обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных
интересов предоставлено прокурору, государственным органам, органам
местного самоуправления и др.
Однако наличие права на возбуждение конкретного дела в арбитражном суде
связано с существованием определенных юридических фактов и соблюдением
установленного арбитражным процессуальным законодательством порядка
обращения в этот судебный орган. Отсутствие правообразующего фактического
состава или нарушение порядка реализации права на обращение в арбитражный
суд исключает возможность возбуждения арбитражного производства полностью
либо задерживает его своевременное возбуждение.
Право на обращение с иском в арбитражный суд представляет собой
установленную законом возможность для каждого заинтересованного лица
обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Из
вышесказанного вытекает следующее:
1) правом на обращение в арбитражный суд могут воспользоваться
заинтересованные лица (ч. 1 ст. 4 АПК);
2) заинтересованными лицами являются — стороны; третьи лица; заявители и
иные лица по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и
о несостоятельности (банкротстве); прокурор; государственные органы, органы
местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд с иском в защиту
государственных и общественных интересов (ч. 2 ст. 4, ст. 32 АПК);
3) перечисленные заинтересованные лица при обращении с иском в
арбитражный суд должны соблюсти установленный АПК порядок подачи искового
заявления. .
Реализация права на иск связана с соблюдением правил, регулирующих
порядок подачи искового заявления в арбитражный суд. Из анализа содержания
ст. 108 АПК, можно сделать вывод о том, что перечень этих правил сводится к
следующему:
1) исковое заявление по форме и содержанию должно соответствовать нормам
ст. 102 АПК;
2) исковое заявление должно быть подписано лицом, имеющим на это право,
с указанием его должностного положения;
3) дело должно быть подсудно данному арбитражному суду;
4) истец обязан представить доказательства направления другим лицам,,
участвующим в деле, копии искового заявления;
5) истец должен представить доказательства уплаты государственной
пошлины или заявить ходатайство об освобождении, отсрочке, рассрочке ее
уплаты;
6) истец должен представить доказательства соблюдения досудебного
(претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено
федеральным законом для данной категории споров или договором;
7) соединенные в одном исковом заявлении несколько требований к одному
или нескольким ответчикам должны быть связаны между собой;
истец обязан представить доказательства обращения в банк или иное кредитное
учреждение за получением с ответчика задолженности, когда она согласно
закону, иному нормативному правовому акту или договору должна быть получена
через банк или иное кредитное учреждение.
3.2 Правила подачи искового заявления в арбитражный суд

Возбуждению дела в арбитражном суде предшествует подача субъектами,
перечисленными в ч. 1, 2 ст. 4 АПК, искового заявления с соблюдением
определенных правил.
Правила подачи искового заявления (образец искового заявления см.
Приложение 2) включают в себя положения о его форме и содержании (ст. 102
АПК), направлении копий искового заявления и прилагаемых к нему документов
других лицам (ст. 103).
Правила, относящиеся к форме и содержанию, закреплены в ст. 102 АПК. В
ней содержатся ответы на вопросы: 1) в какой форме оно подается в
арбитражный суд; 2) кто вправе подписать исковое заявление; 3) какие
сведения и как должны быть указаны.
В соответствии с ч. 1 ст. 102 АПК исковое заявление подается в
арбитражный суд в письменной форме. Способы и технические средства,
применяемые при изготовлении искового заявления, могут быть любыми,
поскольку законом они не определены. Судебная практика допускает
изготовление искового заявления с использованием множительной техники и в
рукописном исполнении. Письменная форма обращения в арбитражный суд в
данном случае позволяет четко фиксировать время и место предъявления иска,
определять соответствие содержания искового заявления закону, оперативно
устранить ошибки и недостатки, допущенные истцом и арбитражным судом в
стадии предъявления иска, проверить законность определения судьи об отказе
в принятии или возвращении искового заявления, своевременно устранить
нарушение права истца на предъявление иска и надежно гарантировать право
истца и ответчика на судебную защиту.
При обращении в арбитражный суд исковое заявление подписывается истцом
или его представителем. В соответствии со ст. 47 АПК дела организаций в
арбитражном процессе ведут их органы, действующие в пределах полномочий,
предоставленных законом, иными нормативными актами или учредительными
документами.
Подпись руководителя организации признается оформленной надлежащим
образом только тогда, когда в исковом заявлении содержится указание
должности, фамилии, инициалов руководителя.
При обращении в арбитражный суд гражданина, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; исковое
заявление подписывается лично гражданином.
При наличии доверенности исковое заявление может быть подписано
руководителем филиала, представительства, иного обособленного структурного
подразделения предприятия.
В случае если исковое заявление подписано лицом, не имеющим права его
подписывать арбитражный суд оставляет его без рассмотрения(п.3 ст. 87 АПК).
На это указывает так же судебная практика - Постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. N 7328/95. По данному
делу исковое заявление подписано бывшим руководителем (на момент подачи
иска уволенным с работы). Апелляционная инстанция правильно отменила
решение по существу и имела полномочия, как и суд первой инстанции,
оставить иск без рассмотрения по указанному выше основанию[35].
Помимо закрепления правил о соблюдении установленной формы искового
заявления, в ст. 102 АПК закреплены требования относительно его содержания.
Содержание искового заявления составляют обязательные сведения, необходимые
для рассмотрения и разрешения иска в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 АПК в исковом заявлении должны быть
указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
2) наименование лиц, участвующих в деле и их почтовые адреса. Судебная
практика требует обозначения банковских реквизитов сторон;
3) цена иска, если иск подлежит оценке. Цена иска в денежном отношении
выражает суть искового требования по имущественным спорам;
4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования. Исковое
заявление должно содержать надлежащим образом обоснованное с фактической и
правовой стороны требование;
5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований.
Убедительность приведенных в исковом заявлении доводов подтверждается
указанием на доказательства оснований иска. При наличии у истца
доказательств он прилагает их к исковому заявлению;
6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы. Если заявленное исковое
требование имеет денежный эквивалент, истец должен определить его,
сформулировав цену иска, а затем произвести расчет взыскиваемой или
оспариваемой суммы;
Так например: одна организация (№1) приобрела у другой (№2) товар на
сумму 70000 руб. Договором предусмотрена оплата товара в течении месяца с
момента отгрузки. В случае просрочки платежа предусмотрена ответственность
в виде 0,5 % от суммы договора, за каждый день просрочки платежа. В
указанный в договоре срок оплата не была произведена. Переговоры ни к чему
не привели и №2 решил обратиться в арбитражный суд. При этом нужно
произвести расчет взыскиваемой суммы. Он производиться по следующей
формуле.
Сумма долга без НДС (Пунктом 10 письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда от 10.12.96 № 9 определено, что санкции и проценты, предусмотренные
договором либо законом за просрочку оплаты товаров (работ, услуг), подлежат
начислению на цену товара без учета налога на добавленную стоимость.[36]) *
число просроченных дней * пени (штраф).
Число просроченных дней -140
НДС- 20%
Проценты по иску составляют: 70000-20% * 140 * 0.5%=39200
Соответственно Цена иска – 70000 + 39200=109200
7) требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые
акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к
каждому из них;
8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка
урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным
законом для данной категории споров или договором; в связи с этим в исковом
заявлении следует указать дату предъявления претензии, дату получения
ответа, если таковой был направлен, анализы и выводы истца о
неосновательности возражений, содержащихся в ответе на претензию;
9) перечень прилагаемых документов.
Указанные реквизиты искового заявления обязательны. Вместе с тем в нем
могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного
разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства. Например, об
истребовании нужных доказательств (о назначении экспертизы, об осмотре
доказательства на месте, о вызове свидетеля и т.п.).
В соответствии со ст. 104 АПК к исковому заявлению прилагаются следующие
документы, подтверждающие:
а) уплату государственной пошлины в установленном размере и порядке;
В случаях, когда федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки,
рассрочки уплаты госпошлины или уменьшение ее размера, ходатайство (см.
Приложение 3) об этом.
Арбитражный суд, исходя из имущественного положения сторон, может
отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее
размер;[37]
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее
размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны.
Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении),
апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении,
приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке
или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера,
поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или
кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения[38].
Так, в 2000 г., при подаче исковых заявлений государственной пошлиной
было оплачено лишь 25 процентов дел. Первая причина заключается в том, что
по закону были освобождены от государственной пошлины 56 процентов
заявлений, поданных в арбитражные суды. Подавались заявления об отсрочке
выплаты пошлин и хотя число таких обращений сократилось с 27 процентов в
1998 году до 19 процентов в 2000 году, тем не менее большинство из них
удовлетворяется[39]. Эти цифры говорят о том, что суды активно используют
свое право по этому вопросу и это на мой взгляд правильно, потому что у
многих, как обычно выражаются, попросту нет денег не только на то, что бы
оплатить госпошлину, но под час на своевременную выдачу заработной платы
рабочим.
б) направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;
в) соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора
с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной
категории споров или договором.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство дает право
любому заинтересованному лицу без предварительного направления претензии
непосредственно обратиться с заявлением в арбитражный суд. Однако в ст. 4
АПК из этого правила делаются исключения. В случаях, когда федеральным
законом установлен для определенной категории споров досудебный
(претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор
может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения
такого порядка. Истец вместе с исковым заявлением должен представить копию
претензии и доказательство ее отправки ответчику. К числу таких
доказательств относятся почтовая квитанция на отправку претензии заказным
письмом, копия или выписка из списка почтовых отправлений (при отправке
корреспонденции по списку), расписка в принятии претензий или полученный на
нее ответ.
В том случае если в арбитражный суд обращается прокурор, государственные
органов, органы местного управления и иные органы в случаях,
предусмотренных законом, соблюдения досудебного (претензионного)
регулирования спора не требуется, даже если необходимость его соблюдения
предусмотрена федеральным законом или договором;
г) обстоятельства, на которых основываются исковые требования.
В ст. 104 АПК закреплены правила, регулирующие определенные особенности
относительно дополнительных специальных документов. Если исковое заявление
подписано представителем истца, прилагается доверенность, подтверждающая
его полномочия на предъявление иска. К исковому заявлению о понуждении
заключить договор прилагается проект договора.
К исковым заявлениям по другим основаниям прилагаются иные документы.
Например, свои правила подачи заявлений по делам о несостоятельности
(банкротстве) закреплены в ст. 33-43 Федерального закона “О
несостоятельности (банкротстве)”[40].
Организационно подача искового заявления происходит следующим образом:
само исковое заявление сдается в арбитражный суд, который будет,
рассматривать дело по первой инстанции, через канцелярию. Истец или его
представитель могут послать исковое заявление по почте, а также сдать его в
канцелярию суда либо в экспедицию суда. Затем происходит их регистрация в
качестве входящих документов либо как именно исковых заявлений. После этого
заявление передается конкретному судье для решения вопроса о возбуждении
дела. Судья в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в
арбитражный суд должен решить вопрос о принятии дела к производству.
В соответствии со ст. 106 АПК вопрос о принятии искового заявления
решается судьей арбитражного суда единолично. Процессуальное оформление
решения судьи о принятии искового заявления оформляется в виде
определения(см. приложение 4). Содержание этого определения может быть
изложено в определении о подготовке дела к разбирательству в судебном
заседании.
В случае если:
1) спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
Например, иск о признании незаконным уклонения управления юстиции от
государственной регистрации устава поселкового округа, входящего в состав
района, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном
суде.
Арбитражный суд является специализированным судом по разрешению
экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью (см.
ст.2, 22 АПК).
Судебные акты отменены, производство по делу прекращено на основании п.1
ст.85 АПК. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 14 апреля 1998 г. N 964/98)[41].
2) имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же
лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о
прекращении производства по делу либо об утверждении мирового соглашения
суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
3) в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского
суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем
же основаниям;
4) имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же
лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда,
за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче
исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского
суда, возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший
решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось
невозможным.
судья выносит определение об отказе в принятии искового заявления (ст.
107 АПК)
Арбитражно-процессуальное законодательство содержит еще одну группу
правил, при несоблюдении которых судья также не принимает исковое заявление
и возвращает его заявителю без рассмотрения. Эти правила перечислены в ст.
108 АПК и не свидетельствуют об отсутствии у истца права на иск (права на
предъявление иска), а указывают, что исковое заявление не может быть
принято к рассмотрению суда по существу до тех пор, пока не будут устранены
основания, повлекшие возвращение искового заявления.
В соответствии со ст. 108 АПК судья возвращает заявление и приложенные к
нему документы:
1) если не соблюдены форма и содержание искового заявления,
установленные ст. 102 АПК;
2) если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим
права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не
указано;
3) если дело не подсудно данному арбитражному суду;
4) если не представлены доказательства направления другим лицам,
участвующим в деле, копий искового заявления;
5) если не представлены документы, подтверждающие уплату госпошлины в
установленных порядке и размере, а в случаях, когда федеральным законом
предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины или
уменьшение ее размера, отсутствует ходатайство об этом или оно отклонено;
6) если истец не предъявил документы, подтверждающие соблюдение
досудебного (претензионного) порядка регулирования спора с ответчиком,
когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или
договором;
7) если в одном исковом заявлении соединены несколько требований к
одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между
собой;
8) если не представлены доказательства обращения в банк или иное
кредитное учреждение за получением с ответчика задолженности, когда она
согласно закону, иному нормативному правовому акту или договору должна быть
получена через банк или иное кредитное учреждение;
9) если до вынесения определения о принятии искового заявления к
производству от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.
После принятия искового заявления к производству арбитражного суда
возвращение его по данному основанию исключается. В этом случае наступают
иные последствия, например прекращение производства по делу.
При нарушении перечисленных в ст. 108 АПК требований, предъявляемых к
порядку обращения в арбитражный суд, исковое заявление подлежит возвращению
без рассмотрения, о чем извещаются лица, участвующие в деле.
О возвращении искового заявления судья выносит определение.(см.
Приложение 5) В определении указывается, каким образом и какие именно
обстоятельства, предшествующие принятию искового заявления, должны быть
устранены. Возвращение искового заявления не препятствует заинтересованному
лицу вторично обратиться в арбитражный суд в общем порядке после устранения
допущенных нарушений.
В п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября
1996 г. “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции”, подчеркивается,
что перечень оснований для отказа в принятии искового заявления (ст. 107
АПК) и возвращения искового заявления (ст. 108 АПК) — исчерпывающий и не
подлежит расширительному толкованию. Судья не вправе возвратить исковое
заявление по мотиву неприложения документов, являющихся доказательствами,
поскольку согласно ст. 53, 54, 112 АПК и другим истец может их представить,
а суд предлагать их представить до окончания разбирательства дела.
Если предусмотренные в п. 1, 4, 5, 7 ч. 1 ст. 108 АПК основания
возвращения искового заявления выявлены арбитражным судом после его
принятия к производству, дело подлежит рассмотрению по существу. При
необходимости рассмотрение дела может быть отложено, в частности, для
направления другим лицам, участвующим в деле, копий исковых материалов.
Неосновательно объединенные требования могут быть разъединены арбитражным
судом в соответствии со ст. 105 АПК, государственная пошлина взыскана при
принятии решения[42].
Хочется также упомянуть, что на любой стадии процесса (но до удаления
арбитражного суда для вынесения решения) ответчик может предъявить
встречный иск. Предъявление встречного иска возможно только в производстве
арбитражного суда первой инстанции и не допускается в последующих стадиях
арбитражного процесса. Согласно ч. 3 ст. 155 АПК в апелляционной инстанции
не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были
предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.
Предъявление встречного иска производится по общим правилам предъявления
исков. Встречный иск предъявляется с соблюдением всех требований,
предусмотренных ст. 102-105 АПК применительно к оформлению иска истцом. К
встречному иску должны быть приложены доказательства направления копии
заявления истцу по первоначальному иску (копия может быть вручена истцу
непосредственно в заседании, если встречный иск заявляется при судебном
разбирательстве) и доказательства уплаты государственной пошлины (либо
ходатайство о представлении отсрочки, рассрочки).
В соответствии со ст. 110 АПК встречный иск принимается в

Новинки рефератов ::

Реферат: Периодизация истории зарубежного государства и права (Государство и право)


Реферат: Ценообразование на экспортную и импортную продукцию (Менеджмент)


Реферат: Шпаргалки по предмету социология (Социология)


Реферат: Проблемы НП (Гражданское право и процесс)


Реферат: Choosing a career (Иностранные языки)


Реферат: Развитие комбикормовой промышленности (Сельское хозяйство)


Реферат: Невербальное поведение личности и ее влияние на ход переговоров (Менеджмент)


Реферат: Конспект лекций по дисциплине "Метрология и стандартизация". Часть 1. Метрология (Технология)


Реферат: Автоматизация печи обжига известняка (Технология)


Реферат: Сравнительный анализ языков программирования JavaScript и VBScript (Программирование)


Реферат: Поршень (Технология)


Реферат: Бизнес план (Менеджмент)


Реферат: Формирование личности в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Социальная структура общества (Социология)


Реферат: Ветеринарно-санитарная оценка вареных колбас при использовании различных добавок (Биология)


Реферат: Роль МПВО в 1941-1945 (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Отчет по производственной практике в газете "Тольяттинское обозрение" (Менеджмент)


Реферат: Рептилии (Биология)


Реферат: Досье ОАО "ВимБильДанн Продукты питания" (Маркетинг)


Реферат: Топики (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист