GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Учетная политика (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учетная политика (Бухгалтерский учет)



[pic]
THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL LAW AND ECONOMICS named after A.S.
Griboedov

3-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой обучения
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-051с (Фс-061с)



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

На тему

«УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА»



Студент ПЫРХ С. В.

(ЭУ/99 – 24)



Руководитель

Доцент ЛИГАЧЕВА Л.А.



Москва, 2000


СОДЕРЖАНИЕ.


I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….2
II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ………………………………………………3
2.1. Содержание и структура приказа об учетной
политике…………………………………………..…………………….8
2.2. Комментарии к технико-методологическим и организационным
правилам (принципам) учетной политики…….17
2.2.1. Учетная политика предприятия: методический и технический
аспекты……………………………..………………17
2.2.1.1. Методика разработки учетной политики
организации………………………………………………….……………..17
2.2.1.2. Разграничение средств труда на основные средства и малоценные
предметы и технико-методологические правила учета их движения
и амортизации стоимости…………….……..19
2.2.1.3. Для малых предприятий…………………………………………………………………………………………………21
2.2.2. Учет и амортизация стоимости нематериальных
активов…………………………………………………………….24
2.2.3. Варианты учета приобретения (заготовки), оценки
производственных запасов и товаров………………………..25
2.2.4. Варианты учета затрат на производство, распределения расходов
учета выпуска, оценки и калькулирования себестоимости готовой
продукции……………………………………………27
2.2.5. Вариант определения выручки от реализации продукции (работ,
услуг) и признания прибыли (дохода)………..29
2.2.6. Учет затрат на ремонт основных
средств……………………………………………………………………………...31
2.2.7. Учет и порядок создания резервов, фондов и использования
прибыли……………………………………………..32
2.2.8. Учет расходов и доходов, будущих периодов и порядок оценки
задолженности по полученным займам………..35
2.2.9. План счетов бухгалтерского
учета……………………………………………………………………………………..36
2.3. Форма бухгалтерского
учета…………………………………………………………………………………………….36
2.4. Инвентаризация имущества и
обязательств…………………………………………………………………………...37
2.5. Внутрипроизводственная отчетность. Продолжительность первого
отчетного года……………………………….39
2.6. Учетная политика предприятия: организационный
аспект………………………………………………………….39
2.6.1. Организационная форма бухгалтерской
службы……………………………………………………………………..39
2.6.2. Уровень централизации учета. Структура бухгалтерской
службы…………………………………………………39
2.6.3. Выделение подразделений предприятия на отбельный
баланс…………………………………………………….40
2.6.4. Внутрипроизводственный
контроль………………………………………………………………………………….41
III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ…………………………………………………………………………………42
3.1. Приказ об утверждении учетной политики
организации……………………………………………………………42
3.2. Приказ о назначении инвентаризационной
комиссии……………………………………………………………….52
3.3. Приказ о назначении подотчетных
лиц………………………………………………………………………………52
3.4. Приказ об утверждении штатного
расписания………………………………………………………………………52
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...54
I. ВВЕДЕНИЕ

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен
осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил. Реализация которых бы, обеспечила
бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном
случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой
информации, ее достоверность и полезность для широкого круга
заинтересованных пользователей.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки
бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и
смешанный.
При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра.
При чем особого значения не имеет, государственный это орган или
общественное объединение.
Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского
учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает
максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности
предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.
Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго
подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за
централизованным регулированием остается установление основополагающих
правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность
финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в
идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга
общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и
принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий
деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала,
имеющейся технической базы управления.
Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят
собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной
постановки бухгалтерского учета.
В «Положении о бухгалтерской отчетности организации» ПБУ 4/99
(утверждены приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. №43н) в
практике отечественного бухгалтерского учета продолжает существовать термин
«учетная политика предприятия». Термин «учетная политика предприятия» вошел
в употребление путем перевода на русский язык английского словосочетания
«accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета).
Согласно главного нормативного документа, регламентирующим ведение
учетной политики на предприятии, является Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждены приказом Министерства
финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60н), из него следует, что основы
формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности)
учетной политики едины и обязательны: в части формирования – для всех
предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия – для
предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или
частично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо по
собственной инициативе.
Этот документ по ряду моментов дополняют другие Положения по
бухгалтерскому учету, которые являются российскими стандартами в этой
области.
Другими словами, каждое предприятие должно иметь свою выбранную
учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень
широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных
бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются
проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и
др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Поскольку одним из
основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является
принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии
имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком
информации (опыта), то целью данной работы является:
1) определить содержание и дать определение учетной политики;
2) разработать примерный проект учетной политики предприятия и
показать порядок ее оформления и содержание;
3) дать комментарии по пунктам разработанного проекта учетной политики
и определить факторы, влияющие на их принятие.
Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации
метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от
ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и
управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и
полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И
поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит
от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы
является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского
учета и технические принципы их реализации.
II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце
восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык
словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах,
издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В
начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и
отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое
распространение в учетной литературе и на практике.
В экономической литературе приводятся разнообразные определения:
«Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и
правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения
бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы
на данный момент времени»; «… совокупность способов ведения бухгалтерского
учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий
хозяйствования»; «… это совокупность конкретных методов и форм ведения
бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых
правил и особенностей своей деятельности».
В приказе Минфина России от 9.12.98 г. N 60н "Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" под
учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов
ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы
группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости
активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов
бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки
информации и иные соответствующие способы и приемы.
Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и
никакой общественно – экономический строй, как показывает практика, не
может поменять его. Изменения же происходят только в техническом и
организационном плане с целью более рационального и эффективного
использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты
предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского
учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации
его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой
совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии
реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью
формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной
финансовой и управленческой информации предприятия.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
наглядно отражена на рисунке 1.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности
основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых
требует системного подхода с целью максимальной оптимизации.

Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие
факторы:

- форму собственности и организационно-правовой статус предприятия
(государственное, частное, акционерное общество, товарищество и
т.д.);
- отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность,
строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);
- организационную структуру управления и наличия структурных
подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж,
численность персонала и др.);
- текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение
дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций
на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок
акций и др.);
- особенности деятельности – производственной (технологическая
структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация
снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с
покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими
финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой
(структура, независимость от собственников, отчетность перед ними,
уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной
техникой);
- кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки,
степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их
разрешать);
- хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние
хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства,
благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Рисунок 1
Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики
|МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
|(взаимосвязь отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении |
|фактов хозяйственной деятельности предприятия) |
|ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
|Первичное наблюдение |Стоимостное |Текущая |Итоговое |
| |измерение |группировка |обобщение |
|Документац|Инвентаризац|оценка|калькуляци|счета|двойная |Баланс|отчетно|
|ия |ия | |я | |запись | |сть |

|УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ |
|( как реализация метода бухгалтерского учета ) |
|ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ |
|Первичное |Стоимостное |Текущей |Итогового |
|наблюдение |измерения |группировки |обобщения |
|Реквизиты|Периоди|Конкретн|Конкретные|План|Схемы |Состав |Реквизит|
|и формы |чность |ые |способы |счет|отражения в |статей |ы и |
|первичных|и |способы |калькуляци|ов |учете |баланса, |формы |
|документо|масштаб|оценки |и | |отдельных |конкретны|отчетов,|
|в, |ы |имуществ|себестоимо| |фактов |е способы|состав |
|документо|инвента|а и |сти | |хозяйственно|оценки |статей и|
|оборот и |ризации|обязател|продукции | |й |имущества|т.д. |
|т.д. |, |ьств |и т.д. | |деятельности|и | |
| |порядок| | | | |обязатель| |
| |ее | | | | |ств | |
| |проведе| | | | | | |
| |ния | | | | | | |


Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов
(приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного
измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на
разных предприятиях.
Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих
принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие
таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского
учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и
достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия,
выступать способом общения деловых людей, быть составляющей
общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей.
Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил
ведения учета.
Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетного
процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на
предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и
разработке учетного процесса.
Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой
документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их
реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно
исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия,
непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной
политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и
обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и
обязательств собственников этого предприятия и других предприятий
(допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет
продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют
намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения
деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в
установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия);
выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от
одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения
учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся
к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском
учете), в котором они имели место независимо от факторного времени
поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами
(допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в
бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования
полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и
пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых
резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете
фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но
и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование
приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета
на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской
отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование
непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета
исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия
(требование рациональности).
При формировании учетной политики предприятия по конкретному
направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета
осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых
законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не
устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу,
то при формировании учетной политики разработка предприятием
соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по
бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее
условие – единство учетной политики на предприятии.
Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми
структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный
баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая
разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и
несводимой.
Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса
предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное
установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того,
формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной
взаимосвязи с налоговым планированием.
Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность
системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты
учетного процесса: методический, технический и организационный.
Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и
обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы
исчисления прибыли, дохода и т.п.
Методический аспект включает:
- Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП (по
критериям формируется политика списания этих ценностей на
себестоимость продукции).
- Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП (оказывает
влияние на темпы расходования оборотных средств на себестоимость
продукции (работ, услуг).
- Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов (определяет
быстроту окупаемости и обновления данных фондов).
- Порядок начисления амортизации по нематериальным активам
(обеспечивает эффективность использования этих долгосрочных активов
и точность отражения расходов по ним в себестоимости продукции
(работ, услуг).
- порядок финансирования ремонта основных средств.
- Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных
запасов) (определяются полнота и точность оценки темпов расходования
материалов).
- Формирование учетных групп материальных ценностей.
- Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения
материальных ценностей (зависят полнота и точность оценки материальных
запасов).
- Способ учета выпуска продукции (предопределяет высокую точность
подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы,
оказываемые услуги) при минимальных сроках. Они также облегчают
определение момента перехода права собственности к покупателю при
реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг).
- Сроки погашения расходов будущих периодов (дают возможность
правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции
(работ, услуг), определять точную базу по налогообложению прибыли,
получаемую при их реализации, и избегать необоснованного создания
резервов).
- Перечень резервов предстоящих расходов и платежей (определяется
возможность страхования предпринимательских рисков).
- Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг)
(дает возможность установить форму взаимоотношений с поставщиками,
покупателями и бюджетом).
- Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок
создания и использования фондов специального назначения (зависит
страхование рисков по взаиморасчетам с покупателями).
- Подход к оценке товаров в розничной торговле (оказывает влияние на
методологию бухгалтерского и налогового учета на предприятиях
данного типа).
- Методы калькулирования продукции (позволяют существенно уменьшать
сроки расчетов себестоимости конкретных видов продукции, обеспечивая
высокую точность).
- Порядок финансирования ремонтных работ (определяются сроки, объемы и
регулярность проведения профилактических мероприятий по поддержанию
основных средств в рабочем состоянии).
- Порядок выплаты дивидендов учредителям (предусматриваются подходы
распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты
налогов).
- Принцип учета курсовых валютных разниц (характеризует полноту и
точность отражения активов и обязательств организации, выраженных в
иностранных денежных единицах (валюте).

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных
регистрах, схемах отражения на счетах учета.
Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:
- План счетов бухгалтерского учета (рабочий план счетов бухгалтерского
учета содержит перечень, описание и характеристики используемых
организацией счетов).
- Форма бухгалтерского учета (определяет порядок регистрации
хозяйственной деятельности и величину расходов на ее ведение).
- Технология обработки учетной информации (организация
документооборота обеспечивает увязку управленческого и
бухгалтерского учета, позволяет создать основу налогового
планирования и прогнозирования финансового результата деятельности
организации; системы регистров определяют точность и оперативность
учета финансовой информации и обеспечивают надежность ее хранения).
- Организация внутрипроизводственного контроля.
- Организация составления отчетности.
- Инвентаризация имущества и обязательств (порядок и сроки проведения
инвентаризации устанавливаются для регулирования взаимоотношений
бухгалтерии с материально ответственными лицами организации, что
уменьшает вероятность потерь и хищений ценностей).

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения
построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления,
взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы,
взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования
рыночной экономики.
При совершенствовании организационной стороны бухгалтерского учета
согласно ПБУ 1/98 особое внимание необходимо на такие вопросы как:
1) организационные формы учета. В настоящее время руководители и
учредители предприятий имеют право организовывать бухгалтерский учет путем:
- создания отдельного подразделения - бухгалтерии;
- найма одного бухгалтера (главного бухгалтера);
- заключения договора на бухгалтерское обслуживание со
специализированной фирмой;
- ведения учета руководителем организации.
Каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Важно,
что предприятию предоставлен выбор, который его руководители и учредители
могут сделать с максимальным эффектом;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета. Такой план счетов формирует
главный бухгалтер предприятия исходя из экономической целесообразности и
возможности максимального сокращения времени на ведение учета. Рабочий план
счетов дает возможность делать нетрадиционные проводки, которые не описаны
в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина
России от 1 ноября 1991 г. N 56. Это позволяет приблизить российский
бухгалтерский учет к международным стандартам учета. Однако необходимо
помнить, что вводимые бухгалтером новые проводки должны иметь четкое
экономическое обоснование;
3) формы первичных документов. Для правильного ведения бухгалтерского
учета главный бухгалтер предприятия выбирает соответствующие формы
первичных документов. Нужно только помнить, что каждый документ является
письменным свидетельством совершения хозяйственной операции. Юридическую
силу ему придают следующие обязательные реквизиты, без которых он
недействителен:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен
документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
6) наименования должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
Кроме того, многие первичные документы согласно Постановлению
Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а и Постановлению от 18
августа 1998 г. N 88 унифицированы. С 1 января 1999 г. действуют
унифицированные документы по учету:
- сельскохозяйственной продукции и сырья;
- труда и его оплаты;
- основных средств и нематериальных активов;
- материалов;
- МБП;
- работ в капитальном строительстве;
- работы строительных машин и механизмов;
- работ на автомобильном транспорте;
- результатов инвентаризации;
- кассовых операций;
- торговых операций.
Унифицированные формы имеют некоторые обязательные позиции. Это
должно быть учтено, если предприятие само составляет подобные
документы;
4) порядок проведения инвентаризаций. Этот порядок разрабатывают
совместно руководитель и главный бухгалтер предприятия. Особенность 1999-
2000 финансовых лет заключается в том, что выявленные при инвентаризации
излишки материальных ценностей приходуются в качестве прибыли предприятия
по их рыночной стоимости:
Д 01, 10, 12, 40, 41 - К 80 - на сумму рыночной стоимости
материальных ценностей.
Излишки включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Недостача материальных ценностей фиксируется в бухгалтерском учете
согласно п.15 Положения о составе затрат. Следует помнить, что
существуют нормы естественной убыли по продовольственным и
лекарственным товарам. Недостача в пределах этих норм относится на
издержки производства и обращения:
Д 26, 44 - К 10, 12, 40, 41.
Недостача сверх норм естественной убыли должна быть отнесена на
материально ответственное лицо:
Д 84 - К 10, 12, 40, 41 - выявлена недостача сверх норм
естественной убыли;
Д 73, субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К
84 - недостача отнесена на материально ответственное лицо;
Д 70 - К 73-3 - недостача удержана с материально ответственного
лица.
Когда недостача обусловлена хищением, о ней нужно заявить в
правоохранительные органы. Если виновник установлен, то недостачу
покрывают за его счет, если не установлен, то недостачу списывают на
финансовый результат:
Д 84 - К 10, 12, 40, 41 - недостача в форме хищения материальных
ценностей;
Д 76 - К 84 - недостача отнесена на установленного виновника;
Д 80 - К 84 - недостача списана на финансовый результат.
Убытки от недостачи материальных ценностей, виновник по которым не
установлен, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
5) правила документооборота. Правила документооборота на предприятии
регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском
учете. Эти правила увязаны с формами бухгалтерского и управленческого учета
на предприятии.


Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается
руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию.
Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать
ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации; в
остальных случаях - в начале финансового года.
Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению
соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное
назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать
составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности
точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными
подразделениями и каждым исполнителем.
Необходимость в этом обуславливается двумя факторами.
Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без
упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является
бухгалтерский учет.
Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия
столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.
К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и
распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции,
положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания
акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от
внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.
Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода
проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них –
графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие
проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их
издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных
предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные
элементы учетной политики.
Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует
отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор),
закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы
предприятия.
Различные составляющие учетной политики оформляются документами
разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные
технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы
в приказах и распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно
действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота
ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых
условий для правильного его ведения.
Большая же часть технических способов ведения учета может
регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным
бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на
предприятии.

2.1. Содержание и структура приказа об учетной политике


Учетная политика организации оформляется организационно-
распорядительным документом приказом или распоряжением руководителя. В нем
рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим
законодательством многовариантно.
Нет никакой необходимости указывать в приказе об учетной политике, что
при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется Федеральным
законом "О бухгалтерском учете" или что при осуществлении наличных расчетов
с юридическими лицами соблюдает установленный лимит.
Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделить
положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством.
Тем более что, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу
необходимо указывать соответствующую норму, которая разрешает применять
данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией
самостоятельно. Данное требование вытекает из пункта 1 ПБУ 1/98 "Учетная
политика организации", согласно которому формирование учетной политики
представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.
Приказ об учетной политике можно разделить на три раздела, каждый из
которых включает в себя несколько элементов:
1. Организационно-технический раздел
1. Организация учетной работы
2. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)
3. Система и План счетов бухгалтерского учета
4. Форма бухгалтерского учета
5. Применяемые формы первичных учетных документов
6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов
7. График и правила документооборота
8. Номенклатура учета материально-производственных запасов
9. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
и т. п.
2. Способы ведения бухгалтерского учета
1. Установление границы между основными средствами и МБП
2. Переоценка объектов основных средств
3. Начисление амортизации основных средств
4. Начисление амортизации нематериальных активов
5. Начисление амортизации МБП
6. Порядок списания МБП стоимостью в пределах 1/20 лимита
7. Способы списания материально-производственных запасов
(материалов, товаров, готовой продукции)
8. Оценка товаров (для организаций и подразделений розничной
торговли)
9. Оценка незавершенного производства
10. Порядок учета общехозяйственных расходов
11. Порядок учета финансовых результатов при выполнении
долгосрочных договоров
12. Перечень создаваемых резервов предстоящих расходов и
платежей и т. п.
3. Способы ведения бухгалтерского учета для целей
налогообложения
1. Организация учета для целей налогообложения
2. Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) для
целей налогообложения
3. Методика корректировки себестоимости реализованной
продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими
выручку для целей налогообложения "по оплате" и т. п.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете",
в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации
может осуществляться:
- бухгалтерией как самостоятельным структурным
подразделением;
- бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и
состоящим в штате организации;
- специальной профессиональной организацией (централизованной
бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных
началах;
- руководителем лично.
К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе,
должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с
организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные
аналогичные документы.
Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников
бухгалтерии обычно включают в себя шесть разделов: общие положения;
функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные
связи); организация работы.
Учет в филиалах (обособленных подразделениях)
При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений)
следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в
целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную
политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это
нарушает пункт 10 ПБУ 1/98.
Организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту
своего нахождения и по местонахождению каждого своего филиала (как
выделенного на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается
КПП код причины постановки на учет в налоговом органе. С 1 января 2000 года
у организаций не будет приниматься отчетность, в которой не указан КПП. Об
этом сообщило МНС России в своем письме от 6 сентября 1999 г. N АП-6-
12/703.
Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ:
при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при
децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные
подразделения.
Если организация производит распределение расходов между головной
организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок
документального подтверждения такого перераспределения.
Система и План счетов бухгалтерского учета
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском
учете", а также с пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом
Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, каждая организация на основе
утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна
разработать собственный рабочий план. В нем следует предусмотреть счета,
необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического
учета. При этом дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в
утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с
Минфином России.
Форма бухгалтерского учета
В соответствии с пунктами 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского
учета организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то
есть определяет совокупность учетных регистров, которые будут
использоваться для отражения хозяйственных операций.
Использование форм стандартных регистров, разработанных Минфином
России или иными уполномоченными органами, подкрепляется ссылкой на номер и
дату соответствующего документа: письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N
63 "Об Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы
счетоводства" (с учетом Рекомендаций по применению учетных регистров
бухгалтерского учета на предприятиях, приведенных в письме Минфина России
от 24 июля 1992 г. N 59) и т. д.
Применяемые формы первичных учетных документов
Как известно, основанием для отражения хозяйственных операций в
бухгалтерском учете являются первичные учетные документы.
Если для оформления какой-либо хозяйственной операции типовые
(унифицированные) формы первичных документов не утверждены, то организация
может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать
следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код
формы; дату составления; наименование организации, составившей этот
документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной
операции в натуральном и денежном выражении; перечень должностных лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
В зависимости от характера операции в первичные документы могут быть
включены и дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает
руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный
порядок установлен пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском
учете", а также пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета.
График и правила документооборота
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и
пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что
организация должна утвердить правила документооборота.
Документооборот в организации регламентируется графиком. Он
составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным
подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и
сроков выполнения работ.
Номенклатура учета материально-производственных запасов
В соответствии с пунктом 4 ПБУ 5/98 организация должна разработать
номенклатуру материально-производственных запасов в разрезе их наименований
или однородных групп (видов).
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
При формировании учетной политики организация также утверждает порядок
проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование
предусмотрено в пункте 3 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском
учете" и пунктами 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Кроме этого, утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году,
даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.
Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводиться
ежемесячно, а инвентаризация основных средств раз в год.

Способы ведения бухгалтерского учета
Установление границы между основными средствами и МБП
Согласно действующему законодательству, к МБП относятся предметы
стоимостью на дату приобретения не более 100 МРОТ (для бюджетных
организаций 50 МРОТ). При этом с 1 января 1999 года руководитель
организации, согласно пункту 50 ПБУ 5/98, имеет право устанавливать меньший
лимит отнесения приобретенных ценностей к МБП.
Материальные ценности, стоимость которых превышает установленный лимит
(50 или 100 МРОТ), зачисляются в состав основных средств.
При этом следует отметить, что в пункте 5 ПБУ 5/98 указано, что
материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по
их фактической себестоимости. В фактической себестоимости МБП учитываются
все затраты предприятия на их приобретение, за исключением НДС и других
возмещаемых налогов. Основные средства также отражаются в бухгалтерском
учете по их фактической себестоимости, в которой НДС и другие возмещаемые
налоги не учитываются.
Таким образом, при определении стоимости приобретенного имущества в
целях его отнесения к МБП или основным средствам НДС не учитывается, если
сумма этого налога возмещается из бюджета. Если же организация пользуется
льготой по НДС, приобретенное имущество отражается в бухгалтерском учете по
его покупной стоимости с учетом НДС. В этом случае при решении вопроса об
отражении имущества в составе основных средств или МБП его стоимость
определяется также с учетом НДС.
Переоценка объектов основных средств
С 1 января 1998 года, после вступления в силу ПБУ 6/97, переоценка
основных средств стала для организации добровольным, а не обязательным
мероприятием. Теперь организации имеют право не чаще одного раза в год (на
начало отчетного периода) переоценивать объекты основных средств по
восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета их
стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам.
Начисление амортизации основных средств
Для целей бухгалтерского учета амортизация основных средств может
начисляться следующими способами:
- линейным;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему
реализованной продукции (работ).
При этом организация может предусмотреть в учетной политике сразу
несколько способов начисления амортизации основных средств. Однако при этом
по одной и той же группе объектов может использоваться только один способ
амортизации.
А вот в целях налогообложения в себестоимость продукции можно включать
только суммы амортизации, начисленной по Единым нормам амортизационных
отчислений на полное восстановление основных производственных фондов
народного хозяйства СССР. На данное обстоятельство не раз обращалось
внимание в различных письмах налоговых органов. Единые нормы предусмотрены
в основном для линейного способа начисления амортизации, за исключением
некоторых групп основных средств. Например, по некоторым видам
автомобильного транспорта амортизация начисляется в зависимости от их
пробега.
Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию. В этом
случае действующие нормы амортизации увеличиваются в два раза, а также
производится дополнительное списание до 50 процентов первоначальной
стоимости основных средств в первый год их эксплуатации.
С 1 октября 1998 года любая организация может также применять
понижающие коэффициенты к установленным нормам (п. 2 постановления
Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета
амортизационных отчислений и переоценке основных фондов").
Начисление амортизации нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов начисляется одним из двух способов:
- линейным;
- способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной
продукции (работ, услуг).
В то же время, согласно подпункту "ц" пункта 2 Положения о составе
затрат, амортизация нематериальных активов включается в себестоимость по
нормам, рассчитываемым организацией исходя из их первоначальной стоимости и
срока полезного использования. Таким образом, в целях налогообложения
амортизация нематериальных активов может включаться в себестоимость только
в сумме, начисленной линейным способом.
По организационным расходам, товарным знакам и знакам обслуживания,
нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в
процессе приватизации, нематериальным активам бюджетных организаций
амортизация не начисляется.
Начисление амортизации МБП
В соответствии с пунктом 51 Положения по ведению бухгалтерского учета
организации могут начислять амортизацию МБП одним из следующих способов:
- линейным;
- процентным;
- способом списания стоимости МБП пропорционально объему
выпущенной продукции.
Применение одного из способов по конкретному предмету производится в
течение всего срока его использования.
Следует учитывать, что, изменяя учетную политику в начале нового
финансового года, нельзя изменить способ начисления амортизации МБП, уже
используемых в производстве (п. 23 ПБУ 5/98).
Амортизация МБП включается в себестоимость продукции в соответствии с
пунктом 6 Положения о составе затрат. При этом различий между бухгалтерским
и налоговым учетом амортизации МБП не установлено. Поэтому независимо от
выбранного способа суммы амортизации МБП включаются в себестоимость и
учитываются при налогообложении в полном размере.
Порядок списания МБП стоимостью в пределах
1/20 лимита
Согласно пункту 51 Положения по ведению бухгалтерского учета, МБП
стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу могут списываться
в расход по мере их отпуска в производство и эксплуатацию. При утверждении
учетной политики организация должна предусмотреть (прямо указать на
возможность применения) такой способ списания МБП.
Способы списания материально-производственных запасов
Согласно пункту 58 Положения по ведению бухгалтерского учета,
материальные ценности (сырье, материалы, топливо, товары и т. п.)
отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости.
Определение фактической себестоимости материальных ценностей,
списываемых в производство, можно производить одним из следующих методов:
- по себестоимости каждой единицы (для запасов, используемых в
особом порядке или содержащих драгоценные металлы, камни,
которые не могут обычным образом заменять друг друга);
- по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого
месяца по каждому виду (группе) материальных запасов;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-
производственных запасов (метод ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретения
материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Оценка товаров
В розничной торговле товары могут оцениваться организацией двумя
способами:
- по покупным ценам (в этом случае покупная стоимость товаров
отражается на счете 41 "Товары");
- по продажным ценам (в этом случае покупная стоимость товаров
отражается на счете 41 "Товары", а разница между покупной и
продажной стоимостью на счете 42 "Торговая наценка").
Оценка незавершенного производства
На предприятиях, осуществляющих массовый или серийный выпуск
продукции, случаются ситуации, когда производство этой продукции (или ее
части) остается незавершенным. В соответствии с пунктом 64 Положения по
ведению бухгалтерского учета незавершенное производство может отражаться
по:
- фактической или нормативной (плановой) производственной
себестоимости;
- прямым статьям затрат;
- стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Если организация не ведет отдельный учет незавершенного производства,
а списывает все произведенные расходы на себестоимость реализованной
продукции, это приводит к искажению финансовых результатов деятельности.
Порядок учета общехозяйственных расходов
Организация может учитывать общехозяйственные расходы двумя способами.
В первом случае эти расходы, учтенные на одноименном счете 26,
распределяются организацией по окончании отчетного периода между объектами
калькулирования. Иными словами, списываются со счета 26 "Общехозяйственные
расходы" на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные
производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства":
Дебет 20 (23, 29) Кредит 26.
Во втором случае общехозяйственные расходы относятся непосредственно в
дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и не участвуют в
формировании себестоимости отдельных объектов учета:
Дебет 46 Кредит 26.
Порядок учета финансовых результатов
при выполнении долгосрочных договоров
Инструкция по применению Плана счетов предусматривает два варианта
ведения учета при выполнении работ долгосрочного характера:
- с применением счета 36 "Выполненные этапы по незавершенным
работам";
- без применения счета 36.
Ранее данный порядок применялся только в отношении работ долгосрочного
характера (строительных, научных, геологических, проектных и т. п.). С 1
января 2000 года этот порядок распространяется также на продукцию и услуги,
что установлено пунктом 13 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы
организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая
1999 г. N 32н.
Перечень создаваемых резервов предстоящих расходов и платежей
Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях
равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или
обращения организация может создавать резервы на:
- предстоящую оплату отпусков работникам;
- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- выплату вознаграждения по итогам работы за год;
- ремонт основных средств;
- производственные затраты по подготовительным работам в связи
с сезонным характером производства;
- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление
иных природоохранных мероприятий;
- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для
сдачи в аренду по договору проката;
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- покрытие иных предвиденных затрат и другие цели,
предусмотренные законодательством Российской Федерации и
нормативными актами Минфина России.
Также организация может создавать резервы сомнительных долгов по
расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию
(п. 15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение вложений
в ценные бумаги (п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Способы ведения бухгалтерского учета
для целей налогообложения
Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ
организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения
учета для целей налогообложения.
Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и
налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об
учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов
(например, способ определения выручки от реализации "по отгрузке" или "по
оплате"). Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ
1/98 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения
бухгалтерского учета.
По моему мнению, бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому
вполне оправданно объединить выбранные организацией способы ведения как
бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе в приказе об
учетной политике.
Основными элементами налоговой политики организации является выбор:
- метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг)
для целей налогообложения;
- методики корректировки себестоимости реализованной продукции
(работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей
налогообложения "по оплате".
Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей
налогообложения
В соответствии с пунктом 13 Положения о составе затрат организация
может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях
налогообложения:
1) по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в
кассу ("по оплате");
2) по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных
документов ("по отгрузке").
Выручка в целях исчисления НДС, согласно статье 8 Закона РФ от 6
декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", также может
определяться либо "по оплате", либо "по отгрузке".
В отношении других налогов, базой расчета которых является выручка от
реализации продукции (работ, услуг), специальные нормы в законодательстве
не содержатся. Но на практике выбранный организацией метод определения
выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется и при исчислении
других налогов с выручки (например, налога на пользователей автомобильных
дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы). Исключением является лишь налог с продаж, который исчисляется
только после поступления оплаты.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг),
который выбрала организация, распространяется также на реализацию основных
средств и прочего имущества.
Что касается вне реализационных доходов, то ранее они учитывались в
целях налогообложения по мере начисления, то есть независимо от факта
поступления денежных средств. Однако постановлением Конституционного Суда
РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П было определено, что в составе
налогооблагаемой прибыли учитываются только фактически полученные
организацией внереализационные доходы. Правда, данное постановление
касается порядка учета штрафных санкций, присужденных, но еще не полученных
банком-кредитором. Но, учитывая, что Закон РФ "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" устанавливает единые требования определения
налогооблагаемой прибыли для всех хозяйствующих субъектов, решение
Конституционного Суда РФ можно распространить и на другие организации, а не
только на кредитные учреждения.
Методика корректировки себестоимости реализованной продукции
(работ, услуг) организациями, определяющими выручку для целей
налогообложения "по оплате"
Метод определения выручки в целях налогообложения ("по оплате" или "по
отгрузке") определяет также порядок формирования себестоимости
реализованной продукции.
Как известно, затраты организации отражаются в бухгалтерском учете по
методу их начисления. Поэтому если организация определяет выручку "по
оплате", то она должна произвести корректировку затрат, которые относятся к
отгруженной, но еще не оплаченной продукции.
Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих по
объектный (позаказный) учет себестоимости. При учете затрат котловым
способом организация должна определить методику корректировки себестоимости
продукции (работ, услуг).

Для удобства работы можно оформить большинство орг

Новинки рефератов ::

Реферат: Народное хозяйство БССР в 50-е годы (История)


Реферат: Функции социологии (Социология)


Реферат: Топики (Иностранные языки)


Реферат: Аттракция как механизм социальной перцепции (Социология)


Реферат: Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Исторические личности)


Реферат: Волго-Вятский экономический район (География)


Реферат: Великая Смута (История)


Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)


Реферат: Особенности анализа состояния и результатов деятельности инструментального хозяйства (Менеджмент)


Реферат: Высокое Возрождение Италии XVI века (Искусство и культура)


Реферат: Петр Первый в Русской истории (История)


Реферат: История "Битлз" (Музыка)


Реферат: Приспособление растений к водному режиму (Биология)


Реферат: Немного из истории Екатеринбурга (История)


Реферат: Единство мира и проблема психики (Философия)


Реферат: Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции (Педагогика)


Реферат: Конституционный суд (Право)


Реферат: Баня и сауна (Спорт)


Реферат: Данте (Искусство и культура)


Реферат: Основные методы социологического опроса (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист