GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Шуберт (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шуберт (Музыка)


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель
романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры,
симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения
всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г.
Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»
(1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная»,
1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные
сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

* * *

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена —
19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель
раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности
Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался
игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-
12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося
венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на
талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам
Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных
квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в
школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-
15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как
«Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я
симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером
и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта —
образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом
представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на
домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами».
Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно
уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил
работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским
певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом
его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-
под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе
популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,
5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный
квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль
«Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском
Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту
известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная
арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством
аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене
людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен.
Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера
«Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт
считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились.
К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он
заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен
созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной
фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец
бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса
«Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью,
композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не
возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на
слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824
были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть —
вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и
шестичасный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень
популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий
его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене
близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию
(так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался
в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали
многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а
также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26
выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный
квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave
Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был
избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале
Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому
периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова
Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и
шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние
фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после
смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее
популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г.
Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли
его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть
возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для
голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в
истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой
лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи
поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф.
Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до
сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего
друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного
стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью
передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые
оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал
возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так,
в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет
вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения
эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по
форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных
сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя
лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и
разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы
«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории
большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его
оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в
драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно
связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе
В. фон Чези «Розамунда» (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur
(1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его
духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура
(полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской
техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у
авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же
неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его
операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений
Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным,
возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми
мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно,
ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные
из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-
я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель»
(1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его
крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные
темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в
квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»),
ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так
называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-
танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим
размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики
бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной
молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В
инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея
в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р.
Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского
инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух
последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате
B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют
музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически
началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил
также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для
домашнего музицирования.

Наследие композитора

До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась
неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии
была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в
том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение
Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной
симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э.
Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8
симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и
незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с
фортепиано.



Список использованной литературы:


1) «Сто великих композиторов».
2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».
3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».
4) В. Дамс «Шуберт».
5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».
6) В. Д. Конен «История зарубежной музыки».
7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».







Реферат на тему: Шуман, Роберт Александр

Таллиннская Гимназия Юхкентали.


РЕФЕРАТ.


[pic]

ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР
(Schumann, Robert Alexander)

(1810–1856)



Таллинн,
2003 г.


[pic]
Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония)
8 июня 1810.
Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10
лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал
гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-
Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы
этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном
творчестве Шумана.

В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в
университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все
более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль
о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение
полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти
подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и
композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с
фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с
механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец,
и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда
Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых
влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»
(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет
редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он
зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве
(по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и
мещанства).


В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик,
выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.
Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них
родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а
она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.



С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
музыки. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо
созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140
песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были
написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен
“Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал
вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же
году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для
фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого
фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной
музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону,
затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для
фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него
роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса
Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же
году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от
усидчивого труда помешала дальнейшей работе.
Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело
благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
исполнена первая симфония Шумана, особого значения, в смысле успеха
композиций, его поездка по России не имела.
В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав
шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он
докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В
1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в
Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к
ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за
сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете,
написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была
исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую
годовщину дня рождения Гете.
С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в
Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана,
хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся:
третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская
невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование
Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для
скрипки и оркестра и пр. (1853).
К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге
целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта
“шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех
концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.
Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы
являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились
первые признаки его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854
после обострения душевного заболевания Шуман совершил попытку
самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна,
где он скончался 29 июля 1856.


Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные
впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к
поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во
всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но
главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его
концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже
представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других
камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является
беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки
(Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные
открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную
лиризма Фантазию.


Песни Шумана – лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в
циклы – открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и
искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана
справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского
прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко
содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к
исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от
вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман
часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы
вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне
Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины). Иногда
фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном
кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла
Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной
партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих
великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und
Leben) на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи
горячо любимого Шуманом Г.Гейне.


Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное
понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например,
его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов
по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением
ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в
поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность
Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно
ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в
пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских
сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного
обаяния.

[pic]



Использованая литература:


Печатное издание:
Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988



Иллюстрации:

Вэб-сайт:
www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm
www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm
www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm
www.robert-schumann-haus.de







Новинки рефератов ::

Реферат: Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют) (История)


Реферат: Личные неимущественные права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бадминтон (Спорт)


Реферат: Ноутбук (Программирование)


Реферат: Транспортное страхование ВЭД (Страхование)


Реферат: Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий (Психология)


Реферат: Поползень (птицы нашего края) (Биология)


Реферат: Шпоры по бух.учету (Аудит)


Реферат: Международный маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Разработка микропроцессорного устройства цифрового фильтра (Радиоэлектроника)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Условия трудового договора (Трудовое право)


Реферат: Анализ, оценка и выбор пользователем пакетов прикладных программ для автоматизации своей деятельности (Microsoft Access) (Компьютеры)


Реферат: Контрольная по социальной антропологии (Социология)


Реферат: Арбат в культуре и литературе второй половины ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Великое посольство и его значение (История)


Реферат: Государственная инновационная политика (Менеджмент)


Реферат: Влияние уровня притязаний на уровень удовлетворенности отношениями с противоположным полом (Психология)


Реферат: Президент Украины и его статус (Право)


Реферат: Конституционное право Украины (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист