GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Драма "Гроза" в статье Добролюбова "Луч света в темном царстве" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Драма "Гроза" в статье Добролюбова "Луч света в темном царстве" (Литература)


ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1836–1861)

Русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем
Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в
городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей,
получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста.
Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В
1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного
училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был
первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что
попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы,
– всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов,
записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853
несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки,
Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом..., 1849, и др.), прозу
(Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в
драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в
котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи
посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы).
Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские
ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок,
песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по
Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в
Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал
экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический
факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте
Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских
пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской
народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом
переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая
Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация
общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной
1853–1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского
начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных
студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную
литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал
царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства
Ник.Ив.Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил
Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат
переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина
(1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб... топор на деспота поднял».
В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой
помещал свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в
России 1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и
др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло
наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине».
Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник».
Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и
др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей
российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия. В
«Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по
поводу «Вопросов жизни» г.Пирогова (1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба
(1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов
возглавил отдел критики «Современника».
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен
золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн.
Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском
корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было
опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько
стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской
литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной
точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе
критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал
влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его
революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные
мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство
(1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор
романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с
«Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского
Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего
врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные
купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к
«Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического
обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада
Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования»
Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь
Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии,
Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными
деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в
статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов
усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового
зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама
жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая
любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни
много..., Нет, мне не мил и он, наш север величавый... и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике»
была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству
Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал
Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя
близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру
– печали мало...
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.

Драма А.Н. Островского "Гроза" была опубликована в 1860 году, накануне
революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от
путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный
волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в "Грозе". Все свои
наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в
глубоко типичные картины русской жизни. Пьеса Островского переносит нас в
купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее
упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным
интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и
равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним
спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не
признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства"
являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл
жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить
капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще
более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает
все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест"

домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления
личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев
"темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей
подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного
ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для
нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем
не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики
перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не
увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи -
человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Жанр драмы
характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и
окружающего общества. В "Грозе" эта личность - Катерина Кабанова - натура
поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений
сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской
матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между
"темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина
терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать
меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить,
так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Катерина олицетворяет
нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к
воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои
права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она "не убила
в себе человеческую природу". Катерина - русский национальный характер.
Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми
богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется,
что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на
его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика,
отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель
чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни.
Для языка островской героини характерны повторы ("на тройке на хорошей", "и
люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!"), обилие
ласкательных и уменьшительных слов ("солнышко", "водица", "могилушка"),
сравнение ("ни об чем не тужила, точно птичка на воле", "кто-то ласково
говорит со мной, точно голубь воркует"). Тоскуя по Борису, в момент
наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке
народной поэзии, восклицая: "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-
тоску!" Поражает естественность, искренность, простота островской героини.
"Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - отвечает она
Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем
на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски
неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с
удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить!
Точно, бывало, я в рай войду"), любит рассказывать о странницах ("У нас
полон дом был странниц и богомолок"), сны Катерины о "храмах золотых".
Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает
о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием "маменьки" показывал
свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и
женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И,
наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь
есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом
трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая
жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она
думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг
мой! Радость моя! Прощай!" - вот последние слова Катерины. Еще одна
характерная черта островской героини - это "возмужалое, из глубины всего
организма возникающее требование права и простора жизни", стремление к
свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: "Куда ты уйдешь? Ты
мужняя жена" - Катерина отвечает: "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!
Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не
удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь
жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Не зря в пьесе неоднократно
повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет "вольная
птица". Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает
себя с птицей на воле. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она
Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". Но вольная птица
попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе. Цельность,
решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась
подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе
смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости,
горячей ненависти к гнету и деспотизму. Итак, главное действующее лицо
драмы "Гроза" вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом
действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против
Катерины в этой сцене: и "гроза господняя", и проклинающая полусумасшедшая
"барыня с двумя лакеями", и древняя картина на полуразрушенной стене,
изображающая "геенну огненную". Бедную девушку все эти признаки уходящего,
но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем
грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису,
что "в себе не вольна была", "себя не помнила". Если бы этой сценой
заканчивалась драма "Гроза", то в ней была бы показана непобедимость
"темного царства": ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует:
"Что сынок! Куда воля-то ведет!" Но драма завершается нравственной победой
и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными
представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь
бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, "потребность возникшего
движения русской жизни". Критик назвал Катерину характером народным,
национальным, "светлым лучом в темном царстве", имея в виду действенное
выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений
народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его
общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет
"художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных
положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи". Героиня
Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест
широких народных масс против ненавистных ему условий "темного царства".
Именно поэтому Добролюбов и выделил "Грозу" из всей прогрессивной пред
реформенной литературы и подчеркнул ее объективно революционное значение.
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного
подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза" имела важное значение.
Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве
Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.


Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим
умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны.
Внимательно соображая совокупность его произведений, мы находим, что
чутье истинных потребностей и стремлений русской жизни никогда не оставляло
его; оно иногда и не показывалось на первый взгляд, но всегда находилось в
корне его произведений.
Требование права, уважение личности, протест против насилия и
произвола вы находите во множестве литературных произведений; но в них
большею частью дело не проведено жизненным, практическим образом,
почувствована отвлеченная, философская сторона вопроса и из нее все
выведено, указывается право, а оставляется без внимания реальная
возможность. У Островского не то: у него вы находите не только
нравственную, но и житейскую экономическую сторону вопроса, а в этом-то и
сущность дела. У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой
мошне, которую называют «Божиим благословением», и как безответность людей
перед ним определяется материальною от него зависимостью. Мало того, вы
видите, как эта материальная сторона во всех житейских отношениях
господствует над отвлеченною и как люди, лишенные материального
обеспечения, мало ценят отвлеченные права и даже теряют ясное сознание о
них. В самом деле — сытый человек может рассуждать хладнокровно и умно,
следует ли ему есть такое-то кушанье; но голодный рвется к пище, где ни
завидит ее и какова бы она ни была. Это явление, повторяющееся во всех
сферах общественной жизни, хорошо замечено и понято Островским, и его пьесы
яснее всяких рассуждений показывают, как система бесправия и грубого,
мелочного эгоизма, водворенная самодурством, прививается и к тем самым,
которые от него страдают; как они, если мало-мальски сохраняют в себе
остатки энергии, стараются употребить ее на приобретение возможности жить
самостоятельно и уже не разбирают при этом ни средств, ни прав.
У Островского на первом плане является всегда общая, не зависящая ни
от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни
жертву; оба они жалки вам, нередко оба смешны, но не на них непосредственно
обращается чувство, возбуждаемое в вас пьесою. Вы видите, что их положение
господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают
достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. Сами самодуры,
против которых естественно должно возмущаться ваше чувство, по внимательном
рассмотрении оказываются более достойны сожаления, нежели вашей злости: они
и добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною
поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно
полное, здоровое человеческое развитие.
Таким образом, борьба, совершается в пьесах Островского не в монологах
действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Посторонние лица
имеют резон своего появления и оказываются даже необходимы для полноты
пьесы. Недеятельные участники жизненной драмы, по-видимому занятые только
своим делом каждый,— имеют часто одним своим существованием такое влияние
на ход дела, что его ничем и отразить нельзя. Сколько горячих идей, сколько
обширных планов, сколько восторженных порывов рушится при одном взгляде на
равнодушную, прозаическую толпу, с презрительным индифферентизмом
проходящую мимо нас! Сколько чистых и добрых чувств замирает в нас из
боязни, чтобы не быть осмеянным и поруганным этой толпой. А с другой
стороны, и сколько преступлений, сколько порывов произвола и насилия
останавливается пред решением этой толпы, всегда как будто равнодушной и
податливой, но, в сущности, весьма неуступчивой в том, что раз ею признано.
Поэтому чрезвычайно важно для нас знать, каковы понятия этой толпы о добре
и зле, что у ней считается за истину и что за ложь. Этим определяется наш
взгляд на положение, в каком находятся главные лица пьесы, а следовательно,
и степень нашего участия к ним.
Катерина до конца водится своей натурой, а не заданными решениями,
потому что для решений ей бы надо было иметь логические, твердые основания,
а между тем все начала, которые ей даны для теоретических рассуждений,
решительно противны ее натуральным влечениям. Оттого она не только не
принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твердость
характера, а даже напротив — является в виде слабой женщины, не умеющей
противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой
проявляется в ее поступках. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и
даже на мысль ей не приходит ничего подобного. Нет в ней ни злобы, ни
презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои,
самовольно покидающие свет. Мысль о горечи жизни, какую надо будет терпеть,
до того терзает Катерину, что повергает ее в какое-то полугорячечное
состояние. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все
домашние ужасы. Она вскрикивает: «А поймают меня да воротят домой
насильно!.. Скорей, скорей...» И дело кончено: она не будет более жертвою
бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и
противным ей мужем. Она освобождена!..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого
выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот
страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит
на нас впечатление освежающее.
Конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан
страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше,
нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине
видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест,
доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в
которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет
пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу.
Добролюбов поставил Островского очень высоко, находя, что он очень
полно и многосторонне умел изобразить существенные стороны и требования
русской жизни. Одни авторы брали частные явления, временные, внешние
требования общества и изображали их с большим или меньшим успехом. Другие
авторы брали более внутреннюю сторону жизни, но ограничивались очень тесным
кругом и подмечали такие явления, которые далеко не имели общенародного
значения. Дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие общие
стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество, которых
голос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение
составляет необходимое условие нашего дальнейшего развития.







Реферат на тему: Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

Вступление 3-8

Глава 1. Общая характеристика творчества А.Н. Островского.
Вехи жизни драматурга.
9-28

Глава 2. История создания пьесы «Пучина». 29-63

§ 1. Анализ наиболее важных расхождений в первоначальном
и окончательном рукописных вариантах.
34-59

§ 2. Работа А.Н. Островского над ремарками. 60-63

Заключение 63-72

Библиография 73-76



С какой стороны ни станем мы
глядеть на
деятельность г. Островского, мы
должны
будем признать ее самой
блистательной,
самой завидной, деятельностью в
совре-
менной нам русской литературе.

/А.Дружинин/

Вступление.

Творчество Александра Николаевича Островского представляет собой
исключительное явление в истории русской литературы и театра. По широте
охвата жизненных явлений и разнообразию художественных средств
А.Н.Островский не знает равного себе в русской драматургии. Им написано
около 50 пьес. Современник драматурга И.А.Гончаров считал, что
А.Н.Островский создал свой особый мир, создал русский национальный театр.
Роль Александра Николаевича Островского в истории развития
русской драматургии трудно переоценить. Его вклад в отечественную культуру
сравнивают с такими широко известными именами, как Шекспир (Англия), Лопе
де Вега (Испания), Мольер (Франция), Гольдони (Италия), Шиллер (Германия).
Среди пьес первой половины XIX века особенно выделялись такие шедевры
реалистической драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» и
«маленькие трагедии» Пушкина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. Эти выдающиеся
реалистические пьесы отчетливо наметили новаторские тенденции
отечественной драматургии.
Подавляющее количество произведений, заполнявших театральную сцену,
составляли переводы и переделки западноевропейских пьес. Теперь уже никто
не знает имена М.В.Крюковского («Пожарский», 1807), С.И.Висковатого
(«Ксения и Темир», 1810?)
После поражения декабристов (А.Н.Островскому, будущему известному
драматургу, было только два года) в театральном репертуаре появились наспех
сшитые произведения, в которых главное место занимали флирт, фарсовые
сцены, анекдот, ошибка, случайность, неожиданность, путаница, переодевание,
прятанье. Под воздействием общественной борьбы водевиль изменялся в своем
содержании. Тогда же наряду с водевилем огромной популярностью пользовалась
мелодрама.
Мелодрама В.Дюканжа и М.Дюно «Тридцать лет, или Жизнь игрока»,
переведенная с французского, впервые была поставлена в России в 1828 году.
Эта мелодрама, пользуясь успехом, часто ставилась и в столичных и в
провинциальных театрах. Её исключительная популярность засвидетельствована
и Островским в драме «Пучина». Блюстители нравственной чистоты из «Северной
пчелы» и других органов реакционной печати были возмущены тем, что в
мелодраме ломались привычные нормы морали: оправдывалось преступление,
вызывалось сочувствие к, казалось бы, отрицательным героям. Но её нельзя
было запретить. Она больше укрепляла самодержавно-крепостнический порядок.
В XIX веке большим успехом пользовались и переводы произведений
прогрессивных драматургов западноевропейского романтизма, например Шиллера
(«Коварство и любовь», 1827, «Карлос», 1830, «Вильгельм Телль», 1830,
«Разбойники», 1828, 1833, 1834) и В.Гюго («Анжело, тиран Падуанский», 1835-
1836, пьеса ставилась в переводе М.В.Самойловой под названием «Венецианская
актриса»). Создавали в эти годы свои пьесы Белинский и Лермонтов, но в
первой половине XIX века в театре они не шли.
Утверждению в театре реалистической и национальной самобытности
содействовал Н.В.Гоголь, в области драматургии - А.Н.Островский. Драматург
не только сделал положительными героями своих пьес людей труда, носителей
народной правды и мудрости, но и писал во имя народа и для народа.
Приветствуя драматурга в связи с 35-летием его творческого пути,
Гончаров писал, что А.Н.Островский принес в дар литературе целую библиотеку
художественных произведений, а для сцены создал свой особый мир. Писатель
также оценил значимую роль драматурга в создании русского национального
театра.
А.Н.Островский оказал воздействие не только на развитие
отечественной драматургии и театра, на его ролях росли и формировались
великие таланты А.Е.Мартынова, Л.П.Косицкой-Никулиной, К.Н.Рыбакова,
М.Н.Ермоловой и многих других.
Н.С.Васильева вспоминала: «Островский каждому лицу пьесы давал
такую обрисовку, что актеру легко было воспроизводить замысел автора.
Характеристика была ясна. А как образно, с каким воодушевлением и
разнообразием интонацией читал он народные сцены! Артисты благоговейно
слушали его!»[1]
Почти полвека А.Н.Островский был летописцем русской жизни,
быстро отзывался на только что возникающие общественные явления, выводил на
сцену, только еще формировавшиеся характеры.
Читая его пьесы, возникает интерес к истории их создания. Как
известно, Л.Н.Толстой помногу раз переписывал свои произведения,
Ф.М.Достоевский тоже не сразу выстраивал сюжеты своих романов. А как
работал А.Н.Островский?
В Российской Государственной Библиотеке, в Отделе рукописей,
хранятся рукописи многих пьес А.Н.Островского таких, как “Гроза”, “Свои
люди - сочтемся”, “Бесприданница”, “Волки и овцы” и других, в том числе и
рукопись драмы “Пучина”, наиболее значимой среди пьес А.Н.Островского о
современности после “Грозы”.
Цель настоящей работы – в процессе анализа рукописи пьесы
“Пучина”, в первую очередь показать путь, который проделал драматург, внося
изменения и дополнения в первоначальный текст пьесы, и определить ее место
в драматургии А.Н. Островского.
Прежде чем переходить к характеристике рукописи, следует сказать
несколько слов о работе А.Н.Островского над пьесами. Работа драматурга
условно делится на три этапа. На первом этапе А.Н.Островский наблюдал за
окружающими людьми и их взаимоотношениями. Набросков никаких не делал, все
держал в голове. Почти все главные действующие лица во многих пьесах
А.Н.Островского имеют не менее двух прототипов, и он сам указывал на них.
Это еще раз подчеркивает тот факт, что драматург не придумывал своих героев
и ситуации, а ориентировался на жизненные коллизии. Например, прототипом
Несчастливцева в пьесе «Лес» был актер Н.Х.Рыбников. Прототипами также были
и провинциальные актеры, в которых А.Н.Островский видел талант.
После накопления достаточной информации, А.Н.Островский переходил к
осмыслению всего увиденного, считая, что писатель должен быть на уровне
передовых требований эпохи. Следует отметить, что на этом этапе творчества
драматург тоже не делал набросков пьес.
Только после упорядочения впечатлений А.Н.Островский переходил к
составлению сценариума. Почти всегда черновик был один, но в процессе
работы всегда появлялись новые мысли. Поэтому при пересмотре черновика
появлялись вставки, отдельные моменты вычеркивались, и в печать шло уже
цельнооформленное и обдуманное произведение.
Обратившись к литературоведческим и исследовательским работам о
творчестве А.Н.Островского таких авторов, как Л.Р.Коган, В.Я.Лакшин,
Г.П.Пирогов, А.И.Ревякин и других, автором данной работы не было
обнаружено достаточно полных сведений о драме “Пучина”, не говоря уже о
том, что рукопись ее осталась без внимания и не описана с исследовательской
точки зрения ни в одной работе.
Большой интерес представляет труд Н.П.Кашина “Этюды об
А.Н.Островском”, где дан анализ рукописей таких пьес, как “Свои люди -
сочтемся”, “Не в свои сани не садись”, “Гроза”, “Бедность - не
порок” и многих других. Но и этим автором пьеса “Пучина” оставлена без
внимания, хотя по своему драматизму и психологической характеристике
образов, а так же по своей идее, она ни чуть не уступает пьесам
А.Н.Островского, ставшим уже хрестоматийными. Ведь не случайно в 1973
году, к 150-летию А.Н.Островского, театр, носящий его имя, поставил
именно пьесу “Пучина”, как одно из наиболее значимых и не заслуженно
забытых произведений великого драматурга. Пьеса имела огромный успех и
несколько сезонов шла в Малом театре.
Автор данной работы взял на себя труд “пройти вместе с
А.Н.Островским” творческий путь создания пьесы “Пучина” от замысла до
окончательного варианта и определить ее место в творчестве драматурга. Так,
шаг за шагом, страница за страницей открывалась творческая лаборатория
создания пьесы.
В работе над рукописью был использован текстологический метод
исследования, описанный в работах Д.С.Лихачева, Е.Н.Лебедевой и других.
Этот метод позволяет выявить разночтения, понять движение авторской
мысли от замысла к его воплощению, то есть проследить постепенное
становление текста.
Существует две цели текстологического изучения:
1.Подготовка текста к изданию.
2.Литературный анализ текста.
Целью изучения в настоящей работе является литературоведческий
анализ текста пьесы «Пучина», связанный с выяснением его истории создания
для более глубокого понимания замысла автора, содержания и формы
произведения, техники работы драматурга над рукописью пьесы.
Текстологический анализ предусматривает следующие этапы:
1.Изучение творческой истории создания произведения.
2.Сравнение всех вариантов черновиков.
3.Ознакомление с откликами, в том случае, если произведение было прочитано
до публикации.
4.Сопоставление планов, набросков, черновой и беловой рукописей.
В данной работе был использован только первый этап
текстологического анализа, так как имеется единственный черновик пьесы
А.Н.Островского «Пучина», который и стал предметом исследования.
Результатом этого кропотливого, но очень интересного труда стала
настоящая работа, которая является попыткой первого (быть может,
единственного) исследования рукописи пьесы А.Н.Островского «Пучина».



Глава 1 Общая характеристика творчества А.Н.Островского.
Вехи жизни драматурга.

Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта (12
апреля) 1823 года, в семье чиновника Николая Фёдоровича Островского. Он был
старшим в семье. Отец Александра Николаевича был человеком образованным, он
окончил духовную академию, быстро продвигался по службе и успешно занимался
частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему
возможность построить в Замоскворечье собственный дом, куда он мог
приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей.
В 1825 году он стал сначала штатным секретарём 1-го департамента
Московской палаты гражданского суда, затем его произвели в титулярные
советники, и в итоге им был получен чин коллежского асессора. Это дало ему
право на потомственное дворянство.
Николай Фёдорович, писавший в молодости стихи, следивший за
новинками литературы, выписывал все ведущие журналы: «Московский телеграф»,
«Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник». У него
составилась солидная библиотека, которой пользовался позже и Александр
Николаевич. Важным событием в жизни юного драматурга стало появление в доме
мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Вместе с ней в дом
Островских вошли новые вкусы и привычки, особое внимание стало уделяться
обучению детей музыке, языкам, воспитанию светских манер.
В 1835 году Александр Николаевич поступил в третий класс первой
московской гимназии, а в 1840 году окончил её с отличием. Затем, В этом же
году по настоянию отца он подал прошение о принятии его на юридический
факультет Московского университета.
Будущий драматург прослушал и успешно сдал общеобразовательные
дисциплины, читавшиеся блестящими профессорами: Д.Л. Крюковым (древняя
история), П.Г.Редкиным (история русского законоведения), Т.Н.Грановским
(средняя и новая история) и многими другими.
На втором курсе преподавались уже узкоспециальные предметы,
которые не заинтересовали Островского. Получив при переходе на третий курс
отрицательный балл, юный драматург бросил учёбу в университете.
Отец был расстроен и определил сына чиновником Коммерческого суда.
Служба не увлекала Александра Николаевича, но давала ему богатый
материал для творчества.
В 40-е годы А.Н.Островский стал выступать со своими первыми
произведениями. Именно в это десятилетие окончательно сложился и победил
реализм как ведущее литературное направление.
«Формируясь в 40-е годы под воздействием Белинского и Герцена,
отстаивавших идеи отрицания господствовавшего тогда феодально-
крепостнического режима, Островский усматривал высшее выражение народности
в обличительно-сатирическом направлении, в творчестве Кантемира, Фонвизина,
Капниста, Грибоедова и Гоголя. Он писал: « Чем произведение изящнее, чем
оно народнее, тем больше в нем этого обличительного элемента… Публика ждет
от искусства облечения в живую, изящную форму своего суда над жизнью, ждет
соединения в полные образы подмеченных у века современных пороков и
недостатков”[2].
Первые драматические произведения А.Н.Островского - «Семейная
картина»(1847) и «Свои люди - сочтемся!»(1850) посвящены в основном
отрицательным типам и критике деспотического произвола в семейно-бытовых
отношениях.
Добролюбов писал, что А.Н.Островский «нашел сущность общих
(требований) жизни еще в то время, когда они были скрыты и высказывались
весьма слабо».[3]
Особенным успехом у молодёжи в эти годы пользовались идеи
утопического социализма, атеизма и революции. Это было проявлением
освободительного движения, связанного с борьбой против крепостного права.
Как и его ближайшие друзья, А.Н.Островский во вторую половину
40-х годов находился под воздействием воззрений своего времени.
В это время общественной опасностью являлось банкротство,
борьба за деньги, пренебрегающая и родственными связями, и нравственными
правилами. Все это отразилось в сюжетах произведений таких, как «Свои люди
- сочтемся!», “Бедность не порок», «Пучина», «Волки и овцы», «Трудовой
хлеб», «Доходное место».
Ярким выражением глубокого преклонения А.Н.Островского перед
народом является его любовь к устной поэзии, вызванная ещё в детстве
сказками и песнями няни. В дальнейшем она укрепилась и развилась под
воздействием общей устремлённости драматурга, его интереса к крестьянству.
Некоторыми своими записями народных песен А.Н.Островский поделился
впоследствии с П.И.Якушкиным, П.В.Шейном и другими собирателями фольклора.

Отдавая преимущественное внимание русской литературе,
драматург интересовался и лучшими образцами иностранной литературы: в
гимназии он читал Софокла, а в 1850-1851 годах он перевёл «Азинарию» Плавта
и «Ипполита» Сенеки. Также А.Н.Островский внимательно следил за текущей
западноевропейской литературой. В конце 40-х годов он прочитал романы
«Проступок г. Антуана» Жорж Санд, «Мартын Найдёныш» Э.Сю и «Домби и сын»
Ч.Диккенса.
В молодости А.Н.Островский знакомился не только с русской и
иностранной литературой, но и с трудами, посвящёнными истории культуры и
эстетики. Особенно много для развития литературно- эстетических вкусов
давали ему статьи Белинского и Герцена. Вслед за Белинским Островский
считал серьёзное изучение истории культуры и новейших эстетических теорий
для писателя обязательным.
В конце 40-х годов А.Н.Островский сотрудничал в
«Москвитянине», где писал критические статьи о повестях Е.Тур и
А.Ф.Писемского, в которых защищал принципы реализма. Реализм не мыслился
драматургом вне народности, а поэтому определяющим принципом эстетики
А.Н.Островского была народность в её демократическом понимании. Опираясь на
реалистические традиции прогрессивной литературы, требуя от современных
писателей правдивого воспроизведения жизни, он защищал в своих суждениях
принцип историзма.
Первым условием художественности произведения А.Н.Островский
считал его содержательность. Всей совокупностью своих идейно-эстетических
принципов драматург утверждал взгляд на литературу, как на замечательную
«школу нравов», как на могучую нравственную преобразующую силу.
А.Н.Островский вошел в литературу сразу как сложившийся
писатель: всероссийскую славу принесла ему комедия «Свои люди - сочтемся!»,
первоначально названная «Банкрот» и опубликованная в 1850 году в журнале
«Москвитянин».
В 1850- е годы А.Н.Островский стал устраивать в своем доме
литературные вечера, где читал собственные пьесы. Вначале такие вечера
проходили в тесном дружеском кругу, но затем число приглашенных
увеличивалось. Как правило, собирались по субботам, когда не было
спектаклей в театрах. Чтения эти начались еще в 1846 году со сцен из
комедии «Свои люди - сочтемся!», но расширился круг слушателей только в 50-
е годы.
Н.Ф.Островский был часто не доволен своим сыном, но ещё
большее неудовольствие вызвало то, что Александр Николаевич, полюбив
простую девушку из мещанской среды, ввёл её в свой дом на правах жены.
Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. С этого времени
для драматурга началась тяжёлая жизнь, в материальном плане.
Тяжелое положение семьи (у А.Н.Островского к тому времени
родилось уже четверо детей), составляло основное содержание жизни
драматурга в 1850-е годы. Благодаря Агафье Ивановне «при ограниченных
материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Все, что
было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, ласковыми
приговорами», замечает писатель С.В.Максимов.[4] Она, по словам Максимова,
хорошо понимала «и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем,
несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не
чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо
советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее
присутствии и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения
разнообразных ценителей. Большую долю участия и влияния приписывают ей
вероятные слухи при создании комедии «Свои люди - сочтемся!», по крайней
мере, относительно фабулы и ее внешней обстановки».[5]
В середине 60-х годов А.Н.Островский был захвачен темой
«власть и народ». Этой теме он посвятил свои исторические произведения:
хроника «Козьма Захарьич Минин – Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий
Шуйский» и «Тушино». В своих письмах драматург отмечал, что создал эти
произведения под впечатлением пушкинского «Бориса Годунова».
Уже к концу 60-х годов во всех театрах России огромный успех имели
постановки двадцати двух пьес А.Н.Островского. Пьесы ставились не целиком,
так как цензоры вырезали из произведений куски текста, «резали по живому»,
как отмечает Л.А.Розанова.[6]
Драматурга ждал страшный удар: все дети, рожденные в этом браке,
умерли. В 1867 году умерла любимая жена драматурга - Агафья Ивановна, и в
1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне
Васильевой.
В 1867 году драматург вместе с братом Михаилом выкупил у мачехи
имение Щелыково. «О Щелыкове в судьбе Островского следует сказать особо.
Как невозможно представить жизнь и творчество А.С.Пушкина без
Михайловского, Л.Н.Толстого без Ясной Поляны, И.С.Тургенева без Спасского-
Лутовинова, так жизнь А.Н.Островского неотделима от имения Щелыково,
расположенного недалеко от Костромы и Кинешмы».[7]
Впервые драматург был поражен красотой этой земли еще в 1848
году и каждый год приезжал погостить у отца и мачехи. О доме он отзывался
так: «Дом удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и
внутренним удобством помещения… Дом стоит на высокой горе, которая справа и
слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками
и липами, что никак не выдумаешь ничего подобного».[8] Ежегодно, с весны и
до поздней осени А.Н.Островский вместе с семьей и друзьями жил в Щелыкове.
Здесь он мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в
рубашке навыпуск и длинных сапогах.
Эти памятные места для драматурга отразились в его
произведениях. Например, в «Снегурочке» была описана деревня Субботино и
прилегающий к ней луг. В Щелыкове были написаны одни из самых значительных
пьес: «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг
алтын», «Горячее сердце», «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»,
«Без вины виноватые» и многие другие.
«Свое назначение Островский называл счастьем, так как получил
практическую возможность провести преобразования в жизнь. Такая кипучая
деятельность менее чем за год подорвала силы Островского».[9]
«На склоне лет Александр Николаевич Островский оставил в альбоме
М.И.Семевского, редактора журнала «Русская старина», запись о наиболее
значительных фактах и событиях, пережитых им. «Самый памятный для меня
день в моей жизни: 14 февраля 1847 года, - писал он. – С этого дня я стал
считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в
свое призвание».[10] В этот день А.Н.Островский закончил комедию «Картины
семейного счастья», первое свое цельное и законченное произведение.
Потом были созданы: «Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста»,
«Доходное место», «Гроза» и многие, многие другие пьесы.
Смертельно больной А.Н.Островский 31 мая 1886 года принялся за
работу над переводом «Антония и Клеопатры» Шекспира.
Умер великий драматург в Щелыкове 14 июня (2 июня) 1886 года.
На кладбище Николо-Бережки состоялось погребение. Над открытою
могилою взволнованную прощальную речь произнёс Кропачёв, и последние слова
его были: «Совершилось твоё предчувствие: «закончен последний акт твоей
жизненной драмы»!»... На могиле был установлен крест с надписью: «Александр
Николаевич Островский».
Для литературы и театра А.Н.Островский открыл
“страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из
путешественников не описанную...”, - так писал великий драматург в
своих “Записках замоскворецкого жителя”.
“...Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля...
До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же
касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи,
степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности”.[11]
В Замоскворечье прошли детство, отрочество и юность
А.Н.Островского. Он хорошо знал его обитателей и еще ребенком мог наблюдать
нравы, обычаи и характеры героев своих будущих пьес. При создании
образов “темного царства” А.Н.Островский использовал свои детские,
надолго запомнившиеся впечатления.
И кому, как не А.Н.Островскому, было предназначено снять завесу
неизвестности с этой части Москвы - Замоскворечья.
Приобщение А.Н.Островского к художественному слову началось в
основном с родной литературы. Первой комедией, прочитанной им и
произведшей на него неизгладимое впечатление, была комедия Н.Р.Судовщикова
«Неслыханное диво, или Честный секретарь». Из русских драматургов XVIII
века А.Н.Островский особенно ценил Аблесимова, создателя комической оперы
«Мельник-колдун, обманщик и сват».
Как же вынашивал драматург замыслы своих произведений?
В течение нескольких лет А.Н.Островский записывал только слова,
характерные для той мещанско-купеческой среды, с которой ему пришлось
столкнуться: «сам» (хозяин, глава семьи), «полюбовник», «русак» и другие.
Затем драматург проявил интерес к записи пословиц, открыв для себя их
глубокий смысл. Это нашло свое отражение в названиях его произведений: «Не
в свои сани не садись», «Не все коту масленица».
Первое из известных произведений А.Н.Островского в прозе –
«Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от
великого до смешного только один шаг». В нем чувствуются гоголевские
веяния, особенно в картинах быта.
В 1864 – 1874 годах А.Н.Островский выводит в качестве главных
героев людей, не способных бороться с «сытыми», но обладающих чувством
человеческого достоинства. Среди них: подьячий Оброшенов («Шутники»),
честный чиновник Кисельников («Пучина») и трудолюбивый учитель Корпелов
(«Трудовой хлеб»). Драматург резко противопоставил главных героев среде,
в которой они живут, чтобы заставить читателя и зрителя поразмыслить и
сделать выводы о существовавших порядках.
В своих пьесах А.Н.Островский описывает действительность того
времени, в котором жил сам. Драматург считал, что действительность - основа
искусства, источник творчества писателя.
Живя в Замоскворечье, А.Н.Островский не только сумел достаточно
изучить характеры купцов, торговцев и их семей, но и правдиво показать
их в своих произведениях.
Всего А.Н.Островский создал 47 оригинальных пьес, 7 написал
вместе с другими литераторами, перевел с других языков более 20
драматических произведений. Еще в 1882 году И.А.Гончаров писал ему: «Вы
один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни
Фонвизин, Грибоедов, Гоголь... Приветствую Вас, как бессмертного творца
бесконечного строя поэтических созданий... где мы воочию видим и слышим
исконную, истинную русскую жизнь...»1

Первый период творчества А.Н.Островского (1847 – 1860).

Литературная деятельность А.Н.Островского началась в 1847 году
с публикации в «Московском городском листке» рассказов и очерков под общим
названием «Записки замоскворецкого жителя», здесь же появился и
драматический отрывок «Картины московской жизни» («Несостоятельный должник»
и « Картина семейного счастья»). Однако самый ранний литературный опыт
А.Н.Островского относится к 1843 году - это «Сказание о том, как
квартальный надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешного только
один шаг». Первые литературные публикации были прозаическими -
незаконченная повесть «Не сошлись характерами»(1846), очерки и рассказы
«Биография Яши», «Замоскворечье в праздник» и «Кузьма Самсоныч» (1846-
1847). «Записки замоскворецко

1 Гончаров И.А. Собр. соч. в 8-ми тт., т. 8., М.: 1980, с. 475

го жителя» принято считать одним из самых значимых произведений в ранний
период творчества. Герои, проблемы, конфликты, которые были намечены в
«Записках», позже отразились в пьесах драматурга.
«Знакомство с Малым театром, его репертуаром, личная дружба со
многими из актеров способствовали тому, что Островский оставил занятия
прозой и начал писать пьесы».[12]
А.Н.Островский служил в коммерческом суде, когда стал
задумываться о новом произведении. Плодом длительной внутренней работы
явилась пьеса «Банкрот», получившая впоследствии название «Свои люди -
сочтемся!» Движущим является конфликт отцов и детей на почве «просвещения»,
«образованности». Удивительно, что пьеса не была еще напечатана, а слухи о
ней разнеслись по всей Москве. Ее читали в московских литературных салонах
и домашних кружках, а первое авторское чтение состоялось во второй половине
1849 года на квартире М.Н.Каткова, в Мерзляковском переулке. (В то время
М.Н.Катков был адъюнкт по кафедре философии Московского университета). Юный
драматург только начинал свой путь и еще не мог привыкнуть к похвалам,
которые его приятно волновали. Среди слушателей новой пьесы А.Н.Островского
были С.П.Шевырев, А.С.Хомяков, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, Ф.И.Буслаев и
многие другие. Отзывы были у всех единодушно восторженные.
В 1849 году А.Н.Островский был приглашен на чтение новой пьесы
к М.П.Погодину, редактору и издателю «Москвитянина». М.П.Погодину так
понравилась новая пьеса А.Н.Островского, что он вскоре (1850) опубликовал
ее в своем журнале, в отделе «Русская словесность». С этого момента и
началось сотрудничество драматурга с этим журналом.

Вскоре после чтения у М.П.Погодина своей пьесы А.Н.Островский
решился познакомить с ним своих друзей. И вот в литературной среде Москвы и
Петербурга заговорили о «молодой редакции» «Москвитянина», которому шел
тогда уже десятый год. В числе авторов назывались фамилии А.Н.Островского,
А.А.Григорьева, Т.И.Филиппова и других наряду с Н.В.Гоголем, В.А.Жуковским,
П.А.Вяземским, К.С.Аксаковым и многими другими.
Общение с М.П.Погодиным и его друзьями - славянофилами не
прошло бесследно для А.Н.Островского, оно оказало воздействие на творчество
драматурга (пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так
живи, как хочется»). Но были и противоречия между издателем и «молодой
редакцией», желавшей иметь большую самостоятельность. М.П.Погодин не верил,
что молодежь может сохранить в журнале предания Карамзина и Пушкина. В
начале 50-х годов в «Москвитянине» были уже напечатаны такие пьесы, как
«Бедная невеста» (1852), «Не в свои сани не садись»(1853), «Не так живи,
как хочется» (1855). Ценным приобретением «Москвитянина» было
сотрудничество в нем П.И.Мельникова и Писемского.
Вскоре М.П.Погодину стали указывать на слабые места журнала.
Один из его приятелей дружески советовал: «У вас всегда много опечаток.
Даже и другие журналы стали вам подражать в этом. Наружность Москвитянина
не изящна, шрифты избитые и безобразные: вообще не
худо бы вам подражать в этом случае Современнику, самому щегольскому
русскому журналу».[13]
В октябре 1857 года Аполлон Григорьев был утвержден редактором
«Москвитянина», но к тому времени он был уже в Италии, и «Москвитянин»
пришлось закрыть.
14 января 1853 года состоялось представление комедии «Не в свои
сани не садись»- первой пьесы, которая была сыграна в театре. Главную роль
согласилась играть известная к тому времени уже актриса- Любовь Павловна
Косицкая. Живая, богатая бытовыми красками речь поразила публику.
М.П.Лобанов пишет об этом так: «Но далее следовало то, что было уже
вершиной спектакля, что осталось навсегда, на всю жизнь в памяти тех, кто
имел счастье видеть Сергея Васильева. В разговоре с Русаковым,
спрашивающим, отчего он, Иванушка, невесел, Бородкин отвечает: «Маленько
сгрустнулось что-то». Произнес он это как бы невзначай, но с непередаваемым
чувством», как отмечала впоследствии критика, не находя слов для выражения
той тоски, которая слышалась в голосе Бородкина. Скромные, вроде бы обычные
реплики засветились вдруг такой значительностью и глубиной чувства, что это
было целое откровение для зрителей, поразившее их и вызвавшее ошеломляющее
впечатление».[14]
«Артисты так увлеченно, с таким самозабвением вошли в свои
роли, что создавалось впечатление полнейшей жизненности того, что делалось
на сцене. Налицо было то, что впоследствии сам Островский назовет «школой
естественной и выразительной игры».[15]
Иван Аксаков писал Тургеневу, что впечатление, производимое пьесой
А.Н.Островского на сцене, «едва ли с каким-либо прежде испытанным
впечатлением сравниться может».[16]
Хомяков писал: «Успех огромный и вполне заслуженный».[17]
Этот успех драматурга открывал двери в зарождавшийся «Театр
Островского».
С приходом А.Н.Островского в Малый театр изменился сам театр. На
сцене появились простые люди в поддевках, смазных сапогах, ситцевых
платьях. Актеры старшего поколения высказывались отрицательно в адрес
драматурга. С пьес А.Н.Островского в русском театре утверждаются принципы
реалистической национально- самобытной драматургии. «Перед зрителем должна
быть не пьеса, «а жизнь, чтоб была полная иллюзия, чтоб он забыл, что он в
театре»- вот правило, которому следовал драматург. Высокое и низкое,
комическое и драматическое, повседневное и необычное реалистически
сочеталось в его пьесах».[18]
Новым этапом творчества драматурга стало сотрудничество с
журналом «Современник». Частые поездки А.Н.Островского из Москвы в
Петербург свели его с литературным салоном И.И.Панаева. Именно здесь он
познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским,
Н.А.Некрасовым, Н.А.Добролюбовым и многими другими авторами журнала,
который в то время редактировал Н.А.Некрасов. Довольно долго А.Н.Островский
сотрудничал с «Современником», в котором были напечатаны пьесы «Праздничный
сон до обеда» (1857), «Не сошлись характерами» (1858), «Старый друг лучше
новых двух» (1860), «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Тяжелые дни»
(1863), «Шутники» (1864), «Воевода» (1865), «На бойком месте» (1865).
После закрытия журнала в 1866 году почти все свои пьесы драматург
публиковал в ставшем его преемником журнале «Отечественные записки»,
который редактировал Н.А.Некрасов, а затем М.Е.Салтыков- Щедрин, Г.Елисеев
и Н Михайловский.
В 1856 году А.Н.Островский принял участие в Этнографической
экспедиции Морского министерства, и, он отправился изучать быт, условия
жизни, культуры, рыболовного промысла поволжских городов от верховья Волги
до Нижнего Новгорода. Поездка по Волге дала такой богатый материал, что
А.Н.Островский решил написать цикл пьес под общим названием «Ночи на
Волге». Главной идеей цикла должна была стать идея преемственности в жизни
и культуре русского народа, но эти планы остались нереализованными. Тогда
же А.Н.Островский начал работу над Волжским словарем, который позже перерос
в Словарь русского народного языка. После смерти драматурга его словарные
изыскания были переданы в Академию наук и частично использованы в
академическом словаре русского языка, выходившем с 1891 года под редакцией
Я.К.Грота.


Второй период творчества А.Н.Островского (1860 – 1875).

Если на первом этапе своего творческого пути А.Н.Островский рисовал
преимущественно отрицательные образы («Бедность не порок», «Не так живи,
как хочется», «Свои люди – сочтёмся!» и другие), то на 2-ом - главным
образом положительные, (впадая в приторную идеализацию купечества,
патриархальности, религии; на 3-ем этапе, начинается с 1855 года, он
окончательно приходит к необходимости органического слияния в своих пьесах
отрицания и утверждения) - это люди труда.
Ко второму периоду 60-75 годов относятся такие пьесы как «Старый друг
лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники», «Не все коту масленица»,
«Поздняя любовь», «Трудовой хлеб», «На бойком месте», «Не было ни гроша, да
вдруг алтын», «Трилогия о Бальзаминове», «Собаки грызутся» и «Пучина».
Расширялась тематика пьес А.Н.Островского; он становится
изобразителем всех основных сословий своей эпохи.
«У образованной Москвы 40-х годов было два любимых детища, которыми
она гордилась, с которыми соединяла главные свои надежды и симпатии:
университет и театр. В Большом театре безраздельно царствовали: в трагедии
- Мочалов, в комедии - великий Щепкин».[19] А.Н.Островского тоже опалил
вихрь увлечения Мочаловым. Позже он высказал мысль, что потребность в
трагедии у «молодой публики» больше чем потребность в комедии или семейной
драме: «Ей нужен на сцене глубокий вздох, на весь театр, нужны
непритворные, теплые слёзы, горячие речи, которые лились бы прямо в
душу».[20] Спустя 20 лет в драме «Пучина» А.Н.Островский изобразит гуляние
в Нескучном саду, знакомое ему не понаслышке, и вложит в уста
прогуливающихся купцов и студентов бурное одобрение игре Мочалова в
мелодраме Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»:
«Купец. Ай, да Мочалов! Уважил.
Жена. Только уж эти представления смотреть уж очень

жалостно; так что уж даже чересчур.
Купец. Ну да, много ты понимаешь!»[21]
«В «Пучине» в особенности сильно и как- то лично будет описано
дьяволово искушение взятки: жизнь толкает под руку судейского канцеляриста
и не оставляет ему никакой зацепки, чтобы сохранить честность. Тут и
наглядная очевидность того, что «все берут», и сетования матери, что семья-
де с голоду пропадает, и рассуждение купца- тестя в том духе, что кому надо
в суд идти, тот всё равно деньги готовит: «Ты не возьмёшь, так другой с
него возьмёт». Всё это, как и следует ожидать, кончается тем, что герой
совершает в деле маленькую подчистку и берёт с клиента крупный куш, а потом
сходит с ума от укоров совести».[22]
«В год освобождения крестьян (1861 год) А.Н.Островский закончил две
пьесы: маленькую комедию «За чем пойдёшь, то и найдёшь», где, наконец,
женил своего героя - Мишу Бальзаминова и тем завершил трилогию о нём; и
плод 6-тилетнего труда - историческую драму в стихах «Козьма Захарьич Минин-
Сухорук». Две вещи полярные по жанру, стилю и задачам. Казалось бы, какое
отношение имеют они к тому, чем живёт и дышит общество?»[23] Одни герои
действуют, а другие только рассуждают и очень по-русски все мечтают, что
счастье само свалится им на голову.
О народе, национальном характере, каким складывался и проявлялся он в
истории, раздумывает А.Н.Островский и над страницами рукописи «Минина».
Драматург хотел, сверяясь с историей и поэтическим чутьём, показать
человека совести и внутреннего долга, способного в тяжёлую минуту поднять
народ на подвиг. В то время это было свежей темой.
Вслед за «Мининым» А.Н.Островский написал драму в стихах из жизни
XVII века Воевода, или сон на Волге»(1865 год). В ней были поразительно
удавшиеся страницы, и, прочтя её, И.С.Тургенев воскликнул: «Какая местами
пахучая, как наша русская роща летом, поэзия! Ах, мастер, мастер этот
бородач!»[24]
Затем последовали хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»(1866
год) и «Тушино»(1867 год).
«Кланяться да бегать, льстить начальству я никогда не умел; говорят,
что с летами, под гнётом обстоятельств, сознание собственного достоинства
исчезает, что нужда научит калачи есть,- со мной, благодарение богу, этого
не случилось» - писал А.Н.Островский в письме Гедеонову. Драматург
осознавал, что за его спиной стоит русский театр, русская литература.
Что ни осень, созревала, писалась, игралась в театре новая пьеса,
этим отмечались следующие даты:
1871 год - «Не было ни гроша, да вдруг алтын»;
1872 год - «Кролик XVII столетия»;
1873 год - «Снегурочка», «Поздняя любовь»;
1874 год - «Трудовой хлеб»;
1875 год - «Волки и овцы», «Богатые невесты» и так далее...

Третий период творчества А.Н.Островского (1875 – 1886).

Следует отметить, что пьесы драматурга третьего периода посв

Новинки рефератов ::

Реферат: Создание текстовых документов с помощью MS Word (Компьютеры)


Реферат: Анализ итоговых финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Голод на Северном Кавказе в 1932 - 1933г (История)


Реферат: Общественные отношения (Социология)


Реферат: Ватикан (География)


Реферат: Взаимосвязь математических способностей и уровня тревожности (Психология)


Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)


Реферат: Мусульманский тип культуры (Культурология)


Реферат: Билеты по предмету ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Влияние социального окружения на духовное развитие (Психология)


Реферат: Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ (Финансы)


Реферат: История Государства Российского (Исторические личности)


Реферат: Дизайн (Искусство и культура)


Реферат: Информационное обеспечение в процессе управления (Менеджмент)


Реферат: Правовые основы организации и деятельности бирж (Биржевое дело)


Реферат: Разработка технологического процесса изготовления детали (Технология)


Реферат: Облік і аналіз фінансових результатів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Русь. От феодальной раздробленности до объединения (История)


Реферат: Образование древнерусской государственности (История)


Реферат: Связь музыки и социологии (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист