GeoSELECT.ru



География / Реферат: Общее машиностроение России (География)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общее машиностроение России (География)



Ставропольская Государственная сельскохозяйственная
Академия



По предмету :Экономическая география


На тему : Общее машиностроение России.

?

Подготовил и предоставил:

Студент
1 курса, 11 группы


Факультета: Бух.учет и финансы


Сухарев Арсений Александрович


Проверил: Тенищев А.Н.



Ставрополь, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и
металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей.
На долгу машиностроительного комплекса в 1995 приходилось: 18,2% стоимости
произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-
производственного персонала и 25% стоимости основных промышленно-
производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в
1995 п. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 п. В составе
комплекса на машиностроение приходится определенный обьём выпускаемой
продукции.
Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей
в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров,
материальных и денежных ресурсов (табл. 5.1).
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9
отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К
комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому
сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение;
станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение;
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой
и пищевой промышленности и др.
Радикальные рыночные реформы и конверсия ВПК 1992 — 1996 г привели
машиностроительный комплекс к кризису Резко изменившийся в первой половине
90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения
темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, не конкурентоспособности изделий,
старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным
потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия прекращают
производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к
выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции. Резко
сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме
российского экспорта, составив в 1995 г 3,7%. Кризисные процессы в отрасли
усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации
производства. Среди предприятий каждое выпускает более 75% определенного
вида продукции и является монопольным производителем. Структурная
перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой
адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у
предприятий оборотных средств.
В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения
стали акционерными обществами. В прямом государственном управлении в 1996 г
находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве
приватизированных предприятий еще не произошло существенных изменений в
структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.
В развитии машиностроения приоритетными являются два основных
направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и
оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и
предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и
электротехнической промышленности, производства вычислительной техники,
приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в
территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет
профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности,
дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и
металлообработки производится в европейской части России. Важное значение
имеет увеличение роли восточных районов.
В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном
предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и
литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий
машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в
продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов,
промышленных площадок, пригодных к строительству Здесь можно создавать
энерго- и металлоемкие отрасли.
Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя.
Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в
европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и
оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных
районов и импорта.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от
характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий,
масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного,
отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения
влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация;
кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых
ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем
транспортных работ и затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и
кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства.
Специализация облегчает организацию массового производства, содействует
более рациональному использованию оборудования, повышает технический
уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных
конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая
(производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов,
секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано
с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации.
Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других
отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др.
Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг
от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного
экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует
комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность
специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой
предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где
различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение
сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа
предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от
трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно
важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких
отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная,
приборостроительная, станкостроительная и др. Создание специализированных
машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более
полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их
экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития
производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-
исследовательских учреждений, институтов.
Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи,
прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих
отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы
машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию,
размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное
машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности,
горного оборудования и др.
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую
роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и
обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и
концентрации машиностроительного производства в значительной степени
решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных
затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются
сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение
машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-экономических
особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее
машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и
инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин
и оборудования.
В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на
сырье, основные материалы (более 59%), на зар. плату(15.7%)



1. Производство металургического обородувания сложилось вблизи центров
развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург,
Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-
Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-
Амуре)районах.
Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях,
расположенных и главных угольных районах страны: Западной Сибири
(Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале
(Екатеринбург, Копейск).



2. Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности
находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном
Кавказе, Западной Сибири.



3. Энергетическое машиностроение
возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах
машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих.
Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в
Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-
Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург
специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург —
теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы
изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном
(Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в
Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-
Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах,
Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов - выпускают в
Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для
тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне. высокой
трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ориентируются на
районы потребления продукции, за исключением те) случаев, когда
выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют
к металлургическим базам. Заводы общего машиностроения производят
технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической,
бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные
машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории
России.

4. Сельскохозяйственное машиностроение
тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех
экономических районах Специализация предприятий соответствует
специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.
Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены
на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири
(Красноярск). В Центральном районе выпускают льно уборочные (Бежецк),
картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины.
Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят
заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске,
Рубцовске.



5. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырыя
(нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пензе,
Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др. Среднее
машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли Предприятия
отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью фондоемкостью
продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют
широкие связи по кооперации. Размещать за воды целесообразно в
сложившихся и формирующихся центрах маши построения, где есть
необходимые трудовые, электроэнергетические< ресурсы, достаточно
высокая техническая культура и созданы условия) для широкого
производственного кооперирования. К среднему машиностроению относятся
предприятия, выпускаю щие автомобили, самолеты, металлорежущие станки,
тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой,
полиграфической медицинской промышленности.



6. Автомобилестроение
отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного
типа автомобилей. Первые автомобильные за воды (Москва, Нижний
Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения,
которое стало базой для кооперирования с за водами-сборщиками.
Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало
развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия
создали многочисленные заводы филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех
заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске
агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске,
Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске Сердобске
(Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге. Грузовые
автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва,
Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов;
небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района
(Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего
класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном
(Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье
(Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Елабуге. Создана сеть
автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыне), Волго-Вятском
(Павлове), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах.
В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных районах России
автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.
Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников,
прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия
по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и
Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией несколько автомобильных
заводов.

7. Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы
потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы
были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг.
строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие
годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной
промышленности создано производство трелевочных тракторов в
Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.



8. Станкостроение
первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных
центрах. На размещение станкостроительных заводов оказывает влияние
трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время
предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах
Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной
Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков
вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В
отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с
числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических
линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных
роботов.



9. Производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов

Группа отраслей по производству этих машин отличается высокой
трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью,
энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного
комплекса относится значительная часть радиотехнической,
инструментальной промышленности, приборостроения, электронной
промышленности и отдельные производства электротехнической
промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения
ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие
квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и
конструкторскими бюро. Приборостроение сконцентрировано в Центральном
районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в
Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-
Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в
Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия
радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске
радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва,
Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-
Черноземном (Воронеж) районах. Основные районы электротехнической
промышленности - Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский.
Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.



11. Предприятия по производству металлических изделий, сварных
конструкций и конструктивно несложных машин Эти предприятия отличаются
низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и
высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться
повсеместно. Производство металлических изделий связано с местами
потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.



12. Территориальная организация машиностроения Программа развития
машиностроительного комплекса на период перехода к рыночным отношениям
предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение действующих
предприятий, широкую конверсию оборонных производств. Важную роль должно
сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате
конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут
ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной
техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности,
сельского хозяйства.
Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний
разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так
возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.

12.1 В Центральных районах
развито автостроение с многочисленными «смежниками»;
локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков,
подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и
электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для
промышленности и других отраслей народного хозяйства.

12.2 Северо-Запад и Север
концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение;
морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных
машин и приборов; производство промышленного оборудования.

12.3 В Поволжье
развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников;
автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное
машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической
промышленности.

12.4 На Северном Кавказе
представлено сельскохозяйственное машиностроение;
локомотивостроение; энергетическое машиностроение.
12.5 На Урале
выпускается горное, металлургическое и химическое
оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков,
кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение,
энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение,
производство станков и инструмента.


12.6 В Западной и Восточной Сибири
производится горное и металлургическое оборудование; представлены
тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое
машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение;
вагоностроение и речное судостроение.

12.7 Дальний Восток
Район морского и речного судостроения,
производства станков и промышленного оборудования.


ЛИТЕРАТУРА


“Экономическая география России” (1999) В.И.Видяпин.


"Экономическая география СССР", Москва, Высшая
школа, 1983 г.


"Экономика машиностроительного производства", Москва, Высшая школа, 1988 г.



"Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации", Москва,
"Советская Россия", 1989 г.


"Справочное пособие по географии для поступающих в вузы",Москва, 1994 г.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 5.1
Производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса
Российской Федерации
| |1980 |1985 |1990 |1995 |
| |г. |г. |г. |г. |
|Станки металлорежущие, тыс. шт. |118,0|97,9 |74,2 |17,6 |
|Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт. |43,1 |37,1 |27,3 |2,1 |
|Автоматические и полуавтоматические линии | | | | |
|для машиностроения и металлообработки, комплектов|567,0|754,0|556,0|54,0 |
|Турбины, млн. кВт |13,2 |15,0 |12,5 |'5,1 |
|Тракторы, тыс. шт. |249,0|261,0|214,0|21,2 |
|Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. |117,0|112,0|65,7 |6.3 |
|Экскаваторы, тыс. шт. |26,5 |26,9 |23,1 |5,2 |
|Бульдозеры, тыс. шт. |12,2 |13,8 |14,1 |2,4 |
|Грузовые автомобили, тыс. шт. |- |732,0|712,0|115,0|
|Легковые автомобили, тыс. шт. |- |1165 |1103 |835,0|
|Автобусы, тыс. шт. |- |59,9 |51,9 |40,8 |


-----------------------
[pic]

[pic]






Реферат на тему: Общие сведения о реке Неве
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕКЕ НЕВЕ
Река Нева вытекает из мелководной Шлиссельбургской губы Ладожского озера
и впадает в Невскую губу Финского залива. Длина реки 74 км. Открытые районы
Ладоги отгорожены от истока реки Невы широкой песчано-каменистой отмелью в
самой южной части Шлиссельбургской губы. Устье же реки отделено от Невской
губы песчаной отмелью, носящей название Невского бара.
Истоком реки принято считать место у города Петрокрепость (б.
Шлиссельбург), напротив старинной Шлиссельбургской крепости на острове
Орешек. За устье реки принимается створ против Невских ворот Ленинградского
морского торгового порта, у входа из Большой Невы в Гутуевский ковш. Имея
общее направление течения с востока на запад, река описывает почти
правильной формы полуокружность обращенную выпуклостью на юг. Расстояние от
истока до устья по прямой 45 км.
В Неву впадает 26 небольших рек и речек, главнейшие из них — Мга, Тосна,
Ижора, Охта. Все эти притоки по сравнению с Невой невелики и почти никакого
влияния на ее режим не оказывают.
На берегах Невы расположены четыре города: Петрокрепость, Кировск,
Отрадное (б. Ивановское), Ленинград — и около 30 других населенных пунктов.
Берега реки более чем на воловине своей длины почти сплошь застроены. В
низовьях реки на протяжении 32 Км вытянулся Ленинград.
Нева протекает по широкой (30—50 км) в относительно глубокой (50—100 м)
долине, называемой Приневской низменностью. Дно долины представляет собой
равнину, нисходящую ступенями в направлении Финского залива и к руслу реки
Невы. Поверхности ступеней плоские, почвы заболоченные. Равнинный характер
дна Приневской низменности нарушается отдельными возвышенностями —
Колтушской, Парголовской, Поклонной горой и др. По характеру растительности
все эти возвышенности среди унылой заболоченной равнины выглядят как
живописные оазисы. Впрочем, они занимают незначительную часть Приневской
низменности —8%.
В отличие от других равнинных рек Нева не имеет поймы — этой прибрежной
полосы, ежегодно заливаемой полыми снеговыми и дождевыми водами. Да,
собственно, на Неве и не бывает половодий и паводков.
По характеру режима Неву делят на две части: верхнюю — от истока до
Ивановских порогов, длиной 30 км, и нижнюю — от Ивановских порогов до
устья, длиной 44 км. В верхней части реки на уровни воды, скорости течения
в т. д. преобладающее влияние оказывает Ладожское озеро, а в нижней —
Финский залив. Вблизи устья река разделяется на рукава, образуя дельту.
Река Нева малоизвилистая и неразветвленная. Насчитывается всего три более
или менее крутых поворота — у Отрадного, Невского лесопарка и Смольного;
излучина реки у Невского лесопарка носят название Кривого колена; На реке,
не считая дельты, имеется только три острова: Орешек в самом истоке,
Фабричный у города Петрокрепость по левому, берегу, Главрыба вблизи
Ивановских порогов по правому берегу (между впадением рек Мги и Тосны).
Река Нева течет в довольно крутых, местами обрывистых берегах, высота
которых постепенно снижается от истока к устью; средняя высота берегов 6—9
м. В начале дельты высота берегов уменьшается до 2,5 — 3,0 м, а в самом
устье — до 2,0—2,5 м. Исключение составляет небольшой участок левого берега
вблизи истока, называемый Преображенской горой, высотой 40 м.
Дно реки в прибрежной зоне преимущественно песчаное и песчано-илистое, на
стрежне—глинистое, с примесью гальки и валунов. В местах с быстрым течением
дно сплошь выстлано галькой и валунами.
Нева — широкая и глубокая река. Преобладающая ширина 400 — 600 м. Самые
широкие места (1000—1250 м) — в дельте у Невских ворот Морского торгового
порта в так называемой воронке рукава Большая Нева, у окончания Ивановских
порогов при впадении реки Трены и у острова Фабричный вблизи истока. Самое
узкое место (210 м) — напротив мыса Святки у начала Ивановских порогов.
Преобладающая глубина 8 — 11 м; наибольшая глубина (24 м) у правого берега
против Арсенальной улицы в Ленинграде, наименьшая (4,0 — 4,5 м) — в
Ивановских порогах.
Широких отмелей и кос на Неве нет нигде. Почти всюду берега реки
приглубые, что позволяет судам подходить к ним вплотную, за исключением
немногих мест.


ОБРАЗОВАНИЕ РЕКИ НЕВЫ
Нева (Нев, Нево) на языке сарматов — народностей, населявших юг нашей
страны до III—IV вв., — означает залив или море. С финского языка это слово
переводится как болото, трясина и вообще всякое топкое и заболоченное
место. В старину река Нева и Ладожское озеро не имели раздельного
наименования и у разных народностей назывались одним словом — либо Алдеа,
Алдаген, Алдеск, Альдога, либо Нью, Нев, Нево. Раздельные наименования
озера и реки встречаются впервые в официальных документах 1264 г.
История образования Ладожского озера и реки Невы сложна и до конца не
выяснена. По современным представлениям, около 10000—7500 лет назад на
месте нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый Анциловый
бассейн, или Анциловое озеро. Водоем занимал лишь часть Балтийского моря,
его восточный берег находился в районе Кронштадта. Уровень в Анциловом
озере был ниже, чем в океане, и на 3—4 м ниже, чем,в современном Балтийском
море. Реки Невы тогда не существовало. На ее место текли река Тосна,
которая впадала по нынешнему Морскому каналу в Анциловое озеро за
Кронштадтом, и река Мга, направлявшая свои воды в сторону Праладоги. Сама
Праладога была обособленным озером и имела выход в Анциловый бассейн на
севере Карельского перешейка по линии Приозерск—Выборг.
Приблизительно 7500 лет назад вследствие опускания суши произошло
отделение Ютландского полуострова от южной Швеции и образовались проливы
Большой и Малый Бельты. Воды Северного моря хлынули через проливы в
Анциловый бассейн, превратив его в море. Это море получило наименование
Литоринового по названию населявшего его моллюска—обитателя прибрежных
районов моря, сильно опресненных речными водами.
Литориновое море занимало большую площадь, чем нынешнее Балтийское, и
вдавалось в сушу узким проливом по Приневской низменности; уровень воды в
нем был на 7—9 м выше современного. Ладожское озеро представляло тогда
залив моря и соединялось с. ним через широкий пролив на севере Карельского
перешейка. В период существования Литоринового моря происходили два важных
процесса — поднятие суши Фенно-Скандии и похолодание климата земного шара.
Вследствие похолодания климата часть осадков, выпадавших в высокогорных
районах и приполярных материковых областях, перестала возвращаться в океан,
и пошла на пополнение вечных снегов и льдов. Поступление воды в океан
уменьшилось, и уровень в нем начал падать.
В результате поднятия суши и понижения уровня океана Литориновое море
стало сокращаться, отступать, образовав в результате этой регрессии около
4000 лет назад Древне-Балтийское море. Уровень воды в атом море был на 4—6
м выше, чем в современном Балтийском. Берег Древне-Балтийского моря
прослеживается в Ленинграде в виде невысокого пологого уступа, окаймляющего
дугой островную часть города.
Поднятие суши происходило неравномерно. Северная часть Ладожского
озера находилась в области более быстрого поднятия земной коры, чем южная
часть. Вследствие этого протока на севере Карельского перешейка постепенно
отмирала. Ладога превратилась в обособленное озеро и начала переполняться.
Воды озера покрыли значительные участки суши иа южном побережье, затопив
торфяники, древесную растительность и стоянки доисторического человека.
Наполнение озера продолжалось до тех пор, пока его воды не затопили всю
долину реки Мги и не подошли к узкому перс шейку, разделявшему реки Мгу и
Тосну. Наконец воды озера, поднявшись более чем на 12 м и превысив уровень
моря на 17—18 м, хлынули через водораздел. В результате этого прорыва около
4000—4500 лет назад в образовала река Нева. В месте прорыва остались
Ивановские пороги. Доисторический человек, несомненно, был свидетелем этого
события. Спуск вод Ладожского озера после прорыва длился, очевидно, долго:
для разработки русла Невы нужно было время.
Воды Ладожского озера подходили к месту прорыва по долине реки Мги,
а после прорыва воспользовались уже готовой долиной река Тосак. Таким
образом, долина реки Невы не выработана ею самой, а составлена из двух
чуждых друг другу долин рек Мги и Тосны.
Первоначально Нева впадала в Финский залив отступающего Литоринового, а
алтеи Древне-Балтийского моря одним рукавом. Но море продолжало отступать,
и из воды поднялись острова, бывшие да того мелями. Невские воды
устремились в ложбины между островами. Так появилось несколько рукавов. В
дальнейшем быстро спадающая после наводнений вода, увлекая за собой частицы
грунта, образовала новые рукава и углубила уже имевшееся. Текущая вода
довершила - работу. В результате возникло несколько десятков рукавов и
проток, из которых и состоит современная дельта реки Невы.
Обычно острова и отмели дельт больших рек обязаны своим
происхождением отложению речного ила. Дельта же реки Невы представляет
исключение. В невской воде очень мала ила, и его оседание не могло
привести к образованию островов. Главная роль в появлении островов невской
дельты принадлежит работе моря и речного потока.
Нева и ее дельта в очертаниях, близких к современным, сформировались
сравнительно недавно — около 2500 лет назад, когда окончательно
установилось нынешнее соотношение между уровнями воды Ладожского озера и
Балтийского моря. Таким образом, Нева - молодая река. Неслучайно, по-
видимому, и название ее — Ньо, Ново, т. е. молодая, на языках европейских
народов.
Описанная теория образования реки Невы не является единственной в
научной литературе. Некоторые авторы придерживаются несколько иной точки
зрения.

ИСТОК РЕКИ НЕВЫ
Река Нева начинается двумя рукавами, обтекая небольшой продолговатый
остров Орешек, или Ореховый. На этом острове еще в начале XIV в. новгородцы
соорудили крепость.
Исток реки отделен от Шлиссельбургской губы широкой отмелью,
представляющей собой сложную систему песчаных мелей и банок о рассеянными
повсюду камнями и огромными валунами, образующими местами сплошные гряды. В
плане отмель имеет вид суживающейся воровки с островом Орешек в вершине.
Отмель перегораживает губу с севера на юг. Глубина на отмели незначительна.
В 1908—1908 гг. для улучшения судоходных условий через отмель была
сделана искусственная прорезь, названная Кошкинским фарватером. В пределах
губы фарватер, длиной 8 км, состоит из четырех колен; начинается он у
острова Орешек и оканчивается вблизи мыса Кошкин. Прокладка Широкой
подводной прорези через песчано-каменистую отмель в открытом озере, где так
привольно гуляют волны и ветер, где часты дожди и туманы, потребовала
немало сил и средств. Не обошлось и без человеческих жертв.
Поток воды на отмели всегда направлен в сторону Невы, но его течение
становится заметным на глаз только на Кошкинском фарватере в 2—4 км от
острова Орешек. При подходе к острову Орешек основной поток воды
устремляется в правую протоку, но, натолкнувшись на отмель у правого
берега, поворачивает влево и прижимается к каменной дамбе, ограждающей вход
в Ново-Ладожский канал. Здесь, у оголовка дамбы, поток оказывается сжатым,
и скорость течения резко возрастает. А ниже русло реки расширяется, но
здесь оно занято каменистой Шереметьевской отмелью.
Между верхним концом острова Фабричного и устьем Петровского канала
имеется каменная дамба, ограждающая небольшую гавань для зимовки судов. Из
двух проток у острова Орешек судоходна только правая протока. Левая протока
даже глубже, чем правая, во подход к ней со стороны озера прегражден
отмелью.

ДЕЛЬТА РЕКИ НЕВЫ
В 15,1 хм от устья реет Невы влево отходит Обводный канал. Через 7,4 км
от река отделяется вправо Большая Невка. Ниже по, течению река разделяется
на несколько больших рукавов, которые в свою очередь, дробятся на малые. В
ряде мест рукава соединены между собой каналами и протоками. В результате
образуется множество рукавов, рек, проток, каналов и пр. Это дельта реки
Невы.
Дельту реки Невы иногда называют «ложной» дельтой. Как уже говорилось,
она возникла не вследствие оседания речного ила, как большинство дельт, а в
результате работы текучих вод, а также сгонов и нагонов воды со стороны
моря. Влияние моря особенно отчетливо видно во время больших нагонных
наводнений, при которых из-за сильного волнения со дна моря поднимается ил,
оседающий затем на отмелях у островов дельты. Это приводит к увеличению
площади существующих островов. Кроме того, при наводнениях быстро спадающая
вода углубляет мелкие протоки. Так после наводнения 12 ноября 1726 г. била
углублена небольшая болотная протока по правому берегу Малой Невы. Здесь
образовался новый остров, названный Пеньковым Буяном.
В конце прошлого века после завершения строительства Морского торгового
порта дельта Невы состояла из 48 рек и каналов, образующих 101 остров. С
1930г. число водотоков сократилось до 45, а островов — до 42. Прекратила
существование вследствие намыва грунта целая группа островов в устьях рек
Малой Невы и Малой Невки, в том числе острова Вольный, Гоноропуло,
Кошеварова, Жадимировского. В результате засыпки малых каналов и речек не
стало и многих островов в юго-западной части дельты. В общей сложности за
полтора столетия после памятного наводнения 1824 г. число островов в
невской дельте сократилось более чем в три раза (со 147 до 42).
На островах невской дельты и прилегающей части Приневской низменности
расположен Ленинград. Центр города находится на Адмиралтейском острове,
омываемом Большой Невой и Мойкой. Группа из четырех островов —
Аптекарского, Петровского, Заячьего и Петроградского — называется
Петроградской стороной. Три острова в северной части дельты —
Крестовский, Елагин, Трудящихся (б. Каменный) — имеют общее название
Кировские острова.
Острова дельты разной величины и формы; все они плоские, низкие. Два
острова имеют площадь более 500 га и семь остров - от 100 до 500 га. Самые
крупные острова дельты — Васильевский (1050 га), Петроградский (570 га),
Крестовский (420 га), Декабристов (б. Голодай) вместе с б. Вольным (410
га), Аптекарский, Гутуевский, Трудящихся, Елагин. Форма островов большей
частью продолговатая, овальная, что в какой-то степени предохраняемой от
размыва. Острова возвышаются над поверхностью воды в реке на 1,5 — 3,5 м.
Некоторые острова весьма живописны, а их стрелки представляют собой
прекрасные архитектурные композиции. Тенистые парки, сады и песчаные пляжи
Кировских островов стали излюбленными местом отдыха трудящихся города. Ныне
Крестовский остров — спортивная основная база Ленинграда, остров Трудящихся
— средоточие здравниц и домов отдыха, остров Елагин — место массового
отдыха. Особенно красивы Кировские острова в ясные летние вечера, когда
тихие воды прудов и каналов отражают розовый закат неба. С западных стрелок
Петровского, Елагина и других островов дельты открывается величественная
панорама Невского взморья.
Из 42 островов невской дельты сейчас имеют название только 29. Остальные
острова не имели названий или почему-либо утратили их. Современные названия
островов имеют разное происхождение. Васильевский остров, например, получил
название еще в конце XV в. по имени своего владельца — новгородского
посадника Василия Селезня. Название Аптекарского острова пошло от «огорода»
лекарственных растений, заложенного Петром I на территории нынешнего
Ботанического сада. Некоторые острова носят наименование каких-либо зданий
или сооружений — Адмиралтейский, Канонерский, Новая Голландия, Кронверкский
в др. Такие названия, как Кривая дамба, Белый, говорят о форме или других
особенностях острова.
В XVIII и XIX столетиях острова невской дельты являлись административными
единицами («частями») Петербурга, например острова Коломенский, Матисов,
Спасский, Казанский, Покровский. С изменением административных границ
название этих островов почти вышли из употребления.
Еще раньше, в ХVIII в., маленькие острова часто назывались Буянами -
Масляный Буян, Сальный Буян, Сельдяной Буян, Винный Буян, Пеньковый Буян в
др. На таких островах устраивались амбары для различных товаров, здесь было
удобно охранять их от краж и пожаров и грузить на суда и лодки. Большинство
подобных островов после засыпки отделявших их проток перестали существовать
или превратились в полуострова.
Границей дельты сейчас служит река Большая Невка (с севера), Обводный
канал (с юга), река Екатерингофка и Угольный мол (с юго-запада). Площадь
дельты в этих границах 83 км2, из них 60 км2 приходится на острова,
остальные 23 км2 на водную поверхность.
Река Нева и ее продолжение — рукав Большая Нева делят дельту на две
части: правую (северную) и левую (южную).
В конце дельты Нева собирает свои воды в пять крупных потоков. Первый,
самый северный поток есть продолжение Большой Невки и Средней Невки, второй
— продолжение Малой Невки и Малой Невы, третий — Большая Нева, четвертый
-Екатерингофка, пятый - Морской канал. Пятью этими потоками невские воды
вливаются на бар реки.

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО
Ладожское озеро — самое большое в Европе и второе по величине (после
Байкала) пресноводное озеро СССР. Площадь его водного зеркала без островов
17680 км2, вместе с островами 18130 км2. Длина 219 км, ширина 130 км. В
плане озеро имеет форму, близкую к эллипсу. В южной половине озера
находятся три широких залива, вдающихся в сушу, которые называют губами:
Свирская, Волховская, Шлиссельбургская.
В котловине озера заключен колоссальный объем воды 908 км8. Такое
количество воды Днепр выносит в Черное море за 17 лет, а Нева в Финский
залив — за 11 лет. Котловина озера разделяется на две части: северную,
глубоководную (до 225 м), и южную, мелководную (до 40 м). В западных и
восточных частях озера линия глубин в 3 м отходит от берега на 1—2 км, в
южной — на 5—10 км.
В Ладожском озере насчитывается около 650 островов. Располагаются они
большей частью отдельными группами. Самые большие группы — Валаамская (50
островов) и Мантсинсаринская (40 островов). Немногочисленные острова южной
части озера — низкие, плоские, иногда поросшие кустарником и заболоченные,
а иногда голые, окруженные песчаными отмелями. Острова северной части
весьма живописны. Они покрыты лесом, высокие берега их обрывистые и кое-где
даже нависают над водой.
В северной частя озера берега имеют шхерный характер: они, сильно
изрезанные, скалистые, высокие и обрывистые; здесь много фиордов, бухт,
заливов. В южной части озера берега низкие, большей частью заболоченные.
Берега озера мало населены. Города не побережье старинные, но небольшие
Сортавала (б. Сердоболь), Новая Ладога, Петрокрепость, Приозерск (б.
Кексгольм). Все другие населенные пункты также невелики, большей частью это
поселки лесорубов, рыбаков и водников.
В озеро впадают три крупные реки – Свирь, Вуокса и Волхов, несколько
десятков средних рек и более сотни малых. Реки Свирь, Вуокса и Волхов дают
84% воды, притекающей в озеро, остальные 16% приходятся на средние и малые
реки. Вытекает из озера только река Нева.

КЛИМАТ
Ладога расположена в обширной зоне таежного климата, для которого
характерны теплое и влажное лето, холодная и облачная зима, неустойчивый
режим погоды.
Циклоны, приходящие из Атлантики, приносят с собой в летнюю пору дожди, а
зимой сопровождаются снегопадами и оттепелями. При вторжениях арктического
воздуха усиливаются ветры и морозы, а в период господства воздушных масс
умеренных широт в районе Ладоги стоят сухие и жаркие дни.
Климат Ладоги ненамного отличается от климата Ленинграда. Те же морские
ветры веют над его просторами, то же обилие влаги зимой и детом. Недаром
когда-то весь бассейн Невы прозвали «сырым углом Европы».
Средняя годовая температура воздуха на Ладоге меняется от 2,6 градуса на
востоке до 3,8 градуса на юге. В самом теплом месяце в году, в июле, на
южном побережье Ладоги только на 0,5 градуса холоднее, чем в Ленинграде.
Осадки, выпадающие в течение года над озером, Крот слой воды в 600
миллиметров, причем более половины его обязано дождям теплого периода.
Особенно обильны осадки на южном и юго-восточном побережье, на островах их
выпадает меньше.
Средняя влажность воздуха около 80 процентов. Большую часть года на
Ладоге господствуют южные и юго-западные ветры, или «полуденник» и
«шелонник», как именовали в старину. Летом учащаются ветры с севера и
северо-востока — «северик» и «полуношник». Старинные названия ветров
родились еще во времена Новгорода Великого и прочно вошли в обиход на
обширном пространстве нашего Севера. Они основаны на знании древними
судоводителями многих явлений природы и их наблюдательности. Считается, что
«шелонником» ветер назван в честь реки Щелони, впадающей в озеро Ильмень с
юго-западной стороны. Некоторые из этих названий ветров можно было прочесть
на многих компасах в конце прошлого столетия. Они и сейчас бытуют среди
местных рыбаков, но из приезжающих не всякий догадается, что «зимняк»
означает юго-восточный ветер, а «меженец» или «полуношник» дует с северо-
востока.
Средняя скорость господствующих ветров над озером 6 - 9, на побережье 4—8
метров в секунду. Выделяется лишь шхерный район, где из-за холмистого
рельефа ветры слабые.
Высокое волнение на озере вызывают ветры в 10— 15 метров в секунду.
Обычно они непродолжительны и стихают через 2—3 дня. Чем сильнее ветер, тем
он кратковременнее. Штормовые ветры со скоростью 20-24 метра в секунду
прекращаются через 5—6 часов ветер, достигающий 34 метров, бушует в течение
7 часов. В открытом озере сильные ветры наблюдаются в 2 раза чаще, чем на
суше. Самым спокойным оказался обширный район побережья вблизи Приозерска
защищенный высокими заселенными сельгами. Только на 2—3 дня в году сюда
прорываются ветры со скоростью более 15 метров в секунду.
У ладожских ветров есть одна особенность — они крайне неустойчивы. Еще в
старину заметили, что «эол на озере прекапризный». И действительно, в
течение суток ветер не раз может менять свое направление. Резкие переходы с
одного румба на другой за какие-нибудь 20—40 минут служат предвестником
шторма. Было замечено, что когда после западных и северо-западных ветров
наступает короткое затишье, а затем дотянет с севера и северо-востока, то
шторма не миновать. Он разыграется быстро, в течение 1—2 часов.
Не всегда ветер одного направления охватывает все озеро. Случается так,
что в одних районах Ладоги стоит штиль, а в других довольно ветреная
погода.
Из-за большой протяженности озера непостоянна скорость ветров. Северный
ветер обычно усиливается к югу, а южный развивает большую скорость вблизи
Валаамского архипелага.
В теплое время года из-за неравномерного прогревания воды и суши на
Ладоге возникают местные ветры — бризы. Днем они дуют с озера на берег —
озерный бриз, ночью наоборот — береговой бриз. О том, что эти ветры слабы,
говорит их название—«бриз» по-французски означает ветерок. Однако иногда
озерный бриз, бывает довольно ощутим — до 6 метров в секунду. Он может
проникнуть в глубь побережья ш 10—12 километров, вызывая похолодание
воздуха не 1—1,5 градуса.
Весна на Ладоге обычно холодная и затяжная. В се редине марта озеро еще
сковано льдом. Средняя апрельская температура воздуха на островах немногих
выше 0, а на побережье 1,5—2,5 градуса тепла. В мае воздух на побережье
прогревается до 7—9 градусов, а над озером все еще на 2 градуса холоднее.
Возможны ночные заморозки и резкая смена погоды. Часты туманы. Вода в озере
холодная, около 2,5 градуса. К середине мая Ладога очищается ото льда,
после чего надолго может установиться штилевая погода.
Прекращение заморозков и наступление теплых дней с температурой воздуха
выше 10 градусов означает приход лета. На западном и южном побережье озера
это происходит в конце мая, на неделю позднее, чем в районе Ленинграда.
В июне воздух прогревается на островах в среднем до 12—13, а на побережье
до 14 градусов. В отдельные дни температура в тени может достигать 20
градусов.
Весной и в первую половину лета от озера веет прохладой, температура
воздуха на его побережье немного ниже, чем в соседних районах.
Самый теплый месяц на Ладоге — июль, только в отдельные годы — август.
Средняя температура воздуха повсеместно 16—17 градусов. Особенно тепло на
южном побережье озера. В отдельные дни термометр показывает 32 градуса в
тени.
Чаще всего хорошая погода выдается с конца июня до середины августа — это
период наибольшей вероятности ясного неба. Средняя температура воздуха в
течение суток преимущественно выше 15 градусов. Преобладают солнечные дни
со слабыми южными ветрами. Температура воды у южного побережья в среднем
18—20 градусов. Дожди выпадают обильно, но носят характер коротких ливней.
В окрестностях возможны грозы, озеро же они частенько обходят стороной.
С конца августа Ладога становится все беспокойнее. Приближается осень. В
этих местах она довольно теплая, с частыми моросящими дождями. В сентябре
выдается 2—3 ясных дня, а число пасмурных возрастает до 12—14 в месяц.
Средняя температура воздуха 10—12 градусов, но бывает, что с южными ветрами
на 2—3 недели возвращается теплая и ясная погода — «бабье лето». В это
время года вблизи Ладоги теплее, чем в соседних районах.
В конце сентября—начале октября отмечаются первые заморозки. Ноябрь —
самая неприветливая пора на Ладоге. Небо затянуто тучами, часто идет дождь
со светом. На озере подолгу штормит.
Зима сравнительно мягкая. Самые холодные месяцы—январь и февраль, их
средняя температура— 8—10 градусов мороза. В отдельные дни она опускается
ниже 40 градусов. Особенно достается жителям восточного побережья, где
морозы доходят до 54 градусов. Над озером они слабее—35—37 градусов.
Оттепели бывают редко. Снег выпадает в конце октября, однако за 2—3 дня
успевает растаять. Только спустя месяц побережье скрывается под устойчивым
снеговым покровом. К концу зимы толщина его достигает 80—90 сантиметров. В
начале декабря на озере появляются первые забереги.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

История использования рек бассейна Ладожского озера началась в глубокой
древности. В летописях XII века упоминается о водяных мельницах, стоящих на
реках, текущих в Ладогу. В середине XVI века была предпринята первая
попытка запрудить реку Волхов у Новгорода. В 1896 году впервые в России на
Большой Охте, правом притоке Невы, начала действовать небольшая
гидроэлектростанция мощностью 350 лошадиных сил. Первый проект сооружения
гидроэлектростанции на Неве был предложен в 1892 году инженером Н. Н.
Бенардосом. Наиболее удобным местом для нее автор считал Ивановские пороги,
так как здесь наибольшая скорость течения реки, а каменистое дно удобно для
постройки плотины. По другому, более позднему варианту предлагалось
построить гидроэлектростанцию ближе к Ленинграду — в Кривом колене у
Невского лесопарка. В 1910 году Г. О. Графтио составил эскизный проект
гидроэлектростанции и шлюза на Волхове. Но против проекта восстали
иностранные акционерные общества, владевшие паровыми электростанциями в
Петербурге. Дешевая волховская энергия могла лишить их прибилей.
После Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин выдвинул
программу создания материально-производственной базы на основе
электрификации страны. В декабре 1926 года вступил в строй первенец
ленинского плана ГОЭЛРО — Волховская ГЭС. Проектировал и руководил
строительством гидроэлектростанции на Волхове Г. О. Графтио — крупнейший
инженер и ученый в области энергетики. Волховстрой стал школой научных,
технических и производственных кадров для дальнейшего гидротехнического
строительства в нашей стране.
Первоначальная мощность Волховской ГЭС — 58 тысяч киловатт. В начале
Великой Отечественной войны Волховская гидростанция была демонтирована и
оборудование вывезено в глубь страны. В 1942 году гидростанцию частично
восстановили и по подводному кабелю, проложенному по дну Ладоги, передавали
электроэнергию в Ленинград. Уже в 1944 году гидростанция на Волхове была
восстановлена полностью, при этом мощность ее увеличилась до 66 тысяч
киловатт.
В 1933 году завершилось строительство Нижне-Свирской ГЭС. Впервые проект
использования энергии реки Свири возник в 1916 году. Инженер В. Д.
Никольский составил справку «О запасах водной силы р. Свирь. Вся мощность
Свири по этому проекту определялась в 150 тысяч лошадиных сил. После
революции в январе 1918 года вопрос об использовании энергии реки Свири был
возбужден по инициативе морского комиссариата: для заводов морского
ведомства нужна была электроэнергия.
Сооружение Нижне-Свирской гидростанции потребовало значительно большего
времени и затрат материальных средств, чем при создании Волховской ГЭС, так
как сложные гидрогеологические условия затрудняли работы.
В 1952 году была построена Верхне-Свирская ГЭС мощностью 160 тысяч
киловатт.
Кроме Волховской и двух ГЭС на Свири существуют две большие
гидроэлектростанции на Вуоксе — Энсо и Раухиала.
Энергия всех больших гидростанций поступает в объединенную энергетическую
систему Северо-За-пада, управление которой осуществляется с диспетчерского
центра Ленэнерго. Кроме того, имеется несколько сотен мелких ГЭС на
небольших речках. Общая мощность всех гидроэлектростанций в бассейне
Ладоги—около 800 тысяч киловатт, что составляет почти половину мощности рек
бассейна, возможной для использования в энергетике.
Энергетические возможности крупных рек в значительной мере исчерпаны.
Существуют проекты сооружения Нижне-Вуоксинской ГЭС, третьей гидростанции
на Свири (выше Подпорожья), каскада станций на реке Мете. Почему же на
полноводной Неве, единственной реке, вытекающей из Ладожского озера, нет
гидростанции? Можно ли огромную массу невской воды заставить работать в
турбинах? Можно, но вот стоит ли, то есть, будет ли выгодно это
экономически, если подсчитать все выигрыши и проигрыши при осуществлении
такого строительства,—этот вопрос еще не решен. Дело в том, что уровень
Ладожского озера имеет очень небольшое превышение над уровнем Финского
залива—в среднем всего 4 метра. Это слишком малый перепад высот, чтобы
строительство гидроэлектростанции на Неве было предприятием рентабельным,
без всякого сомнения. Из-за малого напора ГЭС на Неве имела бы сравнительно
небольшую мощность — около 110 тысяч киловатт, а стоимость ее постройки
оказалась значительно выше стоимости гидростанций такой же мощности на
других реках. К тому же создание напора воды даже в 4—5 метров вызвало бы
значительное затопление невских берегов.

ИСТОЧНИК ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Огромный водный резервуар — Ладожское озеро - является источником, из
которого поступает вода для нужд населения и промышленных предприятий
Ленинграда. Город «поит» река Нева, исток которой — в Ладожском озере.
Невская вода насосами нескольких городских водопроводных станций подается
на специальные фильтры и хлорируется, а затем для уничтожения запаха
хлора обрабатывается аммиаком.
Помимо водопроводных станций вода из Невы забирается городскими тепловыми
станциями, заводами и другими предприятиями, которые используют ее главным
образом для охлаждения различных нагревательных установок. Суточное
потребление воды в Ленинграде составляет около 400 литров на одного жителя
(в эту цифру входит и промышленное потребление). Всего из Невы забирается
около 3 миллионов кубических метров воды в сутки, что составляет
незначительную долю ее расхода; невской воды хватило бы на несколько
десятков таких городов, как Ленинград.
На ближайшие годы намечены реконструкция уже существующих ленинградских
водопроводных станций и строительство новой, что снизит загрязняющее
влияние города на воду, поступающую в водопровод.
Первая большая водопроводная станция на Неве была сооружена в 1859—1863
годах. Вода подавалась непосредственно из Невы без всякой предварительной
очистки. В связи с ростом города и возросшим загрязнением невской воды в
конце XIX века возникла неотложная задача переустройства всей ' системы
водоснабжения. Система очистки воды в те годы была технически сложным
делом, поэтому предлагалось использовать чистую природную воду самой
Ладоги, то есть провести водопровод в Петербург непосредственно с берегов
озера. Ладожская вода не требовала круглогодичной фильтрации и
обеззараживания.
Первые исследования юго-западного прибрежья Ладожского озера с целью
создания водопровода были проведены в 1905—1907 годах «Соединенной
комиссией водопроводов С.- Петербурга». На рассмотрение этой комиссии были
представлены три возможных источника водоснабжения Петербурга: река Нева,
реки и источники плато к югу от долины Невы и финского залива и Ладожское
озеро. Комиссия пришла к заключению: по своей чистоте с биологической точки
зрения Ладожское озеро, включая сюда и северную часть Шлиссельбургской
губы, не уступает самым большим исследованным озерам Европы и Северной
Америки, и подача воды в город непосредственно из озера является наиболее
желательным вариантом. В 1913 году
приступили к строительству водопровода, но разразившаяся первая мировая
война прервала работу. Подавать воду намечалось по специальному
трубопроводу с местом забора воды у маяка Осиновец на западном берегу
Шлиссельбургской губы.
Перед Великой Отечественной войной вопрос о создании водопровода
Ладожское озеро—Ленинград был вновь поставлен перед проектными
организациями, но опять из-за начавшейся войны осуществлен
не был.
Ладожская вода, несмотря на свою высокую природную чистоту, мало
использовалась прибрежным населением для водоснабжения. Объясняется это
тем, что населенные пункты на берегах Ладоги издавна возникали главным
образом в устьях рек и пользоваться речной водой было сподручней. С
возникновением больших промышленных предприятий в прибрежных городах и
поселках потребление ладожской воды резко возросло, тем более, что большой
удельный вес здесь имеют отрасли, связанные с обработкой леса и химической
переработкой древесины, то есть нуждающиеся в большом количестве воды.
Целлюлозно-бумажное производство является очень водоемким потребителем —
на одну тонну продукции целлюлозно-отделочные фабрики расходуют 300
кубических метров воды, бумагоделательные заводы — 500 кубических метров,
на гидролизных заводах на производство 1 декалитра спирта расходуется 1,6
кубических метра. Вода должна быть пресная и чистая по строгим техническим
нормам химических и физических показателей. Она не должна быть жесткой,
примеси различных химических элементов допускаются в очень незначительных
количествах. И всем этим требованиям, предъявляемым промышленными
предприятиями, ладожская вода удовлетворяет полностью.
Ленинградская областная санитарно-эпидемиологическая станция в
течение ряда лет осуществляет наблюдение за санитарным состоянием
прибрежной полосы Ладожского озера. В июне 1969 года вопросу санитарной
охраны вод Ладожского озера было посвящено специальное заседание. В
обсуждении этой важной проблемы приняли участие несколько научных
организаций Ленинграда, непосредственно заинтересованных в чистоте
ладожской воды. Промышленным предприятиям были предъявлены жесткие
требования соблюдения полного цикла очистки сточных вод, сбрасываемых в
реки ладожского бассейна.
За последние десятилетия появилось много проектов использования южными и
центральными районами страны избыточного стока многоводных рек, текущих на
север. Один из вариантов предполагает переброску вод Ладожского озера в
объеме около 40 кубических километров в год через Сясь, Тихвинку, Чагодощу
и Мологу в Волгу. Примерно по этому пути была построена когда-то Тихвинская
судоходная система, но она решала только транспортную проблему, а не
проблему водорегулирования.
Ладожскую воду предлагается забирать в районе Сясьстроя и самотечным
каналом длиной 120 километров направлять на юг. Затем с помощью насосных
установок поднимать ее на волжский склон на высоту 110 метров, откуда опять
самотечным каналом длиной около 200 километров вода попадет в Рыбинское
водохранилище на отметку 102 метра и далее — в Волгу. Основное достоинство
этого варианта — почти полное исключение затопления земель вдоль намечаемой
трассы. Другой вариант переброски ладожских вод на юг предлагает направить
их через Волхов, озеро

Новинки рефератов ::

Реферат: Понятие международного гуманитарного права (Международное публичное право)


Реферат: Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг (Социология)


Реферат: Зимние олимпийские игры: история, хронология, статистика (Физкультура)


Реферат: Международный маркетинг (Менеджмент)


Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...) (Педагогика)


Реферат: Физика (Физика)


Реферат: Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.) (Криминалистика)


Реферат: История великих географических открытий (История)


Реферат: Договоры на выполнение работ: понятие, виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Магнитометры на сквидах (Технология)


Реферат: Философия свободы (Философия)


Реферат: Обзор регионального рынка бухгалтерских программ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Всероссийская перепись населения 2002г. (Социология)


Реферат: Финансовые возможности новых форм страхового бизнеса за рубежом (Страхование)


Реферат: А.Д. Сахаров (Исторические личности)


Реферат: Политический портрет Сталина (История)


Реферат: Коммерческие банки дореволюционной России (Деньги и кредит)


Реферат: Проект маркетинг-микс для салона Василеостровский (Маркетинг)


Реферат: Расследование и учёт несчастных случаев на производстве (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Виктор Цой и группа "Кино" (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист