GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Становление Норвежского менталитета (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Становление Норвежского менталитета (Культурология)


Российская научно-социальная программа
для молодежи и школьников
"Шаг в будущее"



Становление норвежского национального
менталитета.



Исследовательская работа на городскую
научно-практическую
конференцию школьников "Будущее Севера"
( 1 этап)



Автор: Полещук А. А.
Гимназия №1
11 класс


Научный руководитель:
Мусихина Ольга Владимировна.

Мурманск
1998



Настоящее понимание того, какое значение могут иметь различия в
культурах, пришло к нам совсем недавно. Все мы стали свидетелями того, как
распадались и распадаются сотни "совместных предприятий" в связи с тем, что
в их общей работе возникали проблемы, связанные с культурными различиями, и
эти проблемы сказывались непреодолимыми. Ясно, что большинства проблем
можно было бы избежать, если бы партнеры более близко познакомились с
языком и культурой друг друга.
Это демонстрирует одно важное обстоятельство: даже если мы внешне и
похожи друг на друга, если мы в основном и смеемся над одними и теми же
шутками и чувствуем, что близки друг другу, существующие между нами
культурные различия велики: они, пожалуй, значительно больше, чем
большинство из нас предполагает. Но это ясно каждому, ведь на нашей планете
не существует двух народов с одинаковыми культурами.
На мой взгляд, чтобы решить эту проблему, не каждый бизнесмен будет
тратить свое время для изучения культуры партнера. А вот я еще не бизнесмен
и у меня есть время для изучения мировых культур.
Я решила исследовать культуру Норвегии сразу после того, как я там
побывала. Но моя цель не просто исследовать культуру, а найти ее истоки:
почему именно так, а не иначе живет этот народ сейчас. А еще, найти точку
соприкосновения с нашей культурой.
Чтобы ознакомиться с фактическим материалом, мне пришлось много работать
с литературой. Основными источниками этого материала явились брошюры,
газетные статьи и журналы. Исключения составляют словари. Поэтому,
выбранная мною тема является широкой областью для научных трудов и
исследований. В ходе разработки, я решила на примере норвежского этноса
рассмотреть теорию этногенеза Льва Н. Гумилева (книга "От Руси до России").


[pic]

Содержание.

Введение....................................................................
................................................................2
Природа
Норвегии....................................................................
.................................................
2. Историческое начало:
Викинги...................................................................
..............................
Диалог
культур...................................................
.................................
Становление
менталитета...............................................
....................
Норвежская
свадьба...................................................
.........................

4.Музыка..................................................................
....................................................................
5.Сказки..................................................................
.....................................................................



"Европейскую культуру так не обидно принять из
рук стихийного борца за нее, норвежца. Что-то
есть такое, почему Норвегия нам дорога и почему
можно найти для нее уголок в сердце, помимо
рассудка".
М. М. Пришвин.


Взаимоотношение культур России и Норвегии прослеживается не только в
сфере литературы, но и в их так называемом традиционно-бытовом, народном
или этническом слое... Глубочайший контраст, принципиальная непохожесть
двух культур лежит в основе их взаимопритяжения, обоюдного интереса,
продуктивного творческого диалога. Две морские культуры, развивавшиеся
примерно в одних и тех же природно-геграфических условиях, имели
существенные типологические различия. Эти различия осознавались и самими
поморами, для которых статус норвежской культуры был на много выше, чем их
собственной, русской. Отказ от признания ценностей своей культуры
способствовал активному усвоению поморами стандартов норвежского образа
жизни: "В Норвегии только и обучаемся, посмотрим на правду да на порядок,
на вежливость. Вот хоть бы команду взять. Пришел в Норвегу, якорь бросил,
все как шелковые: пьяных нет, порядок, спят вовремя. Приехал в Архангельск,
опять свое."
Заимствование и использование образцов и моделей более престижной
культуры призвано было, с одной стороны, подчеркнуть социально-
имущественный приоритет поморов над "голоштанной", "мякинной" Русью, а с
другой стороны - символически обозначить "особость" поморской культуры, ее
границы и ее этнические ориентации. Подобным же образом зажиточный русский
крестьянин, желая подчеркнуть свое превосходство над односельчанами,
перестраивал свой быт на городской "манер".
И все же, главные различия заключались не в этом. Если норвежская
культура была направлена на созидательную, конструктивную деятельность по
преобразованию, окультуриванию внешнего мира, то поморская культура
ориентировалась прежде всего, на освоении своего внутреннего мира,
занималась исследованием и строительством своей души. Если норвежцы
осваивали простор Арктики, опираясь на морскую науку, то поморы,
отправляясь в плавание, руководствовались логикой эсхатологического мифа,
подвигавшего человека на открытие "Новой земли" - нового мира. Поэтому не
случайно, что поморские лоции представляли собой разновидность
"фольклорного" предания, дополненного текстом священного писания. Пока
помор видел берег, он смотрел в лоцию, когда же земля исчезала из вида, он
читал священное писание. А водителем поморов в их скитаниях по волнам
студеного моря являлся Никола Угодник - "морской бог".
Попытаюсь объяснить эти глубокие различия культур. Если освоение
Скандинавского полу острова началось 7 века, освоение Кольского полуострова
только с 13 века. Крестьяне, селившиеся здесь, освобождались от уплаты
многих податей, поэтому люди шли сюда, хотя и не зная ничего об этой земле.
Сюда же бежали и крепостные, надеясь на обретение свободы. Таким образом, в
то время как норвежцы имели свои великолепные лоции, корабли и опыт, новые
поселенцы учились выживать. Прирост населения поморов был отрицательным, а
норвежская нация увеличивалась.



Норвегия - королевство на севере Европы. Занимает западную и северную
части Скандинавского полуострова. Площадь страны вместе с островами - 387
кв. км. Население - 4,2 млн. человек. Столица - Осло. Конституционная
монархия. Король - Харальд пятый. Орган законодательной власти -
национальное собрание (стортинг).
Европейцы издревле называли эту страну "Нордвейг" - "страна вдоль
северного пути", а населяющий ее народ - "нордвегерс". Это один из тех
редких случаев, когда народ получает свое имя по названию местности. Сами
же норвежцы в прошлом называли себя просто "фюльке" - люди (у них до сих
пор есть пословица: " Я люблю людей, а также иностранцев").
Северный путь лежал по морю, мимо скалистых, изрезанных фьордами берегов
с бесчисленными островами - шхерами. Внутренние области Норвегии мало
располагали к путешествиям - плоские вершины фьельдов обрываются
неприступными склонами троговых долин и останавливают любого путника.
Поэтому первые норвежцы, проникшие сюда в районе Тронхейма со стороны
Швеции еще в начале нашей эры, использовали для расселения тот же морской
путь. Освоив побережье и прилегающие острова, они постепенно продвигались
по фьордам в глубь страны. И во все последующие века море служило главным
посредником в сообщении между различными фьордами.
Для прочих европейцев Норвегия так и осталась прибрежным государством.
Они не проникали глубоко по фьордам, где за густыми туманами и неожиданными
поворотами таились целые миры. Они не знали, что Норвегия - горная страна с
красивейшими, поражающими воображение водопадами.
Природный каркас Норвегии составляют хребет Скандинавских гор и фьорды.
Местности страны начинаются на высоких плоскогорьях и веером расходятся в
сторону морей. Исторически Норвегия делится на области: Нурнорге (Северная
Норвегия). Эстланн (восточные земли), Вестланн (западные земли), Серланн
(южные земли) и Трендлаг.
Климат Норвегии умеренный океанический, на крайнем севере -
субарктический. Тем не менее, теплое Норвежское течение следует на север
вдоль берегов Норвегии. Оно оказывает смягчающее воздействие на климат
Скандинавского полуострова. Большинство осадков выпадает на западных
склонах гор (2000 - 3000 мм в год). Реки порожистые, с водопадами, богаты
гидроэнергетическими ресурсами. Самая большая река - Гломма. Озера же
занимают всего 4% всей территории страны.


Норвежцы, как и другие европейские народы, всегда относились к вступлению
в брак и рождению детей как к основной цели в жизни человека. Да и
свадебные обряды живы здесь до сих пор. В норвежской крестьянской среде
холостой мужчина был объектом жалости и насмешек. Это нашло отражение во
многих произведениях фольклора и народного искусства.
Вообще. Норвежские крестьяне смотрели на брак с практической точки
зрения, прежде всего как на хозяйственную необходимость. Норвежский
социолог Э. Сундт указывает, что многие молодые мужчины и женщины отдавали
предпочтение браку с вдовами и вдовцами, считая их людьми, умудренными
семейным и хозяйственным опытом. Так же, как и в других Скандинавских
странах, в Норвегии повторный брак был более распространен среди крестьян,
чем среди горожан, что связывалось с существовавшими формами наследования
земли и хозяйства.
В середине века норвежских девушек выдавали замуж довольно рано. В
литературе описаны случаи, когда в 18 лет женщина была замужем во второй
раз и имела ребенка от первого брака. Со временем средний брачный возраст
для женщин в сельских местностях возрос до 19 - 20 лет, а конце 19 - начале
20 веков - до 25 лет. Высокий возраст вступающих в брак характерен для
Норвегии вплоть до настоящего времени, что, очевидно, отчасти объясняет и
низкую рождаемость.
Многие авторы отмечают в своих работах, что норвежцы всегда уважали и
ценили в женщине прежде всего силу и самостоятельность. Женщинам
приходилось упорно добиваться равноправного положения с мужчинами.
Интересную характеристику норвежским женщинам дает в своей работе русская
исследовательница Е. И. Водовозова: "Нигде среди женщин не попадается так
много энтузиасток, как в этой северной стране, есть не мало таких, которые
всю жизнь отдают искусству, науке, обучению других, и раз они видят в этом
осуществление своих идеалов, никакие лишения и бедствия не могут заставить
их изменить свой образ жизни". Таким образом, в конце 19 века лишь в
отдаленных от столицы районах сохранились некоторые патриархальные обычаи,
когда дочери не имели права садиться вместе со всеми за обеденный стол, а
хозяйка дома располагалась на краю его.
В 19 веке в Норвегии были широко распространены добрачные связи. В
крестьянской среде они не осуждались ни родителями, ни общиной. Очень часто
молодые люди жили вместе в течение нескольких лет и имели одного или более
детей до вступления в брак. Дети рассматривались как доказательство
правильного выбора жены и хозяйки. По словам многих авторов конца 19 века,
нравы в Норвегии были довольно свободные. Молодые люди могли свободно
открыто встречаться и проводить свободное время вместе, путешествовать
вдвоем, посещать друг друга. Свобода предоставлялась девушкам и в выборе
брачного партнера. Такое поведение молодежи никогда не подвергалось
осуждению старших. Вместе с тем, в средние века у женщин, запятнавших свою
честь, отстригали волосы, а девушка безукоризненного поведения носила
длинные распущенные волосы.
Основной формой заключения брака в 19 - начале 20 века у норвежцев была
свадьба, которая представляла собой целый комплекс обычаев и обрядов,
связанных между собой. Собственно свадьбе (bryilup) предшествовало
сватовство (frieri) и помолвка, или обручение (forlovelse).
Сватовство начиналось с того, что сын просил отца поехать посватать его.
Мать в церемонии не участвовала. Вместе с отцом отправлялись ближайшие
родственники, 10 и более человек. С числом их связывалось представление о
знатности и зажиточности жениха: чем больше было сватов, тем богаче и
родовитее жених.
Сватовство обставлялось торжественно и красиво. Сам жених(frier) должен
был быть нарядно одет. Лошади и повозка, в которых ехали сваты, украшались
колокольчиками, отпугивавшими, по народному поверью, злых духов. Звон
колокольчиков, а также выстрелы из ружья оповещали всю деревню о
предстоящем событии.
Сватовство предусматривало и угощение. И так вся деревня, оповещенная
звоном колокольчиков, знала о том, что происходит в доме девушки, молодежь
спешила туда: в доме и во дворе начиналось веселье, игры и танцы.
Во время сватовства обе стороны обговаривали важные вопросы, касающиеся
невестиного приданного (heimafulgia), а также суммы денег, которую должен
был выплатить жених. Практически она соответствовала стоимости невестиного
приданного.
В заключение, стороны договаривались об обручении (foriovelse), которое
окончательно подтверждало согласие сторон на брак. Иногда обручение даже
заменяло церковное венчание и свадьбу; в 19 веке оно проводилось пастором в
домашней обстановке в присутствии главы рода и многих свидетелей.
Самым подходящим временем для свадеб считались осень и зима, часто их
назначали на рождество, праздник середины зимы, дни Святого Мартина и
Святой Анны. Подготовка к свадьбе сводилась к приготовлению подарков,
наряда и приданного для невесты, уборке помещений, приготовлению пирогов и
прочей снеди.
В ряде областей Норвегии с давних времен существовал обычай, по которому
невеста (brud - на свадьбе) на своей свадьбе раздавала дружкам жениха,
своим подругам, всем близким родственникам, музыкантам красиво
орнаментированные шерстяные носки и рукавицы.
В назначенный день к невесте приходила ее замужняя сестра и помогала ей
одеться. Это происходило в большой комнате перед зеркалом, куда вносился
старый сундук, в котором лежали семейные украшения для невесты: ремешок для
короны, кружевной воротник, брошь, кольца.
После венчания в церкви молодые в окружении свиты приезжали в дом, где им
предстояло жить. Новобрачных по обычаю осыпали ячменем и рожью. Говоря о
свадебном пире, следует обратить внимание на значение так называемой
невестиной каши (fiotegnot,rudegrot), сваренной из пшеничных зерен на
сливках. С древнейших времен она была обязательным угощением на норвежских
свадьбах. Кульминационным моментом на свадебном пиру было угощение этой
кашей. Она подавалась к столу, после того, как невеста снимала свой пышный
наряд и переодевалась в костюм замужней женщины, а на голову вместо короны
надевала платок. Она присоединялась к гостям, съедала ложку каши, как бы
подтверждая этим свое новое положение.


Норвегию можно назвать страной" изолированных мирков". В этом она сродни
Дагестану или Древней Греции. Трудно доступность фьордов по суше сделала их
далекими друг от друга. Просто невозможно по-настоящему оценить влияние
природы Норвегии, в особенности фьордов, на людей, культуру, язык. Каждый
фьорд - это целый мир в миниатюре, независимый и самостоятельный. Если бы
Стейнбеку удалось увидеть сверху эти зеленые угодья с россыпью красно-белых
кубиков домов, наверное, он не стал бы писать свои "Райские пастбища". Они
похожи на сбывшуюся мечту о собственном доме.
"Долина-дом" - основа всего мировоззрения норвежцев, народа очень
домашнего, они любят отдыхать дома, принимать гостей, хотя и шутят, что
предпочитают сидеть дома из-за постоянно пасмурной погоды. Дом,
естественно, содержится в образцовом порядке. "За упорядоченность" жизни
норвежцев, наверное, превосходит даже пресловутую педантичность немцев. В
Норвегии все выглядит так, что человеку, впервые попавшему туда, может
показаться: все в ней сделано только что, перед его приездом, а может быть,
даже специально для него.
Известная флегматичность и сдержанность норвежцев - следствие все той же
любви к порядку. Размеренная и вполне предсказуемая жизнь не требует
внезапных всплесков активности. Повседневность норвежцев удивительно
спокойная. Они не скованы бытовыми тревогами, здесь совершается мало
преступлений. Даже по европейским меркам норвежцы очень раскованный народ
(в европейских боевиках 70-х годов обычно присутствовала некая
"скандинавка", подруга главного героя, символизирующая отсутствие
комплексов). В принципе так было всегда, начиная с глубокой древности.
Постоянная борьба выживания на суше и на море и автономность жизни во
фьордах развили в характере норвежцев крайний индивидуализм. Он заметен
даже на фоне культа личной свободы, свойственного западному миру вообще.
Индивидуализм норвежцев особенно проявляется в стремлении как-то очертить
жизненное собственное пространство. Теснота обитания во фьордах ничем не
напоминает жизнь в коммунальной квартире. Наоборот, норвежский тип
расселения - отдельный дом на собственном участке - сводит повседневное
общение между соседями к минимуму. Поэтому в Норвегии такие понятия, как
"город" и "село", достаточно условные. Внутри фьордовых долин они
представляют некоторые аморфные образования без видимых границ, с
постепенными переходами. В Норвегии почти нет заборов, неприкосновенность
территории основывается на уважении к своей и чужой собственности. Даже
если кратчайший путь лежит через другой участок, норвежец никогда не ступит
через него.
Норвежцы с самого раннего детства привыкают к самостоятельности - их
постоянное стремление обходиться без чужой помощи, иногда просто сбивает,
столку: женщины, например, не любят, когда им предлагают руку при выходе из
автобуса. Как правило, после своего восемнадцатилетия молодые люди живут
отдельно от родителей. Если и остаются дома, то нередко по собственной
инициативе платят родителям за аренду квартиры. Вообще норвежцы считают,
что каждый человек должен иметь собственный дом.
Личная свобода дает не только возможности. Груз индивидуализма по силам
не каждому. Одна из самых тяжелых психологических проблем норвежцев -
одиночество. Не все его выдерживают, и по этой причине в Норвегии довольно
высокий уровень самоубийств. Возможно, с этим и связана и парадоксальная
приверженность норвежцев идеям социализма и равноправия.
Сосредоточенность жизни в узких, почти замкнутых фьордовых долинах
обусловила удивительную "плотность " культурной традиции норвежцев. Не имея
выхода наружу, она как бы развивалась вовнутрь, создав непередаваемую
мозаику звуков, красок, контуров, символов. В каждый элемент норвежской
культуры вложено столько идей, что порой просто невозможно разрешить этот
смысловой ребус. Поэтому на всей древней норвежской культуре лежит печать
некоторой таинственности и безвозвратности.
Древнейшие образцы народного творчества - саги - создавались скальдами и
передавались из уст в уста в течение многих веков. Скальдическая поэзия
изобилует своеобразными метафорическими оборотами - киннингами ("дорога
китов " - море, "конь корабельных сараев " - корабль). Однако основной
особенностью древних поэм является тмесис - необычное переплетение фраз:
"Бежали, многие способны на меньшее, - я слышал,
что голод волков на востоке, - чем конунг,
жители Эвеля, - прекратился".
(Скальд Оттар).
Считается, что поэзия скальдов непереводима на другие языки.
Искусство орнаментации прослеживается и в других видах творчества -
резьбе по дереву и кости, песнях. Древние песни - это те же саги,
положенные на музыку. С необычной гармонией, распеваемые низким голосом,
они представляют собой сложнейшее переплетение словесных и звуковых узоров,
уносящих воображение в тишину туманов, в зажатые скалистыми берегами
фьорды, где из-за поворота вот-вот выплывет корабль викингов...
В исторических областях сложились особые диалекты норвежского языка. В
настоящее время разделяют три основных диалекта: нурношк (северный),
вестношк (западный) и эстношк (восточный). В принципе это вполне
самостоятельные языки, внутри которых существуют более мелкие диалекты.
Различия между ними в основном фонетические - каждый фьорд развивал
собственную звуковую гамму. Поэтому жителям не только разных областей, но
даже и соседних городов иногда трудно понимать друг друга. Отличию от
других скандинавских языков норвежский также обязан фонетике (норвежцы со
свойственным им снобизмом называют датский язык "болезнью горла"). Особенно
замечательны в норвежском языке тонимы - звуки различной музыкальной
тональности, с изменением которой меняется смысл и слова. Сейчас в Норвегии
официально существуют два литературных языка - риксмол и ланнсмол. Первый
употребляется высшими слоями общества в Осло и представляет собой смешение
восточного диалекта с литературным датским. А ланнсмол был создан известным
филологом Осеном на основе западных диалектов.
Административное деление Норвегии древнее. Современные фюльке охватывают
территории, принадлежащие средневековым общинам. Интересно, что общины
сохраняли свое самоуправление даже во времена датской и шведской унии.
Почти каждый фюльке включает фьельд, фьордовую долину и страннфлат-
прибережные равнины и острова. Особое стратегическое значение имел
страннфлат: достаточно было захватить эту местность и закрыть доступ
жителей к морю, чтобы изолировать их от внешнего мира и сделать зависимыми.
Этим воспользовались в свое время датчане, затем немецкие купцы и уже в 19
веке - шведы. Хотя Норвегия не была никогда полностью колонизирована, но с
14века находилась в унии с Данией и Швецией. Полную независимость она
получила лишь в 1905 году.
Шестивековое провинциальное положение Норвегии привело к тому, что после
получения независимости многое нужно было создавать заново. Норвежский
менталитет оказался восприимчивым ко всему новому - в социальном устройстве
и т. д. А отсюда некоторая искусственность многих сторон жизни страны. Она
проявляется и в попытке стандартизировать общество и на новой основе
создать единую Норвегию. Однако вследствие изолированного положения
исторических областей в каждой из них развивались свой язык, традиции,
культура, мировоззрение. И даже в настоящее время они конкурируют в
стремлении встать у истоков новой Норвегии.



1. "Зарубежная Европа", "Мысль", Москва 1981г.
1. "Оттар" - научно-популярный журнал г. Тромсе №192
2. "Исторические связи севера и Норвегии" (к 200-летию города Варде),
Архангельск, 1989 г.
3. Статья А. А. Куратова "Русский Север и Норвегия: диалог культур".
4. Н. Гриндэ " История Норвежской музыки", Москва 1982 г.
5. К. Ланте и А. Эствед "Норвежская музыка", Москва 1967 г.
6. "Норвежские Сказки", Москва 1962 г.
7. Ю. Светланов "Скандинавские сказания", Москва 1970 г.
8. "Знакомтесь - Норвегия" - брошюра.
9. "Зеленая Арктика" - брошюра.
10. "Финнмарк2 - брошюра.
11. "Норвегия" - туристический справочник путиводитель.
12. Энн Пирсон "Викинги", 1994 г.
13. "Север" - журнал 1991 г., №6.
14. "Рождение ребенка в обычаях и обрядах". Страны зарубежной Европы",
"Наука" 1997 г.
15. Е. Хеландер "Северный институт Саами".
16. Специальный выпуск приложения к газете "Первое сентября" №5 - 6;1994 г.
17. Большая энциклопедия природы, Шантеклер, Бельгия, 1991 г.
18. Географический энциклопедический словарь, "Советская энциклопедия"
Москва 1989 г.
19. "Брак у народов северной и северо-западной Европы", "Наука", Москва
1990 г.
20. "Мурман - край Российский", "Современник", Москва 1985 г.





Реферат на тему: Становление культуры России

План

1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской
культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)



Становление культуры России

1.Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры
З. Культура Киевской Руси

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования
неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие,
складывалось в процессе становления и развития национального самосознания,
постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало
миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую
культуру.
Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных
факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на
котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические Группы и
народности; утверждение православия как особой ветви христианства,
сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;
длительная временная изолированность развития от западно-европейских
цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой
замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над
личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства
Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы
формирования отечественной культуры от VI века, когда началось ее
становление, до конца XX века, когда наша национальная культура приобрела
завершенные формы.

1. Языческая культура древних славян.
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток
на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных
путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные
процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие
хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от
чужеродных вторжений.
С V века до н. э.на северном побережье Черного моря греки основали
колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему
культурному влиянию: Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались
смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства,
сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое
искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви
арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы,
аланы— иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и
одновременно некоторый подъем культуры скифов пахарей. Но никакие
катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом
Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости
распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к
восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода
было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого
тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока
Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает
их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое
движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских
племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух
ветвях славян -— антах и славянах. Начался новый период в истории восточных
славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в
Киевское время.
Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и
цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI
века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени
определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского
государства они имели значительную историю, заметные успехи в области
материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие
орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном
мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс
этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные
достижения прошлого не были забыты.
Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской.
Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических
компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех
хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого,
промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в
смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-
угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в
пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на
основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о
численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент
древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает
сомнений — это язык.
В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших
Восточно-Европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное,
выделяется ремесло, завязываются тесаные культурные связи с Византией,
Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась
значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских
монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение
имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию,
познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией.
К Х веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об
этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с
греками. Они были составлены на двух языках— русском и греческом. Это
подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия
христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской
правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе
русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в
Западной Европе.
С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней
Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить
раннее существование городов, уже в VII-VIII веках. Летопись не приводит
времени их появления. Они были «изначала» — Новгород, Полоцк, Ростов,
Смоленск, Киев— все на речных,, торговых путях. Города являлись не только
пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они — центры политической,
культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной
собственности, богатых земледельцев, возникают грады — хоромы (замки). В
скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком»— страной
городов, формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким
образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные
славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть заметных успехов
в области материальной культуры, которая являлась основой общественной
жизни.
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия.
Язычество— это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные
взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они
развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития
религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре
ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить
несколько этапов развития языческой культуры.
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась
множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили
человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-
Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из
которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами —
русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и
рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог
ветра— Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов.
Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми
внуками».
На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится
дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода - творца
Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний
мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный
мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае
предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось,
что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла
связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.
Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними,
постоянно находясь рядом.
На третьем этапе развития языческой религии появляется, «Бог богов»,
удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI
веке повелителем Вселенной признавали бога—громовержца Перуна. В договорах
Х века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным—Перуном
(впоследствии—княжеским богом), а купцы — Белесом — богом скота
(впоследствии — богом богатства и торговли). У славян существовали довольно
развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной
системы магических действий, практическая цель которых в том, что бы
воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку.
Поклонение идолам сопровождались языческими ритуала ми, которые не уступали
христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику.
Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью
скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми,
думали; славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и
опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись, в славянском
фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях жилищ
вытесывались изображения птиц, конских голов
Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм
был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались
произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных
инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки
упоминали о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в
Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили,
что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих
инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном, почетном
положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли
люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко
распространено в средневековой Западной Европе. В феодальной Руси этот
обычай некоторое время еще будет сохранен.
В связи с потребностью внутреннего объединения, княжеский бог Перун
становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги
неславянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов
Востока Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получали
закрепление в религиозной сфере. В 980 году Владимир предпринял первую
религиозную реформу, суть которой—слияние разнородных богов в едином
пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли
языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими
вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь
познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии,
Византией, Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней
Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным
влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде, всего
христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогично
Западной Европе, и подошла одновременно с ней к рубежу образования
раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс.
Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета,
который включал понятие свободы Главную и широкую основу для вхождения в
европейское, сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси
стало переломным рубежом в истории и культуре.

2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры
.
Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера
в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная
система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь
времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была
окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она
стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было
подготовлено всей предшествующей историей Руси.
Сведений о проповеди христианства в Поднепровье восходят к веку н.э. и
в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол, якобы поставил
крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик».
В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании
в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь
христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало
господствующей религией. Русь официально приняла христианству в 988 году, в
акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси
произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она
сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук
миссионеров и крестоносцев.
Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом
причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость
этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить
место новой религии, так как оно отражало демократический быт
древнеславянского общества, исчезающий лод натиском общегосударственного
феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту
Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи
Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная
власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это
соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было
важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской
культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что
православную церковь возглавил византийский патриархи император, Русь была
вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира,
имевщие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент
привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие
языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском
языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание
славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала
отправление религиозного культа на национальном языке.
Христианство, заимствованное от греков, и в тоже время, отмежеванное
полностью от Запада, в конечном счете, оказалось ни Византийским, ни
Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано
началось и шло в двух направлениями. Первая — борьба за свою национальную
церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к
самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам
политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-
митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то,
что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно
крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие,
а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства.
Христианство было своеобразно усвоен русскими, как и всё, что попадало
извне.
Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период
X-XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и
становление христианских представлений. Процесс смены духовных и
нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без
насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая
требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм: Принятие
христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром
общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию,
прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека.
Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре
совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало
широкую, основу для объединения древнерусского общества, формирования
единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла
граница между ярусом и славянином. Всех объединила общая духовная основа.
Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский и
христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого Мира,
стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой
религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со
странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской
культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности
стране. Но необходимо учитывать специфический «слободской» характер русских
огородов, где основная масса населения продолжала заниматься
сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным
ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу
светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный,
формально-образный уровень христианизации русских мещан, их
невежественность в элементарных религиозных верованиях, наивное
истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших
страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как
на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь,
сформировала, особый тип русского массового православия—формального,
невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.
Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры,
искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из
различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном
варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической
перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была
выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого
значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация
православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно.
Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на
первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское
православие ориентировало человека на духовные преобразования,
стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к
христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как
духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и
общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.
Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского
наследия. М. Грек предостерегал от перевода трупов западных мыслителей на
русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному
христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература,
которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной
от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное,
сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в
Причерноморье, велик был интерес и к античной философии.
В течение длительного времени, до XIX века христианство останется
доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и
чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства.
Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием
централизации государства, создала идейные основы самодержавия.
Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости
страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации —
альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает
культурное отставание от Западной Европы.

3. Культура Киевской Руси.
К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня
и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские
города стали соучастниками создания общеевропейского романского
художественного стиля. В основе этих достижении — успехи в развитии
материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся
развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40
ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось
более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-
технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с
успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка
развивались; укреплялись, передавались из поколения в поколение.
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное
творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной
поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.
Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная
языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания,
обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил
своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной
земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку
относится возникновение нового эпического жанра героического былинного
эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это
устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные
исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной
темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками,
идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до
XX века.
Значительным культурным переворотом было введение единой письменности,
так как язык являлся несущим элементом культуры. Русский язык — один из
славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь
развития. В VII-VIII веках можно предположить существование восточно-
славянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник
древнерусский язык. Он сформировался в XI-ХIV веках. Старославянский язык
пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была
составлена греками. Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи
на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и
самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси
«Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому
языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами,
оборотами, не теряя своего национального облика.
Славянская письменность, литература в XI-XII веках достигла своего
расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода безписьменности
к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о
полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал
свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно
отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно
подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии
особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От
севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах,
прозе звучал гибкий, образный русский язык.
Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское
население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними
языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были
созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество
литературы; писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для
своего времени был достаточно высок.
После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое
отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали
необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства,
которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании
народа, большинства князей: аскетическое отрицание плотских радостей
вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются
упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника,
драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими
«бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в
крестьянской избе. Помимо скоморохов любимые зрелища народа были
коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим
праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих
веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих
праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в
народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.
От XI-XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские
авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро
стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию
народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи,
жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и
Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры.
Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и
благодати» киевского митрополита Иллариона.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и
одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой
жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по
месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы,
«хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве
величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила
поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII
века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц
исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении,
проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую
культуру: Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой
кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой
культурой.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия
христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное
строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего
зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь
принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке,
Золотые ворота и в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов
(крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой
как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам
определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба—куполом. Все
центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в
следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно
греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск
самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже впервой каменной церкви —
Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как
многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское
наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы
украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы.
Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали
русских. Но где бы не обучались русские художники, они перенимали лишь
технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают
оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на
руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона
получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом
Руси.
В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и
укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных
традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в
качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в
творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили
самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению
искусства народного и «ученого» более широкому проникновению народных
элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во
Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство
монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных
дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-
певческое искусство.
В XIII-XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится
Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В
новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага,
но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов,
широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой
новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец становится первым в городе
купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство
колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокоо и тонкого
мастерства.
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого
периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со
спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования.
Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных
формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь —
страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла,
торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси —
соотношения личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.
К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже
прошла этот период развития, после которого сформировались национальные
государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XIII века возникла
опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция
Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества.
Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества
Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе
своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной,
верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к
протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем
на Западе появились реформаторские тенденции и даже атеистические
настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы
новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики
не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с
Востока, республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за
независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой
уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 году
Новгородская республика пала под ударами великого Московского князя Ивана
III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.
В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим
типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций
Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального
производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных
ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные
экономические, политические, культурные связи с Византией, определили
стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по
многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как
«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм
общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к
центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская
цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и
византийской мистики.



Расцвет русской культуры

1.Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)
2.Кулътура императорской России (начало XVIII — конец XIX века).

1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в
развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного
архетипа приходится на следующий период в истории России, информируется в
эпоху Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух
цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской
Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию,
приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской
субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический
фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и
непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток.
На новой почве произошла задержка в» развитии переселенцев из Киевской
Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание.
В результате наложения православных ценностей на языческую культуру
формируется определенный тип человека.
С ХII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки
и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы
(меря, мордва, мари), началось формирование русской народности—
великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь
было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах.
Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала
больших физических усилий, тяжелого труда, на который были обречены на
столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-
татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены
города, села, ремесла, утрачено культура земледелия, сократилась
численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси
определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Валютный риск и методы валютного страхования (Деньги и кредит)


Реферат: Методы контроля в производстве интегральных микросхем (Технология)


Реферат: Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее (Социология)


Реферат: Понятие, виды и правовое положение коммерческих банков (Предпринимательство)


Реферат: Крепостничество как феномен русской государственности (История)


Реферат: Социология структурно-функционального анализа (Социология)


Реферат: Вагонное хозяйство (Менеджмент)


Реферат: Роль религии в регулировании социальных отношений (Социология)


Реферат: Коммуникативная речь животных (Психология)


Реферат: Программирование на Delphi (Программирование)


Реферат: Русь. От феодальной раздробленности до объединения (История)


Реферат: Розвиток процесів памiяті в молодшому шкільному віці (Компьютеры)


Реферат: Энтропия термодинамическая и информационная (Физика)


Реферат: Нахождение пути от одного населённого пункта к другому (Компьютеры)


Реферат: Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе (История)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Разработка следящего гидропривода (Цифровые устройства)


Реферат: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости несостоятельного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист