|
Реферат: Экономико-географическая характеристика Японии (География)
Оглавление.
Экономико-географическое положение….….…………2
I. Природные ресурсы….………………………………….3
Население....……………………………………………...4
II. Промышленность…..……………………………………5 III. Сельское хозяйство.……………………………………..8 IV. Транспорт.………………………………………………..9 V. Внешние экономические связи…………………………9
Русско-Японские отношения……………………………10
VI. Интересные факты……..……………………………….11 VII. Приложение……………………………………………..13
Экономико-географическое положение.
По размерам территории Япония составляет 378 тыс. км2 Япония – страна- архипелаг, расположенная на четырёх крупных (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и почти 6 тыс. мелких островов. Протяжённость береговой линии составляет почти 30 тыс.км. Берега сильно изрезанны и образуют множество заливов и бухт. Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны огромное значение, как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь Японии с другими странами мира осуществляется морским путём. Положение Японии на стыке материка Евразия и Тихого океана, находящейся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывает очень большие возможности для участия страны в международном разделении труда. Япония – горная страна (75% территории). Для расширения жизненного пространства используется прилежащая к суше акватория: на искусственных полуостровах и островах, созданных путём засыпки мелководий, размещаются жилые и промышленные зоны. Основная часть населения страны проживает на прибрежных равнинах (в основном по тихоокеанскому побережью островов). Значительное влияние на хозяйственное освоение оказывает высокая сейсмичность и вулканизм. Ежегодно в Японии отмечается около 1,5 тысяч землетрясений разной силы. На островах находятся 15 действующих вулканов, а еще несколько десятков могут пробудиться. Самая высокая вершина Японии – гора Фудзияма (3776 м.). С извержением подводных вулканов связаны моретрясения и вызываемые ими волны-цунами, наносящие большой ущерб хозяйству (в основном о.Хонсю и о.Хоккайдо). Впрочем, жизнь на островах нельзя назвать идиллической. За год здесь выпадает до 1700 мм осадков – больше, чем в дождливой Великобритании. К этому надо добавить тайфуны и тропические ливни, цунами и землетрясения, которые являются здесь нередкими гостями. И только удивительные стойкость и трудолюбие японского народа позволяют стране не только противостоять природным стихиям, но и процветать. Климат Японии в целом довольно благоприятен для проживания людей и ведения хозяйства. Остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Кюсю – во влажном субтропическом, а острова Рюкю (в т.ч. Окинава) – в зоне тропического климата. Важнейшим фактором, формирующим климат, являются муссоны, летом сопровождающиеся тайфунами и ливнями, а зимой – снегопадами. Смягчающее воздействие оказывает тёплое океаническое течение Куросио. Благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год. В последние годы в Японии обострилась земельная проблема (ухудшается качество земель). Расположены в основном слабоподзолистые и торфянистые почвы, а также бурые лесные и краснозёмы, подходящих для выращивания многих сельскохозяйственных культур (от картофеля на севере до сахарного тростника на юге). Обрабатываемые земли составляют 13% площади, луга и пастбища – 4%. В настоящее время Япония – конституционная монархия (т.е. империя). Высший орган государственной власти и высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые 3 года). Парламент выполняет важную роль - принимает бюджет, ратифицирует международные договоры и соглашения, вносит предложения о поправках к Конституции. Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром. Основные религии – синтоизм и буддизм. Денежная единица – 1 иена = 10 сенам.
Природные ресурсы.
Япония бедна полезными ископаемыми. Привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики. Свыше 2/3 территории Японии занимают леса, кустарники; значительная часть лесов, свыше 1/3 – искусственного насаждения. Хвойные породы составляют 50% общих запасов древесины и 37% всей лесной площади. Всего во флоре Японии насчитывается около 300 видов трав и свыше 700 видов деревьев и кустарников. Реки Японии многочисленны, но малопротяжённы. Крупнейшая из них – река Синако (367 км). Большинство рек – это бурные горные потоки, источники гидроэнергетики и воды для ирригации. Для судоходства реки непригодны. Озёра в Японии двух типов: глубоководные горные и мелководные, расположенные на прибрежных низменностях. Обилие рек, озёр, подземных вод, которыми щедро награждена Япония, оказывает благотворное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. Промышленное развитие страны вызвало серьёзные проблемы с загрязнением окружающей среды, что и привело к развитию программы за совершенствование контроля за состоянием природы. В последнее время в Японии особое значение уделяется развитию рекреационных ресурсов. Вопросы культуры и эстетики ландшафта, декоративное садоводство, создание парков и заповедников, охрана памятников старины вошли в жизнь японского народа издавна. Сейчас в Японии имеется около 25 национальных парков. На развитие туризма приходится расплачиваться, сейчас высказывается озабоченность значительным повреждением естественной окружающей среды. Поэтому разрабатываются пути лучшего использования достопримечательностей природы, одновременно с её защитой и сохранением.
Население.
По численности населения (более135 млн. чел.) Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства. По прогнозам Японских демографов численность населения стабилизируется к 2010 году на уровне 130 млн. чел. Крупной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц, старше 65 лет. Продолжительность жизни в этой стране самая высокая в мире (76 лет – для мужчин, 82 года – для женщин). Население Японии отличается национальной однородностью (более 95% составляют японцы). Из других народностей значительна численность проживающих корейцев и китайцев. Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система Японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и словарная азбука. Население размещено по территории неоавномерно. При высокой средней плотности (более 330 млн. чел. на 1 км2) некоторые районы по этому показателю с самыми густонаселёнными районами мира (это прибрежные районы тихоокеанского побережья, где проживает 2/3 населения страны). Почти 4/5 населения Японии – городские жители. 11 городов имеют население свыше 1 млн. человек. Крупнейшая городская агломерация – Кэхин (Токио – Иокогама), где сосредоточенно более 25 млн. человек в 150 населённых пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями Хансин (Осако – Кобе – Кито) и Тюке (Нагоя и др.), а также с расположенными между ними городами, агломерация Кэйхин сливаются в единую систему – Токийский мегаполис (Токайдо). Общая численность его населения – более 60 млн. человек. Мегаполис Токайдо протянулся вдоль побережья на 600 – 700 км. Средняя плотность населения в его пределах составляет 800 – 1000 чел. на 1 км2. Близость моря и извилистая линия побережья создают благоприятные условия для развития морского транспорта и строительства портов. Быстро растут и периферийные центры – Саппоро, Сэндай. А за пределами мегаполиса сформировалась ещё одна агломерация – Китайкюсю-Фукуока (на севере острова Кюсю).
Промышленность.
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП. В Японии развиты чёреная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции). Промышленность Японии сначала развивалась в основном по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х годов в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких и металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, биотехники, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии. I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца. II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков). III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки). IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах. V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение. 1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима. 2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности. 3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, Ѕ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%. 4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире. 5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность. 6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах). VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари- культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел. Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.
Сельское хозяйство.
В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных. Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность Растеневодство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть. Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы. Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.
Транспорт.
В Японии получили развитие все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и особенно пассажиров она намного превосходит любую из них. А по густоте пассажирских железнодорожных перевозок она занимает первое место в мире. Япония также обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом.
Внешние экономические отношения.
Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран. В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов. Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. длр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай. Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу). Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии. Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д. Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.
Русско-Японские отношения.
Новой дорогой сотрудничества в последнее годы стали внешнеэкономические отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Географическое размещение СП в основном ограничиваются Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнёром Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Из России вывозят нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу и морепродукты. В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоёмких отраслей промышленности – “научно-производственной лабораторией мира”. Можно ожидать, что к началу XXI века Япония обойдёт США по степени вовпечённости в мировое хозяйство.
Интересные факты.
. Сами Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон (или Ниххон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, один из которых означает “Солнце”, а второй – “основа”. Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии, как страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце. . Синтоизм (от слова “синто”, что значит “божественный путь”) обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистических храмах. Буддизм, напротив, берёт на себя все погребальные и заупокойные обряды. . В Японии ежегодно проводится около 40 различных фестивалей. Один из них – знаменитый снежный фестиваль на “белом ” острове Хоккайдо, который бывает в начале Февраля. В дни фестиваля на главной улице Саппоро поднимаются более 300 сооружений из снега. Это персонажи из сказок, литературные герои, копии знаменитых поместников и архитектурных сооружений. . Общая длинна улиц Токио составляет 22 тыс. км., что превышает половину длинны экватора; в городе 4 млн. домов. При этом большинство улиц вообще не имеют названий. Таблички с цифрами указывают номер района (а их в городе 23), блока, порядковые номера квартир. Найти адрес в Токио даже полиции, водителям, которые славятся высоким качеством обслуживания, не говоря о гостях и приезжих, очень непросто. Отдельные части города соединены между собой скоростными автомобильными эстакадами, но и они с трудом обеспечивают движения 5 млн. автомобилей. . Рыбу и всевозможные другие продукты моря – осьминогов, моллюсков, крупных креветок – японцы охотнее едят в сыром, реже в вяленом виде, хотя в японской кухне есть немало способов приготовления варёных, запечённых, жаренных на сковороде или углях блюд из этих продуктов. . Общая длинна магистрали “Синкасен” (“Новая линия”) около 1100 км. Поезда идут по ней со средней скоростью 200 км/ч и более. Особенно велико двимжение на отрезке Токио – Осака, длинной 515 км., где за сутки проходит до 120 пар поездов, а за год перевозится около 120 млн. пассажиров, что равно всему населению страны. Расстояние между этими городами экспресс “Хикари” (“Свет”) проходит за 2 ч. 15 мин. При этом он перодолевает 66 тонелей и 3 тыс. мостов. . Крупнейшая в мире АЭС в Фукусиме, расположенная в 200 км. К северу от Токио, в 1998 году с пуском седьмого реактора достигла мощности 8,2 млн. кВт. А крупнейший в мире металлургический комбинат в Фукуяме, на берегу Внутреннего Японского моря, имеет мощность 16 млн. тонн стали в год.
Приложение.
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
[pic]
Сравнительная таблица.
|место |1 |2 |3 | |Число занятых в|Китай |США |Япония | |промышленности | | | | |Производство |США |Китай |Япония | |электроэнергии | | | | |Производство |США |Франция |Япония | |электроэнергии | | | | |на АЭС | | | | |Сталь |Китай |Япония |США | |Легковые |Япония |США |ФРГ | |автомобили | | | | |Морские суда |Япония |Республика |ФРГ | | | |Корея | | |Промышленные |Япония |США |ФРГ | |роботы | | | | |Продукция |США |Япония |ФРГ | |электроники | | | | |Пластмассы |США |Япония |ФРГ | |Научное |США |Япония |ФРГ | |оборудование | | | |
Список используемой литературы.
1. «Экономическая география» И.Н.Леонов, Н.Д.Бахунина. 2. «География стран мира» Л.Н.Павленко, И.Л.Петров. 3. «География» Максаковский (10-11кл.).
----------------------- [pic]
Реферат на тему: Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии
ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
МЕНЕЖДМЕНТ, МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
НА ТЕМУ: ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИТАЛИИ.
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА II КУРСА 4 ГРУППЫ
ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
СЫЧЕВА ИРИНА РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОРОШЕНКО А. А.
ОДЕССА 1998 ГОД.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Место Италии и ее транспорта в современном мировом
хозяйстве................................................................... ...................... 2. Природные условия и природные ресурсы страны....................... 3. Развитие транспорта.................................................................. ..... 4. Общая характеристика хозяйства.................................................. характеристика промышленности............................... характеристика сельского хозяйства.......................... 5. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские порты.................................................................... 6. Характеристика транспорта (современная ): наземных видов и воздушного транспорта................... речного и морского......................................................... характеристика портов................................................... 7. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов............... 8. Схематические карты физико-географических условий........................................ транспортной сети и промышленности.............................. 9. Список использованной литературы.............................................
Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве. Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре Средиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не только многие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурной жизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономики относится к наиболее развитым странам.Современная Италия, хотя и не относится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ход мировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит в семерку крупнейших капиталистических государств мира Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров, прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленную мощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряд небольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км ) Италия относится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе (после Франции и Испании). В административном отношении Италия делится на 20 исторически сложившихся и закрепленных конституцией областей, которые подразделяются на 94 провинции, а те в свою очередь состоят из коммун общим числом свыше 8 тыс. Столица Италии - г.Рим. Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая с главным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии, Югославии. Она почти полностью проходит по высоким горным хребтам. Среди гор имеются однако понижения , через которые проходят железные и безрельсовые дороги, связывающие Италию с соседними странами. Морские границы разделяют территориальные воды Италии и территориальные воды Франции, Испании, Алжира, Туниса, Мальты, Ливии, Греции, Албании и Югославии. В территорию Италии вкраплены два самостоятельных миниатюрных государства - Ватикан и Сан-Марино. Большую роль в жизни Италии играют омывающие ее Средиземное море и отдельные его части : Тирренское, Адриатическое и Ионическое моря. ЕЕ береговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густо заселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдоль побережий тянутся и важнейшие автомобильные и железные дороги, развито каботажное судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию со странами Европы и других континентов. Положение Италии в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком всегда было исключительно важным для страны - и в античные времена, и в средневековье, и в эпоху возрождения, и в более поздние времена. Значение современного экономико-географического положения Италии определяется прежде всего тем, что она первой из развитых капиталистических стран Западной Европы встречает поток ближневосточной нефти, питающей западноевропейскую промышленность. В Италии пересекаются и многие важнейшие авиатрассы, соединяющие между собой страны Европы, Америки, Африки и Азии. Ключевое стратегическое положение Италии в Средиземноморском бассейне привлекает пристальное внимание руководителей НАТО, которые считают эту страну центральным звеном своей военной системы в Южной Европе и во всем Средиземноморье. Италия - активный член НАТО. На ее территории размещены десятки основных баз США и целый рад аэродромов, полигонов и других военных объектов США и НАТО. Особо важное значение придается острову Сицилия. Тесно связанная в хозяйственном отношении со многими европейскими странами, Италия входит в большинство экономических и политических организаций, возникших после второй мировой войны в процессе капиталистической интеграции Европы. В частности, она состоит членом Европейского экономического сообщества и “Евратома”. Географическое положение Италии во многих отношениях благополучно для ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную связь со странами Европы и Северной Африкой, а после открытия в 1869 году Суэцкого канала Италия оказалась на торговых путях , ведущих в страны Южной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию. Таким образом , географическое положение Италии позволяет ей широко использовать морской транспорт для заграничных и каботажных перевозок и одновременно развивать связи со своими соседями по суше.
Природные условия и природные ресурсы. Италия располагается в умеренном и - большей своей частью - субтропическом поясах. Это объясняет богатство и разнообразие Самый северный пункт ее - Бетта д’Италия - расположен в горах Тироля на 47 с.ш.; самый южный - мыс Изола делле Корренти на 36,5 с.ш. (о. Сицилия) не считая мелких островов. В физико-географическом отношении территория Италии разделяется на три части : материковую, представляющую собой Паданскую низменность, окаймленную системой альпийских хребтов и вершин, занимающую около 120 тыс. км. Апеннинский полуостров, вытянутый в виде сапога на 900 км. в центральную часть Средиземного моря шириной от 125 до 230 км. с площадью 130 тыс. км.; острова Сицилия, Сардиния и ряд более мелких с площадью около 59 тыс. км. Отдельные части полуостровной и островной территории страны характеризуются значительной изрезанностью береговой линии, наличием заливов, бухт и удобных гаваней. Особенно много их на западном побережье полуострова, омывающегося Тирренским морем. Таковы заливы Генуэзский, Специя, Гаэта, Неаполитанский, Салернский и др., бухты Савона, Ливорно, Чивитавеккья. Здесь расположены крупные морские порты. Слабее изрезано побережье, омывающееся Адриатическим морем. Северный его участок от государственной границы до Римини изобилует лагунами и заболоченными местами, южнее, вплоть до полуострова Гаргано, высокие и обрывистые берега Адриатики лишены сколько-нибудь удобных естественных гаваней и бухт; лишь южнее побережье Адриатического моря имеет отдельные удобные естественные бухты, главные из которых - Бари и Бриндизи. Италия- преимущественно гористая страна. Около 4/5 ее поверхности занимают складчатые горы альпийского возраста, их предгорья и холмы. Низменная часть представлена Паданской низменностью по течению реки По, занимающей свыше 1/7 территории страны, и небольшими участками в прибрежной полосе полуострова. Рельеф Италии, являющийся результатом сложных геофизических процессов, с одной стороны обусловливает разнообразие природных условий, способствующее развитию сельского хозяйства, а с другой - сужает площадь возделываемых человеком земель, а также затрудняет и удорожает развитие транспортных связей между отдельными частями страны. На севере Италия отделена от остального континента высочайшей в Европе мощной дугой Альп, которая тянется с запада на восток на 1200 км, выгибаясь к северо-западу. Альпы представляют собой весьма сложную систему, состоящую из множества горных массивов и хребтов, разделенных продольными и поперечными долинами. Самые высокие вершины - Мон-Блан (4807 м. над ур. моря), Монте-Роза (4634 м.), Червино (4478 м.) - сосредоточены в западной, наиболее древней части Альп. Альпы являются мощным заслоном против действия воздушных масс с севера. В этом мощном поясе гор имеются однако удобные проходы, издавна используемые для хозяйственных связей. Так, например, в Лепонтинских Альпах железная дорога проходит в долине реки Тичино, направляясь затем через Сен-Готардский туннель (15 км) в Швейцарию и Симплонский туннель (20 км) во Францию. Железнодорожное сообщение с Австрией осуществляется через Бреннерский проход в Венецианских Альпах по долине реки Изорко, притоку Адидже. Альпы активно вовлечены в хозяйственную жизнь страны; здесь используются большие запасы энергии рек, ведется добыча строительных материалов, металлических руд и других полезных ископаемых, на горных лугах пасутся стада. В последние десятилетия строительство высокогорных ГЭС, дорог, бурное развитие горного туризма увеличили лавиноопасность. Приморские Альпы переходят в Апеннинские горы, окаймляющие Лигурийский залив и тянущиеся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины длиннее Альп (более 1500 км), но не могут сравниться с ней по высоте. Их высшая точка - Монте-Корно в массиве Гран-Сассо-д’Италия достигает лишь 2914 м над ур. моря. Рельеф и геологическое строение Апеннин сложны и разнообразны. Горы то располагаются кулисами с замкнутыми между ними долинами(в Тоскане ), то тянутся длинными цепями с северо-запада на юго- восток (в Центральных Апеннинах ), то распадаются на отдельные массивы (в Кампании, Базиликате), то переходят в высокие плоскогорья Калабрии. Сложены Апеннины преимущественно конгломератами, песчаниками, известняками, глинистыми сланцами, мраморами, отдельные массивы и плоскогорья Южной Италии- древними изверженными и метаморфическими породами, характерными также и для гор Сицилии и Сардинии. И в Альпах. и в Апеннинах широко распространены известняки и в связи с этим самые разнообразные проявления карста: воронки, колодцы, полья, гроты, пещеры, исчезающие под землей реки. Пещеры привлекают множество туристов; некоторые имеют постоянную влажность воздуха, соли и лечебные грязи и используются в лечебных целях. В то же время карст наносит большой урон хозяйству, иссушая и обедняя почвы, препятствуя строительству зданий и дорог, вызывая обвалы и оползни. В Италии широко распространены и древние и современные вулканические породы всех типов (базальты, липариты, туфы), особенно характерные для Тосканы, Лацио, Кампании, Сицилии, Сардинии. В Италии имеются вулканы разных типов и в разных стадиях развития: потухшие (Эвганейские холмы, Альбанские горы), и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).В наши дни наиболее активен самый высокий (3296 м над ур. моря) и мощный из итальянских вулканов - Этна. Он извергается регулярно каждые три - пять лет и даже чаще. К юго-западу от Сицилии время от времени происходят подводные извержения, появляются небольшие островки, которые вскоре размываются морем. На обширном пространстве от южной Тосканы до побережья Неаполитанского залива можно наблюдать и другие природные явления, связанные с вулканизмом, - выбросы водяного пара под высоким давлением (остров Искья), углекислого газа (Собачий грот во Флегрейских полях, близ Неаполя), горячие минеральные источники в Тоскане, грязевые вулканы в Эмилианских Апеннинах. Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина, занимающая большую часть бассейна реки По. Она постепенно снижается от 400- 500 м на западе до уровня моря на востоке. По мере снижения меняются не только ландшафты, но и характер сельскохозяйственного использования территории: от фруктовых садов и виноградников на западе до животноводческих, зерновых и свекловодческих районов низовий р.По на востоке. Паданская равнина - не только главная житница Италии, но и наиболее урбанизированный и развитый в хозяйственном отношении район страны. При довольно, большом разнообразии полезных ископаемых Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Месторождения многих полезных ископаемых невелики по запасам, распылены по территории страны, нередко залегают неудобно для разработки. До сих пор недра еще недостаточно изучены. В то же время некоторые месторождения разрабатываются с такой глубокой древности, что сейчас истощаются или уже исчерпаны и заброшены. Так, в 1982 г. в стране была полностью прекращена добыча железной руды, в том числе и на острове Эльба, на котором железо добывали еще этруски. Значительно богаче Италия свинцово-цинковыми рудами с примесью серебра и других металлов. Эти месторождения связаны с кристаллическим и метаморфическим массивом Сардинии и с триасовыми известняками Восточных Альп. Область Тоскана богата запасами пиритов и ртутной руды - киновари, по запасам которой Италия занимает второе место в мире; в девонских известняках Сардинии залегают сурьмяные руды. Месторождения серы, известные со времен Древнего Рима, сосредоточены в основном в районе Кальтаниссетты на острове Сицилия. Недра Италии богаты разнообразными строительными и отделочными материалами (мрамор, гранит, туф и др.). Мрамор добывается в ряде мест, но особенно в районе Каррары. По запасам других видов сырья территория Италии бедна. В небольшом количестве встречается антрацит в области Валле-д’Аоста, коллоидные лигниты в Тоскане, торф и торфообразные лигниты. В Центральной Италии и Лигурии есть небольшие месторождения марганца. Бокситы, долгое время добывавшиеся из карстовых впадин Апулии, сейчас почти исчерпаны. На острове Сицилия есть запасы калийной и каменной соли, асфальта, битума. В послевоенные годы выявлены довольно значительные (для Италии) ресурсы нефти - в Паданской низменности, в полосе альпийских предгорий, а также на острове Сицилия. Дополнением к ним являются битумные сланцы, на острове Сицилия в районе Рагузы, у Сан-Валентино в области Абруццо-э- Молизе, а также в районе Фрозиноне (Лацио). На Сардинии, в Тоскане, Умбрии имеются небольшие месторождения бурого и низкокачественного каменного угля. Собственные энергетические ресурсы удовлетворяют потребности Италии не более чем на 15%. В этих условиях очень важны для экономики страны месторождения природного газа метана, обычно растворенного в воде, которой пропитаны рыхлые третичные и четвертичные отложения Паданской низменности в нижнем течении реки По и ее подводного продолжения - материкового шельфа Адриатического моря. Газ обнаружен также в песчаниках, мергелях, сланцах Северных, Центральных и Южных Апеннин, на Сицилии и у ее берегов и на шельфе Ионического моря. Общий недостаток энергетических ресурсов , используемых на тепловых электростанциях, в некоторой степени возмещается наличием в стране достаточно богатых гидроэнергетических запасов.
Развитие транспорта (выделив морской ).
Транспорт. Важнейшая отрасль сферы обращения.Перевозка товаров и рабочей силы составляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процесса производства в сфере обращения. В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня. Подобное глубоко специфическое положение в транспорте Италии объясняется особым воздействием, оказываемым на эту отрасль промышленностью. Дело в том, что такие отрасли итальянской промышленности , как автомобилестроительная, резиновая, нефтеперерабатывающая и промышленность строительных материалов развиваются наиболее быстро, развиваются наиболее быстро. Отрасли, производящие железнодорожный подвижной состав, медленно развивают свое производство. Поэтому первой группе отраслей и действующим в ней монополиям без особого труда удалось придать автодорожное направление развитию итальянского транспорта. Развитие морского транспорта Италии. В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот.Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства. В 70-е годы значение морского транспорта и морских перевозок для экономики Италии и в первую очередь для ее внешней торговли повысилось в связи с происшедшими сдвигами в энергетическом балансе страны(более 86% общих потребностей в энергетике удовлетворяется за счет ввоза нефти и газа).Сдвиги, происшедшие в последние годы в структуре промышленности и внешней торговли, вызвали в итальянском флоте изменения в соотношении между различными типами судов. Быстрое развитие нефтеперерабатывающей промышленности вызвало бурный рост цистерного флота. Падение значения каменного угля в энергетическом хозяйстве вызвало падение доли сухогрузного флота. К тому же используемый в Италии американский уголь доставляется, как правило, на американских судах. Торговый флот Италии. Торговый флот Италии в послевоенные годы претерпел значительные количественные и общие структурные изменения. Они, с одной стороны были вызваны выводом из эксплуатации устаревших и сильно изношенных судов, а с другой стороны- пополнением флота новыми, более крупными и современными судами. Изменения состава и структуры торгового флота Италии за период 1874 по 1983 год характеризуются следующими данными.
|годы |общее |общая | |в |том |числ|е | | | |кол-во |вместим.| | | | | | | | | |тыс. |танкеров | |балкеров |рудо|проч. |хог| | | |рег. | | |возов | |су |р | | | |тонн | | | | |судов | | | | | |вал.вмест|% | |% |вал.вм|% | | | | |рег.тонн | | | |ест | | | | | | | | | |рег.то| | | | | | | | | |нн | | |1974 |1421,00|5708,00 |1982,00 |34,8|1027 |17,6|2699 |47,| | | | | | | | | |6 | |1975 |1413,00|5701,00 |1989,00 |34,9|1091 |19,3|2621 |45,| | | | | | | | | |8 | |1976 |1403,00|5851,00 |2113,00 |37 |1191 |20,4|2492 |42,| | | | | | | | | |6 | |1977 |1445,00|6219,00 |2140,00 |34,5|1506 |24,2|2573 |44,| | | | | | | | | |3 | |1978 |1490,00|6624,00 |2414,00 |36,5|1674 |25,3|2536 |38,| | | | | | | | | |2 | |1979 |1552,00|7038,00 |2573,00 |36,5|1900 |27 |2565 |36,| | | | | | | | | |5 | |1980 |1639,00|7448,00 |2721,00 |36,5|2089 |28,1|2638 |35,| | | | | | | | | |4 | |1981 |1690,00|8139,00 |3027,00 |37,2|2455 |30,1|2657 |32,| | | | | | | | | |7 | |1982 |1684,00|8187,00 |3119,00 |38 |2510 |30,7|2558 |31,| | | | | | | | | |3 | |1983 |1726,00|8867,00 |3437,00 |37,7|2866 |32,4|2564 |29,| | | | | | | | | |9 |
Из приведенных данных следует, что за 10 лет особенно резко повысилось удельное значение тоннажа балкеров и рудовозов повысилось, а доля всех прочих сухогрузных судов понизилась. По состоянию на 1 июля 1983 г. танкеры, балкеры, рудовозы и комбинированные суда составляли 70,1% общей валовой вместимости всех имевшихся в Италии морских судов. Не смотря на отмеченное выше пополнение торгового флота новыми более крупными судами, в общем его составе продолжают преобладать суда малого и среднего тоннажа. По состоянию на 1 июля 1983 г. более половины (57,9% ) всех морских судов имели валовую вместимость до 1000 рег. тонн, причем на их долю приходилось лишь 4,45% суммарной валовой вместимости флота. Многие из этих судов имеют длительные сроки службы и подлежат постепенной замене более новыми судами. На ту же дату в торговом флоте насчитывалось лишь 23 судна валовой вместимостью более 50 тыс. рег. тонн со сроком эксплуатации менее 4- х лет. Большая часть итальянских судов в качестве главных двигателей имела дизельные и дизель-электрические установки. Суда с паровыми двигателями составляют 14,5% общей численности морских судов.
Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов. Имевшиеся в Италии морские суда по состоянию на 1 июля 1983 года по основным типам и назначению распределялись следующим образом.
|типы судов |кол-во |общая валовая |удельное | | | |судов |вместим, рег. тонн|знач. ОВВ, % | | |1.Танкеры для перевозки нефти|344 |3449184 |2,98 | | |и нефтепродуктов | | | | | |2.Газовозы |26 |133027 |2,01 | | |3.Танкеры для жидких |17 |21070 |3,23 | | |химикатов | | | | | |4.Комбинированные суда |21 |1145231 |5,86 | | |5.Балкеры и рудовозы |93 |1721040 |3,24 | | |6.Сухогрузные суда для перев.|663 |1289842 |1,84 | | |ген. грузов | | | | | |7. Контейнеровозы и ро-ро |6 |69661 |1,9 | | |8.Пассажирские суда |25 |533288 |17,77 | | |9.Паромы и др. |157 |334784 |7,99 | | |10.Рыбопромысловые |225 |90847 |1,3 | | |11.Буксиры |213 |47199 |4,34 | | |12.Прочие суда |33 |30760 |- | | |Всего |1726 |8867205 |2,86 | |
Танкерный флот. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в общей сложности насчитывается 320 танкеров суммарной валовой вместимостью 3 437 391 рег. т (общий дедвейт 5 901 231 т). Для прибрежных перевозок и бункеровочных операций имелось 24 небольших судна суммарной валовой вместимостью 11793 рег.тонн. Более половины вместимости танкерного флота представлено судами возрастом менее девяти лет, в т.ч. 11 танкеров валовой вместимостью 40-50 тыс. рег. тонн каждый и 10 танкеров валовой вместимостью 50-140 тыс. рег. тонн каждый возрастом менее 4-х лет. Газовозы и суда для перевозки жидких химикатов. Для перевозок сжиженного газа имелось 26 небольших судов суммарной валовой вместимостью 133 027 рег. тонн. Часть этих судов используется для перевозок из Алжира в Южные порты Европы. Для перевозок жидких химикатов имеется 17 небольших судов общей валовой вместимостью 21 070 рег. тонн. Комбинированные суда, балкеры и рудовозы. Это вторая по численности и значению группа грузовых судов. Насчитывается 114 судов общая валовая вместимостью 2 866 271 рег. тонн (общий дедвейт 4 859 207 т.). В составе этой группы находится: 21 комбинированное судно суммарной валовой вместимостью1 145 231 рег. тонн и 93 рудовоза, балкера и балкера-рудовоза сум. валовой вместимостью 1 721 040 рег. тонн. Группа сухогрузных судов (включая грузопассажирские суда) является наиболее многочисленной, в которой насчитывается 663 судна различного типа и назначения суммарной валовой вместимостью 10876 рег. тонн. Большую часть этой группы представляют небольшие суда валовой вместимостью до 2000 рег. тонн каждое. Пополнение этой группы новыми судами производится в ограниченных масштабах и преимущественно многоцелевыми сухогрузными судами, в том числе приспособленными для частичных перевозок контейнеров. Контейнеровозы и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро ). На 1 июля 1083 г. в составе этой группы было 6 судов общей валовой вместимостью 69 661 рег. тонн. Эта группа пополнилась контейнеровозами, которые используются для перевозок на дальневосточной и австралийской линиях. Пассажирские, паромные и другие грузопассажирские суда. В торговом флоте Италии насчитывается 25 крупных пассажирских судов общей валовой вместимостью 533,3 тыс. рег. тонн. В составе этой группы 157 паромных и других грузопассажирских судов общей валовой вместимостью 337,8 тыс. рег. тонн, которые в основном используются для обслуживания внутренних перевозок, и лишь незначительная их часть работает на ближних международных линиях в зоне Средиземного моря. Торговый флот Италии пополнялся новыми судами преимущественно итальянской постройки. Размещение заказов за границей допускается лишь на отдельные крупнотоннажные суда, для строительства которых в Италии нет достаточного оборудования, опыта и по другим причинам. По данным на март 1983 г, Италия по тоннажу строившихся судов для своего национального флота занимала 5-е место (после Великобритании, Либерии, Японии и Норвегии).
Хозяйство Италии. Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно. Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство. Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая( в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала. Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте. Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”). В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий. Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны : его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации прои | |