GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная работа и социальная педагогика (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная работа и социальная педагогика (Социология)


Список литературы.

1. Арнольдов А.С.”Живой мир социальной педагогики” М1996г

2 “Социальная работа в России: прошлое и настоящее”. Под ред.
Бадя. М.1998г.

3 Василькова Ю.В. “Лекции по социальной педагогики”. М1998г.

4 Горячев М.Д. “Социальная педагогика” .Хрестоматия. Самара 1996г.

5 Колобов О.А. “Социальная педагогика как профессия”. Нижний
Новгород1996.

6 Куличенко Р.М. “Профессиональное становление и развитие института
социальных педагогов и России”. М1998г.

7 Маслова Н.Ф. “Книга социального педагога”. Орел 1994г.

8 Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М1997г.

9 Семенов В.Д. “Взаимодействие школы и социальной среды”.М1986г.

10 Хроменков Н.А. “Образование. Человеческий фактор. Общественный
прогресс”.М1998г.



Введение.


Актуальность темы.
Каждая наука - философия, социология, психология и другие, изучает не
объект науки, а лишь его часть, которой присущи закономерности, свойства, а
это и составляет предмет данной науки.
Социальная работа и социальная педагогика относительно молодые науки,
в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным
вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этими
новыми специальностями.
На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры
о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку,
отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно
самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике
социальной работы.
Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана – обе
эти науки культурно и исторически связаны между собой, оправдана с
теоретической и практической точек зрения.
Актуальность этой темы заключается не только в этом, но и в том, что
профессия социального работника становится довольно распространенной, но не
всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать
специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не
всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с
подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть
специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет
социальному педагогу принять правильное решение.

Анализ литературы.
При написании данного реферата теоретической основой являлись книги
Арнольдова А.С. “Живой мир социальной педагогики” и Васильковой Ю.В.
“Лекции по социальной педагогике”.Исторической базой послужила книга под
редакцией Бадя “Социальная работа в России: прошлое и настоящее”.

Научная проблема.


Определить сферы социальной работы и социальной педагогике ,на кого
или на что направлена методика социальной педагогики. Любой ли социальный
работник может являться социальным педагогом.


Цель исследования.

Найти взаимосвязь между социальной работой и социальной педагогикой,
выявить функции социальной педагогики, ее проблемы во время кризиса
образования.


Задача реферата.
Выявить особенности социальной работы и социальной педагогики в
России.

Возникновение социальной педагогики и социального воспитания.

Социальная педагогика – одно из направлений буржуазной педагогики,
предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические
проблемы.
Время возникновения соц. Педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в
значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем
Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных
условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп
понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей
форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся
как бы центром психической жизни.*
Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ,
Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики
государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение
воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только
теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории
социально-
педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных
интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.**
Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в
педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость
воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл,
Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях,
общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется
психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть
от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи
высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай
и А.П.Нечаев).
Научное представление о социальной природе и социальной функции
воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали
общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии
на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они
подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека –
пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и
общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой
силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью,
ходом истории.
Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась
в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее научное
соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период
становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н.
Шульгин и __________________

*Горячев М.Д. “Социальная педагогика” стр. 8
**Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред. Бадя стр. 6

М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике,
сторонники “свободного воспитания” совсем игнорировали их связь и выводили
закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения
были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что
проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из
биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне
советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится
ни к социологии ни к политики, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи.*
Советские педагоги четко различают воспитание как специально
организованную деятельность и социальной формирование личности,
происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает,
что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или
иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна.
Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической
науки не правомерно.** В то же время имеются пограничные области знания
между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями
педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание,
педагогической социологии и экономико-народного образования.***
Предмет социальной педагогики.

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются
самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас
особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие
личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в
себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.**** Это
целенаправленное воздействие на человека .Это и есть социальное воспитание
, многоуровневый процесс усвоения знаний , норм поведения, отношений в
обществе, в результате которого личность становится полноправным членом
общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс
воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она
рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием
среды, то, что принято обозначать социализацией личности.*****
По утверждению ученых, социальная педагогика – это “отрасль
педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и
социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных”
(А.В. Мудрик).
По мнению В.Д.Семенова, “Социальная педагогика, или педагогикам среды,
является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения
__________________

* А.С. Макаренко. Соч. т. 5 1958г. стр. 103
** В.Г. Гурова. Социальная педагогика/Педагогическая энциклопедия. Т. 4
Москва 1968 г. стр. 43
*** Советская энциклопедия. Под ред. Каирова.
****Мудрик А.В. Социализация/Магистр. 1993г. №3 стр. 19
*****Ю.В. Василькова “Лекции по социальной педагогике” стр.12

смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания”.*
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт
обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других
странах.
Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики,
которые представляют отрасли социальной педагогики.
дошкольную педагогику,
педагогику школы,
педагогику профессионального образования,
воспитания в закрытых учреждениях,
детских и юношеских организациях,
педагогику клубной работы,
педагогику среды,
военную педагогику,
производственную педагогику,
педагогику временных объединений,
педагогику социальной работы.**
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои
особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное
направление.
Социальная педагогика “вступает в междисциплинарные контакты с
социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной
психологией, психологией управления”.***
Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания
в современном обществе.
Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей
отраслью знаний.
Особенностью современной социальной педагогики является ее
гуманистическая направленность, т. е. сотрудничество, содружество,
сотворчество воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности
помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедится в своей
исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою
жизнь. Гуманизм социального воспитателя проявляется в том, чтобы принимать
человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в
критической ситуации.
В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный
раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной
и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена
на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь
человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь
социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании
своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь
нравственных человеческих отношений.
__________________

*В.Д. Семенов Взаимодействие школы и социальной среды – М 1986г. стр.
16
**А.В. Мудрик Введение в социальную педагогику М 1997 стр. 16-17
***А.В. Мудрик Социализация… стр. 20
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь
человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь
социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании
своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь
нравственных человеческих отношений.
Рассмотрим более основательно существо терминов социальной педагогики.
Прежде всего надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых,
широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых,
среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее
формирование.*
« Социальное воспитание » - понятие многомерное. Это забота общества о
поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим
человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных
отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых,
экономических, гражданских и бытовых отношений.
Это значит – научить человека найти новый путь в своей жизни и
перестроиться в новой жизненной ситуации.**
Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы человека, его
знаний, опыта интереса. Чтобы добиться успеха в этой области необходимо
изучать человека еще ребенком уметь наблюдать, анализировать его поступки,
знать обстановку, в которой он живет, влияние на него окружающей среды.
Термин « социальное воспитание » означает процесс помогающий человеку
совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации,
ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального воспитания
происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде.
Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются
семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания
взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты,
увлеченные
одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.
Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по
оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное
положение.
«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа,
включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку
(подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на
установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о
воспитательном влиянии социальной среды». ( В.Д. Семенов)***
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить
отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и
взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга.
Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические,
________________

*Ю.В. Васильков стр. 14
**Ю.В. Васильков стр. 14
*** В.Д. Семенов «О проблемах соц.педагогики»/Магистр, 1991 № 11.

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы
строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на
диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии
друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать
физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому
воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное
самосовершенствование, умение организовать себя.
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания,
национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому
социальному работнику надо основательно знать историю отечественного
социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности ( в
обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания
состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой,
способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье,
за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в
государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных
условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей,
вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и
воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся
система семейного, сословного, народного и христианского воспитания,
поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального
воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к
отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье,
заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной
педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания,
благотворительности.
Функции социальной педагогики.
Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе
охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка),его
состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти
пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных
сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
4. Соц.педагогика призвана анализировать, изучать и распространять,
пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на
самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою
жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных
специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих
отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации,
исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы
социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более
сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом,
включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная
социально-правовал
социально-реабилитационная.*
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в
окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе
обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую
защиту.
Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и
образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически
неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной
педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою
работу социальный педагог, социальный работник.
Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и
справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству,
взаимопониманию.
2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить
пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и
смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его
уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в
обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности,
уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в
малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в
школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих
воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и
обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных
отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно
сформулировать так:
воспитать делать добро
научить организовывать свою жизнь
развивать познавательные интересы
помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
Из выше рассмотренных функций следует выделить социально-правовую и
социально-реабилитационную.
__________________

*О.А. Колобов, Социальная работа как профессия. Н. Новгород 1996г.
стр. 45
Социальная педагогика рассматривается в плане теории и истории
социального воспитания в России, которые включают историю общественного
воспитания, историю семейного воспитания, историю православной этики,
этнографии и этнопедагогики.
Конституционные основы образования в России

В принятой в 1993 году “Конституции Российской Федерации” имеется
специальная статья (43) в которой подчеркивается, что каждый гражданин
России имеет право на образование.
Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях. Конституция предоставляет право каждому на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование.
Статья 19 Закона РФ “Об образовании” уточняет, что среднее образование
включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее
(полное) общее образование. При этом основное общее образование и
государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
Специальная глава Закона устанавливает социальные гарантии реализации
прав граждан на образование.
Современная школа связана с огромным числом самых различных
организаций (например: органы социальной защиты семьи и детей; правовые
органы, попечительские советы и т.д.) О социальных организациях школы писал
Питим Сорокин, он говорит о социальных функциях школы, сейчас же
остановимся на выделенных им 3х главных функциях.*
1-я – селекция по способностям
2-я – обучение
3-я – воспитание.
Вторая и третья функции достаточно освещены нашими учеными. Первая
рассматривается как буржуазная теория.
Рассматривая существующую систему образования следует остановиться на
таких ключевых понятиях как «обучение» и «воспитание», с которыми
повседневно сталкивается каждый социальный работник.
ОБУЧЕНИЕ дает ребенку знания, умения и навыки приобретения знаний
осуществляется и воспитанием, прививаются навыки поведения в обществе,
отношения к людям. Задача обучения состоит в образовании человека, в
развитии его задатков и способностей, формировании его нравственных и
культурных качеств, соответствующего поведения в обществе.**
Процесс обучения – процесс социальный так как он протекает при
общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического
коллектива.
Кроме знаний в школе ученик получает знания через средства массовой
информации (радио, телевидение, прессу), в семье.
ВОСПИТАНИЕ – это процесс формирования личности, ее характера, чувств,
_______________

*Питим Сорокин: статья “Социальная роль семьи и школы” 1922г.
**Василькова Ю.В. стр.38.
этических и эстетических идеалов, культуры поведения.
В процессе обучения в школе, как показала практика наибольший
эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у
детей творческое мышление. Это помогает ученику приобрести уверенность в
себе.
Методы воспитания, воздействие взрослых на развитие ребенка – целая
наука. От содержания воспитания его методов и форм зависят конечные
результаты. Воспитательная деятельность школы зависит также от ученического
кол-ва, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического
самоуправления.
В работе школы существуют также термины внеучебное и внешкольное
воспитание. Их цель – создание условий для занятий ребят в определенных
кружках. Это и организация общественно-полезной работы, проведение
различных зрелищных мероприятий и содержательных игр школьников для
различных возрастов.
Кризис образования

В существующей системе образования в последние годы обострились
социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и
на системе образования.
Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие не
только на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишался
добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к
квалификации.*
Уравниловка в школе вылилась в единый уровень знаний, умений и
навыков, в единые учебники, в единую оплату труда учителей. Не учитывалось
качество труда каждого, независимо от способностей, устанавливались начало
и конец учебного года независимо от климата различных регионов страны.
Существовала единая форма одежды, независимо от возраста, вкусов, климата,
традиций и обычаев народа.**
Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной
справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Особенно
проявились отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается
детская преступность. Среди детей распространяется алкоголизм и наркомания.
Ежегодно 900 тыс. детей совершают преступления, 50 тыс. уходят из семей.
Повальное пьянство влияет на здоровье детей. Установлено, что 50% детей
дошкольного возраста пробовали алкоголь, 65% детей – курят.
Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди молодежи. В
1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. – 20.***
Кризис системы образования объясняется тем, что оно перестало быть
приоритетным направлением в экономике. Доля бюджета на образование
_________________

*Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный
прогресс М. 1989г. стр. 8-15
**Хроменков Н.А. стр. 20
***Василькова стр.43

постоянно уменьшалось.
Современные проекты школьных зданий с сокращенными площадями привели к
повышенной концентрации детей. Шумовая нагрузка на одного ребенка составила
80 децибел, что равносильно нагрузке на работницу ткацкого цеха.
По данным Минздрава СССР, здоровье школьника и студентов требует
особого внимания. Так, за период обучения с 1 по 8 класс число здоровых
детей уменьшилось в 4 раза. К концу учебного года у трети шестилеток
наблюдались нарушения сердечно-сосудистой системы, кол-во страдающих
близорукостью увеличилось с 3 до 30%, нервно-психическими расстройствами –
с 15 до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями – в 3,8 раза.*
В 1982 г. заместитель министра просвещения СССР В.Н. Ягодкин выступил
в журнале “Советская педагогика” с оценкой состояния образования в стране,
обратив внимание на существовавшие противоречия в системе образования.**
Одно из социально-психологических противоречий, нежелание выпускников
средней школы идти на производство, как этого требовало экономическое
развитие страны. Среди части молодежи наблюдались иждивенчиские настроения,
преклонение перед материальными благами, антиобщественное поведение,
преступления… Воспитательная деятельность общества отставала от социальных
и экономических процессов. Несостоятельность школы в умении и возможности
дойти до каждого ребенка не могла воспитывать такие качества, как
самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность
действовать в нестандартных ситуациях.
Обозначенные В.Н. Ягодкиным противоречия в системе образования
переросли в кризис. Попытка, приватизаций высших учебных заведений – это
опасность уничтожения всей науки, высшей школы и образования.
Сегодня мы стали свидетелями, что в США каждый 20-й – студент, в
России – только 30-й. Сегодня на образование из бюджета выделяются только
25% необходимых средств. Идет уничтожение государственной системы
образования.*** Из класса в класс падает здоровье детей (школьников). В
первый класс приходит 25% здоровых детей, в третьем их 19%, в восьмом 13%,
в
девятом 9%, в одиннадцатом 2%.
Сегодня высшее образование представляет 500 государственных и 400
негосударственных вузов. В Москве 200 частных школ.
Социальный педагог, его профессионализм и практика

В современных условиях в работе различных социальных структур,
определились основные направления социальной работы, которой занимается и
социальный педагог. Это:
оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия, льготы, помощь в
быту)
________________

*Хроменков Н.А. Указанное сочинение стр.29-30.
**Ягодкин В.Н. О противоречиях в развитии системы просвещения / советская
педагогика. 1982г. №4 стр. 52-58.
***Народное образование. 1997 г. №9

организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников,
проверка, пропаганда лучшего опыта)
влияние на человека.
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и
психологического воздействия. Этим занимается социальный работник,
социальный педагог.
Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное
воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы
общения и воздействия на ребенка. Особенности работы с трудными
подростками.
Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального
педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога –
предметника и даже классного руководителя.
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в
основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог
работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с
группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита
ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение
организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его
состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.
В этом одна из главнейших задач социального педагога.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств
педагога, а также его знаний и умений. Каждый учитель – это личность.*
Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его
профессионального педагогического мастерства и педагогической техники
невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы
создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.
Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать
педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику
воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка,
проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в
первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда
его определяют. Социальный педагог должен уметь организовывать,
деятельность и сотрудничество детей.



_________________

*Василькова стр.69.

Социальная работа и социальная педагогика.
Возрождение соц. работы и соц. педагогики как профессии происходит не
на пустом месте. Они имели многовековую историю, опыт воспитательной
работы, но они были утрачены и ее приходиться восстанавливать.
В новейших исследованиях анализ становления и развития отечественной
соц. работы и соц. педагогики сводится либо к истории отдельно взятого
элемента, либо к описанию конкретно-исторического периода, взятого за
начало социально-педагогической теории и практики.*
Но между соц. работой и соц. педагогикой есть определенные различия.
Соц. работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем
клиента; в то время как соц. педагогика-это социальная работа, направленная
на развитие личностного потенциала клиента.
Любой соц. педагог с легкостью может рассматриваться в качестве соц.
работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических
проблем клиента.



Вывод.
На основе выше изложенного можно сделать вывод: исторически так
сложилось, что социальная работа и социальная педагогика в России- это не
только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи
нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и
становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом
контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне
всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют
множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт,
практикуемое порой противопоставления социальной работы и социальной
педагогики приносят больше вреда, чем пользы, так как они несут собой одни
и те же функции:
Воспитательная
Правовая
Реабилитационная.



ПЛАН:



I Введение…………………………………………………………………...
II Основная часть
1 Возникновение соц. педагогики и соц. воспитания……………….…
2 Предмет соц. педагогики………………………………………………
3 Функции соц. педагогики……………………………………………...
4 Конституционные основы образования в России……………………
5 Кризис образования……………………………………………………
6 Соц. педагог, его профессионализм и практика……………………...
7 Соц. работа и соц. педагогика…………………………………………
III Вывод……………………………………………………………………..
IV Список литературы………………………………………………………




Реферат на тему: Социальная работа как особый вид деятельности

ВВЕДЕНИЕ

В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей
страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят
на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и
вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и
переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. В
1990/1991 учебном году их было 8, сейчас – более 70. Профильная
направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне
большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с
населением, специалистов по работе с различными группами (безработными,
молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в
области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям.



Социальная работа относится к одному из многочисленных видов
деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная,
техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа –
особый вид деятельности.
Почему её следует отнести к особым видам деятельности? Деятельностью
называется совокупность действий человека, направленная на желаемое
изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол.
Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в
другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает
радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный
работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический
стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь
человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов,
предметов личной гигиены и т.д.
Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и
вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок
дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся
в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.
Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в
желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность,
характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.
Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание
помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить
свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою
структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и
взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры
называются целостными системами. Социальная работа представляет собой
целостную систему.
Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её
структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же
время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов.
Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое
целое средства, функции и цели.
Схематически это будет выглядеть так:



Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует
придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о
предмете. В этом её познавательный смысл.
Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая
деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно
объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и
характер деятельности фактором.
Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с
объекта.

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней
помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие
в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной
компании, и многие другие.
Таких в России – несколько десятков миллионов. По последним данным,
опубликованным в печати, в стране:

Пенсионеров – 34,8 млн.;
Инвалидов – свыше 6 млн.;
Детей-инвалидов – 453,6 тыс.;
Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом –

более 20 млн.;
Употребляющих наркотики – почти 2 млн.;
Страдающих психическими заболеваниями – около 4,5 млн.;
Проституток (только в крупных городах) – более 120 тыс.;
Ежегодно совершается самоубийств – 50-80 тыс.;
Ежегодно совершается преступлений – от 2 до 3 млн.;
Число отбывших различные сроки в тюрьмах – 15-17% от всего
населения страны
За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-
трудовых учреждениях – примерно 40 млн. человек;
Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью)
приблизилось к миллиону;
В 1994 г. на 1080,6 тыс. браков пришлось 680,5 тыс. разводов;
Беженцев и вынужденных переселенцев в 1994 г. – 702 451 человек;
Безработных – 5 млн. 250 тыс. человек.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта
социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей,
нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек
– уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей
биографией. Это требует от социального работника исключительного такта,
проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания,
разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной
работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут
социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее
социальную политику. Это и благотворительные организации, общества
милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и
общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская
ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных
работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не
организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой
профессионально или на общественных началах.
Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных
работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы,
свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность
«социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер
подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных
работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся
падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального
диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.
Например, в трёх крупных городах Швеции – Стокгольме, Гётеборге и Мальме в
1990 г. профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а
непрофессиональных – 46,5 тыс. человек. Социальной работой по
совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживающих более
1 млн. человек.
В России недипломированных специалистов, но профессионально занимающихся
социальной работой в различных службах социального обеспечения,
страхования, здравоохранения, туристических, детских организациях
насчитывается по различным источникам до 1 млн. человек. Только в
отделениях социальной помощи на дому, появившихся в 1985 г., на начало 1991
г. работало 504 тыс. человек. За прошедшие годы их количество, несомненно,
увеличилось, но точной цифры пока нет, так как статистический учёт этой
категории специалистов пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. Считать
ли работников туристических организаций, занимающихся организацией
туристических походов по выходным дням, настоящими профессионалами, -
сказать трудно. В статистических органах они учитываются как спортивные
работники.
Совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной
работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их,
вероятно, около 8-10 млн. человек, так как по среднемировой статистике на
одного социального работника приходится по 10-15 млн. человек, а по
приведённым данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100
млн. человек. Надо иметь в виду, что эти цифры во многом гипотетичны,
условны и носят в основном ориентировочный характер.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду ещё одно
обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией
социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а
есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно
назвать практическими социальными работниками.

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы
является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В
самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая,
прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание
практической помощи, управленческая.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её
объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни,
способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни,
материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности
психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.
На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный
работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей
деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок
рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.
Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз
своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет
оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными
организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.
В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру,
социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического
стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид
практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник
организатором или практическим работником, ему в той или иной мере
приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной
работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.
Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами
называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью
которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной
работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически
невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и
телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д.
Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и
хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и
применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей
объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая
мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно
включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и
принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и
материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров
социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все
социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим
или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам
надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной
деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую
далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную
структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной
работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё
законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы
социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно
знать и уметь многое.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой
имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных
зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком
решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида,
человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно
может стать причиной непоправимого последствия.
Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление,
субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура – это ещё не
система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются
в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.
Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек
хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель
– это желательное для человека состояние предмета его деятельности.
Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или
иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая
общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих
клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с
ней складывается содержание, организуется управление, подбираются
адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно,
связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой
системой.
Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка,
прогноз, организация, управление – всё это касается буквально каждого
компонента, соединяет их в единый действующий организм.
Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему
деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта,
содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему
с помощью целей и функций.
Это общее представление о системе социальной работы имеет большое
практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось
рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или
безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо
определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать
соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные
цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный
набор компонентов системы социальной работы является необходимым.
Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению
системы.
Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны
именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы
была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана.
В её объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не
оказалось ни работников, способных быстро и эффективно помогать безработным
в поисках работы, ни организационной структуры, которая учитывала бы и
предлагала достаточный выбор профессий, ни системы переподготовки и
переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств, ни
управления процессом регулирования безработицы. Новой системы социальной
работы, которая удовлетворяла бы острые и неотложные потребности большого
количества людей, до сих пор не создано.
Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, - это
подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая
система эффективно работать не может.
Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится
к системе деятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в
других аспектах.
Очень важным аспектом является система учреждений и организаций
социальной работы в их вертикальном и горизонтальном срезах. Сейчас активно
формируется такая система. Её возглавляет Министерство труда и социального
развития Российской Федерации. В республиках, входящих в Федерацию на
правах её субъектов, также имеются подобные министерства. В краях,
областях, городах, районах также имеются соответствующие им управления и
отделы. А в них службы социального обеспечения, страхования, комиссий
социальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного
образования, общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными
органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные
общественные организации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество
сверху донизу вертикальную структуру.
Все эти государственные и общественные организации на каждом
горизонтальном уровне (республика, край, округ, город, район, село) связаны
между собой, взаимодействуют друг с другом, помогают (а нередко и мешают)
друг другу.
Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному
работнику строить свою работу наиболее эффективным образом. Плохое
представление о ней снижает её эффективность.
Можно говорить о системе средств управления социальной работы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ (ОБЩЕСТВЕННЫМИ)
СИСТЕМАМИ.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать,
всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом
переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой,
правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.
Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и
системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень
общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит
человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком
смысле этого слова.
Наглядно взаимодействие социальной работы с другими общественными
системами примерно представить можно так:



Представление о социальной работе како системе имеет концептуальное,
методологическое значение и для повседневного управления социальной
работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего
подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет
своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в
социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной
работы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России:
Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва //
Социальная работа. – 1992. Вып. 6.
Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул, 1994
Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и
специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной
работы. – 1995 - № 1
Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку:
Материалы международной научно-практической конференции 16-18 февраля 1993
г. – М.: ГАСБУ, 1994
Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.,
1994.
Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленка. – М.: ГАСБУ,
1993. Вып. 1; 1995 – Вып. 2.
Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: МГСУ,
1994. – Ч. 1, 2.
Теория и методика социальной работы. / Под ред. С.И. Григорьева. – М., 1994
Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз,
1994.
Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов. /
Гл. ред. С.И. Реутов. – Пермь, 1994.
Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. -–Т.
1,2. – Москва; Тула, 1993.



-----------------------
[pic]

[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: П.А. Сорокин - крупный социолог XX века (Социология)


Реферат: Армения (География)


Реферат: Страхование грузоперевозок (Страхование)


Реферат: Национальный идеал в образовании России XIX века (Педагогика)


Реферат: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Имена собственные в оригинале и переводе (Иностранные языки)


Реферат: Характер экзистенциализма в романе А.Камю "Чума" (Литература : зарубежная)


Реферат: Жизнь Пифагора (Математика)


Реферат: Идейные истоки тоталитаризма (Политология)


Реферат: Контрольная (Менеджмент)


Реферат: Нефтяная промышленность России (География)


Реферат: Судебная реформа 1864 г., ее прогрессивно-демократический характер (История)


Реферат: Расщелины неба (Педагогика)


Реферат: Схемы установок для выпаривания и конструкции выпарных аппаратов (Технология)


Реферат: Биологические особенности акул (Биология)


Реферат: Статья: "пойду ли я на дискотеку" (Культурология)


Реферат: Краткий рассказ о пульсарах (Астрономия)


Реферат: Социальные типы (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист