GeoSELECT.ru



Налоги / Реферат: Налоговая политика Ставропольского края (Налоги)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Налоговая политика Ставропольского края (Налоги)



Северо-Кавказская Академия
Государственной Службы
Пятигорский филиал



Реферат
По Экономике региона
На тему:
«Налоговая политика Ставропольского края»



работу выполнил
студент группы _____
____________________



Пятигорск
2000

Налоговая политика Ставропольского края

Налоговая политика Ставропольского края не может противоречить или
дополнять налоговую политику государства в целом, а может лишь развиваться
в установленных государством рамках.

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и
физическими лицами. Существуют следующие элементы налога:
1) объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению;
2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или
юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от
налога.

Введенная с 1 января 1992 года налоговая система Российской
Федерации включала 4 грyппы налогов:
1. Общегосyдарственные налоги и сборы, определяемые законодательством
РФ;
2. Респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ,
национально-госyдарственных и административных образований,
yстанавливаемые законами этих респyблик и решениями госyдарственных
органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, yстанавливаемые местными органами
госyдарственной власти в соответствии с законодательством РФ и респyблик в
составе РФ;
4. Общеобязательные респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе
РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствyющих
органов. В настоящее время он определен законом "Об основах налоговой
системы в РСФСР".
К общегосyдарственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по
единым ставкам, относятся:
1. Налог на добавленнyю стоимость.
2. Акцизы.
3. Подоходный налог с банков.
4. Подоходный налог со страховой деятельности.
5. Налог с биржевой деятельности.
6. Налог на операции с ценными бyмагами.
7. Таможенная пошлина.
8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий.
9. Подоходный налог с физических лиц.
10. Налоги и платежи за использование природных ресyрсов.
11. Налоги на транспортные средства.
12. Налог с имyщества, переходящего в порядке наследования и дарения и
др.

К респyбликанским налогам и налогам национально-госyдарственным и
административно-территориальных образований относятся:
1. Налог на имyщество предприятий.
2. Лесной доход.
3. Плата за водy, забираемyю промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем и др.

К местным налогам и сборам относятся:
1. Налог на имyщество физических лиц.
2. Земельный налог.
3. Сбор за право торговли.
4. Налог на рекламy (до 5% от стоимости yслyг по рекламе)
5. Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров.
6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками.
7. Лицензионный сбор за право проведения местных аyкционов и лотерей.
8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и
покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки) и др.
Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не
имеют. Ответственность за правильность исчисления и yплаты налога несет
налогоплательщик.
В первyю очередь yплачиваются все поимyщественные налоги и пошлины
(налог на имyщество предприятия и др.), их сyмма вычитается из
налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем yплачиваются
местные подоходные налоги, после чего с оставшейся сyммы рассчитываются
и yплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

В соответствии с законом “об основах налоговой системы в РФ” редакции
от 1997г. к местным относились следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц.
б) земельный налог.
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью.
г) налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли.
ж) целевые сборы с граждан и предприятии, учреждений,
организаций независимо от их организационно - правовых форм на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды
образования и другие цели.
з) налог на рекламу.
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров.
к) сбор с владельцев собак.
л) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными
изделиями.
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.

н) сбор за выдачу ордера на квартиру.
о) сбор за парковку автотранспорта.
п) сбор за право использования местной символики.
р) сбор за участие в бегах на ипподромах.
с) сбор за выигрыш на бегах.
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,
предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с
ценными бумагами.
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок.
х) сбор за уборку территорий населенных пунктов.
ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых
автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем,
карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

В соответствии с поправками внесёнными в закон “об основах налоговой
системы в РФ” от 08.07.1999 г. и 05.08.2000 г. к местным налогам
относятся:
1 налог на имущество физических лиц.
2 земельный налог.
3 регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью.
4 целевые сборы с граждан и предприятии, учреждений, организаций
независимо от их организационно - правовых форм на содержание
милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и
другие цели.
5 налог на рекламу.

В настоящее время та территории Ставропольского края из местных налогов
остались следующие:
1. земельный налог
2. муниципальный сбор
3. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы
4. на рекламу
5. курортный сбор
6. регистрационный сбор
7. на имущество физических лиц

С 2001 г. будут действовать следующие:
1. земельный налог
2. местные лицензионные сборы
3. на рекламу
4. на имущество физических лиц
5. налог на наследование и дарение
А так же будут действовать следующие налоги распространяющиеся по всей
территории РФ:
1. Налог на добавленную стоимость
2. Налог на доходы физических лиц
3. Единый социальный налог
4. Акцызы.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к
yпрощению налоговой системы, т.е. сокращение взымаемых налогов, что ведёт
к:
1. уменьшение налогового бремени налогоплательщиков.
2. упрощение бухгалтерской отчётности.
3. стимулирование инвестиций в российскую экономику.
Остаётся лишь одно – гарантии стабильности экономики, гарантии для
владельцев собственности, гарантии для инвесторов и защита от коррупции.




Реферат на тему: Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующие в ее разработке и реализации

Министерство образования Российской Федерации
Казанский государственный технологический университет

Кафедра государственного управления, истории и социологии



Курсовая работа
Налоговая политика в Российской Федерации и система органов
государственной власти, участвующие в ее разработке и реализации



Работу выполнил:
студент группы 96-62
Першин М.А.
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент Салагаев А.Л.



Казань, 2000


План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ.
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.



Введение.
Актуальность.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с
уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей
налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем
не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны
цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться
эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом
государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно
считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без
соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая
экономика для более полного выполнения государством своих функций.
Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной
власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период
становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой
политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы
бесспорна.
Разработанность. Тема налогового реформирования остро дискутируема в
обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с принятием второй части
Налогового кодекса, с проблемой снижения налогового бремени с
производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса
вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом
налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то
необходимое, но не в первую очередь.
Особо хотелось бы отметить журнал «Аудитор», печатающий достаточно много
работ по налоговой политике и налогам вообще. Это и Босс Г. об изменение
налоговой политики[1] и Павлова Л., Мерзляков И. о совершенствовании
налогообложения в Российской Федерации[18], а также Кашин В., Мерзляков И.
о налоговой политики и оздоровлении России[8]. Также можно выделить группу
учебных пособий, таких как работа Шуваловой Е.Б. о налогообложении и
налоговом законодательстве[32], учебное пособие для вузов под редакцией
Русаковой И.Г., Кашина В.А о налогах и налогообложении[12]. Особой
значимостью обладают публикации исторического характера: работа
ПушкаревойВ.М., раскрывающей историю политики налогов[21], а также сюда
можно отнести статью Караваева Н.В., описывающей налоговую политику
ведущих зарубежных государств[7].
При этом хотелось бы отметить недостаточную разработанность вопросов
налоговой политики и органов государственной власти, участвующих в ее
разработке и реализации.
На основании этого целью данной работы является: - анализ налоговой
политики в Российской Федерации и органов государственной власти,
участвующих в ее разработке и реализации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
- проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,
- определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,
- описать систему органов государственной власти Российской Федерации,
участвующих в налоговых отношениях.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав и
заключения. Первая глава описывает налогообложение и налоговую систему
(теоретический аспект), во второй главе анализируется налоговая политика
ведущих западных государств, в третей главе определяется специфика
налоговой политики РФ, в четвертой главе описывается система органов
государственной власти Российской Федерации, участвующих в налоговых
отношениях.



Право облагать налогом... — это не только право уничтожать,
но и право созидать.
Верховный суд США

Глава 1. . Налогообложение и налоговая система

(Теоретический аспект).
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением
государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания ...публичной
власти ...”[11,5]. Государству для выполнения своих функций необходимы
финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому
государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона,
суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и
образование - вот далеко не полный перечень тех направлений расходов
федерального бюджета страны, для финансирования, которых необходимо
собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги
стали необходимой частью экономических отношений.
"В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов", - так утверждал
Б. Франклин (1706-1790), один из авторов Декларации независимости США.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и
местными органами) с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего
уровня. Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к
сбору налогов, называется налогообложением[32,12].
Основными свойствами налогов являются их обязательность и
безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает
определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в
порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что
уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны
государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.
От налогов следует отличать сборы. Сбор - это денежный платеж, взимаемый
государством за оказанные услуги (например, плата за выдачу лицензии на
право торговли, сбор за регистрацию предприятия и т.д.)[32,13].
Общие принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом:
1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов
правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он
пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или
пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству
обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а
не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и
известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие
наиболее удобны для плательщика ...
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана
плательщика, возможно меньше сверх того, что поступает в кассы
государства.”
Функции налогов:
У налогов имеются три основные функции;
• фискальная,
• регулирующая (экономическая),
• распределительная (перераспределительная).
Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный
бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более
80% доходов бюджета дают пять основных налогов:
1.на прибыль,
2.на добавленную стоимость,
3.подоходный налог с физических лиц,
4.ресурсные платежи,
5.акцизы.
Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство
регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового
бремени и путем целевого воздействия на отдельные категории
налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых
льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти мероприятия оказывают влияние на
изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной
степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыли
предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и,
таким образом, определяет уровень его жизни.
Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство
изымает часть доходов юридических и физических лиц, концентрирует эти
средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию
экономических и социальных программ[11,42].
Кроме того, некоторые авторы выделяют контрольную функцию. С ее помощью
осуществляется контроль за функционированием каналов поступлений налоговых
платежей, оценивается их эффективность.
Также можно выделить стимулирующую(дестимулирующую) функцию, с помощью
которой государство регулирует НТП, рост числа рабочих мест, расширение
производства, инвестиции и т.п. за счет уменьшения налогооблагаемой базы,
налоговых кредитов, льгот.
И самой молодой функцией стала воспроизводственная функция(возникла в
начале 60-ых годов).Она нацелена на воспроизводство экосистемы и выполняют
ее экологические налоги(в принятом налоговом кодексе РФ выделен специальный
блок экологических налогов).
Элементы налога.
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных
или представительных органов власти в нормативных актах должно определить
элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации
налогов.
К элементам налога относятся:
• субъект налога или налогоплательщик;
• объект налога;
• налогооблагаемая база;
• единица обложения;
• налоговые льготы;
• налоговая ставка;
• налоговый оклад;
• источник налога;
• налоговый период;
• срок уплаты налога[32,20].
Субъект налога, или налогоплательщик, - это юридическое либо физическое
лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Субъект
налога не всегда является реальным его плательщиком. Это происходит потому,
что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с
субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее
называется носителем налога. Носитель налога - это лицо, которое, в
конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит
налог по завершении процессов переложения налога. Например, субъектами
налога на добавленную стоимость (НДС) являются юридические лица,
производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и
перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции,
поэтому покупатель, приобретая товар, оплачивает и сумму НДС. Если этот
покупатель использует товар для производства другой продукции и затем ее
реализует или просто перепродает купленный товар, то он возмещает себе
уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем
товара
(т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он
является носителем налога, реальным его плательщиком.
По законодательству России плательщиками налогов могут выступать:
• юридические лица;
• физические лица;
• другие налогоплательщики.
К последней группе относятся, например, филиалы и другие обособленные
подразделения предприятий, организаций, учреждений, имеющие отдельный или
самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет, простое товарищество,
которое образуется предприятиями и физическими лицами для осуществления
совместной деятельности без образования юридического лица.
Объект налога - это доход или имущество налогоплательщика, которые в силу
закона подлежат обложению налогом. Объектом обложения у косвенных налогов
выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для того чтобы
исчислить налог, недостаточно определить его объект, необходимо рассчитать
налогооблагаемую базу. Она служит для количественного измерения объекта
налога. Таким образом, налогооблагаемая база - это количественная оценка
объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу
обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются
денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его,
кроме того, некоторые виды деятельности .или категории налогоплательщиков
могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми
льготами.
Налоговые льготы - это полное или частичное освобождение от налогов
юридических и физических лиц в соответствии с действующим
законодательством. К основным налоговым льготам относятся:
• необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью освобождаемая от
обложения;
• вычеты из налогового оклада;
• изъятие из обложения определенных частей объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов по отдельным видам деятельности или
категорий плательщиков;
• понижение ставок налога;
• отсрочка взимания налогов.
Налоговая ставка (норма налогового обложения) - это величина налога на
единицу обложения.
Если налогооблагаемую базу умножить на налоговую ставку, то в результате
получим величину, которая называется налоговым окладом. Налоговый оклад -
это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду
налогов объект и источник налога могут совпадать.
Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый
период - период времени, за который производится обложение налогом.
Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год, период с начала года и
др. Срок уплаты налога - срок, в течение которого налог вносится в бюджет
или внебюджетные фонды. Он определяется законом. Если налогоплательщик не
уплатил налог в срок, то к нему применяются финансовые и налоговые санкции.
Классификация налогов
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают
необходимой классификацию налогов.
Хотелось бы привести две основные классификации.
По степени компетенции органов законодательной или представительной власти
различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в
действие налогов, установления конкретных налоговых ставок, сроков уплаты,
налоги делятся на:
• федеральные;
• региональные;
• местные[18,46].
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом
государственной (законодательной) власти Российской Федерации. Они
взимаются на всей территории страны. К федеральным налогам относятся,
например, НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с
ценными бумагами, акцизы. Перечень всех налогов устанавливается
федеральными органами власти, они же вводят федеральные налоги и определяют
максимальные ставки региональных и местных налогов. Местные органы власти и
органы власти субъектов Российской Федерации устанавливают конкретные
ставки региональных и местных налогов. Например, налог на имущество
предприятий - это региональный налог. Предельная его ставка 2%, однако в
Москве в 1994 - 1995 гг. он взымался по ставке 1,5%. В группу местных
налогов входят такие налоги, как: налог на рекламу, земельный налог,
курортный сбор и др. Состав федеральных, региональных и местных налогов
определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации"[31,17].
По форме взимания различают налоги:
• прямые;
• косвенные.
Прямые налоги • это налоги непосредственно на доходы или имущество
налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо.
К таким налогам относятся, например, налоги на имущество предприятий и
физических лиц.
Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом)
налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу.
Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя
сумму налога и перечисляет ее государству.
К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на реализацию горюче-смазочных материалов, таможенная пошлина.
Существует большое разнообразие классификаций, приводить их все мы не видим
смысла.
Налоговая система России
Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых государством, форм
и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, а также организация
налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового
законодательства[32,24].
Создание налоговой системы России, отвечающей требованиям рыночной
экономики, началось на рубеже 1991-1992 гг.
Действующая в России налоговая система основана на следующих принципах:
- Налоги устанавливаются законами. Этот принцип закреплен в статье 57
Конституции Российской Федерации и из него следует, что законно
установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся
федеральными и местными законами, законами субъектов Российской Федерации.
- Отрицание обратной силы закона. Согласно этому принципу налоговые законы,
приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Поэтому изменения налогового законодательства не распространяются на
отношения, возникшие до их принятия.
- Единство налоговой системы, необходимое для обеспечения единства
экономического пространства. Этот принцип означает, что на территории
России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и
каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств. Законодательство не допускает установление налогов,
нарушающих единое экономическое пространство страны.
Поэтому регионы не должны вводить налоги, если:
• это может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров ,
услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства;
• это позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых
доходов других территорий либо переносить уплату налогов на
налогоплательщиков других регионов.
- Строгое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между
органами власти на разных уровнях. В соответствии с Конституцией Российской
Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в
совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Состав налогов,
взимаемых в России, общие принципы налогообложения установлены Налоговым
кодексом РФ. Федеральные законодательные органы власти определяют перечень
налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории страны и вводят
федеральные налоги и сборы.
Установление налогов субъектами Российской Федерации дает право решать
вводить или не вводить на своей территории конкретный налог из перечня
региональных и местных налогов, который содержится в Налоговом кодексе РФ.
По этим налогам субъектам Федерации предоставлено право детально определять
субъектов и объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты, порядок
предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок.
- Равное налоговое бремя, которое не допускает установление дополнительных,
повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности,
организационно-правовой формы предприятия, местонахождения
налогоплательщика и т.д.
- Однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект
налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за
определенный Законом период налогообложения;
- Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве,
над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не
относящихся к сфере налогообложения;
- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это
значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту
своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей
налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц[6,124-125].
За нарушения налоговые органы имеют право взыскивать пени и налагать
другие санкции на предприятия.
Пени - это финансовая санкция за несвоевременное выполнение денежных
обязательств. Они определяются в процентах к сумме невыполненного
обязательства за каждый день просрочки. Пени по налоговым платежам
начисляются за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты
суммы налога по день фактической уплаты включительно. С 1 апреля 1998 года
ставка пени установлена в размере одной трехсотой действующей ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Нормативное регулирование налогообложения
Налоговая система регулируется основным законом страны - Конституцией
Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.
В статье 57 Конституции записано, что каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Согласно статье 15 этого документа, любые
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
Другим, не менее важным источником нормативного регулирования является
Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый не так давно он имеет
огромное значение в налоговой системе.
Федеральные законы Российской Федерации (в том числе и налоговые)
принимаются Государственной Думой, направляются для утверждения в Совет
Федерации и в течение семи дней после подписания Президентом подлежат
официальному опубликованию.
Ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, письма, разъяснения и
т.п.), издаваемые во исполнение решений высших органов государственной
власти и управления страны либо по их поручению, подлежат обязательной
регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После того они
должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести».
Налоговая политика государства
Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий,
осуществляемых государством при формировании доходов государства и
регулировании экономики[18,26]. Содержание и цели налоговой политики
обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны.
Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно
обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста,
преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета,
сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста
доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в
интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между
общественными, корпоративными и личными интересами в области
налогообложения.
Например, основные направления налоговой политики государства на этапе
1996-98 годов определены в Указе Президента Российской Федерации от
08.05.96 №685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины»[8,22].
Это следующие направления:
• построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации;
• сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов,
не дающих значительных поступлений;
• консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с
сохранением целевой направленности использования денежных средств;
• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и
недопущение двойного налогообложения;
• развитие налогового федерализма;
• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
• расширение практики установления специфических ставок акцизов;
• замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами;
• увеличение роли экологических налогов.
Из этих направлений налоговой политики государства поясним одно из них -
развитие налогового федерализма. Налоговый федерализм означает обеспечение
оптимального распределения налоговых доходов государства между бюджетами
разного уровня(федеральным, территориальными и местными бюджетами). Для
этого государство может использовать широкий спектр методов налогового
регулирования:
• закрепление отдельных налогов за бюджетами разного уровня;
• установление твердой доли налога за отдельным регионом;
• трансфертные платежи.
Таким образом, мы определили, что налоги - это обязательные платежи,
взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и
юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов,
правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется
налогообложением, а налоговая политика представляет собой систему налоговых
мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов
государства и регулировании экономики
Более подробно о налоговой политике будет говорится в главе 3.



Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств в системе
экономического регулирования
Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы
отметить , что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих
индустриальных стран даст возможность сопоставить российский и западный
варианты их реформирования.
После Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались
почти все развитые капиталистические государства, причем экономическая
ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно
отличалась от хозяйственного положения государств, проигравших войну.
Западная послевоенная экономика обладала деформированной милитаризированной
структурой. Были практически уничтожены нормальные экономические связи
между промышленностью, торговлей и финансами. Производство требовало
обновления и значительных капитальных вложений. Существовал острый дефицит
самых необходимых продуктов. Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость
валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики, как в
развитии сельскохозяйственного производства, так и в обмене своей продукции
на деньги.
"Ножницы цен" между промышленностью и сельским хозяйством, разрушение
единой системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего
европейскими государствами, крупнейших источников иностранной валюты в виде
платежей за услуги - туризм, банковские и другие операции поставили
западные страны перед необходимостью скорейшего укрепления финансовой
системы и оздоровления национальных финансов в целом.
После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных
денежных реформ и мероприятий по раз регулированию цен и заработной платы,
западные государства приступили к последовательному осуществлению
реформирования своих налоговых систем. Реформирования, направленного на
увеличение налоговых поступлений в бюджет, необходимых для скорейшего
переоснащения производства повышения роли налогов в перераспределении
национального дохода.
Через налоговую систему ведущие западные страны начинают осуществлять
активное перераспределение национального дохода посредством
государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и
научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения
капиталов и т.д. В конце семидесятых годов бюджетные расходы на
финансирование экономики увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2
раза, во Франции - в 3 раза, в ФРГ в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в
Италии - в 4,3 раза.
Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы
государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.
Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны
осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и
автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и
мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых
видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической
промышленности во Франции), поддержка традиционных, с большим числом
занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии),
субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,
экспорта отечественной продукции, участие государства в капитале частных
корпораций, подготовка и переподготовка рабочей силы.
Следует выделить несколько направлений экономического развития тех лет:
- развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-
технической деятельности;
- создание условий наибольшего благоприятствования частному
предпринимательству в целом и крупным корпорациям в частности;
- преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;
- регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение
конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;
- поддержка национального сельскохозяйственного производителя;
- создание в обществе благоприятного социального климата и т.д.[7,34]
Автор хотел бы остановиться на наиболее значимых из них.
Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.
Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран
послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в
приоритетных направлениях производственной и научно-технической
деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования
прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их
взыскания.
В ФРГ был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный
мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях
института прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных
условий населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры рынка.
Для оживления конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, а для
этого надо снижать налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая -
необходим выход национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста
ее конкурентоспособности, выведение на современный научно-технический
уровень. Соответственно возникает необходимость обновления основного
капитала, крупных и систематических капиталовложений. С целью приобретения
возможностей осуществлять эти капиталовложения следует, в частности,
снизить налоги с корпораций[21,56-57].
Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской,
а также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины
пятидесятых годов. Поиски капиталов для развития монополий - одна из
главных задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей
рассматривалось как
быстродействующее средство мобилизации капиталов.
С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика ФРГ, наряду с
другими западноевропейскими государствами, приобретает характерные ранее
только США болезненные симптомы перенакопления капитала. И
западноевропейские налоговые теоретики вслед за американскими начинают
разрабатывать подходы к налоговой политике как инструменту воздействия на
экономический цикл. Они приходят к единому мнению: налоги, являясь
финансовой базой государственных мероприятий, позволяют государству активно
воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить
конъюнктуру, не допустить наступления экономического кризиса, а если он все-
таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать скорейший выход из
кризисной ситуации .
В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е
годы, неизменно прослеживается мысль о необходимости стимулирования
частного предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных
направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех
стадиях экономического цикла.
Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой теории, и в
налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования
системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на
стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.
Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот,
предоставляемых корпорациям:
- установление для них менее прогрессивных, чем для физических лиц,
налоговых ставок;
- разрешение ускоренной амортизации основного капитала, а также
предоставление
инвесторам льгот при налогообложении амортизационных отчислений и вновь
инвестируемого капитала;
- налоговые льготы для предприятий добывающей промышленности (льготы,
предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);
- специальные налоговые льготы, предоставляемые для стимулирования
определенных
отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
- налоговые льготы для производителей экспортных товаров и экспортеров
капитала;
- льготный налоговый режим при обложении доходов от ценных бумаг и сделок с
капиталом и т.д.[11,49]
На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная
тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой
точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на
масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне
благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых
вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в
1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% [7,38].
Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей
корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста
производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность
инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов -
перспективами расширения рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен
на мировом рынке и т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых ставок
побуждало корпорации к инвестициям с целью
расширения и научно-технического обновления производства.
Несмотря на усиление всех видов налогообложения в США в послевоенный
период удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в
федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех
поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8% . Причем,
динамика федеральных налоговых поступлений от прибыли корпораций имела
четко выраженную тенденцию к снижению.[21,56]
Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся
особыми привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых
приоритетных отраслей частично или почти полностью освобождались от налогов
на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926
г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на
угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка
и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой
прибыли дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как
текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была
включена статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько
недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была
очень внушительной - около 90 млрд.долл.
Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США
последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и
активного налогового стимулирования производственных и научно-технических
инвестиций.[10,32]
Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В
Великобритании в целях снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был
установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на
прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения
прибыль предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от
зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы,
обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до
30% и тем самым уменьшать обложение.
Характеризуя налоговую систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий
экономист М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм
миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам в
виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот
и субсидий.
Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления,
скорости обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям
стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний
элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации
предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в
первые годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а
следовательно, занижения величины налогообложения корпорации.
В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для
стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял
собой скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере
определенного процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право
на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям в год ввода
оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в
зависимости от срока его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике
США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в
качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.
Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ стали применяться в западных странах с середины 50-х
годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из
налогооблагаемых доходов корпораций в качестве издержек производства затрат
на научно-техническую или конструкторскую деятельность или вычет этих
затрат в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в
Великобритании корпорации получили право списания затрат на научные и
опытно-конструкторские работы в качестве издержек производства практически
в любой сумме. В Бельгии, Италии, Швеции полные суммы расходов на
проведение научных исследований также были исключены из налогооблагаемых
доходов корпораций. В ФРГ с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий
инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из
налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства
исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала
в сфере научных исследований[21,44].
В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в
послевоенный период для стимулирования инвестиций частных корпораций в
научно-технические исследования и опытное производство также стали
использоваться аналогичные налоговые льготы. Нередко оказывалось, что
величина предоставляемых налогово-амортизационных льгот превышала налоговые
обязательства корпораций, полностью освобождая их налогообложения.
В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких
корпоративных налогов и расширения налоговых льгот для предпринимательской
деятельности осуществлялась даже тогда, когда государственный бюджет
становился напряженным или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о
компенсирующих источниках доходной части бюджета. С одной стороны, это
были: рост объемов подоходного налога, бюджетные доходы от
предпринимательской деятельности государства, государственные займы,
продажа государственных ценных бумаг, эмиссия денежных знаков. С другой -
изменения в системах косвенных налогов[7,25].
Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом в повышении роли
налога с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в
бюджет доходов населения через широкую сферу потребления товаров и услуг.
Наряду с традиционным применением налога на продажу в 60-ые годы все более
широко начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми
облагаются практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале
70-х годов большинство западноевропейских государств включают в свои
налоговые системы новую разновидность налога с оборота - налог на
добавленную стоимость, взимаемый практически со всех товаров и услуг на
всех этапах по пути их движения к конечному потребителю.
Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок
корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление
(налога с оборота, налога с продаж, НДС), правительства ведущих западных
стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции,
делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и
повышение ставки налогов на потребление стали одним из мощных экономических
противовесов, позволивших уменьшить роль подоходного налога с корпораций в
формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически
позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а
с другой, - поощряло население в капитализации существенной части своих
доходов.
Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка.
Другим направлением использования налогов в качестве инструмента
государственного регулирования экономики в развитых западных государствах
становится влияние налоговой политики на экономический цикл. Налоги все
более активно используются в качестве регулятора конъюнктуры рынка. Снижая
налоги, государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы
экономического развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая
налоги, правящие структуры стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать
экономический цикл.
В качестве развернутой иллюстрации рассмотрим влияние различных
налоговых преобразований на динамику послевоенного экономического цикла в
США.
Почти все реформы либерализации налоговой политики осуществлялись
федеральной налоговой службой США в начале очередного циклического подъема.
Накануне подъема 1945-1970 гг. были снижены ставки подоходных и косвенных
налогов, в начале подъема 1955-1956 гг. расширены льготы по ускоренной
амортизации и введено льготное обложение дивидендов. В период подъема 1962-
1966 гг. расширены амортизационные льготы и введена семипроцентная скидка
от установленной стоимости новых инвестиций, снижены ставки подоходных и
косвенных налогов.
Практически все налоговые акты, принятые накануне или в начале
экономического подъема в США, предусматривали одновременное снижение
налогов на прибыль корпораций и индивидуального подоходного, а также
косвенных налогов, то есть стимулировали инвестиционную активность и
потребительский спрос. Но в неравной степени. Они все же в большей степени
содействовали увеличению финансовых средств корпорации и личных сбережений
получателей высоких доходов, более склонных к вложению своих средств в
инвестиции и акционерный капитал, чем массовым потребитель.
Таким образом, налоговая политика, проводимая накануне или в начале
циклического подъема, была ориентирована в первую очередь на стимулирование
производственных инвестиций, и только во вторую на стимулирование
потребительского спроса, способного охватить расширяющийся рынок товаров и
услуг. Такая налоговая политика федерального правительства, несомненно,
обоснованна и соответствует объективным тенденциям циклического развития
рыночной экономики того периода. Но желательно подчеркнуть, что подобное
направление модификации налоговой системы в условиях подъема производства
как бы подстегивало нарастание диспропорции между ростом производственных
мощностей и потребительским спросом - покупательной способностью основной
массы населения.
Политика снижения налогов на личные доходы граждан периодически
проводилась федеральным правительством США в период или накануне четырех
послевоенных кризисов и во время посткризисной ситуации в экономике в 1967
г. Такая налоговая политика довольно эффективно содействовала оздоровлению
экономической ситуации в стране: было приостановлено резкое падение
потребительского спроса, смягчено кризисное падение производства.
Сокращение налогов в середине кризиса 1953-1954 гг. касалось как
подоходных, так и косвенных налогов. Налог на прибыль корпораций был снижен
на 2 млрд.долл., а индивидуальный подоходный и косвенный налоги - на 4
млрд.долл.[21,46] Однако, часть выгоды от этого снижения для получателей
низких и средних доходов была утрачена из-за повышения в январе 1954 г.
взносов на социальное страхование, существенного понижения заработной платы
и сокращения занятости населения. И все же снижение индивидуального
подоходного налога, акцизов и некоторых других косвенных налогов смягчило
отрицательное воздействие на потребительский спрос кризисного падения
доходов.
Что же касается снижения корпоративных налогов в период кризисов, то оно
поддержало финансовое положение корпораций и, в принципе, предотвратило
сокращение их прибыли в результате уменьшения продаж, однако не смогло
остановить сокращение инвестиционного спроса.
Налоговые реформы стали одним из мощных факторов, способствующих
увеличению продолжительности фазы циклического подъема. Проведение льготной
налоговой политики по отношению к частному капиталу и снижение подоходного,
а также ряда косвенных налогов совпадало с развивающейся в экономике
тенденцией к обновлению основного капитала и, естественно, ее усиливало. В
то же время такая налоговая политика, как правило, стимулировала
предпосылки нарастания кризиса, так как основная часть мер по снижению
налогов была ориентирована на рост инвестиционных, а не потребительских,
ресурсов. В результате же увеличения налогов на корпорации и физических лиц
удавалось в определенной мере погасить инфляционные тенденции в экономике,
но эти же меры способствовали затягиванию кризисных или застойных фаз
производственного цикла. Уменьшение налогов лишь частично и очень
незначительно стимулировало потребительский спрос, а инвестиционная
активность корпораций сдерживалась не столько недостатком средств, сколько
ограниченностью рынка сбыта.
Развитие налогового регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических
отношений.
Ведущие западные страны всегда использовали свои налоговые системы как
регулятор внешних экономических отношений - своеобразный набор
экономических инструментов, применение которых должно обеспечить повышение
конкурентоспособности национальных корпораций на мировом рынке.
К первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних
экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со
времен Древней Греции и Рима и до начала нашего столетия таможенные пошлины
служили одним из главных источников дохода государственного бюджета. Однако
в обозримой исторической ретроспективе фискальное значение таможенных
пошлин в развитых западных государствах неуклонно падает.
В период между двумя мировыми войнами своеобразное второе дыхание
получила практика применения покровительственных или протекционистских
пошлин, имеющих своей целью оградить национальный рынок от иностранных
товаров. Впоследствии в рамках ЕС проводились активные меры по созданию
всеобъемлющего таможенного союза, окончательное оформление которого
произошло 1 января 1996 г. В отношении третьих стран стал применяться
единый таможенный тариф.
Таможенный союз в рамках Европейского Сообщества был введен как тарифный
союз с 1 июля 1968 г. сначала в шести первых странах - членах ЕЭС (Бельгии,
Германии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах). С этого времени
страны - члены ЕС применяют во внешнеторговых отношениях единую систему
таможенных тарифов, а пошлины в товарном обращении между этими странами не
взимаются. 1 июля 1977г. таможенный союз был распространен на
Великобританию, Данию и Исландию. С 1 января 1981 г в него вошла Греция. С
1 января 1986 г. - Испания и Португалия[10,82].
В настоящее время все таможенные пошлины, взимаемые странами - членами
Сообщества, взимаются только с целью защиты экономики ЕС от конкуренции с
другими государствами (так называемые "защитные пошлины").
При проведении совместной политики в области налогообложения в рамках
Евросообщества самое пристальное внимание уделяется унификации не только
таможенных пошлин, но и налогов на потребление, а также некоторых прямых
налогов. Согласно Договору об образовании ЕЭС, вступившему в силу в 1958
г., в обязательном порядке унификации подлежали налог на добавленную
стоимость, иные косвенные налоги, предполагалось проводить активную
политику в отношении выравнивания прямых налогов.
В ответ на эти меры в 70-егоды в США были введены специальные налоговые
льготы, направленные на стимулирование внешнеэкономической деятельности
американских корпораций.
Итак, можно сделать некоторые выводы: через налоговую систему ведущие
западные страны осуществляют активное перераспределение национального
дохода посредством государственного финансирования приоритетных отраслей
промышленности и научно-технических исследований, поощрения экспорта,
инвестиций, расширения капиталов и т.д.
Можно выделить направления экономического развития тех лет:
- развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-
технической деятельности;
- создание условий наибольшего благоприятствования частному
предпринимательству в целом и крупным корпорациям в частности;
- преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;
- регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение
конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;
- создание в обществе благоприятного социального климата и т.д.



Глава 3. Налоговая политика РФ

Если признать, что государство существует для обеспечения
благоденствия его граждан, то государственная власть может выбирать одну из
двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и
принимать на себя, соответственно, высокую ответственность за благополучие
своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами
должны заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства.
При этом важное значение имеет уровень потребностей населения (социальных и
экономических), и в соответствии с этим на начальных этапах экономического
развития государства тяготеют к относительно низким налогам, на более
поздних же этапах, с развитием форм общественного потребления (образование,
здравоохранение, коммунальные услуги и т.д.). происходит переход к более
высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции
разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают
возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных
платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех
доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности
применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в
руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои
налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП).
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых
доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в
них весьма значительные суммы: в Дании — 17 тыс. долл. на душу
населен

Новинки рефератов ::

Реферат: Авторское право и авторский договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренесансная магия (Культурология)


Реферат: Рубенс (Искусство и культура)


Реферат: Сварка стали (Металлургия)


Реферат: Защита прав человека в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Теория социальной работы (Социология)


Реферат: Александр Македонский и эллинизм (История)


Реферат: Ветви христианства. Суть различий (Религия)


Реферат: Расчетно-графическая работа (Радиоэлектроника)


Реферат: Навыки расчета основных экономических показателей и определение мероприятий повышения эффективности работы строительного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Деяния Святых Апостолов (Религия)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Этика поведения в конфликте и управление коллективом (Предпринимательство)


Реферат: Слои изображения в программе Photoshop (Программирование)


Реферат: Лесные насаждения (Ботаника)


Реферат: Рейтинг страховых компаний Украины (Страхование)


Реферат: Непрерывное литье заготовок (Металлургия)


Реферат: Находка (География)


Реферат: Прикладная программа Excel (Программирование)


Реферат: История формирования научного социально-психологического знания (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист