GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Аграрное законодательство Великой Французской Революции (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аграрное законодательство Великой Французской Революции (Государство и право)



Аграрное законодательство Великой французской революции
Ввиду частого использования словосочетания «чиншевые права», довожу до
сведения, что с чешского языка ЧИНШ - регулярный фиксированный оброк
продуктами или деньгами, который платился сеньору в феодальной Европе.

Цель доклада: рассказать о ходе решения аграрного вопроса во Франции
времен Великой революции.

Радикальное законодательство французской революции в значительной
степени явилось результатом длительной и упорной борьбы со средневековыми
порядками представителей третьего сословия, прежде всего крестьянских масс,
которые в буквальном смысле слова “огнем писали свою революцию”. И в этом
отношении аграрное законодательство революции характерно.
Небольшой экскурс во французский феодализм:
Во второй половине XVIIIв. Франция продолжала оставаться аграрной
страной. Ее население насчитывало 28 млн. чел., из которых 22 млн.
составляло крестьянство. Крестьяне, бывшие в большинстве своем уже лично
свободными, являлись наследственными держателями земельных участков, за
пользование которыми платили сеньорам денежный оброк и несли другие
повинности. В своей повседневной жизни крестьянин всецело зависел от
сеньора, без разрешения которого он не мог пользоваться мельницей,
виноградным прессом, не имел права ловить рыбу в реке, охотиться в лесу, не
мог торговать на рынке и пр. За разрешение, разумеется, приходилось
платить. Основной формой крестьянских платежей был ценз, или денежный
оброк, а также ряд других платежей, в сумме составлявших 25—30% стоимости
земли. Кое-где сохранялся натуральный оброк (шампар), его величина
достигала 20—25% урожая зерна. Существовала также барщина — от 5 до 15 дней
в году. Кроме феодальных повинностей крестьяне должны были выплачивать
долги ростовщикам и косвенные налоги государству.
Необходимо отметить, что все эти повинности были установлены очень
давно, когда существовала личная зависимость крестьян от сеньоров, но к
концу XVIII в., при соответствующей идеологической обработке
Просветителями, причины их появления крестьянами были прочно забыты, а сами
повинности воспринимались ими как вопиющая несправедливость.
Повсеместное обнищание деревни приводило к запустению целых областей.
Нередким явлением становились «хлебные бунты», вызываемые частым голодом,
что и не удивительно, ибо Франция в XVIIIв. пережила 30 неурожайных лет,
поставивших земледелие страны на грань полного краха.
Все это в купе с тем, что господствующий во Франции феодальный режим
сдерживал развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности с
торговлей; что нищета сельских жителей не позволяла им покупать товары, а
это сужало внутренний рынок; что в то же время процветало производство
предметов роскоши для аристократии и верхушки буржуазии - все это привело в
конце XVIIIв. к уже известным нам событиям - Великой Французской Революции.
После июльских событий в Париже, в условиях массового бегства дворян,
напуганных распространением волнений по всей Франции, и нападений крестьян
на замки, где они, прежде всего, уничтожали кадастры, в которых были
записаны все их провинности и обязательства перед господами; 4 августа
1789г. Учредительное собрание торжественно приняло декрет, отменявший
феодальные права дворянства, но оставлявший в неприкосновенности огромные
земельные владения дворян. Феодальные повинности (ценз, шампар, различные
барщинные отработки) отменялись не безвозмездно, а за большой выкуп.
Приведу выдержки из этого документа: «Ст.1. Национальное собрание
окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и
повинностей феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или
крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие же подлежат
выкупу». К последним по Ст.6. относятся «всякие вечные земельные ренты и
шампар». Ст.9. гласит, что «денежные, личные и земельные привилегии
уничтожаются, а налоги будут взиматься со всех и одинаково». Прокомментирую
Ст.1.: здесь речь идет об отмене относительно второстепенных феодальных
прав, таких как серваж, право «мертвой руки», исключительное право охоты и
т.д. С безвозмездным отказом от них сеньоры согласились легко, учитывая,
что фактически они были потеряны еще с первых дней революции. А вот самое
главное зло - оброки и ренты - так и осталось не тронутым, поэтому
революция и не остановилась на достигнутом, а пошла дальше, подталкиваемая
крестьянскими массами.
Однако, все же, что касается выкупа за платежи, то на самом деле
реальность революционной эпохи была такова, что ни сами крестьяне не
подумали выплачивать этот выкуп, ни сеньоры никогда не решились потребовать
его с них. Но, по моему мнению, уничтожение феодализма уже стало делом
принципа.
24 декабря 1789г. декретом Нац.собрания все земли духовенства были
переданы в распоряжение нации, но с «обязательством выделения средств на
поддержание культа, его служителей и т.д.». Церковные владения были
конфискованы, но потом эти земли вернули (около 30%) или возместили за них
деньги.
Провозглашая 4 августа 1789г. отмену феодальных прав, Нац.собрание
отнюдь не имело в виду исполнять всех данных им в этот день обещаний и
приняло свое постановление лишь для прекращения аграрных беспорядков.
Декретом от 15 марта 1790г. Собрание, пользуясь своим правом посредством
особого закона уточнять как последствия уничтожения феодального режима, так
и разграничение между отмененными и подлежащими выкупу правами, —
постановило следующее:
Глава I
Ст.1. «Всякие почетные отличия и все права, проистекающие из
феодального строя, уничтожаются. Имущественные права и обязанности крестьян
приравниваются к обыкновенной ренте и поземельным повинностям». Замечу,
что в последнем предложении, отчетливо видно стремление Собрания
«освободить» крестьянские повинности от феодальной правовой формы и
перевести их на язык римского частного права, т.е. в какой-то мере
«обуржуазить».
Ст.2. «Вместе с феодальной системой владения недвижимостью уничтожается
и старый порядок наследования». Вполне логично, если взять во внимание еще
и произошедшую до этого отмену права «мертвой руки».
Глава II
Ст.1. «Личная, имущественная или смешанная крепостная зависимость,
равно как и их последствия, безвозмездно уничтожаются», т.е. подтверждается
то, что было провозглашено 4 августа 1789г. Однако, по Ст.2. «все земли,
находившиеся прежде в крепостной зависимости имущественной или смешанной,
будут и впредь обременены теми же повинностями, платежами, земельными
налогами и барщиной, которыми они были обременены до сего времени».
Ст.27. «В качестве вознаграждения за уступку права собственности на
землю или какого-либо имущественного права остается земельная барщина».
Лично мне остается немного не понятным: Ст.1. гласит о безвозмездном
уничтожении всякого рода зависимости, в том числе и имущественной, значит,
сохранение земельной барщины противоречит ей. Так ли это на самом деле?
Ст.1. Главы III вводит не понятное и никак не расшифровываемое понятие
полезных прав и обязанностей: «Могут быть выкуплены и подлежат исполнению
впредь до окончания выкупа все полезные феодальные и чиншевые права и
обязанности, являющиеся платой за первоначальную уступку недвижимости и
составляющие ее условие».
В Главе IV, принятой 3 мая 1790г., говорится о том, что «всякий
собственник может выкупить чиншевые и феодальные права, коими отягощена его
недвижимость», также рассматриваются некоторые нюансы, связанные с этим,
например, ситуация, когда недвижимостью обладают несколько совладельцев.

Следующим этапом в области решения аграрного вопроса была деятельность
Законодательного Собрания.
25 августа 1792г. был издан декрет, по которому следовало следующее:
1) Все последствия, вытекающие из правил, связанных с феодализмом,
признаются не существующими.
2) Всякая поземельная собственность считается свободной от всяких прав,
пока не будет доказано противоположное.
3) Все наследственные имущества, уступленные под условием освобождения
от крепостной зависимости и находящиеся поныне в руках бывших сеньоров,
подлежат возвращению тем, кто их уступил. Обещанные, но всё же не
выплаченные бывшим сеньорам по тем же поводам суммы не могут быть взысканы
этими последними.
4) Все вообще сеньориальные права отменяются без всякого
вознаграждения, если только не будет доказано, что они имеют своим
источником первоначальную уступку недвижимости. В таком случае эти права
могут быть выкуплены.
5) Самое главное: Все предыдущие законы, противоречащие в чем-либо
постановлениям настоящего декрета, объявляются ничтожными. Подобный ход
мысли логичен и всегда сопровождает издание законов, но сейчас это важно
тем, что этот декрет, несмотря на официальное отсутствие феодализма,
уничтожил его, в качестве аргумента можно взять пункты 1), 3).
28 августа 1792г. вышел закон, по которому отменяется право триажа, а
земли, отобранные в соответствии с ним у общин, возвращаются последним.

Последним этапом стало Аграрное законодательство монтаньяров
(якобинцев) (1793-1794гг.)
Этот этап характеризуется четырьмя важными декретами.
Первый из них (3 июня 1793г.) гласит о распродаже участками земель
эмигрантов, что, в общем-то, не удивительно, ибо Якобинская диктатура была
насыщена репрессивными мерами.
Второй - декрет 10—11 июня 1793г. об общинных землях. В нем
Национальный Конвент:
а) постановляет, что все имущества, принадлежащие коммунам, за
исключением общественных мест, имущества государственной важности и т.д.,
могут быть разделены между их членами, не зависимо от пола, возраста,
соц.положения и т.п. этих членов. Тут же дается определение коммуны
(общины): «коммуна есть общество граждан, соединенных местными
отношениями».
б) Устанавливает внушительный список правил раздела общинной
собственности и прав на пользование долями их получателями. Например, все
жители будут пользоваться в качестве полных собственников теми долями,
которые достанутся им при разделе, но они не будут иметь права отчуждать
своих долей в течение десяти лет.
в) Дает право коммунам самим решать: проводить раздел или нет; если
нет, то продолжать пользоваться общинным имуществом сообща или продать его
(сдать в аренду). Также вводятся условия, при которых может быть принято то
или иное решение, и правила его исполнения. Например, «Если одна треть
голосов выскажется за раздел, то таковой должен быть произведен».
Третий - декрет 17 июля 1793г. об окончательном упразднении феодальных
прав. Согласно этому документу все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и
феодальные права, за исключением рент и повинностей чисто земельного
характера, не вытекающих из феодальных прав, и сохраненные в силе декретом
25 августа 1792г., отменяются без всякого вознаграждения. Было обеспечено
радикальное и по своей смелости уникальное в истории буржуазных революций
Запада решение главного вопроса революции — аграрного.
И, наконец, четвертый декрет. Он вышел 7 сентября 1793г. В нем, под
страхом лишения всех гражданских прав, запрещается любому французу
пользоваться феодальными правами. По-моему мнению, это заключительный штрих
в упразднении феодализма.

Вывод: на протяжении нескольких лет, в условиях частой смены власти,
обусловленной делом революции, Французский народ, и в первую очередь
крестьяне, добился уничтожения феодального строя, путем последовательного и
все более и более радикального аграрного законодательства.







Реферат на тему: Аграрное право

ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО АГРАРНОМУ ПРАВУ



Симферополь - 1997 г.


РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________



ПЛАН



I. ВВЕДЕНИЕ


II.ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ АГРАРНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ


III.ЗАДАЧИ


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением законности
деятельности государства и его органов, муниципальной системы и
общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах
государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку
соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через
повышение ответственности, возложенной " на институты государственной
власти", решительные действия по экономическому, политическому и
социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для
таких действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной
правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых
юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой
деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований,
социальной конструкции общества, его новых экономических и политических
ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении
ориентироваться в различных отраслях права. Аграрное право занимает важное
место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между
физическими и юридическими лицами возникают отношения так или иначе
связанные с вопросами аграрного права и любой юрист обязан знать как по
закону разрешать споры возникающие при этих отношениях.

II. АГРАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

В процессе многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих
организаций и других участников производства сельскохозяйственной
продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной
праводееспособностью складываются различные по своей социально-
экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное
место среди них занимают аграрные правоотношения - правовая форма выражения
и закрепления общественных отношений как экономической категории,
разновидности производственных отношений, складывающихся и развивающихся в
процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.
Право непосредственно не регулирует и не конкретизирует
производственные отношения в аграрном секторе экономики. Эти отношения
носят материальный характер и возникают независимо от воли и сознания
человека как объективная экономическая категория.
Субъективные права участников аграрных правоотношений не только
определяются нормами аграрного права, но и гарантируются законом,
охраняются от нарушений правоохранительными органами.
Основная цель аграрных правоотношений - правовое обеспечение развития
сельскохозяйственного производства. Именно это является цементирующей
основой для формирования всех аграрных правоотношений в единую комплексную
правовую общность.
Основная особенность аграрных правоотношений состоит в том, что они не
представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический
комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих
отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и
учитывающих его специфику. Перечисленные виды аграрных отношений, взятые
каждый в отдельности, по предметному признаку относятся к сфере
регулирования традиционных отраслей права - гражданского, земельного,
административного, трудового, финансового. В совокупности они образуют
единый органический комплекс, приобретают целостность, поскольку в этом
качестве ориентированы на обеспечение сельскохозяйственного производства,
учет его специфики.
Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются
производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей
правоспособностью:
все виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельско-
хозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества,
государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений
независимо от форм собственности, на которых они базируют свою
деятельность;
крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан;
производственные подразделения сельскохозяйственных коммерческих
организаций;
государственные, кооперативные организации, призванные обслуживать
сельскохозяйственное производство.
Нельзя признать обоснованным утверждение проф. А.Г.Первушина о том,
что в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений “могут выступать
только социалистические предприятия, организации и учреждения...
участниками данных отношений иногда бывают структурные подразделения
государственных сельскохозяйственных предприятий, но никогда не бывают
граждане (в том числе работающие в данном предприятии)”1 . Такое
искусственное сужение круга участников аграрных правоотношений ничем не
оправдано и не соответствует практике возникновения и развития аграрных
отношений, обусловленных многоукладностью форм сельскохозяйственного
производства.
В условиях становления рыночной экономики основным видом аграрно-
правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры)
- волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 41 ГК
Украины). Причем то, что в течении многих десятилетий в условиях
господства в нашей стране командно-административной системы было строжайше
запрещено (например, купля-продажа, аренда, залог, дарение и наследование
земельных участков), теперь, в условиях аграрной реформы, становится
повседневным делом в развитии аграрных отношений.
Аграрные правоотношения могут порождаться не только гражданско-
правовыми сделками, но и административно- правовыми актами. Так, при
первичном предоставлении земельного участка свидетельство о праве
собственности на землю выдается соответствующим комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству на основе решения местной администрации, т.е.
акта органа управления.
Аграрные правоотношения , взятые в целом, представляют собой единый
органический комплекс отношений. Но внутри этого единства имеются
существенные различия, определяемые характером и содержанием регулируемых
правом конкретных аграрных отношений как волевых экономических актов,
складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства,
распределения, обмена и потребления.
Отнесение аграрных отношений к определенным группам и видам -
земельным, имущественным, трудовым, организационно-управленческим, их
научная классификация - необходимая предпосылка для анализа их содержания,
выявления тенденций и путей дальнейшего развития, а также выбора форм и
методов правового регулирования.
Юридическая классификация не должна сводиться к простому перечислению
аграрных правоотношений, а предполагает их группировку на научно
обоснованных экономических и юридических критериях.
К общим экономическим критериям относятся характер экономических
отношений, складывающихся в сфере с/х производства, с одной стороны, и в
сфере экономического оборота, товарного обмена - с другой, а также учет
различий в экономическом содержании указанных аграрных отношений.
Для научной классификации аграрных отношений наряду с экономическим их
содержанием нужно учитывать юридические признаки и прежде всего
закрепленную в нормах права степень связанности тех или иных аграрных
отношений с учетом специфики с/х производства. Наиболее полно эта специфика
учитывается во внутренних (внутрихозяйственных) аграрных отношениях, в
меньшей степени во внешних, поскольку они обслуживают с/х производство.
Внешние аграрные отношения нельзя сводить только к тем, которые
складываются в сфере сельскохозяйственного производства. Значительная их
часть возникает в процессе экономических взаимоотношений
сельскохозяйственных предприятий и других хозяйств с государственными,
кооперативными и общественными организациями, а также отдельными
предпринимателями (гражданами), т.е. в сфере товарно-денежного
экономического оборота. Следует отметить, что налоговые обязательства с/х
предприятий и других предпринимателей перед государством не носят
товарного характера, но являются их внешними отношениями.
Итак, с учетом названных экономического и юридического критериев
аграрные отношения можно разделить на две большие группы: внутренние и
внешние.
Внутренними ( в известном смысле внутрихозяйственными) являются
основанные на членстве в с/х кооперативе, в семье, ведущей крестьянское
хозяйство либо личное подсобное хозяйство, а также на трудовом договоре в
государственной или иной формах организации с/х производства
правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли,
другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной
деятельности на этой земле.
Внешние же аграрные правоотношения представляют собой определенную
совокупность отношений с/х коммерческих организаций и других участников
с/х производства между собой, а также с другими предприятиями,
организациями, гражданами и соответствующими органами управления.
Внутренние (внутрихозяйственные) и внешние аграрные отношения в свою
очередь подразделяются на различные по своему характеру содержанию виды.
Будучи урегулированным правом, аграрные отношения приобретают характер
правовых отношений.


III.ЗАДАЧИ


1. Фермер Сидоренко при обработке своего земельного участка обнаружил,
что на глубине 1 м на площади 3га под землей находятся морские отложения
(ракушка). На этом месте он прекратил распашку земли и посевы и, сняв
плодородный слой (почву), стал производить стройматериалы (пилить
ракушку). Доход от ее продажи повысил доход от сельского хозяйства.
Председатель сельсовета потребовал прекратить деятельность, не
соответствующую целям фермерского хозяйства. Фермер требование не
выполнил. Тогда на исполкоме сельсовета приняли решение о наложении штрафа
и изъятии участка с залежами ракушки.
Правомерны ли действия фермера и сельсовета?

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Украины о крестьянском (фермерском)
хозяйстве (ЗУ о КФХ) целями такого хозяйства является производство
товарной сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация.
Согласно ст.15 указанного закона фермерское хозяйство имеет право для
потребностей хозяйства использовать общераспространенные полезные
ископаемые. Если в отношении глубины раскопки и вида полезных ископаемых
фермер Сидоренко выполнил условия Кодекса Украины о недрах (ст.23 и ст.6),
то обязанность целевого использования земли (п.1 ст.11 ЗУ о КФХ) и добыча
полезных ископаемых для потребностей хозяйства не выполнена.
Согласно ст.29 Земельного кодекса Украины в случае выявления случаев
использования земли не по целевому назначению орган государственного
контроля за использованием и охраной земель письменно предупреждают
собственника земли о необходимости устранения этих нарушений в месячный
срок. Если нарушения за это время не будут устранены, на виновных
налагается административное взыскание в размере, предусмотренном ст.53
Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Штраф
налагается согласно ст.238-1 КоАП инженером-землеустроителем села. Причем
предоставляется дополнительный месячный срок для устранения
правонарушения. Если нарушения и в этот срок не будут устранены, указанные
органы передают соответствующему Совету народных депутатов (в данном случае
- сельскому) акт и свое заключение о необходимости прекращения права на
земельный участок. И только тогда сельский Совет народных депутатов на
основании полученных материалов через уполномоченный им орган (исполком)
обращается с иском в арбитражный суд (так как фермерское хозяйство
юридическое лицо) о прекращении права собственности на землю.

2. В соответствии с постановлением райсовета все земли, природные
объекты и ресурсы в пределах района объявляются исключительной
собственностью Совета. В свою очередь соседний горсовет объявил
суверенитет воздушного пространства над территорией города и ввел
разрешительный порядок пролета летательных аппаратов.
Оцените законность решений Советов?

В соответствии со ст.3 ЗК Украины собственность на землю в Украине
имеет такие формы: государственную, коллективную и частную. Согласно ст.4
ЗК Украины субъектом права государственной собственности на землю
выступает, в том числе, и районный Совет народных депутатов на земле в
пределах его территории, за исключением земель, находящихся в
общегосударственной собственности. Не входят в состав этих земель и те,
что переданы в коллективную и частную собственность.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 Кодекса Украины о недрах районный Совет
народных депутатов не распоряжается даже полезными ископаемыми местного
значения. В силу же ст.ст. 11 и 12 Лесного Кодекса Украины распоряжение
лесным фондом осуществляет Верховная Рада Украины и Верховная Рада
Автономной республики Крым. В соответствии со ст. 7 Водного Кодекса Украины
распоряжение водным фондом Украины осуществляет Верховная Рада Украины, а
согласно ст. 8 этого же кодекса распоряжение водным фондом местного
значения осуществляют местные Советы народных депутатов на правах
областных.
В силу ст.3 Воздушного кодекса Украины государство осуществляет
регулирование использования воздушного пространства через Министерство
транспорта Украины, соответствующие органы авиационного транспорта Украины
и Комитет по использованию воздушного транспорта Украины
(Украэронавигацию).
На основании вышесказанного можно сделать заключение, что ни одно из
решений Советов в нашем примере не является законным.


3.Воинская часть в лесопарковой зоне возвела склад строительных
материалов, самовольно захватив для этого 2 га земли. Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству предложил части снести возведенное строение,
как сооружение на самовольно занятой территории, где вообще запрещено
какое-либо строительство. Командование части требование не выполнило,
ссылаясь на то, что земля является ничейной, бесхозной и нигде не
зарегистрированной и обратилось с иском в арбитражный суд.
Решите дело?

Как субъекты права государственной собственности землей распоряжаются
Советы народных депутатов, которые в пределах своей компетенции передают
землю в собственность или пользование и изымают ее (ст.4 ЗК Украины).
Разрешение вопроса о передаче земли, находящейся в государственной
собственности в собственность или пользование другим лицам является
исключительным правом Совета народных депутатов как субъекта права
государственной собственности на землю и поэтому не подлежат
удовлетворению арбитражным судом заявления об обязании соответствующих
Советов народных депутатов передать земельный участок в пользование или
собственность (Разъяснения Президиума Высшего арбитражного суда Украины от
23.08.94г. N02-5/610).
В соответствии со ст.22 ЗК Украины предприятия и организации не имеют
права приступать к использованию земельного участка до установления границ
этого участка в натуре (на местности) и получения документа,
свидетельствующего о праве собственности или пользования землей. В силу ст.
ст. 116, 117 ЗК Украины самовольно занятые земельные участки возвращаются
по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время
незаконного пользования. Причем приведение земельных участков в пригодное
для использования состояние, включая снос строений и сооружений,
производится лицами, которые самовольно заняли земельные участки или за их
счет. Эти же лица обязаны возместить убытки, причиненные ими в результате
незаконного пользования землей. Возвращение самовольно занятых земельных
участков производится в судебном порядке (как и взыскание убытков) путем
подачи собственником земельного участка искового (встречного искового)
заявления.
Здесь также следует иметь в виду, что лесопарковая зона относится к
землям рекреационного значения (зона отдыха и туризма), на которых
запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому
назначению (ст.74 ЗК Украины).

4. Гражданин Сидоренко и его жена состояли членами КСХП, а их дочь
работала учителем в сельской школе. На территории сельсовета средняя
земельная доля 15 га, а пай колхоза 20 га. Все земли резервного фонда
находились в КСХП в пользовании. Сидоренко с женой и дочерью подали
заявление о выделении им земли для ведения фермерского хозяйства. Правление
письменно отказало, сославшись на то, что земли у предприятия мало, а
председатель сельсовета сообщил, что землю могут предоставить за плату и
запрашивают они слишком большой земельный участок. Дочери вообще земля не
положена, так как она работает в школе. Семья Сидоренко обратилась с
жалобой к прокурору района. Дать ответ от имени прокурора.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины о крестьянском (фермерском)
хозяйстве члены КСХП, которые пожелали вести фермерское хозяйство, имеют
право беспрепятственно выхода из него. По решению районного, городского в
административном подчинении которого находится район, Совета народных
депутатов им выделяется бесплатно в частную собственность земельный пай,
определенный согласно Указа Президента Украины от 8.08.95г. N720/95 “О
порядке паивания земель переданных в коллективную собственность с/х
предприятиям и организациям”. Т.е. в рассматриваемом случае размер
земельного участка, передаваемого бесплатно должен составлять 40 га.
Как следует из жалобы дочь супругов Сидоренко не является членом КСХП,
а работает в социальной сфере по найму. Согласно же упомянутого Указа
Президента созданный во время передачи земли в коллективную собственность
резервный фонд используется для передачи в частную собственность или
пользование земельных участков преимущественно гражданам, занятым в
социальной сфере на селе. Если такой передачи не произошло, то дочь имеет
право на подачу заявления в районный Совет народных депутатов о выделении
бесплатно земельного участка в размере 15 га для ведения фермерского
хозяйства за подписью главы этого хозяйства. Указанный Совет народных
депутатов обязан в силу ст.5 ЗУ оКФХ проверить способность заявителя
заниматься сельским хозяйством (в данном случае дочери) и в месячный срок
вынести свое решение.
В силу ст.ст. 5 и 8 указанного закона решение Совета народных
депутатов по рассмотренным вопросам можно обжаловать в районном суде.

5. В ходе проверки работниками Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству установлено, что фермер Сидоренко неэффективно использует
выделенную им землю, а отдельные уччастки не засевает 4 года, применяет
меры обработки земли, приводящие к потере ее плодородия.
Какие меры могут быть приняты против фермера?
В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК Украины в случае использования
земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почвы,
неиспользование на протяжении одного года земельного участка,
предоставленного для с/х производства является основанием для прекращения
права частной собственности на землю в порядке ст.ст. 28 и 29 ЗК Украины и
наложения штрафа в порядке ст. 52 ЗК Украины и ст. 238-1 КоАП.
Следует также отметить, что председатель фермерского хозяйства является
должностным лицом и несет административную ответственность в качестве
такового. А в силу ст.117 ЗК Украины предприятия и граждане обязаны
возместить убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного
законодательства.

6. Сидоренко, получив в законном порядке 20 га пахотной земли для
ведения фермерского хозяйства, не сумел ее использовать по прямому
назначению ввиду отсутствия обрабатывающей техники, через год продал 5 га
земли и 10 га сдал в аренду. Указанные сделки не прошли регистрацию.
Какие меры следует принять в случае правонарушения?

В соответствии со ст.4 ЗУ о КФХ собственники земельных участков,
переданных им Советом народных депутатов, не вправе в течении шести лет со
времени приобретения права собственности продавать или иным способом
отчуждать принадлежащий им земельный участок, кроме перехода его по
наследству или Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых он
был им передан. В случае наличия уважительных причин суд по заявлению
собственника может сократить указанный срок. В силу ст. 13 ЗУ о КФХ
граждане, ведущие фермерское хозяйство могут передать во временное
пользование земельный участок по решению местного Совета народных депутатов
в случае утраты трудоспособности или достижения пенсионного возраста. По
договору такая передача может состояться только в случае временной утраты
трудоспособности, призыва на срочную военную службу, поступление в высшее
учебное заведение и другим уважительным причинам. Из условия задачи
понимается, что уважительных причин у Сидоренко не было, а следовательно в
указанном случае сделки по отчуждению участков 5 га и 10 га земли являются
незаконными. В силу части второй ст.114 ЗК Украины соглашения,
заключенные собственниками земли с нарушениями установленного для них
порядка приобретения или отчуждения земельных участков, являются
недействительными.

7. Райсовет на сессии принял решение о реорганизации всех
нерентабельных колхозов в КСП и направил это решение во все колхозы. В
колхозе “Луч” председатель собрал собрание уполномоченных, огласил решение
Совета и предложил проголосовать за создание КСП. Большинством голосов это
решение принято и доведено до колхозников. О выполнении решения Совета
председатель сообщил в исполком и новое КСП внесли в реестр.
Является ли бывший колхоз КСП? Соблюден ли порядок создания и
регистрации КСП?

Правовые, экономические, социальные и организационные условия
деятельности коллективного сельскохозяйственного предприятия определяет
Закон Украины о КСП от 14.02.92г., вступивший в силу с 1.03.92г. В
постановлении Верховной Рады Украины “О порядке введения в действие ЗУ о
КСП указывается, что этот закон касается тех правоотношений, которые
возникают после вступления его в силу. Местные Советы народных депутатов
должны провести перерегистрацию уставов коллективных сельскохозяйственных
предприятий с целью приведения их в соответствие с этим законом. Таким
образом, колхоз становится КСП после приведения его устава в соответствие с
нормами ЗУ о КСП. До этого учредительные документы и их регистрация
производилась в соответствии с Законом Украины “О предприятиях” от
27.03.91г. и союзным законодательством о колхозах.
В соответствии со ст. 23 ЗУ о КСП внесение изменений и дополнений в
устав КСП является компетенцией высшего органа самоуправления в предприятии
- общее собрание его членов или уполномоченных. Если же КСП создается
вновь, то решение о создании принимает только общее собрание представителей
(ст. 3 ЗУ о КСП). В нашем случае не создается новое предприятие, а
производится его перерегистрация, так как колхозы до принятия решения о
переформировании в КСП уже были зарегистрированы в порядке ст.8 Закона
Украины “О предпринимательстве” от 07 02 91г. Положение же о порядке
государственной регистрации КСП, утвержденное постановлением Кабинета
Министров Украины от 18 06 92 г. N 344 ставит между КСП и колхозами знак
равенства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в нашем примере собрание
уполномоченных должно было либо принять новый устав КСП или внести
соответствующие изменения в устав колхоза. Первый вариант предпочтительней,
так как из-за изменения названия произойдет и смена идентификационного
кода, а решение о регистрации (перерегистрации) будет иметь новый номер.
Порядок регистрации КСП регулируется уже упоминавшимся Положением и это
является строго формальной процедурой. Поэтому зарегистрировать КСП на
основе даже письменного сообщения его председателя исполком не имел права.

8. При создании КСП “Луч” в его уставе было записано, что предприятие
имеет имущество на 1 млн. гривен, в предприятии 500 членов, имущественная
доля каждого равна 2 тыс. гривен. При регистрации предприятия председателю
было указано, что им допущена ошибка при подсчете доли и поэтому
предприятие не будет зарегистрировано.
Правильно ли определена доля имущества члена КСП?
Правильно ли отказано в регистрации КСП?


В данном случае может быть два варианта определения доли члена КСП.
Первый предусмотрен ст.9 ЗУ о КСП, когда право членов КСП на паевой фонд
зависит от их трудового участия. Такой порядок предусмотрен в том случае,
если КСП создается на базе колхоза. Таким образом, паевой фонд КСП
распределяется между членами колхоза. Причем ст. 5 не ограничивает общее
собрание колхозников при создании КСП принять в его члены и нечленов
колхоза.
Второй вариант предусмотрен Законом Украины “Об особенностях
приватизации имущества в агропромышленном комплексе” от 10 07 96 г.,
предусматривающий создание КСП на базе государственных сельскохозяйственных
предприятий. В соответствии со ст.6 указанного закона работникам
предприятия и лицам к ним приравненным передается только часть
государственного имущества. Причем распределение этого имущества между
работниками осуществляется соответственно с трудовым участием по решению
общего собрания. Законодательство Украины не устанавливает порядок
определения такого участия и, в принципе, допустима ситуация, когда по
решению общего собрания трудовое участие будет признано равным. Но в любом
случае такое решение должно быть отражено в протоколе общего собрания.
В соответствии же с п. 6 Положения “О порядке государственной
регистрации КСП”отказано в регистрации КСП может быть только в результате
нарушения установленного порядка создания КСП согласно действующего
законодательства, т.е. проверка соответствия содержания учредительных
документов КСП не является компетенции органов регистрации и в данном
примере отказ не правомочен.

9. При выходе из КСП его членам мужу и жене Сидоренко, изъявившим
желание создать фермерское хозяйство с единым земельным массивом, решено
было предоставить им 20 га с/х земли. На вопрос, почему им не дали 40 га,
председатель ответил, что в соответствии со 10 п. 4 Закона о КСП, лицам,
выходящим из КСП предоставляется земля, приходящаяся на одного члена
коллектива, а земельный пай в предприятии равен 20 га.
Соответствует ли решение правления закону?

В соответствии с п.4 ст.10 ЗУ о КСП, члену КСП, который пожелал выйти
из его состава для организации фермерского хозяйства, земельный участок
предоставляется в части приходящейся на одного члена коллектива. Т. е.,
т.к. и муж, и жена Сидоренко являются членами КСП, то им положены две доли
- 40 га.

10. Cельсовет выделил землю фермеру Сидоренко, предоставив ему 40га, в
т.ч. участок в 6 га прилегающий к реке. В этом месте более 40 лет назад
находилось пастбище, но после ликвидации всего частного скота, этот участок
не использовался ни колхозом, ни колхозниками. В последние годы там
свободно выпасались 3-5 коз и 5-6 коров жителей села. Фермер стал прогонять
скот, который заходил на посевы его с/х культур. Жители села обратились с
жалобой в сельсовет и потребовали изъять у фермера этот участок и
прекратить на нем строительство фермером скотного двора, а участок отвести
под пастбище общего пользования.
Законно ли был предоставлен фермеру участок и подлежит ли он изъятию?

В соответствии со ст.4 ЗК Украины запрещается передача в частную
собственность земель водного фонда, за исключением небольших (до 3 га)
участков водоемов и болт, входящих в состав угодий с/х предприятий,
фермерских хозяйств. Согласно ст.4 Водного кодекса Украины к землям водного
фонда относятся земли занятые, в том числе, прибрежными защитными
полосами вдоль рек и береговыми полосами водных путей. Размеры указанных
полос определяются ст. ст. 88 и 91 Водного кодекса Украины. Если участок
Сидоренко попадает в зону защитной или береговой полос, то сельсовет не
имел права выделять ему этот участок ( имеется ввиду 6 га, являющихся
водным объектом). В таком случае ор-
ган охраны земельных ресурсов может в судебном порядке оспорить решение
сельсовета в части выделения в частное пользование земель водного фонда или
же сам сельсовет может отменить свое решение как не соответствующее
законодательству.
Все вышесказанное относится к участку в 6 га, прилегающего к реке, а
остальной участок в 34 га выделен фермеру законно.



IV. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить
такую глубокую и обширную тему как АГРАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, однако
фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены.
Несмотря на то, что подход к вопросам аграрных правоотношений по-
российскому и украинскому законодательству несколько отличается друг от
друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду
объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль немного
опережает украинскую, что дает нашим законодателям использовать
положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или
иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на
таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых
государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа
Украина станет демократическим и правовым государством.



V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г
2.Аграрное право. Учебник под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. - М.:
Юрид. лит., 1996. - 640 с.

3.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П.
Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
4.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи-
ны,1981.- 639 с.
5.Кодекс законов о труде Украины/ Утвержден Законом Украины от 10
декабря 1971 г.//Ведомости Верховной Рады Украмны. - 1971. - N50. -
Ст.375.
6.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
7.Советское право: Учебник для студентов высших учебных заведений по
экономическим специальностям/ Под. ред. А.Г.Первушина. М., 1987.
8.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.
1 Советское право. Учебник для студентов высших учебных заведений по
экономическим специальностям/ Под ред.А.Г.Первушина, М.,1987. с.40.





Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе (Искусство и культура)


Реферат: Коммуникационные подсети (Компьютеры)


Реферат: Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Биология)


Реферат: Полиплоидия (Биология)


Реферат: Первооткрыватели российской истории (История)


Реферат: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика (Педагогика)


Реферат: Дистанционное образование с помощью Internet (Программирование)


Реферат: Методы и алгоритмы построения элементов систем статистического моделирования (Математика)


Реферат: Здоровье и окружающая среда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии (Педагогика)


Реферат: Газоперекачивающие агрегаты (Технология)


Реферат: Московский метрополитен (Москвоведение)


Реферат: Защита компьютера от атак через интернет (Программирование)


Реферат: Социально-территориальные общности. Социология города и деревни (Социология)


Реферат: Американская мечта в романе Фитцжеральда "Великий Гэтсби" (Литература : зарубежная)


Реферат: История культуры Древнего Востока (Египет. Месопотамия. Иран. Сирия. Финикия. Палестина) (Культурология)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Спорт)


Реферат: Имитатор телефонной линии (Коммуникации и связь)


Реферат: Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры (Педагогика)


Реферат: Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист