GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Физическая культура и спорт в свободное время специалиста (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Физическая культура и спорт в свободное время специалиста (Спорт)



Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Томский Государственный Архитектурно Строительный Университет


Кафедра физической культуры


Реферат

на тему:


Физическая культура и спорт в свободное время специалиста: утренняя
гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия
физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные
занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.



Выполнила
студентка гр. 611.1
Смагина О.В.

Проверила
Сазанова С.Л.



Томск – 2002

Содержание

1. Утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные
занятия физическими упражнениями:

- Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

- Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней
зарядки

- Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

. Упражнения на потягивание

. Ходьба

. Общеразвивающие упражнения

. Упражнения для развития гибкости

. Бег и прыжки

. Дыхательные упражнения

2. Попутная тренировка

3. Физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения
функциональных возможностей

Список используемой литературы

1. Утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные
занятия физическими упражнениями
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс
неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные
перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто
сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие
неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни
оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его
нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.
В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных
средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.
Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается
высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим
самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье
организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Помимо
специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к
состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней
гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека. Для
большинства городского населения утренняя гимнастика зачастую является
единственным специально организованным занятием физическими упражнениями.
Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна
только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику
функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности
конкретного человека.

Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке
Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию
активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней
гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно
упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного
утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической
работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней
зарядки:
[pic] Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость,
сонливость и др.)
[pic] Увеличить тонус нервной системы
[pic] Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой,
дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить
умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к
восприятию значительных физических и психических напряжений, часто
встречающихся в жизни современного человека.
В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики
создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа
сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную
доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки
исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и
физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению
тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного
кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечностей,
часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого
возраста.
Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается
повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному
повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах,
повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении
температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется
деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи
нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает
процессы управления нервной системой различными функциями организма,
увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все
виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.


Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики
[pic] Упражнения на потягивание
[pic] Различные виды ходьбы
[pic] Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания,
выпады, вращения в суставах и др.)
[pic] Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)
[pic] Танцевальные движения
[pic] Бег трусцой и легкие прыжки
[pic] Дыхательные упражнения
Лицам, страдающим теми или иными видами заболеваний, целесообразно в
комплекс утренней гимнастики включать специальные упражнения лечебной
физической культуры. Эти упражнения следует выполнять после общей части
занятия. Характер таких упражнений зависит от характера заболевания и
должен определяться врачом лечебной физкультуры.
Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на
потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы (простая ходьба, ходьба
с различными движениями руками, ходьба в полуприседе, танцевальные шаги,
элементы степ-аэробики и др.), потом - общеразвивающие упражнения на
основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или
прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

Упражнения на потягивание
Упражнения на потягивание, являясь мало интенсивными, обеспечивают
подготовку организма к выполнению более тяжелых нагрузок. Они стимулируют
кровообращение в растягиваемых мышцах и увеличивают приток импульсов от
этих мышц в нервную систему. Повышение потока импульсации в нервную систему
увеличивает процессы возбуждения в ней.
Потягивания можно выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя
и даже лежа в постели.
Своеобразным доказательством пользы упражнений на потягивание является
то, что их выполняют животные, например, домашние кошки.


Ходьба
В обеспечении ходьбы участвуют более двух третьих мышц организма,
потому этот вид двигательной деятельности существенно стимулирует работу
других органов, обеспечивающих мышечное сокращение.
Прежде всего:
[pic] Усиливается деятельность нервной системы, которая обеспечивает
процессы сокращения мышц, координирует работу мышечной системы с
другими органами.
[pic] Повышается деятельность сердечно-сосудистой системы -
увеличивается сила и частота сокращений сердца.
[pic] Увеличивается деятельность дыхательной системы - повышается
объем вдыхаемого воздуха и частота дыхательных движений.
[pic] Стимулируется работа желез внутренней секреции, которые
начинают вырабатывать химические вещества (гормоны), облегчающие
выполнение мышечной работы (адреналин, норадреналин). Под влиянием
гормонов, расширяются кровеносные сосуды нервной системы и работающих
мышц, облегчаются процессы усиления работы сердца и дыхательной
системы, происходят другие изменения, благоприятно сказывающиеся на
повышении умственной и физической работоспособности организма и его
способности противостоять стрессовым воздействиям.

Общеразвивающие упражнения
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады,
приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в
мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах)
и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам
(мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы
туловища).
Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого
пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового
кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а
также умственную и физическую работоспособность организма.

Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно
выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным к
головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в
крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.)
целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя.
Людям с выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.)
или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует
выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого,
например, можно использовать руку в качестве сопротивления и надавливать на
нее головой.
Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные
явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению
эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу,
умеренно повышает температуру тела, работу сердца, дыхания, желез
внутренней секреции.
Упражнения, используемые в комплексе, полезно периодически менять,
чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересное занятие.

Упражнения для развития гибкости
В комплексе физических упражнений утренней гимнастики можно
использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости):
наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти
упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более
интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после
предварительного «разогрева» мышц, то есть в завершение комплекса
общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать
упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание.
Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых мышцах, повышает
кровообращение в них. В то же время упражнения на растягивание не вызывают
существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому хорошо
подходят для не полностью пробудившегося организма.
Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают
кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и
мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением
питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на
функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных
центров.
Использование в утренней зарядке упражнений на растягивание оправдано
еще и спецификой биологических ритмов человека. Наибольшие показатели
гибкости регистрируются у людей в утренние часы. Поэтому именно утренние
часы целесообразно использовать для развития этого физического качества.

Бег и прыжки
После завершения комплекса общеразвивающих упражнений организм
подготовлен к выполнению более интенсивных нагрузок. Бег и прыжки в большей
степени, чем другие упражнения, интенсифицируют процессы жизнедеятельности,
способствуя переходу организма на новый, более высокий уровень
функционирования.
Медленный бег развивает общую выносливость - способность длительно и
эффективно выполнять работу умеренной интенсивности. В свою очередь,
выносливость тесно связана с общими функциональными возможностями организма
и его способностью противостоять различным неблагоприятным факторам.
Следует иметь в виду, что не все люди хорошо переносят бег по утрам,
так как эта нагрузка довольно тяжела для организма. Обычно, плохо переносят
утренний бег женщины, люди с ослабленным здоровьем или малотренированные и
люди вечернего биоритмологического типа («совы»).
В определенной степени бег или прыжковые упражнения можно заменить
интенсивными танцевальными движениями, выполняемыми не менее 5-7 минут.
Для достижения более или менее ощутимого физиологического эффекта
длительность прыжковых упражнений должна быть не менее двух-трех минут.
Целесообразно использовать 2-3 серии прыжков длительностью 1-2 минуты
каждая и интервалом отдыха между ними не более 1 минуты.


Дыхательные упражнения
Здоровым людям дыхательные упражнения, выполняемые после комплекса
общеразвивающих, беговых или прыжковых движений, служат, в основном, для
восстановления ритма дыхания после нагрузки.
Однако с помощью дыхательных упражнений можно решать и другие задачи,
что особенно актуально для людей с ослабленным здоровьем, либо страдающих
различными видами заболеваний.
К специальным дыхательным упражнениям можно отнести
[pic] Брюшное (диафрагмальное) дыхание
[pic] Различные виды задержек дыхания в фазе вдоха или выдоха
[pic] Сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища
[pic] Выполнение дыхательных движений из различных исходных положений
[pic] Другие дыхательные упражнения (например, протяжное пение и др.)
Дыхательные упражнения влияют на изменение газового состава крови (чаще
всего, повышая содержание в ней кислорода), что интенсифицирует работу
мозга. Они способствуют устранению застойных явлений в органах дыхания,
помогают отхождению мокроты, предупреждая развитие респираторных и легочных
инфекций, при регулярном применении увеличивают силу дыхательных мышц.
Некоторые виды дыхательных упражнений (брюшное дыхание) облегчают приток
крови из нижней части тела к сердцу. При этом увеличивается кровоснабжение
и повышается интенсивность работы органов брюшной полости, устраняются
спазмы, предупреждается развитие запоров.
Особенно показаны дыхательные упражнения лицам, страдающим
заболеваниями органов дыхания (пневмония, бронхиальная астма), сердца,
нервной системы (вегетососудистые дистонии), сосудов (варикозное расширение
вен), заболеваниями органов брюшной полости, женщинам с заболеваниями
женских органов, беременным женщинам.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики,
разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после
сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет
подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным
нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья,
профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает
высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека,
снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно
составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций,
одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.


2. Попутная тренировка
"Не сутулься!", "Разверни плечи!", "Сядь правильно!" - эти лозунги нам
вбили в голову в детстве, а мы продолжаем пичкать ими своих детей. Но
являемся ли мы для них эталоном? Утром - завтрак на скорую руку на краешке
стола, стремительный путь на работу, когда ноги едва поспевают за головой,
вечер - над проверкой тетрадей "в три погибели". Ссылаясь на такой ритм
жизни, конечно, можно оправдать свой кривой позвоночник - тут даже подумать
о себе нет времени.
Однако подумать стоит. Ведь, обретя привычку жить с правильной осанкой,
вы избавитесь от многих проблем: оградите себя от болей и усталости в
области шеи, рук, ног, спины и главное - снимете нагрузку с позвоночника.
Кстати, позвоночник очень чутко реагирует на стрессовые ситуации: страх
или напряжение невольно заставляют нас сутулиться и втягивать голову в
плечи, будто бы прячась от внешнего мира. Один из философов говорил, что
опущенные плечи - знак того, что человек боится изменить что-либо в своей
жизни. Расправьте плечи - и страхи исчезнут. Доктор Виталий Гитт, опираясь
на опыт работы с "кривыми спинами", утверждает, что между осанкой и
счастьем в жизни, удачей в бизнесе, карьере, учебе существует прямая
зависимость. По его мнению, искривление позвоночника заметно сказывается на
характере. Один из признаков сколиоза - асимметрия лопаток и разная высота
плеч. Замечено, что если у человека правое плечо чуть выше левого, то он не
верит в собственные силы. Сильно выдвинутая вперед голова говорит о том,
что человек не способен противостоять ударам судьбы. Сутулый всегда зависим
от обстоятельств или окружающих его людей.
Сколиоз у взрослых вылечить возможно. Обратившись к мануальному
терапевту. Но, следуя нашим советам, вы никогда не узнаете о том, что такое
искривление позвоночника. Нужно всего лишь запомнить некоторые из них и
уделять им немножко внимания после пробуждения, по дороге на работу, в
перерывах в течение рабочего дня.
Итак, о правильной осанке говорят ваши развернутые плечи и втянутый
живот. Уши должны располагаться в плоскости плеч. Плечи - точно над
бедрами. Когда вы смотрите вниз, голова должна находиться точно над шеей, а
не наклоняться вперед.
Утром, как только вы проснулись, проползите на четвереньках по комнате.
Особенно полезно при этом выгнуть спину и потянуться, как кошка. Кстати,
когда вы подниметесь, ваша походка должна оставаться плавной, похожей на
кошачью, с опорой не на пятку, а на переднюю часть стопы.
Если у вас есть перекладина, повисите на ней, не напрягая рук, 5-6
секунд.
Постарайтесь как можно реже пользоваться лифтом. Ходьба по лестнице
полезна не только вашей осанке, но и сердцу.
По дороге на работу предлагаем вам "попутную тренировку". Представьте
себе, будто прямо из середины вашей груди отходит вперед и несколько вверх,
под углом 45 градусов, натянутый трос, который тянет вас вверх. Плечи
расправляются сами собой, а спина делается прямой. Это простое упражнение
можно делать и сидя. Оно сразу сделает ваше дыхание глубже и свободнее.
Если в течение вам редко удается посидеть, реже надевайте туфли на
высоком каблуке. Даже если вы садитесь в туфлях-шпильках, центр тяжести все
равно перемещается вперед и позвоночник автоматически "выручает" вас,
компенсируя наклон.
Если вам приходится долго стоять, прямая спина, расслабленные мышцы,
подтянутый живот - лучший путь избежать неприятностей. Не забывайте
периодически менять опорную ногу. А если есть возможность, время от времени
ставьте ногу на какую-нибудь возвышенность, например ступеньку. Стоя или
сидя, не забывайте каждые 15-20 минут менять опорную ногу.
Если вы сели заполнить журнал или проверить тетради, это надолго. Не
"плюхайтесь" на стул со всего маху: даже если он мягкий, для межпозвонковых
дисков удар может быть чувствительным. Не сутультесь. Не кладите ногу на
ногу - это вредно не только для позвоночника, но и для вен. Отдавайте
предпочтение жестким стульям, которые не прогибаются под весом вашего тела.
И почаще вставайте - походите, поделайте несложные упражнения. Положив руки
на бедра, медленно отклонитесь назад, глядя в потолок, а потом вернитесь в
исходное положение.
Вставая со стула, всегда опирайтесь на подлокотники или в крайнем
случае на сиденье. Перенося нагрузки на руки, вы даете позвоночнику хоть
немного отдохнуть.
Перед тем как ложиться спать, обратите внимание на свой матрац. Он
должен быть полужестким и сохранять все изгибы позвоночного столба. Только
при этом условии сон снимет накопившееся за день напряжение и даст
необходимый отдых вашей спине.
Что еще полезно вашему позвоночнику? Плавание и упражнения на
растягивание. Позвоночник любит тепло, он был бы вам благодарен, если хотя
бы раза два в месяц вы выбирались в баню. А если у вас есть хоть немного
времени для физкультуры, поделайте упражнения для укрепления мышц спины. Их
вы найдете в любой специальной литературе.

3. Физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения
функциональных возможностей
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы
, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а
если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь .
Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинства людей при
соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и
более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами
малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение ,
другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием
ожирения , склероза сосудов ,а у некоторых - сахарного диабета , третьи не
умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно
беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к
многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди ,
поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают
свою жизнь.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной
деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило
связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной
интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической
культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают
работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия
физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.
Отдых - состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает
утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых
неразрывно связанны между собой в учебной, производственной и других сферах
деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а
длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает
защитные силы организма и может способствовать возникновению различных
заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда
и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение
длительного времени.
Важное условие эффективного отдыха - регулярное чередование периодов
работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое
значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И.М.Сеченов
доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после
утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а
при работе другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в
процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет
восстановление утомленной группы мышц, Переключение с одного вида работы на
другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом
устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.
Пассивный отдых (состояние полного покоя и щажения) целесообразно
чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления
работоспособности после утомительного физического или умственного труда.
Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в
частности условиями труда, возрастом и т.д.
Различают три вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный.
В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для
выполнения производственной гимнастики. Часть времени отведенного для
перерыва на обед, целесообразно проводить на свежем воздухе. При проведении
производственной гимнастики целесообразно уделить больше внимания
движениям, способствующим отдыху уставших мышц.
Производственная гимнастика - это комплексы несложных физических
упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения
функционального состояния организма, поддержания высокого уровня
трудоспособности и сохранения здоровья работающих. Кроме того гимнастика
способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими
условиями труда в отдельных профессиях.
Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-
психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения,
слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило такие
профессии связаны с ограниченной двигательной активностью.
Производственная гимнастика компенсирует недостаток двигательной
активности при ряде профессий. В профессиях, связанных с тяжелой физической
нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает
нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее
бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих
мышц. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и
методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического
развития и физической подготовленности работающих, изменений
функционального состояния организма в течении рабочего дня, санитарно-
гигиенических условий труда.
Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить
типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ,
различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-
психического напряжения:
1) связанных со значительным физическим напряжением;
2) требующих равномерного физического и умственного напряжения
(физический труд средней тяжести);
3) характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой
физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении
сидя;
4) связанных с умственным трудом;
Кроме того, разработан специальный комплекс упражнений для работающих
стоя.
Различают вводную гимнастику, проводимую до начала работы, и
физкультурные паузы, физкультминутки, которые выполняются во время
перерывов в течение рабочего дня.
Вводная гимнастика.
Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и
требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу
и вошел в обычный оптимальный темп. Физические упражнения вводной
гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность,
способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее
наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до
начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбирают
комплекс специальных физических упражнений с учетом характера
производственных движений, ритма и других особенностей работы.
Физкультурная пауза, физкультминутка.
Является формой активного отдыха в процессе рабочего дня, предупреждает
утомление и поддерживает высокую работоспособность. Она включает всего лишь
несколько упражнений комплекса, продолжительность ее до 5-7 минут. Сроки
включения физкультурных пауз в течение рабочего дня устанавливают,
сообразуясь с особенностями трудовых процессов - степенью физической
нагрузки, нервно-психическим напряжением, временем наступления утомления и
т.д. Для профессий где необходимы быстрые и точные реакции, большое
напряжение внимания физкультурные паузы можно проводить 1-3 раза в день
обычным групповым методом. Для работников умственного труда, а также
занятых легким и средней тяжести физическим трудом, в том числе и для тех
чья работа требует пребывания большую часть дня на ногах, рекомендуются
индивидуальные физкультурные паузы или физкультминутки (2-3 минуты) во
время коротких перерывов в работе с целью снижения утомления, возникающего
вследствие продолжительного сидения, стояния, вынужденной неудобной рабочей
позы, сильного напряжения внимания, зрения.
Занятия гимнастикой проводят, если позволяют условия, непосредственно у
рабочих мест, желательно под музыку. Помещение перед проведением гимнастики
должно быть проветрено. Систематическое проведение гимнастики на свежем
воздухе позволяет повысить устойчивость организма к переохлаждению.
Обеденный перерыв для занятий использовать не рекомендуется. Запрещается
производить занятия в помещениях при температуре воздуха выше 25оС и
влажности выше 70%.
Возможности организации еженедельного отдыха расширяет пятидневная
рабочая неделя с двумя выходными днями (более длительное пребывание на
свежем воздухе, более полноценные занятия физкультурой и спортом).
Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются
спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и
др.). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся.
Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки,
метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные
игры развивают глазомер точность и быстроту движений, мышечную силу,
способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем,
улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и
способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и
решительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных
играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность,
умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или
иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной
работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство
активного отдыха.
Значительную роль также играют занятия такими видами спорта как бег,
плавание и другие, доступные всем формы занятий физкультурой и спортом.
Ежегодный отдых обеспечивается в период отпуска. Для более эффективного
отдыха рекомендуется полностью уйти от обычных занятий, изменить
обстановку. Очень полезно пребывание во время отдыха на природе - в лесу, у
реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и
солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями физкультурой и
спортом.
Наиболее эффективным длительным активным отдыхом является спортивный
туризм - участие в спортивных мероприятиях (ориентирование на местности и
т.д.).
Различают туризм пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный,
водный и комбинированный, при последнем часть пути совершается пешком и
часть тем или иным видом транспорта. В зависимости от этого интенсивность
физической работы при туристических путешествиях варьируется чрезвычайно
сильно. Так, при передвижениях на лыжах, на велосипеде или лодке, а также
при пешеходных маршрутах, особенно в горной местности физическая нагрузка
может достигать значительной величины. Путешествия пешком, на лодках,
плоту, велосипеде и др. способствуют лучшему кровоснабжению органов и
мышц, в тои числе и сердечной мышцы, укреплению костей, суставов, связок,
активизируется обмен веществ, улучшается деятельность органов дыхания,
дыхание становится более полным и глубоким, увеличивается жизненная емкость
легких. Пребывание на свежем воздухе в окружении красивых ландшафтов,
активная мышечная деятельность является источником положительных эмоций. Во
время туристических походов повышается настроение, возникает прилив
бодрости и сил. Все это оказывает положительное воздействие на состояние
нервной системы. Кроме того, длительное пребывание на свежем воздухе,
особенно при походах с ночлегом под открытым небом и в палатках,
способствует закаливанию организма.



Список использованной литературы

1. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред.
Петленко В.П. - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000.

2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с
англ. - М.: Мир, 1988.

3. Сологуб Е.Б., Капустин В.С. Влияние музыкального сопровождения на
процессы адаптации к нагрузкам и мобилизации системной деятельности
мозга юных спортсменов //Функциональные резервы спортсменов различной
квалификации: Межвуз. сб. науч. тр. /ГДОИКФ им. П.Ф. Лесгафта. - Л.,
1986.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие
/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999.

5. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для
институтов физической культуры /Под ред. Добровольского В.К. - М.:
Физкультура и спорт, 1974.

6. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической
культуры /Под ред. Коца Я.М. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

7. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры /Под
ред. Зимкина Н.В. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

8. Физиология человека: Учебник для студентов медицинский институтов /Под
ред. Косицкого Г.И. - М.: Медицина, 1985.

9. Жеребцов А.В. Физкультура и труд, – М.,1986.

10. Популярная медицинская энциклопедия./Под ред. Петровского Б.В.: –
М.,1981.

11. Александров Ф.А. Быт и культура./Под ред. Султанова Н.: – М., 1978.
[pic]




Реферат на тему: Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Содержание:


1. Физическая культура как вид общей культуры
1.1. Возникновение термина «физическая культура»
1.2. Общие понятия теории физической культуры
2.1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в
обеспечении здоровья
2.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания
3. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
3.1. Сердечно-сосудистая система
3.3. Опорно-двигательный аппарат



1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ


1.1Возникновение термина «физическая культура»


Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей
истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры
в обществе оказывают влияние производственные отношения людей,
экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения
науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает
имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в
конце XIX в.
Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не
однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни
общества — медицину, педагогику, науку, военное дело.
Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание. В специальной литературе «культурой»
называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и
общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо
определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека
(общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее
результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые
оттенки этого термина.
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса,
связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и
Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура»
имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на
русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»—
как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются
работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая
культура».
На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная
система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота
тела».
Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком
аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную
и общественную гигиену, использование естественных факторов природы
(солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее
время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается
различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или
достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида
деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или
спортивной услуги.


1.2. Общие понятия теории физической культуры


Физическая культура представляет собой сложное общественное явление,
которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и
другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она
не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных,
географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и
опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и
понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также
средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является
понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане
представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию
физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие
физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане
физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития
человека.
Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет
собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных
обязанностей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое
образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная
реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности
общества и личности в физической подготовке.
Физическое образование — педагогический процесс, направленный на
формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних
физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является
общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его
конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества
в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной
деятельности.
Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан
на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших
результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных
уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность,
специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются
специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.
Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также
видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения
удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов
деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм
физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс
восстановления или компенсации частично или временно утраченных
двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс
осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных
физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и
некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и
совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в
конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может
определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или
спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).
Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под
воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо
целенаправленного использования специальных физических упражнений.
Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и
процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и
его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности
органов и систем организма).
Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития
физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это
средство физического совершенствования, преобразования человека, его
биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной
сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические
упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.
Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и
всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и
психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой
деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других
сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень
работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического
совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на
каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической
подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии
физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов
организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных
систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной,
пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность - осуществляется в учебно-тренировочном
процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая
их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие
психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в
достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям
окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня
физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость
внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность – является одним из обязательных компонентов
здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим
возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных
двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом
для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.
Профессиональная направленность физического воспитания – это использование
средств физической культуры и спорта для подготовки к
высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного
профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной
профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности
специалиста.


2.1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ


Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он
не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что
человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией,
перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и
лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от
всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо
бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной
гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,
закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное,
психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03)
"здоровье - это состояние физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо
работают все органы и системы, то и весь организм человека (система
саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,
степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих
нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может
быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому
социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и
делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,
получает удовлетворение от своей работы, стремится к
самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней
красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи
и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония
психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия
для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и
здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную
деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает
ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры
резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров
воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут
произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие
150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв
организма.
Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца:
количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в
покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе -
20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).
Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью
различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме,
это максимальная производительность органов при сохранении качественных
пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-
спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут
показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых
секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость
распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое
для сокращения и расслабления мышц.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных
привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,
рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье
человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из
которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и
необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные
условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья,
улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных
привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются
причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,
снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего
поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое
считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром
медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные
болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но
и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские
специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты
мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому,
как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную
деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения
снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.
Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, -
около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что
в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще,
чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной
возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и
длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания
тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность
курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное
увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его
голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,
старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает
нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к
рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как
повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма.
Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы
человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается
симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы
(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя
(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),
обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном
систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного
цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания
поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с
изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными
напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими
вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.
Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс
отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки
здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни
современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и
ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и
связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм
и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-
сосудистым заболеваниям и раку.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное
питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах,
нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм
получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи
больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и
хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны,
включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в
итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии,
сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим
потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть
разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах,
витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ
незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с
пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к
заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с
хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других
жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления,
воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего
лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов
рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека
расходует энергию не только в период физической активности (во время
работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во
время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания
физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела.
Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной
массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием
пищи только при ощущениях голода.
- Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при
лихорадке и повышенной температуре тела.
- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после
серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что
физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой
ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками
белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом
случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и
незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень
переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к
тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма,
способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению
жизни.

Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды.
Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда
приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из
природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей
к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов.
Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в
свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой
дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы
на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко
ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность
жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от
родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на
здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство
повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития,
способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры
клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших
особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их
ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в
организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни.
Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и
спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития
физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных
навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При
этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство
воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению
американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70
ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека,
являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению
здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым,
тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать
ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.
Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к
болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо
тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество -
выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового
образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих
болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить
деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни
большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и
своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже
с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от
простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях
не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды.
Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к
возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки
эффективных методов закаливания остается одной из важнейш

Новинки рефератов ::

Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: Cтрахование предпринимательских рисков (Страхование)


Реферат: Магдебургское право и его роль в социально-экономическом развитии городов Беларуси (История)


Реферат: Государственное регулирование страховой деятельности в РФ (Страхование)


Реферат: Ремонт и обслуживание СВЧ печей (Радиоэлектроника)


Реферат: Ответы на билеты за 9 класс (География)


Реферат: Анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека (Психология)


Реферат: Изобразительное искусство республиканского Рима (Искусство и культура)


Реферат: Отмена крепостного права в России (крестьянская реформа) (История)


Реферат: Коммуникативная компетентность (Психология)


Реферат: Группа сверстников как институт социализации (Психология)


Реферат: ГОСы по педагогике (шпаргалка) (Педагогика)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Проблема социокультурной динамики и синергетика (Культурология)


Реферат: Безопасность в распределенных системах (Программирование)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Исламизация Чечни в XX в (Социология)


Реферат: Спутниковая система ГЛОНАСС (Авиация)


Реферат: Александр Исаевич Солженицын (Литература : русская)


Реферат: АСУ целевыми программами в некоммерческой организации (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист