GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия (Государство и право)



План:
1. Введение.
2. Внешняя политика Российского государства в 20-е годы.
Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.
Решение двух главных внешнеполитических задач:
- признание советской власти со стороны основных мировых держав;
- курс на мировую революцию.
Расширение сферы влияния на Востоке и налаживание отношений со странами
Западной Европы.
Генуэзская конференция.
Временные осложнения отношений с Англией и Францией.
Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.
Внешнеполитические отношения с Китаем.
3. Внешняя политика Российского государства в 30-е годы.
Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.
Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-
х гг. Новые задачи внешней политики.
Отношения с Германией.
Новая внешнеполитическая доктрина.
Политика «умиротворения».
Отношения на Дальнем Востоке.
Советско-германские договоренности.
События в Испании.
Начало Второй мировой войны.
4. Заключение: итоги внешнеполитической деятельности Советского
Союза в 20-30-е годы ХХ века.



Введение.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного
договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на
территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным
фактором стало существование Советского государства как принципиально новой
общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским
государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия
преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно
обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими
государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В
30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла
усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и
Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность
политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась
от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща
идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях,
сформулированных В. И. Лениным.

Первое — принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший
взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой
капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных
движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую
революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве
был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие
левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские
(коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания
использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих
государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капиталистической
системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского
государства на международной арене, выхода из политической и экономической
изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание
возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития
экономических связей с Западом.


Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала
непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского
государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее
противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую
систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой
стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю
денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября.
Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к
ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.
Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к
стремлению установления с ним не только экономических, но и политических
отношений.

В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского
Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели
непоследовательный, амплитудный характер.



Внешняя политика Российского государства
в 20-е годы XX века.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом
Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако
очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить
только с союзниками Германии – так называемыми Центральными державами.
Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский
дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор:
«Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало
нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их.
Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого
использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир
был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по
отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной
интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в
капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими
правительствами как ослабление большевистской политической системы и
фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей
стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических
стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решение двух главных внешнеполитических задач.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно
было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской
власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его
соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что
означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных
государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так,
17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге
Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму,
поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и
спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью
города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне
свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас
двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои
в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем
Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же
состоялся – во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под
Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских
штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние
проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и
других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там
коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша,
Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая
российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными». По
замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный
кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

Расширение сферы влияния на Востоке.

Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных
государствах. Большое значение имело укрепление отношений молодого
Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала
договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались
спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы
взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния
Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г.
фактически означал установление протектората Советской России над Монголией
и первый опыт «экспорта революции». Часть Красной Армии, введенные в эту
страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-
Батора.

Параллельно этим внешнеполитическим успехам в 1921—1922 гг. были
заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В
них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной
пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и
экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися
в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией,
Эстонией и Финляндией.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять
участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов,
связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их
принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В
апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29
государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования:
компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд., руб.
золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность
на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней
торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную
пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб,
причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд.
руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе
долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего
сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения
войны.

В ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Переговоры
зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. И
хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли
одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась
в униженном положении.

В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский
договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом
сотрудничестве. По договору СССР и Германия отказывались от возмещения
убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того,
Германия отказывалась от претензий на национализированную в России
собственность германских подданных. На основе Рапалльского договора 1922 г.
советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном
направлении.

Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на
победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты
Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного
управления Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской
компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи
восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие
большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на
неопределенный срок.

Временные осложнения с Англией и Францией.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией)
имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и
Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум
Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на
Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить
дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.
Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в
феврале 1924 г.
Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией,
Италией – СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем
с Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами:
1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада
(приход к власти правосоциалистических сил);
2) широким общественным движением в поддержку СССР;
3) экономическими интересами капиталистических государств.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс
Советского правительства был направлен на укрепление своего международного
престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими
странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926
г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое
влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были
заключены новые соглашения политического и экономического характера.

На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию
в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-
хана, против которого поднялось народное восстание. За время похода на
север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс.
афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в
Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане
установился британское влияние.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского
правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во
внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана
материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли
британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала
дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США,
Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в
свои страны.


Внешнеполитические отношения с Китаем.

Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г.
Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла
гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия
Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г.
превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть
которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь
Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана
вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина,
которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия
и США.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во
внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская
помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с
командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную
армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий
армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена,
фактически разорвал союз с коммунистами.

В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную
железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии.
В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным
китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить
их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала
Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и
для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление
напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой
мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной
обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников —
социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В
связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и
борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного
коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского
интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских
(фашистских) сил.

В 1920—1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с
государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из
ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции
политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился
главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х
годов.



Внешняя политика Российского государства
в 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно
изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г.,
вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических
странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы,
стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического
характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию
антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней
политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического
террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали
зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к
власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной
напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских
Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских
притязаний японских милитаристов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-
х гг разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были
одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились
противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным,
который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна).
Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении
единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому,
что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная
напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо
использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого
сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к
следующему:
- отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые
рассматривались как главные враги рабочего класса;
- бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать
новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;
- очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией
Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился
термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в
перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде
ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в
кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны
и подъём революционного движения. Степень революционности любой
коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько
безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире
государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом
международной солидарности трудящихся.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило
новые задачи своей внешней политики:
1) отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих
военный характер;
2) признание возможности сотрудничества с демократическими западными
странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии
(политика «умиротворения»);
3) борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на
Дальнем Востоке.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о
постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии
внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское
руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна
находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия
советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование
отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие
капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР,
который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма
националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий
Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми
европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В
1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией,
Эстонией, Польшей, Францией.

Отношения с Германией.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности
советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в
международные конфликты. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в
январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг.,
стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении
военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия
отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а
затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим
в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII
конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.

В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании
оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в
свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и
Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию
разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское
оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой
франкистов.

Новая внешнеполитическая доктрина.

В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую
доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и
в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было
невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями.
Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран
сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в
реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в
1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в
результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были
установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г.
Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её
Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве
великой державы. В 1935 г. был подписан договор с Францией о взаимопомощи в
случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией
(как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять
месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.

Политика «умиротворения».

Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила
предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла
закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были
нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь
Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным
протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события
серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается
Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии
не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных
отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии. Такая ситуация,
безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении
Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной
договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией
договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о
безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было
очень неспокойно.


Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении
Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная
напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в
демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г.
Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского
Союза (Антикомин-терновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония
приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были
территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия
осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала
и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной
целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство
предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и
танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило
требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в
основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии,
надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее
агрессию на восток. Кульминацией этой полигаки стало Мюнхенское соглашение
(сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно
юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу,
Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.

Отношения на Дальнем Востоке.

На Дальнем Востоке Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в
1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии.
Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в
районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими
войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они
собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол
в Монголии в мае 1939 г., здесь бои длились несколько месяцев, и советским
войскам под командованием Г. К. Жукова удалось успешно отразить все атаки
японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

Советско-германские договоренности.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе
наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить
трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии
которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до
прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского
министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о
желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря
на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать
советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить
намерения Германии (в начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка
создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и
Советским Союзом.). Кроме того, Польша категорически отказывалась дать
гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения
предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания
установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по
широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на
международной арене). Позиция же руководителей Франции и Великобритании на
Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР.
Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане
и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их
представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию,
возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба
Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей,
не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний
срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения
политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии
И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с
поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и
заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с
советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым.
Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по
просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа был заключен советско-
германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и
рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему был приложен
секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе.
Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия,
Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР
отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны
влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия,
Финляндия и Бесарабия, в немецкой – Литва. О судьбе Польши в протоколе
ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские
территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны
отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной
из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать
новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г.
была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство
Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но
немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в
основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская
война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более
1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали
оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко,
поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив
о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский
Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Однако, эта поддержка
носила весьма специфический характер:
1) во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото
военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего,
а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью
Франко;
2) во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди
которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

События в Испании.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением
инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу
"компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских
сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые
образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что
новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К
началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства
населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над
потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Начало Второй мировой войны.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши—
Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не
оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А.
Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к
реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября,
после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства,
Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28
сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе»,
закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял
на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право
размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях
присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы,
на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия
и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого
разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации.
Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить
безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в
районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными
потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую
подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено
глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные
государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом
его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий
сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был
подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь
Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила
Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с
населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных
местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли
отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло
на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно
ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях
государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были
направлены на оправдание действий правительства и формирование нового
отношения советского общества к гитлеровскому режиму.
Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в
определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол,
договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского
правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда
государств Восточной Европы.



Итоги
В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского
Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели
непоследовательный, амплитудный характер.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность
политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась
от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща
идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях,
сформулированных В. И. Лениным: во-первых, принцип пролетарского
интернационализма, во-вторых, принцип мирного сосуществования с
капиталистической системой.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала
непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского
государства в течение всех 20-30-х гг. XX века.

Политика 20-х годов показала успешность деятельности советского
правительства в прорыве политической блокады с Западом. Удачная политика
Советского государства придала уверенности новому правительству, дав толчок
для более активной внешней политики с государствами Восточной Азии и
Японией. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами
разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Внешняя политика
государства в этот период отличается активностью, но бессистемностью.
Позже, в начале 30-х годов, правительство слало структурировать свою
деятельность, придавая ей более строгий осмысленный вид.

К 40-м годам 20-го столетия Советский Союз подошёл с отсталой по
отношению с западными странами экономикой, плохой подготовленностью Красной
Армии, почти не способной вести военные действия в таких условиях. Однако,
весь мир понимал, что начинается Вторая мировая война, которой СССР не было
ни малейшего шанса не избежать.



Список литературы:
1. Кисилёв А.Ф., «Новейшая история Отечества. ХХ век», М., Владос, 2002
- 336 с.
2. Мунчаев Ш.М., «История России»
М., Норма, 2004 – 768 с.
3. Орлов А.С., «История России», 2-е изд.
М., Проспект, 2004 – 520 с.
4. Островский В.П., «История России. ХХ век»
М., Дрофа, 2001 – 425 с.




Реферат на тему: Внешняя политика Советского государства в канун и в годы второй мировой войны


Тема:Внешняя политика Советского государства накануне Тема и в годы второй
мировой войны.
План.
1. Основные направления внешней политики Советского государства в 20-30
годы.
2. Мюнхенский сговор и позиция СССР.
3. Советские инициативы по предотвращению нацистской агрессии в Европе.
4. Содержание советско-германского договора о ненападении.
5. Причины и характер второй мировой войны.
Эта тема интерессна сама по-себе,как фактор становления Советского
государства.Ведь известно,что от умело проведённой политики зависит
многое:и курс ведения внутренней политики,а также внешней, от умело
заключённых экономических договоров вообще экономическое развитие
страны.Рассматривая внешнюю политику страны,мы делаем выводы,сопоставляем
те или иные действия советской дипломатии,наблюдая возростание авторитета
Советского государства на мировой арене.Мы видим,что СССР является сильным
государством,без которого невозможно решение многих важнейших вопросов
международной жизни и международной политики.

1.Внешняя политика Советского государства в 20-30годы.
Вопрос о внешней политике и международных отношениях Советского
государства встал сразу же после победы большевиков в октябре
1917года.Заключение мирных договоров,выход из империалистической
войны,осуществление дальнейших социальных и культурных преобразований-такие
задачи ставило перед собой Советское государство.
Декрет о мире,заключённый 25 октября 1917 года,провозглашал
мир,пролетарский интернационализм,защиту угнетённых народов,равноправие и
добрососедские отношения со всеми странами,отрицание ''тайной ''
дипломатии.Это был первый внешнеполитический шаг большевиков.Был образован
Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Троцким,который начал
свою деятельность с заключения позорного Брестского мирного договора с
Германией,который должен был сдерживать агрессивные устремления германской
военщины.
До середины 1919 года Советское правительство находилось в полной
дипломатической изоляции.В мае 1919 года удалось договорится с Швейцарией
об учреждении советского представительства в этой стране,а также об
установлении деловых отношений.Но осенью это представительство было
закрыто.
В 1919 году предпринимаются попытки налаживания дипломатических отношений
с США.А США в свою очередь не признавало Советскую Россию и до 1921года
официальным представителем России признавало царского посла.
Попытки установления отношений с Персий тоже не увенчались успехами,так
как давление на Персию со стороны Великобритании привело к тому,что
Советская делигация даже не была принята шахом.
Итак, несмотря на кратковременный характер первых контактов
большевитской дипломатии за рубежом,они не могли не сыграть важную роль в
решении обеспечении мира,а также укрепления позиций молодого государства
в условиях враждебного окружения и внутренней контреволюции.
После завершения гражданской войны необходимо было обеспечить мир и
внешнюю безопасность.С этой целью большевистским правительством
предпринимаются активные попытки выхода из дипломатического тупика.
В 1920году заключается мирный договор с буржуазной Эстонией,в июле-с
Латвией,Литвой и Финляндией.Как говорят ''лёд пошёл''.
В апреле 1920года правительство Турции предложило Правительству РСФСР
установления дипломатических отношений взамен на помощь в борьбе с
вмешательством западных держав в дела этой молодой республики.И в марте
1921года был подписан мирный договор.Россия оказала материальную помощь
Турции,а город Батум,отторгнутый Турцией по условиям Брестского договора
возвращался Грузии.
Осннью тогоже года аналогичные договора с Турцией подписали
Азербайджанская,Армянская и Грузинская.А в 1923 и Украинская
ССР.Дипломатическое единство в действиях было очень важным фактором,так как
помогало уничтожить тенденции к национальному обособлению.
По мирному договору с Афганистаном в 1919году афганская сторона
получала значительную экономическую и техническую помощь,обещая не
поддержать реакционное антисоветское басмаческое движение,развернувшееся на
територии Среднефй Азии.
При подписания мирного соглашения с Персией в 1921году,
предусматривалось,что в случае превращения территории Персии в
антисоветский плацдарм,Советское правительство получало доступ ввода туда
своих войск для самообороны.
Делаем выводы:заключение равноправных дружественных договоров с
Турцией,Афганистаном и Персией(Ираном) обеспечивало безопасность южных
границ Советской России,а также пддержанию мира на Ближнем и Среднем
Востоке.
Также в 1921 году подписывается договор о мире с Монгольской
республикой.
В 1922году Афганистан,Германия,Персия и Турция были представлены в
Москве послами,а 6
стран(Норвегия,Австрия,Чехословакия,Китай,Италия,Великобритания),которые
признали Советское государство де-факто,имели своих официальных
представителей.
Важным шагом для признания Советской республики стало заключение
торговых отношений с капиталистическими странами:
В 1920году РСФСР имела торговые отношения с 7 странами;
В 1921-с 14;
В 1922-с 18;
В 1923- с 28 государствами.
До образования СССР(30 декабря 1922г) советские республики
(РСФСР,УССР,БССР,Азербайджан,Армения и Грузия) свои внешние отношения вели
самостоятельно.После образования СССР,когда окончательно оформился их
дипломатический союз,внешние отношения союзных республик перешли в ведение
Наркоминдела СССР.
Огромное значение в прорыве дипломатической и торговой блокады
Советского государства имело участие его дипломатических представителей в
работе международных конференций начала 20-х годов.Заключение
дипломатических соглашений с приграничными странами стало лишь первым шагом
к росту международного авторитета Советского государства.Ведущие
капиталистические страны,прекратив вооружённую борьбу,по-прежнему не
признавали большевистское правительство.В начале 1920 года страны
Атланты,отменив экономическую блокаду с РСФСР,пошли на установление
торговых контактов,и то лишь с ''населением России'',а не с Советским
государством.Этим объясняется значительная диспропорция в числе
стран,признавших РСФСР де-юре,и стран,признавших её де-факто,т.е наладивших
с РСФСР торговые,но не официальные дипломатические отношения.
Больших успехов советская делегация добилась на Генуэзской конференции в
1922году,в ходе которой представители СССР совершили блестящий
дипломатический манёвр:ей удалось расколоть единый антисоветский фронт
западных государств,оторвав от него Германию,подписав с ней в местечке
Раппалло договор о восстановлении дипломатических отношений и развитии
экономических отношений.Заключение Раппалльского договора,а он
распространялся и на союзные республики,было ошеломляющим успехом внешней
политики СССР.
Гаагская конференция,которая состоялась в июне-июле 1922года была
распущена,так как страны Антанты стремились заставить Советское государство
признать долги царского правительства,вернуть национализированные
предприятия бывшим владельцам-иностранцам.Наши дипломаты заявили о
готовности рассмотрения дела в случае предоставления кредитов советской
стороне для восстановления народного хозяйства,расстроенного иностранной
интервенцией.Но кредита предоставить никто не хотел.Эта неуступчивость
привела к тупику.
Первая международная конференция в 1922году состоялась в Москве.На ней
рассматривались предложенные советской делегацией сокращения сухопутных
вооружённых сил.Но конференция была сорвана коалицией буржуазной
Польши,Латвии,Эстонии и Финляндии.
Лозанская конференция (ноябрь1922-июль1923гг) была созвана
Великобританией,Францией и Италией для подготовки мирного договора с
Турцией и установления режима черноморских приливов.24 июля 1923года
участники конференции подписали ряд заключительных договоров,при этом
советский представитель сделал ряд оговорок,согласно которым СССР не
ратифицировал Конвенцию о режиме проливов.как нарушающую его законные права
и не гарантирующую мир и безопасностьпричёрноморских стран и прежде всего –
Турции.
Активная внешнеполитическая деятельность Советского государства
привела к тому,что в 1924 году его политическая блокада была прорвана.В
этом году СССР установил дипломатические отношения с
Великобританией,Италией,Австрией,Норвегией,Грецией,Швецией,Китаем,Данией,Мек
сикой и Францией.Именно 1924 год вошёл в историю внешней политики СССР как
год признания Советского государства буржуазными странами.
В 1925 году между Советским Союзом и Японией была заключена Конвенция об
основных принципах взаимоотношений,и на её основе установлены
дипломатические и консульские отношения.
В последующие годы были установлены дипломатические отношения с
Саудовской Аравией,Уругваем,Йеменом.



И лишь после
шестнадцати лет непризнания СССР правящие круги США в результате мирового
экономического кризиса,усиления экономической и военной мощи СССР и
укрепления его позиций на международной арене,а также под влиянием
американской общественности были вынуждены пересмотреть свои позиции,и 16
ноября 1933года было заключено советско-американское соглашение об
установлении дипломатических отношений между СССР и США.
Важным положением,которое должна была проводить Лига Наций,было развитие
сотрудничества между странами,обеспечение гарантий мира и безопасности и
неприятие войны как средства решения международных вопросов.
В 1934году(18 сентября)Советский Союз принимают в Лигу Наций,что
свидетельствует о значительно возросшем авторитете СССР на международной
арене,международно-правовым закреплением давно очевидного положения,что без
СССР невозможно решение многих важнейших вопросов международной жизни и
международной политики.
В том же году установились дипломатические отношения с Испанией,в
1934году-с Албанией,Болгарией,Венгрией,Румынией,Чехословакией,в 1935-с
Бельгией,Люксембургом и Колумбией.Наконец,в 1940году были установлены
дипломатические отношения с Югославией.
Делаем выводы:в результате активной внешнеполитической деятельности в 20-
30годы Советский Союз стал равноправным партнёром большинства стран мира.

2Мюнхенский сговор и позиция СССР..
Осуществив в марте 1938 года аншлюсс - присоединение Австрии к Германии,
Гитлер вскоре начал оказывать давление на Чехословакию с целью добиться от
неё передачи Германии Судетской области. Он ясно давал понять, что в случае
отказа Чехословакии от решения этой проблемы мирным путём он прибегнет к
военным действиям.
В этих требованиях Гитлера было немало элементов блефа. Чехословакия,
имевшая договоры о дружбе и взаимной помощи с СССР и Францией, обладала к
тому же внушительными собственными вооружёнными силами. В их состав входило
45 дивизий численностью 2 млн. чел. Чехословакия располагала 1582
самолётами и другим современным вооружением (1).Оборона страны опиралась на
мощные пограничные укрепления в горах, не уступавшие французской линии
Мажино. Немецкая армия, целиком сконцентрированная против Чехословакии, не
была способна осуществлять сколько-нибудь серьёзные военные действия на
Западе (в случае верности Франции своему союзническому долгу) и тем более
противостоять объединённым вооружённым силам франко-советско-чехословацкой
коалиции.
Все немецкие генералы, близкие к Гитлеру и пережившие вторую мировую
войну, в своих воспоминаниях утверждали: если бы не Мюнхенское соглашение,
Гитлер напал бы в октябре 1938 года на Чехословакию. В этом случае,
несмотря на возможные колебания в Москве, Париже и Лондоне, СССР, Франция и
Англия вступили бы в войну, в которой скоро наступило бы поражение
Германии.
И наглость Гитлера в своих экспансионистских притязаниях, и уступчивость
западных демократий в немалой степени были обусловлены представлением об
ослаблении Советского Союза в результате непрекращающейся чистки. К тому же
и советская дипломатия вела себя достаточно пассивно. Скованный сталинским
обручем Литвинов вынужден был ограничиваться выступлениями в Лиге наций,
содержавшими предложения о мирном решении кризиса путём созыва конференции
заинтересованных держав. В конце июня 1938 года Литвинов выступил в
Ленинграде с речью, в которой говорилось: "Последние пять лет в
дипломатических кругах Запада всё сводится к попыткам не замечать
откровенно агрессивной политики Германии, к соглашательству на её
требования, а зачастую и капризы, из опасения вызвать малейшее
недовольство". Когда же речь зашла о возможных действиях Советского Союза,
Литвинов высказался весьма осторожно: "Мы намеренно воздерживаемся от
непрошеных советов чехословацкому правительству... Советское правительство
во всяком случае не несёт ответственности за дальнейшее развитие событий.
СССР... не желает никому навязывать себя в качестве партнёра или союзника,
но готов согласиться на коллективное сотрудничество".
Комментируя эти высказывания Литвинова и их резонанс на Западе,
английский историк А. Буллок справедливо замечает: "Можно было
предположить, что такая позиция Советского Союза обусловливалась чистками,
в значительной степени охватившими Советскую Армию... Как следствие этого,
победа на Дальнем Востоке (в боях на озере Хасан летом 1938 года - В. Р.)
не поколебала уверенности Парижа, Лондона и Берлина в том, что из-за
повальных репрессий русских нельзя считать серьёзным военным
противником"(2)
У Советского Союза была бесспорная возможность оказать Чехословакии
помощь в одиночку. Одним из вариантов такой помощи могли стать действия,
осуществляемые через голову чехословацкого правительства, опираясь на
активные просоветские настроения в массах. 22 сентября советский посол в
Чехословакии Александровский сообщал в Москву: "В Праге происходят
потрясающие сцены. Полпредство (СССР) окружено полицейским кордоном.
Несмотря на это, толпы демонстрантов при явном сочувствии полиции приходят
к полпредству, высылают делегации, требующие разговора с полпредом. Толпы
поют национальный гимн и буквально плачут. Поют "Интернационал". В речах
надежда на помощь СССР, призывы защищаться, созвать парламент, сбросить
правительство... Гитлер и Чемберлен одинаково возбуждают ненависть"(3).
К вмешательству СССР через голову официальной власти, склонявшейся к
капитуляции перед агрессором, готовила народ компартия Чехословакии - одна
из самых многочисленных и влиятельных компартий в Европе. В листовке КПЧ,
выпущенной в дни кризиса, говорилось: "По совершенно достоверным
сообщениям, Советский Союз полон решимости помочь Чехословакии в любом
случае и в любую минуту, как только на нас нападут... Советский Союз
непоколебимо с нами"(4).
Второй вариант советской помощи был связан с проведением более активной и
гибкой внешней политики, которая могла бы снять сомнения и колебания
Бенеша, в известной мере опасавшегося советизации Чехословакии в случае
вступления на её территорию Красной Армии. Однако Сталин не позволил
Литвинову или кому-либо из других видных советских политических деятелей
прибыть в Чехословакию, из-за чего Бенеш вынужден был ограничиваться
безрезультатными консультациями с Александровским. Как сообщал
Александровский 29 сентября в Москву, "в последних разговорах со мной он
(Бенеш) каждый раз судорожно хватался за возможность нашей помощи и вызывал
меня для разговоров как раз тогда, когда получал очередной крепкий удар от
Англии и Франции"(5).
В начале 90-х годов чешский историк Пфафф на основе изысканий в архивах
нескольких европейских стран обнаружил документы, представляющие в новом
свете картину взаимоотношений СССР и Чехословакии в дни сентябрьского
кризиса, т. е. переговоров Чемберлена, Даладье, Гитлера и Муссолини о
решении судьбы Чехословакии. В книге "Советская измена" Пфафф рассказывает,
что вечером 27 сентября Бенеш обратился к советскому правительству с
просьбой направить в Чехословакию 700 бомбардировщиков и истребителей
(6).Несколько ранее Литвинов тайно встретился на конспиративной вилле
чехословацкой разведки в Швейцарии с министром иностранных дел Румынии. На
этой встрече министры договорились о том, что в случае нападения Германии
на Чехословакию румынское правительство даст согласие пропустить через свою
территорию 100 тысяч советских солдат, а также артиллерию, танки и авиацию
(тогда Румыния не была ещё союзницей Германии, а, напротив, сама опасалась
германской агрессии). 23 сентября румынское правительство направило
Литвинову ноту с предложением письменно закрепить эту договорённость и
выражением готовности немедленно открыть своё воздушное пространство для
переброски советской авиации в Прагу. Чехословацкие аэропорты с середины
сентября были готовы принять 675 советских самолётов. Однако советское
правительство проигнорировало как румынские предложения, так и обращения
Бенеша в Москву с просьбой о непосредственной военной помощи в защите
независимости Чехословакии, сделанные 26-28 сентября (7).
Мюнхенское соглашение было подписано главами правительств Англии,
Франции, Германии и Италии 29 сентября. В нём Чехословакии предписывалось в
недельный срок передать Германии Судетскую область, удовлетворить
территориальные притязания, предъявленные Польшей, и отказаться от
Закарпатской Украины. Представители Чехословакии были вызваны в Мюнхен лишь
для того, чтобы выслушать этот приговор. В дополнении к соглашению
говорилось о международных гарантиях новых границ Чехословацкого
государства в целях его защиты от неспровоцированной агрессии. Эта
договорённость была грубо нарушена Германией спустя полгода, не встретив
каких-либо ответных действий со стороны Англии и Франции.
На следующий день Чемберлен и Гитлер подписали англо-германскую
декларацию, где было зафиксировано условие, на котором правящие круги
Англии соглашались выдать Чехословакию Германии, - "обещание" Гитлера не
нападать на Великобританию. 6 декабря 1938 года была подписана аналогичная
франко-германская декларация.
По мюнхенскому соглашению Чехословакия лишалась пятой части своей
территории. В отделённых от неё районах проживало около четверти населения
страны и находились важнейшие военные укрепления, представлявшие одну из
самых мощных оборонительных линий в Европе. Страна утратила 66 % добычи
угля, 86 % производства химической промышленности, 80 % производства
цемента, 70 % выплавки чугуна и стали, 70 % выработки электроэнергии
(8).Новая граница Чехословакии упиралась в дальние пригороды Праги.
Благодаря позорной трусости и попустительству со стороны Англии и Франции
Гитлер всего за шесть месяцев беспрепятственно захватил Австрию и Судетскую
область, добавив к третьему рейху 10 миллионов немцев. Это позволило
увеличить население Германии до количества, более чем в два раза
превышающего население Франции.
Сам Гитлер был изумлён тем, с какой лёгкостью Чемберлен и Даладье
согласились на мюнхенскую сделку. "Вы думаете, - говорил он венгерскому
министру иностранных дел 16 января 1939 года, - что я сам полгода тому
назад считал возможным, что Чехословакия будет мне как бы поднесена на
блюде её друзьями?... То, что произошло, может произойти лишь раз в
истории"(9).
По возвращении из Чехословакии Чемберлен объявил в лондонском аэропорту,
что он привёз мир для целого поколения. Не прошло и года, как сбылись слова
Черчилля о мюнхенском сговоре: "Это только начало расплаты. Это только
первый глоток, первое предвкушение чаши горечи, которую мы будем пить год
за годом..."(10).
Многие западные политики справедливо расценили мюнхенский сговор не
только как предательство Англией и Францией дружественной страны, но и как
проявление поразительной политической и стратегической слепоты Чемберлена и
Даладье. Посол США в Испании Бауэре писал другому американскому дипломату
Додду: "Мюнхенский мир" за одну ночь свёл Францию до положения жалкой
второсортной державы, лишив её друзей и всеобщего уважения, а Англии нанёс
такой сокрушительный удар, какой она не получала в течение последних 200
лет. Полтора века назад за такой мир Чемберлена посадили бы в Тауэр, а
Даладье казнили бы на гильотине"(11).
Даже после подписания мюнхенского соглашения советское правительство имело
возможность, в случае проведения более динамичной, активной и
последовательной внешней политики, сдержать германскую агрессию. Получив
утром 30 сентября текст соглашения, Бенеш сразу же связался с полпредством
СССР в Праге и просил не позднее вечера этого дня сообщить ему, что думает
советское руководство о "двух возможностях": следует ли Чехословакии
бороться или капитулировать. К этому Бенеш добавил, что другие великие
державы "позорным образом принесли Чехословакию в жертву Гитлеру". Однако
немедленного ответа от Москвы, который мог бы сыграть решающую роль,
получено не было. Спустя несколько часов Александровский выразил желание
встретиться с Бенешем, но всего лишь для получения "дополнительной
информации". Секретарь Бенеша сообщил ему, что чехословацкое правительство
уже приняло мюнхенские условия (12).
Троцкий указывал на неминуемые последствия предстоящего сговора.
"Чехословакия, как военная держава, исчезает с карты Европы... Са

Новинки рефератов ::

Реферат: Життя і наукова діяльність Чарльза Дарвіна (Биология)


Реферат: Блоки бесперебойного питания (Программирование)


Реферат: Международный договор купли-продажи в современной внешней торговле (Международное частное право)


Реферат: Несчастный адмирал (История)


Реферат: Коучинг как новая технология развития и обучения персонала (Менеджмент)


Реферат: Начало войны 1812 года (История)


Реферат: Психолого-педагогические основы и управление коллективом (Психология)


Реферат: Русская пейзажная живопись 19 века (Искусство и культура)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Повышение квалификации (Педагогика)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Производство электронно-вычислительных машин (Программирование)


Реферат: Пожарная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Учет и анализ затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вещественные доказательства (Уголовное право и процесс)


Реферат: Итоги коллективизации для СССР (История)


Реферат: Анализ распределения и использования прибыли (Предпринимательство)


Реферат: Теория слога (Литература : русская)


Реферат: Лексика (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист