GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (Государство и право)




Содержание

Введение
Образование Афинского государства
Реформы Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Литература

Введение
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах
Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации
Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и
правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой
культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного
мира.
Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах
Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало экономические
усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому, как
древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был
морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми
отношениями.
Античные государства почти с самого начала своего образования стали
стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их
народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизаций
- поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей
Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный
фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства
развились в значительные империи - в период своего исторического заката
поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская
империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные
и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления
в масштабе континентов.
Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное
государство составило особый тип государственности, более высокий, чем
древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах
народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным
политическим строем.


Создание гос-ва в Афинах
Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего
дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию,
установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в
прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи,
Айгикореи и Гоплеты, - каждое со своими культом и некоторыми особенностями
в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен (их и называли
"блестящими", "земледельцами", "козопасами" и "вооруженными"
соответственно). Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение
племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала
три, потом четыре, пять и т.д. племен. Поселения-центры четырех племен
постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем
Афинами по утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса
обеспечивалось в основном единой военной организацией племен.
В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые,
в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в
произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные
объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии
складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными
подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся
Аттика соответственно делилась на 4 филы. Управление племенами
осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была
наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен).
Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявлять
военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов: они были
вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже
приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие родоплеменные
привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин
социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н.э. новому
социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус,
восходящий к прежним особенностям племен: первый класс назывался
эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем),
второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).
Во второй половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны
аристократии начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под
кабалу разного вида к знати. Появляется категория земледельцев-пелатов и
шестидольников (отдающих 5/6 урожая), затем зависимые крестьяне
превращаются в рабов, если не выплачивают долг; наконец, к исходу VII в. до
н.э. растет число продаваемых за Аттику рабов. Знать превращается в
социально господствующий слой, и это вызывает ускоренную эволюцию
надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру,
подчиненную интересам этой знати.
Примерно с середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла
свое прежнее значение власть басилевса: его сделали выборным и полномочия
его свели к религиозной сфере. В 752 году до н.э. вместо царя был избран
эвпатридами особый правитель - притан сроком на 10 лет, затем появилась
должность архонта; с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать на год,
и их стало девять (с 682 года до н.э.). Функции постоянного властного
органа стал обретать прежний совет родовой знати - ареопаг (заседавший на
холме святилища бога войны Ареса).
К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело
вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных
должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.
Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так потому, что его
имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в
год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался "стражем
семьи", контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей,
выступал как "защитник слабых"; в связи с этим ему принадлежали
значительные судебные полномочия. На второе место был отодвинут басилевс-
архонт: он выполнял религиозные жреческие обязанности на празднествах, был
также председателем особого суда из глав 4 фил (пританий) по делам об
убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом был полемарх -
военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным
советом); для этого он наделялся полицейской властью и правом карать
незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные
архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции. Наиболее
существенным признаком ранней государственной организации было, как видно,
сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.
Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие
их должности архонты, иногда - другие представители знати. Совет
осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного
строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел
право присуждать к изгнанию.
Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок
населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во главе с
одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана (по
одному от филы), они и были высшим военным руководством ополчения полиса.
Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для
флота (с экипажем), выделить двух всадников и солдат пехоты; для этого
внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.
Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих
полисах, социально-политические противоречия знати и земледельческого
населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад
привели к учреждению тирании. С правлением тиранов, особенно наиболее
известного Драконта (около 621 года до н.э.), связывается появление в
полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию
общественного уклада.

Реформы Солона, их значение
Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и
поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594
году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить
общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался от тирании,
но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали
государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей
интересам большинства народа.
В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так
называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») – отмену всех долговых
обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам,
проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг
под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское
общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись
бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был
настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия
Солону и впредь.
Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших
государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный
характер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам,
зевгитам и фетам) был придан новый смысл: в них зачислялись граждане
соответственно своим доходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год).
Помимо того, что категория граждан отныне могла меняться и зависела от
исчисления ценза, для других, невысших, слоев были предусмотрены свои
возможности решать политические вопросы.
Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и
могли быть судьями; полномочия собрания были невелики, и все дела
предварительно решались в других советах. Рядом с ареопагом был поставлен
новый совет – булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или
Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие
вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор «за
всем» и охрана законов.
Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности
законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил,
касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые
создали совершенно новый правовой порядок. Отныне все граждане могли
обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать
преступника (это устраняло патриархальные права эвпатридов). Граждане Афин
обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под
угрозой отнятия прав.
Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение
семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе.
Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по
важности предметом законов Солона.
Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно
сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать
стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с
государственными институтами.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в
"Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он
пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых
обязательств".

Реформы Клисфена, из значение
Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между
этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании
Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до
н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных
масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать
господство родовой знати.
В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в
основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил
и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин
должен был приписан к такому дему; собственно с занесения в список и
начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправлением: на собрании
избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были
объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и своих выборных
лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполнительная
комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо этого, вся
Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и
демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов
полиса. Тритии не имели существенного значения и влияли только на
организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и
демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения
был положен конец.
Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до
500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания в
него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом: он
делился на 10 секций, каждая из который занималась срочными решениями в
положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ впервые
принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности
законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое
отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов,
решения вопроса обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы
выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени
относится появлении коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым
вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.
Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского
гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение земли: в 506
году до н.э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-
560 гг. до н.э.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю
в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили
право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена
опасной для блага полиса: в 506 году до н.э. введена практика остракизма,
особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение
большинства. С 501 года до н.э. утвердился новый порядок обязательной
военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Заключение
история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих
дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет
особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и
зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой классический образец
возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство,
частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения
новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами
государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа",
защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах,
заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим
государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против
народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем
проследить лучше чем в Древних Афинах".
После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594
году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей
задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и
экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной
реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени". Она
освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство
за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,
продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон
разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.
Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли,
проводит денежную реформу.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного
деления Аттики на три территориальных округа:
1) город Афины и его пригороды;
2) внутренняя центральная полоса;
3) береговая полоса.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой
демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно
демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".
Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие
развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику.
Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди,
находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для
вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А.
– М, 1999. – 624 с.
2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе.
Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.
3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И.
Батыра. – М, 1999. – 456 с.
4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М,
1996.- 399с.
5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М,
1989
6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С.
Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993
8. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С.
Нерсесянца. М, 1985.





Реферат на тему: Образование и наука конца 19 начала 20 века

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди
комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861
году. В 1864 году было опубликовано «положение о начальных народных
училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных
учебных заведений, которые делились на 3 вида: 1. Земские школы,
создавшиеся силами местных земских учреждений. 2.Церковные школы.
3.Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был
введён новый устав средних учебных заведений, которые отныне
разделялись на 2 типа: Классические гимназии - в них основной упор
делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего
«классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в
основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ
отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным
предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали
отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий
могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища
готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В
конце столетия (1896 года) к названным типам учебных заведений
добавились Коммерческие училища, открытые по инициативе представителей
крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского
образования. Во II половине XIX века во многих уездных городах
появляются женские прогимназии и гимназии.
К началу 60-х годов в стране было уже 7 университетов: в Москве,
Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве,
Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске.
Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 году
вступил в действие новый университетский устав, расширивший права
университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов
увеличилось кол-во Высших технических учебных заведений. Были
основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске;
технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление
высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения
принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей
известностью пользовались курсы профессора В.И. Герье, основанные в
1872 году в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названые так
по имени их официального руководителя историка профессора К.Н.
Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878год).
Родоначальником научной педагогике в России стал Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Сторонники демократизации народного
образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической
системы идею воспитывающего обучения. Перу Ушинского принадлежат
труды по педагогике и учебники для школ, выдержавшие десятки
изданий. Много сил отдал педагогике Л.Н.Толстой.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале
60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу
века (1897 года) благодаря усилиям земских учителей и просветителей
из духовенства грамотные составляли 21% всего населения России.
Правительство не проявляло должностного внимания к сфере
образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким.
Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны. В
сравнении со странами запада, Россия продолжала оставаться страной
с очень низким уровнем грамотности.
Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX века было то,
что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего
большинства населения сочеталось в России с необыкновенно высокими
темпами развития отечественной науки, которая достигала в это время
больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили
исследования в области естествознания. Основоположником отечественной
школы физиологии стал И.Н. Сеченов. Его труды, посвященные изучению
головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в
биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению
физиологии нервной высшей деятельности были продолжены крупным
отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком
Петербургским АН, Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), установившим
при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в
основе психической деятельности лежат материальные физиологические
процессы, происходящие в коре головного мозга.





Новинки рефератов ::

Реферат: Блоки бесперебойного питания (Программирование)


Реферат: Автоматизированный учет личных финансов (Аудит)


Реферат: Риски в банковской практике (Банковское дело)


Реферат: Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями в Россиской Федерации (Налоги)


Реферат: Преподавание грамматики (Педагогика)


Реферат: Кредитование во внешнеторговой деятельности (Международные отношения)


Реферат: Изобразительное искусство Европы (Искусство и культура)


Реферат: Происхождение жизни на земле (Естествознание)


Реферат: Монархия как форма государства (Государство и право)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Всеобъемлющая мировоззренческая система, основанная на христианской догматике о "Нераздельно и неслиянно" (Религия)


Реферат: Растворимость солей, кислот и оснований в воде (Химия)


Реферат: История башкирского народа в преданиях и легендах (Культурология)


Реферат: Ввод и форматирование текста в Word (Программирование)


Реферат: Види страхування життя і їх місце в особовому страхуванні (Страхование)


Реферат: Анализ платежеспособности, кредитоспособности предприятия и ликвидности баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Банки и банковская система (Деньги и кредит)


Реферат: Греция (Культурология)


Реферат: Обмотки якорей машин постоянного тока (Транспорт)


Реферат: Петр Ткачев - Основоположник русского бланкизма (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист