GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование Рима (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Рима (История)


Введение.

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные
поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия
до н.э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до
н.э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений,
появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные
поселки-города. В конце 7 в. до н.э. образовался союз тридцати латинских
городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник
приблизительно в 10 в. до н.э. Ранее всего был заселен Палатинский холм,
находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других
холмах – Капитолии, Авентине, Квиринале и др. В 8 веке до н.э.
Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов.
Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о
начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер.
Основание Рима эта традиция связывает с легендой о Ромуле и Реме.
В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Согласно
традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять
родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя.
Три племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным
органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин,
способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов.
Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным
жрецом и судьей.
Римская традиция сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия,
Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния
Гордого. Лишь некоторые предания о них содержат исторические сведения, в
частности, предание о правлении Тарквиниев, отразившее завоевание Рима
этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчинила в 7-6 вв. до
н.э. земли до реки По, области Пицен, Лациум и значительную часть Кампании.
Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую
роль в его экономическом и культурном развитии. В этот так называемый
царский период в римском обществе начали формироваться патриархально-
рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины,
наряду с общественной землей, зарождалась частная земельная собственность
отдельных ее членов – квиритов. К этому периоду относится складывание двух
групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений
патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от родов,
составлявших первоначальную римскую общину, и являлись ее полноправными
членами.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве
привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый
этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми
царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось
новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные
были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем
самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь
самые богатые из них. Каждый разряд населения выставлял определенное
количество войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь
проводиться голосование в народном собрании; каждая центурия имела один
голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных
пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х.
Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы.
Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому
строю и заложили основы государства.
1. Социально-политическое развитие Рима конца 6-го - начала 3-го веков
до н.э.

По преданию, в 510 (или 509) до н.э. в Риме была уничтожена власть
царей и установлена республика с выборными должностными лицами –
магистратами. Уничтожение в Риме царской власти, видимо, связано с
освобождением его от господства этрусков. В период ранней республики
сложилась характерная для полиса античная форма рабовладельческой
собственности, при которой собственником основных средств производства
(земли) являлся лишь полноправный член гражданской общины.
Внутренняя история ранней республики характеризовалась ожесточенной
борьбой плебеев с патрициями против долговой кабалы, за землю и
политические права. В первой половине 5-го века до н.э. плебеи добились
права избирать для защиты своих интересов народных трибунов на собраниях,
созываемых по территориальным трибам. В 450 (или 449) до н.э. плебеи
добились кодификации обычного права, чрезвычайно произвольно толковавшегося
патрицианскими магистратами. Издание так называемых законов «Двенадцати
таблиц» положило известный предел произволу. Законы Двенадцати таблиц
свидетельствуют о появлении двух основных классов – рабовладельцев и рабов.
Законы, проводившие правовое различие между свободным и рабом, открыто
выступили в защиту частной собственности.
Отразив нападение этрусков, Рим с 5-го века до н.э. повел длительные
войны со своими соседями за расширение территориальных владений. В
результате победы над этрусским г. Вейи римляне прочно утвердились на
правом берегу реки Тибра и расширили свою территорию за счет земель
этрусков. Подавление восстания латинских и кампанских городов против Рима и
победа над самнитами обеспечили установление римского господства в Средней
и значительной части Южной Италии.
К 3-му веку до н.э. окончательно сложился римский государственный
строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Верховными
органами государства были сенат и народное собрание римских граждан.
Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и
выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение приобрели трибутные
комиции, которые в ранний период были собранием только плебса, а затем всех
граждан данной трибы. К ним перешло издание законов. Народные собрания
созывались сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались
сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии; исполнительная власть
принадлежала магистратам. В ведении сената находились финансы, внешняя
политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистратуры были выборные,
коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Наибольшие
полномочия имели консулы, которых было два. Консулы командовали армией и
обладали высшей гражданской властью.
Народные трибуны обладали правом вето, отменявшим распоряжения
магистрата, постановления народного собрания или сената.
Преторы выполняли судебные функции. Квесторы ведали государственной
казной, хранили государственный архив.
Кроме этих обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах
назначался диктатор, которому вручалась верховная военная и гражданская
власть сроком на шесть месяцев.
2. Римская экспансия в Средиземноморье.

К началу 3-го века до н.э. патрицианские семьи и разбогатевшая
верхушка плебса составили новый господствующий слой – нобилитет, в руках
которого сосредоточилось управление государством. Начало складываться
всадничество. Всадники – это богатые, но незнатного происхождения граждане.
Они занимались торговлей, ростовщичеством, откупами. Главным образом в
интересах нобилитета и всадников в 60-х годах 3-го века до н.э. Рим начал
вести войны с крупнейшей рабовладельческой державой – Карфагеном, за
господство в западной части Средиземного моря. Эти войны по характеру были
с обеих сторон захватническими. В 238 до н.э. Рим захватил острова Сардиния
и Корсика.
К середине 2-го века до н.э. большая часть земель по берегам западной
части Средиземного моря и на Балканском полуострове оказались включенными в
состав Римской державы. Завоеванные области были обращены в провинции и
управлялись ежегодно сменяемыми римскими наместниками – промагистратами.
Захватнические войны с их колоссальной добычей (рабы и материальные
ценности) стимулировали дальнейшее развитие рабовладельческих отношений.
Римские рабовладельцы с целью извлечения максимальных доходов усиливали
эксплуатацию рабов, на что рабы отвечали восстаниями. Одновременно с
массовыми восстаниями рабов в Сицилии, в Аттике, на острове Делос, в
Пергаме в самом Риме началось движение обезземеленного крестьянства с
требованиями передела общественной земли.
Старое государственное устройство – республика – уже не отвечало
потребностям образовавшейся во 2-м веке до н.э. огромной средиземноморской
державы.
Внутреннее положение Рима было крайне напряженным. Страна была
разорена гражданскими войнами и конфискациями земель. В этих условиях в
Италии началось крупнейшее в древности восстание рабов, возглавленное
Спартаком. Массовый характер этого восстания (войско Спартака, в которое
стекались рабы со всей Италии, насчитывало 120 тысяч человек) потряс всю
рабовладельческую систему. Римские рабовладельцы мобилизовали все силы для
подавления восстания. Против Спартака была направлена армия Марка Лициния
Красса, армия Гнея Помпея, армия Марка Лукулла. В 71 году до н.э. войско
Спартака потерпело поражение, последовала кровавая расправа над участниками
восстания.
Значение восстания Спартака велико. Оно побудило рабовладельцев внести
некоторые изменения в свои хозяйства: стали брать рабов из разных племен и
отдавать предпочтение доморощенным рабам перед покупными; в ряде случаев
начали сдавать земли небольшими участками свободным арендаторам.
Восстание показало неспособность республиканских учреждений Рима
быстро справиться со своей основной функцией – держать в повиновении
эксплуатируемые массы – и стимулировало возникновение новой политической
надстройки в форме империи.
Для борьбы с сенатом, охранителем устоев римской аристократической
республики, влиятельные политические деятели и полководцы Помпей, Цезарь и
Красс заключили в 60-м году до н.э. тайный союз, так называемый первый
триумвират, который был организован для захвата верховной власти в
государстве. Цезарь был выбран консулом. В политической жизни Рима
наметились два новых враждебных лагеря: сторонников Цезаря и его
противников – защитников старого республиканского строя. Оба лагеря
создавали вооруженные отряды, инспирировали уличные беспорядки, срывали
народные собрания.
Поражение сторонников аристократической республики в 46-м году до н.э.
в битве при Тапсе и окончательный их разгром в 45-м году до н.э. при Мунде
положили конец Римской республике. Цезарь стал фактически единовластным
правителем римской державы. Ему была дана власть трибуна, он был
провозглашен цензором и получил право рекомендовать народному собранию
кандидатов на должности.
Рабовладельческая система достигла высшей ступени развития.
Политической формой господства рабовладельцев стала империя.
3. Ранняя империя: середина 1-го века до н. э. – конец 2-го века н. э.
Учитывая растущее значение провинций и провинциальных рабовладельцев в
системе Римской державы, Цезарь пытался ограничить прежнюю безудержную
эксплуатацию провинций. Были значительно расширены права Римского
гражданства. Провинциальные наместники были лишены военной власти, введен в
действие закон, направленный против вымогательства наместников. Политика
Цезаря в отношении провинций вызвала недовольство всадничества, что
способствовало сужению во второй половине 40-х годов социальной базы
диктатуры. Оживилась и деятельность сенатской олигархической оппозиции.
Стремление Цезаря к открытой монархии вызвало организацию заговора,
возглавленного сенаторами-республиканцами – Брутом и Кассием. 15 марта 44
г. до н. э. Цезарь был убит заговорщиками.
Плебс, однако, не поддержал заговорщиков, и это помогло цезарианцам
удержать власть в своих руках. Фактически она сосредоточилась в руках
консула Марка Антония. Республиканцы стали собирать военные силы в
восточных провинциях. Вскоре выступил новый претендент на власть –
усыновленный Цезарем его внучатый племянник Гай Юлий Цезарь Октавиан. Под
Мутиной войска Антония были разбиты войсками сената и Октавиана. Однако
вскоре Октавиан порвал с сенатом и пошел на временное сближение с
руководителями цезарианцев Антонием и Лепидом: в 43 году был образован
второй триумвират. В 42 году войска Антония и Октавиана разгромили армии
Брута и Кассия при Филлипах, нанеся окончательный удар республиканцам.
Положение в Риме оставалось напряженным. Недовольство населения Италии
массовыми конфискациями земель в пользу ветеранов армий триумвиров вылилось
в восстание против Октавиана. Восстание возглавили сторонники Антония.
Однако авторитет Октавиана укрепился после разгрома в 36 году морских сил
Секста Помпея. После этого Октавиан пошел на открытый разрыв с Антонием. Он
добился лишения Антония полномочий триумвира и объявления войны египетской
царице Клеопатре, на которой женился Антоний. В битве при Акции в 31 году
флот Антония и Клеопатры потерпел поражение. После вступления армии
Октавиана в Египет и самоубийства Антония и Клеопатры, Октавиан остался
единственным и неограниченным правителем Римской державы. Таким образом, в
результате последнего этапа гражданских войн окончательно установилась
Римская империя. При Октавиане военная диктатура была прикрыта
республиканскими учреждениями. Эта форма правления получила название
принципата.
Октавиан завершил создание постоянной наемной армии. Для личной охраны
императора была образована привилегированная преторианская гвардия. Большое
восстание в тылу Римских войск в Паннонии и Иллирии заставило Рим
отказаться от дальнейших завоеваний. Установление «римского мира» (Pax
Romana) способствовало до некоторой степени развитию рабовладельческого
способа производства в империи. В Южной Италии развилась система колоната –
сдача земли в аренду мелкими участками свободным земледельцам (колонам).
Неустойчивость империи обнаружилась в первые же месяцы правления
преемника Августа – Тиберия. Жестокая расправа с народными движениями,
борьба с аристократической оппозицией характеризуют внутреннюю политику
императоров. Монархические тенденции принципата еще более усилились при
Калигуле (37-41). При Клавдии (41-54) были заложены основы бюрократического
аппарата. Стремясь расширить социальную базу императорской власти, Клавдий
широко раздавал права римского гражданства жителям провинций. Внешняя
политика Клавдия была направлена на захват новых территорий.
После смерти Клавдия сенатская аристократия пыталась вернуть себе
прежнее влияние. Однако в 60-х годах борьба с аристократией разгорелась с
новой силой. Раскрытие в 65 году заговора против Нерона вызвало расправу с
оппозицией. В 68 году представители аристократической оппозиции подняли
восстание в Галлии и Испании под лозунгом восстановления республики. Это
вызвало волнения в самом Риме. Нерон бежал из Рима и по дороге покончил
жизнь самоубийством. После гибели Нерона в империи началась гражданская
война (68-69). Летом 69 года легионы восставших провинций провозгласили
императором Веспасиана. Веспасиан, учтя уроки 68-69 годов, пополнил ряды
сенаторов провинциальными рабовладельцами и предоставил многим испанским и
галльским городам права гражданства. Укрепление правящего в империи класса
путем включения в состав сенатского и всаднического сословия представителей
муниципального рабовладения провинций продолжалось при преемниках
Веспасиана – Тите (79-81) и Домициане (81-96), и при представителях
династии Антонинов.
4. Поздняя империя (конец 2 в. – первая половина 4 в.)
Около 167 года германские и сарматские племена прорвали дунайскую
границу и вторглись вглубь империи. После изнурительной войны сын и
приемник Марка Аврелия (180-192) заключил в 180 году мир с маркоманами. В
187 году началось движение рабов и колонов, возглавлявшееся солдатом
Матерном.
Некоторое укрепление политического строя империи произошло в правление
Септимия Севера (193-211), получившего императорскую власть после
ожесточенной борьбы между многочисленными претендентами. Север провел
значительные реформы для усиления армии. В правление Каракаллы (211-217)
завершился процесс уравнения в правах провинциалов и италиков. Эдикт 212
года предоставлял права римского гражданства почти всему свободному
населению империи.
С 30-х годов III века общий кризис империи приобрел особенно острый
характер. Внешне он выражался, прежде всего, в крайней неустойчивости
центральной власти. На период 235 – 284 г. г. приходится 19 «законных»
императоров и более 30 «узурпаторов», в разное время провозглашавшихся
провинциальными войсками или отдельными провинциями. В связи с этим начался
распад империи. Распаду Римской империи способствовало стремление
провинциальных рабовладельцев к отделению от центральной власти,
оказавшейся не в состоянии защитить их интересы. Политический кризис III
века облегчил вторжение в империю окружавших ее варваров.
В условиях кризиса III века усилилось крупное землевладение, выросшее
за счет разорения мелких собственников. Этим крупным землевладельцам и их
ставленникам – императорам Клавдию II Готскому (268-270), Аврелиану (270-
275), Пробу (276-282) и Диоклетану (284-305), ценой величайшего напряжения
всех сил империи удалось на несколько десятилетий приостановить дальнейший
распад государства.
Государственный строй империи с конца III века принято называть
доминатом. Он окончательно установился при Диоклетиане и представлял собой
открытую форму неограниченной военно-бюрократической монархии. Империя была
разделена на четыре части. Римские провинции были разукрупнены.
Децентрализация управления способствовала восстановлению власти империи над
рядом территорий. В 303 и 304 годах Диоклетиан организовал одно из наиболее
жестоких гонений на христиан, которое, однако, не смогло предотвратить
распространение христианства среди самых различных слоев населения.
Реформы Диоклетиана были завершены при Константине (306-337). Несмотря
на то, что Константин был с 324 года единоличным правителем, империя
фактически продолжала оставаться разделенной на четыре части. Уже при
Диоклетиане императорской резиденцией служил не Рим, а Никомедия, город в
восточной части империи. Константин завершил политику перенесения центра
государственной жизни на восток, построив на месте греческой колонии
Византия новый город – Константинополь и перенеся туда столицу империи
(330). Константин изменил политику по отношению к христианской церкви. Еще
в 313 году Миланским эдиктом было признано равноправие христианства с
языческими культами. К концу правления Константина христианство фактически
стало господствующей религией.
Заключение.
Некоторое укрепление положения империи при Диоклетиане и Константине
было временным и в значительной степени внешним. После смерти Константина
(337) снова разразился острый политический кризис. 16 лет тянулась борьба
за власть между его преемниками. В 353 году империя фактически был
объединена в руках одного из сыновей Константина – Констанция II. Попытка
преемника Констанция II – Юлиана Отступника (361-363) найти опору в
восстановленном язычестве еще более обострила внутреннюю борьбу.
При императоре Валентиане I произошло разделение империи на две части:
Валентиан I управлял западной частью империи, его брат Валент – восточной.
В 60-70-х г.г. IV века волнения рабов и колонов в сочетании с вторжениями
варваров, нанесли новый удар империи. Натиск готов, гуннов, карпов и др. на
границы империи усилился в связи с происходившим в это время переселением
народов.
В 378 году в битве при Адрианополе готы разбили Римскую армию.
Император Валет был убит. В 379 году полководцу Феодосию, назначенному
августом востока, удалось нанести готам частичное поражение и заключить с
ними мир. В 394 году Феодосий на короткое время объединил в своих руках обе
половины империи. При нем христианство было признано государственной
религией. После смерти Феодосия империя окончательно разделилась на
Западную и Восточную (395).
В конце IV века снова началось восстание готов под руководством
вестготского короля Алариха I. Готы вторглись в Италию, Рим подвергся
осаде, был захвачен и разграблен. В 455 году вандалы высадились в Италии.
Рим снова был разграблен. К середине V века большая часть Западной Римской
империи была захвачена различными племенами, образовавшими там свои
королевства: готами, вандалами, англо-саксами, франками, бургундами.
В Италии в это время формально еще держалась власть римских
императоров, которые фактически являлись игрушками в руках начальников
наемных варварских дружин. В 476 году один их таких начальников Одоакр
низложил последнего римского императора Ромула Августула и принял звание
наместника восточной империи Зенона. Это событие считается формальным
концом Западной Римской империи. Расшатанная глубоким кризисом
рабовладельческой системы, ослабленная восстаниями рабов и колонов,
Западная Римская империя пала под ударами «варваров».
Литература.
1. Крушило Ю.С. “Хрестоматия по истории древнего мира” Москва 1980.
2. Струве В.В. “Хрестоматия по истории древнего мира” Москва 1975.
3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980.
4. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москва «Высшая школа» 1987.
5. Немировский А.И. “У истоков исторической мысли” Воронеж 1979.
6. Утченко С.Л. «Политические учения древнего Рима» Ш-1 вв. до н.э.
Москва 1977.
7. Кузищин В.И. “ История Древнего Рима” Москва, «Высшая школа»1982.






Реферат на тему: Образование СССР


Тема: "Образование СССР"

[pic]

План:



1. Введение 3
2. Проекты объединения советских республик 5
3. Принятие Декларации и

Договора об образовании СССР 10
4. Разработка и принятие Конституции СССР. 14
5. Заключение 20
6. Список использованной литературы: 22



Введение



После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд
автономных и самостоятельных национальных республик.

Между советскими республиками установились прочные связи. Для
утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном
единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным
фактором единства было существование общей Коммунистической партии –
РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались
правами областных комитетов.

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную
независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской
войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким
образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли
год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло
объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах
обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов
и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов,
аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной,
Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-
государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.
Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской
ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании
Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.
Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная
конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами
республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией
Союзный совет.

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в
единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику
(ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской,
Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы
социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая
выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными
советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с
РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более
широкими правами, чем автономные в РСФСР.



Проекты объединения советских республик



Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и
Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в
ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского
государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК
РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин,
который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял
наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации",
который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на
правах автономных республик. При этом высшими органами государственной
власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между
теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и
теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального
московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские
настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции
централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах
автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали
В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и
другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на
более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников
среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и
Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме
автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики
необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это
означало оформление конфедерации советских республик, основанной на
единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной
деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии
высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми
союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа
независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей
республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О
взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за
проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за
исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены
все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам
разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать
назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные
представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих
представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд
союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала
его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в
работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он
направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект
"автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских
республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить
принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском
социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин
подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в
такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного
равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы
признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с
ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы
и Азии"[1]. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации
ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на
ее основе новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял проект Союзного договора.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР
приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I
Всесоюзный съезд Советов.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем
присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным
голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил
проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения,
которые были приняты съездами других республик: добровольность и
равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного
выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное
Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился
взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными
аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью
священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные
представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое,
овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя
перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое
красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого
знамени в руках товарища Ленина"[2].

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была
завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.



Принятие Декларации и Договора об образовании СССР



29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей
полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и
Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и
Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда
Советов.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе
съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович
Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран
его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал
М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР
И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР,
одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять
Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для
дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их
поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона
союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда
Советов.

Предложение было принято.

В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР –
экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся
заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные
ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные
усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление
народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании
республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность
новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских
республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей
классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь
объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских
республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю
безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу
национального развития народов".

В ней говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением
равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного
выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским
республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое
союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения
трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые
советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на
равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих
полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор
определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик,
предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти.
Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и
морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились
общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия,
труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-
республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия,
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел,
юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам,
специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре
народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных
республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе
с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность
отмены.

Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный
Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех
объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин,
Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.



Разработка и принятие Конституции СССР.



Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось
принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой
Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал
Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик
для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно
ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное
утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет
Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II
Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР
и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались
система органов государства, предметы ведения органов власти и управления
СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на
11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна.
В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах
и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и
управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение Союза входили:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех
дипломатических сношений, заключение политических и иных
договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов
об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских
Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних
займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней
торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства
Союза, определение отраслей промышленности и отдельных
промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от
имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских
Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских
Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты
союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а
также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на
образование бюджетов союзных республик; разрешение
дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных
республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а
равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории
Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и
установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также
гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в
отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов
Советов и центральных исполнительных комитетов союзных
республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными
республиками.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в
исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных
в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За
союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла
быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся
от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный
Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который
избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению,
и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных
республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и
исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном
заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений
съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР,
Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР,
возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет
Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители
Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по
военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный
комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный
комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета
Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар
продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и
распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был
подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и
органы СССР.

Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на
который возлагались и функции конституционного надзора.



Заключение


Территориальный распад Российской империи, в результате которого к
концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и
средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя
всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим
исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение
представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия
(большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого
разрозненные территории могли снова объединиться.
Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР.
Российская Федерация дала первый образец национально-государственного
строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе
социалистической национальной автономии. "Будучи первым многонациональным
Советским государством, РСФСР явилась прообразом Союза ССР"[3].

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок:
идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для
борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не
вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип
свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по
настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение
десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных
территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании
которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома
по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к
сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою
историческую верность и обоснованность.



Список использованной литературы:


1. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.:
Юристъ, 2000.
2. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.
3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.:
Госполитиздат, 1963.
4. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак.
пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин,
Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983.
5. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2.
Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл.
Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990.
6. Микоян А. И. В начале двадцатых… - М.: Политиздат, 1975.
7. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для ун-
тов марксизма-ленинизма. – М.: Мысль, 1967.
8. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1
9. Очерки истории КПСС. Учеб. Пособие для школ основ марксизма-
ленинизма. – М.: Политиздат, 1967.

-----------------------
[1] Ленин В. И. Об образовании СССР. – ПСС, т.45, с.211.
[2] "Десятый Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчёт". М.,
1923, стр. 223.
[3] О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических
Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 4.





Новинки рефератов ::

Реферат: Сети NETGEAR (Программирование)


Реферат: А.И. Куприн - "Поединок" (Литература)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ислам в новое и новейшее время. Жизнь и деятельность Магомета (Религия)


Реферат: Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева (Государство и право)


Реферат: Зачатьевский монастырь (История)


Реферат: Украинский танец (Искусство и культура)


Реферат: Социальное управление и власть (Социология)


Реферат: Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики (Психология)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Деяния святых апостолов (Религия)


Реферат: Налоги в РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Моделирование логической схемы в PCAD (САПР) (Компьютеры)


Реферат: Пособия по временной нетрудоспособности (Социология)


Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Международное публичное право)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Охрана труда (Государство и право)


Реферат: Сауна при отеле "Надежда" (Туризм)


Реферат: Гуманистическая направленность педагогической деятельности (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист