GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Понятие охраны труда в трудовом праве России (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие охраны труда в трудовом праве России (Государство и право)




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КУРСОВАЯ РАБОТА


ПО ПРЕДМЕТУ "ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ"



НА ТЕМУ:


“ОХРАНА ТРУДА.”



СТУДЕНТА 3 КУРСА

ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

КАСИМОВА ХАЛИМА.

4 ГРУППА.


МОСКВА 1998.


Понятие охраны труда в Российском законодательстве

Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав
граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 410). Естественным
производным из этого является и право работника на здоровье и безопасные
условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме
субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Принятые в августе 1993 г. Основы законодательства Российской
Федерации об охране труда направлены на обеспечение условий труда,
отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельностии. Они содержат ряд важных положений, обеспечивающих
для работающих гарантии прав на охрану труда.
Возлагая на предприятие (учреждение) соответствующую обязанность,
законодатель определяет охрану труда как систему обеспечения безопасности
жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую
социально-экономические, организационно-технические, лечебно-
пофилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1).
Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в
трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой
институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом
не учитывать, что под охраной труда в широком смысле следует понимать все
трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов
всех работающих.
В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт
трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на
обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он
включает следующие группы норм (подынституты) :
- правила по технике безопасности и производственной санитарии;
- специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных
и опасных производственных условиях;
- нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с
пониженной трудоспособностью;
- нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора
и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за
нарушения законодательства об охране труда;
- нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране
труда.
Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на
локальном уровне, так и в централизованном порядке. Так, первые четыре
группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить
единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в
обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы,
регулирующие деятельность органов надзора -- единых органов в рамках
государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь
минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при
условии финансовых возможностей предприятий.
Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране
труда в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в
коллективных договорах и соглашениях.
Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за
нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих
институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей
права: санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения,
содержаться не только в трудовом, но и в административном и в уголовном
отраслях права.
С учетом содержания норм всего этого института, а также формы
источников, нормативные акты по охране труда подразделяются на:
- система стандартов безопасности труда (государственные,
отраслевые, стандарты предприятия);
- санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
- правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной,
радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и
электроопасности);
- правила по охране труда и инструкции по охране труда.
Основы законодательства РФ об охране труда впервые в нашем
законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника на
охрану труда, показав, что оно содержит целый ряд правомочий, например:
на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных
производственных факторов; на получение достоверной информации от
работодателя или государственных и общественных органов о состоянии
условий и охраны труда; на обучение безопасным методам и приемам труда за
счет средств работодателя; на отказ без каких-либо необоснованных
последствий для него от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой
опасности и др. (ст. 4 Основ).
В ст. 10 Основ закреплены и обязанности работника в области охраны
труда. Работник обязан:
а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства
защиты;
в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом
несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках
профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу
жизни и здоровью людей.
Однако Правила возмещения работодателями вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, от 24
декабря 1992 г., т.е. принятые ранее Основ, связывают ответственность
работодателя с его виной, и только в случае причинения вреда источником
повышенной опасности его ответственность может наступить и без вины --
если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо
умысла потерпевшего (ст. 3 Правил). Таким образом, нарушение своих
обязанностей работником не всегда освобождает работодателя от
ответственности.
В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и
работников предприятий численностью более 10 человек Основы
законодательства РФ предусмотрели создание совместного комитета
(комиссии) охране труда, в который на паритетной основе входят
представители работодателей, профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов.


Правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и
опасных условиях.

Все производственные помещения, оборудование, технологические
процессы должны отвечать требованиям обеспечения здоровых и безопасных
условий труда.
Требования к производственному оборудованию, равно как и его
размещению и организации рабочих мест , а также требования безопасности,
предъявляемые к организации производственных процессов и направленные на
предупреждение производственного травматизма, закрепляются в правилах по
технике безопасности. Перечень допускаемых стандартами (санитарными
нормами) уровней концентрации и других параметров, опасных и вредных
производственных факторов, свойственных производственным процессам,
содержит нормы производственной санитарии, предотвращающие возникновение
профессиональных заболеваний работников.
Требования, содержащиеся в правилах и касающиеся техники
безопасности и производственной санитарии, должны выполняться при
строительстве предприятий, начиная со стадии проектирования, при
конструировании и изготовлении оборудования, станков, машин.
Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть
приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и
безопасные условия труда (ч. 1 ст. 141 КЗоТ). Ни один образец новой
машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть
передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны
труда. Новые или реконструируемые производственные объекты и средства
производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют
сертификата безопасности (ст. 11 Основ законодательства РФ об охране
труда).
Чтобы требования охраны труда соблюдались работниками, на
администрацию возложено проведение инструктажа. По характеру и времени
проведения инструктаж работников подразделяется на: вводный, который
проводиться с поступающими на работу; повторный (периодически в
установленные сроки); внеплановый (текущий) -- при изменении
технологического процесса или оборудования, при нарушениях правил охраны
труда.
Когда полностью устранить вредное воздействие на организм работника
невозможно, законодатель устанавливает иные меры -- средства
индивидуальной защиты и применение других, оптимально нейтрализующих
вредность веществ, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье
здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление
определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях.
Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми
температурными условиями или связанных с загрязнением работникам выдаются
бесплатно по установленным нормам специальная одежда и обувь, а также
другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки,
предохранительные пояса и т.д. При этом администрация обязана обеспечить
их хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт
(ст. 149 КЗоТ). Если работа связана с загрязнением, работникам выдается
бесплатно по установленным нормам мыло, а там, где возможно воздействие
на кожу вредно действующих веществ, -- смывающие и обеззараживающие
средства (ст. 150 КЗоТ).
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно
по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты ,
а работающим в особо вредных условиях труда предоставляется бесплатно
лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗоТ). Рабочие горячих цехов
обеспечиваются бесплатно газированной соленой водой. Цехи и
производственные участки, на которые распространяется это правило,
устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического надзора по
согласованию с администрацией (ст. 152 КЗоТ).
К выполнению некоторых тяжелых вредных работ допускаются только
лица, не имеющие противопоказаний к этому , что должно быть подтверждено
медицинским освидетельствованием. Перечень этих работ утверждается
Правительством РФ с учетом консультаций с объединениями работодателей,
профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными
уполномоченными работниками представительных органов. Субъекты РФ вправе
дополнять перечень таких работ (ст. 6 Основ законодательства РФ об охране
труда).
На этих работах запрещено применение труда женщин детородного
возраста и лиц в возрасте до 21 года; эта норма закреплена в ч. 1 ст. 6
Основ, она была введена в действие с 1 июля 1996 г. До этого было
запрещено принимать на указанные работы женщин детородного возраста и
несовершеннолетних, а для работающих в особо вредных и опасных условиях
труда эта норма уже действовала до ее вступления в законную силу.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания
или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или
опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского
заключения должен перевести его на другую работу (ст. 6 Основ).
Выявление и учет несчастных случаев на производстве имеют
принципиальное значение и должны строго фиксироваться. Правительству
поручено разработать и утвердить новое положение о порядке расследования
и учета несчастных случаев производстве, привести его в соответствие с
действующим законодательством. Поскольку сфера охраны труда относится к
единой государственной политике, создание здоровых и безопасных условий
труда гарантируется всем работающим, независимо от форм собственности.


Специальные нормы по охране труда женщин, несовер шеннолетних и
лиц с пониженной трудоспособностью.

Охрана труда женщин.
В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако
физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не
наложить отпечатка на ее объем прав в процессе осуществления трудовой
деятельности. Ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей,
предоставление перерывов для кормления грудного ребенка, дополнительный
отпуск по уходу за ним и другие льготы, предоставляемые нашим трудовым и
социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительно
обеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе. Все эти нормы
классифицируются на две группы:
1) распространяющиеся на всех женщин;
2) распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих
малолетних детей.
К первой группе относятся нормы, запрещающие применение труда
женщин на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными условиями
труда согласно специальному перечню.
На подземных работах в горнодобывающей промышленности и
строительстве подземных сооружений женщины могут выполнять только
нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.
Установлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестец для
женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой
работой (до 2 раз в час) -- 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестей
осуществляется постоянно в течение рабочей смены -- 7 кг. В массу
поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.
Специальные правила охраны труда установлены для женщин --
трактористок и шоферов на грузовых автомашинах.
На промышденных предприятиях, широко применяемых женский труд,
должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин
(комнаты личной гигиены, душевые и т.д.).
Труд женщин ограничен в ночное время. Только в тех отраслях, где это
вызывается особой необходимостью, он может быть разрешен в качестве
временной меры.
Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их
желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения зарплаты
(ст. 163 КЗоТ).
Для беременных женщин и матерей малолетних детей установлены
дополнительные гарантии: в отношении приема на работу -- запрещено
увольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин,
имеющих детей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей -- при наличии
ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка инвалида в возрасте до 16 лет
(ст. 170 КЗоТ); перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в
возрасте до полутора лет, на более легкую работу (ст.164 КЗоТ), льготы и
гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, в том числе право
на дополнительные отпуска (ст. 49, 161-163, 165-169 КЗоТ), а также в
области социального страхования (ст. 165, 172, 240 КЗоТ).

Охрана труда несовершеннолетних.
Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых
правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Вместе с тем
в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего
еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополнительные льготы. Прежде
всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или
опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ,
как уже отмечалось, вместе с предельными нормами переноски или
передвижения тяжестей предложено разработать Правительству РФ.
Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам: а)
выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с
производством, хранением и торговлей спиртными напитками; г) связанным с
заключением договора о полной материальной ответственности.
Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного
медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно
подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Для несовершеннолетних установлены специальные правила
трудоустройства (ст. 181 КЗоТ), дополнительные гарантии при увольнении
(ст. 183 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени
отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177, 178 КЗоТ), оплаты труда (ст. 179 КЗоТ).

Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью.
Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой
деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если
состояние здоровья препятствует ей.
Более того, законодатель предусматривает для них льготы и
дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы: 1)
не зависящие от того, где работают инвалиды и пенсионеры по старости; 2)
только для работающих на предприятиях, в цехах и на участках,
предназначенных для использования труда этих лиц.
К льготам первой группы относятся специальные правила
трудоустройства инвалидов, а также льготы и гарантии в области рабочего
времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ).
На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для
использования труда пенсионеров и инвалидов, администрация по
согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки.
Для инвалидов 1 и 11 групп установлено сокращенное рабочее время (36
часов в неделю).
Пенсионерам по старости и инвалидам 1 и 2 групп по их желанию
предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы
продолжительностью до двух месяцев.


Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил
охраны труда.

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на
охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и
безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой
распространенной сфере человеческих отношений -- сфере труда. Для
обеспечения законности на практике существует целая система органов,
осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой
области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию
соответствующих безопасных условий для работников.
Цель этих органов -- не допустить нарушений. В этой связи
уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и
сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или
иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к
ответственности. В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и
контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно
властный государственный характер, они осуществляются государственными
органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями --
профсоюзами, хотя законодательство использует термин "контроль" и
применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями,
вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и
подконтрольных объектах, но и давать администрации юридически
обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержания
от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний
влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются
недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а
виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля,
называет кроме уполномоченных государственных органов и инспекций
профсоюзы и состоящие в их ведении технические и правовые инспекции труда
(согласно положениям об этих инспекциях). Министерства и ведомства
осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства
о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде
осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими
прокурорами.
Законодательство различает следующие формы надзора и контроля :
предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного надзора
состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных
решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные
нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.
Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего
могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ пречисляет специально
уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в
своей деятельности от администраций предприятий, учреждений и их
вешестоящих органов. В эту систему входят:
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению
работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах
осуществляет (наряду с технической инспекцией профсоюзов) Государственный
комитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и
горному надзору (Госгортехнадзор России) и его местные органы (ст. 245
КЗоТ).
Государственный надзор за проведением мероприятий, обес-печивающих
безопасное обслуживание электрических и теплообслу-живающих установок,
осуществляется органами Государственного энергетического надзора РФ (ст.
246 КЗоТ).
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением
предприятиями, учреждениями, организациями гигие-нических норм, санитарно-
гигиенических и санитарно-противоэпиде-мических правил осуществляется
Государственным комитетом са-нитарно-эпидемиологического надзора РФ
(Госкомсанэпиднад-зор России) и территориальными учреждениями
государственной санэпидемслужбы (ст. 247 КЗоТ).
Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и
радиационной безопасности осуществляет Государственный ко-митет по
надзору за ядерной и радиационной безопасности при Президенте РФ (ст.
247.1 КЗоТ).
Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД
РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, наравленных на
предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара,
обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной
техникой и правилами пожарной безопасности.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего
Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ
(Рострудинспекция), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде
РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и
контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на
предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей
государственной инспекции труда являются:
а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также
связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о
возмещении вреда, пречиненного работнику, социальном страховании,
занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах
и соглашениях;
б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда
работников, а также защита их от незаконных действий работодателей,
должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих
эти права;
в) разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и
иных правовых актов о труде и охране труда;
г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата
Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию,
государственную инспекцию труда и государственных инспекторов по охране
труда возложены специальные функции. В частности, государственные
правовые инспекторы и государственные инспекторы по охране труда вправе:
- беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления
надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных
актов о труде и охране труда;
- запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов
РФ и местного самоуправления, предприятий, документы, объяснения и иную
информацию, необходимуюдля выполнения надзорных и контрольных функций;
- налагать в установленном законодательством РФ об административных
правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других
ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных
нормативных актов о труде и охране труда;
- предъявлять работодателям, должностным лицам и другим
ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения
предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных
нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных
в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от
должности в установленном порядке.
Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:
- приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и
оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных
нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и
здоровью работников, до устранения этих нарушений;
- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке
обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по
охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных
инспекторв по охране труда могут быть обжалованы руководителю
государственной инспекции труда по подчиненности, главному
государственному инспектору труда РФ или с судебном порядке. Решения
главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд
(п. 13 Положения).
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением
законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти
функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют
профсоюзы.
Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления
этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со
ст. 25 Основ разработало и утвердило Рекомендации по организации работы
уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального
союза или трудового коллектива. Уполномоченный наделяется значительными
правами. Так же как и государственный инспектор, он может потребовать
приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью
работников, выдать обязательное к рассмотрению представление об
устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по
поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в
нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных
случаев на производстве. Выборы уполномоченных проводятся на общем
собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны
периодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут
быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если они не
выполняют своих функций. Организация выборов возлагается на профсоюзы или
иные уполномоченные работниками представительные органы. Если на
предприятии несколько профсоюзов или представительных органов, каждому из
них предоставлено право выдвигать своих кандидатов на выборы
уполномоченных по охране труда.


Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил
охраны труда.

Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь
за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены
должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за
организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и
безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей, а в
большей степени, чем другие работники.
Ст. 249 КЗоТ предусматривает ответственность должностных лиц,
виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в
невыполненииобязательств по коллективным договорам и соглашениям или
воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта
ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной.
Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом различных
правонарушений. Но это не означает, что объект всех этих правонарушений
одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений
стирало бы границу между ними. Законодатель выделяет особо важные стороны
отношений, в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного
права, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения
правонарушения, степнь тяжести его последствий и другие моменты.
Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав
граждан предусмотрена статьями УК РФ: ст. 137 -- за нарушение законных
прав профсоюзов; ст. 138 -- за отказ в приеме на работу или увольнение с
работы беременной женщины или кормящей матери; ст. 139 -- за
преследование граждан за критику; ст. 140 -- за нарушение правил охраны
труда. Уголовная ответственность также установлена за нарушение правил
безопасности горных, строительных работ, навзрывоопасных предприятиях или
во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения
повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.
За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-
противоэпидемических правил и норм могут применяться административно-
правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях). Кроме того, нарушение должностными лицами
законодательства о труде и правил по охране труда (ст. 41 КоАП), мелкое
хищение государственного или общественного имущества (ст. 49 КоАП),
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств
(ст. 60 КоАП), выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных
средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в
выбросах (ст. 80 КоАП). И наконец, должностные лица, представляющие
работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному
договору или виновные в нарушении и невыполнении обязательств по
коллективному договору или соглашению, также несут административную
ответственность. Лица, виновные в непредоставлении информации,
необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за
соблюдением коллективного договора или соглашений, несут либо
административную, либо дисциплинарную ответственность.
За нарушение норм трудового законодательства, и в частности норм об
охране труда, возможна и дисциплинарная ответственность, которая
проявляется в применении дисциплинарных санкций вплоть до увольнения.
Увольнение возможно при систематическом нарушении должностным лицом своих
обязанностей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения,
допущенного руководителем предприятия, учреждения, организации (или его
обособленного подразделения) или его заместителем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ).
Руководящие работники предприятия, виновные в нарушении
законодательства о труде, невыполнении обязательств по коллективному
договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, могут быть уволены по
требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.
Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и
материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной
ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового
законодательства о материальной ответственности.

В заключении я хочу сказать, что охрана труда является, по своей
сути, одним из важнейших гарантов соблюдения трудовых прав граждан. В
нашем обществе это играет большое значение. На-деюсь, что в будущем
законодательство об охране труда (и трудовое право вообще) будет
совершенствоваться

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Понятие охраны труда в Российском законодательстве.

2. Правила по безопасности и производственной санитарии.
Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и
опасных условиях.

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил
охраны труда.

4. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны
труда.

5. Список литературы.


Список литературы :

1. Кодекс законов о труде Российской Федереции.
2. Конституция Российской Федерации.
3. “Основы законодательства об охране труда” на 02.07.1996.
4. Лившиц Р.З., Хохрякова А.С. “Трудовое законодательство России.
Законодательные акты и комментарии”. М., 1995.
5. Закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР” от 19.04.1991.
6. Шебанова А.И. “Законодательство о труде РФ на современ-ном
этапе”. Учеб.-методич. пособие. М., 1993.
7. Смольянинов Н.Г. “Безопасность жизнедеятельности. Нормативные
основы”. Учебное пособие. — М., 1994.
8. Сыроватская Л. А. “Трудовое право”. Учебник. — М.,1995.




Реферат на тему: Понятие прав и свобод человека и гражданина

Министерство общего и профессионального образования
Московская Государственная Юридическая Академия

Кафедра конституционного и муниципального права



Понятие прав и свобод
человека и гражданина,
критерии их классификации.
Курсовая работа



Студентки 2 курса

8ой группы
Демидовой С. В.

Научный руководитель:
к. ю. н., доцент
Садовникова Г. Д.



Москва 2002

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………………….стр.3
I. Что подразумевается под основными правами и свободами?…………………стр. 4
II. Критерии отнесения прав человека к основным………………………………..стр. 6
III. Права человека и права гражданина……………………………………………..стр. 8
IV. Основания ограничения прав и свобод человека и
гражданина……………….стр. 11
V. Соотношение естественного и позитивного права……………………………..стр. 13
VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………………...стр.
18
VII. «Поколения» прав человека……………………………………………………...стр. 22
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 26
Список использованной литературы………………………………………………………...стр. 27



Вступление.
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных
прав и свобод человека, значение этого института, основные концепции,
теории, классификация. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав
человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав,
определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической,
социальной, экономической, культурной. При изучении прав человека неизбежно
пересечение с такими юридическими науками, как теория государства и права,
история государства и права, всеми отраслевыми юридическими науками -
конституционным, гражданским, уголовным, административным правом.
К числу современных актуальных проблем, на мой взгляд, относятся
вопросы развития естественного права и основанные на этой теории
естественные права, основным признаком которых является их неотчуждаемость
и принадлежность человеку с рождения. Как известно из курса теории
государства и права наряду с концепцией естественного права существует
концепция позитивного права. С этой точки зрения позитивные права – те,
которые закреплены в законе. Естественные права не совпадают с позитивными,
даже когда Конституция закрепляет такие неотъемлемые права, как право на
жизнь, на достоинство личности. В данной работе приводится соотношение
естественного и позитивного права, приводятся разработки видов естественных
прав многими правоведами. Такими как Г. Ф. Шершеневич, Н. М. Коркунов, В.
Н. Хропанюк. В частности, такими проблемами занимались В. С. Нерсесянц, А.
В. Малько, Н. И. Матузов, Е. А. Лукашева, Р. О. Халфина.
Для жителей большинства развитых стран, выросших на традициях
правового государства, очевидно, что Конституция - основной закон, им не
надо объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякий
раз, когда им надо защитить свои права. В России – наоборот, граждане еще в
полной мере не осознали значимость Основного Закона на практике. На мой
взгляд, это, прежде всего, следствие низкой правовой культуры населения.
Знать и защищать свои права - правовая возможность граждан, которая должна
быть реализована. Прямое действие подчеркивается и в самой Конституции РФ
(ч. 1 ст. 15 и ст. 18) и в других нормативно-правовых актах[1].
Конституцией реализуются только важнейшие нормы. Поэтому в гл. 2 записаны
важнейшие, основные, фундаментальные (называются по-разному) права и
свободы человека, но это далеко не все права, составляющие правовой статус
личности. Рассмотрим вопросы понятия, происхождения прав и свобод, коснемся
источников, критериев отнесения прав человека к основным, концепцию
естественного права.
I. Что подразумевается под основными правами и свободами?

Итак, предметом гл. 2 Конституции РФ являются права и свободы человека
и гражданина. В ней изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в
любое время и на любом уровне государственной власти. Такие права и свободы
называются «основными правами». Под «правами человека» понимаются такие
права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, а
распространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, во
многих случаях это вменяется в обязанность нормами международного права. А
под «правами гражданина» следует понимать права, основу которых составляет
их связь с гражданством РФ.
Государство, в зависимости от убеждений управляющих чиновников, могло
бы стать порождением зла (согласно учению английского философа Томаса
Гоббса). Но в любом случае институт государства существует ради каждого
отдельного человека, а не наоборот. Задача государства состоит в защите
того, что, собственно, и придает человеку человеческое достоинство: его
свободы самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразно
этим решениям, если только этим не нарушаются права других людей.
Классически эта мысль выражена в американской Декларации независимости
от 4 июля 1776 г.: «Мы считаем очевидными истины: что все люди созданы
равными; что Творец наделяет их определенными неотъемлемыми правами; что к
числу этих прав относится право на жизнь, свободу и на стремление к
счастью; что для обеспечения этих прав из среды людей создаются
правительства, функции которых, облеченные в рамки закона, поставлены в
прямую зависимость от согласия управляемых».
Некоторые философы эпохи Просвещения были убеждены в том, что свобода
каждого может быть обеспечена уже только тем, что верховная власть будет в
руках самого народа.
Жан-Жак Руссо, чьи идеи оказали мощное влияние на французскую революцию,
считал абсолютное господство воли народа лучшей гарантией личной свободы
каждого. По этому образцу строилась и марксистско-ленинская теория
государства, которая провозглашала, что свобода человека может быть
достигнута через диктатуру пролетариата.
Права каждого должны быть защищены перед государственной властью
независимо от того, обусловлена ли эта власть волей народа или была
установлена без его согласия. Права и свободы отдельных людей являются
одновременно и разумным оправданием государственной власти, и пределом для
ее осуществления. Права государства заканчиваются там, где начинаются права
гражданина. Соблюсти свои права позволяют предоставленные человеку и
гражданину возможности прибегать к судебной защите в случае неправомерных
действий органов государства.
Действия государственных органов в отношении граждан должны отвечать
закону, ограничение их свобод возможно только в предусмотренных законом
случаях. Гарантию этого может дать лишь право каждого проверить
правомерность действий государственных органов посредством надлежащего
разбирательства беспристрастной инстанцией.
Преимущество демократии по отношению к другим формам правления
определяется тем, что на правителей возлагается - обязанность давать отчет
перед гражданами, выносить на обсуждение свою политику и переизбираться.
Непременным условием для этого является свобода всех принимать участие
в обсуждении государственных и общественных вопросов. Поэтому те права,
которые защищают свободу формирования и высказывания мнений, свободу печати
и других средств коммуникации, свободу собраний и демонстраций, образования
партий, представляют особое значение для действия демократии.
Не является оправданным посягательство государства на убеждения
граждан, если они не представляют угрозы для демократии, прав и свобод
других граждан. Но, с другой стороны, основные права позволяют власти
пресекать случаи, когда возникает угроза для прав и свобод каждого
человека. В частности, юрисдикция Конституционного Суда РФ позволяет
отменить решение большинства, если, выраженное в законе, оно противоречит
Конституции России.

«Дело о расовой сегрегации» (Дело Brown v. Board of Education 347 U.S.
483, 1954): Несмотря на то, что представленное в меньшинстве чернокожее
население Америки после гражданской войны 1861-1865 гг. стало полноправными
гражданами США, в южных штатах сохранялось строгое разделение по расовому
признаку в общественной сфере: черные и белые не могли сидеть на одних и
тех же скамейках в парках, ездить в одних и тех же трамваях и учиться в
одних и тех же школах. Верховный Суд на протяжении многих лет стоял на
защите закона, за который выступало преобладающее (белое) большинство
Граждан этих штатов: положение чернокожего населения соответствует нормам
Конституции, пока оно имеет хотя бы и раздельный, но равный доступ к
общественным заведениям.
В ответ на иск чернокожего школьника Брауна, который хотел добиться
разрешения на обучение в одном из предназначенных только для белых учебных
заведений, эта судебная практика была изменена Верховным Судом: «Отдельные
учебные заведения вынужденно неравны», так как меньшинство за счет такого
разделения чувствует себя вытолкнутым большинством, что оказывает
губительное воздействие на детей школьного возраста».
Это решение вызвало бурю негодования, так как шло вразрез с
возведенными Демократией в ранг закона взглядами большинства. В некоторых
штатах на юге США оно открыто игнорировалось. Правительство штата Арканзас
отказалось - несмотря на многочисленные постановления суда - отменить
деление по расовому признаку в школах столицы штата - Литтл-Рок.
Федеральные войска вынуждены были, преодолевая сопротивление большинства
местного населения и избранного им правительства, насильственно претворять
в жизнь постановления суда. В конечном счете, точка зрения Верховного Суда,
основанная на уважении сограждан, все же победила предубеждения и расовую
неприязнь большинства белого населения в тех штатах, в которых сегодня лишь
немногие «неисправимые» намерены вновь ввести деление по расовому
признаку.[2]


II. Критерии отнесения прав человека к основным.

Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека
и гражданина. К основам правового статуса личности относятся закрепленные в
Конституции права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть
всех прав и свобод.
Можно выделить следующие причины, по которым одни права и свободы
закрепляются в Конституции, а другие – в текущем законодательстве.
1. Значимость данного права и данной свободы для человека и общества.
В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в
наибольшей мере значимы как для конкретного человека, так и в целом для
общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека
они – условие для достойного его существования, человек и, в частности,
гражданин обладает естественным правом на участие в решении вопросов
устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит.
Само существование государства, общества обеспечивается совокупной
деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической,
экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу
предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая
среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы
формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и
свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и
защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем,
перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина (ст. 55 Конституции).[3]
2. Их неотчуждаемость. Статья 17 Конституции, как известно,
устанавливает, что основные
права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Именно
такого рода права и свободы закрепляются в Конституции.
3. Особые юридические свойства основных прав и свобод. Эти права и
свободы:
а) лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными
нормативными актами.
Так, все права, вытекающие из норм трудового права, основываются на
конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения
— на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной
сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и
свободы являются главными в характеристике правового положения личности;
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым
человеком и гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы,
устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются со статусом
лица — рабочий и служащий, собственник имущества, наниматель жилой площади,
покупатель и т.д.;
в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,
для каждого человека или для каждого гражданина.
Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от
других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким
основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они
не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и
принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о
том, что основные права и свободы выражают связь лица с государством, его
статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его воле,
принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с
утратой гражданства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы
человека и гражданина проявляются в процессе реализации его
правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же
права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в
конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника
правоотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в
нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в
Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их
закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без
принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой
на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем
жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и
свободы граждан; в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19
«Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод
человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом:
конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его
неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих
случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие
ядро правового статуса личности.
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает
48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и
свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические
основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер
жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Система основных прав и свобод характеризуется и порядком
расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не
техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового
статуса личности, которой придерживается государство.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав
человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности:
сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические
права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации
прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
В российском законодательстве такая последовательность впервые была
воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой
22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993
года.
Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978
года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и
свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем
политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной
системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как
второстепенные

III. Права человека и права гражданина

Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и
гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав
человека и гражданина 1789 г. Оно вытекает из теории правового государства
и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности,
независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы.
Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе,
основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и
опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.
Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано
ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было
вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав
человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности,
обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в
которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного
вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.
Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством —
института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Все статьи главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и
гражданина" последовательно различают права и свободы по указанному
принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет
о правах человека, Конституция использует формулировки: "каждый имеет
право", "каждый может", "каждому гарантируется" и т. д. Использование таких
формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым
человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является
ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие
только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право
собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами
государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к
государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на
обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной
собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане
РФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и
обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ
распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому
государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного
государства — двойное гражданство (ст. 52).
В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного
пакта о гражданских и политических правах: "каждый человек имеет право на
свободу и личную неприкосновенность" (ст. 9), "никто не может быть лишен
свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо
договорное обязательство" (ст. 11); "все лица равны перед судами и
трибуналами" и др. Личные права сформулированы применительно к человеку,
который может быть, а может и не быть гражданином того или иного
государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на
участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным,
допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной
службе), применяет термин "каждый гражданин". Стало быть, за различием
терминов и понятий "человек" и "гражданин" следует различие в правовом
статусе индивида.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека,
государство имеет право требовать от него поведения, которое
соответствовало бы поведению, зафиксированному в юридических нормах.
Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе
обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их
невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает
специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих
обязанностей[4].
Обязанность — это необходимое, должное поведение человека. Следует
вместе с тем подчеркнуть, что индивид не всегда осознает эту обязанность,
часто это приводит к нарушению нормы. Государство в системе обязанностей
указывает социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть
обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц,
проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность
каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.
58), Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует,
что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
В правовой статус личности включаются, как видно, и обязанности,
постольку, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями
других, реализованы быть не могут.
Государство руководствуется на свободе и ответственности поведения,
соответствие его интересам обществами интересами, а поэтому требует
выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим
использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и
государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в
ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет обязанности
перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
личности".
Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым
различным сторонам деятельности индивида. В соответствии со сферами его
деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих
правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав
человека, и особенно из международных пактов по правам человека, и
включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права,
социальные и экономические права.



IV. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина


Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с
возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы,
установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности.
Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948
г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом
исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и
свобод других и удовлетворения справедливых требований морали,
общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о
гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека
беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения
письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В.п. 3 ст.
19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и
особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с
некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом
и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения".
В Международном пакте о гражданских и политических правах
предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий —
пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или
религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к
дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав
постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и
исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в
демократическом обществе (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной безопасности и
общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и
преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод
других лиц".
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания
ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства".
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или
агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и
вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или
иного превосходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих
запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность
за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные
призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти
или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение
национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного
превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной.
Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением
свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным
стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусм

Новинки рефератов ::

Реферат: История развития Internet (Компьютеры)


Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Кибернетика и синергетика наука о самоорганизующихся системах (Естествознание)


Реферат: Гражданский кодекс (Право)


Реферат: First James (Исторические личности)


Реферат: Династия Демидовых (Исторические личности)


Реферат: Кэш-память современных микропроцессоров фирм Intel и AMD (Программирование)


Реферат: Возникновение злокачественных опухолей (Биология)


Реферат: Биофизик Чижевский и его учение об аэроионах (Спорт)


Реферат: Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы (Транспорт)


Реферат: Дневные хищники (Биология)


Реферат: Пенсионная реформа в Российской Федерации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Краткий словарь переводческих терминов (Иностранные языки)


Реферат: Страхование (Социология)


Реферат: Управленческий учет в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Банківські операції (Банковское дело)


Реферат: Визитная карточка (Культурология)


Реферат: Датчики потока (Технология)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Искусство в контексте культуры (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист