GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Приобретение гражданства Российской Федерации (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Приобретение гражданства Российской Федерации (Государство и право)


Курсовая работа
“Конституционное право России”
по теме “Приобретение гражданства
Российской Федерации”
студента 2-го курса МГЮА
Покидько Андрея Владиславовича



План курсовой работы
Приобретение гражданства Российской Федерации


1. Понятие гражданства
2. Основание приобретения гражданства
3. Порядок решения дел по приобретению гражданства

Понятие гражданства

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия -
гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились
на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство
признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на
дворянство (потомственное и личное),духовенство ( делилось по
вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и
цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы),
финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы
природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица
неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых
законодательство связывало весьма значительное различие в правах и
обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных
начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в
значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в
правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении
сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил
ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим
делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех
наименование- гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского
гражданства" установил право принимать в российское гражданство
иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный
комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское
гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но
уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право
принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в
РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.
Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское,
а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем
развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с
политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими
мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности
лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое
лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не
была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.
Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той
союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он
по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой
союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства
союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение
вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе
новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года
закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица,
состоявшие к 7 ноября в поддатстве Российской империи и не утративши
советского гражданства, а также лица ,которые приобрели советское
гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие
данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без
гражданства.
В дальнейшем, изменения в положении СССР ( например, присоединение к
Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и
т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих
отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства:
граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского
государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по
новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь
основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому
гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления
в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон
впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения
гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверините
России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных
республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.
Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов
граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами
Российской Федерации.

Закон Российской Федерации " О гражданстве Российской Федерации"
определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с
государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека.
Из этого определения исходят главные черты характеризующие
гражданство.
Гражданство является правовым состоянием ,ибо совокупность лиц, проживающих
на территории государства образует демографическую категорию - население и
включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без
гражданства. Гражданином государства лицо является вследствии
существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта
проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом
оформлении отношений гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской
Федерации установили общие основы отношений гражданства:
1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно
проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются
одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для
федеративного государства, для сохранения его целостности.
2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его
приобретения.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек
вправе приобрести российское гражданство или изменить его.
4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно
новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних,
советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.
5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство
иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего
законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства
основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение
государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим
государством.
6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или
расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.
7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и
покровительством российского государства.
8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может
быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего
выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное
гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.


ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ
ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава вторая "Приобретение гражданства Российской Федерации" Закона о
гражданстве РФ определяет основания приобретения российского гражданства.
Ст.12 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается: 1.
в результате его признания, 2. по рождению, 3. в порядке его регистрации,
4. в результате приема в гражданство, 5. в результате восстановления в
гражданстве РФ. 6 .путем выбора при изменении государственной
принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным
международными договорами РФ. 7. по иным основаниям, предусмотренным
настоящим Законом.
Исходя из того, что Россия выступает как правоприемница Советского
Союза, который в свою очередь, выступал как правоприемник Российской
империи, Закон применил при определении гражданства России не только
законодательный акты РФ, но и РСФСР, бывшего СССР и царской России, имевшие
силу на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается
принадлежность лица к российскому гражданству.
Признание гражданства РФ ( Ст.13 закона о гражданстве РФ).
Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно
проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления
Закона в силу. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным
причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года
отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем
подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца.
Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории
России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30 декабря
1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. при этом определяющими
обстоятельствами являются : рождение на территории России (в бывших
границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент
рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание на территории
РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась,
следует определять эти границы на дату рождения этого лица.
Следует отметить, что для признания гражданства России был избран
наиболее демократичный, так называемый "нулевой" вариант. В результате
признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны,
приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан
российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на
территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более
сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим
гражданам.
Вопрос этот имеет не только и не сколько теоретический характер, так
как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского
Союза. Российское государство самоопределяясь как суверенное независимое
государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех
граждан , коими они были на момент принятия этого закона подобно
законодательству Советского Союза ( например ст. 4 Закона Союза ССР "О
гражданстве СССР"). Это объясняется в первую очередь отсутствием
юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы
"растворялось" в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких
документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица
не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно
проживали граждане СССР. но считавшие себя гражданами других бывших союзных
республик, но ставших впоследствии независимыми государствами.
Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта
оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о
гражданстве РФ.
Гражданство по рождению. (Статьи 14,15,16 и 17 Закона о гражданстве РФ).
Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много
статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно
через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным.
На детей атомистически распространяется гражданство родителей, как это
принято в большинстве стран мира . Если отец и мать ребенка граждане
России, то ребенок, независимо от того, где он родился , также становится
россиянином. (Ст.14 Закона). Эта форма приобретения гражданства называется
"правом крови".
Похоже решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей
гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения
ребенка и здесь не играет роли.( Часть 1 Статьи15 Закона).
Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос
о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей,
причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок
приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне
родителя - гражданина РФ (Часть 2 Статьи 15 Закона).
В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является
гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе
судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна
или попечителя. (Ст. 16 Закона).
В связи с тем, что Россия является правоприемницей СССР, то она
предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до
момента распада Советского Союза (т.е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих
родителей- граждан других государств в тех случаях, когда эти государства
не предоставляют им своего гражданства. Это называется "правом почвы"
(Ст.17 Закона).
Приобретение гражданства в порядке регистрации.(Статья 18 Закона).
Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после
его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения
российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую
очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на
территории других союзных республик, ставших независимыми государствами
.Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого
основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный
порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал
решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ.
Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.
Этот же порядок закон распространил на лиц, бывших граждан СССР, признанных
состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства
СССР.
Таких ситуаций статья 18 установила шесть:
- если супруг, отец или мать лица, ходатайствующего о приобретении
российского гражданства, являются гражданами России, данное лицо ( муж,
жена, сын, дочь)может зарегистрироваться в качестве гражданина РФ.
- если хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении
российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, которые
приобрели иное гражданство по рождению .В этом случае это лицо может
приобрести российское гражданство в порядке регистрации в течении пяти лет
после достижения им 18-летнего возраста.
- если дети бывших граждан РСФСР родившиеся после прекращения у родителей
гражданства РСФСР обратятся в соответствующие российские органы в течении
пяти дет после достижения ими 18-летнего возраста.
Другие основания приобретения российского гражданства в порядке
регистрации имеет жесткие временные ограничения опять таки связанные с
нашей историей.
- Граждане СССР постоянно проживающие на территории других республик
бывшего СССР. если он не стали гражданами этих республик и в течении трех
лет со дня вступления в силу (т.е. до 6 февраля 1995 года) заявившие о
своем желании приобрести российское гражданство имели право на упрощенный
порядок приобретения гражданства РФ.
- регистрационный порядок приобретения российского гражданства
распространялся на лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории
России или бывших союзных республик и заявивших о своем желании приобрести
российское гражданство до 6 февраля 1993 года т.е. в течении года со дня
вступления в силу Закона о гражданстве.
- Тот же срок, т.е. один год со дня вступления в силу закона, давал право
приобретения российского гражданства в порядке регистрации, иностранным
гражданам и лицам без гражданства при условии, если они сами или мать, отец
состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению.
Необходимо подчеркнуть, что лица не сумевшие приобрести российское
гражданства в порядке регистрации по тем или иным причинам
не лишаются права приобрести российское гражданство, так как они могут это
осуществить в порядке приема в российское гражданство.
Прием в гражданство РФ ( Ст.19 закона).
Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в
гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство
независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических
и иных убеждений.(Часть 1 Статьи 19 Закона). Это вытекает из Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22
ноября 1991 года и включенной в Конституцию РФ, установившей, что каждый
имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации
в соответствии с законом.
Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство
иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он
требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока
проживания на территории России непосредственно перед обращением с
ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев,
признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания
сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного
проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на
три месяца(Часть 2 Статьи 19 Закона).
Часть 3 указанной статьи закона предусматривает обстоятельства облегчающие
прием в российское гражданство вплоть до снятия требований части второй
настоящей статьи: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом,
усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ. наличие высоких достижений
в области науки, техники и культуры, а также обладание профессии или
квалификацией, представляющими интерес для России, наличие заслуг перед
народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождение России, в
осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, получения убежища на
территории России.
Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где
со одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении
российского гражданства, с другой - государство. Поэтому законодательство
предусматривает право государства отказать в предоставлении своего
гражданства. Это относится к лицам:
- выступающим за насильственное изменение конституционного строя,
- состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с
конституционными принципами Российской Федерации,
- осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения
свободы за действия, признанными противоправными российским
законодательством.
При этом, условием принятия российского гражданства является отказ от
иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного
гражданства или о двойном гражданстве.
-







Реферат на тему: Приоритеты политической деятельности государства

Дипломатическая академия при МИД РФ



РЕФЕРАТ

на тему: “Приоритеты в политической деятельности
государства”



Выполнил:
Зенкин Денис Владимирович,
слушатель д/о 1 курса,
1 потока, 2 группы.



Москва-1997
Как известно, современная практическая политология выделяет три
основных направления в определении соотношения внутренней и внешней
политики государства. Согласно одному мнению эти два понятия независимы,
действуя как бы в разных плоскостях, согласно другому - первое, являясь,
якобы, первичным, определяет второе. Однако также существует точка зрения,
предполагающая неразрывную связь, единство сущности внутренней и внешней
политики, их равноправие как направлений политики вообще. В самом начале
высказав свою поддержку в пользу последнего тезиса, я попытаюсь изложить и,
по мере моих скромных возможностей, обосновать свои взгляды на эту
проблему.
Как и в подходе к решению любого вопроса самой разнообразной
сложности требуется временный отход от непосредственного поиска истины к
понятийному уровню, уровню дефиниций. Таким образом, во избежании возможных
недоразумений, мы с самого начала придем к “соглашению о терминах”.
Что же означают на первый взгляд столь далекие друг от друга в
лексическом значении понятия, как “потребность”, “национальный интерес”,
“политика”, “политическая деятельность”, “политика внешняя и внутренняя”?
Hасколько они связаны между собой? Каково их соотношение в терминах
“сущность-явление”, “форма-содержание”?

Мы имеем полное право утверждать, что потребности существуют у любого
живого организма, будь то дерево, пресмыкающееся, животное или человек.
Однако эти потребности следует различать - от чисто витальных до сложных
социально-психологических, высшим проявлением которых является желание
самореализации, самоутверждения, творческой деятельности. Дабы понять
различие потребностей человека и, к примеру, животного, мы неизбежно будем
вынуждены обратиться к трактовке данного термина психологией, поскольку
именно психика и сознание в конечном счете выделили человека в классе
млекопитающих. Таким образом, потребность в психологии - это особое
состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”,
“неудовлетворенность” - отражение несоответствия между внутренним
состоянием и внешними условиями его деятельности, которое обнаруживается во
влечениях и мотивах. Именно осознание “нехватки” создает психологические
предпосылки для определения различий в потребностях животного и человека.
Именно осознание потребностей делает их интересами, тем самым добавляя к
мотивации человека кроме инстинктов оттенки психологического и социального
характера.
Потребности носят динамический характер, они изменчивы: на базе
удовлетворенных возникают новые, более высокие или, наоборот, более
низкие, что связано с включением индивида в различные сферы и формы
деятельности. Следовательно постоянно изменяется и иерархия потребностей,
варьируясь в самых широких, подчас неожиданных диапазонах.
Таким образом мы проследили формирование у индивида интереса, как
психо-социального явления на основе осознания объективных потребностей.
Исходя из факта социальности существования человека, можно сделать вывод,
что с самых древнейших времен у различных сообществ “homo sapiens”
сформировались свои специфические интересы. Причем их разнообразие было
наиболее заметно при сопоставлении отдельных сообществ, нежели особей
внутри одного из них. Интересы внутри группы были более однородны, по
сравнению с их разницей между двумя группами. Чем больше различий в образе
жизни, ареале обитания, культуре, системе ценностей и т.д., тем заметнее
разница интересов.
В результате выделяются микро общества с определенными стремлениями и
их характерным противопоставлением стремлениям других сообществ. Если
рассматривать эти явления с чисто терминологической точки зрения, то в
этих стремлениях можно увидеть черты, прообраз национальных интересов -
интересов группы людей, объединенных определенным императивом. Однако
понятие национальных интересов гораздо более сложно, нежели банальный
интерес группы людей.
Осознанию национальных интересов предшествует длительный процесс их
формирования. В этом процессе выделяют три основных фазы. На первом этапе,
как уже было показано выше, происходит осознание объективных потребностей,
вследствие чего появляется интерес. Затем, на этой основе, определяются
цели и задачи. Таким образом, из правильности осознания потребностей
следует правильность формулировки целей общества. На третьем этапе уже
непосредственно ставится вопрос о способах достижения поставленных целей,
переводя проблемы в плоскость ее практического решения.
Процесс формирования национальных интересов настолько сложен и
противоречив, отличается столь трудноуловимой тонкостью восприятия, что
немудрено существование большого числа взглядов на эту проблему. Мое
мнение, безусловно, ни в коей мере не претендует на свою даже
гипотетическую истинность, однако по мере своих скромных возможностей я
готов ее защищать.

Переходя непосредственно к теме настоящего реферата я хотел бы
рассмотреть нижеследующую схему, в некоторой мере отражающую процесс
формирования политики государства (см.рис.1).
На схеме с известной степенью обобщения приведено практическое
поэтапное формирование национальных интересов в условиях классического
демократического государства. Характеризуя государство, как систему
определенных общественных отношений, я намеренно употребил выделенные
прилагательные, поскольку их отсутствие дает возможность разделять понятия
“национальные интересы” и “государственные интересы”, как интересы узкого
круга правящей элиты, а не большинства. В тоталитарном государстве, в
подавляющем большинстве случаев, не существует стабильной открытой обратной
связи между политикой правительства и объективно осознанными потребностями.
Господство правящей элиты может обеспечивается за счет широкого круга мер
(военная сила, идейная пропаганда, “политика лжи”), нейтрализующих давление
снизу, со стороны общественного мнения. В условиях демократического
государства такое несоответствие приведет к неминуемой отставке
правительства. Вопрос о преимуществах той или иной системы многими
авторитетами признается весьма скользким. При демократии слепое выполнение
“воли народа” неизбежно приведет к национальной катастрофе. Уровень
рациональности на этапе формирования общественного мнения, при воздействии
на него различных политических сил, весьма низок. В этой связи важное
значение приобретает этап выработки государственной политической доктрины,
где зерна наиболее эффективным образом должны быть отделены от плевел.
Безусловно, ответственная роль отводится и правительству, как то
обеспечение надежной обратной связи между политикой и обществом. Апологеты
тоталитаризма утверждают, что это есть суть бессмысленные издержки
демократического строя, предпочитая силовое “разъяснение” обществу
“ошибочности” его мнения.

Рис.1

воздействия



Объективно Обществен- Выработка Политика
осознанные ное мнение доктрины правительства
потребности



воздействия


обратная связь



Итак, в наших рассуждениях мы вплотную подошли к политике государства.
Мы выяснили, что проводимая правительством политика в условиях
демократического государства является опосредованным отражением воли, а
следовательно интересов или осознанных потребностей большинства населения,
сложившихся в определенных социально-экономических условиях. Таким образом,
весь спектр государственной деятельности можно назвать политической
деятельностью, которая, однако, может иметь воздействие на целый ряд
областей жизни общества, самых разнообразных по своим формам и содержанию.
Можно назвать политику государства областях экономики, обороны,
межгосударственных отношений, здравоохранения, спорта, экологии и многого
другого, поражающего своим многообразием и пестротой. Классификация же
политики на внутреннюю и внешнюю является одним из наиболее общих
принципов.
Хотелось бы сразу обмолвиться, что существует смысловая разница между
понятиями “политика” и “политическая деятельность”. В общих словах эту
разницу можно было бы охарактеризовать, как соотношение между желаемым и
действительным. В то время как политика заключает в себе программу действий
правительства по защите национальных интересов, то политическая
деятельность - это уже непосредственно практическая деятельность по
воплощению программы, политики.
Однако не будем отвлекаться. Мы сошлись во мнении, что своим
многообразием политика правительства стремится защитить национальные
интересы страны, как бы действуя сразу во многих плоскостях, все же
обеспечивая намеченную направленность многомерного вектора. Таким образом
уместно полагать, что и ее направления, в качестве которых мы выделяем
внутреннюю и внешнюю политику, также будут преследовать те же цели, а не
тащить, подобно персонажам известной басни, воз в разные стороны.
Несомненно, в силу специфики сферы реализации эти направления имеют свои
объективные различия, носящие характер содержательный, но отнюдь не
сущностной. Сущностью является цель политики вообще, а не отдельно взятого
направления.

Почему же бытует мнение о примате внутренней политики над внешней?
Откуда могло взяться такое суждение и есть ли под ним реальная основа?
На мой взгляд корни этого заблуждения лежат в заведомо неправомерном
делении одного целого на составляющие части, приводящем впоследствии к
потере смысла целым и диктатуре частного; к ошибочным теориям, пытающимся
построить дом умозаключений, не имея на то объективного фундамента. Как уже
упоминалось, политика правительства защищает национальные интересы страны.
Таким образом многообразие политики имеет под собой одну основу, тем самым
обеспечивая единственность сущности своих различных направлений, по
определению имеющих разную форму и содержание. Безусловно, это
непосредственно относится и к соотношению внутренней и внешней политики.
Это - суть лишь направления в осуществлении политики в целом.
Все это еще раз подтверждает неправомерную искусственность деления
политики, приведшую к столь серьезным разногласиям в среде исследователей.
Возможно в этом выборе свое влияние оказал дефект человеческого
мышления, как то склонность к применению шаблона “сущность-явление” ко
многим, не требующим того понятиям. В данном случае налицо рассмотрение
внутренней политики как сущности, а внешней - как явления со всеми
вытекающими отсюда выводами. Внешняя политика ошибочно расценивается, как
инструмент внутренней, как одно из ее проявлений, чем именно последняя, а
не политика вообще возводится в ранг сущности.
В чем же скрываются истоки столь ошибочной классификации? В этом
вопросе я абсолютно согласен с мнением известного политолога Э.А.
Позднякова, изложенным им в труде “внешнеполитическая деятельность и
межгосударственные отношения”. Автор полагает, что почву для подобного рода
заблуждений питает неправильное понимание доминирования внутренней
политики. Она не определяет внешнюю политику, однако является
привилегированным направлением в политике государства в целом.
Действительно, с точки зрения прикладываемых государством энергии и
средств, важности и многообразия различных направлений политической
деятельности приоритет, несомненно, принадлежит внутриполитическому
направлению. Исключение могут составлять моменты осложнения ситуации на
международной арене вплоть до возникновения военных конфликтов, имеющие
прямое отношение к данной стране и делающие наиболее насущным поиск
союзников и т.д. Внутренняя политика более значима уже потому, что именно
она служит основным политическим средством удержания и закрепления
государственной власти. Таким образом, сравнивая содержания обоих
направлений нельзя не заметить, что содержание внутриполитического
направления “значительно богаче, разнообразнее и значимее”1. Иными словами
мы можем утверждать существование тех или иных приоритетов государства, но
отнюдь не примата одного направления над другим.
Делая небольшое отступление из области теоретических рассуждений в
реальную жизнь следует заметить одну очень важную тенденцию, наметившуюся в
последние десятилетия. Имеются в виду протекающие повсеместно процессы
глобализации и интеграции. Классическими примерами того являются
Европейское Сообщество, интеграционные процессы в Северной Америке,
многочисленные экономические союзы. Сближение государств идет как в
плоскости экономики, так и политики. Возникают и множатся влиятельные
межправительственные, международные общественные организации, входят в
практику многосторонние международные соглашения. Отдельно взятое
государство не может полноценно существовать и самореализовываться на благо
своих граждан вне этих объективных закономерных процессов. Вливаясь в них,
оно неминуемо отдает часть своего суверенитета мировому сообществу,
обязуясь подчиняться коллективным решениям. Вследствие этого год за годом
возрастает значение внешнеполитического направления. Наблюдается усиление
описанных тенденций, на основе чего, экстраполируясь, можно прогнозировать
создание в будущем всемирной державы.

Все без исключения направления политической деятельности объединяет
одно - единство сущности. Содержание и форма в той или иной сфере могут
меняться в зависимости от конкретных социально-экономических и политических
условий. Однако многие находят примеры, якобы подтверждающие обратное. На
самом деле это, как правило, оказывается заблуждением. В качестве примера
приводится политика кардинала Ришелье во время “правления” Людовика XIII,
когда наряду с лишением прав и гонениями на гугенотов во Франции кардинал
активно поддерживал “протестантскую ересь” в Германии. Как ни странно,
описанное является классическим примером единства сущности и различия
содержаний внутренней и внешней политики. Определяющим моментом политики в
целом была известная доктрина, провозглашавшая Францию сверхдержавой. Для
ее реализации было необходимо единство внутри Франции и разобщенность и
слабость потенциальных врагов вне ее. Это достигалось параллельными
действиями в обоих направлениях разными по содержанию и форме методами.
Таким образом, для правильного осознания характера соотношения
внутренней и внешней политики, необходимо исходить из соображений как о
единстве сущности, так и о различии в их содержании.

Не менее интересно также рассмотреть точку зрения, согласно которой
внутренняя и внешняя политика являются по сути равными диалектически тесно
взаимосвязанными частями. С первого взгляда представляется истинность
такого суждения, подразумевающего гипотетическое равенство этих понятий.
Однако равенство может быть разным. В данном случае речь идет о
взаимоисключающем сопоставлении, а не о сопоставлении тождественных
взаимодействующих понятий, имеющих единую сущность. Суть диалектики состоит
“в раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и в познании
взаимоотношений между ними, которое в общем характеризуется борьбой и
единством этих противоположностей”2 . Таким образом, пытаясь доказать
диалектическое единство внутренней и внешней политики, значит на деле
доказывать их противоположность. Признавая диалектическое единство, мы тем
самым признаем и их взаимоисключаемость, что есть в корне неверно.

Итак, подводя итог сказанному, заключим, что внутренняя и внешняя
политика есть равноправные, единые в сущности и разные по содержанию и
формам направления государственной политики. Являясь методами
самореализации государства, руслами его деятельность, они
взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Они не связаны между
собой отношениями соподчиненности и являются абсолютно тождественными
инструментами в процессе политической деятельности государства.



Библиография:


Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные
отношения. М.: Наука, 1986.

Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М.: Наука, 1976.

Шиллер Ф. История Тридцатилетней войны. М.: Гослитиздат, 1957.

История дипломатии. М.: Гослитиздат, 1959.

1 Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные
отношения. М.: Наука, 1986, с.19.
2 см. Там же, с.13.





Новинки рефератов ::

Реферат: Галогены (Химия)


Реферат: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ (Биология)


Реферат: Интегрирование линейного дифференциального уравнения с помощью степенных рядов (Математика)


Реферат: Билеты по предмету Организация торговли продовольственными и непродовольственными товарами. 1 семестр 2001-го. (Менеджмент)


Реферат: Стрессовые ситуации (ОБЖ) (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Тенденции символизма в творчестве Врубеля (Искусство и культура)


Реферат: ОТРАЖЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Ахматова в ранние годы (Литература)


Реферат: Взаимодействие электронов с поверхностными акустическими волнами (Физика)


Реферат: Грибы и их использование (Биология)


Реферат: Юридическое лицо (Государство и право)


Реферат: Маркетинговi дослiдження фiрми (Менеджмент)


Реферат: Котляревський (Литература : зарубежная)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Залежність виникнення неврозів у дітей від типу родини (Психология)


Реферат: Правовое положение юридических лиц в международном частном праве (Международное частное право)


Реферат: Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора) (Социология)


Реферат: Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга) (Право)


Реферат: Коллективизация в Казахской ССР в 20-30-е годы и ее последствия (Политология)


Реферат: Курская битва (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист