GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Белинский В.Г. - выдающаяся личность 20 века (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Белинский В.Г. - выдающаяся личность 20 века (Литература : русская)



Средняя школа N17
1995-1996 уч. год



Реферат

на тему:
“Выдающаяся личность XIX века - Белинский В.Г.”
Выполнил:
ученик 7А класса Близняков Алексей.
Проверила:
Ярославцева Н.М.



Тюмень-1996г


П л а н

1. Начальная точка сознательного жизненного пути.

2. Развитие критической мысли.

3. Литературная критика Белинского, связанная с Пушкиным.

4. Литературная критика Белинского, связанная с Лермонтовым.

5. Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем.

6. Смерть Белинского.

7. Творческое наследие.



Белинский Виссарион Григорьевич родился 30 мая (11 июня)1811 года в
Свеаборге, в семье флотского врача. Вскоре отец оставляет морскую службу, и
семья переезжает в Пензенскую губернию. Отец занимает место уездного лекаря
в Чембаре (ныне переименован в честь Белинского). В Чембаре прошли детские
годы молодого критика. В этом городке началась его учеба, в казенном
училище. Пройдет время, и Белинский напишет в Москве свои “Литературные
мечтания”, а под своей статьей поставит название мало кому известного
городка, желая таким образом почтить места своего детства и указать тем
самым на начальную точку сознательного жизненного пути.
После Чембарского училища Виссарион начинает учиться в Пензенской
гимназии. Гимназическая программа не увлекала его, мечтой были Москва и
университет. Белинский самостоятельно подготавливается к вступительным
экзаменам и с успехом сдает их. Его зачисляют на словесное отделение, где
учились тогда Герцен, Лермонтов, Огарев и Станкевич.
“Атмосфера культурной жизни Москвы, множество впечатлений от театра,
лекции по теории и истории литературы, философии развивали природные
способности молодого Белинского, обогащали пытливую мысль. Многому научила
его студенческая жизнь, волнующие обсуждения научных открытий и
литературные опыты самих же студентов”.1
В 1831 году на суд участников таких обсуждений отдал свое произведение
и студент-словесник Белинский. Это была романтическая драма “Дмитрий
Калинин”, где автор с юношеским жаром обрушивался на “крепостническую
тиранию”. Чтобы не привлекать внимание к ее сочинителю, университетское
начальство после ознакомления с пьесой воздержалось от грозных мер по
отношению к автору. Однако через год, после болезни, он был отчислен из
университета якобы за малую успеваемость и по слабости здоровья. После
этого материальное положение Белинского пошатнулось. Он был готов браться
за любую литературную работу. Со временем материальное положение Белинского
начинает улучшаться, после встречи с литературным критиком, профессором
Н.И.Надеждиным. В то время он был редактором журнала “Телескоп” и газеты
“Молва” (приложение к журналу).
Лишенный всяких возможностей заниматься в университете, Белинский
теперь уже не мог мыслить своей жизни без интересов и настроений близкой
ему среды. Очень много значило для него в ту пору встреча и сближение с
Николаем Владимировичем Станкевичем, из кружка которого впоследствии вышло
немало видных деятелей русской общественной мысли 40-х годов XIX века.
Сближение со Станкевичем и, в особенности, изучение западноевропейской
и гегелевской философии увлекали Белинского, побуждали его к активной,
действенной позиции, как начинающего литератора. Сначала в “Молве“, а потом
и в “Телескопе” Белинский в 1834-1835 годах выступил со статьями,которые
явились началом всей его будующей работы литератора-трибуна, критика
необычайного по масштабу, по новизне и плодотворности идей.
До Белинского русская критическая мысль находилась в большом долгу
перед литературой. Сам Пушкин неоднократно с болью отмечал это. В
современной ему критике поэта не устраивало отсутствие глубокого анализа,
умения на примерах воспитывать читающую публику. В 1825 году в письме к
Бестужеву он писал: “Именно критики у нас и не достает... Мы не имеем ни
единого комментария, ни единой критической книги. Мы не знаем, что такое
Крылов, Крылов, который столь же выше Лафонтена, как Державин выше Ж-Ж
Руссо. Чего же ты называешь критикой ? Вестник Европы и Благонамеренные ?
Библиографические известия Греча и Булгарина ? Свои статьи ? Но признайся,
что это все не может установить какого-нибудь мнения публики, не может
почитаться уложением вкуса.”1
И Белинского волновали те же вопросы, когда он начинал свои статьи о
Пушкине. С творчеством Пушкина тесно связана вся критическая деятельность
Белинского. Небольшой заметкой о “Борисе Годунове” - ”Разговор помещика и
вольнопрактикующего учителя” (1831) он начал свой путь критика. В 1843-1846
годах критик создал цикл, полностью обобщающий творчество Пушкина,
состоящий из 11 статей. Вдохновенные строчки, посвященные Пушкину, мы
находим в последней статье “Взгляд на русскую литературу” 1847 года,
написанный незадолго до смерти. В 1836 году А.С.Пушкин в журнале
“Современник” писал о молодом Белинском: “Он обличает талант, подающий
большую надежду. Если бы с независимостию мнений и остроумием своим
соеденял он более учености, более начитанности, более уважения к преданию,
более осмотрительности,-словом, более зрелости, то мы бы имели в нем
критика весьма замечательного”.1
“Пожелание Пушкина сохранило свое значение для Белинского и в
дальнейшем. Хоть и не без отдельных ошибок, неточностей, “волнуясь и
спеша”, шел критик к выполнению своей миссии”.2 Идеи, задачи, которые
ставил перед собой литературный критик, публицист, мыслитель, определялись
развитием всего русского общества.
События, описанные раньше, талант начинающего критика-все это
происходило во время николаевской реакции. Позади остался общественный
подъём. Слишком памятна была в это время жестокая расправа над декабристами
- участниками восстания 1825 года “Но “заморозить” прогрессивную мысль в
России, царизм все же был не в силах”. В стране назревала новое
общественное движение. Оно уже отходило от дворянского, к разночинскому”.
Эти события повлияли на деятельность Белинского. Он подчеркивал, что
литература - это “живой источник, из которого просачиваются в общество все
человеческие чувства и понятия”.
“Белинский обобщил богатейший опыт не только русской, но и европейской
литературы. Пройдя сложный путь от философического идеализма к материализму
и революционному демократизму он разработал принципы научной эстетики,
создал программу реализма, выдвинув идею народности отечественной
литературы, указал на первейшие условия искусства - быть верным
действительности, отражать ее в наиболее важных и характерных чертах”.
“Он внес в критику не только новизну эстетических концепций, но и
смелую широту социально-политических воззрений. Его выход на арену идейной
борьбы буквально поражал многих современниокв “...Налетела буря
Белинского”, - вспоминал впоследствии поэт Апполон Майков. Буря эта
предшествовала будующему революционно-демократическому движению”.
Одной из замечательных черт дарования Белинского была способность
открыть новый литературный талант, предсказать его большое будующее.
Белинский один из первых отметил талант Лермонтова, первый оценил его по
достоинству, определив его место в истории русской литературы. В его
представлении Лермонтов всегда оставался третьим после Пушкина и Гоголя,
русским поэтом, призванным выразить в поэзии “совсем новое звено в цепи
исторического развития нашего общества”.
Имя Лермонтова, прозвучавшее впервые в России, как имя автора стихов
“Смерть поэта”, клеймящие убийц Пушкина, стихов, которые наизусть читались
всеми, в ком жила любовь к родине, ненависть к николаевской реакции, боль и
горечь утраты “солнце русской поэзии” с 1838 года уже более или менее
регулярно появляется в журналах. Белинский с восторгом читал и снова
перечитывал своим друзьям, написанные безымянным поэтом в 1838 году “Песнь
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова”. Через год Белинский с восхищением отметил произведение
Лермонтова “Бэлла”, “Ветка Палестины”, “Не верь себе”, отметив также “Душу”
и “Поэта”.
Насколько зачарован Белинский творчеством Лермонтова можно судить по
письмам к поэту. В августе 1839 года Виссарион Григорьевич пишет
А.А.Краевскому: “Стихотворение Лермонтова, “Три пальмы” чудесно,
божественно. Боже мой ! Какой роскошный талант ! Право, в нем таится что-то
великое...”. Через месяц в письме к Станкевичу он уверенно предсказывает,
что “на Руси явилось новое могучее дарование Лермонтов”. В начале 1840 года
в письмах к К.С.Аксакову и В.П.Боткину, Белинский опять говорит о
“дьявольском таланте” Лермонтова. Под впечатлением стихотворений “Дары
Терека”, “Колыбельная песня” и “Грустно и скучно”, Белинский утверждает:
“Черт знает - страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится
третьий русский талант и что Пушкин умер не без наследника”.
“Тридцатые годы тяжелым безвременьем нависли над Россией”. После
разгрома декабристов все лучшие представители общества, пытавшиеся поднять
свой голос, против суровости крепостнического строя, были раздавлены
“царским произволом”. Благородный мыслитель того времени, Чаадаев, был
признан сумашедшим лишь за то, что в своем “философическом” письме
критиковал крепостничество. Это письмо в 1836 году было опубликовано в
“Телескопе”, вызвав тем самым гонение редактора журнала Надеждина и
закрытие “Телескопа”. Затравленный “придворной чернью”, безвременно погиб
Пушкин. Герцен, как “свободный вольнодумец”, с середины 30-х годов, как
опасный для общества, скитается в ссылках по России. Жертвой интриг
становится и Лермонтов, “осмелившийся нарисовать портрет общества и дерзко
бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью !...”.
Именно в эти годы, годы безвременья вступает на литературное поприще
Белинский. В 1834 году в статье “Литературные мечтания”, он утверждает,
“что в России еще нет литературы, как выражения духовной жизни народа, и с
тех пор всю свою последующую недолгую жизнь отдает борьбе за создание
реалистического русского национального искусства”.
В конце 30-х годов критик меняет свою философию и утверждает, что
против устройства государственного идти никак нельзя. На этом основании он
отказывает произведениям, в которых слышится общественное недовольство.
“Это состояние ”примирение” не было долговременным. В ноябре-декабре
1840 года Белинский решительно отказывается от проповедуемой им год назад
взглядах. Он вспоминает это, как “страшный сон”, свои недавние попытки
насильственного примирения “с гнусной россейскою действительностью, этим
китайским царством материальной, животной жизнью, чинолюбия, крестолюбия,
деньглюбия, взяточничества, безрелигиозность, разврата, отсутствия всяких
духовных интересов, торжества бестыдной и наглой глупости,
посредственности, бездарности, - где все человеческое, сколько-нибудь
умное, благородное, талантливое, осуждено на угнетение страдание, где
цензура превратилась в военный устав о беглых рекрутах, где свобода мыслей
истреблена, ... где Пушкин жил в нищенстве и погиб жертвою подлости, а
Грече и Булгарин заправляют всею литературой с помощью доносов, и живут
припеваючи”. В борьбе с “уродливым настоящим” видит теперь Белинский смысл
своей жизни.
В 1841 году, прочно встав на путь революционный, критик в особенности
восхищается “лермонтовским поэтом”. В лермонтовском отрицании, Белинский
чувствует истинный патриотизм и предсказывает у Лермонтова появление темы
“Родина”. Белинский был сильно потрясен трагической гибелью поэта. Горечью
и злой иронией полно его письмо Кетчеру, которому он сообщает эту весть:
“Лермонтов убит наповал - на дуэли. Оно и хорошо: был человек беспокойный и
писал хоть хорошо, но безнравственно... В замен потери Булгарин все
молодеет и здоровеет”.
Критик хотел написать большую статью о Лермонтове, но задумки
осуществить так и не успел, но и то, что написано Белинским является чем-то
гениальным, достойно вохищения.
Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями,
но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с
Гоголем.
В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ”
Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет
цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев
сближения критика с писателем.
В 1847 году, когда до Гоголя дошли резкие отзывы “Современника” на
книгу “Выбранные места из переписки с друзьями”в июне-августе Гоголь
написал сразу три письма Белинскому. Сначала на его статью в
“Современнике”, потом в ответ на знаменитое письмо Белинского, которое
вскоре читала вся мыслящая Россия.
Эти письма свидетельствуют о том, как не далек был Гоголь от
Белинского идейно. Слово Белинского задевало его непосредственно и глубоко.
В 1839 году Белинский принимается за разбор комедии Грибоедова и посвящает
этому почти половину статьи “Горе от ума”.
Через 7 лет после смерти великого критика Герцин опубликует письмо
Белинского Гоголю в журнале “Полярная звезда” в Лондоне. В последний год
жизни (1848) Белинский еще напечатает дополнение к своему “завещанию” -
“Взгляд на русскую литературу 1848 года”. Вспоминая о своем первом
знакомстве с Белинским Достоевский скажет: “Я застал его страстным
социалистом и признается, что также страстно “принял тогда все учения его”.
Умер Белинский 25 мая 1848 года в Санкт-Петербурге от туберкулеза,
прожив всего 37 лет.
“Творческое наследие великого русского критика огромно. Белинский
предстает перед нами рыцарем идей революционной демократии, борцом за
правдивое, реалистическое искусство, необходимое народу. Без наследия
замечательного критика невозможно осознать многие важнейшие уроки русской
классики, и прежде всего - уроки гуманистические, нравственные, сохраняющие
свое значение и для нашего времени”.




Реферат на тему: Белинский о Пушкине


елинский был истинным гением литературной критики, проницательней-шим
судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать то
особенное, что отличает одного писателя от другого. Особенно велики
заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении творчества Пушкина. С
Пушкиным Белинский лично не успел познакомиться, хотя такое знакомство
намечалось. Благоговея перед памятью Пушкина Белинский высказывал
иногда справедливые, а порой и не справедливые критические суждения о
нем. На опыте творчества Пушкина Белинский вырабатывал критерии
художественности. Изучая творчество великого поэта, Белинский постигал
закономерности русского литературного процесса. Критик подходил к
оценке творчества Пушкина конкретно, исторически. В трактовке романа
«Евгений Онегин» Белинский поднялся на невиданную до него ступень
социологического анализа. Указывая на народность поэзии Пушкина,
Белинский подчеркивал, что в истории России относительно прогрессивное
значение имело та часть просвещенного дворянства, которой принадлежали
и сам поэт, и герой его романа в стихах - Онегин и Татьяна. Поэт сумел
подняться над предрассудками своего класса и критически, с
энциклопедической полнотой отобразил один из моментов его жизни и
жизненного общества. В «Пушкинских» статьях Белинский поставил много
общих вопросов эстетики. Он рассуждает о поэзии Пушкина, подчеркивая
ее земной, гуманистически глубоко нравственный характер. Пластичность,
осязаемость Пушкинских образов, в точность и выразительность его языка
рассматривается в общей системе реалистического творчества поэта. Он
подчеркивал, что Пушкин - поэт изящной формы, что Пушкин - вечно живое
явление русской поэзии, что никогда приговор поколений над ним не
будет окончательным. А это возможно только потому, что Пушкин поставил
в своем творчестве кардинальные вопросы русской жизни.

негин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя
его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых
личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как
отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа,
вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».( Эта поэма имеет
огромное историческое и общественное значение. «Онегин» со стороны
формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со стороны
содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства.
Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину
русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его
развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» поэма историческая в
полном смысле слова, хотя в числе его героев нет ни одного
исторического лица. «Первая истинно национально-русская поэма в стихах
была и есть - «Евгений Онегин»( - утверждает критик. Глубокое знание
обиходной философии сделало «Онегина» видением оригинальным и чисто
русским. Содержание «Онегина» так хорошо известно всем и каждому, что
нет ни какой надобности излагать подробно. В «Онегине» Пушкин решился
представить сам внутреннюю жизнь этого сословия, и в месте с ним и
общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е.
в двадцатых годах текущего столетия. И здесь нельзя не подивиться
быстроте, с которою движется вперед русское общество: мы смотрим на
«Онегина», как на роман времени. «Велик подвиг Пушкина, что он первый
в своем романе поэтически воспроизвел русское общество такого времени
и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую
сторону; но едва ли не выше подвига нашего поэта в том, что он первый
поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»,(- говорил В.
Г. Белинский. В своей поэме Пушкин умел коснуться так многого, что
принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского
общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в
высшей степени народным произведением.

оэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества.
Онегин - отнюдь не вельможа, Онегин - светский человек. Белинский
писал, что Пушкин героем своего романа взял светского человека.
Онегину было дико в обществе Лариных; но образованность еще более,
нежели светскость, была причиною этого. Онегин с первых же строк
романа был принят за безнравственного человека. Онегин радуется
болезни своего дяди и ужасается необходимости корчить из себя
опечаленного родственника, - Вздыхать и думать про себя: Когда же черт
возьмет тебя? Его дядя был ему чужд во всех отношениях. Онегин был
законченным наследником его имения. Что в словах Онегина проглядывает
какая-то насмешливая легкость, - это виден только ум и естественность.
Большая часть публики, по словам критика, совершенно отрицала в
Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и
эгоиста по натуре, но светская жизнь не убила в Онегине чувства, а
только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Но
Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила
поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей.
Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше
чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Онегин презирал
людей. «Дело говорит само за себя: гордая холодность и сухость,
надменное бездушие Онегина как человека произошли от грубой
неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом
характер. Онегин - не Мельмот, не Чаильд - Гарольд, не демон, не
пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто -
«Добрый малой, как вы да я, как целый свет»,(- пишет Белинский. Поэт
справедливо называет «обветшалою модою». Везде находить или везде
искать все гениев да необыкновенных людей. Онегин не годится в гении,
не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат
его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется; но он знает, и
очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так
довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта
самолюбивая посредственность не только провозгласила его
«безнравственным», но и отняли у него страсть сердца, тепло души,
доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан
Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не
убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом,
подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают
слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и
освежиться в тиши уединения, на фоне природы, он скоро увидел, что
перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей
воли зависящих обстоятельств. Онегин, по мнению критика, - страдающий
эгоист. Его можно назвать эгоистом по неволе. Большинство публики
крайне удивлено тому, как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не
влюбиться в нее, - и еще более, как тот же самый Онегин, который так
холодно отвергал чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом
страстно влюбился в великолепную светскую даму? Онегин был так умен,
тонок и опытен, хорошо понимал людей и их сердца. Он был живо тронут
письмом Татьяны. Разлученный с Татьяною смертью Ленского, Онегин
лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми.
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
«Чем естественнее, страдание Онегина, чем дольше оно от
всякой эффективности, тем оно менее могло быть понято и оценено
большинством публики»,( - считал Белинский. В двадцать шесть лет так
много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не
сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через
какие убеждения: это
смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни:
страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске
силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог
узнать ее: так переменилась она! Онегин мог не без основания
предполагать и то, что Татьяна внутренне осталась сомой собою и свет
научил ее только искусству владеть собою и серьезнее смотреть на
жизнь. Притом же в глазах Онегина любовь без борьбы не имела никакой
прелести, а Татьяна не обещала ему легкой победы. И он бросился в эту
борьбу без надежды на победу, без расчета, со всем безумством
искренней страсти, которой так и дымит в каждом слове его письма:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Онегин - характер действительный в том смысле, что в нем нет
ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив, чем
несчастлив только в действительности и через действительность. «Что
стало с Онегиным потом? - Не знаем, да и на что нам знать это. Когда
мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь
без смысла, а роман без конца»,( - завершает критик.

атура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. Татьяне, по мнению
Белинского, нет этих болезненных противоречий, которыми страдают
слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного
цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее
проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства
составляет высочайшее достоинство художественного произведения.
Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама
- Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет
ее в детстве так мастерски написанный поэтом, впоследствии является
только развившимся, но не изменившимся.


Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Пальцы Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она не любила
кукол, и ей чужды были детские шалости; ей был скучен и шум и звонкий
смех детских игр; ей больше нравились страшные рассказы в зимний
вечер. И поэтому она скоро пристрастилась к романам, и романы
поглотили всю жизнь ее. «Татьяна - существо исключительное, натура
глубокая, любящая, страстная»,( - пишет критик. Любовь для нее могла
быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без
всякой примирительной середины. Татьяна спокойна, но, тем не менее,
страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою
детям, вся отдалась бы своими материнскими обязанностями не по
рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве в строгом выполнении
своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое
верховное блаженство. Татьяна не избегала горестной участи подпасть
под разряд идеальных дев, о которых мы говорили. Правда, мы сказали,
что она представляет собою колоссальное исключение в мире подобных
явлений, - и теперь не отпирается от своих слов. Татьяна возбуждает не
смех, а живое сочувствие, но это не потому, что она вовсе не походила
на «идеальных дев», а потому, что ее глубокая, страстная натура
заслонила в ней собою все, что есть смешного и пошлого в идеальности
этого рода, и Татьяна осталась естественною, простою в самой
искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее
действительность. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде
любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал. Дикое растение,
вполне представленное самому себе, Татьяна создала себе свою
собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее
внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят. Татьяна, по словам
Белинского, не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-
нибудь из известных ей мужчин; она так хорошо их знала, и они так мало
представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению.
Разговор Татьяны с нянею - чудо художественного совершенства! Это
целая драма, проникнутая глубокою истиною. В ней удивительно верно
изображена русская барышня в разговоре томящей ее страсти. Сдавленное
внутри чувство всегда порывается наружу, особенно в первый период еще
новой, еще неопытной страсти. Татьяна вдруг решается писать к Онегину:
порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в
бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. После, когда
стала знатною барынею, для нее совершенно исчезла возможность таких
наивно - великодушных движений сердца... Письмо Татьяны, свело с ума
всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Начало
письма превосходно: оно проникнуто простым искренним чувством; в нем
Татьяна является сама собою. Все в письме Татьяны истинно, но не все
просто. Сочетания простоты с истиною составляет высшую красоту и
чувства, и дела, и выражения... Нельзя не желать о поэте, который
видит себя принужденным, таким образом оправдывать свою героиню перед
обществом - и в чем же? - в том, что составляет сущность женщины, ее
лучшее право на существование - что у нее есть сердце, а не пустая
яма, прикрытая корсетом!.. И всего грустнее в этом то, что перед
женщинами в особенности старается он оправдать свою Татьяну... «И так,
в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она
поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и
скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Посещение дома
Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из
деревенской девочки в светскую даму, которая так удивило и поразило
Онегина. Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца;
любить - значит, для нее жить, а жертвовать - значит любить. Для этой
роли создала природа Татьяну; но общество пересоздала ее...»( - пишет
Белинский. Татьяна это- портрет во весь рост. Татьяна это - тип
русской женщины.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.
( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


-----------------------
- 20 -






Новинки рефератов ::

Реферат: НЭП (История)


Реферат: Расчёт балочной клетки усложнённого типа (Строительство)


Реферат: Монтаж усилителя (Технология)


Реферат: Контрольна з маркетингу (Маркетинг)


Реферат: Трехмерная анимация в 3D Studio MAX (Программирование)


Реферат: Философия французского просвещения (Философия)


Реферат: Почвенный покров части территории совхоза "Ярцево" (Сельское хозяйство)


Реферат: Методы обучения и их назначение (таблица) (Педагогика)


Реферат: Астрономия (Астрономия)


Реферат: В.М.Головнин: История и современность (История)


Реферат: Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема (Педагогика)


Реферат: Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике (Журналистика)


Реферат: Археология. Железо (История)


Реферат: Бюджет (Деньги и кредит)


Реферат: Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача (Педагогика)


Реферат: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (Психология)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (Программирование)


Реферат: Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Мы и взрослые (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист