|
Реферат: Роль религии в образовании государства (Государство и право)
Роль религии в образовании государства
Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во- первых страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть". Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных). Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Мировые религии сегодня - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.
Христианство Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.
Католицизм
Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками). Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал. Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы. Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол- Европы стало протестантской.
Принятие Русью православия Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад- ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
Страны ислама Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно- традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые , если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали,определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле. Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.
Буддизм Буддизм—самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки. Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены. Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии. Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая «первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия. Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.
Список литературы
Виппер Р. Ю. Краткий учебник Средних веков. 2т. М., «Школа-Пресс», 1993. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., «Искусство» 1990. Религии мира, Энциклопедия,т.6, «Аванта +», М. 1996
Реферат на тему: Роль силы в ненасильственной борьбе
МГТУ имени Н.Э.Баумана
РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ :
“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “
Cтудент :
Группа : Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА 1996 год.
- 2 -
Теория ненасилия Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи . Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально- этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди . В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока , Запада и России. Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан- цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот ... ‘’
- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока . Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению к человеку . На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и ” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его ” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на жизнь , на безопасность . Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе , и к человеку в обществе . Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со- труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности . Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы , о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба ненасильственная ) ,
- 4 -
однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но и занимает в ней очень важное место . Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе “. В этой работе много интересных мыслей , большинство из них , достойных нашего приводится ниже . Понятие силы В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила . Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического могущества . Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы. Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику , которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические , экономические и политические методы воздействия на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “ ненасильственных действий. Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте . Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной мощью . Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы , которая рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта группа может заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться . Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить себя , реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты на определённое действие .Такого рода сила может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов . Политическая сила может находиться в руках правительств , государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она может быть использована непосредственно , но может быть и резервной способностью , оказывая влияние лишь фактором своего существования . Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов , так и в группе ненасильственного действия . Зависимость правителей Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы для краткости называем ” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они управляют . Главы правительств и политических систем не являются ни всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от сотрудничества населения и общественных институтов . Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников , таких как : 1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её легитимность в глазах подданных. 2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их число относительно всего населения , а также формы и устойчивость их организаций . 3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их способность удовлетворять потребности правителей .
- 6 -
4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы , такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга. 5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые ресурсы, экономическая система , система связи и транспорта . 6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые имеются в распоряжении правителей для применения их как против подданных , так и в международных конфликтах . Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны полностью или полностью отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от сочетания этих источников . Правители в большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение , которое только и делает существование правительства возможным . Эта потеря власти ведёт к дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней степени , это угрожает самому существованию такого правительства . Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в подобно содействии. Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п. , но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания содействия , достаточного для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой политический курс . Границы принуждения Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её политический курс . Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних воздействий . К тому же сама способность правителей применять санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников . Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут недостаточными , если власть правителей не будет ограничена . Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления своей воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не сделать этого . В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это представляет серьёзную угрозу силе правителей . Объединённое сопротивление Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности , повиновения и содействия , которых правители должны добиться от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти источники силы путём уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения . Если силу правителей можно регулировать путём отказа от помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества . Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению . Такое понимание сущности политической власти может быть реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные основы общества Структурная основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в которых и сконцентрирована политическая сила . Формы и сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и экономические группы , небольшие поселения и деревни , города , провинции и регионы , органы местной администрации , организации добровольцев и политические партии . Но чаще всего эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии правителям. Cтатус этих образований в качестве органов силы будет определяться их способностью действовать независимо и контролировать действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их централизации или децентрализации , принятые в них процедуры выработки решений , степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности . Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя . Когда сила как бы разлита в обществе между различными общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию . Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же , с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”. Потенциальная способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У общества , в котором существуют группы и институты , обладающие значительной социальной силой и способные к независимому действию , больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих целей . Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило , только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или социальные группы или институты ) уклоняются от содействия , сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное значение .
- 9 -
Таким образом возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества будет определяться следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2) количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими институтами ; 5) степенью влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества . Если все эти факторы наличествует в достаточной степени , то общество может выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может и совсем перекрыть их доступ к силе . Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их намерения . Ослабление силы правителей Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи , проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении , они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества , в которых нуждается любое правительство и иерархическая система . Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться . Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно , правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима уничтожается . Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости . Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия . Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам необходимо более полное знание техники ненасильственных действий - той техники , которая основана на нашем понимании природы силы . Система ненасильственных средств борьбы Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”, нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат ”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди , стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение , что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно быстрого срока .
- 10 -
Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко различаются три определённых класса ненасильственного оружия в ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение , несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия ненасильственной борьбы могут изменить существующие социальные , экономические или политические отношения и одновременно основательно изменить баланс сил . Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование , расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги протеста . Самая незначительная группа ненасильственных методов включает несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в намеренном неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых существующих отношениях - экономических , социальных или политических . Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или незаконными . Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества ( также известные как политические бойкоты ) . Умение групп ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества - социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно важным в динамике ненасильственной борьбы . Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты , сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения , утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без сотрудничества , создание параллельного правительства . Овладение силой Ненасильственные действия прибегают к силе как для противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей . Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов , которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы : сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию . Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем это
- 11 -
осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например , провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями , ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что репрессии оппонента не в состоянии запугать население . Продолжительное сопротивление наряду с поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить их . Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того , что насилию оппонента противостоят опосредованно . На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика , применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации . Репрессии Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию . Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента . Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества , разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов , заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений , пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов мести .Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов . Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания , использующего насилие , а также обычной или партизанской войны . Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того , что ненасильственное действие представляет реальную угрозу установленному порядку , они косвенно подтверждают силу ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и военные действия противника - для отказа от какого-либо военного сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия против оппонента , который способен и стремится использовать ненасильственные санкции . Ненасильственная дисциплина в действии Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать покорность . Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению . Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также отказ от лояльности
- 12 -
заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех , ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики . Крупномасштабное , решительное и умелое использование ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование ими своих сил . Вызывая репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их поддержку и ослабить власть . Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у них есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения . Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом превосходящего насилия групп , придерживающихся как ненасильственных , так и насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который основательно может изменить соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут , в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят , нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие , использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей тех , кто их поддерживал и активизировать участников ненасильственного сопротивления . Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед лицом репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив , оно способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных изменений в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть поражение . Политическое джиу - джитсу Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы , группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию несколькими путями. Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся , антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию и политике режима . Хотя действенность национального и международного общественного мнения различается , последнее может ненасильственно поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники , агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во внутренние разногласия и одновременно даже в несотрудничество и непослушание в рядах правителей , что может выразиться в забастовках и мятежах . Репрессии , направленные на участников ненасильственного сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента . Это и есть политическое ” джиу - джитсу” в действии .
- 13 -
Перестановка сил Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких факторов . Процесс политического джиу-джитсу имеет очень значительное влияние на возможный рост силы группы ненасильственного действия и на возможность сокращения силы оппонента . Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны более широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой ” группы . Природа ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди сторонников оппонента. Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту , которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению , находящихся за пределами страны . Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и в другой ситуации . Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников оппонента и степень официальной поддержки может до крайности возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения , помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять действия и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут влиять третьи партии , которые могут перейти с позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или противодействию какой-либо из двух сторон . Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии , параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие . Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и конечный исход борьбы . Четыре способа достижения изменений Несмотря на различия между видами ненасильственных действий , можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2) приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение . При обращении , в результате действий ненасильственной группы , оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .
- 14 -
В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу . Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим , что он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать значительных бедствий или сохранить свою репутацию . Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения позиции . Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением и разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной , экономической или политической ситуации , а также широких слоёв населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина конфликта . Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям оппонента . Ненасильственные действия становятся средством принуждения , когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха | |