GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Внимание человека, способы его тренировки и развития. (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внимание человека, способы его тренировки и развития. (Психология)


Содержание



1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.



Введение


Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и
сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей
системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного.
Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно
найти у многих авторов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе
содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно
усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его
феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно
предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении,
но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как
правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес
исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или
проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно
увеличиваться.
В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину
“внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я
постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки
внимания.
В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа,
Р.С. Немов, В.С. Кузин и других.

2. Внимание


2.1. Общее понятие о внимании. Определение



Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и
продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.
Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие
и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он
сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те
или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого
следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и
выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной
информации является факт под названием “эффект вечеринки”, изученный в 1953
году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий
шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг
обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор,
сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость
сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный
характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный
выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение
деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать
ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот
выбор, сохранить его.[1]
Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях.
Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда
внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы,
находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об
интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания
внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего
собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс,
состояние, характеризующее динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком
участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент
времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и
физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание
– это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора
одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.


2.2. Виды внимания


Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются
непроизвольное и произвольное внимание, природное и социально обусловленное
внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, чувственное и
интеллектуальное внимание.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное,
называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и
поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность
захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности,
занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим
на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.[2] Возникновение
непроизвольного внимания связано с различными физическими,
психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно
разделить на три группы:
1. Характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего,
его силу или интенсивность. Важную роль при этом играет не столько
абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет
контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности
раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.
2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые
соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у
него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному
реагировать на разговор о пище.
3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности.
Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор,
милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту
старинного здания.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется
сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов
и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих
друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и
удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор
цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое
внимание на удовлетворение другого.[3]
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде
врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется
ориентировочным рефлексом.[4]
Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с
сознательным избирательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на
который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств,
например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу
связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с
сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в
центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в
интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.[5]


2.3. Свойства и функции внимания


Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его
сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют
основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация,
распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная
характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому
же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными
факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено
непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в
частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если
прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то
человек будет то слышать, то не слышать их.[6]
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания.
Исследование преследует .ель установить, насколько прочно и устойчиво оно
сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания
его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание
субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.[7]
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы
Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем
каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз.
Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин)
вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв,
вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков.
Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем
колебаний внимания.
Концентрация внимания - это степень или интенсивность
сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими
словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная
деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном
очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет
совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Иногда
человек действительно способен выполнять одновременно два вида
деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой
деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.
Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.
Для исследования распределения внимания используются таблицы Шульте.
На этих таблицах изображены два рядя беспорядочно разбросанных цифр,
красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности
называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда
эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке,
а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых
здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия.
Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые
вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом пользоваться в
диагностических целях.[8]
Многие психологи считают, что распределение внимания является обратной
стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимание
определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В
целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться
в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей
различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не
может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы.
Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не
превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма
ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых
друг от друга объектов - это и есть объем внимания.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа
одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв), которые могут быть с
ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используют прибор -
тахистоскоп - позволяющий предъявить определенное число раздражителей так
быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой.
Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим
показателем объема внимания у людей считается 5 одновременно ясно
воспринимаемых объектов.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных
функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент
психологические и физиологические процессы, способствует организованному и
целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Со вниманием
связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их
настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени
представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов
личности.
Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как
фактор, способный удерживать нужную информацию в оперативной памяти. Для
мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и
решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует
лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и
своевременному разрешению межличностных конфликтов.


2.4. Рассеянность


Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-
либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида
рассеянность: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно
окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо
предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко
встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько
сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых,
отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является
очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих
его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при
рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры,
находящихся в состоянии торможения.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет
большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем
мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной
рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо
объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко
отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной
силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием
речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга
рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга
большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может
привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может
быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного
режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых
обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает
чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности
внимания учащихся.[9]


3. Способы тренировки и развития внимания


Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и
высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые -
произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его
развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций,
пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть
история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.[10]
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие
его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд
стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы,
которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой
стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые
первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью
взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего
дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое
средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит
к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований
последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-
исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного
внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного
внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на
названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять
внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные
средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая волевое.[11]
Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с
осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому,
важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и
развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.
Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
- правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних органов.
- учет дневного ритма работоспособности;
- чередование умственных и физических занятий.
Создание благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины
(легкий шум способствует сосредоточенности);
- обеспечение гигиенических условий работы;
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает,
отсутствие лишних движений);
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (определить, что главное, а что
второстепенное, отдав предпочтение главному);
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения
деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель,
что способствовало ее достижению, а что мешало.
Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства),
воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение
интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.[12]
Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
- медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа
переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные
техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на
медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык
означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный
инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует
их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для
восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже
ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было
названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой
какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут
смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть
глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем
открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были
забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока
предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания
лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты
лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы.
Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти
лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует
наблюдательные способности.
- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик
П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого
мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его
структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют
поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации
разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы
деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти
отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и
припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его.
Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей,
попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение
прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что
им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем
записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь,
передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не
только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и
внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании
ораторского искусства.

4. Заключение


В своем реферате я дала понятие внимания, выделила его виды и функции,
рассмотрела способы тренировки и развития внимания.
Но это не предел. Изучение психики и личности человека, познавательных
процессов и способов их тренировки и развития становится все более
совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для
изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой
внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека.


5. Список использованной литературы


1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.:
Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.:
Мир, 1992. - 496 с., ил.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола,
1999. – 336 с.
4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. -
688 с.
6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов
Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.


-----------------------
[1] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[2] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М, 1995.
[3] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.,
1997.
[4] Там же. - С. 207.
[5] Там же. – С. 208.
[6] Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. - М., 1995.
[7] Там же. - С. 198.
[8] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[9] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
[10] Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //
Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.
[11] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы психологии. - М.,
1997.
[12] Психология и педагогика. Учебное пособие // Отв. ред. В.М. Николаенко.
- М., 1999.





Реферат на тему: Внутриличностный конфликт
Волжский университет им. В.Н. Татищева
Юридический факультет



Реферат

по «Конфликтологии»
студента 1-го курса группы ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича



Тема: «Внутриличностный конфликт»



Тольятти 2004

1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное
противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как
значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и
вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего
состояния как психологического тупика, задержка принятия решения,
глубокие сомнения в истинности принципов. Которыми вы раньше
руководствовались;
2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и
значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности
деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный
эмоциональный фон общения;
4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление
стресса.



|Форма проявления |Симптомы |
|Неврастения |Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное |
| |настроение; снижение работоспособности; плохой сон; |
| |головные боли |
|Эйфория |Показное веселье; выражение радости неадекватно |
| |ситуации; «смех сквозь слезы» |
|Регрессия |Обращение к примитивным формам поведения; уход от |
| |ответственности |
|Проекция |Приписывание негативных качеств другому; критика |
| |других, часто необоснованная |
|Номадизм |Частое изменение места жительства, места работы, |
| |семейного положения, партнеров, частые разрывы |
| |отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений,|
| |обстановки |
|Рационализм |Самооправдание своих поступков, действий, даже |
| |неадекватных и социально неодобряемых |



Существует совершенно четкая классификация внутриличностных
конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира
человека, вступающих в конфликт.
Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу»
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются
следующие внутриличностные конфликты:


|Структура внутреннего мира личности, |Вид внутриличностного |
|находящейся в конфликте |конфликта |
|«хочу» |«надо» |«могу» | |
|(«Я хочу») |(«Я должен») |(«Я есть») | |
| | | |Мотивационный конфликт |
| | | | |
| | | |Нравственный конфликт |
| | | | |
| | | |Конфликт нереализованного |
| | | |желания |
| | | |Ролевой конфликт |
| | | | |
| | | |Адаптационный конфликт |
| | | | |
| | | |Конфликт неадекватной |
| | | |самооценки |



Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с
возрастными кризисами:



|№ |Возраст |Содержание кризиса |
|1 |0-1 год |Доверие-недоверие |
|2 |1-3 года |Автономия – стыд, сомнение |
|3 |3-6 |Инициатива – чувство вины |
|4 |6-12 |Трудолюбие – чувство неполноценности |
|5 |12-19 |Я-идентичность – смешение ролей |
|6 |20-25 |Близость-изоляция |
|7 |26-64 |Порождение, творчество – застой |
|8 |65 – смерть |Интеграция – отчаяние |



Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
|Тип конфликта |причина |Модель разрешения |
|Эквивалентный |Выбор двух или более в равной |Компромисс |
|(приближение-приближе|степени привлекательных и | |
|ние) |взаимоисключающих объектов | |
|Витальный |Выбор между двумя в равной мере|Компромисс |
|(избегание-избегание)|непривлекательными объектами | |
|Амбивалентный |Выбор объекта, в котором |примирение |
|(приближение-избегани|одновременно присутствуют | |
|е) |привлекательная и | |
| |непривлекательная сторона | |



Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать,
что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда -
результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе
внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во
внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности
(мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к
окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в
сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми
собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между
моральными принципами и личным поведением
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями
личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое?
Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие
и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

2. Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть
конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным
развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его
разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение
личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических
реакций.



3. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих
нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира,
велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал
поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия, необходимые для
предупреждения внутриличностного конфликта:
не желать (так, как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если
не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя);
искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.
Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается
восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление
единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений,
достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного
конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном
преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие,
углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.
Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие
болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение
проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов
внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности
профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к
внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из
конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас
начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно,
чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных
особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий,
конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время,
затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны.
Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности.
Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить
к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не
исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства
темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных
противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм
протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние
половозрастные особенности личности. С увеличением возраста
внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы
разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим
точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их
переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы
разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа
над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных
путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более
рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают
свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому
радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а
мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново
отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к
пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.


Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и
действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин).
Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм
психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения.
Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы
психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях,
когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания
и выражения.
Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И.
Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения
внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают
развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в
трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы
будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.
Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .

“Не замечай это”

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых
механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных
эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание
подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в
соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
“обвини это”
Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания
чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных
негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия
на этом фоне.

“Плачь об этом”

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства
неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к
детским стереотипам поведения.

“Напади на что-то, заменяющее это”

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного
или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на
самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может
использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

“Не помни об этом”

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого
неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую
зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его
источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К
подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

“Не чуствуй этого”

Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без
чувства тревоги.

"Не знай, откуда это»

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для
предупреждения угроз с их стороны.

“Преосмысли это””

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте.
Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства
субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы:
сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой
из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из
тенденций и их суммирование.

“Отмени это”

Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому
сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство,
чувство вины.
“Трансформируй это”
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства
(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых
альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение
привлекательных, общественно значимых поступков.

“Найди оправдание этому»

Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания
действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые
способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо;
переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация
(искупление вины).

“Обрати это в противоположное”

Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в
поведении противоположной установки.

“Приобрети это”

Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный
механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или
мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы
идентификации и фантазии.

"Будь, как это, чтобы не потерять его”

Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к
повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным
разделением или утратой.

“Мечтай об этом”

Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем,
связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и
разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать
противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит
то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов
раннего онтогенеза.
Существует множество рекомендаций по выходу из состояния
внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и
необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера
одну из них.

Разрешение внутриличностного конфликта. Стадии

Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет
казаться, что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть
может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода.
Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая -
расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные
суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях
родителей. У каждой части своя ценность.
Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они
чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или
фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из
(руки...)
Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет
позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам
необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату. Обе
должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с
двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное
соглашение, которое может быть достигнуто - сохранение вашей жизни.
Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными
другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они
могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для
того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от
другой (время, поведение, внимание и т.п.)
Создайте картинку сотрудничества частей (...). Посидите некоторое
время спокойно
Такие «переговоры» - хороший инструмент для разрешения конфликтов. На
самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих
частей (в этом может быть и отсутствует необходимость). Однако вы лучше
поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних
невротический реакций, поскольку здесь главное - не то, что находится в
пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые,
визуальные или кинестические образы, которые вы создали





Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года (Право)


Реферат: Косово 1999 (История)


Реферат: Воспитательное мероприятие по математике (Педагогика)


Реферат: Инновационный менеджмент (курс лекций) (Менеджмент)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Наблюдение за ресурсами, пользователями ОС UNIX. Передача сообщений. Управление ресурсами (Информатика)


Реферат: Авторское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Холодная война: Корейская война(1950-1953) (История)


Реферат: Кредитная система РК (Финансы)


Реферат: Расчёт баланса (Аудит)


Реферат: Одарённые дети в системе воспитания и обучения (Педагогика)


Реферат: План-разработка открытого урока по истории России в 11-м классе (Педагогика)


Реферат: Тревожность и страхи младших школьников (Педагогика)


Реферат: Законодательство по ценным бумагам (Гражданское право и процесс)


Реферат: Интернет и политика в современном мире (Политология)


Реферат: Тарас Шевченко как художник (Литература)


Реферат: Функции менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Транспорт (Транспорт)


Реферат: Выборы (Политология)


Реферат: Трионика. Христианская самооценка личности (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист