GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (Гражданское право и процесс)




БИБЛИОГРАФИЯ:

Нормативные акты:

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года//Семейный
Кодекс РФ с краткими комментариями: Конвенция ООН о правах ребенка –
М.: 96 г.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным, уголовным делам // СЗ РФ. 1995. № 17.
3. Декларация прав ребенка // Документы ООН о детях, женщинах,
образовании. М., 1995
4. Конституция Российской Федерации. М., Право, 1995
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации, М.: Право, 1999.
7. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999.
8. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей (по состоянию на 23.12. 1999 г.)
9. ФЗ РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании"//Российская
газета, № 226, 22.11.97
10. ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния"// СЗ РФ.
1997. № 47
11. ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.// СЗ РФ, 1996 - №52
12. ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ // Российская газета № 147. 05.08.1998
13. ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации".// Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997. № 30
14. Федеральный Закон №1541-1 от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного
фонда Российской Федерации".// СЗ РФ. –1994. - №16.


Научная литература:
| |Антокольская М.В. Семейное право:Учебник.-Изд.2-е перераб. и доп.-|
| |М.: Юристъ, 2000 |
| |Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // |
| |Государство и право. – №3. 1994. |
| |Беспалов Ю.В. Защита прав несовершеннолетних//Российская газета. №|
| |1. 1997 |
| |Борисова В.А., Дмитриев А.И. Проблема возрастных ограничений// |
| |Государство и право № 11 – 1999 |
| |Буткина С. Эмансипация: Проблемы и перспективы//Хозяйство и право |
| |№ № 27,28 – 1999 |
| |Государство, общество, семья: права ребенка//Материалы круглого |
| |стола. – М.: Российский детский фонд, 1994. |
| |Гражданский кодекс Российской Федерации. С постатейным приложением|
| |материалов практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, |
| |Арбитражного суда РФ/Сост. Д.В. Мурзин, - 2-е изд//М.: НОРМА, |
| |2001. |
| |Домашняя юридическая энциклопедия о детях: Ответы на все вопросы, |
| |сложные ситуации, консультации, советы /сост. Е.А. Игнатьева, М.Ю.|
| |Ильичева.// М.: Олимп, 1998 – 603 с.[pic] |
| | Зыкин Б.В. Предупреждение административных правонарушений |
| |несовершеннолетних граждан: Монография, Санкт-Петербург: |
| |Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 1998 |
| |Колобова В. Права ребенка в современной России// Русская мысль, |
| |1998. 10-16 декабря, № 42-49 |
| |Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества:|
| |(политико-правовое исследование). –Саранск: Издательство |
| |Мордовского университета. –1995. |
| |Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988. |
| |Мельникова Э.И. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. |
| |Основные аспекты виктимизации / "Правозащитник" № 1, 2000 г. |
| | Мусаханов Р. Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная |
| |или мнимая ?// Законность, № 10, 2000 г. |
| | О положении несовершеннолетних в г. Острове и Островском районе |
| |Псковской области в 2000 г // Отчет за 2000 г. |
| | Права и обязанности детей и подростков: Законодательные акты / |
| |Управление социальной защиты населения Псковской области, |
| |областной центр семьи; сост. А.А. Силантьев// Псков; Псковский |
| |областной государственный центр народного творчества. 1999. |
| | Права человека: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав |
| |человека, Конвенция о правах ребенка. Псков: ПОиПКРО, 1997 |
| |Российская правовая система и международное право: современные |
| |проблемы взаимодействия. /Всероссийская научно-практическая |
| |конференция в Нижнем Новгороде// Государство и право. – 1996. |
| |Семейный кодекс Российской Федерации/С постатейным приложением |
| |нормативных актов и документов //– М.: НОРМА, 2001. |
| | Сорокин С. Имущественные права ребенка. // Российская Юстиция № |
| |2. 2000 г. |
| |Сорокин С. Конвенция ООН о правах ребенка//Российская Юстиция № 6.|
| |1999 г. |
| |Трунцевский Ю.В., Сумачев А.В. Права ребенка и секс-индустрия |
| |(подрастающее поколение России нуждается в государственной защите |
| |от разлагающего влияния безнравственной продукции)//Государство и |
| |Право, 1999, № 2. |
| |Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних// Российская |
| |Юстиция № 8. 1999. |
| | Хисматуллин С. Семейные суды по делам несовершеннолетних// |
| |Российская Юстиция № 3-2000 г., с. 37 |


Материалы юридической практики:

39. Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ//
Кодекс-Инфо, № 8 – 1996
40. Дело по иску Акуловой А.В. к Михайлову Ю.В. и Михайловой О.А. о
лишении родительских прав и взыскании алиментов. Дело № 2-48-2001 из
архива Островского городского суда Псковской области.
41. Дело по иску Островского межрайпрокурора в интересах совхоза
"Дружба"// Дело № 2-105-1997 из архива Островского городского суда
Псковской области.
[pic]





Реферат на тему: Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра_________________________________________
Направление 521400 «Юриспруденция»


ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. Кафедрой
«___» _______________ 2004г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: « Гражданско-правовое регулирование договора строительного
подряда»



Научный руководитель



Омск 2004г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 стр.
Глава 1. Понятие и признаки, договора строительного подряда.
§1. Понятие договора строительного подряда 5

§2. Признаки договора строительного подряда 7

Глава 3. Элементы договора строительного подряда
§1. Стороны в договоре 14
§2 Объект строительства 35

Глава 3. Заключение, изменение и расторжение договора строительного
подряда.


§1. Порядок заключения договора строительного подряда 46


§2 Особенности содержания договора строительного подряда 49


§3 Изменение и расторжение договора строительного подряда 57

Заключение 64
Список использованной литературы 67
Список нормативно-правовых актов 68
Приложение 70



Введение

Тема моей квалификационной работы, на мой взгляд, является одной из
самых актуальный на сегодняшний момент. Дело в том, что в любом обществе
договор строительного подряда может быть назван среди наиболее
распространенных. В России сейчас, даже несмотря на кризис и множественные
сложности, строительная деятельность процветает, и количество строительных
фирм продолжает расти.
В нашей стране и раньше существовал такой тип договора, назывался он
договором капитального строительства. Тогда все строилось на планово-
административных началах. Естественно, при переходе к рыночной экономике
подход изменился, сейчас уже не осуществляется плановое регулирование, и
свобода субъектов рынка достаточно обширная. Однако законодатель все же
устанавливает отдельные императивные нормы, прежде всего для защиты
интересов заказчиков. На мой взгляд, одной из действенных мер в этом смысле
является установление требования к подрядчику о получении лицензии. Вообще,
среди основных источников правового регулирования следует назвать, конечно,
Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Постановление Правительства
РФ от 25.03.96 г. "Об утверждении положения о лицензировании строительной
деятельности". В свою очередь, в Гражданском кодексе, к договору
строительного подряда, применяются не только нормы главы 37, специально
посвященного договору строительного подряда, но и общие положения о
подряде.
Что касается освещенности данного вопроса в юридической литературе, то
мне показалось, что специально посвященных договору строительного подряда
крупных работ сейчас нет, во всяком случае, мне в основном попадались
книги, изданные в 70-х - 80-х годах, т.е. уже утратившие свою актуальность.
Поэтому в основном пришлось опираться на работы таких известных теоретиков
гражданского права, как М.И. Брагинского, О.Н. Садикова, которые в своих
комментариях к гражданскому кодексу уделяют рассмотрению данного вопроса
немалое внимание. Небесполезны были и отдельные статьи в журналах
"Хозяйство и право", "Законодательство", посвященные отдельным вопросам
строительного подряда. Самым интересным для меня было изучение судебной
практики по вопросам строительства, т.е. прежде всего ознакомление с
Постановлениями Высшего Арбитражного суда по отдельным делам.
Актуальной проблемой является то, что в процессе исполнения договора
строительного подряда, на практике возникают вопросы, усложняющие отношения
между сторонами, в результате чего создаются условия усложняющие сдачу
объекта в срок. Сложившиеся рыночные отношения сильно изменили данный вид
договорных правоотношений, всвязи, с чем много объектов строительства так и
небыли завершены. Нормами ГК РФ были признаны свободные договорные
отношения, в результате чего заключались договора, которые не могли учесть
все проблемные вопросы, и разрешение которых было затруднено даже в
судебном процессе.
Таким образом, я преследую цель: изучить и проанализировать
действующее законодательство и судебную практику по данному вопросу,
выявить и показать проблемные вопросы, которые возникают на практике в
процессе реализации договора строительного подряда, в связи с этим мне
придется охарактеризовать существенные положения данного договора.
В первой главе, мною будет раскрыто понятие договора строительного
подряда, его главные признаки, позиция законодателя в отношении данных
договорных отношений.
Во второй главе, я попытаюсь ответить на вопросы в отношении субъектов
и объектов договора строительного подряда.
В третьей главе мною будет дана характеристика стадий заключения,
изменения и расторжения договора строительного подряда, а так же его
содержания. Таким образом, поскольку актуальность и необходимость
разработки вопросов, возникающих при применении на практике норм о
строительном подряде, не вызывает сомнений, думается, что эта тема
представляет собой интерес для юристов, занимающихся как теорией, так и
практикой.



Глава 1. Понятие и признаки, договора строительного подряда.

§1. Понятие договора строительного подряда

Строительство составляет особую отрасль материального производства. Она
отличается тем, что в этом случае конечный продукт представляет собой
недвижимость по ее природе: создаваемые и подготовленные к вводу объекты,
которые, пользуясь терминологией ст. 130 ГК РФ[1], прочно связаны с землей
и по этой причине «перемещение... невозможно без несоразмерного ущерба их
назначению». Эти объекты индивидуальны (даже построенные по одному и тому
же проекту, они отличаются один от другого) и рассчитаны по общему правилу
на продолжительную, обычно многолетнюю эксплуатацию. К этому можно добавить
и то, что строительство ведется по общему правилу длительное время,
обладает повышенной опасностью для окружающих, вследствие чего проводится
на основе согласованных с компетентными органами проектов, предполагает
активное участие заказчика (его представителей) в ходе выполнения работ.
Эти и иные особенности строительства предопределили специфику
опосредствующих соответствующие отношения договоров.
В силу ст. 740 (п. 1) ГК РФ [2] по договору строительного подряда
подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию
заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а
заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения
работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Строительный подряд может включать строительство или реконструкцию
предприятия, жилого дома или другого здания, сооружения или иного объекта,
а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы: монтажные,
пусконаладочные и др. (см. п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Для договора подряда на капитальное строительство с присущей ему
сложностью охватываемых отношений в большей мере, чем для любого другого
подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров.
Соответственно, можно указать на то, что этот договор, «помимо чисто
подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений:
поставки, имущественного найма.
Основное отличие рассматриваемого договора наиболее полно выражается в
специфической форме строительного подряда - строительстве «под ключ». Речь
идет о случаях, когда договор, заключаемый между заказчиком и подрядчиком,
предусматривает выполнение последним цикла «проектирование - строительные,
монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные строительными
нормами и правилами, - сдача объекта в эксплуатацию»[3]. По договоренности
между сторонами заказчик может принять на себя часть связанных со
строительством обязательств (например, по обеспечению материальными
ресурсами). Однако и при этом подрядчик продолжает нести ответственность за
передачу заказчику созданного объекта «под ключ», поскольку на нем лежит
обязанность сдать в соответствии с условиями договора объект готовым к
эксплуатации. При строительстве промышленных объектов на подрядчика обычно
возлагается обязанность передать одновременно технический проект,
техническую документацию и инструкции для эксплуатации.
Одна из особенностей правового регулирования строительного подряда
выражается в том, что отношения сторон могут продолжаться и после сдачи
результата работ. Имеется в виду принятие подрядчиком на себя обязанности
после завершения строительства оказывать различного рода услуги, связанные
с эксплуатацией объекта, включая и такие, как, например, обучение
работников заказчика, подготовка различного рода инструкций по эксплуатации
и др. Объем, стоимость, и прочие характеристики такого рода услуг
определяются в самом договоре строительного подряда. В этих случаях имеется
в виду заключение широко используемого в строительной практике договора
«продукция на руки», при котором в обязанность подрядчика входит не только
завершить строительство всего объекта, но и передать персоналу заказчика
технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной
эксплуатации объекта. Природа подрядных отношений позволяет дополнительно
включить в такой договор все обязательства, о которых идет речь, и
соответственно обеспечить успешный результат осуществленной профессионально
деятельности, как равно предусмотреть и другие формы последующего
сотрудничества.
Практика, направленная на то, чтобы расширить традиционные рамки
подряда, предусмотрев в нем элементы других договоров, отражена
теперь в ГК РФ. Речь идет о включении в п. 2 ст. 740 ГК РФ, посвященный
выяснению существа договора строительного подряда, указания на то, что
подрядчик может принять на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта
после его принятия заказчиком в течение предусмотренного в договоре срока.

Допустимо включение в договор условия, которым запрещается обязанность
подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за
которые подрядчик ответственности нести не должен. Если такое условие
содержится в договоре, подрядчик сможет освободить себя от соответствующей
обязанности и ответственности за ее нарушение только в случае, если ему
удастся доказать, что обнаруженные недостатки не связаны непосредственно с
предметом договора либо подрядчик не в состоянии их устранить по не
зависящим от него причинам.
В подобных ситуациях, речь идет о договорах, которые включают элементы
подряда и возмездного оказания услуг, а значит, в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ к
ним, если иное не предусмотрено соглашением или не вытекает из существа
смешанного договора, возможно применение в соответствующей части, помимо
норм о строительном подряде, также статей главы, посвященной договору
возмездного оказания услуг.

§2. Признаки договора строительного подряда
Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался
законодатель при выделении строительного подряда в составе главы «Подряд»,
служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Таким
образом, строительным является обладающий общими признаками подряда
договор, который используется в соответствующей сфере, с учетом присущей ей
специфики. По этой причине не исключены случаи, когда в отношении одних и
тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру
договорный режим.
Примером могут служить монтажные работы. Если они связаны со
строительством, то могут рассматриваться как разновидность строительных
работ, составляя, таким образом, предмет строительного подряда. Вместе с
тем монтаж в виде сборки такого же оборудования, приобретенного для себя
промышленным предприятием, это - обычный подряд. Наконец, если
соответствующую обязанность принял на себя поставщик оборудования, налицо
осложненный вариант купли-продажи (поставки).
В свое время разошлись мнения Госстроя СССР и Госарбитража СССР по еще
одному договору. Первый рассматривал договор капитального ремонта как
разновидность подряда, а второй выступал за признание его самостоятельным
договором, считая по этой причине невозможным применять к договору на
капитальный ремонт нормы о договоре подряда на капитальное
строительство[4].
В то же время большинство авторов склонны были поддерживать вторую
точку зрения. Так, И.Л. Брауде указывал на то, что «основным признаком
капитального строительства является создание новых капитальных объектов
(сооружений, предприятий, строений) и реконструкция существующих объектов:
капитальная надстройка или пристройка, создание новых цехов, сооружение
новых мощностей и т.д. В отличие от капитального строительства капитальный
ремонт не создает новых объектов. Капитальный ремонт производится в целях
восстановления отдельных элементов основных фондов (строений, сооружений и
т.д.). Своевременное производство капитального ремонта обеспечивает
сохранность предприятий, зданий и сооружений, их правильное
функционирование»[5].
ГК РФ учел, что специфика соответствующего договора и связь его со
строительным подрядом могут по-разному оцениваться контрагентами. По
отмеченной причине был избран средний путь: сторонам предоставлена
возможность, учтя особенности складывающихся отношений, признать по
соглашению между собой, что к заключенному ими договору будет применяться
правовой режим, установленный для строительного подряда. Соответственно п.
2 ст. 740 ГК РФ ввел на этот счет диспозитивную норму, которая лишь
презюмирует распространение на договор выполнения одного вида ремонтных
работ - работ по капитальному ремонту - правил о договоре строительного
подряда[6]. Следовательно, если в договоре на выполнение работ по
капитальному ремонту предусмотрено, что нормы договора о строительном
подряде к нему не применяются, тем самым предопределено действие по
отношению к этому договору общих положений о подряде, т.е. статей § 1 гл.
37 ГК РФ.
Статьи «Строительный подряд» гл. 37 ГК РФ распространяются и на работы
по удовлетворению бытовых или других личных потребностей, выступающего в
роли заказчика гражданина (например, на работы по строительству жилого
дома, гаража или дачи). Однако в соответствующих случаях статьи указанного
параграфа, действуют вместе с нормами о договоре бытового подряда[7]. При
определении источников правового регулирования договора строительного
подряда в рассматриваемых случаях следует иметь в виду отмеченную уже выше
цель специального режима договоров бытового подряда: то, что он установлен
именно для защиты прав потребителей. По этой причине к договору на
удовлетворение соответствующих потребностей заказчика - гражданина должны
применяться нормы о защите прав потребителей, содержащиеся не только в
законах о защите прав потребителей и иных правовых актах, принятых в
соответствии с ними, но также в статьях вышеуказанного § 3.
Правила о договорах подряда на капитальное строительство неоднократно
менялись[8]. При этом последние по времени издания Правила были утверждены
26 декабря 1986 г.[9], а свое действие, как это видно из самого их
названия, соответствующие акты распространяли на отношения в области
«капитального строительства». Обращение к обычному толкованию каждого из
этих двух терминов могло помочь определить границы охватываемой ими
области.
Первый из них - «строительство». «Строить» означает «сооружать» -
«производить постройку чего-нибудь», а второе («капитальное») - «дорогой,
стоящий больших денег»[10].
В данном конкретном случае понятие «капитальное строительство» имело
специфический смысл. Речь шла об отношениях между государственными, а также
между государственными и кооперативными организациями по поводу выполнения
работ, финансируемых главным образом непосредственно из бюджета. Эти
отношения опирались на обязательные для каждой из сторон плановые акты, а
сами работы предполагали строгий государственный контроль за началом, ходом
и завершением строительства. В результате именно в области капитального
строительства сложился к тому времени по сути самый жесткий организационно-
правовой режим.
В подтверждение можно сослаться на то, как решались соответствующие
вопросы в первых, из принятых Правилах (1938 г.). Ими предусматривалось,
что подрядные договоры заключаются на строительство, включенное в
утвержденные титульные списки. На каждый год строительства должны были
заключаться годовые договоры по ценам сметы с учетом утвержденного для
данной стройки размера снижения стоимости строительства. Материально-
техническое снабжение обеспечивалось по выделенным фондам и контингентам в
соответствии с нарядами и правами на получение ресурсов. Утвержденные в то
же время Правила финансирования строительства предполагали, что
Промышленный банк СССР, на который непосредственно возлагалось
аккумулирование предназначенных для всего строительства средств (главным
образом бюджетных), был обязан проверять подрядные договоры. И в случае,
если включенные в них объекты не были обеспечены утвержденными техническими
проектами и сметами или сумма годового договора превышала титул,
финансирование в соответствующей части следовало прекратить.
Отмеченные исходные начала правового регулирования подряда на
капитальное строительство сохранялись и позднее. Так, даже Правила 1986 г.
устанавливали, среди прочего, что договор подряда заключается на весь
период нового строительства, расширения, реконструкции и технического
перевооружения предприятий, зданий и сооружений или их очередей, включенных
в план капитального строительства и имеющих утвержденные в установленном
порядке титульные списки. Соответственно изменение договоров допускалось
только в случае изменения министерствами и ведомствами СССР и Советами
Министров союзных республик утвержденных годовых планов капитального
строительства.
Последние по времени Правила финансирования строительства,
утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г.[11]
(ст. 156), возлагали обязанность на Стройбанк СССР, через который в то
время шло практически обеспечение денежными ресурсами по всей стране
строек, осуществлять контроль за строительством, предоставляя этому Банку
для указанной цели право применять самые строгие экономические санкции по
отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей и
основных фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных
работ и др.
Превалирование административных элементов в правовом режиме
капитального строительства повлекло за собой то, что содержание договора,
связывающего заказчика с подрядчиком, оказалось полностью подчиненным
обязательным для сторон нормативным и ненормативным актам. В результате
сфера действия договорного согласования была резко ограничена.
Подтверждением могли служить обязательные для сторон Типовой генеральный и
Типовой годовой договоры подряда, утвержденные Правительством СССР, а
позднее - соответствующим министерством (ведомством). Типовые договоры не
содержали ни одного условия, которое стороны должны были бы согласовать
между собой. Индивидуализация в этой форме отношений сторон сводилась к
заполнению граф, содержащих указание на то, кто и когда заключает
соответствующий договор, идет ли в нем речь о строительстве, расширении или
реконструкции, кто и когда утвердил технический проект и смету, а также
какова указанная в утвержденной смете стоимость работ. Приложением к
типовым договорам, о которых идет речь, служили Особые условия. Однако эти
последние не вполне соответствовали своему наименованию, поскольку их
содержание также предопределялось в значительной мере вышестоящими
органами.
Не удивительно что, принятый в 1964 г. Гражданский кодекс признал
подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами.
При этом дифференциация правового регулирования подрядных отношений
оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного им в
ряде других случаях приема-отсылки к родственным договорам (имеются в виду
содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о
купле-продаже к договору мены (ст. 255 ГК), имущественного найма - к
договору безвозмездного пользования имуществом (ст. 342 ГК), поручения - к
договору комиссии (ст. 149 ГК) и др.). Таких отсылок в главе 31 ГК 1964 г.
«Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не оказалось.
Отсутствовали отсылки к главе «Подряд» и в специальных актах об этом
договоре.
Различие между договорами подряда и подряда на капитальное
строительство выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли
выступать любые участники гражданского оборота, а во втором - только
социалистические организации), в предмете (договор подряда опосредствовал
выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство -
лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда
речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное
строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и
сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией;
кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска
случая на заказчика). Наконец, особое значение придавалось тому, что
договор подряда на капитальное строительство имел непременным основанием
обязательный для сторон плановый акт[12].
Основы гражданского законодательства 1991 г., возвратившись тем самым к
ГК 1922 г., признали договор подряда на капитальное строительство
разновидностью подрядного договора. Соответственно из определения договора
подряда на капитальное строительство была исключена ссылка на плановые его
основы, и одновременно предполагалось ограничение вмешательства государства
в установление взаимных прав и обязанностей сторон. При столь существенных
изменениях в правовом режиме обоих договоров отпала необходимость в
формировании договора строительного подряда как отдельной главы ГК. Все
сводилось к тому, что указанному договору была посвящена одна из статей
(ст. 95), помещенная в главу 12 «Подряд».
С учетом вступивших в действие Основ постановление Совета Министров -
Правительства РФ от 14 августа 1993 г.[13] предусмотрело, что Правила о
договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. на территории
Российской Федерации не действуют.
На основании сделанного выше анализа, можно выделить основные признаки
обязательства по договору подряда:
1) подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью
удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;
2) подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом
которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение,
изменение уже существующей вещи;
3) вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве
собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком;
4) подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения
обусловленного договором результата;
5) подрядчик обязуется выполнять работу за свой страх и риск, т.е. он
выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение лишь в
том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного
договором результата;
6) подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право на получение
которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы
заказчику, кроме случаев установленных законом или договором.
Таким образом, как указывает Законодатель, можно сделать вывод. Данный
вид договорных отношений, как договор строительного подряда, представляет
собой отношения между заказчиком и подрядчиком, в результате которых
подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию
заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а
заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения
работ, принять их результаты и уплатить обусловленную цену. Следовательно,
данный договор отличается от других, по мнению Брауде И.М., тем, что: во-
первых, результатом таких работ является, как правило создание нового
недвижимого имущества; во-вторых, одной из особенностей является то, что
отношения между сторонами могут продолжаться и после сдачи объекта в
эксплуатацию. С данными отличиями, по моему мнению следует согласиться, но
хотелось бы добавить, что в данном договоре также могут встречаться и
элементы других договоров, что говорит о предусмотрительности сторон. В
результате, стороны хотят уладить проблемные вопросы до их появления.
Далее, мне хотелось бы указать на суждение Варшанского К.М. который
считает, что с принятием нового ГК РФ, многие ранее принятые акты не могут
применяться теперь уже по той причине, что они вступили в противоречие с
действующим Кодексом. Законодатель не стал образовывать самостоятельный
договор строительного подряда, с выделением его в отдельной главе, а
включил его в группу договоров подряда. Данный автор считает, что данные
действия не приемлемы к данным правоотношениям, однако, по моему мнению,
Законодатель преследовал цель, как можно лучше урегулировать проблемные
вопросы, складывающиеся на практике. Тем самым, в некоторых случаях,
появилась возможность применять наряду со специальными нормами и общие
нормы подряда.



Глава 2. Элементы договора строительного подряда

§1. Стороны в договоре

Заключение договора строительного подряда составляет один из элементов
инвестиционной деятельности, участниками которой являются инвесторы - те,
кто осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств, в
форме инвестиций и одновременно обеспечивают их целевое использование.
Инвесторы могут сами, от своего имени, выступать в договоре строительного
подряда в качестве заказчиков. Возможны и такие варианты, при которых
заказчиками являются те, кого инвестор уполномочил в силу инвестиционного
договора. Инвесторам предоставляется возможность передавать по контракту
(договору) в установленном законом порядке принадлежащие им полномочия
гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам.
В случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов
либо подрядчик и заказчик являются одновременно со- инвесторами по
отношению к предмету подрядного договора, возникает необходимость после
завершения строительства осуществить раздел результата работ, в частности
выстроенного здания. Здание как таковое является неделимой вещью, а значит,
между со- инвесторами могут быть распределены лишь идеальные доли.
Исключение составляют случаи, когда речь идет о жилом доме. Имеется в виду,
что в подобных случаях объектом права собственности могут стать отдельные
квартиры (ст. 289 ГК РФ) и даже достаточно обособленные части квартир (ст.
558 ГК РФ). По этой причине, например, при рассмотрении одного из дел
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел неправильным решение
нижестоящего суда о признании за застройщиком права собственности на жилую
площадь в натуре в размере определенного количества квадратных метров.
Сославшись на ст. 209 ГК, Президиум обратил внимание на то, что «право
собственности возникает только в отношении конкретного имущества,
обособленного от иных вещей этого же рода. Следовательно, суд не мог
признать право собственности на... кв.м. жилой площади, не определив ее
состав в натуре»[14].
В некоторых случаях чисто подрядные и инвестиционные отношения
сливаются в единый договор. Это имеет место при выступлении подрядчика и
заказчика одновременно в качестве со- инвесторов. Так, например, произошло
в договоре, заключенном производственно-коммерческой фирмой со строительной
организацией. В нем было предусмотрено, что стороны осуществляют
инвестирование в размере 50% каждая и, соответственно, выстроенное здание
должно быть разделено между ними поровну. Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ при рассмотрении дела указал на ошибочность решения нижестоящего
суда, который, во-первых, признал такой договор недействительным и, во-
вторых, считал невозможным для подрядчика осуществить самостоятельно, без
согласия заказчика распределение квартир в пределах своей доли[15].
Роль заказчика в договоре строительного подряда может исполнять любой
участник гражданского оборота. Специально выделены отношения, связанные с
выполнением подрядных работ, которые предназначены для удовлетворения
потребностей Российской Федерации или субъектов Федерации и финансируются
за счет средств их бюджета и внебюджетных источников (см. гл. 5 настоящей
книги), а также, как уже отмечалось, случаи, когда строительные работы
направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (см. гл. 2
настоящей главы книги).
Возможность выступления в качестве заказчиков иностранцев составляет
часть общего установленного для них в стране правового режима. В
соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отношения, которые
связаны с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных
вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации,
регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то
применяются правила международного договора. В то же время ФЗ РФ «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации»[16], закрепив национальный
режим таких инвестиций, соответственно указал на то, что правовой режим
деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от
инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим
деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли,
предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми
федеральными законами.
Согласно Закону от 25 февраля 1999 г. инвесторами могут быть
физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о
совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения
юридических лиц, государственные органы и органы местного самоуправления
(ст. 4). В этом же Законе идет речь и о возможности выступления в таком
качестве иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также
определен правовой статус заказчиков. В таком качестве могут выступать
уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые
осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Специально предусмотрено,
что они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других
субъектов инвестиционной деятельности, если только иное не предусмотрено
договором между ними. Заказчики могут быть инвесторами. Если же заказчик не
является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые
установлены договором с ним (государственным контрактом), он наделяется
правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.
Определенное, предусмотренное Законом ограничение участия в договорах
строительного подряда подрядчиков - физических и юридических лиц,
заключивших договор строительного подряда в рамках осуществляемой ими
предпринимательской деятельности, выражается в необходимости иметь для
соответствующей строительной деятельности лицензию. В Законе от 8 августа
2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»[17] в это число
включено, в частности, строительство зданий и сооружений I и II уровня
ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Договор строительного подряда с подрядчиком - предпринимателем, не
имеющим лицензии, - может быть по основаниям, указанным в ст. 173 ГК РФ,
оспорен самим подрядчиком, его учредителями (участниками) или
Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу РФ как органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью
строительных организаций. По этой причине Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ, имея явно в виду ст. 173 ГК, отверг среди возражений заказчика,
уклонившегося от оплаты работ, ссылку на отсутствие у подрядчика лицензии.
В своем обосновании он обратил внимание на то, что заказчик выполненные
работы принял[18].
Определяя предпосылки использования ст. 173 ГК РФ, следует иметь в виду
возможность оспаривания в таком случае сделки стороной, у которой
отсутствовала лицензия, лишь при условии, что ее контрагент, т.е. подрядчик
знал об этом или заведомо должен был знать.
Международный опыт подтверждает эффективность в определенных случаях,
при осуществлении главным образом строительства крупных объектов,
привлечения специально фигуры «инженера»[19]. Правовому положению
«инженера» («инженерной организации») посвящена теперь и составляющая одну
из новелл Кодекса ст. 749. Речь идет о том, что в соответствии с договором,
заключенным с заказчиком, при этом, как особо подчеркнуто, без участия
подрядчика, а значит, и не получая его согласия, «инженер» («инженерная
организация») осуществляет по поручению заказчика, наряду с фактическими,
также и определенные юридические действия, выступая в последнем случае от
имени заказчика.
Функции «инженера» («инженерной организации») могут закрепляться в
договоре строительного подряда главным образом для определения последствий
его действий для заказчиков. В тех случаях, когда речь идет о действиях
юридических, в качестве альтернативы специально выданной заказчиком
«инженеру» доверенности могут служить полномочия, закрепленные в самом
договоре строительного подряда, которыми заказчик наделен для выступления
от своего имени и которыми он наделяет «инженера» («инженерную
организацию»). Полномочия, о которых идет речь, включают надзор (контроль)
за строительством, дачу обязательных для подрядчика указаний от имени
заказчика и др.
В тех пределах, в каких во взаимоотношениях с подрядчиком «инженер»
(«инженерная фирма») выступает в качестве представителя, среди других
правил к отношениям сторон применяется и норма о возможности и значении
последующего одобрения заказчиком действий, совершенных «инженером»
(«инженерной фирмой») сверх имевшихся полномочий (п. 2 ст. 133 ГК РФ).
Заслуживает внимания содержащаяся в Международных условиях договора о
строительстве 1977 г. рекомендация выделять в договорах ситуации, при
которых требуется специальное одобрение заказчика[20].
Правовое руководство по составлению международных контрактов на
строительство промышленных объектов предусматривает и возможность
использования фигуры «инженера», функции которого ограничиваются одними
консультациями. Правда, само Правовое руководство все же осторожно
относится к оценке действий такого лица, справедливо обращая внимание на
то, что если «инженера» нанимает заказчик, то, естественно, подрядчик не
станет считать соответствующие его предложения беспристрастными.
Руководство по составлению договоров подряда на строительство в
Российской Федерации, о котором шла речь, предлагало еще ранее использовать
сходную с описанной конструкцию. Речь идет о возможности для заказчика
передавать право управления с его стороны исполнением договора подряда
другому юридическому или физическому лицу, которое специализируется на
соответствующих работах. Подобное доверенное лицо заказчика могло
действовать от его имени и представлять его интересы в течение всего
инвестиционного процесса. Специально оговаривалось и на этот случай, что
имущественную ответственность перед подрядчиком за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательства по договору подряда в любом случае
несет заказчик[21].
Значение включения ст. 749 в ГК РФ состоит в том, что она, во-первых,
закрепляет за заказчиком право обращения к «инженеру» («инженерной фирме»),
во-вторых, конкретизирует сферу его (ее) деятельности (оказание услуг,
связанных с контролем и надзором за строительством), в-третьих,
предусматривает обязательное определение его (ее) полномочий в подрядном
договоре и, в-четвертых, устанавливает ответственность заказчика лишь за те
действия, которые совершены «инженером» («инженерной организацией») в
рамках указанных полномочий.
Составляющие содержание договора строительного подряда права и
обязанности подрядчика и заказчика охватывают самый широкий круг вопросов,
в том числе выходящих за рамки, определенные для собственно подряда вообще
и строительного подряда в частности.
Один из таких вопросов связан с материально-техническим обеспечением
строительства. В период существования системы планового хозяйства он
приобретал особое значение, поскольку речь шла, главным образом, о таких
материалах и оборудовании, которые централизованно распределялись
соответствующими государственными органами. А это означало, что непременным
условием заключения договора поставки материальных ресурсов служило наличие
выделенных фондов на строительные материалы (оборудование). Для того чтобы
устранить возникновение споров о том, на которой из сторон должна лежать
обязанность их доставить, соответствующий вопрос был в то время
урегулирован Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и
другими актами, принятыми на правительственном уровне. В частности, Правила
1986 г. устанавливали, что обеспечение строительства материалами и
изделиями, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ,
предусмотренных договором подряда, составляет обязанность подрядчика, за
исключением материалов и изделий, обеспечение которыми в соответствии с
законодательством возлагается на заказчика.
В настоящее время обязанность предоставить материалы (включая детали,
конструкции), а также оборудование может быть возложена договором на любую
из сторон. Соответствующее условие не относится к числу существенных,
поскольку ст. 745 ГК РФ содержит определенную презумпцию на этот счет. Она
исходит из того, что материально-техническое обеспечение строительства
возлагается в полном объеме на подрядчика, одновременно допуская указание в
договоре иного: возложение соответствующей обязанности на заказчика,
целиком или частично.
Более полно, чем это сделано в общих положениях о подряде,
урегулирован вопрос об ответственности за ненадлежащее качество
предназначенных для строительства материалов, включая детали и инструкции,
и оборудования. Такая ответственность, возлагаемая на сторону, которая их
предоставила, может наступить, если обнаружилась невозможность использовать
предоставленные стороной материалы и оборудование без ухудшения качества
результата работ. Освобождение от ответственности может последовать, если
сторона, на которую должна была быть возложена ответственность, сможет
доказать, что имела место невозможность исполнения, возникшая по
обстоятельствам, за которые отвечает контрагент.
На отношения сторон по строительному подряду распространяется
ст. 704 ГК РФ в той ее части, в какой в виде общего правила на сторону,
предоставившую оборудование и материалы, возлагается ответственность не
только за их качество, но и за обременение правами третьих лиц.
Заказчик, который предоставил материалы и оборудование ненадлежащего
качества и этим создал невозможность их использования без ухудшения
качества выполненной работы, должен по требованию подрядчика их заменить.
Если заказчик откажется выполнить соответствующее требование, у подрядчика
возникает право, отказавшись от договора, потребовать от заказчика уплаты
его цены пропорционально выполненной части работ (п. 3 ст. 745 ГК РФ).
Указанное право превращается в обязанность подрядчика, поскольку в случае
обнаружения ненадлежащего качества результата он может ссылаться на
недостатки материалов и оборудования, предоставленных заказчиком, только
при условии, если эти недостатки не могли быть им обнаружены при надлежащей
приемке (см. п. 3 ст. 714 ГК РФ).
Требования к качеству используемых в строительстве материалов и
оборудования имеют не только частный интерес - для заказчика, но в
значительной мере и интерес публичный, имея в виду особенности объекта
рассматриваемого договора. Этим и вызвана, прежде всего, необходимость
стандартизации и сертификации соответствующих материалов. Однако
отмеченного недостаточно. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря
1997 г.[22] утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов,
изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Ими
предусмотрены различные меры, направленные на защиту внутреннего рынка
страны от применения материалов, изделий, конструкций и технологий,
создающих угрозу надежности, безопасности и долговечности зданий и
сооружений. Преследуется в подобных случаях и другая цель - обеспечить
благоприятные условия для устранения технических барьеров при внедрении в
строительство прогрессивных отечественных и зарубежных достижений.
Указанные Правила обязательны для всех юридических и физических лиц,
осуществляющих реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и
ремонт зданий, сооружений, производство и поставку продукции для
строительства. При этом особо предусмотрено, что новые, в том числе
ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии,
требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами
и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими
нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе
при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий
и сооружений) только после подтверждения их пригодности для применения в
условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской
Федерации. Таким подтверждением служит выданное соответствующим органом
техническое свидетельство.
Одно из условий договора составляет обязанность подрядчика
осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с
технической документацией и сметой. Техническая документация должна
включать объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Это позволяет сделать вывод, что именно указанная документация и
представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым, как указано
в общем определении договора подряда, должен выполнять работы подрядчик.
Что же касается сметы, то ею, устанавливается стоимость всего объекта и
отдельных работ. Смета связана не только с условием о цене, но и с условием
о предмете договора. Имеется в виду, что подрядчик должен выполнить все
работы, указанные как в техническом задании, так и в смете. Соответствующая
норма (п. 1 ст. 743 ГК РФ) носит диспозитивный характер, допуская в
договоре иное: исключение каких-либо из числа указанных в технической
документации и смете работ. Техническая документация подлежит в ряде
случаев утверждению компетентным органом. Тогда исключение договором
отдельных видов работ, содержащихся в утвержденной технической
документации, возможно только с разрешения того органа, который ее
утвердил. В противном случае соответствующее условие договора будет
признано ничтожным.
Договор строительного подряда должен предусматривать, среди прочего,
какая из сторон и в какой срок обязана предоставить техническую
документацию. В случае если это должен сделать подрядчик, документация
подлежит одобрению со стороны заказчика. Договор, по которому
предоставление проекта составляет обязанность подрядчика, именуется
«проектно-строительным контрактом». Помимо распределения обязанностей по
представлению проектно-сметной документации, в договоре должны быть
установлены ее состав и содержание.
Таким образом, условия, определяющие, кто и когда обязан передать
проектно-сметную документацию и каково ее содержание, относятся к числу
необходимых, а значит, тем самым, в силу ст. 432 ГК РФ и существенных
условий данного договора.
В ходе строительства подрядчик может обнаружить, что определенные
работы в проекте и смете не были учтены, и по этой причине необходимо
провести дополнительные работы (например, из-за обнаружения подпочвенных
вод). Тогда у подрядчика возникает не только право, но и обязанность
сообщить заказчику, с соответствующим обоснованием, какие именно
дополнительные работы следует провести. В соответствии с п. 3 ст. 743 ГК
РФ, заказчик в свою очередь, должен не позднее десяти дней с момента
получения такого сообщения или в иной, предусмотренный законом или
договором срок сообщить подрядчику о принятом им на этот счет решении.
Имеются в виду согласие или, напротив, несогласие с проведением
дополнительных работ. Если в течение этого времени ответ не будет получен,
подрядчик обязан приостановить работы с тем, чтобы убытки, вызванные
простоем, будет вынужден возмещать ему заказчик, если только не докажет
отсутствия необходимости в осуществлении таких работ. В случаях, когда
подрядчик не выполнит этой обязанности - приостановить работы, он «лишается
права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и
возмещения вызванных этим убытков». Он не вправе требовать от заказчика
оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-
монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт
подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие
заказчика на оплату дополнительных работ. Подрядчик, не остановивший в
указанных случаях строительство, принимает на себя риск продолжения работ.
Если же подрядчик все-таки выполнил дополнительные работы, он приобретает
право требовать их оплаты только при условии, если докажет, что сделано это
было в интересах заказчика (например, выполненные работы были необходимы
для сохранения объекта).
Возможны и такие случаи, когда заказчик согласился на проведение и
оплату дополнительных работ, на необходимости которых настаивал сам
подрядчик, но последний отказывается их выполнять. Тогда вступает в
действие та же ст. 743 (п. 5) ГК РФ. Она предоставляет подрядчику право
уклониться от выполнения - при согласии заказчика на их проведение и оплату
только таких дополнительных работ, которые не входят в сферу
профессиональной деятельности подрядчика, либо не могут быть им выполнены
по иным, не зависящим от него причинам (например, из-за отсутствия
материалов или оборудования). При отказе подрядчика от выполнения
необходимых работ во всех других случаях заказчик может воспользоваться
предоставленным ст. 397 ГК правом поручить выполнение дополнительных работ
третьим лицам за разумную цену и в разумный срок или исполнить
обязательство за счет должника своими силами, если иное не вытекает из
закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства.
В соответствии с действующими на этот счет правилами[23], основным
проектным документом на строительство объекта является, как правило,
технико-экономическое обоснование (проект строительства, на основании
утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования),
разрабатываемая рабочая документация. Там же предусмотрено, что проекты,
рабочие чертежи, независимо от источников финансирования и форм
собственности, за определенными исключениями, подлежат государственной
экспертизе. Руководящий на этот счет акт[24] - Положение о проведении
государственной экспертизы и
утверждении градостроительной, пред- проектной и проектной документации в
Российской Федерации.[25]
Проектная документация служит основанием для получения заказчиком
разрешения на строительство. Такое разрешение представляет собой документ,
которым удостоверяется право собственника, владельца, арендатора или
пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка,
строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения, а также
благоустройство территории (п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ[26]).
Разрешение, о котором идет речь, необходимо для застройки земельного
участка, строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений,
благоустройства территорий. Оно не требуется, если работы по строительству
и реконструкции не затрагивают конструктивных и иных характеристик
надежности и безопасности зданий, сооружений и строений, а также при
возведении временных зданий, строений и сооружений, которые необходимы для
организации строительных работ.
Возможность осуществлять строительство, подтвержденное разрешением,
может переходить к другим лицам вместе с отчуждением права собственности на
соответствующий объект. К тому, кто приобрел не завершенный строительством
объект, на строительство которого было получено разрешение, переходит и
право завершить постройку.
Не составляют исключения ситуации, при которых заказчик по каким-либо
причинам сочтет необходимым внести изменения в техническую документацию.
Соответствующее его решение по общему правилу может затронуть интересы
подрядчика. Поэтому ГК РФ (ст. 744) предусмотрел ряд ограничений в праве
заказчика изменять проектную документацию. Так, подобные изменения
признаются обязательными для подрядчика лишь в случаях, когда связанные с
этим дополнительные работы относительно невелики по размеру - не более 10%
указанной в смете общей стоимости работ (общего объема подлежащего
выполнению строительства) и не меняют характера работ, которые
предусматривались в договоре. Изменение технической документации по
требованию заказчика за указанными пределами возможно только с согласия
подрядчика и требует согласования дополнительной сметы (п. 2 ст. 744 ГК
РФ). Изменение технической документации может последовать при определенных
условиях и по требованию подрядчика. Так бывает, прежде всего в случаях,
когда потребность в изменении технической документации возникла по
причинам, не зависящим от подрядчика, притом стоимость работ превысила
смету не более чем на 10%. Поскольку в соответствующей норме (п. 3 ст. 744
ГК РФ) есть прямая ссылка на ст. 450 ГК РФ, это означает, что при
отсутствии согласия на превышение сметы со стороны заказчика подрядчик
вправе требовать изменения сметы и тем самым в соответствующей части
договора в суде. Отсылка к указанной статье не исключает одновременно и
возможности для подрядчика требовать изменения договора в объеме и более
10% при наличии ситуации, предусмотренной на этот раз в п. 4 ст. 451 ГК РФ
(имеется в виду, что применение ст. 451 ГК РФ не требует непременно к ней
отсылки). Речь идет об исключительных случаях, когда имело место
существенное 1 изменение обстоятельств, при том, что расторжение договора
противоречило бы общественным интересам либо повлекло бы за собой для
сторон такой ущерб, который значительно превысил бы затраты, необходимые
для исполнения договора на измененных условиях. Изменения тем самым
оказываются объективно выгодными с точки зрения интересов и общества
(публичных интересов) и сторон (частных интересов).
Предусмотрен особо случай возникновения у подрядчика права требовать
дополнительной оплаты. Речь идет о «разумных расходах», которые понесены им
в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации
(п. 4 ст. 744 ГК РФ). При применении соответствующей нормы следует иметь в
виду и действие содержащегося в п. 3 ст. 10 ГК РФ указания. Речь идет о
том, что если закон, как это имеет место в данном случае, ставит защиту
гражданских прав в зависимость от их «разумного осуществления», «разумность
действий» соответствующего лица (т.е. подрядчика) предполагается.
Следовательно, для освобождения себя от обязанности оплачивать
дополнительно понесенные расходы заказчику придется доказать «неразумность»
действий его контрагента - подрядчика. Применение приведенной в п. 4 ст.
744 ГК РФ нормы возможно только в случаях, когда необходимость нести
соответствующие расходы возникла не по вине подрядчика.
Стороны имеют возможность согласовать вопросы, относящиеся к размеру
предоставляемого для строительства земельного участка, его состоянию и
срокам передачи. И только тогда, когда в договоре отсутствует указание на
этот счет, вступает в действие соответствующая норма ГК РФ, в силу которой
площадь и состояние земельного участка, а естественно, и Дата его
предоставления должны обеспечивать своевременное начало работ, их
нормальное ведение и завершение в срок (п. 1 ст. 747 ГК РФ).
Действовавшие в разное время Правила о договорах подряда на
капитальное строительство возлагали на заказчика обязанность создать
геодезическую разбивочную основу для строительства. При этом до начала
выполнения строительно-монтажных работ заказчик должен был передать
генеральному подрядчику по акту в согласованные с ним сроки, техническую
документацию на закрепленные на территории строительства пункты и знаки
освидетельствования их в натуре. Теперь

Новинки рефератов ::

Реферат: Растениеводство (Ботаника)


Реферат: Альфа банк (Банковское дело)


Реферат: Ленин (Исторические личности)


Реферат: Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии (Педагогика)


Реферат: Никон и возникновение раскола (История)


Реферат: Истоки и смысл тоталитаризма (Политология)


Реферат: Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России (Право)


Реферат: Контрольная по страховому делу (Страхование)


Реферат: Некоторые аспекты деятельности банков в РФ (Банковское дело)


Реферат: Анализ электрической цепи синусоидального тока (Радиоэлектроника)


Реферат: Учет денежных средств (Аудит)


Реферат: Тема детства в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: Особенности творчества Клода Дебюсси (Музыка)


Реферат: Инвестиционная политика (Менеджмент)


Реферат: Безопасность в распределенных системах (Программирование)


Реферат: Биологическая роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма (Биология)


Реферат: Воображение (Психология)


Реферат: Серебро. Общая характеристика (Химия)


Реферат: Расчет трансфинплана грузового АТП (Транспорт)


Реферат: История развития мирового кино (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист