GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Лидер (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лидер (Политология)



ЛИДЕР
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на
других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на
удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную
фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде
деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения
внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность
оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для
подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения
групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера
основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е.
идеальном представлении других членов группы).
лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений,
наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого
лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения
групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного
или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее
ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых
ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии,
психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену
посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение
лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую
очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также
отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и
социометрические тесты и методики, которые успешно используются на
практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных
объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,
прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и
функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через
вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи)
распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение
управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей
эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,
составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В
системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии
различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера
развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций
повышаются.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В современном обществоведении существует несколько подходов к
определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:
1. Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это
влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние
обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три
особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на
всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного
объединения существуют несколько или даже множество центров локального
влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и
сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его
распространенность на все объединение.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии,
однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация
лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего
рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы
социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с
выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера.
Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и
организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.
3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на политическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие
должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в
персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего
блага».
Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако
она применима главным образом лишь к демократическим организациям:
государствам, партиям и т.д.
4. Политический лидер - это символ общности и образец политического
поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость
субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство
создается стихийно, самим народом.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-
должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную
деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый
аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического
лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное
поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и
сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как
результативного и нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров
трех уровней:
1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном
сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее
авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных
качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной
деятельности. В этом случае его функции являются функциями делового,
интеллектуального лидера и лидера общения.
Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость,
прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать
сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции
«мозгового центра» группы.
Лидеру общения присущи психологическая комфортность,
коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым
конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения
своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу
личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы
находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания -
потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и
политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного
движения, тем более значима деятельность такого лидера.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального
института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в
первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не
оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего
влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними
регулятивами, присущими конкретной политической культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с
формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из
потенциальных субъектов политического действия. Так, потестарным
(«архаичным») обществам политическое лидерство не свойственно не только в
силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу
невыделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания.
В античности, политическое лидерство носило личностный характер,
представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида,
его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников («ведомых») были
близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь
непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов,
прокламацией определенных моральных ценностей.
В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно теряет
нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на
личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной
политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным
образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей,
умение сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации
политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху
Возрождения и в период буржуазных революций.
В современном обществе, политическое лидерство представляет собой
способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных
слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач
общественного развития.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую
часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.
Как механизм интеграции общества, политическое лидерство создается
посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и
моральными регулятивами. Судьба политика зависит от поступка, за который он
необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему
карьеры.
В механизме политического лидерства, правовая регламентация
деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за
принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи
«политик - общество». Чем более развита легальная сфера неюридического
воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его
сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в
большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.
Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня
политической культуры и активности масс. Преобладание активистской
политической культуры, существование устойчивых демократических традиций,
наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической
оппозиции, сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного
рода волюнтаризма, злоупотреблений властью и, вместе с тем, создают
благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и
дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение
демократической политической ангажированности масс - это два
важнейших условия эффективного политического руководства обществом.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере
стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно
собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого
митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный
порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся
зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм
правительственных учреждений. В том случае, если лежащие в основе
преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для
них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических
коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое
распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции
и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической
организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г.
путча в СССР, движение защитников «Белого Дома» и конституировались его
лидеры.
Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и
основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах.
Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов
группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального
лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их
членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на
первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность
объединить группу, повести ее за собой.
В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых
требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а
также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии),
институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих
позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями
обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится
политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких
особенностей политики, институализация и формализация лидирующих позиций,
проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам
политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике,
выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации
и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от
индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы
и влияния институтов власти.

ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Лидерство присуще различным формам социально-политической организации.
Что же непосредственно лежит в его основе? Какова природа этого феномена?
Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью
исполнителей воли лидера?
На этот счет в современной политологии несколько теорий. Прежде
всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств,
присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении
феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие
интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано
или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому
лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям,
компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К
обязательным качествам современных политических лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и
ораторские способности.
Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они
в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при
детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают
с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще.
Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области
предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются
скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На
протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности
людей оказываются невостребованными, не находят применения.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно,
что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции
действительно нужны определенные психологические и социальные качества.
Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и
особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества,
дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в
Европе и на Ближнем Востоке. К тому же, во многих, главным образом
недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся
заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-
аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера
и характерные для него черты поведения, связанные с достижением
определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера
могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере
Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким
окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия
и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в
стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного
переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него
диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не
останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых
расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания
большевиками власти.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие
целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате
взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей,
вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его
«вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
конкретных социальных обстоятельств.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий
развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из
относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по
этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные
обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение
и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране
неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно
так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической
арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются
и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии
кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества
относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой -
в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном
общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность
взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и
компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств
личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении
природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На
основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был
получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех
имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру.
Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются,
далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том,
что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить
ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и
возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-
политические проблемы.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории,
явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и
конституентов. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера,
воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как
особого рода отношений между руководителем и его конституентами,
выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты -
последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют
единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера
понимается достаточно широко. В него включаются не только политические
активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи)
лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним,
оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять
и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им
решения.
В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты»,
особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно
компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют
кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с
массами, т.е. «делают» лидера. Именно через конституентов проявляется
воздействие на политику господствующей политической культуры.
В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности
могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями
большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок
президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского
населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в
коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор
не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего
нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной
номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным
отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против
коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым
людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного,
справедливого и решительного человека, что в конечном счете и
предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов
конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо
работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.
История свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей
идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных
слоев и сторонников.
Так было, например, в России, когда в октябре 1917 г. большевики,
используя популярные, общедемократические лозунги: «Мир - народам», «Земля
- крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», добились
политического лидерства, а затем, быстро забыв о своих обещаниях,
превратили собственных конституентов в объект огромного и чудовищного
социального эксперимента.
Об этом свидетельствует и деятельность Сталина, который примерно за
полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил
большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов
собственной партии.
Эти и многие другие факторы свидетельствуют, что взаимодействие
лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдонаправленное, с
двусторонним движением. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации
власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом.
Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики,
имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах, где они
могут порою поставить под угрозу существование всей нации. Так действовали
и А.Гитлер и С.Хусейн, а в определенной мере и Ф.Кастро, провозглашая
лозунг «Социализм или смерть».
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается
однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают
психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение
лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе
лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в
стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей
обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные
функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы,
чувство неполноценности и т.п.
Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру.
Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок
нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле
авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Э.Фромм и
Т.Адорно. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и
стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных
условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от
всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности
власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от
собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение,
доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой
своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и
мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она
восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и
желание унизить их.
Такой тип поведения в психологическом смысле является проявлением не
силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается
убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Такая
личность иррациональна, руководствуется в первую очередь эмоциями и не
терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в
целом, сквозь призму отношений «силы - слабости».
Эмпирические исследования, подтвердили реальное существование
авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же
это направление психоанализа значительно расширило представления о
психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не
исчерпывает все типы таких мотиваций.
Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет
увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной
картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное
исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает
четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван
выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;
механизм взаимоотношения лидера и его конституентов. И все же, создать
единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно,
поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и
функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем,
особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют
разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от
отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и
демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное
направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы.
Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и
мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к
учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими
способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и
т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или
рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами,
способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом
индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в
формировании его харизмы.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и
любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе
первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и
эмоции. Основоположник этой классификации М.Вебер особое внимание уделял
анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как
важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в
кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не
связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач
социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для
общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее
исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в
истории многих государств наблюдается определенная последовательность в
смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик)
сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь,
уступает место реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко используются четыре собирательных
образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца и
пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности,
привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими
представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-
служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих
приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует
от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить
«купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец,
лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы,
насущные требования момента. Его действия определяются конкретной
ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не
встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных
пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели
делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и
рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством
направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи
прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп
и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В
этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех
потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за
их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно
формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления
социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с
точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и
представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать
пример служения народу, государству, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не
застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно
способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач
обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства
бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью
контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована
в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный
патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя»,
«отца народов», покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена
не только в массовом сознании государств с патриархальной политической
культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от
политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии
власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с
избирателями и других мероприятий, президент и иные политические
руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения
с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии,
мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены
несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять
народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать
прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В
большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам,
однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей
преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии,
американский президент Р.Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в
тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего
оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он
вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые
наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или
меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда
большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции,
узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и
Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
Культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и
роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и
одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в
авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители -
корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.
Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной
сакрализации власти. По своей сути он - воскрешение языческого
идолопоклонничества и в частности, таких его атрибутов, как памятники,
мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы.
Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на
монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы»
такой единственно верной идеологии наделяются качествами пророков и
ясновидцев.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности,
является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые
исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой
иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация
политической, экономической и социальной власти в руках политического
лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от
результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном
обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и
поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной
платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной
причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным.
Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической
идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество
руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

РЕЗЮМЕ
Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые
лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть
туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать.
Только где их взять? Кажется, ответ очевиден - взять их негде, кроме как
среди нас самих. Все просто, но не очень легко выполнимо.
Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили
графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни
нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты,
дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные
надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако
психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей
утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей
части, главные - это не они. Это очень грустно.
В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их
на высокий уровень - «социального инжиниринга», есть книга с весьма
экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?».
Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов.
Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому
у нас их мало, мы ждем их прихода.



Copyright, 1996, by Vladimir Kostitsyn.




Реферат на тему: Лидерство

ПЛАН
1.Введение: обоснование выбора темы.
2.Политический лидер и его функции:
а) определение
б) функции лидера
3.Кто может стать лидером и как; 4 теории обоснования лидерства:
а) «теория черт лидера»
б) ситуационная концепция лидерства
в) теория «свиты, делающей короля»
г) психоаналитическое объяснение лидерства
4.Типология лидеров:
а) формальные и неформальные лидеры
б) традиционные, либеральные и демократические лидеры
в) имидж и призвание лидеров
д) психологическое поведение лидеров
5.Политический популизм:
а) популизм
б) предвыборная программа
6.Заключение.



1.Введение.



Среди основных и самых важных проблем общественного развития в
современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема
политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и
государственные посты новых людей, способных на преобразование государства
в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения
страны.
Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а
народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего,
кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И
когда часть из них взглянут на мир по-особенному и начнут задумываться о
совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то
появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти
индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным
проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя
объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе
совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии
определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными
предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же
внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда
идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих
к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные
интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий, необходимых для появления проблемы политического
лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим
путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

Для того чтобы правильно составить портрет лидера, необходимого
Российскому обществу на данном этапе развития, я подробно рассмотрю
развитие лидерства на примере разных стран.



2.Политический лидер и его функции



Политическое лидерство как теоретический и практический феномен
оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались
альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного
уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре
внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают
проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования
политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно
так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.
Термин «лидер» происходит от английского слова leader – ведущий;
руководитель, вождь, глава и тому подобное. Отталкиваясь от этого, можно
определить, что политический лидер – это глава, руководитель или просто
авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества,
который согласовывает, объединяет и направляет действия людей. Политический
лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы
народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств,
необходимых политическому деятелю. Отсюда вытекают четыре основные
взаимосвязанные ф у н к ц и и политического лидера. Политический лидер
выступает:
1) как объединитель людей,
2) как защитник их интересов,
3) как инициатор обновления жизни,
4) как организатор деятельности людей.
Выполняя первую функцию, лидер согласовывает различные интересы,
объединяет людей вокруг сформулированных им общих целей и ценностей,
создает в группе или обществе дух взаимной доброжелательности, солидарности
и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между властью и
народом.
В своей второй функции лидер защищает интересы людей: обобщает,
выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает
пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и
соблюдение в обществе законности. Порядка и демократических принципов. Тем
самым он служит гарантом* справедливости, обеспечения прав и свобод
личности и защиты людей от произвола бюрократии и беззакония.
Третья функция предполагает, что лидер должен своевременно замечать
ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития
общественной жизни.
Наконец, выполняя четвертую функцию. Лидер организует действия людей в
своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное
самоуправление. Находя и принимая оптимальные
___________________
*Гарант (от франц. garantir – обеспечивать, охранять) – поручитель;
государство, учреждение или частное лицо, дающее в чем-либо гарантию
(ручательство, обеспечение).


политические решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и
мобилизирует людей на осуществление намеченных целей.



3.Кто и как может стать лидером.



На вопрос о том, почему одни люди становятся лидерами. А другие нет,
ученые отвечают по-разному. Можно, в частности, выделить следующие четыре
популярные западные теории обоснования лидерства.

«Теория черт лидера».
Первая из четырех теорий – «теория черт лидера» -- объясняет феномен
лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не
может быть любой человек. Политический лидер должен обладать особыми
чертами. В частности, больше всего называют такие черты, как остроумие,
энергичность, твердая воля, организаторские способности, тактичность и т.
д. Перечисляются десятки черт, вплоть до чувства юмора, внешней
привлекательности и фотогеничности,* которые якобы обязательны для
современного лидера.
И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и
проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает
и другие примеры: когда политические лидеры – заурядные, неяркие, не
блещущие умом, серые личности. Недаром немецкий писатель Лион Фейхтвангер
(1884—1958) в свое время отмечал, что «власть даже пустого человека
наполняет содержанием»**. Следовательно, важны не только определенные
личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что суть «теории черт лидера» в
том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами
(трудолюбие, энергичность, творческий дух, организаторские способности и т.
д.).

Ситуационная концепция лидерства.
Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только
черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не
существует некоего универсального набора личностных качеств, подходящих для
всех стран, периодов и любых ситуаций.
_______________
*Фотогеничность (от греч, phos (photos) – свет + genos – происхождение,
род) – выразительные внешние данные, благоприятные для воспроизведения на
фотографии, кино- или телеэкране (телегеничность).
**Цитата: Основы политологии. Курс лекций /Под редакцией проф. В. П.
Пугачева. – Москва, 1992. – страница 108.
Докажем это, используя конкретные примеры. Например, сегодняшний лидер
из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии
периода гитлеризма или в нынешнем консервативном исламском Иране. То же
можно сказать и в отношении конкретных ситуаций. Один
человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в
повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с
людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет
научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д.
Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те
сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые
могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача
же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он
может завоевать «трон».
Итак, суть ситуационной концепции заключается в том. Что лидерские
качества относительны: для каждого возможного лидера существуют свои
конкретные обстоятельства (определенный момент, место и ситуация)

Теория «свиты, делающей короля».
Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным
названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель
лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная
политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру,
эта группа «делает» из нее (конституирует* -- создает) своего лидера.
Одновременно конституенты становятся его идейными последователями,
приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может
оказаться марионеткой** в руках своего окружения.
Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся
самостоятельно. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и
поддерживают его «создатели» и приверженцы.

Психоаналитическое объяснение лидерства.
Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое
объяснение лидерства. Психоанализ – это особый метод психотерапии,
разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856—1939) и выросший
затем в целое психологическое учение. По Фрейду,
___________________
*Конституировать (от лат. constitutio – построение, установление,
устройство) – назначать (какой-либо орган, структуру и т. п.); подводить
под что-либо законодательную базу, делать легитимным. Конституент –
создатель, основатель, учредитель; тот, кто осуществляет конституирование.
**Марионетка (от франц. marionnette – первоначально: название небольших
фигурок, изображавших деву Марию в средневековом кукольном представлении) –
1) театральная кукла; 2) лицо, государство, правительство, являющееся
послушным орудием в чужих руках.
***Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть): у Фрейда –
энергия сексуальных влечений; у швейцарского психолога Карла Юнга
(1875—1961) психическая реакция вообще. (Последователи Фрейда все более
отказывались от “сексуального акцента” в определении стимулов активности
людей).
людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального
характера, прежде всего (либидо***). Именно они являются движущей силой
социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные»
бессознательные секс импульсы постоянно конфликтуют с «совестливым»
сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и
«борьбы» с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить
свою «запретную» сексуальную озабоченность на «нормальное» (приемлемое для
общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий
деятель – художник, писатель, политик и т. д.
Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции,
становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю»
активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести
извращенные, крайне деспотические и даже садистские* формы: жестокое
полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и
заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы»**.
В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные
теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да к
тому же не исчерпывают всего многообразия путей человека к власти. Это
подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров.



4.Типология лидеров.



Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по
самым различным признакам.

Формальные и неформальные лидеры.
По способу утверждения (установления) лидерства в малых группах и
организациях различают лидеров формальных и неформальных.
Формальным лидером называют руководителя, «назначенного сверху» и
управляющего людьми согласно действующим постановлениям и инструкциям.
Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественно, как бы само
собой, в процессе личных взаимоотношений людей, на основе их доверия и
симпатий к своему «избраннику».
__________________
*Садизм (от имени французского писателя маркиза де Сада (1740—1814),
описавшего в романах половые извращения, сопровождаемые насилием и
жестокостью) – 1) половое извращение, при котором сексуальное
удовлетворение достигается через причинение партнеру морального или
физического страдания; 2) страсть к изощренной жестокости и наслаждению
чужими страданиями.
**Комплекс (от лат. complexus – связь, сочетание) – (в психологии)
сокращенная форма от понятия «комплекс неполноценности» -- болезненное
осознание своих недостатков, неполноценности в чем-то.


Традиционные, рациональные и харизматические лидеры.
Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он
рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе
легитимации власти лидера в обществе, т.е. о способе признания народом
законности этой власти. В частности, власть традиционных лидеров (вождей
племен, религиозных лидеров, монархов и т.п.) узаконивается в силу вековых
и ставших священными традиций. Этот тип лидерства был особенно характерен
для доиндустриальных обществ. Рационально-легальные лидеры – это законно и
демократически выбранные руководители общества, получившие власть в
результате обдуманного, сознательного (рационального) выбора людей. Такой
лидерский тип присущ современным демократическим обществам.
Наконец, харизматические* лидеры – это, как говорится, лидеры по
призванию, народные вожди “от бога”, наделенные, по мнению масс,
выдающимися способностями к руководству, особой мудростью, святостью,
героизмом и т.п. Примерами таких лидеров могут служить Владимир Ленин в
России, Ким Ир Сен (1912—1994) в Северной Корее, Фидель Кастро (родился в
1927) на Кубе и другие.
Однако харизма и притягательность подобных руководителей складывается
не только из их реальных способностей. Подчас образ “богоизбранности”
лидера создается его “свитой” и последователями, а затем “дорисовывается” и
приукрашивается народной молвой. При этом может возникнуть культ личности,
т. е. Предельно завышенная оценка качеств и роли лидера в обществе, своего
рода идолопоклонничество. Такое возвеличивание вождей особенно характерно
для тоталитарных обществ и многих государств востока с патриархальной и
подданической политической культурой народных масс, верящих в “хорошего
царя”, всесильного “отца”-благодетеля и склонных к страху, покорности и
угодничеству перед любым “начальством”. Наиболее ярким примером культа
личности является культ иосифа Сталина в бывшем СССР, а также Ким Ир Сена и
Фиделя Кастро.
Харизма, кроме того, может обернуться для обладающего ею лидера и
другой стороной. Воодушевленный этой харизмой народ ждет от своего кумира
скорых чудес, а их, как известно, в суровой и «упрямой» реальности не
бывает. Поэтому, не дождавшись чуда, наивная и мало размышляющая часть
публики очень быстро разочаровывается и бросается из одной крайности
(безмерной любви) в другую – охлаждение и огульную ненависть к «ставшему
плохим» лидеру. Не это ли произошло с последними советскими и российскими
руководителями?..
Таким образом, если в основе традиционного лидерства лежит привычка
людей к определенному типу власти, то рационально-легальное лидерство
базируется на человеческом разуме, а харизматическое – на вере и эмоциях.
При этом у каждого из этих трех типов лидерства есть свои плюсы и минусы,
свой период в развитии общества. В относительно спокойные времена,
____________________
*Харизматический (от греч. Charisma – призвание, божественный дар) –
исключительно одаренный человек, способный убеждать и притягивать к себе
других людей.
напротив, предпочтительнее рационально-легальное лидерство – для
кропотливой работы по регулированию и постепенному совершенствованию
общественной жизни, для проведения необходимых реформ.

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры.
Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства и
управления. Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и
директивное* (т. е. Категорически приказное, не терпящее возражений)
управление людьми. Лидер здесь сосредоточивает в своих руках почти все
основные управленческие функции и не позволяет подчиненным выходить за
жесткие рамки отведенных им ролей. Тщательно контролируя работу людей, он
постоянно держит их под угрозой применения силы или других мер принуждения
и наказания.
В противоположность этому, либеральное руководство отличается тем, что
организованность, дисциплина и порядок в обществе или группе пускаются на
самотек, либеральный лидер практически отстраняются от управления людьми,
предоставляя им полную свободу действий (недаром этот стиль руководства
иногда называют еще попустительским).
Наконец, демократический лидер ориентируется на принципы
коллегиального, коллективного руководства и управления. Он стремится
вовлечь людей в совместную рациональную организацию общего дела на основе
учета их интересов, мнений, инициатив и предоставления им определенной
самостоятельности в действиях.

Имидж и призвание лидеров.
Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить
их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное
предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и ситуация, в
которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.
Так, первый из четырех предлагаемых и, как всегда, условно-
собирательных образов – лидер-знаменосец – эффективно действует как идейный
вдохновитель и вождь широких масс. Лидер-знаменосец самостоятелен и
критичен в оценках действительности, он знает, как «исправить ситуацию». На
своем знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы, и пути ее
достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть Мохандас Ганди**,
Владимир Ленин, Адольф Гитлер.
Второй – лидер-служитель – напротив, ориентирован, прежде всего, на
обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Последние же, в
____________________
*Директива (от лат. dirigere – направлять) – руководящее указание,
установка вышестоящего органа.
**Ганди Мохандас (1869—1948) – лидер национально-освободительного движения
Индии; выступал устранение разделяющих дюдей кастовых, классовых,
религиозных и региональных барьеров, за единение индийской нации. В знак
глубочайшего уважения к Ганди народ называл его Махатмой (Великой душой).

свою очередь, поддерживают в народе образ служения всей данной группы
интересам общества. Именно так было в «послехрущевско-догорбачевский»
(1964—1985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии
выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-
ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса»
КПСС. Лидер-служитель стремится, прежде всего, исправно служить своим
конституентам и приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу
пожеланиям трудящихся» (избирателям). Лидерами этого типа были Леонид
Брежнев, Константин Черненко*.
Лидер-торговец – фигура современная, рациональная, «рыночная». Он
окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих
наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-
торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы,
привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет
вместе с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения
следовал Рональд Рейган**.
Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях
(политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические
потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных
проблем. Лидер-пожарный «специалист» по кризисным ситуациям. Он эффективно
действует «по обстановке», как на пожаре, направляя струю воды туда, где
появляются новые языки пламени. Он находит решения самых насущных проблем.
Именно так действует сейчас Владимир Путин.
Психологическое поведение лидеров.
Последний признак в нашей лидерской типологии – стиль психологического
поведения вождей. Так, одна из разработок политических психологов***
предлагает следующую классификацию политиков по этому признаку.
___________________

*Брежнев Леонид Ильич (1906—1982), Черненко Константин Устинович
(1911—1985) – руководящие деятели КПСС и Генеральные секретари ее
Центрального Комитета соответственно в 1964—1982 и 1984—1985 гг.
**Рейган Рональд (род. в 1911) – 40-й Президент США (в 1981—1989).
***См. Аргументы и факты. – 1993. – № 50. – С. 6.



Политические лидеры

| | |
|По способу утверждения |»формальные |
|лидерства в группах и |»неформальные |
|организациях | |
| | |
|По способу легитимации власти |»традиционные |
|лидера в обществе |»рационально-легальные |
| |»харизматические |
| | |
|По стилю руководства и |»авторитарные |
|управления |»либеральные |
| |»демократические |
| |»лидер-знаменосец |
|По имиджу и ролевому |»лидер-служитель |
|назначению лидера |»лидер-торговец |
| |»лидер-пожарный |
| |»параноидальный |
|По стилю психологического |»демонстративный |
|поведения лидера |»компульсивный |
| |»депрессивный |
| |»шизоидный |

Названия стилей поведения даны здесь в основном в медицинских терминах,
которые, однако, употреблены в переносном смысле и являются условными.
Разумеется, приведенные в этой таблице примеры и типологические черты не
носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными.
Скажем, более позднего Ленина отличал уже не шизоидный, а скорее
параноидальный и отчасти демонстративный стиль поведения. А догматичность и
бескомпромиссность «отличника» вполне могут быть присущи как «хозяину», так
и «соратнику».
____________________
*



5.Политический популизм.



В погоне за высоким рейтингом* и популярностью, т. е. широкой
известностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной
степени «грешат» популизмом. Популизм** – это своеобразное саморекламное
заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять
главных ч е р т , наиболее характерных для лидера популистского толка.
Лидер-популист
1) спекулирует на недостатка

Новинки рефератов ::

Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)


Реферат: Мезозойская эра (Биология)


Реферат: Windows NT - ОС нового поколения (Компьютеры)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Понятие договора, его предмет и принципы (Гражданское право и процесс)


Реферат: Рецензия на рассказ Бунина "Сны Чанга" (Литература)


Реферат: Блок доступа к моноканалу ЛВС (Программирование)


Реферат: Психология групп (Психология)


Реферат: Трудовая деятельность (Психология)


Реферат: Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии (Социология)


Реферат: Динамика эпидемиологии мочекаменной болезни кошек и собак в условиях мегаполиса (Ветеринария)


Реферат: Социологический анализ межнациональных отношений (Социология)


Реферат: Возникновение и преодоление одиночества (Психология)


Реферат: Великая Отечественная война 1812г (История)


Реферат: Спортивные предпочтения досуга молодежи (Социология)


Реферат: Производственные технологии современной товарной продукции(пиво) (Технология)


Реферат: Генетическая инженерия (Биология)


Реферат: Астат (Химия)


Реферат: Великий вятский изобретатель Роман Костерин (История)


Реферат: МЧС (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист