GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Договор возмездного оказания услуг (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Договор возмездного оказания услуг (Гражданское право и процесс)



Министерство образования Российской Федерации
Курский гуманитарно-технический институт

Кафедра гражданского права и процесса

“Утверждаю”
_________________
зав. кафедрой
Брежнев В. Э.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:

“Договор возмездного оказания услуг”.



Автор работы: _____________________Мишин А. А.
Группа: Ю-82/3
Специальность: 0211 - юриспруденция
Руководитель работы: ______________Ивченко С. А.
Работа защищена___________оценка______________
Члены комиссии________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________

КУРСК 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды обязательств по оказанию услуг. 7
1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг в гражданском
праве. 7
1.2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг. 11
Глава 2. Понятие и условия договора возмездного оказания
услуг. 18
2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг. 18
2.2. Условия договора возмездного оказания услуг. 22
Глава 3. Содержание договора возмездного оказания услуг. 26
3.1. Права и обязанности исполнителя. 26
3.2. Права и обязанности заказчика. 30
Глава 4. Виды договоров возмездного оказания услуг. 34
4.1. Система договоров возмездного оказания услуг. 34
4.2. Услуги связи. 35
4.3. Медицинские услуги и услуги социального характера. 41
4.4. Ветеринарные услуги. 44
4.5. Аудиторские услуги. 48
4.6. Правовые услуги. 48
4.7. Туристско-экскурсионные услуги. 48
4.8. Услуги общественного питания. 48
4.9. Гостиничные услуги. 48
4.10. Частная охранная и детективная деятельность. 48
Заключение. 64
Библиографический список. 67
Приложение1 72
Приложение 2 75


Введение

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по
заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или
осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти
услуги (ст. 779 ГК). Как и предшествующие по расположению в ГК данному
соглашению договоры (подряда — ст. 702—768 и на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769-
-778), он является консенсуальным, двусторонне-обязывающим, возмездным.
Последний признак впервые в законодательной практике страны включен в
определение договоров особого типа.
В качестве своеобразного правового феномена договор возмездного
оказания услуг получил признание с принятием 7 февраля 1992 г. Закона РФ «О
защите прав потребителей». Еще в материалах практики судов Москвы по
применению этого Закона наряду с договорами подряда и купли-продажи были
выделены договоры по оказанию услуг гражданам.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что сейчас данный
договор, которому посвящена гл. 39 ГК, занимает все более заметное место в
системе обязательственных отношений. Объясняется это несколькими причинами.
Первая из них состоит в неразрывной связи с достаточно широким закреплением
категории услуг в части первой ГК. Вторая — вслед за регламентацией
соответствующих договорных отношений, в упомянутой главе в части второй ГК
содержится ряд других глав, в которых также сосредоточено регулирование
возмездных услуг. И, наконец, третья — правила главы следуют за обширным
нормативным материалом об отношениях подрядного типа, причем в ней (ст. 783
ГК) предусматривается возможность применения к договорам возмездного
оказания услуг не только общих положений о подряде, но и ряда установлений
о бытовом подряде.
В закрепленном в ГК определении договора возмездного оказания услуг
путем пояснения в скобках раскрывается смысл словосочетания «оказать
услуги». Для этого закон привлекает такие связанные между собой
предложения, как «совершить определенные действия» или «осуществить
определенную деятельность». Подобный прием обусловлен скорее всего
необходимостью разъяснить недостаточно четко сформулированную начальную
часть текста п. 1 ст. 779 ГК, в которой после названия договора по сути
повторно использованы слова «оказать услуги».
В соответствии со ст. 128 ГК услуги как разновидность действий
представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких
действий и деятельности существенно возрастает в условиях перехода
хозяйственного уклада к рыночной экономике. В этот период сильнее
развивается гражданский оборот, а предпринимательская деятельность и
конкуренция в большей степени опираются на товарно-денежные связи и
действие закона стоимости.
Первостепенное значение в плане расширения и укрепления сферы услуг и
совершенствования ее правового регулирования имеет факт включения
рассматриваемой категории в Конституцию РФ (в главы «Основы
конституционного строя» и «Федеративное устройство»). Основополагающими
признаются взаимоувязанные в значительной части воспроизведенные в ст. 1 ГК
нормы, содержащиеся в ст. 8 и 74 Конституции РФ. В силу одной из них наряду
с единством экономического пространства в России гарантируется свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности. Другие нормы не допускают на территории
страны установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии
с Федеральным законом при условии, что это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных
ценностей.
Наряду с Конституцией и ГК услуги урегулированы многими комплексными
кодифицированными законами РФ, иными нормативными актами. Среди первых —
Законы «О банках и банковской деятельности», «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав
потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности». Ко вторым должны быть отнесены
Указы Президента РФ «Об организации оперативного статистического и
информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков
товаров и услуг», «О едином экономическом пространстве РСФСР».
Необходимо отметить, что в упомянутой ст. 779 ГК вслед за определением
договора возмездного оказания услуг закреплено положение, согласно которому
правила, содержащиеся в гл. 39 ГК, применяются по меньшей мере к восьми
группам договоров. Упоминаются они в следующем порядке — договоры оказания
услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных,
информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.
Однако выявить какую-либо обусловленность и закономерность в
последовательности их расположения едва ли представляется возможным.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как после завершающего
вида обслуживания — туристического — закон отсылает к иным услугам. Вместе
с тем далее говорится об исключениях, к которым правила гл. 39 ГК не должны
применяться. К ним отнесены услуги по договорам, предусмотренным в главах
ГК о подряде; выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ; перевозке, транспортной экспедиции; банковском
вкладе; банковском счете; расчетах; хранении; поручении; комиссии и о
доверительном управлении имуществом.
Особенность регламентации отношений возмездного оказания услуг состоит
и в том, что на равных условиях к ним должны применяться положения,
сформулированные в ст. 783 ГК «Правовое регулирование договора возмездного
оказания услуг». Статья предусматривает возможность использования общих
положений о подряде (ст. 702— 729) и положений о бытовом подряде (ст.
730—739) к договору возмездного оказания услуг. При этом выдвинуты два
требования — если это не противоречит статьям 779—782 ГК (посвящены
возмездному оказанию услуг), а также особенностям предмета рассматриваемого
договора. Вместе с тем нетрудно заметить известное несоответствие между
приведенной выше последней строкой закона и указанием ст. 779 ГК о
неприменении правил гл. 39 ГК к подрядным отношениям. Подобная
несогласованность может на практике привести к осложнениям при рассмотрении
конкретных ситуаций.

Глава 1. Понятие и виды обязательств по оказанию услуг.



1. Понятие обязательств по оказанию услуг в гражданском праве

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных
обязательств. К данным обязательствам относятся: перевозка, транспортная
экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а
также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия,
агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание
иных услуг[1].
Общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об
оказании услуг, являются:
• во-первых, особенности объекта обязательства — услуги нематериального
характера;
• во-вторых, специфика связи услуги с личностью услугодателя.
Указанные особенности можно проиллюстрировать на примере различий
обязательств об оказании услуг и обязательств подрядного типа. Основным
отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа
является результат осуществляемой услутодателем деятельности. Если в
обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет
овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат
деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно,
услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.
Отношения по оказанию услуг известны гражданскому праву на протяжении
тысячелетий, однако, за редким исключением, в кодифицированных актах
специальные нормы, посвященные регулированию указанных отношений,
отсутствовали. В законодательстве регламентировались лишь отдельные
разновидности договоров об оказании услуг, признанные в силу присущих им
особенностей самостоятельными договорами: поручение, комиссия и т. п.
Исторически обязательство по оказанию услуг обязано своим
происхождением договору найма. По римскому праву договор найма —
консенсуальный, возмездный, синналагматический договор. В римском праве
отношения найма (locatio-conductio) охватывали и наем вещей (locatio-
conductio rerum), и наем услуг (locatio-conductio operarum), и наем работ
(locatio-conductio operis)[2]. Несмотря на наличие специальных
наименований, в самом римском праве это был единый договор о возмездном
пользовании вещью ли, услугами ли, работами ли, что было обусловлено крайне
незначительным объемом отношений по найму услуг, которые не могли быть
сравнимы с возможностями использования рабов (т.е. пользованием вещью).
Римские юристы не придавали значения природе объекта пользования, поскольку
особенности римского экономического быта заставляли юристов обращать
внимание преимущественно на случаи договоров о возмездном пользовании
вещами и лишь изредка касаться случаев, когда объектом договоров являются
действия. Разделение locatio-conductio на виды произведено средневековыми
юристами, положившими в основу разграничения экономические особенности
объектов[3].
Объектом обязательств по оказанию услуг и выполнению работ являются
действия, экономический результат которых различен в зависимости от того, в
какой форме выражается результат этой деятельности, а также в зависимости
от того, может ли быть гарантирован ее положительный результат. Различают
материальные и нематериальные услуги. Материальные услуги получают
объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности самого
потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении,
внесении в нее изменений и т. д. К материальным относятся и такие услуги,
которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги
парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров).
Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может
быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т. е. услугодателем.
Нематериальные услуги характеризуются тем, что, во-первых, деятельность
услугодателя не воплощается в овеществленном результате, а во-вторых тем,
что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного
результата.
Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию
услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений.
Выбор формы правового регулирования, конкретной разновидности
обязательственных отношений зависит от вида услуги, формы выражения ее
результата. И договор подряда, и договор по оказанию услуг опосредуют
экономические отношения по оказанию услуг. Так, экономические отношения по
оказанию материальных услуг регулируются обязательствами подрядного типа,
исполнение которых выражается в овеществленном результате. Например, пошив
одежды, строительство дома и т. д.[4]
Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых
являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от
самой деятельности, в которой они воплощены, например услуги врача,
учителя, адвоката и т. д. Положительный результат оказания нематериальной
услуги может и не быть достигнут, но экономический характер отношения
нисколько не зависит от того, излечивает ли больного врач, успешно ли
обучает ученика учитель, выигрывает ли дело клиента адвокат. Достижение
полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление,
имеются ли объективные условия для достижения результата, т. е. от качеств
не только исполнителя, но и потребителя услуги. Соответственно этому и
оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет
полезный эффект услуги. Репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е.
обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний;
достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит
и от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Этот признак
свойствен не только репетиторству, но и всем иным видам нематериальных
услуг.
В юридической литературе советского периода большая группа ученых
обосновывала необходимость выделения в системе гражданско-правовых
обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При
этом отсутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и
их видах[5]. Основываясь на нематериальном характере услуги, Е. Д. Шешенин
сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результаты,
воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих
обязательства по оказанию услуг, — результаты деятельности, не существующие
отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами[6]. Согласно другому
мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного
контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого[7]. М. И. Брагинский
предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры
услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.
д.[8] Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора
об оказании услуг нет оснований[9].
Действующее законодательство проводит различия между овеществленными
услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и
нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании
услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде и положения о
бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это
не противоречит ст. 779—782 ГК, а также особенностям предмета договора
возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что
нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как
потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т. е. самой
деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам
смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный
результат заказчику.


2. Виды договорных обязательств по оказанию услуг.

В кодификации гражданского права 1961—1965 гг. договорные обязательства
по оказанию услуг не выделялись в особую группу и не подвергались
систематизации. Вместе с тем в науке гражданского права давно существовала
классификация обязательств, включающая обязательства по передаче имущества
в собственность (иное вещное право) или в пользование, обязательства о
выполнении работ и обязательства об оказании услуг. Таким образом,
выделение обязательств об оказании услуг существовало как de lege ferenda.
С принятием и введением в действие части второй ГК ситуация
принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче
имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и
обязательств о выполнении работ, которые объединяются вокруг общих
положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют. Нормы гл.
39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать
достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779
ГК).
Обязательства по оказанию услуг имеют единую экономическую природу с
творческими отношениями. Деятельность актера и участника танцевального
ансамбля, с одной стороны, врача, адвоката, педагога, с другой, обладают
единой экономической сущностью — это деятельность по оказанию услуг[10].
Разграничение же этих отношений проводится по наличию или отсутствии в
деятельности исполнителя творческого характера, что и проявляется в наличии
авторских и исполнительских договорных обязательств.
Сложность представляет разграничение гражданско-правовых отношений по
оказанию услуг и трудовых отношений, особенно когда в качестве услугодателя
выступает гражданин. Предмет как трудовых, так и гражданских отношений в
данном случае существует в физической форме труда. Однако трудовые
правоотношения имеют своим предметом не результат услуги, а самый процесс
ее оказания, тогда как гражданско-правовые отношения охватывают именно
результат деятельности услугодателя. Для разграничения трудовых и
гражданских отношений следует принять во внимание характер отношений —
длящийся или разовый: если гражданин приглашается для оказания услуг в
течение определенного периода времени (неделя, месяц, год), причем
оговаривается выполнение им определенной трудовой -функции (домработница,
шофер, няня), то налицо трудовые отношения. Если же речь идет о выполнении
разового, конкретного задания (обслужить больного, погулять с ребенком и т.
д.), то имеют место гражданские правоотношения.
Следует отличать от трудовых и гражданско-правовые отношения длящегося
характера: услуги домашнего врача, адвоката и т.п. Особенность этих
отношений заключается в том, что между врачом или адвокатом, с одной
стороны, и лицами, которые пользуются их услугами, с другой, существует
принципиальная договоренность о том, что в случае необходимости требуемые
услуги будут оказаны именно этим врачом или адвокатом. Если такое
соглашение носит возмездный характер, то между сторонами имеется трудовой
договор и оплата производится не за конкретно оказанную услугу, а, за тот
период времени, в течение которого стороны связаны соответствующим
соглашением. Однако в большинстве случаев граждане предпочитают обращаться
к услугам врача или адвоката лишь при необходимости и соответственно
оплачивать выполнение конкретного поручения по ведению дела в суде, лечению
больного и т. д. В остальное же время стороны не связаны отношениями
гражданско-правового характера.
Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по
характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные
виды. Это, во-первых, обязательства об оказании услуг фактического
характера (перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг). Во-вторых,
обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение,
комиссия). В-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так
и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование,
доверительное управление имуществом). В-четвертых, обязательства об
оказании услуг денежно-кредитного характера (заем и кредит, факторинг,
банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты,
страхование).
Обязательства по оказанию услуг — новый для нашего законодательства
институт, хотя отдельные виды услуг в той или иной форме встречались и
раньше. Таковы поручение, экспедиция и т. п. Нормы об обязательствах по
оказанию услуг со временем, видимо, станут играть роль общих положений для
всех обязательств по оказанию услуг. В настоящее же время законодатель, во
избежание коллизии правовых норм и руководствуясь принципом законодательной
экономии, установил правило о неприменении норм главы 39 ко всем
обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в ГК. Так,
из сферы действия главы 39 ГК исключены такие обязательства по оказанию
услуг, как поручение и комиссия[11].
В то же время среди обязательств, на которые действие главы 39 ГК не
распространяется, упоминаются и такие, которые к обязательствам по оказанию
услуг вообще не относятся. Таковы банковский вклад и банковский счет, а
также обязательства по расчетам. По видимому, упоминание указанных
обязательств в известной мере является данью традиции, поскольку их принято
было относить к непроизводственной сфере либо к сфере обслуживания.
Таким образом, самый перечень обязательств, на которые не
распространяется действие главы 39 ГК, поскольку в него попали как
обязательства по оказанию услуг, так и обязательства, не являющиеся
таковыми, свидетельствует о том, что позиция законодателя в определении
границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового
урегулирования еще не устоялась.
В целях законодательной экономии закон допускает применение к
регулированию отношений по возмездному оказанию услуг норм общих положений
о подряде и о бытовом подряде, если это не противоречит ст. 779—782 ГК, а
также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783
ГК). Допустимость применения общих положений о подряде основывается на
общей экономической сущности обязательств подрядного типа и по оказанию
услуг. Именно особенности предмета обязательства возмездного оказания услуг
и обусловливают его выделение в самостоятельный вид гражданско-правовых
обязательств. Применение норм о бытовом подряде объясняется и тем, что
обязательства по оказанию услуг также могут быть отнесены к публичным
договорам и охватываться действием Закона о защите прав потребителей,
например, деятельность музеев, кинотеатров, концертных залов и т. п.
Отдельные виды услуг, предусмотренные в примерном перечне п. 2. ст. 779
ГК, регламентированы на уровне специально принятых законодательных актов.
Так, услуги почтовой связи регулируются Федеральным законом «О почтовой
связи» от 17 июля 1999 г.[12] , туристические услуги Федеральным законом
«Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г.[13] Кроме
того, на регулирование отдельных видов услуг рассчитаны специальные
нормативные акты, принимаемые, как правило, на уровне Правительства России.
Примером могут служить Правила предоставления гостиничных услуг в
Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25
апреля 1997 г. № 490, Правила по киновидеобслуживанию населения,
утвержденнные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994г.№ 1264,
Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг
проводного вещания (радиофикации), утвержденные постановлением
Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1238[14], Правила предоставления
платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.[15], Правила оказания
платных ветеринарных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от
6 августа 1998 г. № 898[16] и ряд иных. В целом как законы, так и правила
оказания отдельных видов услуг не отступают от общих положений,
сформулированных в гл. 39 ГК. Нормативная регламентация деятельности по
оказанию услуг может осуществляться только путем закрепления определенных
требований как к процессу оказания услуги, так и к ее качеству. Если для
оказания услуг необходимо использование какого-либо оборудования, то
требования к качеству услуги дополняются требованиями и к этому
оборудованию. Так, оказание услуг телефонной связи и услуг проводного
вещания не может быть осуществлено без телефонного аппарата, приемника и
иных так называемых «оконечных устройств».
Правила отражают особенности оказания услуг в соответствии с
положениями ГК о публичном договоре. Обязанность заключить договор с любым
потребителем услуги, предоставление льгот и т. п. являются характерной
чертой большинства правил. В вопросах ответственности все правила следуют
буквальному тексту закона о защите прав потребителей.
Закон об основах туристской деятельности вновь обращает внимание на
различие между отношениями по оказанию услуг и куплей-продажей. Из текста
закона следует, что туристические фирмы не осуществляют деятельность по
оказанию услуг, а заключают с клиентами договоры купли-продажи туристского
продукта. Единственная причина столь явного пренебрежения прямым
предписанием ГК о том, что деятельность по туристскому обслуживанию
является разновидностью договора возмездного оказания услуг, заключается в
нежелании отвечать за действия своего партнера по туристическому бизнесу.
Данная позиция законодателя не случайно подвергнута справедливой
критике[17].



Глава 2. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг.



1. Понятие договора возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию
заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить
определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст.
779 ГК).
Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным,
двусторонним и возмездным.
Субъектами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель
(услугодатель) и заказчик (услугополучатель). ГК не содержит каких-либо
специальных требований к субъектному составу обязательства по возмездному
оказанию услуг. Однако для оказания отдельных видов услуг устанавливаются
специальные правила. Так, деятельность по оказанию услуг связи,
аудиторских, медицинских и некоторых иных подлежит обязательному
лицензированию[18]. При этом лицензируется деятельность не только
юридических лиц, но и физических лиц, оказывающих соответствующие платные
услуги. Одним из условий получения лицензии, как правило, является наличие
высшего образования в соответствующей области и стажа работы по
специальности. Например, для получения лицензии на оказание платных
медицинских услуг лицо должно иметь высшее медицинское образование и стаж
работы. Вместе с тем наличие лицензии еще не гарантирует того, что
заказчика удовлетворит та деятельность, которую ему предложит исполнитель.
Поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим от
деятельности исполнителя, а процесс потребления услуги осуществляется, как
правило, в момент ее оказания, важнейшее значение имеет и личность самого
исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т.
п. Поэтому в виде общего правила в ст. 780 ГК предусмотрена обязанность
личного исполнения обязательства по оказанию услуг. В то же время
обязательство по оказанию услуг не приобретает лично-доверительного
характера, поскольку в отношениях заказчика и исполнителя может и не быть
никакой личной связи. Главное заключается в том, что заказчика интересует
не услуга как таковая, а услуга, оказываемая именно данным конкретным
специалистом. Например, больной обратился за консультацией к известному
профессору, а тот поручил проконсультировать больного своему ассистенту.
Независимо от качества данной консультации заказчика интересовало мнение
именно профессора, а не его ассистента. Вследствие тесной связанности
процесса исполнения, его результата и качества предоставляемой услуги
обязанность личного исполнения носит характер общего правила. Например,
Правилами предоставления платных медицинских услуг населению предусмотрено
право услугополучателя потребовать оказания ему услуги другим специалистом
(п. 17 Правил)[19].
Сказанное не означает, что во всех возмездных отношениях по оказанию
услуг исполнитель обязывается к личному исполнению. Существуют такие
обязательства, в которых личное исполнение не имеет значения. Так,
деятельность музея не может быть сведена к личному исполнению, поскольку
услуга предоставляется в виде деятельности организации в целом, а не
отдельного работника. Кроме того, заказчик, заключая договор с юридическим
лицом, может оговорить исполнение обязательства конкретным специалистом
либо согласиться с исполнением любым квалифицированным специалистом,
которого выберет руководитель организации. Например, обращаясь в
юридическую фирму, можно договориться о ведении дела конкретным юристом
либо просто заключить договор с фирмой, тем самым допуская исполнение любым
юристом фирмы.
Хотя термин «личное исполнение» и связывается обычно с деятельностью
физических лиц, определенные обязанности возлагаются и на юридическое лицо.
При обращении за какой-либо услугой к юридическому лицу заказчик принимает
во внимание степень известности, солидности и авторитетности фирмы. Таким
образом, его интересует, чтобы услуга была оказана именно данным
юридическим лицом. Сказанное означает, что юридическое лицо вправе
прибегать к использованию любых специалистов, как собственных, так и
привлеченных, однако перевод долга либо иной способ перемены лиц на стороне
исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, по общему правилу,
не допускается[20].
Предметом договора являются нематериальные услуги. Следует различать
собственно результат деятельности исполнителя, т. е. собственно услугу, и
тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги.
Например, родители желают, чтобы их ребенок поступил в престижное учебное
заведение, и приглашают для подготовки ребенка к вступительным экзаменам
репетитора. В этом случае результатом, которого желает достичь заказчик
(родители), является поступление в соответствующее учебное заведение.
Однако этот результат не охватывается деятельностью исполнителя. Репетитор
может предоставить возможность обучаемому усвоить определенный набор
знаний, необходимый для поступления в вуз, однако он не может гарантировать
сам факт поступления, поскольку этот результат зависит не только от
услугодателя, но и от влияния других факторов, в том числе способностей и
желания самого ребенка, числа абитуриентов и т. д. Таким образом,
неотъемлемым условием обязательства по оказанию услуг является
невозможность гарантировать достижение полезного эффекта деятельности
услугодателя. Такой результат лежит вне пределов обязательственного
отношения,
Следует отграничивать от обязательств по оказанию услуг такие
отношения, в которых деятельность услугодателя получает какое-либо
овеществленное выражение, существующее отдельно от деятельности
исполнителя. Например, консультация аудиторской фирмы, предоставляемая в
устной форме, будет охватываться отношениями по оказанию услуг, а
письменное заключение той же аудиторской фирмы должно регулироваться
нормами о договоре подряда, поскольку наличие вещного результата —
письменного заключения определяет предмет обязательства как выполнение
работы до написанию письменного заключения.
Иная позиция высказана в Информационном письме Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах
судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с
договорами на оказание правовых услуг»[21].
Цена в договоре услуг не определяется законодательными актами. Имеется
ряд документов в виде прейскурантов, тарифов и т. п., которые, как правило,
исходят непосредственно от исполнителя.
Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется по
соглашению сторон. Хотя закон не содержит специальных правил о сроке
действия договора возмездного оказания услуг, его определение имеет
существенное значение. Например, если не определены время и место оказания
информационных услуг, способ их доведения до сведения заказчика, то
услугодатель не может исполнить соответствующую обязанность, поскольку
заказчик не сможет ее потребить.


2. Условия договора возмездного оказания услуг.

Так же, как и в отношении подавляющего большинства возмездных
гражданско-правовых договоров, единственным существенным условием договора
возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре
возмездного оказания услуг условия о предмете или при недостижении
сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.
Предметом договора возмездного оказания услуг является либо совершение
исполнителем определенных действий (например, отправка и доставка
корреспонденции, предоставление телефонных и других каналов при оказании
услуг связи, выполнение операций и различных лечебно-профилактических
процедур при оказании медицинских услуг и т. д.) либо осуществление им
определенной деятельности (как-то: по анализу бухгалтерской и иной
документации юридических лиц и составлению заключений в рамках оказания
аудиторских услуг, по предоставлению специальных знаний и сведений при
оказании соответственно консультационных, информационных услуг, а также
услуг по обучению, по обеспечению проезда, проживания, питания,
осуществлению экскурсий, походов и организации иных видов отдыха при
туристическом обслуживании и т. д.)[22]. Таким образом, в качестве предмета
исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком
полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо
осуществления им определенной деятельности. Полезный эффект, полученный
заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность
договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении
(улучшении) потребительских свойств уже существующей.
В связи с тем, что предметом договора возмездного оказания услуг всегда
выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо
осуществление им определенной деятельности в отношении определенного
заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемых
услуг.
Требования к качеству предмета исполнения по договору возмездного
оказания услуг определяются по тем же правилам, что и в договоре подряда.
Согласно ст. 721 ГК качество оказанной исполнителем услуги, т. е.
достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора
возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора
требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.
Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами
или договором, результат оказанной услуги должен в момент ее завершения в
отношении заказчика обладать свойствами, указанными в самом договоре или
определенными обычно предъявляемыми требованиями[23].
Законом, иными правовыми актами могут быть предусмотрены обязательные
требования к качеству результата, полученного в результате оказанной по
этому договору услуги. В этом случае исполнитель, действующий в качестве
предпринимателя, обязан оказывать услуги, соблюдая указанные обязательные
требования. Кроме того, исполнитель может принять на себя по договору
обязанность по оказанию услуг, отвечающих требованиям к качеству, более
высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон
требованиями.
Так же как и в договоре подряда, гарантии качества результата оказанной
услуги можно подразделить на законные, т. е. предусмотренные законом, иными
правовыми актами или обычаями делового оборота, и договорные, т. е.
принятые на себя исполнителем в силу договора возмездного оказания услуг и
предусмотренные в нем. Гарантии качества, если иное не предусмотрено
договором возмездного оказания услуг, распространяются на результат
оказанной услуги в целом (ст. 722 ГК).
Оказание некоторых видов услуг может предполагать, что полученный
заказчиком полезный эффект в пределах разумного срока должен сохраняться в
соответствии с установленным в договоре способом его использования, а если
такой способ использования договором не предусмотрен — для обычного способа
использования результата услуги такого рода (законная гарантия). В качестве
примера можно привести оказание услуг по обучению. Полученные в результате
повышения квалификации знания, являющиеся одним из оснований для
аттестации, например, государственных служащих, должны быть пригодными для
использования в течение всего срока, на который они были аттестованы[24].
Кроме того, законом, иным правовым актом, договором возмездного
оказания услуг или обычаями делового оборота для результата оказанной
услуги может быть предусмотрен срок, в течение которого он должен
соответствовать условиям договора о качестве, предусмотренным п. 1 ст. 721
ГК (гарантийный срок).
Правила определения цены оказанных по договору услуг устанавливаются п.
1 ст. 709 ГК. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг
или способы ее определения. Однако при отсутствии в договоре возмездного
оказания услуг таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст.
424 ГК. Если объем и виды услуг, оказываемых заказчику, велики, то цена
может быть определена путем составления сметы[25].
Еще одним важным условием договора возмездного оказания услуг является
срок. В отношении этого условия в договоре возмездного оказания услуг также
могут применяться правила о подряде. Согласно ст. 708 ГК в договоре
возмездного оказания услуг должны указываться начальный и конечный сроки
оказания услуги, а по соглашению сторон могут предусматриваться также и
сроки завершения отдельных видов (этапов) услуг, т. е. промежуточные сроки.
Изменение указанных в договоре возмездного оказания услуг начального,
конечного и промежуточных сроков оказания услуг возможно в случаях и
порядке, предусмотренных договором. Исполнитель по договору возмездного
оказания услуг несет ответственность за нарушение как начального и
конечного, так и промежуточных сроков оказания услуг, если иное не
установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором.
При этом последствия просрочки исполнения, установленные п. 2 ст. 405 ГК,
наступают при нарушении как конечного срока оказания услуги, так и иных
установленных сроков[26].

Глава 3. Содержание договора возмездного оказания услуг



1. Права и обязанности исполнителя

В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является
оказание по заданию заказчика услуги (услуг). В отличие от подрядчика
исполнитель оказывает услуги заказчику не за свой риск. В связи с этим
положения ст. 705 ГК не могут применяться к договору возмездного оказания
услуг. Это объясняется спецификой результата услуги, который носит
нематериальный характер. Риск невозможности исполнения договора возмездного
оказания услуг согласно п. 3 ст. 781 ГК, т. е. невозможность исполнения,
возникшая по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, по
общему правилу несет заказчик. Он обязан в этом случае возместить
исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено
законом или договором возмездного оказания услуг.
Учитывая особенности результата услуги, отсутствует необходимость
специального регулирования вопроса о риске в отношении имущества,
использовавшегося для ее оказания. Риск его случайной гибели или
повреждения в соответствии со ст. 211 ГК несет его собственник, .если иное
не предусмотрено законом или договором[27].
Поскольку услуги оказываются исполнителем по заданию заказчика, к их
отношениям по договору возмездного оказания услуг может за отдельными
изъятиями применяться ст. 716 ГК. Следовательно, исполнитель обязан
немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний
приостановить оказание услуги, если им будут обнаружены либо возможные
неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе
оказания услуги, либо иные, не зависящие от исполнителя обстоятельства,
которые грозят достижению результата услуги или создают невозможность
завершения ее оказания в срок.
Исполнитель, не предупредивший заказчика об этих обстоятельствах или
продолживший оказание услуги, не дожидаясь истечения указанного в договоре
срока (а при его отсутствии — разумного срока для ответа на предупреждение)
либо несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении оказания
услуги, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику
соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В свою очередь, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное
предупреждение со стороны исполнителя об указанных обстоятельствах, в
разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги или не примет
других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих достижению ее
результата, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и
потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Качество оказываемой услуги представляет собой важнейшую характеристику
предмета договора возмездного оказания услуг. Поэтому в случаях, когда
услуга оказана с отступлениями от условий договора или с иными
недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для
предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре
соответствующего условия непригодности для обычного использования,
заказчику предоставляется ряд возможностей, обеспечивающих надлежащее
качество оказываемых услуг.
С учетом специфики услуг в случае некачественного их оказания могут
применяться некоторые последствия, указанные в ст. 723 ГК. Заказчик вправе,
если иное не установлено законом или договором, по своему выбору
потребовать от исполнителя:
• либо соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены;
• либо безвозмездного оказания услуги заново с возмещением заказчику
причиненных просрочкой исполнения убытков.
Что касается требований безвозмездного устранения недостатков в
разумный срок либо возмещения расходов заказчика на устранение недостатков,
когда его право устранять их предусмотрено в договоре, то они могут
применяться только в отдельных случаях. Это связано с существованием
возможности устранить отступления от условий договора в ходе оказания
услуги. В связи с этим представляется возможным, например, требовать
переселения туриста в отель того класса, который указан в договоре, если
туристическое агентство предоставило ему проживание в отеле более низкого
класса. Однако предоставление заказчику ошибочной консультации или
искаженной, недостоверной информации не позволяет, в силу того что заказчик
получает представление об этом только после завершения оказания услуги,
применить к этим видам услуг рассматриваемые последствия[28].
Если отступления от условий договора возмездного оказания услуг или
иные недостатки результата оказанной услуги в установленный заказчиком
разумный срок не были устранены либо являются существенными, заказчик
вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения
причиненных убытков.
Таким образом, точно так же, как и по договору подряда, последствия
ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного
оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных
недостатков. В том случае, когда недостатки не являются существенными
(простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться
одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК.
Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых
не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, ему
предоставляется право на возмещение причиненных убытков, т. е. возможность
применения к подрядчику мер имущественной ответственности. Как в отношении
договора подряда, так и в отношении договора возмездного оказания услуг
закон признает возможность согласования сторонами условий об освобождении
исполнителя от ответственности за определенные недостатки. Поэтому действие
п. 4 ст. 723 ГК полностью распространяется на отношения между исполнителем
и заказчиком по договору возмездного оказания услуг.
Поскольку, как отмечалось ранее, на некоторые виды услуг могут
устанавливаться законные или договорные гарантии, правила о сроках
предъявления заказчиком требований, связанных с ненадлежащим качеством
результата услуги, установленные ст. 724 ГК, также распространяются на
отношения по возмездному оказанию услуг.
Учитывая особенности предмета исполнения по договору возмездного
оказания услуг, следует признать, что согласно ст. 725 ГК срок исковой
давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством
результата любой услуги, всегда составляет один год, т. е. является
сокращенным. Что же касается особенностей порядка исчисления срока давности
по искам о ненадлежащем качестве результата услуги, то они ничем не
отличаются от установленных п. 2 и 3 ст. 725 ГК.
Так же как и по договору подряда, исполнитель по договору возмездного
оказания услуг согласно ст. 726 ГК наряду с предоставлением заказчику
самого результата услуги обязан также передать ему информацию, касающуюся
эксплуатации или иного использования предмета исполнения, если это
предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее
невозможно использование результата услуги для целей, указанных в договоре.
В соответствии со ст. 727 ГК сторона, получившая от другой благодаря
исполнению своего обязательства по договору возмездного оказания услуг
информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не
защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как
коммерческая тайна (ст. 139 ГК), не вправе сообщать ее третьим лицам без
согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией
определяются соглашением сторон.


2. Права и обязанности заказчика

Основной обязанностью заказчика, как это вытекает из ст. 779 ГК,
является необходимость оплаты оказанной услуги. Оплата услуг исполнителя
согласно ст. 781 ГК осуществляется заказчиком в сроки и в порядке, которые
указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Поскольку услуги оказываются исполнителем в соответствии с заданием
заказчика, последнему предоставляется право во всякое время проверять ход и
качество оказываемых услуг, не вмешиваясь, однако, в оперативно-
хозяйственную деятельность исполнителя (ст. 715 ГК). Следовательно,
заказчик по договору возмездного оказания услуг, так же как и по договору
подряда, имеет возможность влиять на ход оказания услуг и, соответственно,
на полученный результат.
В том случае, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению
договора возмездного оказания услуг или оказывает услуги настолько
медленно, что исполнение их к сроку становится явно невозможным, заказчик
приобретает право отказаться от исполнения договора и потребовать
возмещения причиненных ему убытков.
Если в процессе оказания услуг исполнителем заказчику станет очевидным,
что они не будут выполнены надлежащим образом, заказчик вправе назначить
исполнителю разумный срок для устранения недостатков. При невыполнении
исполнителем в назначенный срок этого требования заказчику также
предоставляется право отказаться от договора возмездного оказания услуг и
потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за
счет исполнителя.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных
договором возмездного оказания услуг, оказывать исполнителю содействие в
оказании услуг. При неисполнении им данной обязанности исполнитель вправе
требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки,
вызванные простоем, либо перенесения сроков оказания услуг, либо увеличения
указанной в договоре цены услуг (ст. 718 ГК). При этом согласно п. 2 ст.
781 ГК в случаях, когда невозможность исполнения возникла по вине
заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не
предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Договор возмездного оказания услуг, как и договор подряда, является
двусторонним, поэтому к нему применяются последствия неисполнения
заказчиком встречных обязанностей по договору (ст. 719 ГК). Исполнитель
вправе не приступать к оказанию услуг, а начатые действия приостановить в
случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору
возмездного оказания услуг препятствует надлежащему исполнению им договора,
а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что
исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный
срок[29]. Кроме того, при наличии указанных обстоятельств исполнитель
вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков,
если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 782 ГК заказчику предоставляется право на односторонний
отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных им расходов. В отличие от этого
исполнитель имеет право отказаться от исполнения обязательств по договору
возмездного оказания услуг только при условии полного возмещения заказчику
убытков.
В связи с тем, что исполнитель оказывает услуги, совершая определенные
действия или осуществляя определенную деятельность, которая неотделима от
его личности, завершение таких действий или соответствующей деятельности
означает исполнение по договору. Поэтому в ст. 779 ГК не указывается на
обязанность заказчика по принятию результата услуги. Нет указаний в законе
также относительно обязанности исполнителя сдать заказчику результат
услуги. Из этого можно сделать вывод, что порядок приемки, подробно
урегулированный п. 1, 6, 7 ст. 720 ГК, не применяется к отношениям сторон
договора возмездного оказания услуг, поскольку противоречит особенностям
предмета этого договора.
Вместе с тем заказчик по завершении оказания услуг должен оценивать
полученный исполнителем результат. При обнаружении отступлений от договора,
ухудшающих результат оказания услуги, или иных недостатков он должен
немедленно заявить об этом исполнителю. Заказчик, обнаруживший недостатки в
полученном от исполнителя результате услуги в момент ее окончания, имеет
право ссылаться на них только в тех случаях, когда они были оговорены им
либо стороны пришли к соглашению о возможности последующего предъявления
требования об их устранении. Заказчик, не выполнивший этих требований,
лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть
установлены при обычном способе использования результата услуги (явные
недостатки), если иное не предусмотрено договором возмездного оказания
услуг.
При обнаружении после окончания оказания услуги отступлений от договора
возмездного оказания услуг или иных недостатков, которые не могли быть
установлены в момент окончания ее оказания при обычном способе
использования результата услуги (скрытые недостатки), в том числе таких,
которые были умышленно скрыты исполнителем, заказчик обязан известить об
этом исполнителя в разумный срок после их обнаружения.
В случае возникновения между заказчиком и исполнителем спора по поводу
недостатков или их причин по требованию любой из сторон договора должна
быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет
исполнитель, за исключением случаев, когда экспертизой установлено
отсутствие нарушений исполнителем договора возмездного оказания услуг или
причинной связи между его действиями и обнаруженными недостатками. В этих
случаях расходы по проведению экспертизы несет сторона, потребовавшая
назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, то
расходы возлагаются на обе стороны в равных долях.

Глава 4. Виды договоров возмездного оказания услуг.



4.1. Система договоров возмездного оказания услуг.

Видовое деление договоров возмездного оказания услуг может строиться по
различным критериям. Согласно ст. 783 ГК наряду с общими положениями о
подряде к договору возмездного оказания услуг применяются и положения о
бытовом подряде, если заказчиком выступает гражданин-потребитель. Это дает
основания для выделения в качестве его видов:
• во-первых, договора возмездного оказания бытовых услуг;
• во-вторых, договора возмездного оказания услуг в сфере
предпринимательской деятельности.
Анализ п. 2 ст. 779 ГК, а также законодательства, регулирующего
особенности возмездного оказания услуг, дает возможность также провести
классификацию видов договора возмездного оказания услуг по сферам
хозяйственной и социально-культурной деятельности. В ст. 779 ГК дается
примерный перечень такого видового деления, включающий услуги связи,
медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные
услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные.
Основываясь на положениях ГК и ином законодательстве, регламентирующем
возмездное оказание услуг, можно по указанному основанию выделить следующие
их основные виды:
• услуги связи и информации;
• медицинские услуги и услуги социального характера;
• ветеринарные услуги;
• аудиторские услуги;
• правовые услуги;
• туристско-экскурсионные услуги;
• услуги по обучению;
• услуги в содействии занятости населения;
• услуги общественного питания;
• гостиничные услуги;
• коммунальные услуги;
• гигиенические услуги;
• ритуальные услуги;
• спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные услуги;
• культурно-зрелищные услуги;
• частная охранная и детективная деятельность.


4.2. Услуги связи

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду
с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных
правовых актов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. «О
связи»[30] (далее — Закон о связи) под услугами связи понимается
деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений
или сообщений электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям
связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), Получившими
право на этот вид деятельности на основании лицензии (ст. 15 Закона о
связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи
Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на
соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим
требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи,
предоставляемые на сети связи общего пользования (ст. 16 Закона о связи).
Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять
пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам,
техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о
предоставлении услуг связи.
В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи
устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных
законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказываемых
предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством. Вызов
экстренных оперативных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской
помощи, аварийной газовой службы, горноспасательной службы и др.) всеми
гражданами и юридическими лицами производится бесплатно.
Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на территории
Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по
сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории
Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи
общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг связи
общего пользования является публичным. Вместе с тем владельцы сетей и
средств связи обязаны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям,
касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе,
космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области
обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также
сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпи-зоотиях и
стихийных бедствиях. Это положение полностью соответствует п. 2 ст. 1 ГК.
Для отдельных категорий должностных лиц государственных органов,
дипломатических и консульских представителей иностранных государств,
представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан
при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться
льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера
оплаты услуг связи.
Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и
почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и
об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются
законодательством Российской Федерации. В частности, при предоставлении
услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями
распространяется действие положений Закона о защите прав потребителей.
Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить
соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых
по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и
сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным
представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с
сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и
документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные
ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут
имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых
отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной
ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку
телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента
ее подачи в размере внесенной платы за телегра

Новинки рефератов ::

Реферат: Виды конфликтов в организации (Менеджмент)


Реферат: Личность (Психология)


Реферат: Разрешение конфликтных ситуаций (Психология)


Реферат: История культуры Древнего Востока (Египет. Месопотамия. Иран. Сирия. Финикия. Палестина) (Культурология)


Реферат: Капиталистическое развитие Японии в конце 19 - начале 20 вв. (История)


Реферат: Пирамида Хеопса (История)


Реферат: Великие реформы 60-70-х годов. Александр II (История)


Реферат: Совершенствование систем электроснабжения подземных потребителей шахт. Расчет схемы электроснабжения ЦПП до участка и выбор фазокомпенсирующих устройств (Технология)


Реферат: Конституционный Суд Украины (Конституційний Суд України) (Право)


Реферат: Земельный налог и налог на имущество предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Побудова та розкрій жіночої сукні (Технология)


Реферат: ООН (История)


Реферат: Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812г. (История)


Реферат: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет (Педагогика)


Реферат: Феномен бюрократии: социальная и политическая сущность (Социология)


Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Социологические исследования (Социология)


Реферат: Минеральные ресурсы России (География)


Реферат: Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции (Международные отношения)


Реферат: Биография и вклад в науку Н И Вавилова (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист