GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Защита прав потребителя (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Защита прав потребителя (Гражданское право и процесс)


Введение

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу
действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению
выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики
государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были
бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои
условия . Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права
потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные
претензии . Судебная защита практически отсутствовала . Потребители не
могли реализовать свои фундаментальные права , закрепленные в резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7февраля
1992 года Закон «О защите прав потребителей». Закон вобрал в себя лучший
опыт соответствующей международной и зарубежной национальной
законодательной практики.
Закон издан для регулирования отношений, возникающие между
потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на
приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность
их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их
изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей,
государственной и общественной защитой их интересов, объединения в
общественные организации потребителей, а также определении механизма
реализации этих прав.

Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ «О
защите прав потребителя ». Выяснить, где в городе Перми находятся органы
защиты прав потребителя (адрес, индекс, телефон ).



Основные понятия применяемые в Законе:


потребитель - гражданин, использующий, приобретающий,
заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы,
услуги) для личных бытовых нужд; изготовитель - предприятие, организация,
учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или
оказывающие услуги;

продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-
предприниматель, производящие товары для реализации;

исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-
предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в
соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают
обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная
сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия
товара (работы, услуги) обязательным требованиям
стандарта;

недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги)
обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно
предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге),
предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или
недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его
целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного
потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и
времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено
договором, либо проявляется вновь после его устранения;

изготовитель-организация независимо от ее формы собственности, а также
индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям.



Глава 1. Права потребителя и ответственность за нарушение прав
потребителя.

Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей
обеспечивается посредством включения соответствующих требований в
государственные образовательные стандарты и общеобразовательные
стандарты.

Статья 7. Право потребителей на безопасность товаров
(работ, услуг).

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при
обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были
безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.
Если стандарты содержащие требования безопасности отсутствуют, то выпуск
данного продукта должен быть приостановлен до внедрения таких стандартов.
На товары, использование которых дольше определенного срока представляет
опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности). Потребитель
должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его
истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных
действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение
установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен
то в течение 10 лет.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения дынного
требования, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Если для
безопасного хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение
специальных правил, изготовитель обязан разработать такие правила и довести
их до сведения потребителя. Товары (в том числе импортные) без сертификатов
обеспечивающих безопасность реализовывать запрещается.
Если установлено, что при соблюдении потребителем всех
инструкций по хранению и эксплуатации товара он причиняет вред,
изготовитель обязан приостановить их производство до устранения причин
вреда, а в необходимых случаях изъять их из производства и отозвать от
потребителей. Если причины наносящие вред устранить невозможно,
изготовитель обязан снять товары с производства.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров,
подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил
потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и
транспортировке то он несет обязательную ответственность.

Статья 8. Право потребителя на информацию.

Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,
исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его
предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его
работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится
не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи
8.
Указания в настоящей статьи информация в наглядной и доступной
форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-
продажи и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами,
принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке,
а по усмотрению изготовителя на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родных языках народов РФ .



Статья 12. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о
товаре.

В случае если предоставление недостоверной или недостаточно полной
информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе,
продавце) повлекло:
приобретение товара (работы, услуги) не обладающего
необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть
договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков;
невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по
назначению, потребитель вправе потребовать



предоставления в разумно короткий срок надлежащей информации. Если
информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе
расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При
этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю;
Причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он
вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования
предусмотренные статьей 14настоящего Закона, а также потребовать
возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении
потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям,
предусмотренным законом или договором.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении

убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о
товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя
специальных познаний о его свойствах и характеристиках.



Статья 19. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить требования, которые
установленные статьей 18, если недостатки товара были обнаружены в течении
гарантийного срока. Если гарантийного срока нет то в течение 6 месяцев,
а в отношении недвижимого имущества - не позднее 2 лет, если более
длительные сроки не были предусмотрены договором.
На товары потребительские свойства, которых могут ухудшаться с
течением времени или могут представлять опасность по истечении
определенного периода времени, устанавливаются сроки годности.


Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается.
В отношении указанных товаров требования потребителя
подлежат удовлетворению, если их недостатки были обнаружены в течении
срока годности.
Гарантийные сроки и сроки службы исчисляются со дня продажи
потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки
исчисляются со дня изготовления.



Для сезонных товаров эти сроки исчисляются с момента
наступления соответствующего сезона, определяемого исходя из климатических
условий места потребителя.
Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя
в информации о товаре, предоставляемой ему в соответствии со статьей 12.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном
устранении недостатков товара по истечении гарантийных сроков.
Указанное требование может быть предъявлено в течении
установленного срока службы, а если срок службы не установлен - в течение
10 лет, если в товаре были выявлены существенные недостатки, допущенные по
вине изготовителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки,
предусмотренные статьей 20, потребитель вправе по своему выбору
предъявить изготовителю иные требования, установленные статьей 18.
Требования потребителя, установленные статьей 18 должны быть
предъявлены продавцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функции)
не позднее десяти дней по истечении сроков, предусмотренных этой статьей.



Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего
качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар не подошел
по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован
потребителем по назначению.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара
ненадлежащего качества в течении четырнадцати дней , не считая дня его
покупки.
Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится
, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид,
потребительские свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек
выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром .
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в
настоящей статье, утверждается Правительством РФ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день
обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору
расторгнуть договор купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за
указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при
первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан
сообщить потребителю обмена непродовольственного товара ненадлежащего
качества, о его поступлении в продажу.



Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной
работе (оказанной услуге).

Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе
вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе;
соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу;



безвозмездного изготовления другой вещи из однородного
материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки,
химической чистки), или возмещение понесенных им расходов по исправлению
недостатков своими средствами или третьим лицом.
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать
возмещения убытков, если в установленный срок если недостатки в выполненной
работе не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе
расторгнуть договор, если им обнаружены существенные отступления от
условий
договора.
Эти требования могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков
при принятии работы или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности
обнаружения недостатков при принятии работы в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работы.
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом
имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут
быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока,
а при его отсутствии - в течение 2 лет со дня принятия работы.
Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном
устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков.
Потребитель может предъявить указанное требование, если в течение
установленного срока службы (а если срок службы не установлен - в
течение 10 лет с момента принятия работы) будут выявлены существенные
недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не
удовлетворено в сроки, установленные статьей 30, потребитель по своему
выбору вправе требовать:
соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими
средствами либо третьим лицом; расторжения договора и возмещения убытков.



Статья 32. Право потребителя на расторжение договора о выполнение работы.

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во
всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за
выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением
договора.



Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов).

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в
общественные объединения потребителей.
Общественные организации потребителей вправе:
участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также
стандартов, устанавливающих эти требования;
проводить независимую экспертизу качества и безопасности
товаров;
проверять соблюдение прав потребителей;
вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации
и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ,
услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
участвовать совместно с соответствующими органами государственного
управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы
о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации
товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по
безопасности и качеству;
предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся
членами общественных организаций потребителей, в случае
нарушения их прав, предусмотренных законодательством о
защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.


Глава 2. Способы защиты прав потребителя.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством,
осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца
либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
Если дело связано с нарушением прав потребителя, то он освобождается от
уплаты пошлины по искам.

Статья 40. Полномочия федерального антимонопольного органа.

Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный
контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Этот орган направляет:
В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении
нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на
которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не
установлены , и о приостановлении продажи товаров.
Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на
осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о
приостановлении действия данной лицензии.
Федеральный антимонопольный орган дает официальные
разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей.
Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в суд в защиту
прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может
быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в
целях защиты прав потребителей.



Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг).

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный
орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-
эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов
Российской Федерации и другие органы государственного управления,
осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах
своей компетенции:
устанавливают обязательные требования по безопасности товаров
(работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации
таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также
информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные
суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими
требований по безопасности товаров (работ, услуг).
Координация действий органов в этой области деятельности
возлагается на Госстандарт России.
Госстандарт России является национальным органом по
сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим
Госстандарт России: определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);
определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной
сертификации;
аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ,
услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих
испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации
товаров (работ, услуг);
ведет государственный реестр сертифицированных товаров
(работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации,
испытательных лабораторий; принимает решения о признании сертификатов,
выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую
Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными
организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

Статья 43. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом,
федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за
качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).Федеральный
антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей,
продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его
предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти
тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным
законом.
Федеральный орган по стандартизации, и другие органы исполнительной
власти, осуществляющие контроль за безопасностью товаров
(работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в
случаях:
уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их
предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере до 5 тысяч
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не
отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности в
размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб
невозможно определить - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты
труда;
нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по
сертификации, испытательными лабораториями - в размере двукратной стоимости
работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) - в
размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями
правил по сертификации.
Руководители предприятий и органов по сертификации несут
ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.
Штрафы, предусмотренные в настоящей статьи, наложенные на
изготовителей, взыскиваются в без акцептном порядке в тридцатидневный срок
со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.
Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обжаловать предписания и
постановления о наложении штрафов в течении шести месяцев со дня их
вынесения.



Глава 3. Органы занимающиеся защитой прав потребителя.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного
самоуправления.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального
образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам
защиты прав потребителей;
анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в
целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно
извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров;
в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной
и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без
сроков годности, если установление этих сроков обязательно,
приостанавливать продажу товаров до представления информации или
прекращать продажу товаров;
обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного
самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.



Органы защиты прав потребителей г. Перми.

1. Отдел защиты прав потребителей Прикамского
территориального управления ГАК России;
614006. Г. Пермь ул. Ленина, 51, каб. 904,тел.
901-77.901-482.
Кудрявцева Марина Александровна


2. Инспекция по защите прав потребителей при
администрации г. Перми;
614000 г. Пермь ул. Ленина, 23, каб. 216,
тел. 92-46-25.
Рогожникова Елена Григорьевна



3. Органы по защите прав потребителей при районных администрациях г. Перми.


3.1 Дзержинский район; 614000,г. Пермь ул. Ле
нина, 85, каб. Тел. 34-08-19
Шипулина Татьяна Васильевна


3.2 Индустриальный район; 614600, г. Пермь ул.
Стахановская, 51, тел. 27-59-82
Крофта Светлана Юрьевна



3.3 Кировский район;614113, г. Пермь ул. Киров
градская, 33. Каб. 14 тел. 55-79-42
Патрушева Ирина Александровна
Кучерова Валентина Петровна



3.4 Ленинский район; 614000, г. Пермь, ул. Ки
рова, 57, каб. 5. Тел. 34-35-13
Шлякина Лариса Владимировна


3.5 Мотовилихинский район;
614014, г. Пермь, ул. Уральская 51а, каб. 3.
Тел. 36-24-65, 66-08-30.
Пришвина Людмила Станиславовна


3.6 Орджоникидзевский район;
614026, г. Пермь, ул. Щербакова, 24,
тел. 72-05-04


3.7 Пермский район;
614026, г. Пермь-26, ул. Верхне-
Муллинская,71. Каб. 21 тел. 96-28-99
Захарченко Татьяна Николаевна



3.8 Свердловский район;
614000, г. Пермь, ул. К.Маркса, 58. Каб. 2.
Тел. 90-47-40, 90-48-05.



Заключение


В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает
активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный
к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался
процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных,
культур,финансовых,страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более
формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной
базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.
В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно
которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать
министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать
ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До
недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы
производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

Важное значение имеет для потребителей статья о механизме реализации
прав потребителей на просвещение путем включения требований об изучении
законодательства о защите прав потребителей в государственные
образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы.
Реализация права на просвещение позволяет формировать не только
компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя.



Закон снабжен нормой, устанавливающей права и обязанности
изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а
также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом
определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок
годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие
недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его
причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм
Закона в участии установления сроков службы и сроков годности.
Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает
возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус
равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти
к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной
информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.



Список используемой литературы:


1. Журнал «Общество и экономика»,

№ 9-10, 1996

2. «Хозяйство и право» 1/97

3. «Хозяйство и право» 5/97

4. «Хозяйство и право» 12/96

5.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О

ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (в ред.

Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)







Реферат на тему: Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Калининградский Юридический Институт



Курсовая работа
по предмету: Гражданское право
Тема: Защита прав потребителя по законодательству Российской
Федерации.



Работу выполнил: _________.



© Калининград 1998 г.


План:

Введение 3


Законодательство по защите прав потребителя 4


Основные права потребителя. 8

Рассмотрим теперь каждое право по отдельности. 9
В отношении права на безопасность товаров, жизни и здоровью
потребителей. 11
Право потребителя на информацию. 11
Право потребителей на просвещение. 13

Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего качества. 14

Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков
потребителем или третьим лицом. 15
Следующим требованием является соразмерное уменьшение покупной цены.
16
Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). 16

Право потребителя при заключении договора на оказание услуги 20


Кто защищает потребителя? 25


Право потребителя на судебную защиту. 32


Заключение 34


Список использованной литературы: 35



Введение

Вся наша жизнь, с чем бы мы не сталкивались, всегда связана, в
основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные
правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в
магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный
транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в
лифт - пользуемся коммунальными услугами. А кто не испытывал на себе
тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше
искать следы пропавшего груза. А с экранов телевизора нам рекламируют
товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги
низкокачественную вещь. Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой
казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше
приведенное объединяет Закон “О защите прав потребителя”. Говоря об этой
теме я не ошибусь сказав, что она остается в наше время весьма актуальной.
Ведь прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы
рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был
безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к
росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к
краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри,
но результат был один - пострадавшие вкладчики. Людям выплачивали страховку
по тарифам 1989 года, которые в условиях нарастающей инфляции -
обесценились. Спад производства привел к наводнению рынка товарами
ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят
Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях
происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы
претерпели существенные изменения. Моей попыткой будет осветить права
потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения
законодательства.

Законодательство по защите прав потребителя

Не только один Закон “О защите прав потребителя”[1] входит в
законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как
законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы
потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных
отраслей права: государственного, административного, гражданского,
уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где
закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и
т.д.[2] Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют
государственные системы образования и здравоохранения, системы требований
которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих
безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и
надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. От наиболее существенных
нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного
законодательства. А именно в Уголовном кодексе впервые появилась статья,
устанавливающая ответственность за обман потребителя.[3] Обмеривание,
обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских
свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителя... (ст. 200
УК)
Центральное место в регулировании отношений связанных с потребителем
занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса.
В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и
организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения
гражданско-правовых договоров.[4] В состав законодательства связанных с
защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня.
Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты,
это и указы президента и Постановления Правительства (например правила
продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных
товаров)[5]. В таких актах законодательство всегда нуждается, так как
отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому
нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992 г.
Постановлением[6] “Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих
отношения в области прав потребителя”, установлено важнейшая гарантия в
обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России
имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с
участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные
ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и
ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов,
регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где
потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся
нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на
надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и
здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах
купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют
последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения,
ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.
Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность
государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например,
требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на
обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей
среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих
требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О
сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют,
например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов,
которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные
требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть
подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от
изготовителя установленными государственными стандартами, об
ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за
нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об
обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют
Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных
актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято
Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров
(работ, услуг)”.[7] Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности
товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров
производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе
вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет
преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет
преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере
гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав
потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей
регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и
правовыми актами”.
Из статьи вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК,
гражданин-потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом
“О защите прав потребителей”. Здесь можно сделать вывод, что ГК и
рассматриваемый закон действуют в совокупности и дополняют друг друга. Что
касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений
Правительства, то эти документы принимаются в соответствии с ГК и настоящим
законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему. Например:
Правительство принимает акты регулирующие отношения с участием потребителей
в случаях определенно предусмотренных законными актами. Например, ст. 26[8]
Закона (Правила отдельных видов договоров купли-продажи, а так же правила
продажи отдельных видов товаров, утверждаются Правительством РФ).
Правительство определило перечень товаров не подлежащих обмену в ст. 25
п.1, и т.д. Отсюда следует вывод, что основные положения закона служат
базой для всех остальных нормативных актов, которые издаются для дополнения
данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения. Для того
чтобы правильно понять и применить законодательство нужно, во первых,
определить круг лиц участвующих в отношениях с потребителем. Согласно
закону потребителем который имеет намерение заказать или приобрести, либо
заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для
личных (бытовых нужд) не связанных с извлечением прибыли, является
гражданин РФ, иностранцы или лица без гражданства. Права перечисленных
граждан законом защищаются одинаково. Закон, как следует из определения не
распространяется на юридических лиц, к ним в частности применяются нормы
общегражданского законодательства. Такой разный подход к защите прав
граждан и юридических лиц можно объяснить тем, что юридические лица
защищаются профессионалами (интересы предприятия защищают юристы,
экономисты и т.д.). Потребитель такой поддержки не имеет и вынужден
защищаться самостоятельно. В этом случае государство берет на себя
обязанность защищать интересы потребителей. Закон считает потребителем не
только гражданина, который приобретает товар, услугу, но и того, кто этим
товаром, услугой пользуется. Потребителем может быть не только тот кто
приобрел работу, услугу или товар, но и кто только собирается это сделать
(например; зашли мы в магазин обратились к продавцу с просьбой показать
товар, и мы в этом случае являемся потребителями). Товар, работа, услуга
для личных бытовых нужд определяется как товар (работа, услуга)
приобретенный для личных нужд не связанных с извлечением прибыли.
Приобретенным товаром (работой, услугой) могут пользоваться и другие
граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его
приобретателя, прежде всего члены семьи. В ГК определяется что, это товар
(услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с
предпринимательской деятельностью[9]. Дальше в круге лиц следует
изготовитель - организация, не зависимо от форм собственности, а так же
индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям. Здесь сразу же надо сказать, что реализация товаров
потребителю происходит не напрямую, а через торговые, оптовые предприятия,
посредников. Если изготовитель сразу же реализует товар потребителю, то он
будет считаться продавцом. Контрагентами потребителя могут выступать, как
коммерческие организации, так и не коммерческие или иностранные юридические
лица. Коммерческая организация- это организация для которой основной целью
будет извлечение прибыли. Некоммерческая организация- не преследует цели
извлечения прибыли, но может ее осуществлять если предусмотрено в их
учредительных документах. Под предпринимательской деятельностью
некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство
товаров и услуг отвечающим целям создания некоммерческой организации, а так
же приобретение реализация ценных бумаг...[10] Но нужно выделить общее для
этих организаций, для занятия определёнными видами деятельности, они должны
иметь лицензию. Другим контрагентом может быть индивидуальный
предприниматель, действующий без образования юридического лица и
занимающийся предпринимательской деятельностью. Согласно ГК гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К
индивидуальному предпринимателю будут применяться правила которые
регулируют деятельность коммерческих организаций. Из статьи следует, что
товар должен производится для реализации потребителю, если он реализует
товар (услуги) другому лицу, то такие отношения не подпадают под действие
Закона “О защите прав потребителя”.
Следующим является продавец - это организация независимо от форм
собственности, а так же индивидуальный предприниматель реализующий товар по
договору купли - продажи. Если товар получен в организации другим путём (по
договору мены, подряда), то нормы законодательства к отношениям между
сторонами приниматься не будут.
И исполнитель - организация, которая выполняет работы или оказывает услуги
потребителям на основе возмездного договора. Основными критерием является
признак возмездности. Отношения потребителя и исполнителя возникают на
основании заключаемых между ними договоров (перевозка, подряд).
Роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения,
возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает
механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же
устанавливает права потребителя.

Основные права потребителя.

Говоря об основных правах потребителя, нельзя не вспомнить речь Джона
Кеннеди, где 15 марта 1962 президент США провозгласил 4 основных права
потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным,
право на информацию. Затем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
“Руководящие принципы защиты интересов потребителей” состоявшейся и
принятой 9 апреля 1985 года, которая закрепила 8 основных прав потребителя
добавив к вышеизложенным право на потребительское образование, право на
удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение
ущерба. Почти все права нашли отражение в Российском законодательстве о
защите прав потребителей. Потребитель имеет право на заключение договоров.
В сегодняшнее время существуют такие договора как публичный, и договор
присоединения. Публичный договор определяется как договор, заключенный с
коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже
товаров, выполнению услуг, которые такая организация по характеру своей
деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней
обратится[11] (перевозка т/с общего пользования, услуги связи). Из статьи
ГК видно, что все эти договора с участием граждан потребителей. Этот
договор характеризует то, что с одной стороны выступает коммерческая
организация, а с другой стороны физическое лицо или юридическое лицо,
которое в данном договоре является потребителем товаров, работ, услуг. Но
не каждая организация может быть признана субъектом публичного договора, а
только та, которая специализируется на этом. Предметом такого договора
выступает обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию
услуг. Для таких организаций характерно то, что они не вправе по своему
усмотрению выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, они
не могут отказаться от заключения публичного договора. Если все таки
коммерческая организация пытается уклонится от заключения договора, то
другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить
договор и взыскать убытки. Так же коммерческая организация не вправе
отдавать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении
заключения договора за некоторым исключением (ветеранов войны, инвалидов, и
других категорий лиц). Условия такого договора должны быть для всех
одинаковы. Исключением может быть предоставление по закону льгот для
отдельных категорий граждан (сотрудники МВД, военнослужащие)[12]. Согласно
ГК Правительство может издавать правила, обязательные при заключении
договоров, и их исполнении. Примером может служить Постановление
Правительства РФ[13]. Такое Постановление соответствует договору. В нем
устанавливаются правила продажи отдельных видов товаров; возьмем к примеру
ст.15 ...в торговых предприятиях, осуществляющих продажу хлеба и
хлебобулочных изделий в течении установленного времени работы, должны быть
в продаже хлеб и хлебобулочные изделия в соответствии с ассортиментом и
предусмотренным перечнем, в хлебном зале должны быть вывешены сведения об
изготовителях, о сроках реализации, свойстве продукции. Суть состоит в том,
чтобы предотвратить продажу потребителю товара ненадлежащего качества
согласно с этими правилами, торговые предприятия обязаны проверять качество
товара до отправки его в торговый зал. Запрещается реализация товаров не
только ненадлежащего качества, но и товаров которые не имеют товарного
вида, у которых истек срок годности и реализации, не имеют документации по
качеству (сертификата). Вторым договором связанным с потребителем, является
договор присоединения[14]. Условия такого договора определены одной из
сторон в формулярах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как
путем присоединения к предложенному договору в целом. Договор присоединения
выделяют две особенности: - договор т.е. его условия должны быть определены
одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах, - условия договора
в соответствии определенным формам, могут быть приняты другой стороной не
иначе, как путем присоединения к этим условиям. К такому виду относятся все
виды договоров о продаже товаров, оказанию услуг для всех граждан
потребителей.

Рассмотрим теперь каждое право по отдельности.

В ГК закреплен принцип свободы договора т. е. стороны свободны в
определении условий заключаемого договора. Этот принцип отражается в Законе
“О защите прав потребителей”, который устанавливает, что продавец
(исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) качество
которого соответствует договору. Значит, учитывая свободу договора, если
стороны обмолвились о качестве товара и произошло нарушение такой
договоренности, то это будет считаться как нарушение договора. Если стороны
по каким либо причинам не оговорили условия о качестве, то продавец
(исполнитель) должен передать потребителю товар, качество которого обычно
соответствует требованиям к такого рода товарам.[15] К тому же этот товар
должен быть пригодным для использования по назначению. С другой стороны,
если потребитель поставил в известность другую сторону о конкретных целях
приобретения товара (услуги), и если этот товар (услугу) невозможно
использовать для необходимых целей, тогда это будет считаться недостатком
товара. Но свобода договора не означает, что качество должно зависеть от
желания сторон. Ведь качество может устанавливаться в стандартах.
И если в договоре указано, что товар (услуга) должны соответствовать
обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар
(услуга) должен соответствовать этим требованиям. Качество товара (услуги,
работы) устанавливается в гос. стандартах, и тех. условиях предприятия
изготовителя. Обратимся к Закону “О стандартизации”[16]; все требования к
качеству товаров определяются в нормативных документах по стандартизации.
Содержание этих документов опирается на достижения науки, техники,
международные стандарты. В Законе “О защите прав потребителей” сказано; что
стандарт - это государственный стандарт, санитарные нормы и правила,
строительные нормы, правила и другие документы, которые в соответствии с
законом устанавливают требования к качеству товара (услуги, работы). К
нормативным документам по стандартизации согласно закона относятся:
государственные стандарты (ГОСТы), международные стандарты, стандарты
отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТПы), стандарты научно-
технических, инженерных обществ. Требования качества установленные в ГОСТах
подлежат соблюдению всеми государственными органами и субъектами
осуществляющими предпринимательскую деятельность. Кроме того, пригодность
товара может определятся в технических условиях эксплуатации. В такой
документации определяются основные потребительские функции, область и
условия применения товара. Кроме того, право потребителя на качество товара
(работы) включает в себя кроме права на передачу качественного товара,
гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Товар
(работа), как мы сами знаем, не могут использоваться вечно. Когда то он все
равно выходит из строя. Тут следует определить какой же срок использования
считается нормальным. Закон имеет такое понятие, как срок службы; это
период времени в течении которого изготовитель (исполнитель) обязуется
обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу ) по
назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре
существенные недостатки возникшие по его вине.[17] Продолжительность срока
службы определяется исходя из используемого материала, технологических
возможностей и т.д. Срок службы товара измеряется единицами времени, или
единицами измерения.[18] Из закона видно, что установление срока службы -
это не обязанность, а право. Если изготовитель по каким либо
обстоятельствам не установил срок службы, то он будет нести ответственность
за вред причиненный товаром в течении 10 лет со дня передачи потребителю.
Существует два вида товаров; один перечень товаров утверждается
Правительством; второй перечень включает товары не вошедшие в первый
перечень. На эти товары изготовитель устанавливает срок службы сам. В
отношении срока годности можно сказать, что это период времени по истечении
которого товар считается непригодным к использованию[19]. Такой срок
устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерию и т.д. Продажа
с истекшим сроком годности товаров не допускается. Закон предусматривает
определенный период - это гарантийный срок. В течении этого периода времени
изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем,
то есть удовлетворяет требования потребителя в связи с обнаружением
недостатка. Но как известно гарантийный срок не вечен, все равно наступает
момент, когда он прекращает свое действие. Закон возлагает на изготовителя
после окончания гарантийного срока обязанности по обеспечению после
гарантийного обслуживания. Согласно закона, изготовитель обязан обеспечить
ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в
торговые и ремонтные организации запасные части в необходимых для ремонта и
тех. обслуживания, в объеме и ассортименте в течении срока производства
товара и после снятия товара с производства в течении срока службы или в
течении 10 лет с момента снятия товара с производства. Если изготовитель не
выполняет таких обязанностей у него возникают следующие права.

В отношении права на безопасность товаров, жизни и здоровью
потребителей.

Нужно отметить, что такой товар (работа, услуга) при обычных условиях
использования, хранения, транспортировки и утилизации, должен быть
безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять
вреда имуществу потребителя[20]. Такое большое значение праву потребителей
на безопасность уделяется потому что, внедряются новые технологии в
производство продуктов питания, использование разных синтетических
заменителей и многое другое, повышают возможность причинения вреда
потребителю.
Закон направляет свои действия по защите права потребителя на
безопасность товара, а именно осуществляет мероприятия по недопущению в
оборот товаров (работ, услуг) могущие причинить вред потребителю, а так же
мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами,
услугами), которые уже реализуются потребителю. Такие требования
содержатся, как я уже упоминал, в стандартах. В Законе “О стандартизации”
указывается, что стандартизация – это деятельность по установлению норм,
правил и характеристики, в целях обеспечения: безопасности продукции, работ
и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. Государственные
органы, прежде всего федеральные органы по стандартизации и метеорологии,
органы санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за
соблюдением этих требований. Другим препятствием поступления в продажу
товаров могущим применить вред, является система сертификации[21]. В законе
указано, что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги)
при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, были
безопасны для жизни и здоровья потребителя, не причиняли вреда его
имуществу и окружающей среде. Но, если взглянуть в область торговли, то мы
видим, что через торговую сеть реализуется огромное количество
фальсификационных товаров, которые наносят вред жизни и здоровью граждан,
их имуществу. Поэтому сертификация – это процесс подтверждения
уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров
требованиям стандартов. Нужно сказать, что Правительство РФ утверждает
перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, и
такие товары не могут реализовываться без сертификации. Так же гарантией
безопасности товара для жизни и здоровья, а так же имущества является то,
что в необходимых случаях, изготовитель обязан разработать и указать в
сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другим
способом, специальные правила использования товара, его хранения и
транспортировки, утилизации. Продавец обязан довести эти правила до
сведения потребителя.

Право потребителя на информацию.

Лишь на основе достоверной и полной информации потребитель может
выбрать товар (работу, услугу). Согласно закона, потребителю должна быть
предоставлена достоверная информация о товарах (работах, услугах), об
изготовителях (продавце, исполнителе), о порядке приобретения (услуг,
работ). В общем смысле потребитель имеет право знать, что ему предлагается.
Информация доводится в наглядной и доступной форме, на русском языке (может
и на языках субъектов РФ). Информация должна содержать следующие сведения
об изготовителе: - фирменное название организации позволяющее отличить его
от других организаций. Наименование предприятия должно содержать указание
на его организационно-правовую форму[22]; -юридический адрес, то есть все
предприятия действующие на территории России проходят государственную
регистрацию и на основании ее определяется место нахождения. Продавец
(исполнитель, изготовитель) самостоятельно устанавливают режим работы
предприятия (исключение составляют государственные и муниципальные
предприятия). Вся эта информация о продавце (исполнителе) должна содержатся
на вывеске предприятия. Так же информация об изготовителе должна содержатся
в документах сопровождающих груз. Если деятельность продавца лицензирована,
то он должен представить потребителю информацию о номере лицензии, сроке ее
действия, и об органе ее выдавшем. Введение этого пункта в закон вытекает
из того, что система лицензирования отдельных видов деятельности получила
широкое распространение. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в
Постановлении Правительства[23], а также другими постановлениями. Например,
обязательному государственному лицензированию на сегодняшний день подлежат:
банковская деятельность, международный туризм и т.д. В содержание
информации о товарах входит предоставление достоверной информации
обеспечивающей правильный выбор[24]. Эта информация содержится в
технической документации прилагаемой к товарам (на этикетках). Продукты
питания упакованные на территории РФ должны содержать сведения об
изготовителе и месте их изготовления. Существуют отдельные способы
доведения информации до потребителя, они могут устанавливаться
Правительством “доведение до потребителя информации о происхождении
алкогольной и табачной продукции”[25]. Следует так же обратится к Закону “О
рекламе”, под ней подразумевается информация распространяемая любым
способом о физ. и юрид. лицах, о товарах. ... Этот закон распространяется
на рекламу всех услуг. Данный закон содержит такие понятия, как
ненадлежащая реклама, недобросовестная, неэтичная, заведомо ложная, состоит
из товаров которые не принято выставлять на показ, в которых допущены
нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения. Существуют особенности рекламы отдельных видов товаров
(работ, услуг). Например: медицинские препараты без рецепта врача могут
рекламироваться только в печатных изданиях предназначенных для медицинских
и фармацевтический работников.
Ст. 22 Закона требует от рекламопроизводителей и
рекламораспростронителей требовать от рекламодателя, если его деятельность
лицензирована, предоставления лицензии...
Сразу же скажем, что закон устанавливает 2 вида ненадлежащей рекламы:
недостоверная информации и недостаточно полная информация. Отсюда следует,
что если потребитель в результате нарушения права на информацию приобрел
товар (работу, услуги), не соответствующий его свойствам, он вправе
возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Или,
если отсутствие информации повлекло невозможность использовать
приобретенный товар (работу, услугу) по назначению потребитель вправе
потребовать предоставление ему надлежащей информации в разумно короткий
срок.

Право потребителей на просвещение.

Главной задачей является, то чтобы каждый человек знал как ему
пользоваться этими правами. А для этого его нужно учить. Для реализации
права на просвещение необходима целая система государственных мероприятий.
Программа потребительского образования проходит через все ступени: начиная
со школьной скамьи в отдельных программах, и после окончания школьной
программы, в постоянных печатных изданиях, программах на телевидении. В
средних и высших учебных заведениях. На сегодняшний день система
информирования потребителей через средства массовой информации успешно
развивается. Имеют популярность такие издания как газета “Известия -
Экспертиза”, рубрики в Аргументах и Фактах, Куранты, специальный журнал
“Сырое”. Так, что развитие системы потребительского образования имеет
будущее, и закрепление ее в Законе “О защите прав потребителя” будет
способствовать ускорению этого процесса.

Права потребителя при приобретение товара ненадлежащего качества.

Вообще потребитель имеет право на получение товара, качество которого
соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода
обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же
право на безопасность товара, на соответствие товара представленной
информации. Если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон
устанавливает и предусматривает последствия выраженные в требованиях
покупателя к другой стороне. Но вообще, недостатки бывают явные, когда
скажем прямо кидается в глаза (например, при примерке, при осмотре товара).
Скрытые недостатки проявляются в основном в процессе эксплуатации. При
продаже, продавец должен, если знает о недостатке товара оговорить это с
покупателем, в случае если этого не произошло потребитель вправе предъявить
любое требование к продавцу из указанных ниже: - безвозмездное устранение
недостатка товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или
третьим лицом, соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар
аналогичной модели (марки, артикула), замены на такой же товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
расторжение договора купли-продажи, но при этом он обязан возвратить товар
с недостатками. Так же, он вправе потребовать полного возмещения убытков
при продаже ему товара ненадлежащего качества. Следует иметь в виду, что в
ГК существуют нормы общие, свойственные купле-продаже и нормы розничной
купли-продажи. Отсюда следует, что общие нормы о договоре купли-продажи
могут применяться и к отдельным видам дого

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие информационного пространства и Интернета (Социология)


Реферат: Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток (Математика)


Реферат: Культивирование вирусов (Биология)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Объективные причины октябрьской революции 1917 г. (Государство и право)


Реферат: Персонал предприятия Татнефть (Управление)


Реферат: Теория Графов (Математика)


Реферат: Бактериальная система секреции белков первого типа (Биология)


Реферат: Бог и человек у Гераклита Эфесского (Религия)


Реферат: Современная модель эволюции Вселенной (Астрономия)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: Java99: Архитектура и интерфейсы (Компьютеры)


Реферат: Борис Годунов (Искусство и культура)


Реферат: Системы адресации в Мини- и МикpоЭВМ (Компьютеры)


Реферат: Eetika (Философия)


Реферат: Анализ сигналов и их прохождения через электрические цепи (Радиоэлектроника)


Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам (Педагогика)


Реферат: Пример программирония на Бейсике (результаты сессии 25 студентов, сдавших 5 экзаменов) (Программирование)


Реферат: Государственные деятели времён правления Александра І (История)


Реферат: Государственный кредит как экономическая категория (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист