GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность (Гражданское право и процесс)



Список литературы, использованной при подготовке работы:

1.- Н.М.Азаркин "Монтескье."/Москва/Юридическая литература/ 1988.
2.- В.Е.Чиркин "Разделение властей: социальные и юридические
аспекты"./Советское государство и право/ 1990. №8
3.- Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ Москва/
Издательская группа "Прогресс" ."Универс"/ 1993.
4.- "Демократия: государство и общество"/ "Юрист"/ 1995.
5.- В.С.Основин "Перестройка представительной системы: тенденции,
парадоксы, проблемы"/ Правоведение/ 1991. №2
6.- Л.С.Явич "Господство права"/ Правоведение/ 1990.№5
7.- О.Г.Румянцев "Основы конституционного строя России"/ Москва/
"Юрист"/1994.
8.- В.Б.Аверьянов "Содержание деятельности аппарата государственного
правления и его организационные формы "/ Советское государство и право/
1988.№6
9.- Л.И.Иванов/ Вступительная статья к сборнику "Судебная и
правоохранительная системы"/ Москва/БЕК/ 1994.
10.- Ю.А.Тихомиров "Власть в обществе: единство и разделение"./
"Советское государство и право"./ 1990.№2.
11.- В.Е.Чиркин "Элементы сравнительного государствоведения"/
Москва/1994



Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ ,
которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие
принципы жизни общества , появляются новые идеологические основы
функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу
жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство,
гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения
нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена
в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции
1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной
концепции? Обратимся к истории.

1.Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18
века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против
феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества
и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.
Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного
теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности,
понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных
органов ( Монтескье занимал видное положение президента Бордоского
парламента - судебного учреждения ). В своей фундаментальной работе "О духе
законов"(1748г. ) Монтескье изложил результаты длительного исследования
политико-правовых установлений нескольких государств, прейдя к выводу , что
"свобода возможна при любой форме правления, если в государстве
господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые
взаимно сдерживают друг друга". Как видно, цель теории - создание
безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение
политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она
явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших
в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей
формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения
властей имеет очень важное значение для правового государства, так как
"реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных
проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного
обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества
правление правового закона и непредвзятое правосудие."

Разберем поподробнее основные положения теории разделения
властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти:
законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть
распределены между разными государственными органами. Если же в руках
одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то
появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно,
свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для
осуществления определенных функций государства. Основное назначение
законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде
положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная
власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов,
устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы
решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная
власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. "Однако,
"хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном
обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном
тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их
полномочий".

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов,
дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние
законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права,
которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и
интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры
могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою
очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола
законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения
законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает
собрание...". Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и
эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в
трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные
принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы
государственной власти ( что видно из приведенных цитат ). В наше время,
как правило, "законодательная власть ограничивается референдумом,
президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее
ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная
власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным
характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также
внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и
региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее
внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется
из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся
системы специальных судов, мировых судей.".

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко
проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет
доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по
своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается , все это было не
столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее
положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна
представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть
представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата
законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом
Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким
образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (
слившейся тогда с народом ) и приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и
теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо.
В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная
и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого
"тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует
отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной
общности, даже если это компромисс различных классов, совместно
осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом,
но и об известной степени организационного единства: все органы государства
проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем
реальной власти, и как правило, строятся по вертикали." .Точка зрения Руссо
отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во
Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо
обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так
и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в
Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: "Мы, народ
Соединенных Штатов...", отражая тем самым то, что народ является
единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника
власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое
разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система
"сдержек и противовесов": были предусмотрены и процедура импичмента, и
отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются
составной частью современного права. Джеймс Медисон - четвертый президент
США, игравший, по видимому, значительную роль в создании Конституции,
утверждал: " Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и
юридической - в одних руках...можно с полным правом считать определением
тирании".

"В некоторых государствах организационно-правовая сторона
рассматриваемой концепции подверглась модификациям." Конституционная
доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования еще одной
власти - учредительной, что связано с частыми государственными
переворотами. "О существовании четвертой - учредительной власти говорят
французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж.Блан,
Ж.М.Вирье и Ф.Ваге. По существу шесть властей были перечислены в
конституции Алжира 1976 года: политическая(осуществлялась
правящей...партией), контрольная, учредительная(создание и изменение
конституции)" и другие. "В связи с концепцией, которая предусматривает
возможность отделения президента от исполнительной власти и характеризует
его как главу государства, встает вопрос об особой ветви власти -
арбитражной. Во французской Конституции 1958 года, например, говорится, что
президент своим арбитражем обеспечивает нормальное функционирование
публичных властей. Аналогичные формулировки включены в 90-х годах в
Конституции Румынии и некоторых стран Африки. Речь идет об арбитраже между
властями, а не органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12
декабря 1993года предусматривал именно такой подход.". Также теория
разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между
субъектом федерации и федеральными государственными органами, принимая за
основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений
теории разделения властей - наделение ветвей ( здесь - органов
определенного уровня ) власти строго определенными полномочиями. Такой
подход позволяет избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" -
это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным
особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется,
так как не меняется главное - система сдержек и противовесов. Количество
называемых или существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение
механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного
государственного органа или одной ветви власти. Кроме тенденции роста
"числа властей" можно отметить тенденцию к "взаимопроникновению властей",
чему есть масса подтверждений: утверждение палатами парламента многих
должностных лиц, назначение (или предложение кандидатов на должность)
судей президентом и утверждение их палатой парламента, полномочия
Конституционного суда, совмещение мандата министра и парламентария. "Это
взаимодействие властей выражается как в организационно-функциональном их
сближении на основе Закона, так и в усилении элементов взаимоконтроля.".
Думается, подобная тенденция означает не отдаление от принципа разделения
властей, а наоборот, дальнейшее развитие реализации принципа "сдержек и
противовесов".

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории
государства и права принято выделять еще одну ветвь власти - "четвертую
власть" - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение ,
радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время
доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о
тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку
происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать
общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка
зрения "масс" проявляется лишь в критических ситуациях ( революции и т.п. )
, правительства понимают всю значимость влияния "четвертой власти" на людей
и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (
вспомнить хотя бы положение средств массовой информации в России в
советский период, да и в более ранние периоды истории нашей страны ). В
демократических государствах "четвертая власть" - это реально действующая
сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить
деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить
себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один
закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть "четвертая
власть" является необходимой частью функционирования системы
государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную
роль в системе "сдержек и противовесов", сдерживая действия органов
государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность
государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой
информации "четвертой властью".
Таковы основные изменения ( дополнения ) которые претерпела концепция
разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования,
эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой
практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория
разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод
человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет
наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое
применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на
принципе разделении властей - это относительная стабильность
внутриполитического положения государства, потому что разделение властей
позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции,
посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о
результатах применения теории разделения властей на практике, потому что
применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в
развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского
общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной
"результаты применения теории разделения властей" относятся, скорее, к
результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых
концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.



2.Теория разделения властей в российской истории и государственно-правовой
науке.

Итак, после исследования генезиса теории разделения властей возникает
ряд вопросов о применении данной концепции в истории российского
государства, об отношении деятелей российской государственно-правовой науки
к теории разделения властей.

В российской истории было не так много примеров хотя бы частичной
реализации теории разделения властей. До начала XX века трудно было
говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными
органами, не говоря уже о разграничении власти между различными социальными
силами. Всевозможные реформы системы государственных органов в лучшем
случае приводили к весьма расплывчатому разграничению функций государства
между его органами, о разделении же политической власти не шло и речи.
Монарх считался абсолютным до 1905 года, когда вопрос о разделении властей
встал с особой остротой. 1905 год - важный рубеж в истории России, помимо
многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в
результате революции, встал вопрос и о разделении властей в России. Как и в
18 веке во Франции, в России возникла новая социальная сила - буржуазия,
которая стремилась освободиться от тормозящей развитие общества абсолютной
монархии. В результате первой российской революции появился первый в России
парламент - Государственная Дума. Безусловно, законодательные полномочия
первых российских парламентов часто ставились монархом под сомнение,
система "сдержек и противовесов" действовала лишь тогда, когда этого хотел
император, но это был первый серьезный шаг на пути к реализации принципов
теории разделения властей в России. Реальные шаги к воплощению концепции
Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX века, но теоретические
обоснования необходимости реализации теории разделения властей можно найти
в работах и более раннего периода, среди которых особенно можно выделить
труды М.М.Сперанского, М.М.Ковалевского, А.И.Елистратова, Б.Н.Чичерина.

Другой период нашей истории, на который следует обратить
внимание в связи с исследованием разделения властей в нашей стране - это
советский период. С установлением советской власти надежды сторонников
теории разделения властей на скорое ее воплощение в России стали менее
оправданы. Сначала была провозглашена диктатура пролетариата, что прямо
противоречило идее разделения властей, позже в социалистической доктрине
все более укреплялся принцип - лозунг: "Вся власть Советам!". Вообще,
концепция единства власти была воспринята всеми авторитарными режимами. При
фашизме ее олицетворял фюрер, в теократическом Иране - руководитель
государства. "С момента появления особых органов - Советов ... сложился
взгляд на их полновластие. Только Советам принадлежала полнота власти, а
другие органы являлись органами управления, правосудия, исполнительно-
распорядительными органами государственной власти... В узкой трактовке
государственная власть неразделима, хотя на практике Советы были
полновластными органами лишь в течение небольшого периода после революции.
Не имея материальной базы, финансов, местные Советы зависели от ведомств,
от расположенных на их территории предприятий." Несмотря на то, что в СССР
провозглашалось полновластие Советов, о Совете Министров говорилось как о
высшем органе исполнительно-распорядительной власти, то есть теоретически
принцип единовластия Советов был небезупречен. В сложившейся обстановке
начала резко усиливаться исполнительная власть, которая порой подменяла две
другие ветви власти. Законодательная база советского права в первые
десятилетия была очень слаба и далека от совершенства, в то время как
огромное значение носили правовые акты исполнительной власти. Судебные
органы часто подменяли всевозможные "двойки", "тройки"(чрезвычайные суды),
которые формировались из представителей партии и исполнительной власти.
Должность Генерального Секретаря КПСС была куда более значительной, нежели
должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, который формально
считался главой государства. Вообще не удивительно, что слияние партийного
и государственного аппарата оказало негативное влияние на реализацию
принципов концепции разделения властей в нашей стране, поскольку система
партийных органов ( по крайней мере, с точки зрения Ленина ) должна быть
жестко централизованной, подготовленной к борьбе за власть, в системе же
органов государства в XX веке во всем мире наблюдались объективные
тенденции к демократизации, к усилению власти на местах. Таким образом,
слияние партийного и государственного аппаратов внесло новые принципы в
организацию системы государственных органов, которые явно не
соответствовали теории разделения властей. "Если в той или иной стране,
как, скажем, в СССР, при определенных исторических обстоятельствах
сложилась однопартийная система, то от нее надо отказаться, а принцип
разделения властей должен быть дополнен более общим принципом строгого
разграничения функций партии и государства. Это обеспечит суверенитет
государства и недопустимость его подмены властью любого партийного органа,
подчиняющего себе административные органы государства, что фактически
превращает законодательную и судебную власть, а потому и право в придаток
идеологизированной бюрократической системы управления, которую возглавляет
или представляет партийный лидер и его ближайшее окружение. Именно
пренебрежение к разделению властей и функций привело, помимо прочего, к
отчуждению трудящихся от политической власти, к сталинщине."

Реформа системы государственных органов, которая началась во второй
половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и
государства. " Узловым требованием современных преобразований аппарата
государственного управления выступает приведение его структур в наиболее
полное соответствие с объективно необходимым в новых социально-
экономических условиях содержанием управленческой деятельности"(1988 год).
Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить принцип
разделения властей и буржуазный парламентаризм. Рассмотрим ,к примеру,
реформу представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в
качестве задач были поставлены "ограничение власти исполнительных органов и
утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего
возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо
должностным лицом партии или государственного аппарата". Реально эти
решения воплотились в следующее: учреждение Съезда народных депутатов СССР
как органа высшей государственной власти, функция законодательствования
была распределена между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом
СССР, учрежден пост председателя Верховного Совета СССР - высшего
должностного лица в государстве, сочетающего полномочия главы государства и
спикера парламента, Президиум Верховного Совета СССР утратил право
принимать указы, вносящие изменения в законы, были проведены некоторые
другие изменения. Результаты же были весьма посредственные: "не заработала
предполагаемая система "сдержек и противовесов", "в целом не оправдал себя
институт председателя Верховного Совета СССР...он оказался юридически
немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и
политических проблем", "идея конституционного закрепления руководящей роли
КПСС как ядра государственных и общественных органов окончательно выявила
свою несостоятельность".

Таковы были первые шаги в перестройке представительной системы
России. Одним из самых значительных изменений в системе органов
исполнительной власти стало учреждение института президентства.
М.С.Горбачев сказал, что "предназначение президентской власти в том, чтобы
повысить эффективность функционирования не только высшего эшелона, но и
всей системы государственного управления."("Известия", 1990, 29
марта).Однако, президентская власть начала все более усиливаться. В 1991
году был издан закон "О Президенте РСФСР", который, по сути, совместно с
изменениями в Конституции, установил Суперпрезидентскую форму правления. В
ноябре 1991 года Президент был наделен полномочиями издавать указы, имеющие
силу законов, по вопросам экономической реформы. Принцип разделения властей
был подвергнут серьезнейшему испытанию после 21 сентября 1993 года. Сам
факт, что в Положении о федеральных органах власти, на переходный период,
подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента,
свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной.

Реформа судебной системы коснулась самых основ деятельности судов.
Очень важно было обеспечить независимость судов от других государственных
органов и, особенно, от партийного аппарата. "Очень важным шагом в деле
судебной реформы, пожалуй наиболее практически значимым из всех сделанных
до сих пор, стало принятие закона "О статусе судей в Российской Федерации"
в 1992 году. Этот закон закрепил ряд положений, позволяющих обеспечить
независимость судей: неограниченный срок полномочий судьи, невозможность
привлечения судьи к ответственности(кроме как с санкции Генерального
прокурора) и многое другое. Был создан Конституционный суд, который должен
был обеспечить не только охрану прав и свобод, но и контроль за
деятельностью государственных органов." Были предприняты и многие другие
меры для реализации принципа разделения властей, однако вряд ли можно
утверждать, что эти меры были эффективны.



3.Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года.

Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции
Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в
качестве основы конституционного строя России, однако положения о
полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип
"сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях нового "Основного
закона". Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов
и, конечно же, по-новому распределила функции государства между различными
ветвями власти. Система "сдержек и противовесов", представленная в
Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия
государственных органов, которые существовали до принятия этого документа,
однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России
за время реформ.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено:
"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции,
закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание
следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти,
поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном
процессе, а закон(нормативный акт) в нашем государстве - основной источник
права. Следовательно, структура отношений между представительными и
исполнительными органами играет решающую роль в государственном
регулировании жизни общества.

Высшим представительным и законодательным органом власти является
Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям Совета
Федерации ( в сфере отношений с другими государственными органами)
относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного
Суда и Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и отрешение от
должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К
ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на
назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии
Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от
должности. В законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают
очень важное место (ведь это все-таки законодательный орган), однако мы не
можем сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль.
Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации,
направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс,
установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета
Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента
преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан
президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не
согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени ( не
действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в
течении семи дней ( после преодоления президентского вето ) не
предусмотрено никаких санкции со стороны других государственных органов. На
самом деле, за подобные действия Президента единственно возможными
санкциями являются реакция средств массовой информации, уменьшение шансов
на победу на следующих выборах Президента и т.д., но это все не всегда
способно заставить Президента соблюдать Конституцию. Безусловно, эту
проблему необходимо решать, что и пытаются сделать различные
государственные органы, например ни кого не удивит следующая заметка в
прессе: "Совет Федерации направит в Конституционный Суд ... запрос о
толковании части 3 статьи 107 Конституции РФ. В частности, судьям КС
придется объяснить, может ли Президент вернуть без рассмотрения в Парламент
те законы, по которым вето главы государства обе палаты успешно преодолели
и которые Президент обязан в семидневный срок подписать и направить для
опубликования.("Независимая газета", 10 декабря 1995 г.). Одним из
действенных рычагов системы "сдержек и противовесов" должна являться
процедура импичмента ( отрешения от должности ), но в ныне действующей
Конституции и этот институт имеет массу изъянов. "По Конституции РФ 1993
года отрешение Президента от должности становится практически невозможным.
Нужно получить заключение Верховного Суда, Конституционного Суда,
специальной комиссии Государственной Думы, а также по две трети голосов в
каждой палате Федерального Собрания(ст.93).Причем две трети голосов в
Совете Федерации собрать практически невозможно, ибо половина его членов
подчинены Президенту как работники органов исполнительной власти субъектов
Федерации.". Обращает на себя внимание вольное право Президента на роспуск
Федерального Собрания при обстоятельствах весьма сомнительных и даже -
гипотетически-спровацированных посредством выдвижения заранее неподходящей
кандидатуры Председателя Правительства, либо "просьбы" Правительства
проголосовать за доверие к нему.(ст.111,117).

Конституционные принципы парламентаризма и народного
представительства оказываются под угрозой. Неудивительно, что в главе
"Федеральное Собрание" пропало замечание, что парламент является
единственным представительным и законодательным органом Российской
Федерации. Не означает ли это, что его полномочия смогут при желании
отправлять и другие органы? У Федерального Собрания нет самостоятельности,
серьезных контрольных рычагов ни в кадровой, ни в финансовой области.
Исчезли реальные полномочия по распоряжению государственной казной.
Финансовые законопроекты и решения о выделении средств из бюджета могут
быть внесены либо Правительством, либо при наличии его заключения(ст.104).
Искусственное разграничение полномочий двух палат Федерального Собрания
приводит к утрате целостности единого органа представительной власти.
Некоторые важнейшие вопросы решает немногочисленный Совет Федерации(102
ст.), половина депутатских мест в котором отведена " сослуживцам "
Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа о
чрезвычайном положении или назначении по предложению Президента
Генерального Прокурора. Об опасной декоративности Парламента
свидетельствует и то, что Совет Федерации свои решения по конституционным
законопроектам должен принимать большинством в три четверти
голосов(ст.108).

Итак, уже из вышеперечисленных положений Конституции РФ видно особое
положение Президента в системе разделения властей РФ. Каков же его статус
(реальный и номинальный)? В Конституции 1993 года глава о Президенте
подчеркнуто помещена перед главой о Федеральном Собрании.
В статье 80 Конституции записано: "Президент Российской Федерации является
главой государства". В принципе, особое положение Президента в системе
государственных органов обусловлено множеством объективных факторов.
Президент призван быть "ответственным перед народом за суверенитет
государства, главой которого он является, за надежность и устойчивость
государственной системы, за разумное сотрудничество государственных
органов, за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг
друга". Президент должен управлять самой властью, заставлять ее совокупно
использовать самую широкую палитру средств на основе строгого разделения
функций. Он организатор работы власти, должен влиять на органы власти , но
не командовать ими. Сильный Президент не должен быть лишь "представителем
нации", "олицетворением единства государства" - т.е. символической фигурой,
подписывающей не им разработанные решения. Ему должны принадлежать
кадровая, законодательная инициатива, контрольные полномочия. Слабая
исполнительная власть - причина серьезных потрясений и негативных
последствий для всего государства. В условиях, когда анархия остается в
России постоянной угрозой, фигура сильного главы государства на фоне
возможных слабых коалиций и неустойчивых правительств может явиться
гарантом государственной стабильности, но при необходимых сдержках и
противовесах. Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не
только выводится за рамки трех властей, но и ставится над ними, что
присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления.
"Отсутствие реального контроля за его действиями проходит рефреном по всему
тексту". Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий
свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены
чрезвычайные единоличные полномочия, как решение об отставке Правительства,
руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение
всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом
Федерации по представлению Президента), назначение референдума, предложение
кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального
банка, Генерального прокурора и других.

Отношения судебной власти с законодательной и, особенно,
исполнительной властью также не является образцом системы "сдержек и
противовесов". Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит
следующие положения: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется
только судом(118 ст.).Судьи независимы и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и федеральному закону (120 ст.)". На самом деле, судьи
не столь независимы, как того требует теория разделения властей, и суды не
обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к
другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на
должность лично Президентом ставит под сомнение независимость суда, а тем
более представительный характер судебной власти (что отмечал еще
Монтескье). Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт присяжных
заседателей, призванный гарантировать независимость суда, однако
действенность этого института последнее время нередко ставится под
сомнение в научной литературе.

Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный
конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна
быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное
место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван
осуществлять конституционный контроль ( судебные органы можно назвать
самыми беспристрастными ). За период реформ в нашей стране действовало два
закона о конституционном суде (1991 и 1994 года ) и, соответственно, два
Конституционных Суда, отношение к которым неоднозначно. Все осознают
полезность этого органа: "Конституционный суд призван быть высшим органом
судебной власти по защите конституционного строя России. Он мог бы
разрешать вопросы по спорным действиям органов государственной власти,
имеющим конституционное значение. Являясь окончательным арбитром в споре
между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на
политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей". Автор этого
высказывания отмечает также, что первый Конституционный Суд не только
принимал решения по неконституционным действиям Президента, но и
обеспечивал выполнение важнейших законов и иных нормативных актов. Многие
отмечают и печальное отсутствие в Конституции 1993года норм о том, что
решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их
провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге
Президента и о многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том,
что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года
и федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ") стал
менее политизированным органом (за счет сужения компетенции), более
демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя КС), что делает его
более действенным и независимым. Несмотря на некоторые недостатки закона "О
Конституционном Суде", мы не можем умалять роль этого органа в системе
сдержек и противовесов: Конституция 1993 года наделяет Конституционный Суд
такими полномочиями, как разрешение споров о компетенции между различными
государственными органами, разрешение споров о соответствии конституции
важнейших нормативных актов государственных органов, вынесение заключения о
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Особое положение среди государственных органов занимает Прокуратура,
которую очень трудно отнести к той или иной ветви власти, хотя авторы
Конституции Российской Федерации помещают статью о Прокуратуре в главу
"Судебная власть". Этот орган, не входя в систему разделения властей ,как
мне кажется, тем не менее служит достижению целей, которые ставит перед
собой данная концепция - обеспечение свобод. Прокуратура, будучи
независимой от других органов государственной власти, способствует
укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский
надзор за исполнением законов государственными органами.

Как уже отмечалось выше, большое значение для реального разделения
властей имеет существование "четвертой власти". Конституция 1993 года
закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой
информации и их возможность влиять на государственную власть.
"Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена."(29
ст.).

Глава "Переходные положения " даровала ряд сюрпризов с точки зрения
принципа разделения властей. Разрешение министрам участвовать в работе
Парламента(п.9) - конъюнктурно введена черта парламентарной республики.
Последняя же строчка конституционного документа дает членам Совета
Федерации право осуществлять полномочия на непостоянной основе, за что
нещадно критиковался якобы "недопарламент" - Съезд народных депутатов
России.".

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разделения
властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой
науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая
концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая
ценность, которая может служить целям демократии в государственном
управлении. Но теория разделения властей осуществима прежде всего в плане
общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании
структуры государственных органов и определении контуров их полномочий.
Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые
преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики.
Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для
становления в России правового государства, гражданского общества, для
защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит
переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, "разделение властей
- отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления.
Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и
многое другое". Пока же мы можем констатировать лишь то, что закрепленная в
конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно не
соответствует теории разделения властей. "Здесь открыта не просто дорога
самовластию, но - злоупотреблениям самовластием". Закрепленные в
Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на
пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться
идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в
структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону
более полной реализации теории разделения властей.



План работы.


1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее сущность.

2. Теория разделения властей в российской истории и
государственно-правовой науке.

3. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года.







Реферат на тему: Кредитно-расчетные отношения
Министерство общего и профессионального образования РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела



Кафедра экономики и управления



Курсовая работа
по гражданскому праву
на тему “Кредитно-расчетные отношения”



Выполнила: студентка 97Ю1
III-курса Худоянц М.В.
Научный руководитель:
преподаватель Климова Г.З.



--- Сочи 1999 ----



Содержание

1. Введение 3

2. Понятие кредитных и расчетных отношений 4

3. Договор займа 7

3.1. Элементы договора. 8

3.2.Ответственностьпо договору займа 11

4. Договор кредита 12

4.1 Товарный и коммерческий кредит. 14

5. Договор банковского вклада 16

5.1 Понятие договора. 16

5.2 Элементы договора. 16

6. Договор банковского счета 21

6.1 Понятие договора. 21

6.3 Элементы договора. 22

7. Расчетные обязательства 28

7.1 Общие положения о расчетах. 28

7.2 Расчеты платежными поручениями. 29

8. Список литературы 32



1. Введение

Кредитные и расчетные отношения не играют абсолютно самостоятельной
экономической роли. Они выполняют вспомогательную функцию, которая
заключается в том, что при их осуществлении либо вообще не образуется новой
стоимости (например, при безналичных расчетах за товар), либо такая
стоимость возникает в результате возврата денежной суммы с приращением
(возмездный кредит). Это, однако, не означает, что расчетные и кредитные
правоотношения лишь формально сопровождают процесс товарообмена. Наоборот,
они не являются акцессорными обязательствами и существуют юридически
самостоятельно. Более того, в раде случаев они просто оторваны от актов
обмена реальными стоимостями (таков вексель).
Объясняется это тем, что в обмене материальными благами при исполнении
договоров купли-продажи, подряда, аренды и т.д. принимает участие
финансовый институт (банк или иное лицо), специально созданный рынком для
осуществления кредитования и расчетов в безналичной форме. Это придает
таким отношением «известную самостоятельность», на которую неоднократно
обращали внимание в литературе.



2. Понятие кредитных и расчетных отношений


Именно автономность кредитных и расчетных отношений и позволяет
говорить о наличии особых обязательств по кредитованию и расчетам, выделяя
их в конкретные виды договорных правоотношений. Их специфика проявляется в
следующем.
Во-первых, эти отношения облечены в форму обязательств.
Поэтому в дальнейшем понятие «расчетные отношения» будет употребляться
наряду с понятием «расчетные обязательства». Расчетные и кредитные
отношения неоднородны и обычно исполняются путем совершения
последовательной цепи сделок и иных юридически значимых действий. Так
заключая кредитный договор, субъекты гражданского права совершают целый ряд
операций: банк открывает ссудный счет, на этот счет перечисляются деньги,
деньги используются на определенные цели и т.д. Каждая форма расчетов,
взятая в отдельности, также исполняется несколькими взаимосвязанными
сделками. Например, аккредитив влечет открытие аккредитивного счета, на
котором депонируются средства, банк-эмитент перечисляет деньги исполняющему
банку, продавец представляет в банк установленные в аккредитиве документы,
против документов производится платеж и пр. Иными словами, практически
всякое расчетное и кредитное обязательство реализуется путем совершения
нескольких взаимосвязанных действий (сделок).
Во-вторых, различно место расчетно-кредитных обязательств в
гражданском обороте. В одних случаях они возникают в качестве предпосылки
для последующих денежных операций (договор банковского счета). В других
случаях они опосредуют процесс передачи ценностей от одного лица к другому
на возвратных условиях (договоры займа и кредита). Иногда кредитные и
расчетные правоотношения, возникшие из элементов отдельных договорных
обязательств, создают в результате новый договорный вид (финансирование под
уступку денежного требования). Наконец, при их помощи поддерживается
эквивалентность в гражданском обороте, когда движение товаров по основному
договору сопровождается соответствующей передачей денег (расчетные
обязательства — аккредитив, инкассо и др.).
В-третьих, расчетные и кредитные правоотношения представляют собой
обязательства денежные. Поскольку деньги являются вещами, которые
определяются родовыми признаками, их случайная гибель или отсутствие на
счете не освобождает должника от исполнения обязательства в силу правила
genus поп peril («род не гибнет»). С другой стороны, суть денежных
обязательств состоит в том, что они имеют в качестве своего предмета особый
товар — деньги, оборот которых подчиняется специальным правилам (ст. 316,
317 ГК). В этой связи серьезное влияние на осуществление расчетных и
кредитных обязательств °указывают не только нормы гражданского права, но и
предписания валютно -финансового законодательства. Их регламентация в
значительной мере связана с государственной кредитно-денежной политики,
формированием бюджета, уплатой налогов.
Кредитные обязательства в широком смысле характеризуются доверием
(credo) управомоченного лица к должнику, проявляющимся в передаче ценностей
при отсутствии немедленного встречного предоставления. В науке и
законодательстве выделяются денежный кредит, кредит коммерческий.
Классический денежный кредит, облекается сегодня в формы договоров займа и
кредита, представляет собой передачу денег или иных заменимых вещей в
собственность должнику с обязательством последующего возврата
эквивалентного количества денег или вещей. Коммерческий кредит — это просто
отсрочка исполнения какой либо обязанности по основному договору (купли-
продажи подряда и пр.). Естественно, что в отличие от денежного кредита
коммерческий кредит произволен от главного обязательства и, по сути,
является одним из условий его исполнения. Однако вполне допустима и его
относительно автономная роль при согласии на то сторон основного договора.
Таким образом, кредитное обязательство можно определить как гражданское
правоотношение, состоящее в передаче кредитором должнику денег или вещей,
определяемых родовыми признаками, с условием возврата эквивалентного
количества денег или таких же вещей либо в предоставлении одной стороной
другой стороне правоотношения отсрочки исполнения какой-либо обязанности по
договору (уплатить деньги, передать имущество, выполнить работы, оказать
услуги).
Расчетные отношения значительно прочнее связаны с теми основными
обязательствами, которые они сопровождают и обслуживают. Тем не менее,
законом и они признаются самостоятельными гражданско-правовыми
обязательствами. Их юридическая ценность состоит в том, что сколь бы ни
было тесно взаимосвязано исполнение основной обязанности по гражданско-
правовому договору (передать имущество, выполнить работу и пр.) с встречной
платежной обязанностью, реализация последней далеко выходит за рамки
договора и порождает гражданско-правовые отношения, развивающиеся по
особым, весьма специфичным правилам. В современном мире подавляющее
большинство расчетов осуществляется не путем передачи наличных денег от
одной стороны другой, а в безналичном порядке при помощи финансово-
кредитного посредника (банка, иной кредитной организации) с использованием
различных форм безналичных расчетов (аккредитив, инкассо, чек, платежное
поручение, электронные платежи и пр.). Иногда расчетное обязательство
становится независимым от основного договора и без участия финансово-
кредитного института. Так, при передаче одним гражданином другому векселя в
уплату за товар и в доказательство заключения договора займа возникает
новое и совершенно автономное обязательство, внешне ничем не связанное с
первым. Кроме того, расчеты могут возникать не только при надлежащем
исполнении сделки, но и в ходе применения мер ответственности, возврата
неосновательно полученного и т. д. Это лишний раз доказывает юридическую
самостоятельность расчетного правоотношения, которое нельзя сводить только
к отношениям между клиентом и банком. Не случайно в общих положениях о
расчетах гл. 46 ГК нет глухой стены между безналичными и наличными
расчетами. С учетом сказанного, расчетными следует считать такие
правоотношения, которые возникают между субъектами гражданско-правового
обязательства и кредитной организацией (в определенных случаях — только
между субъектами названного обязательства) в связи с осуществлением
платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или
по другим основаниям.
Следует отметить, что приведенные определения не вполне универсальны.
Такие важные договоры, как финансирование под уступку денежного требования
(факторинг), договор банковского счета, вексельное обязательство, нельзя
полностью подвести под приведенные понятия, хотя они и неразрывно связаны с
обычными расчетными и кредитными обязательствами.



3. Договор займа

Возникнув из римского контракта mutuum, договор займа и сегодня
сохраняет значение общей модели, по которой строится регулирование всех
кредитных отношений. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в
собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи,
определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу
такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных
им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК).
Договор займа является классической разновидностью реального и
одностороннего договора. В силу прямого указания п. 1 ст. 807 ГК он
считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Односторонний характер договора выражается в том, что заемщик создает для
себя заключением договора голый долг, а заимодавец всегда получает право
требования.
Договор займа, по общему правилу, является возмездным. В законе
установлено, что заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов
на сумму займа, если иное не предусмотрено законом или самим договором (п.
1 ст. 809 ГК). Причем в целях придания гибкости заемному обязательству
введено положение о том, что если договор не содержит условия о размере
процентов, то он не становится от этого безвозмездным. В этом случае
применяется процентная ставка, существующая в месте жительства заимодавца,
а если заимодавец — лицо юридическое, используется ставка банковского
процента (ставка рефинансирования Банка России, по которой он кредитует
коммерческие банки), которая действует в месте его нахождения . Размер
процентов на сумму долга (часть долга) определяется на день его погашения
В частности, Женевская конвенция 1930 г., имеющая целью разрешение
некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Женевская
конвенция 1930 г. о гербовом сборе в отношении переводных и простых
векселей. Текст см.: Международное частное право. Сборник нормативных
документов/ Сост. Н.Ю.Ерпылева. М„ 1994.
Ставка банковского процента конкретного банка может и не совпадать с
лавкой рефинансирования Центробанка России. На практике при исчислении
"Роцентов зачастую исходят из тождественности этих понятий. В таком случае
интересы кредитора, поскольку ставка банковского процента, как правило,
выше ставки рефинансирования заемщиком. Поскольку размер ставки банковского
процента и ставки рефинансирования может быть различным, следует полагать,
что право выбора одной из них принадлежит в данном случае заимодавцу.
Наоборот, в ряде ситуаций договор займа резюмируется безвозмездным:
а) когда он заключен между гражданами на сумму не более 50 минимальных
размеров оплаты труда и не связан с осуществлением предпринимательской
деятельности хотя бы одним из этих граждан либо б) когда предметом договора
являются вещи, определяемые родовыми признаками, кроме денег. Однако эта
презумпция может быть опровергнута самим же договором (п. 3 ст. 809 ГК). В
ряде случаев (например, заем родовых вещей) стороны могут предусмотреть
уплату процентов в натуральной форме — теми же вещами.

3.1. Элементы договора.

Стороны договора — заемщик и заимодавец. Универсальный характер
договора займа проявляется в том, что как в роли заемщика, так и в роли
заимодавца могут выступать любые субъекты гражданского права. Особый
субъектный состав имеет лишь одна разновидность договора займа —
государственный заем. Естественно, что лица, обладающие специальной,
частичной или ограниченной дееспособностью (казенные заводы,
учреждения, несовершеннолетние и др.), могут совершать заемные сделки в тех
пределах, которые соответствуют их уставным целям или объему
дееспособности, установленному законом. Так, учреждения вправе
распоряжаться только доходами от разрешенной им собственником хозяйственной
деятельности (п. 2 ст. 298 ГК), а потому могут выдавать займы лишь за счет
этих средств. Поскольку передача денег взаймы не относится к разряду
специфических банковских операций, она не требует получения лицензии Банка
России (ст. 5, 13 Закона о банках). На этом строится разграничение договора
займа, в котором в роли заимодавца может выступать любое лицо, и кредитного
договора, имеющего специальный субъектный состав, заимодавцем в котором
может быть только банк (кредитная организация)'.

.Предмет договора займа — деньги или другие вещи, определяемые
родовыми признаками. В этом проявляется отличие рассматриваемого договора
от договоров имущественного найма и ссуды (безвозмездного пользования),
предметом которых могут быть только индивидуально-определенные вещи. Кроме
того, в двух указанных договорах наниматель и ссудополучатель приобретают
лишь право пользования вещью, но не право собственности на вещь, а потому и
не несут риска ее случайной гибели. Известный интерес представляет также
разграничение договора займа. И иррегулярного хранения или хранения с
обезличиванием (ст. 890 ГК), когда к хранителю переходит право
собственности на переданные вещи. По всей видимости, такую дифференциацию,
как и в римском частном праве, можно проводить только на основе целей
договора, объективированных в его условиях. Если цель договора займа —
удовлетворение интересов заемщика, то цель иррегулярного хранения иная —
оказание услуги поклажедателю.


Форма договора займа — письменная. Исключение составляют случаи, когда
договор заключен между гражданами и сумма займа не превышает десяти
минимальных размеров оплаты труда (правило п. 1 ст. 808 ГК является
конкретизацией общей нормы п. 1 ст. 161 ГК). Во всех иных случаях
применяются установления ст. 158—161 ГК, посвященные форме сделок. Принимая
во внимание особенности заключения договора займа, и в первую очередь
заемные обязательства между гражданами, закон разрешает оформление таких
сделок путем составления заемщиком расписки или иного документа,
удостоверяющего передачу ему заимодавцем денег или заменимых вещей (п. 2
ст. 808 ГК). Расписка или иной документ скрепляется подписью заемщика и
приобретает доказательственное значение. В этом смысле расписка
приравнивается к обычной письменной форме договора. В случае несоблюдения
простой письменной формы сделки договор займа не считается
недействительным, однако наступают последствия, предусмотренные ст. 162 ГК
(запрет на использование свидетельских показаний).
В ГК специально рассматриваются две разновидности документов,
удостоверяющих передачу суммы займа. Это ценные бумаги — вексель (ст. 815)
и облигация (ст. 816). В отмеченных случаях оформления заемных обязательств
вексельное законодательство или законодательство о порядке выпуска
облигаций как бы вытесняют общие правила о займе. С момента выдачи векселя
или облигации, оформляющих долг, нормы соответствующего параграфа ГК
применяются к заемным отношениям постольку, поскольку они не противоречат
закону о переводном и простом векселе (ч. 2 ст. 815 ГК)' или иным законам
(ч. 3 ст. 816 •К). В случаях, установленных законом или иными правовыми
актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи
облигаций.
Содержание договора займа исходя из его односторонней природы
составляет обязанность заемщика возвратить сумму займа (ст. 810 ГК) и
корреспондирующее ей право требования заимодавца. Порядок и сроки
исполнения основной обязанности заемщика определяются договором. Срок
обычно не относится к существенным условиям договора займа. Законом особо
регламентируется лишь один случай: когда срок возврата суммы займа не
установлен либо определяется моментом востребования. В таких
обстоятельствах заемщику предоставлен льготный тридцатидневный срок,
исчисляемый со дня предъявления заимодавцем требования, в течение которого
заемщик может собрать необходимую сумму и вернуть долг (льготный срок
удлинен до месяца по
сравнению со сроком, установленным п. 2 ст. 314 ГК). Однако это правило
является диспозитивным и может быть изменено в договоре. Досрочный «возврат
суммы долга вполне допустим при беспроцентном займе, поскольку такой заем
не приносит дохода заимодавцу и он заинтересован в скорейшем погашении
обязательства. Наоборот, согласие заимодавца требуется, когда печь идет о
займе возмездном и сокращение срока договора уменьшит его доходы (п. 2 ст.
810 ГК). Момент исполнения обязанности заемщиком, если иное не
предусмотрено соглашением сторон, совпадает с моментом передачи суммы займа
заимодавцу или с моментом зачисления денег на его банковский счет. В
случае, когда договор займа является процентным, его надлежащее исполнение
предполагает также уплату процентов на основной долг в полном объеме.
В действующем ГК особо оговариваются два вида договора займа: целевой
заем (ст. 814 ГК) и заем государственный (ст. 815 ГК). В отличие от
кредитного договора, обычный договор займа, как правило, не является
целевым, т.е. не содержит условия об использовании полученных средств под
определенные задачи. Однако стороны вправе придать договору займа строго
целевой характер. Необходимость в этом может возникнуть в случае, когда
заемные отношения устанавливаются между коммерче

Новинки рефератов ::

Реферат: Great Britain (Великобритания) (Иностранные языки)


Реферат: Показатели качества товара Пути повышения конкурентоспособности (Маркетинг)


Реферат: Оценка инженерной защиты рабочих и служащих ОЭ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Мотивация в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: MB Pentium 2 (Программирование)


Реферат: Система образования в Германии (Педагогика)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Разрушенные храмы России (История)


Реферат: Социальная роль маргиналов (Социология)


Реферат: Изучение Windows (Компьютеры)


Реферат: Значение логики (Философия)


Реферат: Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word2000) (Педагогика)


Реферат: Билеты по литературе (Литература : русская)


Реферат: Договор энергоснабжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ледовая и снежная скульптура (Культурология)


Реферат: Использование Excel (Программирование)


Реферат: Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера (Программирование)


Реферат: Разработка технологического процесса ТР топливной аппаратуры автомобиля КамАЗ-5320 (Транспорт)


Реферат: Русский музей- культурный центр XIX века (Культурология)


Реферат: Волк - прирожденный хищник (Зоология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист