GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Культура, как предмет социологического исследования (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура, как предмет социологического исследования (Социология)


Министерство РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики



Кафедра



Домашняя письменная работа по теме:



Культура, как предмет социологического исследования



Выполнил: ст. гр. С-08 ХХХ
Принял: не помню



Новосибирск 2003.
Содержание:
|1.|Введение |3 стр. |
|2.|«Социология в России» |4 стр. |
|3.|«Проблемы теории культура» |5 стр. |
|4.|«Социология», Фролов С. С. |6 стр. |
|5.|«Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В. |7 стр. |
|6.|«Российская социологическая энциклопедия» |8 стр. |
|7.|План |9 стр. |

Введение:
В данной работе я хотел бы рассказать о том, что такое «культура» в
социологии. Для освещения этого вопроса я использовал труды под разных
социологов, таких как, Ядов В. А., Файнбург, Фролов С. С., Волков Ю. Г., а
так же «Российскую социологическую энциклопедию» под редакцией Осипова Г.
В.

1. «Социология в России», под редакцией Ядова В. А.,
Издательство Института Социологии РАН, 1998 год.


В главе, посвященной понятию «культура» в социологии, Ядов В. А.
большое внимание уделил возникновению направления теории культуры в
социологии. Он считает, что «как особое направление теоретизирования
социология культуры в мировой социологической мысли концептуально
оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х годов; а в отечественной
науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социологической теории, так
и от сопредельных отраслей социологического искусства, культурной
антропологии, культурологической компаративистики, а шире – от культуры
окончательно и полноценно реализовалась, как научный проект лишь
параллельно с развитием постмодернистской социальной парадигмы.»


Далее Ядов рассказывает о развитии направления в отечественной
науке: «Культурология эпохи «брежневского» социализма сыграла двойственную
роль в становлении отечественной социологической культуры. С одной стороны,
она претендовала на неоксиологическое понимание культуры, и, безусловно,
усилиями многих выдающихся исследователей того времени было сделано
чрезвычайно много для концептуализации того, что аккумулируется культурными
традициями, как культура формирует социальное поведение человека, и тому
подобных проблем холастически замкнутой культурологии. С другой – она
подчас неосознанно способствовала формированию сциентически
верифицированных культурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных
типов личности, с которыми и до сих пор социологу нелегко разобраться
(достаточно вспомнить о «всесторонне развитой личности», «советском
человеке» и прочих культурологических фантомах).» Но в свою очередь автор
считает, что в своё время эти фантомы казались все таки обоснованными,
гармонизировав типы социального поведения и ценностную систему.


«Интерпретация культуры, выполненная в духе её марксистского
противопоставления природному, шла преимущественно по линии объяснения
культурного феномена как проявления социально активной, исторически
преобразующей позиции человека в обществе».


2. «Проблемы теории культура», Москва: НИИ Культуры, 1977.


Файнбург в своих трудах классифицировал и систематизировал понятие
культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2 стороны: динамическая
(творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки, нормы и т. п.).
«Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтах нового, то есть
закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе в первую очередь
классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепенно и в
определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры в
целом». Продолжая, автор выводит историческое отставание темпов культурного
развития от производства: производственные знания и практика изменяются
куда быстрее культурных стереотипов. «Отсюда, в конечном счете, и вытекает
возможность разнокачественности, разновременности (с точки зрения
исторической принадлежности) слоёв культуры у одного и того же человека,
внутренняя противоречивость элементов культуры у так называемой
маргинальной личности».



3. «Социология», Фролов С. С., Москва: «Гардарики», 2000
год.


Фролов даёт описание содержания понятия «культура». «Существенная
особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует,
создано им самим. Действительный жизненный опыт людей даёт основания
предположить, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в
который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и
мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального
поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных
потребностей».


В дальнейшем автор накладывает данное описание на отдельную
личность, индивида. Поясняя, что «В силу индивидуального восприятия
окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения,
создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и
традиций. Индивид и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие
им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей
составляют сферу человеческой культуры».


«Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует
несколько различных значений слова «культура», обозначающих, как элементы
поведения, так и стороны деятельности человека». Фактически, определённый
пласт культуры закрепляется за человеком с рождения. В этот пласт входят
составляющие, как индивидуальной культуры, так и культуры общества, в
котором живёт человек. «Исходя из этого каждый индивид рассматривает
культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную
ему предками». При этом, в «обществе существует специфическая, отличная от
других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей,
разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других
систем подобного рода».


Далее автор говорит о взаимосвязи материальной и нематериальной
культуры: «Всё социальное наследие можно рассматривать, как синтез
материальной и нематериальной культуры». В свою очередь «материальная
культура должна рассматриваться, как результат нематериальной».


4. «Социология», Волков Ю. Г. и Мостовая И. В., Москва:
«Гардарики», 2000 год.


В начале авторы пытаются обозначить сегодняшнее состояние и
местоположение культуры с точки зрения социологии.


«Социологи рассматривают культуру, как систему духовных кодов,
некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать
происходящее в определённом свете, поступать так, и не иначе, оценивать
события и действия предвзято». «Информационный век уже наступил, но люди
продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают
новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы
информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты». В тоже
время можно отметить и противоположный процесс. К примеру, христианские
заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти
2000 лет назад, но до сих пор не возникло общество, построенное так и
следующее этим принципам».


«Изучая малые и большие, традиционные и современные общества,
социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие
элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. К
таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие
элементы общества:


o язык, как символику и смысл действий (знаки и значения);


o ценностную систему, как совокупность жизненных целей и средств,
идеалов, идеологий;


o символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;


o типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные,
функциональные, ритуальные и т. п.);


o образцы и эталон поведения.»


С позиции фрейдизма, в каждой культуре различных обществ существует
2 элемента (или 2 правила): брачных отношений и спортивных состязаний.


5. «Российская социологическая энциклопедия», под
редакцией Осипова Г. В., Москва: «Издательская группа
«Норма-Инфрам•М», 1998 год.


Я так же хотел бы процитировать определение, которое даёт
специальная социологическая энциклопедия.


«Культура (от латинского cultura – возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и
развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и
к самим себе. В понятии «культура» фиксируется, как общее отличие
человеческой жизнедеятельности от биологических форм этой жизнедеятельности
на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох,
общественно-экономической формации, этнической и национальной общностей.
Культура характеризует также особенность поведения, сознания и деятельности
людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может
фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной
группы или всего общества в целом».



План:


|1.|Определение слова культура. |
|2.|История предмета культуры в социологии. |
| |1. |История возникновения. |
| |2. |История развития. |
|3.|Классификация культуры. |
| |1. |Материальная и материальная. |
| |2. |Динамическая и консервативная. |
| |3. |Общественная и индивидуальная. |
| |4. |Универсальные компоненты. |
| |5. |Фрейдизм. |






Реферат на тему: Курение как социальная проблема
Министерство Общего и Профессионального образования РФ
Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого
Институт Экономики и Управления
---------------------------------------------------------------------------
-----------
Кафедра Социологии



Доклад на тему:

“ПАССИВНОЕ” КУРЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА”.



Проверил: преподаватель
Сорокина



Великий Новгород
2000 г.
Можно целиком и полностью соглашаться с тем, что курение - одна из
наиболее опасных привычек, которым подвержен человек. В последние годы оно
из явления превратилось в огромную проблему.
Ведь только представить себе невозможно: всего полтысячи лет прошло с
тех пор как Колумб привез на своих каравеллах табак из Южной Америки, - и
вот уже курят везде и повсеместно на всей планете.
Статистика: курильщики всего мира (а их более миллиарда) ежегодно
закупают от четырех до пяти триллионов сигарет (около 1000 сигарет на
каждого жителя планеты), затрачивая на это от 85 до 100 миллиардов
долларов. Ежегодно потребление сигарет в мире возрастает на 2,1%, то есть
увеличивается быстрее, чем население планеты.
При этом надо обязательно учитывать тех, кто живет или трудиться рядом
с курильщиками и поневоле вдыхает табачный дым, и утверждение о
всепланетарности проблемы отнюдь не преувеличение.
Статистика: на Земле ежегодно умирает 1,5 миллионов человек от
заболеваний спровоцированных курением. Оно, кроме того, приводит к снижению
устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности,
а также болезни, вызванные никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего
времени. По данным Всемирной организации здравоохранения, 90% всех
заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов и эмфиземы
легких, а также 25% всех сердечных заболеваний приходиться на курильщиков.

Последствия курения.

Если человек курит, то он должен знать о влиянии курения на организм.
Табачный дым содержит три очень вредных для организма вещества: смолу,
никотин и окись углерода.
Смола в виде клейких отложений закупоривает и раздражает верхние
дыхательные пути и легкие, приводя к развитию таких заболеваний, как
хронический бронхит и эмфизема, а в ряде случаев - рак легких, почти не
встречающийся у некурящих людей. Токсические компоненты смолы, кроме того,
всасываются и поступают в кровеносное русло, а затем выводятся с мочой.
Известно, что наличие таких раздражающих веществ в мочевом пузыре
способствует развитию рака мочевого пузыря.
Никотин - сильное наркотическое вещество - действует на нервную
систему, повышая частоту сердечных сокращений и риск развития аритмии
сердца.
Окись углерода, поступая в кровеносное русло из табачного дыма, снижает
способность эритроцитов доставлять кислород к клеткам организма и таким
образом усиливает проявление различных заболеваний системы кровообращения.
Кроме того, окись углерода, по-видимому, активно участвует в формировании
веществ, которые могут закупоривать артерии и вызывать тяжелые поражения
сердца и нарушение кровообращения в нижних конечностях. Последнее






Новинки рефератов ::

Реферат: Крнтрольно-измерительные приборы (линейка,штангенциркуль) (Естествознание)


Реферат: Выбор стратегии деятельности предприятия (Менеджмент)


Реферат: Значение ощущений в жизни человека (Психология)


Реферат: Органтзация перевозок и управление на транспорте (Транспорт)


Реферат: Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Ростовский (История)


Реферат: Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой (Литература : русская)


Реферат: Каучук (Химия)


Реферат: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений (Математика)


Реферат: Социология менеджмента (Социология)


Реферат: Системы виртуальной реальности (Цифровые устройства)


Реферат: Права человека (Теория государства и права)


Реферат: Подготовка и ход реформы 1861г. (История)


Реферат: Предприятие в сфере рыночного товарообмена (Предпринимательство)


Реферат: Древние цивилизации Америки (Искусство и культура)


Реферат: Биологические периоды в жизни птиц (Биология)


Реферат: Теория твердоемкости тела. Ход Дебая (Физика)


Реферат: Лекции по физиологии ЦНС (Психология)


Реферат: Euro (Деньги и кредит)


Реферат: Сравнение земноводных и пресмыкающихся (Биология)


Реферат: Продвижение товара на рынке и методы его продвижения (Предпринимательство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист