GeoSELECT.ru



Деньги и кредит / Реферат: Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка (Деньги и кредит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка (Деньги и кредит)




ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кафедра менеджмента



Реферат на тему:


Кредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка



студента группы К-1-6

Данилова Е. Е.



Научный руководитель

доц. Егорова Е. П.



Москва
1995 г.

Содержание
Введение
I. Кредитно-банковская система
1. Совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов
кредитования
2. Система кредитно-финансовых институтов
а) Центральные банки
б) Коммерческие банки
в) Специализированные кредитно-финансовые институты
II. Основные направления денежно-кредитного регулирования
1. Усиление ликвидности кредитно-финансовых институтов
2. Управление государственным долгом
3.Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии
III. Инструменты регулирования кредитоспособности банков
1. Основные
а) Регулирование учетной ставки
б) Операции на открытом рынке
в) Установлегние норм обязательных резервов
2. Селективные
а) Контроль по отдельным видам кредитов
б) Регулирование риска банковских операций
IV. Эффективность кредитно-денежной политики
1. Преимущества по сравнению с другими методами регулирования
экономики
2. Проблемы реализации
Заключение

I. Кредитно-банковская система
Составляющими кредитной системы являются:
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
система кредитно-финансовых институтов.
Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтув
фккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных
слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным
лицам.
Основой кредитной системы исторически являются банки. Первые
предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587
г.) на основе меняльного дела — обмена денег различных городов и стран.
Главными
операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные рассчеты.
Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге
(1618 г.). Последние специализировались на обслуживании торговли, и такая
важная функция как выпуск крадитных денег у них не была разивта.
Итак, кредитно-финансовые институты подразделяются на:
центральные банки;
коммерческие банки;
специализированные кредитно-финансовые институты.
Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и
являющиеся центрами кредитной системы. Они зажнимают в ней особое место и
являются, как правило, государственными учреждениями.
К основным функциям центрального банка относятся следующие:
Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-
прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения
ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного
погашения долговых обязательств.
Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих
банков, то есть каждый банк — член национальной кредитной системы обязан
хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной
пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции
является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (официальные
валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т
золота).
Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической
экокномики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также
для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках
частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной
экономике, где подобное кредитование существует перимущественно в периоды
финансовых трудностей.
Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для
правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня
аккумулируется до половины и более ВВП старн. Даннные средства
накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом,
центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций.
Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами ,
предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и
долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки
также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и
иностранной валютой.
Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в
ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу,
выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных
районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может служить
Федеральная резервная система Соединенных Штатов.
Комерческие банки представляют собой частные и государственные банки,
осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных,
торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных
капиталов, которые они получают в виде вкладов.
Выделяют несколько их функций:
Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата
чеков, выписанных на эти банки.
Предоставление кредитов предпринимателям.
Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении
расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций
возникают кредитные деньги ( чеки, банковские векселя).
Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские
и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах
кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании
экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на
предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

Кредитные организации возникли в XIX веке. Длительное время они
играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим
банкам, однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после
второй мировой войны. Что объясняется, с одной стороны, усилением значения
операций, на которых специализировались эти институты, а сдругой —
проникновением их в сферу действия коммерческих банков. Например,
пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в порследние
десятилетия и которые являются на Западе одним из крупнейших покупателей
ценных бумаг.
К системе кредитно-финансовых институтов относятся:
Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью,
то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке
ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и
привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за
счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для
долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний
день в России они немногочисленны.
Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в
кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе
не смогут функционировать как капитал.
Существуют различные типы сберегательных учреждений:
сберегательные банки и кассы;
взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских
учреждений в США);
доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);
ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты);
кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
В Российскрй Федерации среди сберегательных учреждений доминирует
сбербанк РФ (имеет 42 тысячи отделений).
3. Страховые компании для которых характерна специфическая форма
привлечения средств — продажа страховых поисов. Полученные доходы они
вкладывают прежде ввего в облигации и акции других компаний,
государственные ценные бумаги.
4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и
структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды,
(управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые
предприятиями или по их доверенносчти — банками), фундированные (их
средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии
выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.
5. Инвестиционные компаниии, размещающие среди мелких держателей свои
обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных
буиаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства
инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации
(вложение средств в различные предприятия) достигается известное
рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за
банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые
фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Таким образом, кредитная система состоит, во-первых, из банковской
системы, имеющей обычно два уровня:
центральный банк;
коммерческие банки.
Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в
США):
Казначейство;
12 окружных федеральные резервных банков;
5000 банков-членов.
И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и
четвертый ее этажи.
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры
создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно
вводить в дествие большой набор различных кредитно-денежных рычагов
регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из
чего следует комплексный характер кредитной политики.

Основные направления денежно-кредитного регулирования

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может
осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через
центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер
частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние
являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование
осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление
ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности
своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего
за счет учетной, или дисконтной политики, атакже установления норм
обязательных банковских резервов.
Управление государственным долгом является направлением государственного
регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитовогромного роста
государственной ззадолженности, когда резко возрастает влияние
государственного кредита нарынок ссудных капиталов.Для этого центральный
банк использует различные методы управления государственным долгом:
покупает или продает государственные обязательства;
изменяет цену облигаций;
варьирует условия их продажи;
различными способами повышает привлекательность последних для частных
инвесторов.
3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется
прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление
денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так,
регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру
банковских ссуд ит депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной
нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на
распределение ссудных капиталов между частным и государственным сектрорами,
уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение
государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к
увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.
Итак, существует три основных напраления кредитной политики, между
которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые
правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначый
характер. Рассмотрим, наконец, сами инстументы, с чьей помощью государство
воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику.

Инструменты регулирования кредитоспособности банков

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики
направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная
экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В
условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки
пытабются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы
процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и
наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки
стремятся предотвратить экономический бум.
Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-
кредитной политики:
Общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
Селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования
отдельных отраслей и крупных фирм.
К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как:
Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного
регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение
этого инструмента было связано с превращением центрального банка в
кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя
или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку
по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк
побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это
затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных
ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.
Наибольшой популярностью учетная политика пользовалась в конце
ХIХ — начале ХХ в. В 30 — 40-х г.г. нашего столетия центральные банки
проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”, то есть низких
процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г.
учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%.
Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремлении обеспечить
финансирование казначейства на льготных условиях и в период после второй
мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалось использование
учетной политики. Но в целом значение этого иетода регулирования по
сравнению с другими снизилось.
Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке
центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг,
банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или
заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит
соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на
их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих
счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной
позиции банковской системы и используются в качестве способа ее
регулирования.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной
тороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти
нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм
обязательных резервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность
банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он
редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным же причисляют следующие:
Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под
залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в
рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита
обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда
государство стремится перераспределить ссудные капиталы в порльзу отдельных
отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.
Регулирование риска и леквидности банковских операций. Государственный
контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия.
Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку
финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой
собственных резервов.
Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки долны
соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному
клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фиромам, разрабатывающим
одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы
собственных средств банка, в США не более 10, во Франции — 75 %. В
развитьых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций
и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов,
предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его
собственные средства.
Таким образом, современные государства обладают целой системой
методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты
отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам
их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти
оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.

Эффективность кредитно-денежной политики

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как
неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу
можно привести несколько конкретных доводов:
Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-
денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета
Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о
покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и
процентную ставку.
Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в
Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося
значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка,
хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того,
даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в
политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственнных
расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время
как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому
представляется более приемлемой в политическом отношении.
Монетаризм, представители которого аргументированно доказывают, что
изменение денежного опложения и количества денег в обращении — ключевой
фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика
относительно неэффективна.
Одако следует признать, что кредитно-денежная политика страдает
определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с
рядом сложностей:
1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег,
то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены
ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то
время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам
необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не
в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и
предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения
Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться
населением уже имеющихся ссуд.
Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-
денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды
повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных
кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного
обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение,
умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы
считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в
направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в
последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время
инфляциия, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость
обращения денег склонно к возростанию. И наоборот, когда принимаются
политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость
обращения вероятно упадет.
3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может
осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных
изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика
политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение
процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы,
если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма,
технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на
капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных
расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки
чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к
предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.
Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным
банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои
слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму
целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для
руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение,
и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вовод, что правильное
применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране
реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной
политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

Список использованной литературы

Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об
экономической политике на 1995 год. 7 марта 1995 г.
Социально-экономическое положение России. 1993 — 1994. М.: Государственный
комитет Российской Федекрации по статистике. 1995.
О ходе выполнения Уточненного плана действий Правительства Российской
Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные
направления внутренней и внешней политики)” и программы Правительства
Российской Федерации “Развитие реформ и стабилизация российской экономики”.
М. 15 марта 1995 г.
Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие
Российской экономики в 1995 — 1997 годах.” М. 24 марта 1995 г.

* * *
Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 — 349.
Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса //
Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3 — 6.
Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги
и кредит. 1993. № 1. С. 3 — 23.
Заявление правительства Российской Федерации и Центрального банка
Российской Федерации об экономической политике в 1994 году // Деньги и
кредит. 1994. № 4. С. 3 — 7.
Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты
// Деньги и кредит. 1993. № 9. С. 19 — 27.
Лакшина О. А. Банковские резервы как условие эффективного функционирования
кредитной системы // Деньги и кредит. 1994. № 7. С. 53 — 59.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.
Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С.
21 — 22.
Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.
Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и
кредит. 1992. № 4. С. 68 — 77.
Торфимов Г. Программа стабилизации требует от Центробанка искусных действий
// Финансовые известия. 4 апреля 1995 г.
Федоров Б. Банковское законодательство: проблемы и перспективы //
Финансовые известия. 6 апроеля 1995 г.
Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.
Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регултрование // Деньги
и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 — 71.





Реферат на тему: Кредитная система РФ


КУРСОВАЯ РАБОТА



ТЕМА : КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Содержание



|1. Кредитная система Российской федерации |3 |
|2. Механизм функционирования кредитной системы |8 |
|3. Государственное регулирование |11 |
|4. Список литературы |14 |



Кредитная система Российской федерации

СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДШЕСТВОВАЛ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИчЕСКИЙ ПЕРИОД, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛяЛСя СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИчЕСКИМИ УСЛОВИяМИ РАЗВИТИя НАШЕЙ СТРАНЫ.
История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917
г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые
отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре,
функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих
капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала
трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

Государственный банк
Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и
сберегательными банками
Cпециализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные
товарищества и др.)
В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса:
Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит
сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков
капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было
учреждений,специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок
был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-
мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном
коммерческие банки.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация
всех кредитных институтов ( банков и страховых компаний), на базе Госбанка
был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по
существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия
товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает
факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов).
Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых
денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и
ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая
экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в
довольно усеченнйо форме. Был создан Госбанк , стали функционировать
акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была
восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим
образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

Государственный банк
Банковский сектор:
акционерные банки ( Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юговосточный
банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);
кооперативные банки (Всеуобанк, Украинбанк);
коммунальные банки (Цекобанк и местные коммунальные банки);
Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки
Специализированные и кредитно-финансовые учреждения:
общества сельскохозяйственного кредита;
общества взаимного кредита:
сберегательные кассы
Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала
новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-
х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая
часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли
кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с
обществами взаимного кредита). При этм кредитная система была представлена
главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по
кредитованию.
В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и
учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось
созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной
системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота
акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким
образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически
осуществлялась банками в рамках государственной собственности.
В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения
под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все
виды собственности, кроме государственной. Крнедитная система была
превращена в одноярусную , или однозвенную систему, выражая социально-
экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов
индустриализауии и коллективизации. Кредитная система начала
функционировать в рамках командно-административной системы управления
экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными
кассами и двумя страховыми организациями.

Структура кредитной системы СССР

Государственный банк
Стройбанк
Банк для внешней торговли
Система сберегательных банков
Госстрах и Ингосстрах
В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо
эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление
краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям
хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на
предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в
различных отраслях хазяйства, кроем сельского хозяйства.
Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли,
международными расчетами , а также операциями с инностранной валютой,
золотом и драгоценными металлами.
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем
привленчения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выйгрышных
государственных займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических
лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному
страхованию ( страхрвание имущества иностранцев, советского имущества за
рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).
Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали
так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и
перераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы
показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-
экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу
перестал играть роль активного инструмента воздействия на на научно-
техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль
второго бюджета, так как кредиты не возвращалисб предприятиями. В
результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования
предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-
убыточных предприятий и селоьскому хозяйству. Процент за кредит оставался
на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни
банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита- плату за
кредит и его возвратность.
Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления
экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании
крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов

Государственный банк (Госбанк СССР)
Промышленно-строительный банк (Промстройбанк)
Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР)
Банк жилищно-коммунального хпзяйства и социального развития (Жилсоцбанк
СССР)
Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк
СССР)
Банк внешнеэкономической деятельности СССР
Особенность этой реорганизации заключалась в том,что отраслевым
специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и
долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были
преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой
эмиссионную , расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование
непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в
единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению
прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной
системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация
нисила больше негативный, нежеде позитиыный характер, поскольку монополия
трех банков(Госбанка, Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была
заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных
банков.
Центральная , одноярусная структура банковской системы закрепляла
сферу влияния банков по ведомственнму принципу. Предприятия, как пржде,
закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных
ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением
банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных
расходов.
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не
имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый
банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные
методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между
своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и
осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление
ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки.
Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и
населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и
денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально
воздействовать на ход экономического развития.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно
назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков
, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи
кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств,
приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного
оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих
мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд.
руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными
последствиями банковской реформы.
Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг.
стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе
денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого
периодоа 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных
банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской
системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, комммерческие и
кооперативные банки - второй ярус.
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы
перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в
дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе
отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской
системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в
которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г.
специализированные банки.
Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны
рассматривали альтернативную прогармму перехода к рынку - "500 дней",
предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо
Госбанка и коммерческх банков дополнялась сетью специализированных кредитно-
финансовых учреждений в лице страховых компаний , земельных банков,
инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных фондов,
брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество
будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания
специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно
подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое
понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме
того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в
условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".
Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью
перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития
народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным
Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как
под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной
системы.
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о
Госбанке и банковской деятельности" , который окончательно устанавливал
двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),
Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону
коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения
вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок .
Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе
лицензий, выданных Центральным банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме
эмиссионной , расчетной функции, он стал контролировать деятельность
коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и
хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г.
способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах
страны.
Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в
1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-
финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным
страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на
коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв" , "Дальросс","Аско" и
др.
Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К
1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской
деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная
система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как
самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы
, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.

Центральный банк РФ
Банковская система
коммерческие банки
сберегательный банк РФ
Специализированные небанковские кредитные институты:
страховые компании
инвестиционные фонды
прочие
Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной
системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым
звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в
основном страховыми компаниями, а для развития других типов
специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование
рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание
последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации
государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие
третьего яруса кредитной системы.
Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К
началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767
созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы.
Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным
недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков -
1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн.
руб, в товремя как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб.
насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать
обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того,
характерными негативными сторонами всей банковской системы являются
нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база;
отсутствие конкуренции ; недоступность услуг для ряда клиентов из-за
высого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом
числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было
обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных
бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков,
более 2 тыс. страховых компаний, большое количесиво инвестиционных фондов
(компаний) , одновременно стали создаваться ипотечные банки,
негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании,
частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно
отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.

Центральный банк
Банковская система:
коммерческие банки
сберегательные банки
ипотечные банки
Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты
страховые компании
инвестиционные фонды
пенсионные фонды
финансово-строительные компании
прочие
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать
потребности рыночного хозяйства и все больше приспособливаться к процессу
новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные
недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают
образовываться и существовать мелкие учреждения ( банки, страховые
компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не
могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие
учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции,
недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты , страховые
компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им
деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих
и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и
банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а
по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме
того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту
прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что
обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны
деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем
совершенствовании.

Механизм функционирования кредитной системы

СОВРЕМЕННАя КРЕДИТНАя СИСТЕМА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ РАЗЛИчНЫХ КРЕДИТНО-
ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ И
ОСУЩЕСТВЛяЮЩИХ АККУМУЛяЦИЮ И МОБИЗАЦИЮ ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА.
Через кредитную систему реализируются сущность и функции кредита.
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на
условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию и мобизацию денежного капитала;
перераспределение денежного капитала ;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.
На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и
банковский.ни отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд ,
динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием
другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита
является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило,
объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал , который
обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы
производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит
в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель
такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них
прибыли.Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму
векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту . Размеры
коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов,
которыми располагают промышленные и торговые компании.
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-
финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным,
торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в вде
денежных ссуд.
Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по
направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения.
Значительная замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит
более эластичным , расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.Различна
также динамика банковского и коммерческого кредитов.Так, объем
коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и
товарооборота. Спрос на банковский кредит в основном определяется
состоянием долгов в различных секторах экономики. Однако он также подвержен
циклическим колебаниям экономики. Банковский кредит носит двойственный
характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих
предприятий, компаний лиюо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство
при уплате долгов.
По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы
роста банковского кредита.
В настоящее время существуют несколько форм банковского кредита.
Потребительский кредит, как правило, предоставляется ьторговым
компаниями , банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами
для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с
помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (
автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника). Срок кредита составляет
3 года, процент - от 10 до 25. Население в промышленно развитых странах
тратит от 10 до 20 % своих ежегодных доходов на поткрытие потребительского
кредита.В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья,
покупку земли. Предоставлют его банки (кроме инвестиционных) и
специализированные кредитно- финансовые институты. Кредит выдается также в
рассрочку. Наиболее высокий уровень ипотечного кредита - в США, Канаде,
Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической
конъюнктуры - от 15 до 30 и более.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный
кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты
государства ( банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют
различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует
денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на
рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного
долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации
покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и
компании.
Международный кредит носит как частный, так и государственный характер,
отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и
валютно-финансовых отношений.
Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся
стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают
индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки. Особенность этого
кредита - чрезвычайно высокие проценты ( от 30 до 200 и выше).
Современная кредитная система включает два основных понятия:
совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, которые базируются
на определенных , конкретных формах и методах кредитования; совокупность
функционирующих кредитно-финансовых институтов ( банков, страховых компаний
и др.). Первое понятие как правило связано с движение ссудного капитала в
виде различных форм кредита. Второе означает, что кредитная система через
свои многочисленные институты аккумулирует свободные денежные средства и
направляет их предприятиям, населению, праивтельству.
Современная кредитная система капиталистических стран в послевоенные
годы претерпела серьезные структурные изменения; снизизилась роль банокв и
возросло влияние других кредитно- финансовых институтов ( страховых
компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и др.) . Это
выразилось как в росте общего числа новых кредитно-финансовых институтов,
так и в увеличениии их удельного веса в совокупных активах всех кредитно-
финансовых институтов. Такие эволюционные процессы коснулись и многих
развивающихся стран.
Важными процессами в современной кредитной системе капиталистических
стран явились:
концентрация и централизация банковского капитала;
дальнейшее усиление конкуренции между различными типами кредитно-
финансовых институтов;
продолжение сращивания крупных кредитно-финансовых институтов с мощными
промышленными, торговыми, транспортными корпорациями и компаниями;
интернационализация деятельности кредитно-финансовых институтов и
создание международных банковских объединений и групп.
Кредитная система функционирует через кредитный механизм . Он
представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации
денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами
экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денеженого
капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка
капитала, в-третьих, отноешния между кредитными институтами и иностранными
клиентами.
Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной,
учредительской , посреднической, консультативной, аккумуляционной,
перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
В послевоенный период кредитная система содействовала обеспечению
условий для значительного роста производства, накопления капитала и
развития научно-технического прогресса. Благодаря кредиту в различных его
формах происходят мобилизация денежного капитала и огромная концентрация
капиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отраслях
экономики. Только мощные банки и страховые компании могут осуществлять
кредитные операции в масштабах, необходимых для финансирования современных
крупных промышленных, транспортных и других объектов. Государственные
средства, участвующие в финансировании капиталовложений, также часто
поступают в хозяйство в кредитной форме.
Кредитная система играет важнейшую роль в поддержании высокой нормы
нарожнохозяйственного накопления, что характерно для большинства
промышленно развитых стран. Однако в США данный показатель несколько ниже,
чем в других промышленно развитых странах. Это объясняется прежде всего
тем, что на процессы накопления денежного капитала в США влияли такие
факторы, как частые колебания конъюнктуры, высокая доля военных затрат в
национальном доходе и бюджете, падение покупательной способности денег,
большой удельный вес инвестиций в непроизводственную сфету, устойчивость
рынка ценных бумаг до конца 60-х годов.
Кредит занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров
и услуг на рынке. Большой рост потребительсткого и жидищно-ипотечного
кредитования населения в значительной мере расширил рынок для
потребительских товаров длительного пользования и сыграл заметную роль в
быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.
Международные условия воспроизводства также в большой мере формируются
в связи с развитием кредитных отношений в различных формах и с
деятельностью банков на мировой арене. Эти факторы способствовали росту
международной торговли, который, в свою очередь , подталкивал производство.
Кредитно-денежные кризисы , которые обчно сопровождают циклические
экономические кризисы и значительно их усиливают, были слабо выражены до
конца 70-х -начала 80-х годов. Их наиболее острые формы - натиск
вкладчиков на банки, массовое востребование ссвуд, банкротство банков - до
указанного времени фактически отсутствовали. Это объяснялось многими
глубокими изменениями в экономике, в частности, увеличением эластичности
кредитно-денежной системы в условиях отсутствия золотого стандарта,
изменениями в структуре кредитных учреждений и рынка ссудных капиталов,
государственно-монополистическим регулированием.
Вместе с тем кредитная система в послевоенный период во многом
способствовала усилению социальной и имущественной пропасти между
различными слоями общества. Более конкретно указать на следующие факторы.
Акционерное дело, представляющее собой своеобразную форму кредитного дела,
было в течение последних двух десятилетий источником колосального роста
личных состояний наиболее богатых людей общества. Вместе с тем аккумуляция
кредитной системы сбережений трудящихся приковывала их к существующей
капиталистической системе и поэтому яасто служила орудием дополнительной
финансовой эксплуатации. Последняя становилась особо очевидной и
эффективной в связи с ипнфляцией, которая непрерывно обесценивала
сбережения по их реальной покупательной способности, особенно в 70-е годы.
Хотя кредитная система не переживала в послевоенный период острых
"традиционных" кризисов, как в 1929-1933 гг., кредитная экспансия банков,
рост кредитной надстройки, разбухание ипотечного и потребительского
кредитов требовали срочных мер государственного вмешательства для
предотвращения кризиса в кредитной сфере , который был тесно связан с
кризисом международной валютной системы.
При наличии общих закономерностей развития кредитным системам
отдельных стран свойственны свои особенности. В XIX в. наиболее развитой и
разветвленной кредитной системой обладала Англия. Сейчас таким лидером во
многих отноешниях явяляются США.Другие страны нередко стремятся перенять
организационные формы и методы американских ь кредитно-финансовых
учреждений, особенно инвестиционных и страховых компаний, корпорационных
пенсионных фондов , организаций и потребительсткого кредита. В то же время
для ряда стран Западной ЕВропы характерны государственные учреждения более
крупного масштаба и универсального характера , чем в США.
Процессы концентрации в сфере банков, во многом определяющие развитие
кредитной системы, имеют в послевоенный период ряд важных особенностей.
Значительные изменения происходят также в операциях банков и , в
частности, в формах их связей с промышленностью. Характерно сочетание
функций, и специализации, т.е. выделения особых видов кредитно-финансовых
учреждений со своими специфическими функциями.
Монополистическая сталия капитализма обусловила появление новых
кредитно-финансовых институтов, которые стали быстро развиваться после
кризиса 1929-1933 гг. Произошло более полное разграничение функций между
различными финансовыми институтами внутри кредитной системы. Быстро выросли
и заняли важнейшие позиции на рынке ссудных капиталов страховые компании (
в основном компании страхования жизни), пенсионные фонды, инвестиционные
компании, ссудо-сберегательные ассоциации и другие специализированные
учреждения. Они стали основным источником долгосрочного капитала на
денежном рынке, потесним в этой сфере коссерческие банки.
Однако падение удельного веса коммерческих банков не означает снижение
их роли в экономике.Они продолжают выполнять важнейшие функции кредитной
системы: расчетные операции, депозитно-чековую эмиссию, краткосрочное и
среднесрочное финансирование, а также определенную часть долгосрочного
финансирования.
Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по
трем основным направлениям: предоставление ссудного денежного капитала и
денежных сбережений населения: владение фиктивным капиталом. Широкая сеть
специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать
свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение
торгово-промышленных корпораций и государства.Таким образом, развитие
кредитной системы явилояь одной из важнейших предпосылок обеспечения
относительнео высокой нормы накопления капитала, сто способствовало росту
производства и реализации научно-технической революции.

Государственное регулирование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ - ОДИН ИЗ
ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ РАЗВИТИя И ФОРМИРОВАНИя КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
КАПИТАЛИСТИчЕСКИХ СТРАН.
Основными направлениями государственного регулирования являются :
политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов,
особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти,
регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка
распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и
осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы
обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на
кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете
коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою
очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и
устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило учетная политика
центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей,
установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом
осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика
обычно сочетается с государственны регулированием процентных ставок по
вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют
проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную
ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом
необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной
политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью
государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение
нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы
регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить
часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.
Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от
конъюктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной
экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению
кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и
колеблются в пределах от 5 до 20.
Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом
на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-
финансовые институты) , которые определяют процентные ставки по кредитам.
Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике
следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк
воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на
доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы
являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их
купли-продажи крдитно-финансовыми институтами. Продавая государственные
облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и
других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует
повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет
кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать
определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом
дефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулирования является также прямое государственн

Новинки рефератов ::

Реферат: Имидж делового человека (Психология)


Реферат: Основы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Внешняя политика Петра I (История)


Реферат: Билеты по биологии 11 класс (Биология)


Реферат: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Гражданское право и процесс)


Реферат: Развитие образования в России (Педагогика)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение, наркомания (Психология)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Неотложная медицинская помощь при ранениях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв. (Искусство и культура)


Реферат: Автомобилестроение в России до 1917 г. (Транспорт)


Реферат: Влияние рекламы на ценообразование (Менеджмент)


Реферат: Гигиена (Физкультура)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью как один из главных субъектов современного имущественного оборота (Гражданское право и процесс)


Реферат: Деловое общение: формы, культура, имидж, презентации (Психология)


Реферат: Недостатки произношения звуков Р и Р и способы их коррекции (Педагогика)


Реферат: ООН (История)


Реферат: Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия (История)


Реферат: Алгоритмы экономической (кадастровой) оценки городских земель и территориально-экономического зонирования (Право)


Реферат: Развитие операционной системы для ПК на современном этапе (Компьютеры)


www.ektu.kz

Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист