GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья и брак в Древнем Риме (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья и брак в Древнем Риме (Социология)



vit@media.prp.ru
МГУК, Скрипилев Е.А. (Почтенный человек)
N.В.С.
Содержание

Введение 2

I. Римская семья. Агнатическое и
когнатическое родство. 3

II. Брак. 4

III. Личные и имущественные
отношения между супругами. 8

IV. Patria potestas. 11


Список источников и литературы 16



Введение

Семья- ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских,
нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не
будем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего
союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной
организации.
Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от благополучия
каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и
поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль
ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-
либо исторической ситуации.
Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и
брака как способа ее создания в древнем Риме.
Общий план введения требует сказать несколько слов об источниках по
данной теме. На наш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросы
семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, мы не могли
использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но
постарались выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц.
Считалось, что это был основной источник публичного и частного права в
Риме, поэтому мы не могли не обратиться к нему.
Надеемся, результатом плодотворной работы над данной темой будет
глубокое понимание вопросов римского семейного строя.



I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл
его "исключительным достижением" римского народа. Что позволяло ему
говорить таким образом?
Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над
детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и
всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области
семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas.
В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и
того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец
семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный"[1].
Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план
выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь
когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in
patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не
власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти
этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой
семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona
sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной
правоспособности не имеет.
Третья особенность заключалась в том, что термином familia
обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже
вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились
как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.[2] В
древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу
мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas
от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти
paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику
paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали
capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а
изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи
(для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.[3]
По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое
и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в
Риме останется непонятным.[4] Подчинением власти одного и того же
paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое
агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под
власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и
т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение
патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало
родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало
римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определении
степени родства уместно будет рассказать в главе о браке.

II. Брак.
Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин
определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность
божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака
не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период
женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О.
Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования
брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как
проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется
установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного
права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям
морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.[5]
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium
iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и
matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака
следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не
случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее
требованиям законного брака.[6] Конкубина не разделяла социального
состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas.
Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в
республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и
одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в
разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные
отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в
отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в
силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть
домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак
неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona
sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona
alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив
в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если
муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась
подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне
этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал
особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак
sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме
мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII
таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой
власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно
отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное
давностное владение ею.[7] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно
дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу
свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по
последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8] Нет сомнений в
том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu
и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и
прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных
обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом
неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое
состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно,
что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна.
Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по
свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог
произойти лишь по инициативе мужа.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на
жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных
отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных
изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за
нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения
для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50
лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры
не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно
устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение
древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших
черт римского брачного права.[9]
Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом
определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак
характеризуется:
1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных
качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между
людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего
традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14
лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
3. Согласием партнера;
4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором
сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться
действительным;
5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее
хозяйству, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой
смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое
качество либо служит основанием для признания брака недействительным.[10]
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius
conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не
могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По
законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти
все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть
следствием близкого родства или свойства.
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно
от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени
агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений,
отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой
степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от
другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.
Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших
двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом
братья были агнатами второй степени.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения
согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного
брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum
manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение
определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три
способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем
правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония.
Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц
alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее
обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В
древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право
потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение
обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в
суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона,
нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все
предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера,
признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только
символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями
наступления брачных связей.[11] С развитием права шел процесс отмирания или
ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило
утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за
которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum
nuptias.
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а
также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к
общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к
свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись
еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат
не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.[12]
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также
только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга
2. Заявление об отказе от брачного союза- развод
3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением
его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением
гражданства.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному
согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от
брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского
брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода
республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили
учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни
отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных
последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был
прекращен разводом.

III. Личные и имущественные отношения между супругами.
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности
супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров
внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по
преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу
предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко
различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье,
подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas
отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при
помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе
наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы
и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все
имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к
мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она
будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение
жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных
отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний,
не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in
patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае,
если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она
остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до
брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что
она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu
действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся
на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество
жены.[13] Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального
разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее
прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить
мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу
злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую
имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не
обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим
имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право
выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на
супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по
уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная
юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться
как в личных, так и имущественных отношениях.
Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две
категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter
nuptias).
Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества,
предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для
облегчения материальных затруднений семейной жизни.[14] В
древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,
специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому,
если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не
выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в
собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как
имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим.
Примерно за 2 века до н. э. стало входить в правило заключать устное
соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в
случае прекращения брака.
В классический период приданое получает специальную регламентацию. О.
Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче
приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно
судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу,
после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и
т. п.)[15] В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при
установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе
и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал
приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не
было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но
не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на
содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.
При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через
объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли
заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь
иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но
за вычетом суммы необходимых издержек.
Брачные дары представляли собой как бы "приданое наоборот", это был
подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе
заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства.
Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны
не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение
совершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) и поэтому
называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во
время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру
это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в
собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа
оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены
требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.

IV. Patria potestas.
На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о
взаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в
зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine
manu.
Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и
вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж
сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее
тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с
детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой
семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и
осуществляют над ней опеку.
Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.
Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих
отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu.
Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.[16] По
определению Гая "под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины,
семейной же власти мужа подчиняются только женщины."[17]
Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако,
смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежней
крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут
самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают
самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате.
Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась
воздействием семейного совета. В конце республики и в начале периода
империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей.

Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного
права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в
семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не
имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно
подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим
родителям.
Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами:
они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и
состояли "под властью" особого рода, которой предполагались дополнительные
правовые возможности родителя по отношению к детям.[18]
Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:
1. Через рождение в законном браке
2. Через усыновление
3. Через узаконение
В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный
замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет
доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в
браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона,
как и многое другое.[19]
Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только
от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей
данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько
путей (способов) узаконения:
1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с
наделением его известным имущественным цензом;
2. Путем последующего брака родителей;
3. Путем издания специального императорского указа.
В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица,
рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало
отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов:
1. Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена
arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца
и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более
поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний,
arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта.
2. Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась
первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту
сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид
усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения
прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии
усыновляемого.
До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую
семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала
patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования
усыновленного после усыновителя.
Можно выделить общие необходимые условия усыновления:
1. Усыновлять мог, как правило, мужчина;
2. Усыновитель должен быть persona sui iuris
3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше.
Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были
различны на разных этапах римской истории. Власть отца семейства
предполагала следующие права в отношении детей:
. право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им
совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также
требовало участия семейного совета;
. право оставить новорожденного безнадзорным;
. право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми.
Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право
выдать ребенка истцу головой;
. продать сына или дочь в рабство;
. право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей.
С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть
отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к
обязанности детей оказывать уважение родителям.
В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано
допущены к совершению сделок от своего имени, т. е. обладали ius
commercium. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias.
Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с
последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга
юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного
признания право- и дееспособности подвластных детей.
В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу
имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось
peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое
подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия
остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на
отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица,
вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же
дополнительные иски, какие давались из сделок рабов.
В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а
просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти
домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным
имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец
при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну.
В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые
другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным
установление "натуральных" обязательственных отношений между членами одной
семьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные,
значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и
сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например,
военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но
и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и
исключениями. С начала 4 века н. э. юридическое положение военного пекулия
было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на
государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве
адвоката. Наконец, с признанием права наследования детей после матери,
состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со
стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. В 4 в. н.
э. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом paterfamilias
на пожизненное пользование и управление им. Развитие завершилось
постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то
состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства
отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду
для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным,
желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу
недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные
имущества принадлежат подвластному.
Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью
домовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти.
Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки (manumissio),
который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно-
правовым (за нарушение обязанности родителя в отношении детей); или по силе
частного права. После emantipatio отец сохранял право на пользование
половиной имущества сына.
Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.
Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым
особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей
гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека
(tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано
утратившая практическое значение опека над женщинами( , и попечительство
(cura) над безумными, над минорами, над расточителями. Различие между
опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и
попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу
сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает
свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может
составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по
гражданскому праву, будет недействительно.[20]

Список источников и литературы
1. Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание",
1993.
2. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: "Манускрипт", 1994.
3. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.
Перетерского. М.: Юристъ, 1996.
4. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М.: Юрид. лит.,
1991.
5. Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. М.: Былина,
1995.
6. Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.
7. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.
М.: Гардарика, 1996.

-----------------------
[1] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 63.
[2] Косарев А. И. Римское право, с. 55.
[3] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.
Перетерского, с. 124.
[4] Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 64.

[5] Омельченко О. А. Основы римского права, с. 132.
[6] Новицкий И. Б. Римское право, с. 63.
[7] Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.// Черниловский З. М. Хрестоматия
по всеобщей истории государства и права, с. 50.
[8] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.
Перетерского, с. 127.
[9] Там же, с. 130.

[10] Омельченко О. Указ. соч., с. 133
[11] Омельченко О. Указ. соч. с. 135.
[12] Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.
[13] Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра, с. 101.
[14] Новицкий И. Б. Ука. соч. с. 66.
[15] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
[16] Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С.
Перетерского, с. 140

[17] Институции Гая, Книга 1, п. 109// Черниловский З. М. Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права, с. 57.

[18] Омельченко О. Указ. соч. с. 139.
[19] См. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву, с. 75.

( В XII таблицах сказано: "предки утверждали, что даже совершеннолетние
женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою.
Исключение допускалось только для дев- весталок, которых римляне в уважение
к их жреческому сану освобождали от опеки. Так оно было постановлено
законом XII таблиц". (таблица V п.1)


[20] Институции Гая, книга II, п. 118// Черниловский З. М. Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права, с. 62.







Реферат на тему: Семья как важнейший социальный институт
Министерство образования
Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический
Университет


Кафедра социологии



РЕФЕРАТ


Семья как важнейший социальный институт



Факультет: ЭМФ
Группа: ЭМ-010
Студент: Антонова Е.А.
Проверил: Монастырская Т.В.



Новосибирск 2002

Содержание



Введение
3
1.Семья и её общественная роль.
4
2.Ретроспективный взгляд на семью и брак.
6
3.Классификация семьи.
8
3.1.Классификация семьи.
8
3.2.Патриархальная семья.
12
4.Социальные функции семьи.
12
5.Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни.
14
6.Тенденции развития современной семьи.
16
Заключение
19
Литература



Введение

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи.
Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего
семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество
мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся
отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак , рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи-
дело отнюдь не такое простое. успешно решать эту задачу большой
общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей
огромной ответственности.
Брак может существовать и в том случае, если супруги далеко не всегда
проявляют друг о друге заботу, если их сексуальная жизнь далека от
гармонии, если муж злоупотребляет алкоголем или не всегда может объяснить,
где он “пропадал”. Но ис-следования, проведенные на больших группах людей,
показывают, что грубость и нетерпимость, злоупотребление алкоголем или
супружеские измены являются высоким фактором риска брака. Информация о том,
какие факторы в большей, а какие – в меньшей степени влияют на успешность
супружества, могут побудить людей серьёзно задуматься о том, как им
сохранить семью и сделать свою супружескую жизнь счастливой.
Усиленное общественное внимание к семье связано с современным
демографическим развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные,
касающиеся рождаемости в Р.Ф., позволяют заметить, что это процесс весьма
нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий,
осуществляемых в рамках государ-ственной демографической политики. На
демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их
числе общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий
жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень
подготовки к обязанностям супругов и родителей.
Говоря о демографическом развитии общества, мы не имеем в виду лишь простой
рост населения. Важно, чтоб он сопровождался положительными качественными
сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою
очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей
В ряду причин усиленного внимания к проблемам семьи, находится стремление
общества искоренить такие негативные социальные явления, как преступность
наркомания, самоубийства. Так как на развитие тех или иных качеств
личности играет семья.
Естественно есть немало и других причин, побуждающих общество всё глубже
заниматься вопросами семьи. Нередко упускают из виду связь между характером
супружеских отношений и стабильностью кадров на производстве.
С семейной атмосферой тесно связано психическое и физическое здоровье
человека. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди
вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи со своими
психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.
Всё выше сказанное подводит к однозначному выводу: исходный пункт
профилактики негативных социальных явлений – семья.



1.Семья и её общественная роль.

Термины брак и семья как в обыденной речи, так и в научных публикациях
находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности,
обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья- не
одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь
семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Брак- это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи,
особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое
обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной,
устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общест-
венного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития
общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями
разных полов
появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том
числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это
время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества:
братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между
полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом.
Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же
стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной
общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного
рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между
людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи
между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода,
мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой
связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные
связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был
групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право
на супружеские отношения с любой женщиной другого рода. Групповой брак
существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи
именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее
распространение, таким образом общество посте-пенно перешло к новой форме
брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья.
Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары
одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких
условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии.
Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому
принадлежала сама эта женщина.
В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом
производи- тельности труда постепенно создаются условия, когда супружеская
пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей.
И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои
усилия не только в деторож- дении, но и в производстве вещей. Отношение
между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление
отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине.
Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже
считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая
форма семьи :моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и
вместе с детьми попала под его власть.
Надо сказать, что патриархатная семья существовало и существует в форме не
только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право
владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых
мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке :
полиандрия, многому- жество. И до сих пор полиандрия встречается в
некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата
становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая
фратериальная семья, или братская.[6]
Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По
существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, ро-
дителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих
исторически определённую организацию.
Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые
свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде
всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать
семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий
штампик в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви,
взаимопонимания и поддержки.
Вопрос о том, что первично – брак или семья, пока ещё дискутируется.
Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая
перепись населения в России показывает, что число женщин, состоящих в
браке, превышает число женатых мужчин. И это означает, что у нас существует
многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди
расценивают по разному : женщины его объявляют настоящим, равный
юридическому, мужчины же полагают безбрачием.
Из определённого выше определения семьи следует, что основными являются три
её признака :
> брачные или кровнородственные связи между всеми её членами
> совместное проживание в одном помещении
> общий семейный бюджет
Юридическая сторона тут не выступает непременным условием.
Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает
довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего своей
воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение,
воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья
упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она
является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений
для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные,
складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и
экономические отношения между членами семьи в процессе производства
необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.
В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные
и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный
рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И
именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти
учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый
психологический механизм : они основываются на чувствах любви привязанности
и заботы.[7]
Или взять такую важную проблему, как проблему заболеваемости и состояния
здоровье население. Ведь именно в семье закладываются генетические,
биологичес- кие основы здоровья, а так же привычки, навыки по отношению к
здоровью. Занимается человек физкультурой или нет, ведёт подвижный образ
жизни или малоподвижный – всё это начинается обычно с семьи. Потребление
людьми материальных благ и духовных ценностей во многом определяется
семьёй. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения.
Каково качество специалиста во многом зависит от семьи. Потому-что именно
здесь, на личном примере добросовестного труда родителей у молодого
человека воспитание высокосознательное отношение к своему делу.
Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к
старшему поколению: милосердие или бездушие.
Всё это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и
персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его
семейной жизни оказыва- ют значительное влияние на его физическое,
психическое состояние и самочувствие. По данным зарубежных исследователей
смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность
у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая,
благополучная семья, создание которой требует значительных усилий.
Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.[4]

2.Ретроспективный взгляд на семью и брак

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё
античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон считал, женщины
должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они,
овладевать важными навыками. У него мы находим вполне конкретные
рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению самых
здоровых детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не
старше 55лет. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35
лет, уклоняющийся от этого должны подвергаться штрафу. Хорошо, когда
супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное
потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии опьянения,
это чревато тяжёлыми последствиями для будущих детей.
Примерно до середины двадцатого века в мышлении людей господствовали
религиоз- но-догматические воззрения на брак и семью. Семья рассматривалась
как нечто неизменное.
Началом исторического подхода к семье можно считать работу швейцарского
историка И.Бахофена(1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он
высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была
характерна полная неупорядоченность половых отношений. В дальнейшем
развитии общества господствуящая роль принадлежала женщине. Позднее
утвердилось господство мужчин. Следы того первобытного периода, когда
господствовала групповая семья и неизвестно было, кто является отцом
ребёнка, Бахофен видел в религиозной проституции, в праве первой ночи.
Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного
Дж.Ф.Мак-Леннана(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство,
многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых
девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели
несколько мужей, т.е. возникло многомужество.
С критикой нового учения выступил английский юрист и историк Г.Мэн,
который отрицал существование матриархата в развитии общества.
Иные взгляды на развитии семьи высказывал американский исследователь
Л.Морган. Он исследовал развитие семьи более чем 200 общественных групп. В
ис-тории человечества Морган выделил три эпохи : дикость, варварство и
цивилизацию. Согласно Моргану, семья прошла следующие этапы :
кровнородственная, пуналуальная, полигамия и моногамия.
Пунуальную семью( групповой брак, охватывающих братьев с их женами или
группу сестёр с их мужами ) Морган наблюдал в индейских племенах Северной
Америки. Морган пришел к выводу, что эндогамия и экзогамия не
противоположны друг другу. Он полагал, что, хотя род был экзогамным, племя,
включающее в себя роды, было эндогамным. Существование экзогамных племён
доказать не удалось.
Подлинно научные воззрения на семью обосновал Ф.Энгельс. В своём труде
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» он анализирует
семью в её историческом развитии. Первоначально это была кровнородственная
семья, когда брачные группы были разделены по поколениям, так что половая
связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла
пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и
сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины,
живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.
По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную эпоху состоит в
непрерывном сужении круга лиц, из которых состоит брачный союз. В отличии
от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь
женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи,
возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал
мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках
кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность
обязана соблюдать лишь женщина.
Совсем иных взглядов на историю древних людей и их семейно-брачную жизнь
при-держивался финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в
первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям
не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой
его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.
Что же касается некоторых обычаев, в которых усматриваются пережитки
группового брака, то причина их, полагал Вестермарк, в другом. Так право
первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а возникло на почве
предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но
этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах
господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем
самым освящал супружество.
Вестермарк отвергал гипотезу Моргана о пуналуальной стадии развития семьи и
без всяких на то оснований утверждал, что эта форма нигде обнаружена не
было.
Наука располагает обширной и достоверной информацией, дающей представление
о характере еврейской, греческой и римской семьи в древности. Еврейская
семья была моногамной. Главной фигурой в семье был отец. Семья была
многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую
денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала как
святотатство.[1]
В Древней Греции мужчина имел одну жену. Если жена не приносила с собой
приданого, такая связь считалась простым сожительством. Отец был господином
своей законной жены, детей, сожительниц и рабов. Жены первоначально
пользовались равными правами с мужьями, но затем положение изменилось. В
Афинах и Спарте был распространён гомосексуализм, половые связи между
родственниками были запрещены.
В более позднюю эпоху сильное влияние на институт семьи во многих странах
мира оказало христианство. Оно освящало моногамию, осуждало многоженство и
многомужество. Превыше всего христианство ставило девственность, второе
место отводилось воздержанию при вдовстве. Браки христиан с иноверцами
считались греховными.
Церковь определяла так же правила сексуальных отношений. Девушка должна
была хранить девственность даже в первую брачную ночь. Позднее было
установлено, чтобы молодожены воздерживались от сексуальных сношений три
дня и три ночи после свадьбы.
Новую концепцию супружества как гражданского договора выдвинул Мартин
Лютер. Новые взгляды на брак позднее сделали возможной практику разводов.
В период образования в США существовала относительная свобода в выборе
партнёра по жизни. Но в отдельных областях США были запрещены смешанные
браки черных и белых, между белами и индейцами. Создание семьи всячески
поощрялось. Девушка в возрасте 25 лет и старше считалась слишком старой,
поэтому в брак вступали очень рано, иногда в 13 лет. Американские семьи
того времени отличались многодетностью. Это объяснялось потребностью в
рабочей силе.
В дореволюционной России женщины подвергались откровенной дискриминации и
развод церковь провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные отношения
несли на себе печать имущественных. Так, в литовской деревне после смерти
мужа вдова выходила замуж за одного из младших братье, чтоб не делить
имущество. В восточных и южных национальных окраинах России семейная жизнь
строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось
многоженство. Нередко родители заключали сделку ещё в младенчестве невесты
и жениха или до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест.
Похитив жену или купив её, муж становился полноправным её владельцем.
У многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранялись пережитки
родового строя и полигамии. Семьи жили в самых примитивных бытовых
условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой
зрелости.[2]

3.Классификация семьи.
3.1 Классификация семьи.
Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен,
потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче
находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать
опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои
проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует
даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь
является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи
пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже
предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам :
1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи :
. семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый
период, который длится у разных людей разное время. Типичным
состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не
развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от
реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё
просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.
. молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у
других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья,
столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь
супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви
маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать
его.
. семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья,
ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым
становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не
знает границ.
. семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет
совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому
что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во
взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный
период приходится боль-шинство разводов.
. семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-
психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит
от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после
вступления в брак их детей, появление внуков.
2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:
. бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного
проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы
распадается по инициативе мужчин.
. однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из
этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья
сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития
ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих
людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
. малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с
рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3
раза.
. многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и
более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда
случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической
несостоятельности мужа.
3. По составу семьи.
. неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми.
Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в
результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения
ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети
в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью
и эмоциональностью.
. отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми
или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной
самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им
хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения,
проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
. сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких
поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно
до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких
семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше
свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в
подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-
за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной
опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к
самостоятельности.
. большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар(
родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но
современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на
производстве, они мало подходят.
4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности
семьи :
. эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических
исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа
семей. Более всего они распространены в крупных городах.
Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется
демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа
получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что
супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся
командовать друг другом.
. вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на
беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из
общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть
составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую –
патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются
борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще
всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи,
когда подчинённого вполне устраивает его роль.
5. По однородности социального состава.
. социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным
социологических исследований, примерно 70% от общего числа
семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к
одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие.
Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою
обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между
ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно
спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места
работы не даёт людям отключится в семье от производственных
проблем после трудового дня.
. социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от
общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое
образование, различные профессии, общих интересов
производственного плана здесь обычно гораздо меньше.
Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают
авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения
обычно складываются негладко. В то же время здесь очень
высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к
самообразованию супругов, потому что неодинаковость
образовательного уровня стимулирует отстающего.
6. По качеству отношений в семье.

. благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи
друг на друга > .
. устойчивые
. проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают
ссоры и конфликты.
. конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной
жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.
. социально неблагополучные, в которых культурный уровень
достаточно низкий, распространено пьянство.
. дезорганизованные семьи, где процветает культ силы,
господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи
живёт сам по себе.

7.По типу потребительского поведения.
. с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят
проблемы биологического существования: пища, одежды
занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от
уровня значимости для них этих ценностей
. с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по
материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться
от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще
предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
. смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются
интересы, потребности материальные и даже физиологические
с интересами духовными.
8.По особым условиям семейной жизни.
. студенческая жизнь. Особенность такой семьи –
отсутствие жилья у молодых супругов, хронический
недостаток денег, почти полная материальная зависимость

Новинки рефератов ::

Реферат: Кодовый замок (Цифровые устройства)


Реферат: Культура: особенности и значение, взгляды и понятия (Культурология)


Реферат: Анализ и моделирование биполярных транзисторов (Радиоэлектроника)


Реферат: Водоотведение и очистка сточных вод города Московской области (Технология)


Реферат: Германский фашизм - орудие США в борьбе (История)


Реферат: Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности (Право)


Реферат: Шпоры по ТГП (Теория государства и права)


Реферат: Интеллектуальная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Тиристорные устройства для питания автоматических телефонных станций (Радиоэлектроника)


Реферат: Шпоры 4 семестр (Педагогика)


Реферат: Исследование рынка конфет (Маркетинг)


Реферат: Юпитер (Астрономия)


Реферат: Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации (Аудит)


Реферат: История культуры Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Нормативная база по аудиту в проведении проверки учредительных документов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко) (Архитектура)


Реферат: Чацкий, Онегин, Печерин (Литература)


Реферат: Социальная утопия Томаса Мора (Философия)


Реферат: Доказывание и доказательства в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Возрастная психология (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист