GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Логика и закономерность развития науки (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Логика и закономерность развития науки (Естествознание)



П Л А Н



Логические закономерности развития науки.

Общие модели развития науки.

Научная революция.

Дифференциация и интеграция научного знания.

Математизация естествознания.


Список литературы



Не сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо
качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно
разветвляется, усложняется и тому подобное. Как уже отмечалось, развитие
это оказывается неравномерным: с "равным" ритмом, причудливым переплетением
медленного кропотливого накопления новых знаний с "обвальным" эффектом
внедрения в тело науки сумасшедших идей, перечеркивающих за непостижимо
короткое время складывающиеся веками картины мира. Фактическая история
науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы
самой себе, если бы в этом "броуновском движении" гипотез, открытий, теорий
не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход
становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику
развития научного знания.
Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности
научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической
обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается
от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия.
Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания,
постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий,
создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания
природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не
только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но
и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они
заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать
свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок.
Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных
революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии
науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного
знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет.

Пожалуй наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего
века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком
и философом Т.Куном.
Способность исследователей длительное время работать в неких
предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями,
стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна. он ввел в
методологию принципиально новое понятие - "парадигма". Буквальный смысл
этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа
организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний,
задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений
исследования. В парадигме содержаться также и общепринятые образцы решения
конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно "чистой"
теорией (хотя его ядром, и служит, как правило, та или иная фундаментальная
теория), поскольку не выполняет непосредственной объяснительной функции.
Она дает некую систему отсчета, то есть является предварительным условием и
предпосылкой построения и обоснования различной теории.
К парадигмам в истории науки Т.Кун причислял, например, аристотелевскую
динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и так далее.
Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы,
получило название "нормальной науки".
Решающая новизна концепция Т.Куна заключалась в мысли о том, что смена
парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или,
как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост
научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго
вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на
развитие кактуса прирост которого может начаться с любой точки его
поверхности и продолжаться в любую сторону.
Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но
закономерность эта "выбрана" случаем из целого ряда других, не менее
закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне
квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и другой, но, наверное,
не менее логичной и последовательной.
Переходы от одной научной парадигмы к другой Т.Кун сравнивал с обращением
людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в
совершенно ином свете благодаря решительному пересмотру исходных
объяснительных принципов.
Выбор принципов, которые составят успешную парадигму, осуществляется
учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических
фактов, сколько в результате внезапного озарения, просветления,
иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.
Однако далеко не все исследователи методологии научного познания
согласились с этим выводом. Альтернативную модель развития науки, также
ставшую весьма популярной, предложил И.Лакатос. Лакатос считает, что выбор
научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских
программ может и должен осуществляться рационально, то есть на основе
четких, рациональных критериев.
В общем виде его модель развития науки может быть описана так.
Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию
научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру.
( "жесткое ядро", включающее неопровержимые для сторонников программы
исходные положения.
( "негативная эвристика" - своеобразный "защитный пояс" ядра
программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих
противоречия с аномальными фактами.
( "позитивная эвристика" - … это правила, указывающие какие пути надо
избирать и как по ним идти. [1]
Важно отметить, что последовательная система моделей мотивировалась не
аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими
затруднениями программы. Именно их разрешение и составляет суть "позитивной
эвристики".
Однако рано или поздно позитивная эвристика сила той или иной
исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене
программы. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную
революцию.
"Программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост
предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом
может предсказывать новые факты… программа регрессирует, если ее
теоретический рост, то есть когда она дает только запоздалые объяснения
либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых
конкурирующей программой…"[2]
В результате получается, что главным источником развития науки выступает
конкуренция исследовательских программ, каждая из которых тоже имеет
внутреннюю стратегию развития . Этот "двойной счет" развития науки и
обуславливает картину непрерывного роста научного знания.
Среди множества концепций концепции Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми
влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в.
Но как бы не отличались концепции друг от друга, все они так или иначе
вынуждены опираться на некие узловые, этапные моменты истории науки,
которые принято называть революциями.
Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство
процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Современную науку недаром называют "большой наукой". Ее системная сложность
и разветвленность поражает - ныне насчитывается около 15 тысяч различных
научных дисциплин. Во времена Аристотеля перечень наук едва достигал двух
десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.)
Изобретение таких приборов как телескоп и микроскоп, гигантски расширило
познавательные возможности человека и количество доступных изучению
объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался непрерывной
дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы. В
физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика и т.д. начали
возникать "смежные" естественно-научные дисциплины - физическая химия,
химическая физика, биохимия.
И ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, "пересиливают"
процессы дифференциации (дробления). Интеграция естественно-научного знания
стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может
проявляться во многих формах:
( в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, где, как
говорится, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;
( в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук
(спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);
( в поиске "объединительных" теорий и принципов, к которым можно было бы
свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза "Великого
объединения" всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный
эволюционный синтез в биологии, физике, химии т т.д.;
( в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в
естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);
( в изменении характера решаемых современной наукой проблем - они все
больше становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких
дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).
Дифференциация и интеграция в развитии естествознания - не
взаимоисключающие, взаимодополняющие тенденции.
Классическое естествознание, как уже говорилось ранее, базируется на
применении экспериментально-математических методов. В результате появилась
уверенность в том, что научность (истинность, достоверность) знания
определяется степенью его математизации. "книга природы написана на языке
математики", - утверждал Г.Галилей. "В каждом знании столько истины,
сколько есть математики", - вторил ему И.Кант. логическая стройность,
строго дедуктивный характер построений, общеобязательность выводов создали
математике славу образца научного знания. И хотя современная математика
далека от идеала безупречной обоснованности и логического совершенства, но
ее значение для естествознания не только сохраняется, но и усиливается с
течением времени.
И все же главное достоинство математики, столь привлекательное для
ученых-естественников, заключается в том, что она способна служить
источником моделей, алгоритмических схем для связей отношений и процессов,
составляющих предмет естествознания.
Роль математизации в современном естествознании трудно переоценить.
Достаточно сказать, что новая теоретическая интерпретация какого-либо
явления считается полноценной, если удается создать математический аппарат,
отражающий основные закономерности этого явления. Однако не следует думать,
что все естествознание в итоге будет сведено к математике. Построение
различных формальных систем, моделей, алгоритмических схем - лишь одна из
сторон развития научного знания. Развивается же наука прежде всего как
содержательное знание, та как неформализованное, неалгоритмитизированное.
Процесс выдвижения, обоснования и опровержения гипотез, организацию
экспериментов, научную интуицию и гениальные догадки формализовать не
удается. Универсальной "логики открытия" не существует.



Список литературы



"Концепция современного естествознания", Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ,
1997г. под редакцией Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.

Курс лекций "Концепции современного естествознания" Ростов-на-Дону:
"Феникс", 2000г. Хорошавина С.Г.

"Концепция современного естествознания" - учебник для ВУЗов, Москва, 2000г.
Карпенков С.Х.

"Происхождение человека и общества", Москва: "Мысль", 1982г. Андреев И.Л.

-----------------------
[1] Лакатос И. Методология научных исследовательских программ, 1995г.
[2] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // структура и
развитие науки.-М.: Прогресс,
1978г.





Реферат на тему: Материя, ее свойства и виды

Содержание


Введение 2
Становление и развитие общих представлений о материи 3
Свойства и атрибуты материи 6
Философия о многообразии и единстве мира 9
Движение как способ существования материи. Основные формы движения
материи, их взаимосвязь и качественная специфика 12
Литература 18

Введение


Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность
заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также
в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и
взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками
стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления
о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных
предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна
материя? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи известны в
настоящее время? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и
форм ее движения в другие? На основе каких законов это происходит? Наконец,
каким образом возникло такое свойство материи, как сознание?
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность
разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными
свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни
просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно
непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других
необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти
предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.
Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные
предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться,
знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть
независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время
это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой
единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях,
процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система
сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности
человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем
накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения
людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчетливый,
приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это
относится и к определению категории материи.

Становление и развитие общих представлений о материи


Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи
показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим
их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то
конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала,
некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за
пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным
видом вещества с присущими ему свойствами ограничивалось дальнейшее
познание, проникновение в сущность материи. Все же большой заслугой древних
материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание
взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.
Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней
Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения
об окружающем мире. Они впервые высказали мысыль о том, что все предметы
состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция -
атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные
материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их
разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее
различным телам.
Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало общую
природу бытия микропредметов, однако оно не раскрывало в полной мере
понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности оно не
могло служить критерием общности всего многообразия видов материи. В
настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и
представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим
отождествление понятия материи с одним из конкретных ее проявлений, с
веществом.
Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский
материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал,
что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-
нибудь образом на наши чувства".
Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных формах
материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом определении
Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает
представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха
было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того , что
воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что
не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного
Гольбахом определения материи создавала возможности как для
материалистической, так и идеалистической ее трактовки.
К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло
достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось,
незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон
сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь
развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система
элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы -
мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества.
Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса
характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи.
Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря
работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения
электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом
распространение электромагнитных волн связывалось с механическими
колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением
отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления
укладываются в предначертанные им рамки.
Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении
и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и
учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную
субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе
предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило
сказаться.
На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала
целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В
1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно
обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают
радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана
изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш
соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым
окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ
в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой
механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория
относительности.
Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять
сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической
физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону
идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица
вещества. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости,
постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается,
что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам
противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую
массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело
к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества
отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод:
"материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под
которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение
материи в "ничто". Таким образом, рушился один из главнейших принципов
материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.
Диалектико-материалистическое определение материи направлено против
отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Тем
самым оно допускает возможность существования, а значит, и открытия в
будущем новых неизвестных, "диковинных" видов материи. Следует сказать, что
в последние годы физики и философы все настойчивее предсказывают такую
возможность.

Свойства и атрибуты материи


Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Кратко
перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь,
движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем,
что обеспечивает их бытие. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает,
что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь
конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является
следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в
многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является
способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга.
Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в
определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот
процесс бесконечен. О свойстве неисчерпаемости материи мы уже говорили.
Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством
прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного,
абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую
взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений
современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни.
Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и
атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в
более глубокие области материи. Причем, подчеркнем еще раз, принципиально
новым при этом является отказ от абсолютизации каких-то первокирпичиков,
неизменной сущности вещей. В настоящее время физикой открыто множество
различных элементарных частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой
антипод - античастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный
заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы,
отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Частицы и
античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в
другие частицы. Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в
два фотона.
Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение
о возможности существования антимира, состоящего из античастиц, антиатомов
и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть
аналогичными законам нашего мира.
Общее количество частиц, включая и так называемые "резонансы",
временной промежуток жизни которой чрезвычайно мал, достигает сейчас
приблизительно цифры 3ОО. Предсказывается существование гипотетических
частиц - кварков, имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них
невозможно удовлетворительно объяснить некоторые квантово-механические
явления. Не исключено, что в недалеком будущем это теоретическое
предсказание найдет экспериментальное подтверждение.
Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать
следующую ее структурную картину.
Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым
относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные,
гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой
элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся
элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела,
т.е. все то, что имеет массу покоя.
Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.
Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного
характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою
корпускулярную природу, а в других - волновые качества.
Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные
уровни материи:
1. Элементарные частицы и поля.
2. Атомно-молекулярный уровень.
3. Все макротела, жидкости и газы.
4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
5. Биологический уровень, живую природу.
6. Социальный уровень - общество.
Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии
подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом
структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются
законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический
характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам
функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих
на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного
тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной
взаимосвязи всех этих уровней.
Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее
уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы,
макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако
материальные образования на более высоком уровне не являются просто
механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые
материальные образования, со свойствами, коренным образом отличающимися от
простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в
специфике законов, описывающих их. Известно, что атом, состоящий из
разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или классический пример. Кислород
поддерживает горение, водород горит, а вода, молекулы которой состоят из
кислорода и водорода, гасит огонь. Далее. Общество есть совокупность
отдельных людей - биосоциальных существ. Вместе с тем общество несводимо ни
к отдельному человеку, ни к некоторой сумме людей.
В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить
три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную -
общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что
всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей
познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,
отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что
избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение
многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и
мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и
другие подходы к ней.

Философия о многообразии и единстве мира


Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира
исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что
движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.
Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия
проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения
объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно различных,
отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем; во-вторых,
как иерархические отношения между системами разной степени сложности,
организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более
сложные и вместе с тем в несводимости специфических закономерностей
последних к первым.
Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира
доказывается развитием естествознания. Открытие электромагнитных волн и
светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля
и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось,
электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало
единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными
открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и
превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов
Дарвиным.
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что
Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе
те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов
раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.
Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв.,
показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных
формах движения. Все эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель
мира, авторы которой метафизически пытались свести всю материю в
бесконечной Вселенной в некоей "праматерии". Такой первоматерией,
первокирпичиком всех вещей английский физик Праут считал, например, атом
водорода.
Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существует
функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной
связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Вселенная функционирует
как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает
вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от
других, эта модель упрощает действительность.
В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная
теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов
материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи,
ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.
Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая
раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Действительно, единство
мира проявляется по Ленину, в поразительной аналогичности дифференциальных
уравнений, описывающих различные области человеческого знания. Это,
конечно, не исключает возможности описания одних и тех же явлений,
процессов, объектов с помощью различных математических моделей. Так,
например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на
различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную.
Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе
дальнейшего развития физики и астрофизики.
Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и
кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И
вообще, интеграция наук - свидетельство материального единства мира.
В социальной сфере работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. была
раскрыта материальная основа психики человека и тем самым навсегда развеяна
дуалистическая идея о человеке как о соединении двух противоположных начал
- души и тела. Не менее важное значение имело обоснование единства природы
и общества.
Завершая анализ, отметим, что в глобальных масштабах материальное
единство мира проявляется в различных аспектах:
в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и
неуничтожимости;
во взаимной связи и обусловленности всех материальных систем и
структурных уровней материи;
в многообразных взаимных превращениях форм движущейся материи;
в историческом развитии материи, возникновении живых и социально
организованных систем на основе менее сложных форм;
в наличии у всех форм материи всеобщих свойств и подчинении их
универсальным диалектическим закономерностям.
Среди всех всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим является
движение как способ существования материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи,
их взаимосвязь и качественная специфика


При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов
материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали
неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции
воды вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о
вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что
атомы непрерывно движутся в пустоте.
Позднее, в условиях господства метафизических и механических
воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность
материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал
убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была
подхвачена и развита французскими материалистами.
Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция.
Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных
предметов.
На основе развития частных наук, анализа философских идей своих
предшественников создатели диалектико материалистической философии углубили
понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей,
пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что
материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как
только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На
этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла
совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием
бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения материи
существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью,
наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость,
притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и
сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности
материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на
противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения
материи.
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой
сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы
всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения
преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только
простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по
замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто
количественные или только качественные изменения. С диалектико-
материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии
покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим
телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения
и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,
полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней
причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент
времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует,
что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная
от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в
этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия
вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить
невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную
всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности
массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит
непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и
явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть,
существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это
значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает
признания относительности движения в различных конкретных случаях.
Например, механическое движение одного предмета относительно другого
иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по
отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона
ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного
результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.
Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не
отрицает его противоположности покоя. Под покоем понимается неизменность
вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие,
сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной
возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является
причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей,
условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не
существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное,
лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом,
благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а
благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном
состоянии и в известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10-5 с.
Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой.
Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является,
как и движение, необходимым условием дифференциации материи.
Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя,
относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы
движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и
равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз
приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если
можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане
необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.
В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего
механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные
образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей
совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и
во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что
каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием
выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными
материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма
характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином
структурном уровне материи.
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые
входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из
этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже
простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно
прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное,
хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная,
т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный.
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить
друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это
есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и
движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности
масса.
Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной
формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день
является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения
речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения,
имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными
науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие
современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах
движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых
биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,
становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,
считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки,
сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много
диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир
принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания
расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.
С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и
философы, начиная с середины XIX в.
Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал
вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является
энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма".
Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в
частности, Планк, Лебедев и др.
Гносеологические корни "энергетизма" в абсолютизации движения,
энергии как меры движения, в их отрыве от материи.
Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации
состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус
открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в
том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда
направлен от более теплого тела к более холодному.
Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии
со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного
закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как
замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится
движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.
Против этой теории выступили физики Смолуховский, Больцман,
Циолковский и др. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти"
Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический
характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные
процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной
юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин,
К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают,
что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы
Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только
термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др.
И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии устраняя
возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в
тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс,
противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная
никогда не может стать мертвым кладбищем.
Литература


Ведение в философию. В 2 т. М., 1989.

Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.

Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 1990.





Новинки рефератов ::

Реферат: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника (Педагогика)


Реферат: Научный метод в естественной и гуманитарной культурах (Искусство и культура)


Реферат: Аудит учета расчетов с подотчетными лицами (Бухгалтерский учет)


Реферат: В.В. Докучаев (Литература)


Реферат: Аранжировка (Ботаника)


Реферат: web дизайн: Flash технологии (Программирование)


Реферат: А.Смит и промышленный переворот (Государство и право)


Реферат: Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации (Психология)


Реферат: Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири (Психология)


Реферат: Гражданский процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Жанна дАрк (История)


Реферат: Социальная политика и социальная справедливость (Социология)


Реферат: Принтеры и их классификация, новинки на рынке принтеров (Компьютеры)


Реферат: Город-герой Ленинград (История)


Реферат: ЭКЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Протокол HDLC (Программирование)


Реферат: Уровень жизни населения (Социология)


Реферат: Діяльність римських магімтратів (Право)


Реферат: Рынок лизинговых услуг в РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Путешествия Миклухо-Маклая (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист