GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Сборник рефератов о конфликтах (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сборник рефератов о конфликтах (Социология)



1. ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ

Понятия конфликтологии:
1. Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты (отдельные
личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во
все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо
оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с
деятельностью другой стороны.
Оппонент – это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения,
взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных,
исходных или по сравнению с вашими.
Сильный оппонент – это оппонент, который имеет более высокий уровень
знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими
участниками конфликтной ситуации.
Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает и вовлекает
других в конфликтные ситуации и конфликты.

2. Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблемы, цель,
действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

3. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого
противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых
имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой
проблемы.

4. Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон)
конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков
и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного
интереса.

1.1. Сущность конфликта

Конфликт – это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и
столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе
решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для каждой
из сторон.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

Усиление конфликта – это процесс обострения противоречия и борьба его
участников.
Затухание конфликта – это процесс затухания борьбы и постепенная
гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

разрастание конфликта

конфликтная ситуация (причина)

инцидент (следствие)


|повод (причина) |углубление конфликта (следствие)|


2. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие типы конфликтов:


|недовольство|разногласие |противоречие|размолвка |раздор |

|перебранка|стычка |ссора |скандал |вражда |война |

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие
типы конфликтов:


|управленческ|педагогическ|экономически|политические|творческие |
|ие |ие |е | | |


По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены следующие
типы:


|внутриличностны|межличностные |между личностью|межгрупповые |
|е | |и группой | |

|межколлективные |межпартийные |межгосударственные |


2.1. Внутриличностный конфликт

Это тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Его
последствия аналогичны последствиям других типов конфликтов.
Ролевой конфликт – это ситуация, когда одному человеку предъявляется
противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его
работы.

Схематично внутриличностный конфликт можно изобразить так:


личность



2.2. Межличностный конфликт

Этот тип конфликта самый распространенный. Это конфликт, который
проявляется между различными субъектами (личностями).

Схематично межличностный конфликт можно изобразить так:



личность
личность



2.3. Конфликт между личностью и группой

Это конфликт, возникающий в результате противоречий между личностью и
группой.

Схематично конфликт между личностью и группой можно изобразить так:


группа

личность личность
личность
личность


2.4. Межгрупповой конфликт

Конфликт, возникающий в результате противоречий между различными группами.

Схематично межгрупповой конфликт можно изобразить так:



группа группа


2.5.Межгосударственный конфликт

Каждый маленький, локальный конфликт является частью большого, а иногда и
глобального конфликта. Например, война на отдельно взятом участке фронта в
Великой Отечественной войне – это не что иное, как малая часть войны двух
противоборствующих сторон: СССР и фашистской Германии. А война СССР и
фашистской Германии – это лишь часть войны всех тех, кто воевал на стороне
СССР и тех, кто поддерживал фашистскую Германию.


3. ЛИЧНОСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ПРИЧИНЫ) КОНФЛИКТОВ


Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между
людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных
ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения,
целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые
так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия,
а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
. целей, интересов, позиций;
. мнений, взглядов, убеждений;
. личностных качеств;
. межличностных отношений;
. знаний, умений, способностей;
. функций управления;
. средств, методов деятельности;
. мотивов, потребностей, ценностных ориентациий;
. понимания: интерпретации информации;
. оценок и самооценок.

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:
. стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое
последнее слово;
. быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным
действиям и поступкам;
. излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
. критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;
. плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;
. консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть
устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его
развитии;
. стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную
жизнь;
. стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных
пределов;
. излишняя настойчивость (навязчивость);
. несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и
значимости другого человека;
. неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их
переоценка;
. инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно);

Устранение личностных недостатков – основная цель самосовершенствования
личности (самообразования, самовоспитания и саморазвития).


4. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты,
участником которых является данная личность.

Личностная тревожность - базовая черта личности, которая формируется и
закрепляется в раннем детстве и проявляется в состоянии повышенного
беспокойства.
Мотив избегания неудач - это стойкая тенденция человека добиваться решения
своих дел не хуже большинства других лиц.
Ситуационная тревожность – это внешнее проявление тревожного поведения
индивида в конкретной ситуации, которая, однако, не связана с наличием у
него личностной тревожности.

При неблагоприятных условиях тревожность может способствовать фрустрации,
т.е. временного состояния эмоционального расстройства, связанного с
переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетностью усилий,
прилагаемых для ее достижения.


|Агрессивные |Апатия – состояние, |Регрессия – это |
|действия |характерное эмоциональной|временное |
|– это внутренняя |пассивностью, равнодушием|возвращение |
|разрядка, |к окружающим событиям. |личности на более |
|порожденная | |низкий уровень |
|неудовлетворенным | |психологического |
|желанием. | |развития. |
| | | |


5. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ


| |Относительно безразличные | |
| |(люди не знающие друг друга,| |
| |не могут определенно | |
| |относиться друг к другу) | |


|Конфликтные | |Коллективистские |
|(при неблагоприятных | |(при благоприятных |
|условиях) | |условиях) |



| |Межличностные отношения | |
| |участников микрогруппы-диады| |



| | |неодинаковые |
|положительные |отрицательные |(один относиться к |
| | |другому положительно,|
| | |а тот к нему, |
| | |напротив, |
| | |отрицательно) |



| |Межличностные отношения в | |
| |микрогруппе – триаде | |



|гармоничные |противоречивые |конфликтные |
|межличностные |межличностные |межличностные |
|отношения |отношения |отношения |



|совместимые |несовместимые |частично |«полно |
|противоречивые |противоречивые |конфликтные |конфликтные» |
|диадические | | | |



| |типы межличностных конфликтов | |



|«конфликт |«конфликт |«конфликт |«конфликт |
|безысходности» |несовместимости|неопределенност|влечения-боязни|
| |» |и» |» |



6. ПРИЧИНЫ ДЕЛОВЫХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) КОНФЛИКТОВ

Говоря о причинах конфликтов в деловом мире, следует указать на два вида
конфликтной ситуации: остроконфликтная и провоцирующая.

|остроконфликтная |провоцирующая |
|Скоротечное возникновение или |Проявляет себя в явной или |
|проявление конфликта, высокий |скрытой форме, попытки |
|накал эмоций и чувств. Причины |компрометации кого-либо, |
|могут быть спонтанными, |искусственно создаваемые |
|ситуативными, неосознаваемыми. |трудности. |
| |Причины могут быть осознаны, |
| |коварны, глубокопроработаны. |


6.1. Завышение оценок

1. Ошибка вследствие дружеского расположения.
2. Ошибка вследствие добродушия.
3. Ошибка вследствие высокой репутации.
4. Ошибка вследствие слова, а не дела (подать себя в лучшем виде).
5. Ошибка вследствие внутренней симпатии.
6. Ошибка контраста.


6.2. Занижение оценок

1. Ошибка вследствие личной антипатии.
2. Ошибка вследствие оценочной инерции.
3. Ошибка заниженной значимости выполненной работы.
4. Ошибка вследствие придирчивого отношения.
5. Ошибка вследствие завышенных требований.
6. Ошибка, провоцирующая на конфликт.



7. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


Характерные приемы «силового давления» подчиненных:
. постоянно изыскивают на руководителя «компромат» и стараются использовать
его в самой уязвимой для него ситуации.
. делают постоянно обиженный вид, мотивируя тем самым, что их права и
интересы руководить постоянно ущемляет.
. из любой мелочи делают проблему
. обвиняют руководителя, что он не руководит, а только требует.
. оценивают свои поступки так: «Все считают меня грамотным специалистом
кроме Вас».
. провоцируют маленький конфликт, втягивают в него как можно больше людей и
оставляют руководителя перед большой конфликтной ситуацией.
. стремятся, во что бы то ни стало объединить вокруг себя всех, кто не
доволен руководителем, «сколотить» против руководителя оппозицию.
. угрожают жалобой на непосредственного руководителя вышестоящему
начальнику.
. периодически возмущаются и подчеркивают, что «раньше, при прежнем
руководителе такого не было», что нового руководителя ни кто не понимает.

Контрприемы против «силового давления»:
. найти причину, главный мотив и цель, которую преследует сотрудник.
. не давать себя спровоцировать на мелкие конфликты, чтобы они затем не
переросли в большой конфликт.
. всякие элементы «силового давления» предавать гласности и пресекать их
изначально.
. лишить сотрудника всякой возможности сколотить вокруг себя «оппозицию»
против руководителя; доказать коллективу своими делами и конструктивной
критикой, что вы правы и по-деловому, творчески руководите коллективом.

Различные формы критических высказываний руководителя, которые не создают
напряженности и конфликтных ситуаций в коллективе:
- подбадривающая критика.
. критика – упрек.
. критика – надежда.
. критика – аналогия.
. критика – похвала.
. безличная критика.
. критика – озабоченность.
. критика – сопереживание.
. критика – сожаление.
. критика – удивление.
. критика – ирония.
. критика – намек.
. критика – смягчения.
. критика – укоризна.
. критика – замечание.
. критика – предупреждение.
. критика – требование.
. критика – вызов.
. конструктивная критика.
. критика – опасение.


8. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ


| |стратегия поведения в конфликтной | |
| |ситуации | |



|приспособление |компромисс |игнорирование |
|(изменение своей |(урегулирование путем|(выход из конфликтной|
|позиции) |взаимных уступок) |ситуации, не решая |
| | |ее) |



|сотрудничество |соперничество |
|(совместная выработка решений, |(конкуренция, открытая борьба за|
|удовлетворяющая интересам всех |свои интересы) |
|сторон) | |

9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

Для того, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию обратимся к формуле:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

Нужно уметь определять:
1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли
они спровоцировать инцидент?
2. Имеется ли проблема (объект)?
3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по
разрешению проблемы?
4. Какова вероятность возникновения инцидента?



10. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде
всего, на стадии ее зарождения.
2. Здоровый нравственно-психологический климат.
3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела.
4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и
уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента.
5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и
достоинство собеседника.
6. Недопущение при деловом общении спора.
7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в
разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника).
8. Уважительная манера разговора.


11. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И КОНФЛИКТА


Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения
проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта и на этой
основе гармонизация из взаимоотношений.

11.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности

. установит непосредственный повод конфликтной ситуации, а главное ее
причину.
. определить «деловую зону» конфликтной ситуации: ее объективные
предпосылки, влияние на успешность выполнения служебных заданий, круг
вопросов, затронутых в конфликтной ситуации.
. проанализировать субъективные мотивы вступления каждого из сотрудников в
данную ситуацию.

11.2 Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей

Катализатор любой конфликтной ситуации – это стремление противостоящих
сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей.
Цели сторон – это движущая сила конфликтной ситуации.
Расчленение - разведение целей на две группы, связанные с деловым или
межличностным взаимодействием



11.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики (процесса) ее
развития

Разрастание конфликта обычно идет по следующей схеме:

|Межличностный |Межгрупповой |Общеколлективный |
|конфликт |конфликт |конфликт |


|конструктивные конфликты |деструктивные конфликты |
|характерны разногласия, |приводят к негативным и |
|затрагивающие принципиальные |разрушительным действиям, иногда|
|стороны, проблемы |перерастающие в клевету и другие|
|жизнедеятельности коллектива и |негативные явления, что влечет |
|его членов, разрешения которых |резкое снижение эффективности |
|выводит коллектив на более |работы коллектива. |
|высокий и эффективный уровень | |
|функционирования и развития. | |



11.4. Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций

1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.
2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера,
профессиональную компетентность всех участников конфликта.
3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные
отношения участников конфликта.
4. Определить истинную причину возникновения конфликта.
5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах
разрешения конфликта.
6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной
ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.
7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.

Правила высоконравственного поведения и общения:
. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе.
. Дайте людям ощутить свою значимость.
. Разрешая конфликт, четко определите свои цели.
. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

Несколько правил разрешения конфликта:
. Конфликтуйте не спеша
. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на
самом факте конфликта.
. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех
или иных вариантов развития конфликта.
. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца,
если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе,
если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.
. Не конфликтуйте по пустякам.



12. ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА


| |Стресс – напряжение, | |
| |напряженность. | |


|дистресс |аустресс |


Наиболее характерные действия, состояния и ситуации, приводящие к нервно-
психологическому и физическому перенапряжению и стрессу:
. все виды конфликтов.
. критика, особенно необоснованная, высказанная в оскорбительной, грубой
форме.
. различного рода ошибки, просчеты, нарушения.
. возникновение неожиданных трудностей для творческой самореализации
личности.
. непреодолимые барьеры для профессионального роста.
. клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры.
. необоснованное понижение в должности, в заработной плате, необоснованное
лишение премии, поощрений, наград.
. нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение.
. личные неблаговидные поступки, которые становятся достоянием широкой
гласности.
. длительные дискуссии, переходящие в споры, которые к тому же
заканчиваются не в вашу пользу.
. разочарование, особенно в близких людях, которые вам изменили, предали.
. разочарование в ранее принятой точке зрения, позиции, ранее принятых
подходах и установках.
. длительные ожидания, связанные с какими-то чрезвычайно важными событиями,
которые, однако, не принесли ожидаемого результата.

12.1. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка рекомендуется и используется по самоуправлению
личности с целью преодоления нервно-психических и физических перенапряжений
и выхода из стрессовых ситуаций.
Систематическая аутогенная тренировка позволяет восстановить нормальное
рабочее состояние.

| |стресс | |


|апатия и депрессия |неуправляемость (излишняя |
|(аффективное состояние, |суетливость, повышенная |
|характерное отрицательным |возбудимость, иногда |
|эмоциональным фоном, |агрессивность) |
|изменениями мотивационной | |
|сферы, когнитивных | |
|представлений и общей | |
|пассивностью поведения) | |


Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
. переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по
сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.
. попытаться расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутогенной
тренировки (дыхательные упражнения; упражнения, ориентированные на
терморегуляцию области лба, конечностей и т.д.).
. заняться любимым видом спорта.
. заняться любимым делом, хобби.
. срочно уехать за город, в лес, командировку, которая никак не связана с
источником стрессовой ситуации.
. произвести мысленный анализ и переоценку ценностей; убедить себя, что все
это не стоит того нервно-психического напряжения, которое вы пережили.




Реферат на тему: Свобода по Фромму

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Введение в проблематику работы 4

2. Двойственность свободы 4

3. Психологизм проблемы свободы 5

4. Свобода в эпоху Реформации 6

5. Современные аспекты свободы 8

6. Механизмы бегства от свободы 8

7. Психология нацизма 11

8. Свобода в условиях демократии 12

9. Теоретические основы психоанализа Фромма 15

Список используемой литература 18


ВВЕДЕНИЕ

ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) -- психолог, философ, социолог, один из
основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г.
Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе
"Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках
проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на"
(позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и
отчуждение. Такая свобода -- бремя для человека. Фромм описал три типичных
невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной
свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности
невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к
подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других
себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть
"как все". Третий -- в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы
простор "свободе на" ("Душевно здоровое общество", 1945; "Искусство
любить", 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества --
это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность -- это
неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место
которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности.
Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации
характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Продуктивность -- это, напротив, способность человека любить, использовать
свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные
принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм
изложил в книге "иметь или быть?" (1976). Там он призывает заменить
доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на
бытие.
Важной темой творчества Фромма является религия ("Психоанализ и
религия", 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных
взглядов и действий, которая дает индивиду систему ориентации и объект
поклонения. Религии подразделяются на авторитарные и гуманистические.
Авторитарная религия основывается на признании высшей силы, требующей от
человека подчинения и поклонения. В религии гуманистической главным
выступает не доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь -- символ
собственных сил человека [1, с. 346-347].

Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и
экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все
ее психические проявления -- это следствие погруженности личности в
различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит
характер формирования того или иного типа личности не из прямого
воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого
существования: "экзистенциального" и "исторического". К экзистенциальной
составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) человек, по его
словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире
в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2)
существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо
является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать
их в результате кратковременности своего существования. Человек не может
избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами,
соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия.
Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются
и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в
последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм
связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция
надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации
современного общества. Он возлагает большие надежды на введение
"гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения
методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления",
изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека
и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной
ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем
прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей,
в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру
поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих
результаты и символы церковной жизни [3, с. 224].


1. Введение в проблематику работы

Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было
исследование психики современного человека, однако тенденции политического
развития того времени вынудили его сконцентрироваться на ключевом, по
мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на
значении свободы для современного человека. "Основная идея этой книги
заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков
доиндивидуалистического общества , не приобрел свободы в смысле
реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных,
эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку
независимость и рациональность его существования, но в то же время
изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция
непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от
свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до
полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и
индивидуальности каждого".
В предисловии к 25-му изданию Фромм спрашивает себя, сохранились ли
социальные и психологические тенденции, затронутые в его книге 25 лет назад
и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых причин, вызывающих
страх у человека перед свободой. Это открытие атомной энергии и возможность
ее использования в деструктивных целях. Это кибернетическая революция, в
ходе которой "... мозг его [человека] и нервные реакции заменяют машины".
Это безработица и демографический взрыв.
Задаваясь вопросом о полезности теоретических открытий социальной
психологии, Фромм признается в том, что дать на него однозначный и
убедительный ответ сложно. Пессимизм автора в отношении теории психологии
вызван его уверенностью в важности осознания индивидуальных и социальных
реалий. По Фромму, человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце же
большинства людей -- в каменном. Отсюда недостаточная зрелость людей быть
независимыми, разумными и объективными; неспособность вынести то, что
человек предоставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей
жизни; подавление иррациональных страстей -- влечения к разрушению,
ненависти, зависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед
властью, деньгами, суверенным государством, нацией; превращение учений
духовных вождей человечества в клубок суеверий и идолопоклонства [3, с.
11]. По мнению автора, результатом такого конфликта между преждевременной
интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью может
быть самоуничтожение человечества, единственный же ключ к недопущению этого
кроется в понимании фактов нашего социального бытия; в осознании,
повышающего способность к объективности и разумному суждению. По Фромму,
рассчитывать на преодоление заблуждений сердца на протяжении жизни одного
поколения -- нельзя; на то, чтобы перерасти свою дочеловеческую историю,
длившуюся сотни тысяч лет, человечество затратит неизмеримо больше (чем
время жизни одного поколения). А для этого и необходимо развитие
динамической социальной психологии, которая в состоянии противодействовать
опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

2. Двойственность свободы

В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли
свобода психологической проблемой. Рассматривая фашистские режимы и отмечая
тот факт, что "в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с
таким же пылом, с каким боролись за нее", Фромм делает вывод: "если на
свободу нападают во имя антифашизма, угроза не становится меньше, чем при
нападении самого фашизма" [3, с. 15], подразумевая под фашизмом диктатуру
типа итальянской или германской. Кроме этого, для результативной борьбы с
фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания
неадекватна и бесполезна. Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к
моменту прихода фашизма к власти люди не были к этому готовы -- ни
практически, ни теоретически. В числе тех, кто "осмелился потревожить
благодушный оптимизм девятнадцатого века" [3, с. 17] автор называет Ницше,
Маркса и Фрейда. Отдавая должное Фрейду в плане изучения подсознательных
процессов, Фромм критикует его за зажатость в рамках им же построенной
теории, что обусловило бесплодность попыток приложения фрейдовского
психоанализа к решению социальных проблем. К другим заблуждениям Фрейда
Фромм относит антисоциальность человеческой природы, статичное отношение
человека к обществу, проведение тесных параллелей между полем человеческих
взаимоотношений и рынком [3, с. 19-20].
Тем не менее, Фромм закладывает в основу своего анализа
фундаментальные открытия Фрейда -- роль подсознательных сил в человеческом
характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что
его анализ, кроме того, основан на предположении о наличии особой связи
индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Далее Фромм вводит понятие адаптации. Статическая адаптация есть
появление новых привычек, характер же человека остается при этом
неизменным. Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка,
подчиняющегося строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может
развиться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера.
Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести тем самым к еще
большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт против жизни вообще.
Далее Фромм определяет невроз как пример динамической адаптации к таким
условиям, которые являются для индивида иррациональными. Однако обратное,
вообще говоря, неверно: "... социально-психологические явления,
проявляющиеся у целых общественных групп и сопоставимые с невротическими,
например наличие ярко выраженных разрушительных или садистских импульсов,
иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, иррациональным и
вредным для взрослых людей. Почему такие явления нельзя считать
невротическими, мы обсудим позднее" [3, с. 23].
Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей
приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой
приспособляемости. Отвечая на него, он выделяет приобретенные потребности
(изначально не присущие человеку) и потребности физиологические
(обусловленные человеческой природой). Для удовлетворения потребностей
человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом,
в котором он родился. Оба фактора -- потребность жить и социальная система
-- не могут быть изменены отдельным индивидом и именно они определяют
развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность [3, с. 25]. Кроме
физиологических потребностей существует потребность связи с окружающим
миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение которой
(моральная изоляция) приводит к возникновению психических расстройств.
По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость
принадлежности к обществу: субъективное самопознание [3, с. 27].
Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное
существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости,
человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с
окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-
либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его
переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности
действовать, то есть жить. Основные положения социальной психологии Фромма
заключаются в том, что а) человек есть продукт исторической эволюции в
синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности; б) у
человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать
морального одиночества; в) в процессе динамической адаптации у индивида
развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия; г)
стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой,
воздействующей на процесс общественного развития [3, с. 28].
Главная идея книги, по Фромму, которую он закладывает в основу своего
исследования, заключается в следующем: "Человек перерастает свое
первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек
становится "индивидом" -- и чем дальше заходит этот процесс, тем
категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь
воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти
себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают
его природу и индивидуальность" [3, с. 29].

3. Психологизм проблемы свободы

Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, необходимую для анализа
вопроса о том, что есть свобода для современного человека. Этой концепцией
является утверждение о том, что свобода определяет человеческое
существование как таковое, причем понятие свободы прогрессирует вместе со
степенью осознания человеком себя самого как независимого и отдельного
существа. Связь, существующую между индивидом и внешним миром, существующую
до того момента, как процесс индивидуализации приводит к полному
обособлению индивида, Фромм называет "первичными узами", противопоставляя
их тем новым связям, которые появляются после освобождения от первичных уз.
В качестве примера он приводит ребенка, связанного с матерью первые годы
жизни, связь первобытного человека с племенем и средневекового -- с
церковью и сословием, к которому тот принадлежит [3, с. 31].
Освобождению от первичных связей сопутствует процесс осознания
ребенком своей индивидуальности и возникновение ряда фрустраций, еще больше
ускоряющий переход. Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит отрывок из
романа "Сильный ветер на Ямайке" Р. Хьюза. Помимо замены одних связей
другими, по мнению Фромма, у ребенка по мере роста развивается стремление к
свободе и независимости. Для выяснения характера этого стремления автор
рассматривает два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и
интеграция физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер -- развитие
личности, обусловленное в основном социальными условиями. Второй аспект --
растущее одиночество, сопутствующее освобождению от первичных уз,
обеспечивавших ранее фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение
полной безопасности. Возникающее стремление побороть чувство одиночества
приводит в норме к образованию новых связей, отличных от первичных:
спонтанных связей с людьми и природой [3, с. 32]. Однако существует опасное
отклонение, заключающееся в том, что индивид, активно не желая строить
новые связи, стремится вернуться к прежним, а поскольку это физически
невозможно, подобное подчинение приводит к развитию у ребенка враждебности
и мятежности, направленных против людей, от которых он продолжает зависеть.

Разрыв между процессом индивидуализации, который происходит
автоматически и процессом развития личности, который сдерживается рядом
психосоциальных причин, приводит, по Фромму, к сильному чувству изоляции,
которое запускает в работу психические механизмы, названные автором
механизмами бегства. Далее, сопоставляя степень развития инстинктов у
животных и у человека, Фромм приходит к выводу о том, что человеческое
существование и свобода неразделимы с самого начала [3, с. 37], понимая под
свободой негативную свободу от инстинктивной предопределенности действий.
По Фромму, именно биологическое несовершенство человека привело к появлению
цивилизации. Связь между человеком и свободой хорошо отражена в библейском
мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка является, по
сути, актом свободы -- первым человеческим актом вообще. Таким образом, акт
свободы (неподчинения) прямо связывается с началом человеческого мышления.
Процесс развития свободы носит, по Фромму, диалектический характер: с одной
стороны -- это развитие человека, с другой -- усиление изоляции, приводящее
к росту чувства бессилия.

4. Свобода в эпоху Реформации

Исследование роли свободы в современном обществе Фромм начинает с
анализа обстановки, существовавшей в Европе в средние века и начале Нового
времени. Перемены в экономике тогда оказали сильное влияние на психику
людей. В этот же период возникает и новая концепция свободы, выраженная в
религиозных доктринах того времени.
Средневековое общество характеризовалось отсутствием личной свободы.
Перемещение из одного социального класса в другой было невозможным, часто
оказывалось невозможным перемещение географическое. Личная, экономическая и
общественная жизнь регламентировалась строгим сводом правил. Однако
благодаря этому человек был скреплен со вполне определенной социальной
ролью (крестьянин, ремесленник и т.д.); это не был индивид, занимающийся
тем или иным делом по своему выбору. Впрочем, несмотря на отсутствие
индивидуализма в современном смысле, конкретный индивидуализм в реальной
жизни имел массу проявлений. Средневековое общество же, давая человеку
ощущение уверенности, держало его в цепких оковах -- человек видел себя
сквозь призму общественной роли и представители разных социальных слоев не
имели отношений.
Результатом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры,
в процессе которого возник сильный денежный класс, было возникновение
индивида в современном смысле этого слова. Простой же народ, которому не
досталось ни богатства, ни власти, даже потерял при этом уверенность своего
прежнего положения. Однако новый класс тоже понес потери, потеряв былую
уверенность. Жажда богатства и власти привела к тому, что через изменение
отношения индивида к собственной личности он превратился в объект
собственных манипуляций, в результате чего возникла тревога [3, с. 50]. По
Фромму, идеи Возрождения оказали значительное влияние на дальнейшее
развитие европейской мысли, но основные корни современного капитализма, его
экономической структуры и духа находятся в экономической и общественной
ситуации Центральной и Западной Европы и в выросших из нее доктринах Лютера
и Кальвина [3, с. 51]. Основное различие этих двух культур заключается в
том, что культура Возрождения характеризовалась наличием небольшой группы
богатых индивидов, управлявших обществом высокоразвитого капитализма;
культура Реформации была религией крестьянства и низших слоев общества.
Очень важным пунктом для понимания положения индивида в современном
обществе являются этические взгляды на экономическую деятельность. Для
объяснения этого отношения Фромм приводит две предпосылки: "Экономические
интересы второстепенны и должны быть подчинены подлинному делу человеческой
жизни -- спасению души; экономическое поведение является одной из сторон
личного поведения вообще, так что на него -- как и на другие стороны
поведения -- распространяются требования морали" [4, с.28]. Экономическое
развитие капитализма сопровождалось серьезными изменениями в
психологической атмосфере. Время и труд приобрели большую ценность,
отношение к работе стало намного боле требовательным, всех охватило
стремление к богатству. С приходом капитализма средневековая социальная
система была разрушена, а вместе с ней была разрушена и та стабильность и
относительная безопасность, которые она давала индивиду. "Индивид стал
одиноким; все теперь зависело не от гарантий его социального статуса, а от
его собственных усилий" [3, с. 59].
Таким образом, благодаря влиянию социально-экономических перемен,
произошедших в XV--XVI веках, индивид 1) освобождается от экономических и
политических ограничений; 2) приобретает позитивную свободу, но при этом
освобождается от связей, дававших ему чувство уверенности.
В эпоху Реформации возникают лютеранство и кальвинизм как религии
низших слоев, выразившие новые чувства, порожденные изменениями
экономической системы и предложившие пути подавления неуверенности. Фромм
подвергает эти доктрины психологическому анализу с целью показать
субъективные мотивы, которые приводят человека к поиску ответов на
осознанные проблемы [3, с. 63]. В психоанализе доктрин Фромм четко выделяет
две проблемы: изучение характера индивида, создавшего учение, с целью
определения черт характера, побудивших людей на работу и изучение
психологических мотивов, присущих социальной группе, к которой это учение
обращено. Фроммовский анализ идей преследует целью определение веса какой-
либо идеи в идеологической системе в целом и ответ на вопрос о том, имеет
ли место быть рационализация, отличающаяся от подлинного содержания мысли
[3, с. 65]. Далее Фромм утверждает, что отношение Лютера к богу есть
отношение подчинения, основанное на ощущении бессилия -- вывод, сделанный
автором на основании анализа психологического смысла его концепций.
На протяжении долгого периода, предшествовавшего Реформации,
католическое богословие придерживалось принципов свободы воли человека в
стремлении к добру. Данная тенденция нашла отражение в трудах Августина,
Фомы Аквинского, Скотта, Оккама, Биля. Все они так или иначе подчеркивали
значение воли и собственных заслуг человека для его спасения.
Распространившаяся практика покупки индульгенций вызвала, как и труды
упомянутых философов, яростные нападки Лютера, теология которого, по сути,
выражала чувства среднего класса, который был охвачен чувством
беспомощности и ничтожности, ощущал угрозу со стороны растущего капитализма
[3, с. 70]. Лютеранское учение, по мнению Фромма, имело два аспекта: с
одной стороны, оно дало человеку независимость в вопросах религии, с другой
-- оно принесло индивиду изоляцию и бессилие. Основополагающая концепция
всего мышления Лютера, по Фромму, -- полная неспособность человека по
собственной воле выбрать добро. В 1518 году Лютер наконец находит ответ,
который вселяет в него уверенность: человек может спастись, лишь испытав
переживание веры, собственными добродетелями спастись невозможно. Фромм
считает этот переход причинно обусловленным, так как иррациональные
сомнения Лютера, вытекающие из его изоляции и беспомощности, могут быть
устранены иррациональными же ответами путем их подавления при помощи
некоторой формулы [3, с. 73]. Таким образом, лютеровское стремление к
уверенности суть не что иное, как необходимость подавить сомнения.
Развивая эту мысль, Фромм говорит, что сомнение есть исходная точка
современной философии. Но если рациональные сомнения разрешаются
рациональными ответами, иррациональные сомнения могут исчезнуть лишь при
переходе от негативной свободы к свободе позитивной [3, с. 74]. Лютер же,
освобождая людей от власти церкви, подчинил их власти еще более сильной:
власти бога, требующего полного подчинения человека и уничтожения его
личности как главного условия спасения. Его вера заключалась в том, что
любовь дается ценой отказа от собственной воли, а это, как отмечает Фромм,
имеет много общего с принципом полного подчинения индивида государству или
вождю [3, с. 76].
Теология Кальвина в целом аналогична теологии Лютера, его учение также
основано на бессилии человека; главная концепция его мышления --
самоуничтожение и разрушение человеческой гордыни. Однако имеется два
расхождения. Первое -- учение Кальвина о предопределении: спасение или
осуждение не зависит от образа жизни, но предрешено богом еще до появления
человека на свет. Второе -- важность моральных усилий и добродетельной
жизни. Ибо, несмотря на то, что никакими усилиями судьбу не изменить, сам
факт приложения усилий является знаком принадлежности к спасенным. Первая
доктрина, двойственная по своей натуре -- усиливающая сомнения с одной
стороны (предначертанное проклятие) и успокаивающая с другой (уверенность в
принадлежности к избранным) давала Кальвину и его последователям
непоколебимую уверенность, поскольку они обладали убежденностью, основанной
на механизме самоуничтожения, аналогичному лютеровскому. Однако поскольку
сомнение все же остается (в силу иррациональности ответа), необходимо его
постоянное подавление; по Фромму, это осуществляется "фанатичной верой в
то, что религиозная община, к которой принадлежит человек, как раз и
является избранной богом частью человечества " [3, с. 82]. Вторая доктрина
в определенном смысле противоречит первой: "зачем стараться, если все уже
итак предопределено?" Однако психологический анализ Фромма показывает, что
исчезающе малое число людей способны радоваться жизни в условиях подобной
неопределенности. Предназначение второй доктрины, по Фромму, заключается в
том, что для преодоления чувства сомнения и бессилия необходимо что-нибудь
делать, "развить лихорадочную деятельность" [3, с. 84]. Однако и эти
вынужденные усилия не являются рациональными, т.к. деятельность в этом
случае осуществляется не для достижения результата, а для выяснения
будущего.
Другие черты характера представителя среднего класса того времени --
враждебность и завистливость. Гипертрофированное развитие этих черт
обусловлено серьезным подавлением эмоций и чувственных потребностей
человека. Усилению враждебности способствовала роскошь, в которой купались
представители церковной верхушки и капиталисты. Однако в отличие от низшего
класса, открытое проявление враждебности представителями среднего класса
было невозможно: они сами, по большей части, стремились преуспеть в общем
развитии. Подавленная таким образом враждебность разрасталась и захватывала
людей целиком, определяя отношение к окружающим и к себе [3, с. 87]. Лютер
и Кальвин оказались теми, кто эту скрытую враждебность воплотил в отношении
к богу. Кальвиновский образ бога-деспота, которому нужна безграничная
власть над людьми, есть не что иное, как проекция собственной завистливости
и враждебности среднего класса. Враждебность и завистливость могут
проявляться и по отношении к людям, пример тому -- режим правления,
установленный Кальвином в Женеве: проникнутый духом редкостной враждебности
каждого к каждому, он настраивал против дружелюбия к иностранцам, на
жестокость в отношении бедняков и создавал общую атмосферу подозрительности
[4, с. 190]. Третий и последний вариант выхода скрытой враждебности --
направление ее на себя в форме самоуничижения и самоотрицающей "совести",
обратная сторона которых -- ненависть и презрение [3, с. 90].
Итак, вследствие крушения средневековой феодальной системы индивид
стал свободен. Однако помимо свободы действий индивид лишился чувства
уверенности. Наиболее позитивное влияние новая свобода оказала на высший
класс. У низшего класса поиск новой свободы вызвал желание покончить с
растущим угнетением, так как терять было уже нечего. На средний класс новая
свобода подействовала негативно. Лишь новые религиозные учения указали
индивиду путь к преодолению тревоги. Однако исцеление оказалось временным и
только усугубило болезнь -- иррациональность учений не позволила полностью
снять сомнения и тревоги, вместо этого подавив их, в результате чего
возникла скрытая враждебность, выплеснувшаяся впоследствии на окружающих и
на самого индивида.
Вывод, который делает Фромм по третьей главе, заключается в следующем.
Социальный процесс, определяющий образ жизни (отношение к людям и к труду),
формирует характер индивида, который, в свою очередь, влияет на процесс
общественного развития; возникая и развиваясь как реакция на угрозу со
стороны новых экономических сил, новый характер сам становится
производительной силой, способствующей развитию нового экономического строя
[3, с. 93].

5. Современные аспекты свободы

У современного общества, по мнению Фромма, сложился взгляд на проблему
свободы, заключающийся в том, что защита завоеванной свободы от сил,
которые на нее покушаются -- единственная необходимая вещь [3, с. 96]; в то
время как необходимо добиваться свободы, позволяющей реализовать личность,
поверить в себя и в жизнь вообще. Капитализм не только освободил человека
от традиционных уз, но и внес большой вклад в развитие позитивной свободы;
с другой стороны, капитализм сделал человека еще более одиноким,
изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. Учения
Реформации предопределили процесс уничтожения связей между отдельными
индивидами через принцип частной инициативы: в католицизме отношение к богу
основано на принадлежности к церкви, протестантство оставило индивида один
на один с богом, вера Лютера носила субъективный характер, Кальвин же
пропагандировал убежденность в спасении, носившую столь же субъективный
характер. "Индивидуалистическое отношение к богу было психологической
подготовкой к индивидуализму человека в мирной жизни" [3, с. 98].
Вместе с самоутверждением индивида капитализм принес с собой
самоотрицание и аскетизм: целью жизни стала экономическая деятельность,
финансовый успех и материальная выгода. Принцип работы ради накопления
капитала объективно сыграл большую положительную роль в развитии
человечества -- именно рост производительных сил позволяет представить
такое будущее, пишет Фромм, в котором прекратится борьба за удовлетворение
самых насущных материальных нужд, -- но субъективно он заставил человека
работать на чужие цели и усилил в нем чувство личной ничтожности и
бессилия.
Мышление Лютера и Кальвина основано на предположении, что эгоизм и
любовь к себе -- понятия идентичные и исключают любовь к другому. Однако,
по Фромму, здесь допускается ошибка. "Любовь не создается каким-то
специфическим объектом, а является постоянно присутствующим фактором внутри
самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом.
Как ненависть -- это страстное желание уничтожить, так и любовь --
страстное утверждение "объекта"; это не аффект, а внутреннее родство и
активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви" [3, с. 102-
103]. Эгоизм, по Фромму, -- не любовь к себе, а противоположность: вид
жадности. Люди такого типа не в восторге от самих себя, в глубине души они
себя ненавидят.
Господство рынка во всех общественных и личностных отношениях привело
к тому, что все они проникнуты безразличием. Личности становятся объектами
манипуляций, инструментами. Таким же стало и отношение к труду:
производитель не заинтересован в своей продукции, он производит то, что
обеспечивает максимальную прибыль от вложенного капитала. Однако наиболее
сильно эффект "объектизации" проявился в отношении индивида к самому себе:
личность стала товаром, который продается и покупается по законам рынка.
Рынок решает, сколько в данный момент стоят те или иные качества, и если
человек не имеет качеств, пользующихся спросом, то он ничего не стоит, как
и товар, не пользующийся спросом. Таким образом, уверенность в себе
превращается в отражение того, что думает о данном индивиде рынок. Спрос
есть -- индивид считает себя "кем-то", спроса нет -- и он в собственных
глазах никто. Из числа других факторов, на которые опиралось "я", Фромм
называет престиж и власть, а уж для того, у кого не было ни того, ни
другого, источником личного престижа становилась семья.
"Осознать чувство собственного бессилия сложно, поэтому человек прячет
его под рутиной своих повседневных дел. Но одиночество, страх и
потерянность остаются. Терпеть их вечно невозможно, поэтому если люди не в
состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются
избавиться от нее вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от
свободы, -- это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная
конформизация, преобладающая в нашей демократии" [3, с. 118].

6. Механизмы бегства от свободы

Фроммовский психоанализ основан на наблюдении индивидов и последующем
переносе полученных результатов на социальные группы. Более того, для этого
необходимым является изучение явлений, наблюдаемых у невротиков, так как,
по Фромму, эти явления не отличаются в принципе от явлений, наблюдаемых у
нормальных людей, только протекают они более остро. Нормальный человек у
Фромма -- человек, способный играть социальную роль, отведенную ему в
обществе и способный принимать участие в воспроизводстве общества, то есть
способный создать семью. В классической же психологии нормальным считается
человек, хорошо приспособленный к жизни в обществе. Но поскольку хорошая
приспособленность достигается зачастую путем отказа от собственной
личности, и, наоборот, безуспешные попытки спасти индивидуальность
приводят, как правило, к появлению невротических симптомов, получается, что
человек, нормальный в смысле приспособленности, часто менее здоров в смысле
человеческих ценностей. Общество не может быть невротическим в смысле
невыполнения индивидами своих социальных функций, оно бы попросту не смогло
существовать, другое дело -- невротичность общества с точки зрения
человеческих ценностей. Психологические механизмы, рассматриваемые Фроммом,
есть механизмы бегства от свободы, возникающие из неуверенности
изолированного индивида. Такая ситуация складывается, как правило, в
обществах, неблагоприятных для человеческого счастья и самореализации [3,
с. 121-122].
При нарушении связей, обеспечивающих уверенность, у индивида имеется
два пути. Первый -- спонтанно связать себя с окружающим миром через любовь
и труд, через проявление всех своих способностей, обретая таким образом
единство с людьми, миром и самим собой, не отказываясь от независимости
своего "я" -- в терминах Фромма это путь, ведущий к позитивной свободе.
Второй -- отказ от свободы в попытке преодоления возникшего одиночества.
Этот путь, путь к негативной свободе, не в силах обеспечить индивиду былое
единение и спокойствие, так как отделенность от прошлого неизбежна; путь
это связан с отказом от своей индивидуальности, он смягчает тревогу и
делает жизнь терпимой, но проблемы не решает. При избрании последнего пути
жизнь превращается в автоматическую деятельность, не имеющую цели и
неспособную дать результат [3, с. 123-124].
Один из механизмов бегства от свободы -- отказ от своей личности и
связь ее с какой-либо внешней силой для получения силы, не достающей
индивиду. Эти механизмы выражаются в мазохистских и садистских тенденциях,
которые имеют место быть как у невротиков, так и у нормальных людей, но
выражены в разной степени. Наиболее частое проявление мазохистских
тенденций -- чувства собственной неполноценности, беспомощности. У этих
людей имеется видимое стремление избавиться от этих чувств, но
неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна. Они
постоянно проявляют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться.
Жизнь ими воспринимается как огромная неуправляемая машина, с которой они
не в силах совладать. В более тяжелых случаях наблюдается увлечение
самокритикой, самоистязание (физическое или моральное), желание болеть и
другое стремление нанести себе вред. Встречаются и изощренные формы
мазохизма, когда какое-либо стремление усердно маскируется индивидом или,
например, оправдывается его абсолютной неизбежностью в данных
обстоятельствах [3, с. 125-126].
В характерах подобного типа могут наблюдаться и садистские тенденции.
Условно их можно поделить на три типа: 1) стремление к получению власти над
людьми, 2) стремление к поглощению материальных и моральных богатств людей,
3) стремление причинять другим страдания. Садистские тенденции,
естественно, рационализируются еще больше, ибо они уже не столь безобидны,
как мазохизм. Садисты обладают столь же сильной привязанностью к своим
жертвам, как и мазохисты к своим реальным или виртуальным мученикам. Именно
в этом, по Фромму, заключается парадокс долговременного существов

Новинки рефератов ::

Реферат: Петр I - рождение империи (История)


Реферат: Социальные трансферты (Социология)


Реферат: Высокомоментные двигатели (Технология)


Реферат: Государство (Политология)


Реферат: Мое отношение к Наполеону (История)


Реферат: Биологическая продуктивность лесных ландшафтов (Биология)


Реферат: Проблемное обучение (Педагогика)


Реферат: Транспортное страхование ВЭД (Страхование)


Реферат: Методы социального прогнозирования (Социология)


Реферат: Купля-продажа жилья (Право)


Реферат: Шаляпин и синтез Культур (Искусство и культура)


Реферат: Германия в мировой экономкие (География)


Реферат: Предыстория толерантных указов языческих императоров касательно христиан (Религия)


Реферат: Реклама в структуре FM-вещания Санкт-Петербурга (Журналистика)


Реферат: История и развитие радиотехники (История)


Реферат: Критеріі ефективності труда менеджмера (Менеджмент)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Организация пенсионной службы в РФ (Страхование)


Реферат: Таблица Менделеева (Химия)


Реферат: Модульное задание (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист