GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Материя, ее свойства и виды (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Материя, ее свойства и виды (Естествознание)



Содержание


Введение 2
Становление и развитие общих представлений о материи 3
Свойства и атрибуты материи 6
Философия о многообразии и единстве мира 9
Движение как способ существования материи. Основные формы движения
материи, их взаимосвязь и качественная специфика 12
Литература 18

Введение


Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность
заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также
в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и
взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками
стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления
о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных
предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна
материя? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи известны в
настоящее время? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и
форм ее движения в другие? На основе каких законов это происходит? Наконец,
каким образом возникло такое свойство материи, как сознание?
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность
разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными
свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни
просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно
непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других
необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти
предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.
Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные
предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться,
знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть
независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время
это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой
единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях,
процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система
сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности
человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем
накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения
людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчетливый,
приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это
относится и к определению категории материи.

Становление и развитие общих представлений о материи


Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи
показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим
их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то
конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала,
некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за
пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным
видом вещества с присущими ему свойствами ограничивалось дальнейшее
познание, проникновение в сущность материи. Все же большой заслугой древних
материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание
взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.
Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней
Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения
об окружающем мире. Они впервые высказали мысыль о том, что все предметы
состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция -
атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные
материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их
разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее
различным телам.
Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало общую
природу бытия микропредметов, однако оно не раскрывало в полной мере
понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности оно не
могло служить критерием общности всего многообразия видов материи. В
настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и
представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим
отождествление понятия материи с одним из конкретных ее проявлений, с
веществом.
Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский
материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал,
что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-
нибудь образом на наши чувства".
Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных формах
материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом определении
Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает
представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха
было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того , что
воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что
не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного
Гольбахом определения материи создавала возможности как для
материалистической, так и идеалистической ее трактовки.
К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло
достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось,
незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон
сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь
развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система
элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы -
мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества.
Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса
характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи.
Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря
работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения
электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом
распространение электромагнитных волн связывалось с механическими
колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением
отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления
укладываются в предначертанные им рамки.
Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении
и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и
учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную
субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе
предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило
сказаться.
На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала
целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В
1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно
обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают
радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана
изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш
соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым
окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ
в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой
механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория
относительности.
Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять
сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической
физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону
идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица
вещества. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости,
постоянства массы, нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается,
что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам
противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую
массу, заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело
к мысли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества
отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод:
"материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под
которой понималось количество вещества, стала трактоваться как превращение
материи в "ничто". Таким образом, рушился один из главнейших принципов
материализма - принцип неуничтожимости и несотворимости материи.
Диалектико-материалистическое определение материи направлено против
отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Тем
самым оно допускает возможность существования, а значит, и открытия в
будущем новых неизвестных, "диковинных" видов материи. Следует сказать, что
в последние годы физики и философы все настойчивее предсказывают такую
возможность.

Свойства и атрибуты материи


Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Кратко
перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь,
движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем,
что обеспечивает их бытие. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает,
что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь
конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является
следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в
многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является
способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга.
Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в
определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот
процесс бесконечен. О свойстве неисчерпаемости материи мы уже говорили.
Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством
прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного,
абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую
взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений
современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни.
Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и
атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в
более глубокие области материи. Причем, подчеркнем еще раз, принципиально
новым при этом является отказ от абсолютизации каких-то первокирпичиков,
неизменной сущности вещей. В настоящее время физикой открыто множество
различных элементарных частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой
антипод - античастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный
заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы,
отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Частицы и
античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в
другие частицы. Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в
два фотона.
Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение
о возможности существования антимира, состоящего из античастиц, антиатомов
и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть
аналогичными законам нашего мира.
Общее количество частиц, включая и так называемые "резонансы",
временной промежуток жизни которой чрезвычайно мал, достигает сейчас
приблизительно цифры 3ОО. Предсказывается существование гипотетических
частиц - кварков, имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них
невозможно удовлетворительно объяснить некоторые квантово-механические
явления. Не исключено, что в недалеком будущем это теоретическое
предсказание найдет экспериментальное подтверждение.
Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать
следующую ее структурную картину.
Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым
относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные,
гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой
элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся
элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела,
т.е. все то, что имеет массу покоя.
Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.
Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного
характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою
корпускулярную природу, а в других - волновые качества.
Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные
уровни материи:
1. Элементарные частицы и поля.
2. Атомно-молекулярный уровень.
3. Все макротела, жидкости и газы.
4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
5. Биологический уровень, живую природу.
6. Социальный уровень - общество.
Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии
подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом
структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются
законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический
характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам
функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих
на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного
тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной
взаимосвязи всех этих уровней.
Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее
уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы,
макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако
материальные образования на более высоком уровне не являются просто
механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые
материальные образования, со свойствами, коренным образом отличающимися от
простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в
специфике законов, описывающих их. Известно, что атом, состоящий из
разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или классический пример. Кислород
поддерживает горение, водород горит, а вода, молекулы которой состоят из
кислорода и водорода, гасит огонь. Далее. Общество есть совокупность
отдельных людей - биосоциальных существ. Вместе с тем общество несводимо ни
к отдельному человеку, ни к некоторой сумме людей.
В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить
три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную -
общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что
всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей
познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,
отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что
избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение
многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и
мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и
другие подходы к ней.

Философия о многообразии и единстве мира


Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира
исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что
движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.
Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия
проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения
объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно различных,
отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем; во-вторых,
как иерархические отношения между системами разной степени сложности,
организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более
сложные и вместе с тем в несводимости специфических закономерностей
последних к первым.
Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира
доказывается развитием естествознания. Открытие электромагнитных волн и
светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля
и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось,
электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало
единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными
открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и
превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов
Дарвиным.
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что
Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе
те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов
раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.
Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв.,
показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных
формах движения. Все эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель
мира, авторы которой метафизически пытались свести всю материю в
бесконечной Вселенной в некоей "праматерии". Такой первоматерией,
первокирпичиком всех вещей английский физик Праут считал, например, атом
водорода.
Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существует
функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной
связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Вселенная функционирует
как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает
вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от
других, эта модель упрощает действительность.
В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная
теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов
материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи,
ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.
Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая
раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Действительно, единство
мира проявляется по Ленину, в поразительной аналогичности дифференциальных
уравнений, описывающих различные области человеческого знания. Это,
конечно, не исключает возможности описания одних и тех же явлений,
процессов, объектов с помощью различных математических моделей. Так,
например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на
различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную.
Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе
дальнейшего развития физики и астрофизики.
Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и
кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И
вообще, интеграция наук - свидетельство материального единства мира.
В социальной сфере работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. была
раскрыта материальная основа психики человека и тем самым навсегда развеяна
дуалистическая идея о человеке как о соединении двух противоположных начал
- души и тела. Не менее важное значение имело обоснование единства природы
и общества.
Завершая анализ, отметим, что в глобальных масштабах материальное
единство мира проявляется в различных аспектах:
в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и
неуничтожимости;
во взаимной связи и обусловленности всех материальных систем и
структурных уровней материи;
в многообразных взаимных превращениях форм движущейся материи;
в историческом развитии материи, возникновении живых и социально
организованных систем на основе менее сложных форм;
в наличии у всех форм материи всеобщих свойств и подчинении их
универсальным диалектическим закономерностям.
Среди всех всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим является
движение как способ существования материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи,
их взаимосвязь и качественная специфика


При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов
материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали
неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции
воды вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о
вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что
атомы непрерывно движутся в пустоте.
Позднее, в условиях господства метафизических и механических
воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность
материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал
убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была
подхвачена и развита французскими материалистами.
Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция.
Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных
предметов.
На основе развития частных наук, анализа философских идей своих
предшественников создатели диалектико материалистической философии углубили
понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей,
пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что
материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как
только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На
этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла
совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием
бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения материи
существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью,
наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость,
притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и
сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности
материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на
противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения
материи.
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой
сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы
всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения
преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только
простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по
замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто
количественные или только качественные изменения. С диалектико-
материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии
покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим
телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения
и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,
полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней
причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент
времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует,
что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная
от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в
этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия
вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить
невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную
всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности
массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит
непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и
явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть,
существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это
значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает
признания относительности движения в различных конкретных случаях.
Например, механическое движение одного предмета относительно другого
иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по
отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона
ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного
результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.
Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не
отрицает его противоположности покоя. Под покоем понимается неизменность
вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие,
сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной
возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является
причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей,
условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не
существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное,
лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом,
благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а
благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном
состоянии и в известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10-5 с.
Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой.
Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является,
как и движение, необходимым условием дифференциации материи.
Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя,
относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы
движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и
равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз
приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если
можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане
необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.
В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего
механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные
образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей
совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и
во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что
каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием
выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными
материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма
характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином
структурном уровне материи.
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые
входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из
этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже
простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно
прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное,
хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная,
т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный.
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить
друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это
есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и
движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности
масса.
Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной
формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день
является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения
речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения,
имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными
науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие
современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах
движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых
биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,
становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения,
считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки,
сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много
диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир
принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания
расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.
С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и
философы, начиная с середины XIX в.
Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал
вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является
энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма".
Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в
частности, Планк, Лебедев и др.
Гносеологические корни "энергетизма" в абсолютизации движения,
энергии как меры движения, в их отрыве от материи.
Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации
состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус
открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в
том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда
направлен от более теплого тела к более холодному.
Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии
со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного
закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как
замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится
движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.
Против этой теории выступили физики Смолуховский, Больцман,
Циолковский и др. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти"
Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический
характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные
процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной
юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин,
К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают,
что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы
Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только
термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др.
И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии устраняя
возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в
тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс,
противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная
никогда не может стать мертвым кладбищем.
Литература


Ведение в философию. В 2 т. М., 1989.

Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.

Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 1990.





Реферат на тему: Методы научного познания

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение
различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых
приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому
знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть
совокупность приемов и операций практического и теоретического познания
действительности.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера
решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что
они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и
глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в
научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-
исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.
Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания,
важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и
производственно-техническая.
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации
(установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание
(изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых
теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых
фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина
мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.
Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная
производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это
уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной
характер.
Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре
науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного
знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает
целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том
числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с
помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование
предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов
(предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с
помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные
данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.
В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и
теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их
разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь
к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт -
слепым.
Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:
,
1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные
формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса
познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к
конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее,
общефилософские методы познания.
2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или
же определенного приема исследования:
анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также
относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.
В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное
значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно
рассмотреть их сущность.
Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов
действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод
наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в
себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.
Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где
невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии,
гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное
функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и
т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования,
формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых
концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и
сравнение.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления
действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он
отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть
активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не
ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в
естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на
изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.
Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях
процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю
и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при
котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях
в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым
значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более
глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие
существенные для данного процесса факторы и величины.
Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и
эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и
приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами
начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по
условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в
области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и
т.д.).
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания,
полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой,
менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на
сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить
вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Применение метода аналогии в научном познании требует определенной
осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он
работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать
систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип,
результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-
либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем,
что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для
прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду
причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос
исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли
заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель
называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При
этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет
получить о последнем определенное знание.
Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в
замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть
использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения.
Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном
отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень
важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают
пределы и границы допустимых упрощений.
Современной науке известно несколько типов моделирования:
1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели,
воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или
функциональные характеристики объекта-оригинала;
2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают
схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является
математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;
3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей
используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с
ними.
В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с
использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и
объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком
случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования
объекта.
Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура
мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.
Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и
осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.
Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования,
являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от
нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения,
состава, а также его свойств и признаков.
Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена
процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему,
без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез
выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления
целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе
происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и
изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза,
включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет
пути нового научного поиска.
Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование
логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.
Непосредственной основой индуктивного умозаключения является
повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение
по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов,
относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого
множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются
как опытные истины, или эмпирические законы.
Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод
на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В
результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер
достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит
общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди
последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному
умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна,
здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного
подтверждения.
Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от
некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.
Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме;
все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к
классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод
познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод
дедукции не позволяет | получить содержательно нового знания. Дедукция
представля- ^ ет собой лишь способ логического развертывания системы по- |
ложений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания
общепринятых посылок.
Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок,
предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью
которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые
теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых
становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний
(а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения.
Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.
Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или
предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в
научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а
вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.
Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым
знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для
обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством
объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания,
систематизации их, а также фактов за пределами данной области,
предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М.
Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики,
квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна
противоречить уже имеющимся фактам.
Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она
должна обладать свойствами фаль-сифицируемости и верифицируемости.
Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате
экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифнцируемости
гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально
опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к
науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента
опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или
теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае
отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления
истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки.
Возможна также косвенная верифици-руемость, основанная на логических
выводах из прямо верифицированных фактов.
3. Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в
пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они
возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы
физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию
астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс
взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например,
молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики,
химии, кибернетики.

Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не
рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с
дискуссией о времени возникновения науки.
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по
этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное
абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности,
когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение
генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории
(XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.
Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос,
так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным
точкам зрения наука -это совокупность знаний и деятельность по производству
этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт;
непосредственная производительная сила общества; система профессиональной
(академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и
довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того,
какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки
отсчета развития науки:
- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;
- как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;
- как социальный институт - в Новое время; /У^>
- как форма общественного сознания - в Древней Греции;
- как знания и деятельность по производству этих знаний -с начала
человеческой культуры.
Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность
дала миру математику, Новое время -современное естествознание, в XIX в.
появляется общество-знание.
Для того чтобы понять этот процесс, нам следует обратиться к истории.
Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука
не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда
для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий
социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения
особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос;
начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков,
познавательных приемов, способов символического выражения и передачи
информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный
процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных
общезначимых истин науки.
Совокупность таких условий, а также появление в культуре человеческого
общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности,
складывается в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.
Чтобы доказать это, необходимо соотнести критерии научности с ходом
реального исторического процесса и выяснить, с какого момента начинается их
соответствие. Напомним критерии научности: наука - это не просто
совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что
предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом,
соответствующих организации, координирующих исследования, а также наличие
необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1);
теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность
(3), системность (4).
Прежде чем говорить о великом перевороте в духовной жизни общества -
появлении науки, происшедшем в Древней Греции, необходимо изучить ситуацию
на Древнем Востоке, традиционно считающемся историческим центром рождения
цивилизации и культуры
4
Некоторые из / положений в системе собственных оснований классической
физики считались истинными лишь благодаря тем гносеологическим
предпосылкам, которые допускались как естественные в физике XVII - XVIII вв
В классической механике различные тела рассматривались в качестве
материальных точек, на которые оказывалось силовое воздействие, причем
такая идеализация применялась и в отношении планет при описании их вращения
вокруг Солнца Широко использовалось понятие абсолютно твердого,
недеформируемого тела, которое оказалось пригодным для решения некоторых
задач В ньютониан-ской физике пространство и время рассматривались как
абсолютные сущности, независимые от материи, как внешний фон, на котором
развертывались все процессы В понимании строения вещества широко
использовалась атомистическая гипотеза, но атомы рассматривались как
неделимые, наделенные массой бесструктурные частицы, аналогичные
материальным точкам.
Хотя все эти допущения были результатом сильных идеализации реальности,
они позволяли абстрагироваться от многих других свойств объектов,
несущественных для решения определенного рода задач, а потому были вполне
оправданы в физике на том этапе ее развития Но когда эти идеализации
распространялись за сферу их возможного применения, это приводило к
противоречию в существующей картине мира, в которую не укладывались многие
факты и законы волновой оптики, теорий электромагнитных явлений,
термодинамики, химии, биологии и т.д.
Поэтому очень важно понимать, что нельзя абсолютизировать
гносеологические предпосылки. В обычном, плавном развитии науки их
абсолютизация бывает не очень заметна и не слишком мешает Но когда
наступает этап революции в науке, появляются новые теории, которые требуют
совершенно новых гносеологических предпосылок, часто несовместимых с
гносеологическими предпосылками старых теории Так, вышеперечисленные
принципы классической механики были результатом принятия крайне сильных
гносеологических предпосылок, которые на том уровне развития науки казались
очевидными Все эти принципы были и остаются истинными, конечно, при вполне
определенных гносеологических предпосылках, при определенных условиях
проверки их истинности. Иначе говоря, при определенных гносеологических
предпосылках и определенном уровне практики эти принципы были, есть и будут
всегда истинными. Это же говорит о том, что нет абсолютной истины
Истинность всегда зависит от гносеологических предпосылок, которые не
являются раз и навсегда данными и неизменными.
В качестве примера возьмем современную физику, для которой верны новые
принципы, в корне отличные от классических: принцип конечной скорости
распространения физических взаимодействий, не превышающий скорость света в
вакууме, принцип взаимосвязи наиболее общих физических свойств
(пространства, времени, тяготения и т.д.), принципы относительности
логических оснований теорий Эти принципы основаны на качественно иных
гносеологических предпосылках, чем старые принципы, они логически
несовместны В этом случае нельзя утверждать, что если истинны новые
принципы, то старые ложны, и наоборот При разных гносеологических
предпосылках могут быть истинными и старые, и новые принципы одновременно,
но области применения этих принципов будут различны. Такая ситуация на
самом деле имеет место в естествознании, благодаря чему истинны как старые
теории (например, классическая механика), так и новые (например,
релятивистская механика, квантовая механика и т.д.).
6
НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В НАУКЕ
Толчком, началом новейшей революции в естествознании, приведшей к
появлению современной науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике,
разрушивших всю карте-зианско-ньютоновскую космологию. Сюда относятся откры-
тие электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного
излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж.
Томсоном, светового давления П.Н.Лебедевым, введение идеи кванта М.
Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, описание процесса
радиоактивного распада Э.Резерфордом. В 1913 - 1921 гг. на основе
представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель
атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой
элементов Д.И. Менделеева. Это - первый этап новейшей революции в физике и
во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о
материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей,
о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего
естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса
метафизических философских оснований классической науки.
Второй этап революции начался в середине 20-х гг. XX века и связан с
созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в
новой квантово-релятивистскоЙ физической картине мира.
На исходе третьего десятилетия XX века практически все главнейшие
постулаты, ранее выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число
входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных
«кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о
строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного
наблюдения природы.
Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех
сторон. Ньютоновские твердые атомы, как ныне выяснилось, почти целиком
заполнены пустотой. Твердое вещество не является больше важнейшей природной
субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в
относительные проявления четырехмерного пространственно-временного
континуума. Время течет по-разному для тех, кто движется с разной
скоростью. Вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных
обстоятельствах оно может и совсем остановиться. Законы Евклидовой
геометрии более не являются обязательными для природоустройства в масштабах
Вселенной. Планеты движутся по своим орбитам не потому, что их притягивает
к Солнцу некая сила, действующая на расстоянии, но потому, что само
пространство, в котором они движутся, искривлено. Субатомные феномены
обнаруживают себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою
двойственную природу. Стало невозможным одновременно вычислить
местоположение частицы и измерить ее ускорение. Принцип неопределенности в
корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский детерминизм. Научные
наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы
наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX века,
напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль.
Началом третьего этапа революции были овладение атомной энергией в 40-е
годы нашего столетия и последующие исследования, с которыми связано
зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот
период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о
Земле. Следует также отметить, что с середины XX века наука окончательно
слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции.
Квантово -релятивистская научная картина мира стала первым результатом
новейшей революции в естествознании.
Другим результатом научной революции стало утверждение неклассического
стиля мышления- Стиль научного мышления - принятый в научной среде способ
постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов,
проведения научных дискуссий и т.д. Он регулирует вхождение новых идей в
арсенал всеобщего знания, формирует соответствующий тип исследователя.
Новейшая революция в науке привела к замене созерцательного стиля мышления
деятельност-ным. Этому стилю свойственны следующие черты:
1. Изменилось понимание предмета знания: им стала теперь не реальность в
чистом виде, фиксируемая живым созерцанием, а некоторый ее срез, полученный
в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения
этой реальности.
2. Наука перешла от изучения вещей, которые рассматривались как
неизменные и способные вступать в определенные связи, к изучению условий,
попадая в которые вещь не просто ведет себя определенным образом, но только
в них может быть или не быть чем-то. Поэтому современная научная теория
начинается с выявления способов и условий исследования объекта.
3. Зависимость знаний об объекте от средств познания и соответствующей им
организации знания определяет особую роль прибора, экспериментальной
установки в современном научном познании. Без прибора нередко отсутствует
сама возможность выделить предмет науки (теории), так как он выделяется в
результате взаимодействия объекта с прибором.
4. Анализ лишь конкретных проявлений сторон и свойств объекта в различное
время, в различных ситуациях приводит к объективному «разбросу» конечных
результатов исследования. Свойства объекта также зависят от его
взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и равноправие
различных видов описания объекта, различных его образов. Если классическая
наука имела дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным
истинным способом, то современная наука имеет дело с множеством проекций
этого объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное
всестороннее его описание.
5. Отказ от созерцательности и наивной реалистичности установок
классической науки привел к усилению математизации современной науки,
сращиванию фундаментальных и прикладных исследований, изучению крайне
абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей -
реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика
высоких энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к
невозможности отделения эмпирического от теоретического.
Современную науку отличает повышение уровня ее абстрактности, утрата
наглядности, что является следствием математизации науки, возможности
оперирования высокоабстрактными структурами, лишенными наглядных
прообразов.
Изменились также логические основания науки. Наука стала использовать
такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового
деятельностного подхода к анализу явлений действительности. С этим связано
использование неклассических (неаристотелевских) многозначных логик,
ограничени

Новинки рефератов ::

Реферат: Госдума и Госсовет в период с 1905 по 1917 гг. (История)


Реферат: Кокс и коксование (Химия)


Реферат: Моя профессиональная деятельность на инженерном уровне (специальность 220200) (Программирование)


Реферат: Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге (Литература : русская)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: Лекции по анатомии ЦНС (Биология)


Реферат: Биография Билла Клинтона (История)


Реферат: Проблема 2000 года и ее последствия (Программирование)


Реферат: Билеты по биологии для 8 класса (Биология)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Лабораторная №6 вариант №13 по информатике, выполненная с использованием подпрограмм-процедур и подпрограмм-функций (Компьютеры)


Реферат: Нитрование ароматических углеводородов. Производство нитробензола (Технология)


Реферат: Внешняя среда организации, ее характеристика (Менеджмент)


Реферат: Предмет и метод трудового права (Трудовое право)


Реферат: Гальванотехника и ее применение в микроэлектронике (Технология)


Реферат: Сознание и бессознательное (Философия)


Реферат: Общество как сложная система. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Важнейшие институты общества (Социология)


Реферат: Методы психогенетики (Психология)


Реферат: Шаляпин и синтез Культур (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист