GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Происхождение и эволюция человека (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Происхождение и эволюция человека (Естествознание)



ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-
вторых, по своей природе, т.е. биологической основе своего существования.
Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое
существо, хотя он не сводится к этому.
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек-
биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную
компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1)что человека можно
рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем
химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой
существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология
накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное
поведение человека во многом генетически детерминировано.
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы
человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении
желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека
и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в
марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности
человека.
С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую
предопределенность существования человека и его родовую (собственно
человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически
человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука
в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и
гуманитарного знания.
Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может
рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем
естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами
естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое
антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он
отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает
генетическую основу человеческой деятельности и соотношение
физиологического и психического в человеке; к третьему направлению
относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания,
души и т. п.


ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ.
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует
представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим
человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир
происходит из первого прачеловека – Пуруши.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о
том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано
представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых
отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о
естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили
о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена).
В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии
о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже
от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.
Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции
Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков
современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение,
поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку
оказались шимпанзе.



Сходства и отличия человека и животного.
Прежде чем говорить о времени появления человека мы должны выяснить
вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о
том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о
сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным
составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же
белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции
нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале
стоит животное , тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых,
человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла
эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы,
которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя
не нужны ему (например, аппендикс).
Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде
всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало,
что они обладают многим из того , на что раньше считались способны только
люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова,
сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким
образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это
способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных,
абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства
конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда
конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным,
обобщающим, понятийным, логичным.
Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект
человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности,
соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть
за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов.
Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека
и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя,
тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение.
Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные
формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина,
которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала
работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к
понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.
Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью.
Опять–таки, у животных может быть развита система общения с помощью
сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но
только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной
системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим
человеческое общество отличается от других общественных животных.
Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в
непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу
бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов,
начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из
современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения,
которым открывается одно из Евангелий: « В начале было Слово». С этих
позиций и разум и слово появилось задолго до человека, а не изобретены им.
Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека,
что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам
Платона и Гегеля.
В естествознании же, пытающимся выяснить естественные причины
человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков,
произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе
совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие
определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова
суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе
общественного труда постепенно мог возникнут разум.
Способность к труду – еще одно фундаментальное отличие человека от
животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к
сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде
орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять,
творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные
приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в
конечном счете труд создал человека.
Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака
человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие,
развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два
характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры –
использование огня и захоронение трупов.


Антропология.
В широком смысле «антропология» – наука о человеке (от греч.
«антропос» - человек). Но так как человека изучает множество наук, как
естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле
осталась проблема происхождения человека и определения специфики его
строения и эволюции.
Бурное развитие антропология получила во второй половине 19 века
после создания теории эволюции Дарвина. Э. Геккель выдвинул гипотезу о
существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида,
который он называл питекантропом(буквально «Обезьяночеловек»). Он же
предложил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки
(«древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн.
лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая
– к человеку. 20 млн. лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили
и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к
прямохождению (так называемые «рамопитеки», остатки которых найдены в Индии
и названы в честь бога Рамы).
В 1960 году английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке
«Человека Умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см.
В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки,
заостренной при помощи нескольких сколов , которые он, как предполагают,
изготовлял. Позже на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ
того же типа возрастом 5,5 млн. лет. Наличие изготовленных орудий труда
(если по этому факту судить о становлении человека) позволили существенно
увеличить его возраст.
После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в
четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и
человекообразных обезьян (не ранее, так как гены тех и других слишком
сходны), т.е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы
подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость
изменения генов за счет точечных мутаций (изменений пар оснований ДНК)
устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать
для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола.
Что было причиной появления человека именно в одном месте? В
Восточной Африке имеют место выходы урановых пород и существует повышенная
радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким
образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более слабыми
темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был,
чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни
и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не
обладающего достаточным естественным органом защиты.
«Человека Умелого» относят к австралопитекам (буквально «южная
обезьяна»), остатки которого впервые найдены в Африке в 1924 году. Объем
мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но
он был способен к созданию орудий труда. Это стало формой преодоления
противоречия между недостаточной естественной вооруженностью австралопитека
и большой насыщенностью его существования опасными ситуациями.
Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы
остатки, обнаруженные в 1891 году на острове Ява. Существа, жившие 0,5 млн.
лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 куб. см
использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы 20 века в
Китае был найден синантроп («китайский человек») с близкими питекантропу
объему мозга. Он использовал огонь и сосуды, но не имел речи.
В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили остатки
существа, жившего 150 – 40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он
имел объем мозга, близкий современному человеку, но покатый лоб, надбровные
дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У
неандертальцев впервые обнаружены захоронения трупов.
Наконец. В пещере Кро- Маньен во Франции в 1868 году были найдены остатки
существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 куб. см.) к
современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет
назад. Это и есть «Человек Разумный». В ту эпоху появились расовые
различия.



Горелов «Концепции современного естествознания»



Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович

(1922 – 1953)
Генеральный секретарь ЦК РКП(б) (до 1924 года)
Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1924 года)

Иосиф Виссарионович Джугашвилли родился 9 декабря в городе Гори Тифлисской
губернии, в семье сапожника, рабочего обувной фабрики Адемеханова в
Тифлисе. Его отец и мать были родом из крестьян. Семья была из самых
беднейших, отец много пил, во хмелю бывал агрессивен, избивал жену.
У Сталина было тяжелое детство. На всю жизнь оставила на лице оспа, в
результате травмы начала сохнуть и почти не действовала левая рука.
В 1893 или 1894 году Иосиф окончил духовное училище и поступил в тифлисскую
духовную православную семинарию. В семинарии молодежь приобщилась не только
к православным наукам, но и к вольномыслию, ко всякого рода
«освободительным» движениям. По слову современника, «семинария кишит
всякого рода кружками». Кроме этих кружков Сталин находит в городе социал-
демократические организации, охотно выполняет их задания по распространению
нелегальной литературы. В 1898 году исключен из семинарии «за неявку на
экзамен». На этом образование Сталина закончилось.
В 1901- 1902 годах Сталин становиться членом Тифлисского, а затем
Батумского комитетов РСДРП. После 2-го съезда партии (1903 год) примыкает к
большевикам. Первый приказ об его аресте в 1901 году заставляет Сталина
перейти на нелегальное положение. Таким образом он остался не только без
образования, но и без какой-либо профессии. Его профессия – революционер,
конец нелегальной жизни наступает только в 1917 году. Сталин активно
участвовал в революции 1905 – 1907 годов в Закавказье.
Начиная с 1905 года Сталин участвовал в партийных съездах и конференциях.
В 1912 году Сталина заочно вводят в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП.
В 1913 году в Вене Сталин написал статью «Марксизм и национальный вопрос».
С этих пор он становится в большевистской среде признанным специалистом по
национальному вопросу.
В 1913 году Сталин арестован в Петербурге и сослан о Восточную Сибирь, в
Туруханский край.
В 1914 году призван в армию, но не пропущен медицинской комиссией из-за
усохшей левой руки. Из ссылки выехал после Февральской революции 1917 года.
По возращении в Петроград он становится членом Русского бюро ЦК и входит в
его президиум. В качестве представителя от большевиков избирается в
Петроградский Совет. Становится одним из редакторов «Правды». На 1-м
Всероссийском съезде Советов Сталина избирают членом ВЦИК и бюро ВЦИК от
большевиков.
10 октября 1917 года Сталин избран членом Политбюро, созданного для
политического руководства текущими событиями.
В период подготовки вооруженного восстания Сталин зарекомендовал себя
хорошим исполнителем. Он не был сколько-нибудь заметным оратором, поэтому
известен только в узком кругу членов ЦК.
На 2-м Всероссийском съезде Советов избран членом ВЦИК и утвержден наркомом
по делам национальностей в первом большевистском правительстве (СНК).
Его подпись стоит подо всеми важнейшими документами, изданными СНК в первые
дни после переворота.
Во время решения вопроса о подписании Брестского мира Сталин долго
колебался между Лениным и Троцким, однако примкнул к Ленину.
В период гражданской войны Сталин часто выезжал на различные фронты. С 1920
по 1923 год он состоял членом Революционного Военного Совета республики. С
1922 года Сталин становиться одним из секретарей ЦК ВКП(б), затем
генеральным секретарем. Практически он возглавил все разрастающийся
партийный аппарат. Болезнь Ленина провоцирует начало жестокой борьбы за
власть среди его ближайших соратников. Сталин активно включается в эту
борьбу в 1922 году и выходит из нее победителем к концу 20-х годов.
Ему удалось победить более сильных, на первый взгляд, соперников: Троцкого,
Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина. Применяя тактику интриг, сталкивания
лбами, перегруппировок, он захватывает власть в свои руки и не выпускает ее
до самой смерти в 1953 году. Ему удается удержать тоталитарный режим в
стране с помощью невиданного массового террора.
За годы правления Сталина в стране произошла насильственная коллективизация
крестьянских хозяйств и «ликвидация кулачества как класса», усиленная
индустриализация в основном за счет тяжелой промышленности. Быстрыми
темпами шла милитаризация экономики. К 1940 году СССР вернул себе
практически все территории бывшей Российской империи (кроме Польши и
Финляндии. Страна вошла в Лигу Наций, были установлены дипломатические
отношения со всеми важнейшими государствами мира. В 1939 году Сталин
заключает с Германией пакт о ненападении. Составляют секретные соглашения о
разделе Польши. Первого сентября 1939 года вступлением немецких войск в
Польшу начинается Вторая мировая война. В то же время с другой стороны в
Польшу вступают советские войска: они освобождают территорию Западной
Украины и Белоруссии.
Польша после недолгого сопротивления перестает существовать как суверенное
государство. У СССР появляется новая государственная граница.
Осенью 1939 года СССР начинает войну с Финляндией за Карельский перешеек и
прилегающую к Ленинграду территорию. Маленькая республика отчаянно
сопротивляется и наносит Красной армии большой ущерб, демонстрируя ее
неподготовленность к серьезной войне. По некоторым оценкам зимой 1939 года
погибло более миллиона солдат и офицеров. Мир с Финляндией был заключен
весной 1940 года. СССР получил желаемые территории, которые до сих пор
находятся в составе России.
Окончательное укрепление единоличной диктатуры Сталина, казалось бы, должно
привести к сокращению террора и репрессий. Однако этого не случилось:
Сталин выдвинул положение об усилении классовой борьбы в период построения
социализма, призвал весь народ к бдительности. На самом деле продолжалась
его борьба с потенциальными конкурентами. Одного из таких «претендентов на
престол» Сталин увидел в секретаре Ленинградской партийной организации С.
М. Кирове. По его приказу было организовано убийство возможного соперника,
пользовавшегося большой популярностью в народе. А затем началась вакханалия
повального террора в Ленинграде, Москве, провинциях. Все больше развивалась
практика доносов, на основании которых людей репрессировали часто без
всяких доказательств и без суда. Некоторые ближайшие соратники Сталина
вынуждены были покончить жизнь самоубийством: они не желали разделять со
Сталиным ответственность за чудовищные беззакония. Такая участь постигла С.
Орджоникидзе. После его смерти были арестованы все его родственники,
друзья, охранники, обслуга. Многие из них были уничтожены.
Рабский труд оказался очень дешевым и выгодным. Плановые задания Главному
управлению лагерей (ГУЛАГу) ежедневно увеличивались. По массовости террора
все рекорды побил 1937 год.
Одним из самых известных «подвигов» НКВД стало уничтожение практически
всего руководящего состава Красной Армии. Сталин был инициатором и
вдохновителем этих чисток. Однако он заботился о показательной стороне
своего режима: в 1936 году принята «Сталинская» Конституция, подготовленная
«врагом народа» Бухариным, закреплявшая за советскими людьми основные
гражданские права и свободы. Массовая культура изображала советскую
действительность в радужных тонах. Одна из самых популярных песен в стране
провозглашает: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит
человек».
В 1934 году Сталин провел последний довоенный съезд партии, названный потом
«съездом победителей». На этом съезде уже не было легальной оппозиции
Сталину, но практически все делегаты съезда были расстреляны в последующие
годы без всяких громких процессов.
Самым важным и трагическим событием за годы правления Сталина стала Великая
Отечественная война 1941 – 1945 годов с фашистской Германией. Победа была
одержана народом ценой величайших жертв и величайшего напряжения всех сил.
Сталин, вначале совершенно растерявшийся, виновный в чудовищных потерях
1941 года, присвоил себе славу победителя и великого полководца. Верховный
Совет преподнес ему звание генералиссимуса.
Во время войны по приказу Сталина совершена массовая насильственная
депортация многих народностей, населявших Европейскую часть СССР: немцев
Поволжье, крымских татар, карачаевцев, черкесов, калмыков, чеченцев,
ингушей, балкарцев. Во время депортаций происходила массовая гибель людей,
так как никто не заботился об их обустройстве на новых местах. После
окончания войны массовым репрессиям подверглись жители Прибалтийских
республик, Западной Украины.
Можно сказать, что все национальные конфликты 90-х годов на территории СССР
спровоцированы сталинской национальной политикой. Он же был автором
политики государственного антисемитизма, которая проводилась в Советском
Союзе вплоть до 1991 года и привела к массовой эмиграции евреев из СССР.
Одним из результатов Второй мировой войны стало некоторое расширение
советской территории и образование «социалистического лагеря». В него вошли
страны Центральной и Восточной Европы: ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия,
Румыния, Болгария. В первые годы после войны поддерживаются дружеские
отношения и с социалистической республикой Югославией, и с Албанией.
Многие советские люди ожидали после победы улучшение обстановки внутри
страны: уменьшения террора, репрессий, постепенное повышение жизненного
уровня. Однако этого не произошло. Террор проникал в самые неожиданные,
казалось бы, области: можно было пострадать за принадлежность к той или
иной научной школе и не только в общественных науках: разгрому подверглись
генетика, кибернетика и другие науки. Долгое время на первых страницах
газет шла дискуссия по вопросам языкознания. И всегда побеждала та точка
зрения, та школа, которую поддержал «великий вождь всех времен и народов»
товарищ Сталин.
В искусстве идеологическим оценкам подвергались не только проза, поэзия,
живопись, архитектура, но даже музыка. Главным идеологом этого времени стал
член Политбюро А. А. Жданов. Он же разрабатывал и идеологию «холодной
войны». Ее начало относится примерно к 1947 – 1948 годам, когда
коммунистические марионеточные режимы укрепились во всех странах
«социалистического лагеря».
В 1950 году был заключен договор о дружбе, союзе и взаимопонимании с Китаем
сроком на 30 лет. СССР передал коммунистическому Китаю военно-морскую базу
в Порт-Артуре и предоставил кредиты на сумму 300 млн долларов.
Летом 1950 года началась война в Корее, которая длилась целый год и
закончилась нулевым результатом. СССР и США испытывали новое вооружение.
С осени 1952 года в стране была развязана яростная антисемитская кампания,
сфабриковано «дело врачей», которых обвинили в убийстве высших должностных
лиц, в том числе и Жданова. В знак протеста в Тель–Авиве
произошло нападение на здание советской дипломатической миссии,
послужившее поводом для разрыва дипломатических отношений с Израилем.
В сентябре 1949 года сообщено о первом взрыве советской атомной бомбы.
Как и все кровавые тираны, Сталин жил в постоянном страхе заговора. Он
подозревал заговорщиков в каждом человеке из своего окружения. Тем более не
доверял никому из медиков. Поэтому когда его настиг апоплексический удар,
некому было оказать ему медицинскую помощь.
Вскоре после начала болезни Сталин умер. Это случилось 5 марта 1953 года.
Сначала его тело было помещено в Мавзолей, потом по решению съезда партии,
захоронено на Красной площади. Во время прощания со Сталиным большая часть
народа высказывала искренне горе. Посетить его гроб в Колонном зале бывшего
Дворянского собрания в Москве стремились сотни тысяч людей. Шествие не было
организовано властями, и несколько тысяч человек погибли в давке, среди них
женщины и дети. Таков был конец, может быть, самого кровавого режима в
России.

Иркутский Государственный Технический Университет
Институт Бизнеса и Политики



РЕФЕРАТ
по концепции современного естествознания
на тему: НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Подготовила:
Рачицкая
Ксения

Владимировна
«Финансы
и Кредит»
1 курс 2
группа

Проверил:
Малых
Геннадий
Иванович



Иркутск 2000 г.




Реферат на тему: Происхождение человека

Оглавление:

Человек как предмет естественнонаучного познания 2
Проблема появления человека на Земле. 2
Некоторые методы исследования 10
История в наших генах . 10
“Молекулярные часы” 10
Гены и языки 11
Сильно ли мы отличаемся друг от друга? 12
Список использованной литературы : 13


Человек как предмет естественнонаучного


познания.

Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых,
по своей природе, т.е. биологической основе своего существования. Человека
можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо,
хотя он не сводится к этому.
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек-
биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную
компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1)что человека можно
рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем
химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой
существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология
накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное
поведение человека во многом генетически детерминировано.
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы
человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении
желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека
и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в
марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности
человека.
С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую
предопределенность существования человека и его родовую (собственно
человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически
человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука
в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и
гуманитарного знания.
Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может
рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем
естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами
естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое
антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он
отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает
генетическую основу человеческой деятельности и соотношение
физиологического и психического в человеке; к третьему направлению
относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания,
души и т. п.

Проблема появления человека на Земле.

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о
божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу
своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого
прачеловека – Пуруши.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о
том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано
представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых
отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о
естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили
о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена).
В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии
о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже
от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.
Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции
Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков
современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение,
поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку
оказались шимпанзе.
По всё это отнюдь не означает, что ныне
живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у
человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его
дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях.
В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы
и человека.
Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение
климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными
лесов. Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных.
Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались
приспособиться к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила
дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».
Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки,
сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало
прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей
австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку
массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали
мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого
способа передвижения перевешивали. В чём же они заключались? Высвободились
две передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни,
палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и
птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них
камни, — см). Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё
большую, невиданную прежде роль.
Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто
использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога
антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу,
отогнать хищника от его добычи.
Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из
густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и
сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.
Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а
наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. в
Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн лет тому назад,
которую учёные прозвали «Люси».
Следующий в эволюционной лестнице — уже «первый человек», первый
представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis). Французский
писатель Ж. Рони-старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу
своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:
«Что за крохотный народец! Самый высокий из них приходился по грудь Нао! У
них были круглые головы, треугольные лица, кожа — цвета охры. Сын Леопарда
рассматривал их с удивлением. Он принял бы их за детей, если бы не
старческий вид некоторых из них, бороды, покрывавшие пучками их лица, если
бы не оружие в их руках». «Рыжие карлики» вполне подходят под описание Homo
habilis , данное учёными.
В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания)
рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные
человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор
выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным
топором. Эти орудия — всего лишь расколотая под определённым углом галька,
слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.)
Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, — около 2,5
миллионов лет!
Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли
самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например,
использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека,
уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не
требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для
закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена,
изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации),
побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную
местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние
взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.
Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами
(камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.
Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше
«человека умелого», — человек выпрямленный (Ноmo erectus). К этому виду
относят питекантропа (по-латыни — «обезьяночеловека»), синантропа
(«китайского человека» — его останки были найдены в Китае) и некоторые
другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек выпрямленный»
уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его
(впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь
в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни,
в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой
«человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его
была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной
членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за
современного человека.
И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, — человек
разумный (Ноmo sapiens). Homo sapiens в момент своего появления был просто
представителем одной из нескольких конкурирующих линий. То, что именно он
достигнет успеха на арене эволюции, не было предопределено. Высыпая ведро
песка, вы не можете предсказать, какая из песчинок окажется сверху. Однако
ясно, что какая-нибудь из них займет место наверху, чуть-чуть выше других.
То же происходит и в процессе эволюции: один из близких видов оказывается
чуть-чуть успешнее, чем другие, но какой именно – заранее предсказать
нельзя.
Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения
человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на
Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей
планете (рис. 1).
Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что
наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей
этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди,
появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.
Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов,
которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека
прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью
к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных
влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при
недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они
специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были
подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно
осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения
оспаривается большинством антропологов.
Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция
мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид
Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара
независимо.
Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал
каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные
орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов.
За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по
среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана. Формирование человек
разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм
неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей
на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым
был довольно длительным, а следовательно, и сложным.


Факторы формирования

Каковы же движущие силы, те факторы ,которые вызвали перестройку морфологии
питекантропа именно в этом , а не в каком либо другом направлении , создали
предпосылки для вытеснения питекантропа человеком современным и определили
успех этого процесса? С тех пор как антропологи задумались над этим
процессом, а произошло это сравнительно недавно , назывались самые
разнообразные причины изменения морфологии питекантропа и приближении ее к
морфологии современного человека.
Исследователь синантропа Ф.Вайнденрайх считал наиболее показательным
отличием современного человека от питекантропа совершенный по своей
структуре мозг – с более развитыми полушариями , увеличенный в высоту , с
редуцированным затылочным отделом. В целом правильность такого взгляда
Ф.Вайденрайха не вызывает сомнений .Но от этой правильной констатации он не
мог перейти к вскрытию ее причины и ответить на вопрос : почему же сам мозг
усовершенствуется, изменяя свою структуру?
Наиболее характерная черта современного человека – совершенная кисть,
способная к самым разнообразным трудовым операциям. Все другие особенности
морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти
.Можно думать , хотя это и не излагалось сторонниками этой теории , что
мозг совершенствовался под влиянием многочисленных раздражений ,идущих от
кисти ,а количесво этих раздражений постоянно увеличивалось в процессе
труда и овладения новыми трудовыми операциями.Но эта гипотеза встречает
возражения как фактического так и теоретического характера. Если
рассматривать перестройку мозга только как следствие эволюции руки в
процессе приспособления к трудовым операциям , то она должна была
отразиться в основном на развитии двигательных областей коры головного
мозга ,а не возрастании лобных долей –центров ассоциативного мышления. Да и
морфологические отличия человека разумного от питекантропа заключается не
только в строении мозга. Неясно, например ,как связаны с перестройкой кисти
изменение пропорций тела современного человека по сравнению с
неандертальцем. Таким образом , гипотеза ,связывающая своеобразие Homo
sapiens в первую очередь с развитием кисти в процессе овладения трудовыми
операциями, тоже не может быть принята, как и изложенная выше гипотеза ,
видящая основную причину этого своеобразия в развитии и усовершенствовании
мозга.
Более приемлема гипотеза факторов формирования человека современного
вида , Разработанная Я.Я.Рогинским.Он использовал многочисленные и широко
известные в клинике нервных болезней наблюдения над субъектами, у которых
повреждены лобные доли мозга; у таких субъектов резко тормозятся или совсем
пропадают социальные инстинкты, буйный нрав делает их опасными для
окружающих. Таким образом , лобные доли мозга -сосредоточение не только
высших мыслительных но и социальных функций. Этот вывод был сопоставлен с
фактором разрастания лобных долей мозга у современного человека по
сравнению с питекантропом и, в свою очередь, привел к заключению ,что не
вообще развитие мозга или развитие кисти , а разрастание лобных долей мозга
было той основной морфологической особенностью, которая отличала людей
современного типа от поздних неандертальцев. Питекантроп в силу своей
морфологии был недостаточно социален , недостаточно приспособлен к жизни в
обществе, чтобы дать возможность развиваться этому обществу дальше : он не
умел в полной мере подавлять своих индивидуалистических антиобщественных
инстинктов ,как , впрочем это бывает у животных ,а вооруженность его была
намного выше .Схватки между отдельными представителями стада питекантропов
могли кончаться серьезными травмами. Отдельные случаи таких травм отмечены
на некоторых черепах ископаемого человека. Дальнейшее развитие общества
ставило перед питекантропом задачи , которые он не мог выполнить в силу
своих ограниченных морфологических возможностей , поэтому естественный
отбор стал работать в направление выделения и сохранения более социальных
особей.Я.Я.Рогинский указал на огромную общественную силу и
жизнеспособность тех коллективов , в которых число социальных особей было
наибольшим. Разрастание лобных костей расширяло сферу областей
ассоциативного мышления , а с ним способствовало уложению общественной
жизни , разнообразию трудовой деятельности ,вызвало дальнейшую эволюцию
строения тела , физиологических функций ,моторных навыков .
Следует оговориться ,что воспринимать эту гипотезу при всей ее
бесспорной убедительности некритически ,как гипотезу, разрешающюю все
проблемы и трудности , связанные с процессом формирования человека
современного вида, нельзя. Достаточно сложная трудовая деятельность
неандертальцев и истоки многих социальных институтов и идеологических
явлений в среднем палеолите заставляют с сомнением отнестись к идее
внутренней конфликности неандертальского стада.Увеличение объема
мозга,развитие речевой функции и языка,усложнение трудовой деятельности и
хозяйственного быта – это общие тенденции эволюции гомицид, особенно
гомицид в социально-культурной сфере. Они были бы не возможны при
отсутствии социальных связей и направленного групового поведения.Истоки
социального поведения уходят в животный мир,и поэтому ,трактуя проблему
факторов формирования Homo sapiens , целесобразнее говорить об усилении уже
существовавших на предыдущих стадиях антропогенеза общественных связях , а
не о замене ими конфликтного поведения .В противном случае мы возвращаемся
к той же , уже рассмотренной нами ,гипотезе обуздания зоологического
индивидуализма, только на более низком этапе эволюции гомицид. Изложенный
подход наиболее близок к старым взглядам В.М.Бехтерева, специально
выделившего социальную форму отбора и понимавшего под ней такой отбор ,при
котором отбирались индивидуумы с поведением полезным не самому индивидууму
, а для группы ,к которой он принадлежит.Строго говоря ,на всех этапах
эволюции гомицид такая форма отбора была, очевидно,решающей; и роль ее
,возможно ,только еще усилилась при формировании человека рвзумного.
Таким образом,социальность ,наибольшее приспособление к жизни в
коллективе ,создающийся при этом наиболее благоприятный для нее
морфофизиологический и психологический тип , что в совокупности обусловило
наиболее резкое отличие человека от других представителей животного
мира,определили,можно предпологать , и следующий этап эволюции человека –
выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с
точки зрения требований социальной организации .По аналогии с трудовой
теорией антропогенеза эту гепотизу можно назвать социальной , или
общественной,подчеркивая этим ведущюю роль коллективной общественной жизни
именно в формировании современного вида внутри рода Homo.
Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в
местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со
странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного
медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти
кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке
Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего
название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000
лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами,
имел религиозные представления и похоронные ритуалы.
Предполагается, что неандерталец эволюционировал из Homo erectus .В
пределах неандертальского вида в нашем понимании можно выделить несколько
групп ,имеющих морфологическую, географическую и хронологическую специфику.
Европейские неандертальцы , составляющие компактную географическую группу,
распадаются в соответствии с распространенным мнением на два типа .
Выделенные типы именуются различными исследователями «классическими» , или
«типичными» и «атипичными» неандертальцами. Первая группа относится к
более позднему периоду Вторая группа по сложившейся традиции якобы более
ранняя. Хронологические различия сопровождаются морфологическими , но
последние парадоксальным образом не соответствует ожидаемым и характеризуют
обе группы в обратном порядке по сравнению с геологическим возрастом: более
поздние неандертальцы оказываются более примитивными, более ранние –
прогрессивными. Мозг у последних, правда, несколько меньше по объему, чем у
поздних неандертальцев, но более прогрессивен по строению, череп выше,
рельеф черепа меньше (исключение составляют сосцевидные отростки, развитые
сильнее, - типичный человеческий признак), на нижней челюсти намечается
подбородочный треугольник, размер лицевого скелета меньше.
Происхождение и генеологические взаимоотношения двух этих групп
европейских неандертальцев много раз обсуждались с самых разных сторон .
Была высказана гипотеза , согласно которой поздние неандертальцы приобрели
свои отличительные особенности под влиянием очень холодного , сурового
ледникового климата в условиях Центральной Европы.Их роль в формировании
современного человека была меньше , чем ранних , более прогрессивных форм ,
которые и явились прямыми и основными предками современных людей .Однако
против такой трактовки морфологии и генеологических отношений
хронологических групп в составе европейских неандертальцев выдвигалось то
соображение , что географически они были распространены на одной и той же
территории и ранние формы также могли быть подвержены воздействию холодного
климата в приледниковых районах , как и поздние.

Причиной вымирания более поздних неандертальцев могла быть слишком
высокая специализация – неандертальцы были приспособлены к жизни в условиях
ледниковой Европы. При изменении условий такая специализация обернулась для
них бедой. Долгие годы обсуждался вопрос, где место неандертальцев на
эволюционном древе и могло ли происходить скрещивание между ними и Homo
sapiens в период их сосуществования на протяжении десятков тысячелетий.
Если скрещивание было возможно, то современные европейцы могли бы иметь
некоторые гены неандертальцев. Ответ – хотя и не окончательный – получен
совсем недавно при исследовании ДНК неандертальца. Генетик Сванте Пэбо
экстрагировал ДНК из останков неандертальца, имеющих возраст несколько
десятков тысяч лет. Несмотря на то что ДНК была сильно фрагментирована,
ученым удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК установить
нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК.
Митохондриальная ДНК была выбрана для исследования потому, что в клетках ее
молярная концентрация в сотни раз превышает концентрацию ядерной ДНК.
Экстракция ДНК проводилась в условиях высочайшей стерильности – ученые
работали в костюмах, напоминающих скафандры, для того чтобы предотвратить
случайное загрязнение исследуемых образцов посторонней, современной ДНК. В
обычных условиях при помощи использованного учеными метода полимеразной
цепной реакции удается “читать” фрагменты ДНК протяженностью до нескольких
тысяч пар нуклеотидов. На изучаемых образцах максимальная длина
“прочитанных” фрагментов составляла около 20 пар нуклеотидов.

Получив набор таких коротких фрагментов, ученые восстановили по ним
исходную нуклеотидную последовательность митохондриальной ДНК. Сравнение ее
с ДНК современного человека показало, что они значительно отличаются.
Полученные данные позволяют предположить, что неандертальцы составляли
отдельный, хотя и родственный человеку вид.
Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно – слишком велики
генетические различия между ними. Следовательно, в генофонде человека нет
генов, полученных от неандертальцев. По последовательности ДНК было оценено
время расхождения ветвей неандертальца и современного человека, которое
составило 550–690 тыс. лет. Однако полученные данные можно считать
предварительными, т.к. это результаты исследования только одного индивида.
Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции человека, всегда
существовали и второстепенные, «слепые», «тупиковые» ответвления
эволюционного развития. Например, огромные человекообразные обезьяны
(гигантопитеки и мегантропы). Встречу с ними также описывает Рони-старший в
своём произведении:
«На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо.
Никто не мог бы сказать.— передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх
ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти,
как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао
восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что,
если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих
карликов, и кзаммов, и уламров...» (Кзаммы — так писатель назвал
неандертальцев; уламры — племя современных людей, к которому принадлежит
герой романа.)
Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями,
а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи
требовали много времени и большой внимательности».
Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль в развитии
человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями
(например» горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи
пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное
количество пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в
сравнении с вегетарианской экономит гораздо больше «свободного времени».
Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения
человеком мясной пищи стало людоедство (каннибализм), сохранявшееся на
протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами
древней стоянке «человека разумного* на острове Ява» например, найдены 11
черепов с проломленными основаниями, принадлежавшие представителям вида
«человек выпрямленный». Это — свидетельство каннибализма. Вот как,
оказывается, складывались взаимоотношения представителей различных видов
рода Ноmo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали
представителей собственного вида, а не других видов рода Ноmo.)
Но и неандертальцы, питекантропы и представители других видов и подвидов
этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие
в фольклоре многих народов представления о диких косматых людоедах,
обитающих в лесу, — слабый отзвук тех далёких схваток.
.

Некоторые методы исследования


История в наших генах .

История эволюции человека записана в наших генах . Профессор Стэнфордского
универститета (США) Лука Кавалли-Сфорца составил карты распределения частот
нескольких сотен генов в европейских популяциях (он назвал эти карты
“генетическими ландшафтами”) и по генетическим дистанциям между популяциями
вычислил даты их разделения.
Ему удалось реконструировать несколько волн миграций людей. Первая,
оставившая наиболее заметный генетический след (частота встречаемости
комплекса из 95 генов плавно понижается от районов Среднего Востока к месту
обитания басков), соответствует экспансии неолитических земледельческих
народов из мест зарождения земледелия (район Месопотамии) на север и запад
Европы. Ее датировка на основе генетических дистанций совпадает с
археологическими датировками (6–9 тыс. лет назад). Баски – популяция,
уникальная по генетическим характеристикам, – являются, видимо,
единственными современными представителями древнейших жителей Европы –
кроманьонцев. Вероятно, они сохранили свою генетическую уникальность, т.к.
жили в дальней точке миграционного пути, по которому в Европу были
привнесены гены, земледельческая культура и индо-европейские языки
ранненеолитическими племенами с Ближнего Востока. Выводы генетиков
подтверждаются и данными лингвистов об уникальности языка басков.
Частота встречаемости другого комплекса генов наиболее высока на юге России
и снижается как в направлении к северу, так и к югу от этой области. Этот
след оставили миграции скотоводов-кочевников 4–6 тыс. лет назад .
Не только миграции приводят к изменениям концентрации генов в популяциях.
Например, частота встречаемости генов, связанных с адаптацией к холоду,
плавно уменьшается с севера на юг.

“Молекулярные часы”

Кроме сравнения частот встречаемости генов в популяциях для реконструкции
истории человечества используется метод “молекулярных часов”. Он основан на
том, что скорость изменения нуклеотидной последовательности молекулы ДНК за
счет точечных мутаций (т.е. изменения только одной пары нуклеотидов)
настолько постоянна, что ее можно использовать для датировки отхождения
данной эволюционной ветви от общего ствола. Так как большинство этих
мутаций, по современным представлениям, нейтральны, т.е. не оказывают
какого-либо полезного или вредного влияния на их обладателя, они не
элиминируются отбором. Эти “молекулярные часы” были откалиброваны при
сравнении скорости изменения ДНК тех видов, время расхождения которых было
надежно установлено по ископаемым останкам.
“Молекулярные часы” помогли определить дату разделения ветвей человека и
обезьян – от 5 до 7 млн лет назад. До этого палеонтологи полагали, что
разделение произошло около 25 млн лет назад. Однако теперь “молекулярная”
датировка является общепринятой. Считается, что предки человека и шимпанзе
разделились около 5 млн лет назад, отделение горилл произошло раньше, а еще
раньше, около 10–15 млн лет назад, отделилась ветвь орангутанов.

Гены и языки

Метод “молекулярных часов”, позволяющий установить степень родства разных
видов по различиям в их ДНК, очень похож на метод глоттохронологии,
используемый при установлении родства разных языков. За 1000 лет в так
называемом базовом словаре (он включает те слова, которые есть в любом
языке, – “дом”, “земля”, “небо”, названия частей тела и т.д.) сохраняется
86% слов, т.е. каждый из языков двух народов, разделившихся 1000 лет назад,
имеет 86% общих слов с предковым языком. Следовательно, друг с другом эти
языки имеют 74% (86% от 86%) общих слов. Сопоставление эволюционного древа
популяций человека с лингвистическими данными и классификацией языков по
надсемействам показало, что в большинстве случаев языки генетически
родственных популяций принадлежат к одной лингвистической группе. Чем
раньше разделились две популяции, тем дольше они эволюционировали
независимо и тем больше накопилось замен в их ДНК и в их языках. Конечно,
языки не зависят от генов, и корреляции генетического и лингвистического
родства определяются лишь историческими обстоятельствами.
“Митохондриальная” Ева .
Чем выше скорость накопления мутаций в ДНК, тем меньшие отрезки времени
эволюции видов могут быть определены при помощи “молекулярных часов”.
Быстрее всего накапливаются мутации в митохондриальной ДНК. Митохондрии
содержат кольцевую молекулу ДНК, состоящую из 16 500 пар оснований, – это
совсем немного по сравнению с ДНК хромосом, находящихся в ядре клетки и
состоящих из десятков и сотен миллионов пар оснований. При оплодотворении
митохондриальная ДНК (мтДНК) сперматозоида не попадает в яйцеклетку, так
что и мужчины, и женщины получают мтДНК только от матери.
Американский генетик Алан Уилсон изучил мтДНК людей различного
происхождения – африканцев, европейцев, азиатов, австралийцев и жителей
Новой Гвинеи. По количеству различий в нуклеотидной последовательности
мтДНК он определил степень родства различных групп людей и построил
родословное древо человечества. Самая ранняя точка ветвления на этом древе
отделяет группу африканцев от остальных людей – по современным данным это
произошло 137±15 тыс. лет назад.
Были определены различия между последовательностями мтДНК людей и шимпанзе.
По известной дате отделения ветви шимпанзе (5 млн лет назад) было вычислено
время первого разделения групп предков ныне живущих людей, которое
произошло 180–190 тыс. лет назад. Это дата наиболее древней мутации в
мтДНК, которую генетики могут распознать.
Древнюю обладательницу этой мтДНК сразу окрестили Евой, что внесло
некоторую путаницу. Из данных анализа мтДНК вовсе не следует, что 190 тыс.
лет назад на Земле жила всего лишь одна-единственная женщина. “Ева” не была
единственной женщиной в это время и не отличалась от своих современниц по
способности к размножению. Просто мтДНК ее современниц были утрачены (ведь
не все женщины оставляют потомство, и если женщина имеет только сыновей, то
они не передают ее мтДНК следующему поколению). По независимым оценкам
нескольких групп генетиков, размер популяции, к которой принадлежала
африканская “Ева”, составлял в то время около 10–30 тыс. человек.
Близкая оценка времени появления и численности исходной популяции Homo
sapiens получена при исследовании Y-хромосомы. Эта хромосома передается
только от отца к сыну и представляет удобный объект для эволюционных
исследований в поисках “Адама”.
Эти выводы противоречат мультирегиональной гипотезе происхождения человека,
предполагающей широко распространенное превращение популяций Homo erectus в
Homo sapiens – такого небольшого количества людей просто не хватило бы,
чтобы заселить всю землю.

Сильно ли мы отличаемся друг от друга?

У всех людей генетические тексты очень похожи. Два любых человека, кроме
однояйцевых близнецов, различаются всего лишь одной буквой-нуклеотидом из
300. А вот от наших ближайших родственников в мире животных –
человекообразных обезьян – мы отличаемся уже одним нуклеотидом из 30. Чем
дальше родство, тем больше различий в генетических текстах. Исследование
сходства ДНК позволяет выяснить родственные отношения между людьми – от
установления отцовства, часто применяемого в криминологической экспертизе,
до установления происхождения целых этнических групп. При этом иногда
генетики делают, казалось бы, удивительные открытия, которые оказываются
уже давно известными людям из сказаний и легенд. Например, древнее предание
гласит, что все монголы произошли от трех матерей. Изучение мтДНК,
наследующейся только по материнской линии, показало, что большая часть
населения Монголии по генетическим характеристикам очень четко разделяется
на три группы.
Генетическое исследование людей европейской расы показало, что люди с белым
цветом кожи произошли от группы числом около 20 человек, при этом число
мужчин в два раза превышало число женщин.
В октябре 1997 г. в Колд Спринг Харбор (США) прошла конференция по эволюции
человека. Постоянные упоминания теории африканского происхождения человека
и исследований африканских и неафриканских популяций вызвали тревожное
замечание одной из участниц об этичности такого деления человечества,
связанное со щепетильностью общественного мнения в США относительно расовых
вопросов. На это остроумно отреагировал швейцарский генетик д-р Андре
Лангани: вместо запланированного доклада по геногеографии он прочел лекцию
о том, что, судя по генетическим данным, все мы являемся африканцами,
просто есть азиатские африканцы, европейские африканцы и африканские
африканцы.



Список использованной литературы :
1)Толстых А.В. ''Возрасты жизни'' г. Москва 1982 г.
2)Яблоков А.В. Юсуфов А.Г. ''Эволюционное учение''
3)Издательство ''Высшая школа '' ''Биология для поступающих в ВУЗы''







Новинки рефератов ::

Реферат: Исследование исторических документов (Социология)


Реферат: Микропроцессор В1801ВМ1 архитектура и система команд (Программирование)


Реферат: Организация производства на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Парфенон (История)


Реферат: Организационная культура (Социология)


Реферат: Учет и начисление заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: НТР и ее социально-психологические последствия (Философия)


Реферат: Кофеин (Биология)


Реферат: Ионосфера и распространение радиоволн (Радиоэлектроника)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Исследование распределения температуры в тонком цилиндрическом стержне (Математика)


Реферат: Отношения РПЦ и советского государства в период 1917-1985 (Религия)


Реферат: Страховая деятельность в Российской Федерации (Страхование)


Реферат: Книга (Педагогика)


Реферат: Творчество Владимира Высоцкого (Литература : русская)


Реферат: Чрезвычайные ситуации мирного времени (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Государство (Политология)


Реферат: Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря (Культурология)


Реферат: Интернет и политика в современном мире (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист