GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра истории и политологии



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

СОЦИОЛОГИЯ



ТЕМА:
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРИЯ
З.ФРЕЙДА.
(ПСИХОЛОГИЯ МАСС)



Санкт-Петербург
2000
Противопоставление индивидуальной и социальной, или массовой
психологии, которое, на первый взгляд, может показаться столь значительным,
многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет. Правда,
психология личности исследует отдельного человека и те пути, которыми он
стремится удовлетворить импульсы своих первичных позывов, но все же редко,
только при определенных исключительных обстоятельствах, она в состоянии не
принимать во внимание отношений этого отдельного человека к другим
индивидам. В психической жизни человека всегда присутствует "другой". Он,
как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и
поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и
психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле.
Отношение отдельного человека к его родителям, сестрами и братьям, к
предмету его любви, к его учителю и к его врачу, т.е. все отношения,
которые до сих пор были, главным образом, предметом психоаналитического
исследования, имеют право считаться социальными феноменами и становятся
тогда противопоставленными известным другим процессам, названным нами
нарцистическими, при которых удовлетворение первичных позывов от влияния
других лиц уклоняется или отказывается. Итак, противопоставленность
социальных и нарцистических душевных процессов, несомненно входит в область
психологии личности и не может быть использована с целью отделить
психологию от психологии социальной, или массовой.
В отношениях к родителям, сестрам и братьям, к возлюбленной, к другу,
учителю и к врачу отдельный человек встречается с влиянием всегда лишь
одного лица или очень незначительного числа лиц, из которых каждое
приобрело очень большое для него значение. Если речь идет о социальной, или
массовой, психологии – эти отношения перестали принимать во внимание,
выделяя как предмет особого исследования одновременное влияние на одного
человека большого числа лиц, с которыми он чем-то связан, хотя они во
многом могут ему быть чужды. Таким образом, массовая психология
рассматривает отдельного человека как человека как члена племени, народа,
касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в
известное время и для определенной цели организующейся в массу. Такой
разрыв естественной связи породил тенденцию рассматривать явления,
обнаруживающиеся в этих особых условиях, как выражение особого, глубже не
обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.
Наши ожидания обращаются на две другие возможности: что социальный
первичный позыв может быть не исконным и не делимым и что начала его
образования могут быть найдены в кругу более тесном, как, например, в
семейном.

Либидо есть термин из области учения об аффективности. Мы называем так
энергию тех первичных позывов, которые имеют дело со всем тем, что можно
обобщить понятием любви. Мы представляем себе эту энергию как
количественную величину, хотя в настоящее время еще неизмеримую. Суть того,
что мы называем любовью и что воспевается поэтами, - половая любовь. Мы,
однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с
понятием любви, т.е. с одной стороны – любовь к себе, с другой стороны –
любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не
отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям.
Любовные отношения (выражаясь безлично – эмоциональные связи) представляют
собой также и сущность массовой души.
Наши ожидания пока основываются на двух мимолетных мыслях. Во-первых,
что масса, очевидно, объединяется некоею силой. Но какой же силе можно,
скорее всего, приписать это действие, как не эросу, все в мире
объединяющему? Во-вторых, когда отдельный индивид теряет свое своеобразие и
позволяет другим на себя влиять, в массе создается впечатление, что он
делает это, потому что в нем существует потребность быть скорее в согласии
с другими, а не в противоборстве, т.е., может быть, все-таки "из любви" к
ним.

Две искусственные массы: церковь, войско. Припомним из мифологии масс,
что можно наблюдать различные виды, а также противоположные направления в
развитии масс. Есть очень текучие массы и в высшей степени постоянные;
гомогенные, состоящие из однородных индивидов, и не гомогенные;
естественные и искусственные, которым для сплоченности нужно также внешнее
принуждение; примитивные и высоко организованные, с четкими
подразделениями. По некоторым основаниям – мы хотели бы особо отметить
различие между массами, где вождь отсутствует, и массами, возглавляемых
вождями. Наиболее интересными примерами таких массовых образований являются
церковь, объединение верующих, и армия, войско.
В церкви, как и в войске – как бы различны они не были в остальном, -
культивируется одно и то же обманное представление (иллюзия), а именно, что
имеется верховный властитель (в католической церкви – Христос, в войске –
полководец), каждого отдельного члена массы любящий в равной любовью. На
этой иллюзии держится все; если ее отбросить, распадутся тотчас же,
поскольку это допустило бы внешнее принуждение, как церковь, так и войско.
Об этой равной любви Христос заявляет совершенно определенно: "Что
сотворите единому из малых сих, сотворите Мне". К каждому члену этой
верующей массы Он относится как добрый старший брат, является для них
заменой отца. Церковь проникнута демократическим духом именно потому. Что
перед Христом все равны, все имеют равную часть Его любви. Нет никакого
сомнения, что связь каждого члена церкви с Христом является одновременно и
причиной связи между членами массы. Подобное относится и к войску;
полководец, - отец, одинаково любящий всех своих солдат, и поэтому они
сотоварищи… Если каждый отдельный индивид в такой широкой степени
эмоционально связан в двух направлениях, то из этого условия нам нетрудно
будет вывести наблюдаемое изменение и ограничение его личности.
Сущностью массы являются его либидиозные связи, на это указывает и
феномен паники, который лучше всего изучать на военных массах. Паника
возникает, когда масса разлагается. Характеристика паники в том, что ни
один приказ начальника не удостаивается более внимания и каждый печется о
себе, с другим считаясь. Взаимные связи прекратились, и безудержно
вырывается на свободу гигантский бессмысленный страх. Панический страх
предполагает ослабление либидиозной структуры массы и вполне оправданно на
это ослабление реагирует, а никак не наоборот, т.е. что будто бы
либидиозные связи массы гибнут от страха перед опасностью. Страх у индивида
вызывается или размерами опасности, или прекращением эмоциональных связей
(либидиозной заряженности). Последнее есть случай невротического страха.
Таким же образом паника возникает при усилении грозящей всем опасности или
из-за прекращения объединяющих массу эмоциональных связей, и этот последний
случай аналогичен невротическому страху.
Типичный повод для взрыва паники приблизительно таков, как его
описывает Нестрой в пародии на драму Гебеля "Юдифь и Олоферн". Воин кричит:
"Полководец лишился головы", и сразу все ассирийцы обращаются в бегство.
Потеря, в каком-то смысле, полководца, психоз по случаю потери порождает
панику, причем опасность остается той же; если порывается связь с вождем,
то, как правило, порываются и взаимные связи между массовыми индивидами.
Масса рассыпается, как рассыпается при опыте болонская склянка, у которой
отломали верхушку.
Не так легко наблюдать разложение религиозной массы. Возможность
такого разложения описана в английском романе "When it was dark". Он
повествует, как заговорщикам, врагам имени Христова и христианской веры,
удается якобы обнаружить в Иерусалиме гробницу со словами Иосифа
Аримафейского, сознающегося, что из благоговейных побуждений на третий день
после погребения он тайно извлек тело Христа из гроба и похоронил именно
здесь. Этим раз и навсегда покончено с верой в воскресение Христа и Его
божественную природу, а влечет это археологическое открытие за собой
потрясение всей европейской культуры и чрезвычайное возрастание всякого
рода насилий и преступлений, что проходит лишь с раскрытием заговора
фальсификаторов.
При этом предполагаемом разложении религиозной массы обнаруживается не
страх, для которого нет повода, а жестокие и враждебные импульсы к другим
людям, что раньше не могло проявляться, благодаря равной ко всем любви
Христа. Однако вне этой связи взаимной любви и во времена царства Христова
стоят те индивиды, которые не принадлежат к общине верующих, которые Христа
не любят и Им не любимы; поэтому религия, хотя она и называет себя религией
любви, должна быть жестокой и черствой к тем, кто к ней не принадлежит.
Если в наше время эта нетерпимость и не проявляется столь насильственно и
жестоко, как в минувших столетиях, то все же едва ли можно увидеть в этом
смягчение человеческих нравов. Скорее всего следует искать причину этого в
неопровержимом ослаблении связей. Если вместо религиозной появится какая-
либо иная связь, объединяющая массу, как это сейчас, по –видимому, удается
социализму, в результате возникает та же нетерпимость к внестоящим, как и
во времена религиозных войн.

По свидетельству психоанализа, почти каждая продолжительная интимная
эмоциональная связь между двумя людьми, как-то: брачные отношения, дружба,
отношения между родителями и детьми – содержит осадок отвергающих
враждебных чувств, которые не доходят до сознания лишь вследствие
вытеснения. Это более неприкрыто в случаях, где компаньон не в ладах с
другими компаньонами, где каждый подчиненный ворчит на своего начальника.
То же самое происходит, когда люди объединяются в большие единицы. Каждый
раз, когда две семьи роднятся через брак, каждая из них, за счет другой,
считает себя лучшей или более аристократической и т.д.
Когда вражда направляется против любимых лиц, мы называем это
амбивалентностью чувств и, конечно, слишком рационалистически объясняем ее
многочисленными поводами к конфликтам интересов, которые создаются именно
при столь интимных отношениях. В неприкрыто проявляющихся отталкиваниях и
антипатиях к близким мы узнаем выражение себялюбия, нарциссизма,
добивающегося своей самостоятельности и ведущего себя так, будто случай
отклонения от его индивидуальных форм уже есть критика последних и
заключает вызов их преобразовать. В этом поведении людей проявляется
готовность к ненависти, агрессивность, происхождение которой неизвестно и
которой хотелось бы приписать примитивный характер.
Вся эта нетерпимость, однако, исчезает кратковременно или на долгий
срок при образовании массы и в массе. Пока продолжается соединение в массу
и до пределов его действия, индивиды ведут себя, как однородные, терпят
своеобразие другого, равняются с ним и не испытывают к нему чувства
отталкивания. Такое ограничение нарциссизма может быть порождено только
одним моментом, а именно – либидиозной связью с другими людьми. Себялюбие
находит преграду лишь в чужелюбии, в любви к объектам. Либидо опирается на
удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников
своими первыми объектами. И как у отдельного человека, так и в развитии
всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в
смысле поворота от эгоизма к альтруизму. Это касается не только половой
любви к женщине со всеми из нее вытекающими необходимостями беречь то, что
женщина любит, но и десексуализированной, сублимированно гомосексуальной
любви к другому мужчине, любви, вязанной с общей работой. Если, таким
образом, в массе появляются ограничения нарцистического себялюбия, которые
вне ее не действуют, то это убедительное указание на то, что сущность
массообразования заключается в нового рода либидиозных связях членов массы
друг с другом.
Рассмотрим новые механизмы эмоциональной связи – называемые
идентификацией. Идентификация известна психоанализу как самое раннее
проявление эмоциональной связи с другим лицом. Она играет определенную роль
в предыстории Эдипова копмлекса. Малолетний мальчик проявляет особенный
интерес к своему отцу. Он хочет сделаться таким и быть таким, как отец,
хочет решительно во всем быть на его месте. Можно спокойно сказать: он
делает отца своим идеалом.
Одновременно с этой идентификацией с отцом, а может быть, даже и до
того, мальчик относится к матери как к объекту опорного типа. Итак, у него
две психологические различные связи: с матерью – чисто сексуальная
захваченность объектом, с отцом – идентификация по типу уподобления.
Вследствие непрерывно продолжающейся унификации психической жизни они,
наконец, встречаются, и, как следствие этого сочетания, возникает
нормальный Эдипов комплекс. Малыш замечает, что дорогу к матери ему
преграждает отец; его идентификация с отцом принимает теперь враждебную
окраску и делается идентичной с желанием заменить отца у матери.
Идеализация стремится сформировать собственное Я по подобию другого,
взятого за "образец".
Другой пример. Предположим, что маленькая девочка, испытывает тот же
симптом болезни, как и ее мать, например, тгот же мучительный кашель. Это
может происходить различно. Либо идентификация та же, из Эдипова комплекса,
т.е. означает враждебное желание занять место матери, Либо симптом
реализует замену матери под влиянием чувства виноватости: ты хотела быть
матерью, так теперь ты стала ею, по крайней мере, в страдании. Объектный
выбор становится идентификацией, т.е. Я перенимает качества объекта.
Третьим, особенно частым и важным фактом симптомообразования является
то, что идентификация совершенно лишена объектного отношения к копируемому
лицу. Если, например, девушка в пансионе получает от тайного возлюбленного
письмо, вызывающее ее ревность, и она реагирует на него истерическим
припадком, то с несколькими из ее подруг, которые знают о письме, тоже
случится этот припадок, как следствие психической инфекции. Это – механизм
идентификации на почве желания или возможности переместить себя в данное
положение. Другие тоже хотели бы иметь тайную любовную связь, и под
влиянием сознания виноватости соглашаются и на связанное с этим страдание.
Идентификация наблюдается и в некоторых других случаях, которые не
сразу доступны нашему пониманию.
Генезис мужской гомосексуальности в целом ряде случаев следующий:
молодей человек необыкновенно долго и интенсивно, в духе Эдипова комплекса,
сосредоточен на своей матери. Но, наконец, по завершении полового
созревания все же настает время заменить мать другим сексуальным объектом.
И тут происходит внезапный поворот; юноша не покидает мать, но
идентифицирует себя с ней, он в нее превращается и ищет теперь объекты,
которые могут заменить ему его собственное Я, которых он может заменить
любить и лелеять так, как его самого любила и лелеяла мать. Примечательна в
этой идентификации ее обширность, она меняет Я в чрезвычайно важной области
– а именно в сексуальном характере – по образцу прежнего объекта. При этом
сам объект покидается. Подобный процесс можно наблюдать на маленьком
ребенке. Например, ребенок, горевавший о потере котенка, без всяких
обиняков заявил, что сам он теперь котенок, и стал поэтому ползать на
четвереньках, не хотел есть за столом и т.д.
Другой пример такой интроекции объекта дал нам анализ меланхолии –
аффекта, считающего реальную или аффективную потурю любимого объекта одной
из самых важных причин своего появления. Основной характер этих случаев
заключается в жестоком унижении собственного Я в связи с беспощадной
самокритикой и горькими упреками самому себе. Анализы показали, что эта
оценка и эти упреки в сущности имеют своей целью объект и представляют
собой лишь отмщения Я объекту. Тень объекта отброшена на Я. Эти меланхолии
показывают нам Я в разделении, в расщеплении на две части, из которых
каждая неистовствует против другой. Эта другая часть есть часть,
измененная интроекцией, заключающая в себе потерянный объект. Но знакома
нам и часть, так жестоко себя проявляющая. Она включает совесть –
критическую инстанцию, которая и в нормальные времена критически подходила
к Я, но никогда не проявляла себя так беспощадно и так несправедливо. В
нашем Я развивается инстанция, которая может отделиться от другого Я и
вступить с ним в конфликт. Мы назвали ее Я-идеалом и приписали ей функции
самонаблюдения, моральной совести, цензуры сновидений и основное влияние
при вытеснении. Она представляет собой наследие первоначального
нарциссизма, в котором детское Я удовлетворяло само себя. Из влияний
окружающего эта инстанция постепенно воспринимает тербования, которые
предъявляются к Я и которые оно не всегда может удовлетворить. Но когда
человек не может быть доволен своим Я, он все же находит удовлетворение в Я-
идеале, которое дифференцировалось из Я.
Влюбленность и гипноз.
Влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом,
диктуемая сексуальными первичными позывами в целях этой цели и угасающая;
это то, что называют низменной, чувственной любовью. Глубину влюбленности
можно измерить по количеству целепрегражденных нежных инстинктов,
сопоставляя их с простым чувственным вожделением. В рамках влюбленности
бросается в глаза феномен сексуального превышения оценки, тот факт, что
любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его
качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц или в то время, когда
это лицо еще не было любимо. Если чувственные стремления несколько
вытесняются или подавляются, то появляется иллюзия, что за свои духовные
достоинства объект любим и чувственно, а между тем, может быть, наоборот,
только чувственное расположение наделило его этими достоинствами. Эти
стремления – есть идеализация. С объектом влюбленности обращаются, как с
собственным Я, что значит, при влюбленности большая часть нарцистического
либидо перетекает на объект. В некоторых формах любовного выбора очевиден
даже факт, что объект служит заменой никогда не достигнутого собственного Я-
идеала. Его любят за совершенства, которых хотелось достигнуть в
собственном Я и которые этим окольным путем хотят приобрести для
удовлетворения собственного нарциссизма. Это особенно часто бывает при
несчастной, безнадежной любви, так как сексуальное удовлетворение ведь
каждый раз заново снижает сексуальное превышение оценки. Одновременно с
этой "самоотдачей" Я объекту, уже ничем не отличающейся от сублимированной
самоотдачи абстрактной идее, функции Я-идеала совершенно прекращаются.
Совесть не применяется к тому, что делается в пользу объекта; в любовном
ослеплении идешь на преступление, совершенно в этом не раскаиваясь. Всю
ситуацию можно без остатка резюмировать в одной формуле: объект занял место
Я-идеала.
От влюбленности явно недалеко до гипноза. То же смиренное подчинение,
уступчивость, отсутствие критики как по отношению к гипнотизеру, так и по
отношению к любимому объекту. Та же поглощенность собственной инициативы;
нет сомнений, что гипнотизер занял место Я-идеала. В гипнозе все отношения
еще отчетливее и интенсивнее, так что целесообразнее пояснять влюбленность
гипнозом, а не наоборот. Гипноз содержит примесь парализованности,
вытекающей из отношения могущественно к бессильному, беспомощному, что
примерно приближается к гипнозу испугом у животных. При полной суггестивной
податливости моральная совесть загипнотизированного может проявлять
сопротивление. Но это может происходить оттого, что при гипнозе в том виде,
как он обычно производится, могло сохраниться знание того, что все это
только игра, ложное воспроизведение иной, жизненно гораздо более важной
ситуации.
На основании всего вышесказанного можно вывести формулу либидиозной
конституции массы. По крайней мере, такой массы, какую мы до сих пор
рассматривали, т.е. имеющей вождя и не приобретшей секундарно, путем
излишней "организованности", качеств индивида. Такая первичная масса есть
какое-то число индивидов, сделавших своим Я-идеалом один и тот же объект и
вследствие этого в своем Я между собой идентифицировавшихся. Это отношение
может быть изображено следующим образом.



Я-идеал
Объект



Внешний



объект



Стадный инстинкт.
Аффектные связи, замеченные нами в массе, вполне достаточны, чтобы
объяснить одно из свойств, а именно: отсутствие у индивида
самостоятельности и инициативы, однородность его реакций с реакцией всех
других, снижение его, так сказать до уровня массового индивида. Но при
рассмотрении массы как целого она показывает нам больше; черты ослабления
интеллектуальной деятельности, безудержность аффектов, неспособность к
умеренности и отсрочке, склонность к переходу всех пределов в выражении
чувств и к полному отводу эмоциональной энергии через действия – это и
многое другое дает несомненную картину регресса психической деятельности к
более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей или у детей.
Такой регресс характерен особенно для сущности обыкновенных масс, в то
время как у масс высокоорганизованных, искуственных, такая регрессия может
быть значительно задержана.
Итак, у нас создается впечатление состояния, где эмоциональное
побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы
проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным
повторением со стороны других. Загадка суггестивного влияния возрастает,
если признать, что каждое влияние исходит не только от вождя, но также и от
каждого индивида на каждого другого индивида.
Нелегко проследить онтогенез стадного инстинкта. У ребенка долгое
время и незаметно никакого стадного инстинкта или массового чувства.
Таковое образуется вначале в детской, где много детей, из отношения детей к
родителям, и притом как реакция на первоначальную зависть, с которой
старший ребенок встречает младшего. Старшему ребенку хочется, конечно,
младшего ревниво вытеснить, отдалить его от родителей и лишить всех прав;
но, считаясь с фактом, что и этот ребенок – как и все последующие – в такой
же степени любим родителями, и вследствие невозможности удержать свою
враждебность без вреда самому себе, ребенок вынужден отождествлять себя с
другими детьми, и в толпе детей образуется массовое чувство или чувство
общности, получающее затем дальнейшее развитие в школе.
Позднее стадный инстинкт проявляется в обществе как корпоративный дух
и т.д., никак тем самым не отрицает происхождения зависти. Никто не должен
посягать на выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать
имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом
отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать или, что то же
самое, они бы не могли предъявлять на это прав. Это требование равенства
есть корень социальной совести и чувства долга. Неожиданным образом
требование это обнаруживается у сифилитиков в их боязни инфекции. Боязнь
этих несчастных соответствует их бурному сопротивлению бессознательному
желанию распространить свое заражение на других, так как почему же им одним
надлежало заразиться и лишиться столь многого, а другим – нет?
Социальное чувство, таким образом, основано на изменении первоначально
враждебных чувств в связь положительного направления, носящую характер
идентификации. Поскольку нам было возможно проследить этот процесс,
изменение это осуществляется, по-видимому, под влиянием общей для всех
нежной связи с лицом, стоящим вне массы. При обсуждении обеих исскуственных
масс – церкви и войска – мы уже слышали об их предпосылке, чтобы все были
одинаково любимы одним лицом – вождем. Но не забудем одного: требование
равенства массы относится только к участникам массы, но не к вождю. Всем
участникам массы нужно быть равными между собой, но все они хотят власти
над собой одного. Множество равных, которые могут друг с другом
идентифицироваться, и один-единственный, их всех превосходящий, - вот
ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе.



Литература:

Фрейд З. Я и Оно. – Москва: Издательство "ЭКСМО-Пресс", 1998г.




Реферат на тему: Социология

Методичка по Социологии .
Чеб.Кооп.Институт МУПК


Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )


Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

1. Определение понятия социологии как науки. Социология и
обществознание.
2. Социология и социологическое знание.Уровни
социологического знания.
3. Законы, категории, функции и методы социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) -
наука о закономерностях становления, функционирования и развития
общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя-
щее время социология трактуется как одна из составных частей об-
ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе,
социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и
их деятельности.
Большинство социологов различают три уровня социологического
знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо-
логические теории, электрические социологические исследования.
Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов-
торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.
Социологические категории - наиболее общие понятия социологии,
обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде,
в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии
(от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера-
ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос-
ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую
выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа-
ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В
своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий,
методов и функций.

Темы рефератов и докладов.
Исторические предпосылки возникновения социологии.
Социологические взгляды Огюста Конта.
Э.Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз-
делении общественного труда. Метод социологии".-М.:1990)
Учение М.Вебера об идеальных типах.
П.Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как
науку на основе реферирования соответствующего раздела работы
П.Сорокина "Структурная социология" (по книге: П.А.Сорокин
Человек.Цивилизация.Общество-М.:Политиздат,1992.-С.156-175).
Что изучает современная социология.
Социология в системе обществознания.
Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и
руководителя.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.-
Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996,-С.5-20.
В список в основном включена только та литература, которая
имеется в г. Чебоксары.
2. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию.-
Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992.-С.9-70.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию.-М.: Новая школа,1995.-
С.5-15.
4. Краткий словарь основных социологических
понятий.Социология.Практикум-М.:Социально-политический
урнал,1993.- С.133-139.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:
Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции,1995.-С.5-21.
6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-
М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.
7. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.-
М.:Владос,1995.-С.4-12.
8. Смелзер Н. Социология.-М.: Феникс,1994-С.14-39.
9. Социология.-М.:Знание,1995.-С.4-25.
10. Социология. Наука об обществе.-Харьков:ХГУ,1996.-С.9-28.
11. Социология - студенту в вопросах и ответах.-М.: Изд-во
Москов. уе-та, 1992.-С.7-22.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии -М.: Знание,1996.
13 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс.М.: Прометей,
1994.-С.8-40.
14. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е.М.:Логос,1996.-С.19-
41
15. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ.


Дополнительная литература.
1. Краткая фмлософская энциклопедия.-М.: Прогресс,1994.
2. Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.
3. Политология. Энциклопедический словарь.-М.:Изд-во ,1993.


Занятие 2. Социология общества и личности.

Социальные институты (2ч.)
1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая
характеристика современного российского общества.
2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект
общественных отношений.


Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж-
ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос-
ти. Социальная система (система от греч.-составленное из частей,
соединение) - определенное целостное образование, основными эле-
ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от
греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об-
щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы
жизнедеятельности общества Вы знаете ?
Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность
взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов
и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее
любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в
студенческой группе.
Студенческая группа относится к малым группам.
Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами
которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со-
циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и
т.д.)
Между социальными группами устанавливаются социальные отно-
шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло-
жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни,
различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов,
структурой потребления.
Кроме общества и его составных частей, социология изучает
также социальные институты. Социальный институт (институт от
лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус-
тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере-
числите социальные институты.
Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает
и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка-
ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело-
века?



Темы рефератов и докладов.

Современные проблемы развития общества и личности.
Общество и место личности специалиста и руководителя в нем.
Смысл жизни в зеркале социологии.
Социология и общество : пути и цели использования
социологических знаний.
Место и роль социальных институтов в жизни общества.
Современная Россия: переходное общество.
Социальный кризис в современной России и пути его
разрешения.
Социальные конфликты в современной России.

Литература.
1. Гуров Ю.С. Основы социологии -С.21-33.
2. Зборовский Г.Е. и др. Введение в
социологию.-С.120-148,178-198.
3. Кравченко А.И.Введение в социологию -С.16-31,56-139.
4. ЛавриенкоВ.Н. идр. Основы социологических знаний -
С.99-113,158-167,188-196.
5. Радугин А.А. и др. Социология.-С.41-50,61-129.
6. Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.65-134;Ч.2-С.47-93.
7. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
8. Социология -М.:Знание,1995.-С.141-199,226-263.
9. Социология: Наука об обществе.-С.198-489.
10. Социология - студенту в вопросах и
ответах.-С.33-37,42-46,53-55.
11. Тощенко Ж.Т. Социология.-С.107-134,227-240.
12. Фролов С.С.Социология -С.129-344.
13. Тадевосян Э.В.Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
14. Энциклопедический социологический словарь.


Тема 2. Из истории социологии
1. Этапы развития социальной мысли:
а) Становление статистики (Политическая арифметика
В.Петти.Университетская статистика А.Конринга и социальная статистика
А.Кетле).
б) Становление социологии : Социология Маркса.Социология
О.Конта, Г.Спенсера и Э.Дюркгейма.
2. Современная социология:
а) Позитивистская социология. Социология структурно-
функционального анализа.
б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".
в) Русская классическая социология

1 Для самостоятельного изучения.



Тематика рефератов и докладов.
О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития
отдельного индивида.
Органическая социология Г.Спенсера
Субъективна социология П.Л.Лаврова
Социологические взгляды П.А.Кропоткина
Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

Литература.
1.Антология русской классической
социологии.Тексты.-М.:ИМзд-во Москов. ун-та,1995.
2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
М.:"Прогресс-Универс",1993.
3.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.
4.Дюркгейм Э.Оразделении общественного труда.Метод
социологии.-М.:Наука,1990.
5.Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.
6.Конт О.//Мир философии.В 2-х ч.-
М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.
7.Кравченко А.И. Социология:справочное
пособие.М.:Московский лицей,1996.-С.203-208,316-327.
8.Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических
знаний.-С.22-98.
9.Основы социологии.В 2-х ч. Ч.1-С.33-64.
10.Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология
экономической классики. В 2-х т.-М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.
11.Петти У. /В/. Экономические и статистические
работы.-М.,1940
12.Плашко Б.Г. и др. История статистики.-М.:Финансы и
статистика,1990.-С.7-39.
13.Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.
14.Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество.-
М.:Политиздат,1992.
15.Социология.-М.:Знание,1995.С.25-140.
16.Социология - студенту в вопросах и ответах.-С.23-32.
17.Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
18.Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани,1991.
19.Фролов С.С.Социология.-С.9-18.
20. Энциклопедический словарь.



Тема 3. Социология труда (2ч.)

1. Становление социологии труда. К.Маркс, Ф.Энгельс,
Г.Зиммель, Э.Мейо,Мак-Грегор о труде.
2. Труд и типы отношений в процессе труда.
3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых
организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида-
ющая всю совокупность предметов,необходимых ему для удовлетворе-
ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше-
ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю-
чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие
между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали
(существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво-
бытный, абовладельческий,феодальный,капиталистический.
Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений
Вы знаете?
Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.
Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе.
Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ-
ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу-
ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва-
ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности,
интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос-
леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще
употребляется категория "организация". Социальная организация (
от французского - сообщаю стройный вид,устраиваю), в узком смыс-
ле слова - социальная подсистема организации.
Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение( -
столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных
институтов, общества, которая характеризуется усилением противо-
положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.
Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре-
менной российской действительности является трудовой конфликт (
в основном виде стачки, забастовки).
Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек-
тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о
путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов
по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные
заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода-
вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та-
кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис-
тов и к возможной безработице?
О социологии безработицы см. Ю.С. Гуров "Основы социоло-
гии. Конспект лекций". - г.Чебоксары, изд-во Чуваш. университе-
та,1996 г.- с.42-56.

Литература.
1. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х
ч. Ч.1.-Спб.,1994.
2. Гуров Ю.С. Основы социологии. - С.42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юристь,1996.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и
менеджимент.-М.:Изд-во Москов.ун-та,1995.
5. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.
-С.177-187.
6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.//
Социс.,-1995- 1.-С.146-151.
7. Радугин А.А. и др. Социология.-С.155-176.
8. Социология: Наука об обществ5е.-С.390-414.
9. Социология труда.-М.:Изд-во Москов.ун-та.1993.-Разд.П
10. Тощенко Ж.Т. Социология. С.61-73.
11. Кравченко А.И.Социология.- Справочное
пособие.-С.121-202.
12. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека.-М.:Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь.
Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда.-Киев: Выща
школа,1990.-С.21-37.
2. Дикарева А.А. и др. Социология труда.-
М.:Политиздат,1989.-С.29-34,54-58.
3. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.-
М.:Профиздат,1991.-С.7-20.
4. Политология. Энциклопедический словарь.
5. Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская
энциклопедия,1989.

ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).

Занятие 1. Социология молодежи (2ч.)

1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа.
Молодежные движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений.

Занятие 2. Социология образования (2ч.)

1. Предмет, метод и функции образования.
2. Содержание и роль образования в жизни общества.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-
психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе-
ние социально - демографической группы, находящейся на переход-
ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се-
мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос-
тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и
статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно
означает студентов как социально-демографическую группу и опре-
деленное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы,
переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных соци-
альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими
целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид-
ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи-
зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп-
па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от
14(16) лет до 30-ти.
Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы
знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор-
мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы
знаете?
В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие
пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой
проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономичес-
кую, социальную и культурную функции в обществе.
Социология образования - область социологии, изучающая об-
разование как социальный институт ( его функции в обществе и
взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы
и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику
в области образования. Социальная функция образования заключает-
ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве
социально-групповой и социально-статусной структуры общества.
Расскажите, почему в современных условиях растет роль и
значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом
роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо-
го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?
В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам
Вашего поступления в наш институт.


Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:

История поколений в их преемственности и конфликтах.
Современные молодежные движения.
Культура досуга молодежи.
Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и
культуры.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе.
Молодежь России и рынок.
Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
Преемственность поколений как социологическая проблема.


Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

Личностные особенности российских и американских студентов.
Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза.
Инновации в ценностных ориентациях студентов.
Студент - кто он?
Ценностные ориентации студентов.
Российское студенчество в условиях переходного периода.
Поведенческая типология студенческой группы.
Профессиональная направленность студентов вузов.
Вузовское обществоведение глазами студентов.
Социальный портрет современного российского студента.

Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства
и саморегуляции социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности.
Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-
гуманитарных наук.
Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера,
юриста...).
Проблемы гуманизации образования.

Литература:
1. Гуров Ю.С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г.Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-
168.
3. Кравченко А.И. ВВедение в социологию. - с.46,67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч.27 - с. 118-132.
5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
6. Социология: Наука об обществе. - с.376-389, 541-576.
7. Социология молодежи.Учебник. Сиб.:изд-во С.-Петербург.
университета,1996 год.
8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с.59-
62,76-81.
9. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии
10. Тощенко Ж.Т. Социология. - с.241-253.
11. Философский энциклопедический словарь.
12. Энциклопедический социологический словарь.



ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч.)

1. Этносы - субьекты исторического развития.
2. Социальные проблемы национальных отношений.

ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на
определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю-
щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю-
чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего
единства и отличия от других подобных образований ( самосозна-
ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис,
сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт-
нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо-
логические принципы из исследования.
Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию
"НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для
развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио-
нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях
вообще, в национальных регионах в особенности?
В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
Вы можете назвать?

Темы рефератов и докладов:

Этносоциология как отрасль социологической науки.
Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы
формирования этнических групп.
Этнические процессы в Российской Федерации.
Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и
национальных отношений.
Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие
национальной культуры.
Основные направления гармонизации национальных отношений.


Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.48-49
2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. -
с. 114-130.
3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и
социологии.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь.

Дополнительная литература:

1. Из истории Евразии [Очерк]. - М.:Искусство,1993г.
2. Политология. Энциклопедический словарь.
- с. 195-213
3. Философский энциклопедический словарь.

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч.)

1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции
общественного мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.


Общественное мнение - специфическое проявление общественно-
го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в
письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше-
ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на-
рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим
общественный интерес. Социология общественного мнения - область
социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание высказываний общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест-
ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических
гарантий) мнения.
Функции общественного мнения: результативно-воспитательная
(моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта-
тивная, оценочная и др.
Почему в современных условиях растет роль общественного
мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.

Темы рефератов и докладов:


1. Роль общественного мнения в социальном управлении и
жизни людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений.
4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
5. Сплетни как социальное явление.
6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
7. Каналы восприятия и распространение слухов.
8. Слухи как социальный феномен.
9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

Литература:

1. Кравченко А.И. Введение в социологию. - с.87
2. Лавриненко В.И. и др. Основы социологических знаний. -
с. 207-215
3. Социология - студенту в вопросах и ответах.
- с. 87-88
4. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и
социологии.
5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь.

ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч.)

1.Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2.Методы сбора данных (опрос,тестирование,анкетирование,
интервьюирование,наблюдение,эксперимент и др.)Методы
анализа данных.


Социологическое исследование-один из видов науч-
но-практической деятельности с целью получения новой,достоверной
информации об изучаемом социальном объекте.Различают теоретичес-
кие и эмпирические социологические исследования.Последние дают
возможность получить первичную информацию об объекте(статисти-
ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте
изучения).
В заключение дадим оценку современной социально-эконо-
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог-
ласно анкете).

Темы рефератов и докладов.
1.Прикладная социология в США.
2.Основные методы сбора социологической информации.
3.Опрос в социологическом исследовании.
4.Эксперимент в социологии.
5.Анкетирование-наиболее распространенный способсбора
первичной социальной информации.
6.Место интервьюирования в эмпирическом социологическом
исследовании.
7.Наблюдение-важный способ сбора информации.
8.Методы изучения документов и контакт-анализа в
социологии.
9.Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

Литература.

1.Кравченко А.И. Введение в социологию- с.10-15.
2.Лавриненко В.Н. и др.Основы социологических знаний. - с.
228-255.
3.Основы социологии.В 2-х ч.Ч.1.-с.21-32.
4.Радугин А.А. идр.Социология.-с.177-189.
5.Смелзер Н.Социология.-с.638-648.
6.Социология.-М.:Знание,1995.-с.200-226.
7.Социология:Наука об обществе.-с.649-684.
8.Социология-студенту в вопросах и ответах.-с.89-98.
9.Тадевосян Э.В.Словарь-справочник по политологии и
социологии.
10.Тощенко Ж.Т. Социология.-с.41-60.
11.Философский энциклопедический словарь.
12.Энциклопедический социологический словарь.


Содержание:
Тема 1.Социология как наука стр.
Тема 2.Из истории социологии стр.
Тема 3.Социология труда стр.
Тема 4.Социология молодежи и образования стр.
Тема 5.Этносоциология стр.
Тема 6.Социология общественного мнения стр.
Тема 7.Эмпирические социологические исследования стр.


Основы социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная.Печать оперативная.Усл.п.л.
Уч.-издат.л.... Тираж 250 экз.ЗаказN Изд-во "Салика" 428015
Чебоксары,ул.Урукова,17.







Новинки рефератов ::

Реферат: Расчет фундамента (Строительство)


Реферат: Источники гражданского права (Право)


Реферат: Применение фильтра Калмана в задаче идентификации отказов двигателей стабилизации космического аппарата ( Космонавтика)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Договорное право (Государство и право)


Реферат: Творчество Джузеппе Тартини (Музыка)


Реферат: Мистецтво в структурі людської життєдіяльності (Искусство и культура)


Реферат: Расчет по минеральным удобрениям (Ботаника)


Реферат: Место обязательственного права в системе гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Товароведение (Менеджмент)


Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)


Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Движение модернизма в русской живописи (Искусство и культура)


Реферат: Тестирование ППП автоматизации учета основных средств (Компьютеры)


Реферат: Молодежь и курение (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Тестирование программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Понятие государственного режима (Право)


Реферат: Распространение радиоволн (Физика)


Реферат: Выступление генерала Корнилова (Государство и право)


Реферат: Билеты по предпринимательскому праву (Предпринимательство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист