GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Творчество Рафаэля: "Секстинская мадонна" (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Творчество Рафаэля: "Секстинская мадонна" (Искусство и культура)




Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева



Реферат

на тему : Творчество Рафаэля: "Секстинская мадонна"



Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.

Проверил : Житаев В. Л.



Саранск 2002



Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в
Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов,
архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской
культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое
значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении
пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического
совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.
Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение
классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения.
Рафаэлем был создан “универсальный образ” прекрасного человека,
совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической
красоте бытия.
Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26
или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, - 6.4.1520, Рим], итальянский
живописец и архитектор. Искусство Рафаэля, привлекающее своей
гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические
представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие
идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль родился
в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в
мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных
фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого
художника ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон; "Три грации", Музей
Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград; все три - около
1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ
"Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному
построению близкий к фреске Перуджино "Передача ключей"; композицию
увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным
обрамлением изображения. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где
изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра
Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В
живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-
прежнему остаётся строго уравновешенной ("Св. Георгий", около 1504-05,
Национальная галерея, Вашингтон). Славу Рафаэль приносят многочисленные
алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести,
либо держат младенца на руках ("Мадонна Грандука", Галерея Палатина,
Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с
младенцем Иоанном ("Мадонна в зелени", Художественно-исторический музей,
Вена; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", или т. н. "Прекрасная
садовница"). Менее удалась Рафаэлю многофигурная композиция, рассчитанная
на драматический эффект ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим).
В 1508 Рафаэль через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим
(для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с
античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Рафаэль создаёт
наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т. н. станц)
Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной
программы (прославление католической церкви и папы римского): в них
воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего
развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-
величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или
внутри ренессансных зданий. Рафаэлю удалось блестяще связать изображенное
пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В
Станца делла Сеньятура (1509-11) Р. представил 4 области человеческой
деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию
("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами из истории
светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические
фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца
д'Элиодоро, 1511-14), где с особой силой проявилось дарование Рафаэля -
мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание
Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение
апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы
принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель
Инчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием
учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей
гуманистические принципы искусства Рафаэля К ватиканским фрескам примыкают
работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской
капеллы в праздники (1515-16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей
Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её
культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле
Фарнезина в Риме (1514). В Риме достигает зрелости талант Рафаэля
-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые
черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около
1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около
1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна
велата", около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б.
Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х ("Лев Х
с кардиналами", около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Рафаэля
настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства
("Мадонна Альба", около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; "Мадонна
ди Фолиньо", около 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле",
около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Рафаэля -
"Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически
сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности.
Эта картина уже давно снискала славу одного из шедевров мирового искусства.
«Если бы ее создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему
бессмертие», — сказал о "Сикстинской мадонне" Гётте
Эпоха Возрождения, а его дар декоратора проявился в картонах к серии шпалер
для капеллы. С 1514 г. Рафаэль он был главным архитектором собора св.
Петра, ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях. Однако
тема мадонны , к которому он не раз обращался в своем творчестве. Сколько
нежности, любви и душевной гармонии в образе Богоматери! Вершиной
рафаэлевского духа и мастерства стала «Сикстинская мадонна». Она давно уже
вошла в сознание многих поколений людей как формула красоты. Все в этой
картине служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне: и
мотив раскрывающегося занавеса, и жесты святых Сикста и Варвары, и
направленные вверх взгляды ангелов. Словно видение, появляется мадонна с
младенцем на руках. В ее взгляде есть нечто такое, что будто позволяет нам
заглянуть ей в душу. В чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых
глазах застыли тревога и предвидение трагической судьбы ее сына. Как
создавался этот образ мадонны? Был ли у него реальный прототип? Эти
вопросы, наверное, задает себе каждый, видевший картину. Не сохранилось ни
рисунков, ни подготовительных этюдов к ней, и это способствовало появлению
легенды о ее чудесном происхождении. Будто бы у художника было видение, под
впечатлением которого он создал образ на приготовленном полотне.
Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью,
изображенной на портрете «Дама в покрывале». Это — возлюбленная Рафаэля ,
которую легенда позднее назвала Форнариной и сохранила о ней не самые
лестные воспоминания. "Сикстинская мадонна" лицом похожа на эту женщину, но
наделена совершенно другой душой. Долгое время считалось, что «Сикстинская
мадонна» была написана по заказу бенедектинских монахов монастыря св.
Сикста в Пьяченце. И никому не приходило в голову, почему, находясь в
зените своей славы, перегруженный заказами самых высокопоставленных особ,
гениальный художник написал свое лучшее произведение для далекого от Рима
провинциального городка. Почему рядом с мадонной он изобразил святых Сикста
и Варвару? Дело в том, что Сикстинская мадонна создавалась не как алтарный
образ для собора в Пьяченце. Она должна была висеть над местом захоронения
благодетеля Рафаэля — папы Юлия II. Вот почему тиара, которую снял святой
Сикст, покровитель рода Реверо, перед мадонной, увенчана желудем — гербовым
знаком Юлия, и черты лица Сикста немного напоминают усопшего. Вот почему
явилась ему мадонна со святой Варварой, которая, по преданию, облегчает
муки умирающих. Наконец, занавес и фигуры ангелочков, выглядывающих из -
под нижнего края полотна, являются характерными деталями ренессансных
скульптурных надгробий. Похоронили Юлия не в соборе св. Петра, до
завершения строительства которого он не дожил, а в небольшом храме Сан
Пьетро Ин Винколи. Родственники папы вместо скульптурного надгробия
предпочли заказать живописное. Потом почему - то передумали и установили
там единственную статую из задуманной Микеланджело грандиозной гробницы.
Это статуя «Моисей», которая сделала церковь Сан Пьетро местом
паломничества всех, кто приезжает в Рим. Каким образом оказался в Пьяченце
шедевр гениального живописца, до сих пор остается загадкой. С 1754 г. "
Сикстинская мадонна" поселилась в Дрездене. Ее приобрел у монастыря король
Август III всего за 200 талеров. Сохранилась легенда, что когда картину
вносили в зал, проходу мешал трон, тогда король сам отодвинул его со
словами: «Дорогу великому». В мае 1945 г. над " Сикстинской мадонной"
нависла беда. По приказу гитлеровского командования был подготовлен список
картин Дрезденской галереи, подлежащих уничтожению, «чтобы не досталось
русским». Его возглавил шедевр Рафаэля. Только благодаря решительным
действиям советских разведчиков, картины были спасены. " Секстинскую
мадонну " нашли в заминированной сырой штольне, в товарном вагоне.
Московские реставраторы возвратили ей первозданную красоту, и она заняла
свое прежнее место в Дрезденской картинной галерее - где собранна одна из
крупнейших в мире коллекций живописи, входящая в состав Дрезденских
художественных собраний. Основана в 1560 как дворцовое собрание саксонских
курфюрстов, расширена в 1722; после постройки специального здания (1847-
1856, архитекторы Г. Земпер, М. Хенель; разрушено при бомбардировке
Дрездена в феврале 1945, восстановлено к 1956), вошедшего в дворцовый
ансамбль Цвингер, была открыта для публики. В 1945 значительная часть
собрания Картинной галереи, извлеченная из непригодных для хранения
произведений искусства тайников, была вывезена в СССР и после реставрации
возвращена в 1955 в Дрезден. Основная часть Картинной галереи - Галерея
старых мастеров: картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля (в том числе
знаменитая "Сикстинская Мадонна"), Тициана, Корреджо, П. Веронезе, А.
Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса,
Рембрандта, Я. Вермера Делфтского, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и
других. Галерея новых мастеров (расположена в замке Пильниц близ Дрездена)
хранит живописные произведения европейских художественных школ XIX-XX вв.
Помимо Картинной галереи в Дрезденские художественные собрания входят Музей
художественного ремесла, Нумизматический кабинет, Скульптурное и
Графическое собрания, "Зеленый свод" - уникальная коллекция произведений
декоративно-прикладного искусства.
В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что
передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы
Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана
(1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино
дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в
этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму.
Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является "Преображение"
(1519-1520, Ватиканская пинакотека).
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля -архитектора,
представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора
св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый
Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане
церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви
Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-
Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-
м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился)
с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции
(строился с 1520 по проекту Рафаэля архитектора Дж. да Сангалло),
отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В
этих произведениях Рафаэля неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного
декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и
назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более
нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично
осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла
Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не
окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным
террасным парком.
Успех его был так велик, что искусство стали делить на эпохи "до Рафаэля" и
"после". Сам Рафаэль считал себя представителем умбрийской школы,
опиравшейся на римскую античность. Исследователи считали, что он склонен к
подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу
красоты, у Леонардо - пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с
титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал
ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много
и напряженно работал. Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении
обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры;
композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями
Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал
стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в
полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими,
мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по
живописи. В упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального
совершенства формы, ясности, уравновешенности, свойственным римскому
классицизму. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили
архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение("Обручение
Марии", "Афинская школа").

Наиболее известны рафаэлевские мадонны, которые под его кистью стали
символом идеальной гармонии. "Мадонна Конестабиле" - композиция в круге -
тондо, излюбленная художником; "Мадонна на лугу" - классический
треугольник. Самая знаменитая из них - "Сикстинская мадонна"(1515-19) стала
эталоном для академического искусства и нормой "хорошего вкуса".
"Сикстинская мадонна" Рафаэля и сейчас вдохновляет людей на написание
песен, вот одна из них на музыку Александра Гейнца и слова Сергея Данилова
Сбросив с глаз, утомленных обыденным, саван ладоней,
Исповедуя веру в искусство, забыв Ватикан,
Я Иду анфиладой навстречу Мадонне,
Из реликвии ставшей религией еретика.
Мир тебе поклоняется преданно - свято и слепо.
Я прошу: пред твоими очами предстать
Призови Тех кто мерит планету аршином
Фамильного склепа, Почитая вершиной творения храм на крови.
Тех, кто истинный лик свой скрывает посредством личины,
Тех, кому безразлично, кто рядом - друзья иль враги,
И Того, кто напрасно решился на смех без причины,
И Того, кто придумал причину для плача других.
"А если ты - первый, Кто призван Мадонной?"
Портьеры и стены Шептали со стоном. А если я - первый,
Кто призван Мадонной?! Кто призван Мадонной?!
Снизойди до детей своих, юная дева Мария,
Прежде выяснив твердо: прекрасны ли мы,
А пока Бесполезны молитвы, хоть тысячу раз повтори их
Улыбнется младенец, мадонна уйдет в облака

Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм.
Рафаэль был очень чувствителен к славе и известности. Несмотря на
загруженность заказами, он успевал вести светскую жизнь, полную
удовольствий. Его красота привлекала женщин, многие из которых позировали
ему. Он написал много портретов, заказчики которых расплачивались золотыми
монетами, уложенными в один, а то и два ряда на плоскости картины. Жизнь
Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года.
Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в
Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для
потомков.
Хотя Рафаэль и не имел среди своих учеников достойных преемников, его
искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и
образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако
на наследие Рафаэль опирались и защитники академизма, видевшие в его
произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники
академизма нередко выступали против Рафаэля , недооценивая при этом
истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.



Список литературы :


1. Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956;



2. Лебедянский М. С., Портреты Рафаэля, М., 1983.


3. Гращенков В. Н., Рафаэль, 2 изд., М., 1975.


4. Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, 2 изд.,
М., 1963


5. Дажина В. Д., Рафаэль и его время, М., 1983.





Реферат на тему: Творчество Софокла


РЕФЕРАТ.

По искусству театра

На тему: “Творчество Софокла”
Ученика 9 Б класса школы №1113
Белоусова Ильи.



Москва 2001г.
План.
1. Биография Софокла.

2. Великие современники Софокла
Эсхил
Еврипид
Аристофан

3. Древнегреческий театр или великие трагики древности.

4. Творчество Софокла с древних времен и по сей день.



Биография.
Софокл (496-406гг. до н.э.) – знаменитый
древнегреческий драматург, автор многочисленных трагедий.
Родился в предместье Афин, в Колоне позднее прославленном им в
трагедии "Эдип в Колоне". Отец Софокла был владельцем оружейной
мастерской, человеком состоятельным, давшим сыну хорошее образование.
Рано проявились музыкальные способности Софокла. Известно, что в 480
г. 16-летним юношей он возглавлял хор юношей, эфебов, выступавших на
празднике, посвященном победе при Саламине. Таким образом, Саламин
своеобразно связывает судьбы трех великих греческих трагиков: Эсхил
был участником знаменитого сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид
в эти дни родился.
В дальнейшем музыкальные способности Софокла проявились в
том, что он сам писал музыку к хоровым партиям своих трагедий,
участвовал в подготовке хора. Однако большое уважение современников к
Софоклу связано с тем, что его дарования были разносторонни, и он
нашел им достойное применение. Так, в течение своей долгой жизни он
выполнял ответственные государственные поручения. Известно, что в 443
г. ему было поручено возглавить финансовую коллегию, руководившую
поступлением взносов в союзную казну. А два года спустя Софокл был
избран в число стратегов. В этой роли он принял участие в походе
против Самоса, отпавшего от Афин. По свидетельствам современников,
Софокл был человеком сильным, физически развитым и не раз участвовал
также в гимнастических состязаниях. Благодаря своему авторитету,
Софокл нередко привлекался для дипломатических переговоров. Участвовал
он также в дипломатической деятельности. Так, в
411 г. до н.э. уже престарелый Софокл участвовал в работе по
пересмотру афинской конституции.

Известно, что Софокл был близок со многими знаменитыми
современниками, прежде всего с Периклом. Есть мнение, что падение
этого крупного политического деятеля получило свое художественное
выражение в трагедии "Царь Эдип", поставленной вскоре после чумы в
Афинах в 429 г. до н.э. В кругу Перикла Софокл познакомился также с
историком Геродотом, философом Архелаем. Не исключается также его
общение с кругом философов-софистов, во всяком случае в трагедиях
Софокла ощущаются отклики на их идеи и в ряде случаев полемика с ними.

Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что
он также в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при
храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался
афинянами как герой (полубог) Дексион.



Эсхил.
Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий
трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего
аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка
Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Эсхил принимал
участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат
Кинагир). Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что
было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к
повторным постановкам). На 471-469 гг. падает первое путешествие Эсхила на
Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь
только что основанной дорической колонии Этны — Этна или Этнеянки (Aitnai
или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался
в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который
одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он
умер в Геле.
Сохранившаяся надгробная надпись Эсхила единственным основанием
для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма
правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл
бы творчества Эсхила), и потому эта надпись является важным свидетельством
иерархии жизненных ценностей Эсхила.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем
79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в
поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов
постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из
эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Эсхил является
не мифологическая трагедия Персы (Persai: 472 г.), представляющая собой
вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus}, третьей
— Главк Понтийский (Gloukos Pontieus); за ними следовала сатирическая драма
Прометей, разжигающий, огонь (Prometeus Pyrkaeus).



Эврипид.
Эврипид – древнегреческий драматург. Родился в 480г. до н.э. и
умер в 406г. до н.э., за несколько месяцев до Софокла. Первые пьесы
Эврипида были поставлены в 455 г. до н.э., и с этого времени он в течение
почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской
сцене. Успеха у современников он достиг не скоро, и успех этот не был
прочным. Идейное содержание и драматургические новшества трагедий Эврипида
встречали резкое осуждение у консервативной части афинского общества и
служили предметом постоянных насмешек комедии конца V в. до н.э. Свыше
двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических
состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять
первых призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в период
разложения полиса и в эллинистическую эпоху, Эврипид стал любимым
трагическим поэтом греков. Популярность Эврипида в поздней античности
отразилась на судьбе его литературного наследия. Из 92 драм, написанных им,
до нас дошло девятнадцать (В том числе, одна, принадлежность которой к
Эврипиду уже в античность, “Рес”), т. е. больше, чем сохранилось
произведений Эсхила и Софокла вместе взятых; кроме того, от несохранившихся
целиком трагедий дошло большое количество фрагментов, которые в ряде
случаев дают представление о ходе действия и идейной направленности
соответствующих драм. Древние жизнеописания Эврипида содержат в себе много
вымысла: враждебная полемика комедии сопровождалась обычным в таких случаях
у греков «злословием» по поводу личности автора: рассказывали о «низменном»
происхождении Эврипида, его физических недостатках, несчастной семейной
жизни и т. п., и все эти выпады комических поэтов, впоследствии принятые
всерьез биографами — собирателями анекдотов, лишены исторической ценности.
Столь же мало достоверны рассказы о смерти Эврипида, будто бы
растерзанного, по одной версии, собаками, а по другой — женщинами,
разгневанными на «женоненавистника». Большего доверия заслуживает другая
категория сведений, сообщаемых античными авторами. Они рисуют Эврипида
уединенным мыслителем-книголюбом. На острове Саламине, где Эврипид родился,
показывали пещеру у моря, в которую поэт удалялся для того, чтобы творить.
Он был обладателем довольно значительного книжного собрания, а в V в. это
еще было редкостью.
В политической жизни Афин Эврипид не принимал активного участия,
предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям. Этот
непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывается у Эврипида
даже мифологическим героям; так, в несохранившейся трагедии «Антиопа»
происходило «состязание в речах» между двумя братьями-близнецами, Зетом и
Амфионом, причем первый защищал «деятельную», а второй «бездеятельную»
жизнь.



Аристофан.
Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий
комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным
поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист,
вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее
образование в Афинах. - Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и
сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и
большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые пьесы он
переделывал и ставил вторично, поэтому сложно определит их число точно.
Аристофан консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на
отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда
не выступал против самой демократии.



Древнегреческий театр или великие трагики древности.
Говоря о Софокле или других о драматургах, комедиографах того времени
нельзя не упомянуть о самом древнегреческом театре, потому, что с этого все
начиналось.
Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм,
на котором белеют прекрасный здания с мраморными колоннами. Это Акрополь –
афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных
празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств –
полисов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма
Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают
вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней.
Это театр Диониса – один из самых больших театров древности. Он
окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синие небо. Около
семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на
этих скамьях. Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось
важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым уважением
и почетом. Во время войн актеры, как жрецы, объявлялись неприкосновенными и
нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.
И это не случайно. Театральное искусство развивалось в древней
Греции из религиозного празднества в честь Диониса – бога плодородия и
вина. На этих празднествах, которые устраивались весной во время расцвета
природы (Великой дионисии), и осенью, после уборки винограда (Сельский
дионисии), выступали хоры наряженных в козлиные шкуры певцов. Они
изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье. Хор
исполнял дифирамбы – особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось
о тяжелых испытаниях выпавших на его долю, о победах бога над врагами.
Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем.
Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – два основных
жанра греческой драмы. Слово “трагедия” в буквальном переводе означает
“песнь козлов”. А в слове “комедия” нашли отражения светлые черты
праздника, “песня на гульбище”.
Древнегреческий театр развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий
комедий и драм стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила
пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла и Эврипида – и
комедии Аристофана. В трагедиях этих драматургов рассказывалось о
героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В основе их
лежат древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила.
Герои вступали с ними в борьбу, погибали, но стойко перенесли удары судьбы.
Герои же комедии, созданных Аристофаном не легендарные личности, а жители
современных ему Афин. У Аристофана нет былого почтения к богам, наоборот,
комедиограф зачастую выставляет их в смешном виде.
Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана показывала
зрителям идеалы служения родине, гражданской доблести и моральной
стойкости.
Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Эсхил ввел
представление второго актера, Софокл – третьего. То есть, один актер
исполнял несколько ролей. Позади орхестры (сцены) находилось небольшое
деревянное строение – “скена” здесь актер в перерывах между эпизодами
готовился к выступлению в новой роли.



Творчество Софокла с древних времен и по сей день.
По античным свидетельствам, Софоклом были созданы 123 драмы. С их
постановками он выступал перед современниками более 30 раз, при этом
одержал 24 победы и ни разу не оказался на третьем месте, т.е. не знал
поражения. Однако до нас дошло только семь драм: "Аякс", "Трахинянки",
"Антигона" (442), "Эдип царь" (ок. 429), "Электра", "Филоктет" (409),
"Эдип в Колоне" (401). Как видно, даты постановок известны лишь
относительно ряда драм. Дошло также ценное свидетельство, что первую
победу в драматических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468 г.
при постановке трилогии, в составе которой была трагедия "Триптолем".
Рассказ о присуждении Софоклу победы находим у Плутарха ("Кимон", гл.
8), сообщающего, что в принятии этого решения принимали участие
полководец Кимон и еще 10 стратегов.
Творчество Софокла содержит несомненные нововведения, способствующие
дальнейшему развитию искусства трагедии. Прежде всего важной заслугой
Софокла явилось введение третьего актера, которое значительно
обогатило собственно драматическую часть трагедии. Софоклом был также
расширен состав хора до 15 человек. Однако, создав выразительные
хоровые партии, Софокл при этом не увеличил их объем и роль. Важным
обстоятельством является постепенный отказ от принципа трилогии или
тетралогии в создании отдельных драм. За этим обстоятельством важные
убеждения драматурга. Не отрицая непреложной воли богов, Софокл прежде
всего интересуется человеком, его волей, стремлениями, поступками,
готовностью и способностью отвечать на них, согласовывать с
общественными и божественными установками и т.д. Подобный подход
продиктован самим духом "века Перикла", времени возросшего значения
человека, его значительных достижений в самых разных областях и
одновременно трагических заблуждений, приведших к началу разложения
афинской демократии. Творчество Софокла отмечено прежде
всего значительным обогащением внутреннего мира героев, искусства их
изображения.
Обратимся к наиболее ранней трагедии - "Аякс". Сюжет ее взят из троянского
цикла мифов и представляет события, разворачивающиеся после смерти Ахилла.
Принимается решение передать доспехи Ахилла наиболее славному герою. На эту
роль претендуют Одиссей и Аякс. Суд Атридов принимает решение в пользу
Одиссея. Оскорбленный же Аякс замышляет убить Агамемнона и Менелая вместе с
их свитой. Однако его намерения предупреждает богиня Афина: помрачив разум
героя, она заставляет его обрушиться на стадо скота. Герой приходит в себя,
однако еще в большей мере чувствует себя опозоренным и оскорбленным. Ни
божий, ни человеческий суд не считает он справедливым. Мучительно ищет он
пути сохранения своего достоинства и находит выход лишь в смерти:
Что ж делать?..
Богам я, очевидно, ненавистен,
И эллинскому войску, и троянцам
Со всем их краем... Не уплыть ли к дому
Эгейским морем, бросив здесь Атридов, -
Отчалить?.. Но с какими я глазами
Явлюсь к отцу? И как потерпит он,
Что возвращаюсь с голыми руками,
Без воинских наград, не раз венчавших
Его с великой славой?.. Невозможно!..
Или к троянским броситься стенам,
Там биться одному и честно пасть?..
Но этим лишь обрадую Атридов...
..........
Нет, благородный должен славно жить
И славно умереть...
(Пер. С. Шервинского)
В итоге герой кончает самоубийством, однако при этом он
восстанавливает попранное достоинство и умирает с чувством
самоуважения. Атриды между тем хотят поглумиться и над его телом,
отказывая герою в погребении. Однако благоразумный Одиссей уговаривает
отказаться от подобной позиции, настаивая на долге живых перед
умершим. Эта тема, возникшая в финале "Аякса", станет затем
центральной в трагедии "Антигона".
Сюжет "Антигоны" связан с фиванским циклом мифов. Действие трагедии
начинается вскоре после закончившегося сражения. Фивы отбили нападение
врага, и в первой песне хора выражается радость по случаю победы. Однако во
время сражения в междуусобном поединке погибли два брата, сыновья Эдипа,
Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт одного из них, Этеокла,
приказывает похоронить с почестями, а второго, Полиника, как изменника -
бросить на съедение псам и хищным птицам. Свое решение Креонт обосновывает
государственным долгом. Он гордится тем, что во имя справедливости способен
пренебречь родственным чувством. Однако решение его вызывает глубокое
страдание у сестер Полиника, прежде всего у Антигоны. Исмена призывает
сестру смириться с жестоким положением вещей, как надлежит женщине:
Теперь - подумай - как, одни оставшись,
Погибнет бедственно и мы с тобой,
Закон нарушив и царя веленье?
Мы женщинами рождены, и нам
С мужчинами не спорить. Помни это.
Над нами сильный властвует всегда...
(Пер. С. Шервинского).
Уже в этом первом диалоге проявляется внутренняя сила и убежденность
Антигоны. Никакая опасность не способна освободить ее от чувства
сестринского долга перед мертвым братом. Преступив закон властителя,
героиня совершает символический обряд погребения, но вскорее ее
хватают стражи царя.
Диалог Антигоны и Креонта - важнейший фрагмент трагедии. Молодая
девушка находит убедительные аргументы, оправдывающие ее поступок. В
своей речи она сравнивает два закона: закон одного человека, Креонта,
и закон богов, "неписанный, но прочный", принятый и соблюдаемый не
одним поколением людей. Последний закон она находит для себя более
важным и обязательным. Во имя долга она выражает готовность погибнуть
и уверена, что сограждане способны понять и одобрить ее:

И все они одобрили б меня,
Когда б им страх не сковывал уста.
Одно из преимуществ у царя -
И говорить и действовать как хочет.
(Пер. С. Шервинского).

Что же касается Креонта, то он продолжает оправдывать
свою суровость интересами государства и видить особую доблесть в
способности подавить родственную привязанность: "Я со своих спрошу,
как и с чужих, коль будут непослушны". Когда сын Креонта, жених
Антигоны, Гемон, пытается образумить отца, ссылаясь на мнение народа,
Креонт оценивает его позицию как мужскую слабость, проявление
неразумной любви и называет сына "рабом женщины". Между тем в
разговоре с сыном он роняет не одну фразу, свидетельствующую о его
тиранических наклонностях: "Правителю повиноваться должно во всем -
законном, как и незаконном", "Но государство - собственность царей!" и
т.д.
Продолжительное время в истолковании конфликта трагедии господствовало
мнение Гегеля, усматривавшего в трагедии воплощение столкновения равно
справедливых принципов: интереса государственного и интереса
семейного. Гегель полагал, что оба они в равной мере правы и
одновременно неправы в силу своей односторонности. Однако постепенно
подобная трактовка была преодолена. Более тщательное рассмотрение
трагедии показало, что Креонт у Софокла ни в коем случае не
соответствует идеалу государя и всем ходом развития действия Софокл
ведет героя к развенчанию и заслуженному возмездию. Он попрал законы
жизни и смерти: живую Антигону обрек на заточение в склепе, а мертвому
Полинику отказал в погребении. За это в финале Креонт лишается самых
дорогих людей: Гемон, не вынося смерти Антигоны, закалывает себя над
ее телом; жена Креонта, мать Гемона, при известии о кончине
единственного сына также кончает с собой. Креонт раздавлен этими
потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом
Полиника. Он признает полное свое поражение. После известия о гибели
жены Креонт говорит:

Увы мне! Другому, раз я виноват,
Нельзя никому этих бед приписать,
Я тебя ведь убил - я, несчастный, я!
Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь
Уводите меня, уводите скорей,
Уводите - молю; нет меня; я ничто!
(Пер. С. Шервинского)

В то время как живой Креонт выглядит посрамленным и духовно погибшим,
идущая на смерть Антигона исполнена достоинства и внутреннего величия.
В ее лице впервые в драме появился выразительный, высокий образ
женщины. Это было достаточно необычно для драмы на первых порах, так
как греческая женщина была вынуждена вести сугубо домашний образ жизни
на женской половине, а не давать уроки истинного гражданства, тем
более мужам. Однако героиня Софокла не лишена также сугубо женских
чувств и настроений. Полнее всего они выражаются в ее прощальном
плаче. Антигоне нелегко идти на смерть, ощущать собственную
беззащитность, неизбежность муки. Она страдает при мысли, что ей
суждено умереть молодой, не познав радостей брака, чувства
материнства.
Прощающийся с героиней хор прославляет ее достойную гибель.
Песни хора чрезвычайно важны для понимания замысла трагедии и верного
истолкования ее конфликта. Особенно широко известен первый стасим
хора, в котором прославляется могущество человека и его многообразные
таланты:


Муж, на выдумки богатый,
Из веревок вьет он сети
И, сплетя, добычу ловит...
Птиц он ловит неразумных,
Рыб морских во влажной бездне,
И зверей в лесу дремучем
Ловит он в дубравах темных,
И коней с косматой гривой
Укрощает он, и горных
Он быков неутомимых
Под свое ведет ярмо.
Мысли его - они ветра быстрее.
Речи своей научился он сам;
Грады он строит и стрел избегает,
Колких морозов и шумных дождей.
(Пер. С. Шервинского)

Утверждая, что человек "самое чудесное на свете" и "все он умеет", хор
после пространных перечислений человеческих достижений вдруг резко
меняет настроение и напоминает, что есть то, перед чем человек
бессилен. Это законы богов, прежде всего закон смерти, своей
непреложностью требующий смирения, почтения и безусловного уважения.
Иное поведение перед лицом смерти хор считает неразумным. Так, уже
первой песней хор готовит развитие будущего действия и оценку
персонажей.
В трагедии "Эдип царь" Софокл прямо сталкивает свободную волю человека
с волей богов. Перед нами уже совершенно другой образ правителя:
ответственный, распорядительный, искренне озабоченный положением
граждан, прислушивающийся к их мнению. Таким предстает Эдип в начале
трагедии. Жрец, возглавляющий процессию граждан, пришедших к царю,
вспоминает, как однажды Эдип уже спас город, победив сфинкса, и
выражает Эдипу от имени народа чувство любви и веры. Народ надеется
вновь найти опору и спасение в Эдипе:

О наилучший из мужей, Эдип,
К тебе с мольбой мы ныне прибегаем...
Ты дал нам счастье - дай и ныне!
(Пер. С. Шервинского)

В ответ Эдип сообщает, что уже начал борьбу за спасение города и
прежде всего отправил своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы узнать от
жрецов Аполлона, в чем причина мора и как можно от него избавиться.
Когда возвратившийся Креонт объявляет, что страшная болезнь - кара
богов за то, что в городе продолжает оставаться неотомщенным убийца
прежнего царя, Лая, Эдип проклинает убийцу и принимается за его
поиски. В этот момент Эдипу неведомо, что он проклинает самого себя и
сам является виновником мора. Он зряч, но в то же время слеп. Истинный
смысл многих событий неведом ему. С возмущением встречает он первые
предвестники истины, например, слова рассерженного им прорицателя
Тиресия, будто убийца он сам. Поначалу в подобном обвинении Эдипу
чудятся козни желающих у него отнять власть. Однако полученные вскоре
в ходе расследования описания покойного царя и места происшествия
вновят тревогу в его сознание, заставляют вспомнить события далекой
молодости, когда он в пылу дорожной ссоры убил неизвестного путника.
Софокл мастерски выстроил события в трагедии, чередуя моменты
ослабления действия с его все более нарастающим напряжением. Узловую
роль в действии играют у него перипетии, сопряженные со сценами
узнавания. Так, в момент, когда впервые появляются у Эдипа страшные
подозрения, неожиданно как будто наступает просветление: прибывает из
Коринфа вестник, сообщающий о смерти отца и приглашающий его занять
престол. В смерти отца у Эдипа есть одно утешающее обстоятельство:
отец умер своей смертью. Однако боясь второй части сделанного его
некогда предсказания (брака с собственной матерью), Эдип отказывается
от престола. Желая успокоить Эдипа, вестник сообщает ему, что Полиб и
Меропа - его приемные родители. И таким образом за кратким моментом
ослабления тревоги следует этап возрастающего страха. Чем дальше, чем
яснее для героя, что проклятый убийца - это он сам. Тем не менее Эдип
не останавливается в выяснении обстоятельств, даже когда его умоляет о
том жена:

Коль жизнь тебе мила, молю богами,
Не спрашивай... Моей довольно муки!

Несмотря на то, что герой - носитель трагической вины, образ его
величественный, монументальный. Герой потерпел поражение в борьбе с
роком, с волей богов. Однако он не выглядит жалкой игрушкой в их
руках. Свое достоинство Эдип утверждает с новой силой в заключительном
акте самонаказания. Он карает себя сам за невольно совершенные
преступления, карает жестоко и одновременно символично. Герой
выкалывает себе глаза, глаза, которые были слепы и не помогли ему
вовремя разглядеть истину. Он также считает для себя невозможным
лицезреть тех, кого он осквернил своим преступлением:

Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало!

Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за
которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об
ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого
счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того,
что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.

К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии
"Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии
показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый
Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного,
тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и
передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха
страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной
справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже
много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он
чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране,
где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается
и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что
вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.
Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению.
Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол.
Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле
Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и
бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла.
Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где
сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному
покровительству этой земле:

Явитесь сюда, небожители!
Ныне подайте, молю,
Свою двуединую помощь
Этому краю и всем
Его населяющим гражданам!
(Пер. С. Шервинского)

Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что
при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла
человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с
сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из
софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся
сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким
нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова
Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими,
"какими они должны быть". Примечательна также цельность героев
Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе,
неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые
разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное
сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы
и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по
тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает
живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны
также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние.
Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство
его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного,
величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами
современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и
достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного
мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице
мировой драматургии.
Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира
продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям
нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул
Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть,
творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько
случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.
Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.



Литература.
“Детская энциклопедия том 10” Издательство “Академия Педагогических Наук
РСФСР” год издания 1961г.
Научные редакторы: Д.Д. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая.



Интернет.

Страницы


http://sno.nm.ru/lib/tron/1-2-2-2e.htm

http://pergam.chat.ru/a/a094.html

http://www.philology.ru/literature3/nikola-97b.htm

http://www.klass-teatr.ru/?section=tt273







Новинки рефератов ::

Реферат: Конституционное судопроизводство в России (Право)


Реферат: Государственное регулирование в переходной экономике (Политология)


Реферат: Конспект по налогообложению (Налоги)


Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Быт и верования древних славян (История)


Реферат: Общая характеристика Русской правды, ее значение в истории русского права (Теория государства и права)


Реферат: Ефективність управлінської діяльності і шляхи її формування (Менеджмент)


Реферат: Банкiвська система Украiни (Банковское дело)


Реферат: Теория юридических фактов (Теория государства и права)


Реферат: Идеология (Социология)


Реферат: Висловлювання про мову (Журналистика)


Реферат: История физической культуры и спорта в России (Физкультура)


Реферат: Алжир во второй половине XX века (История)


Реферат: Картофель (как важная кормовая и техническая культура) (Доклад) (Сельское хозяйство)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)


Реферат: Проведение выборочных исследований в аудите, аудит расходов предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство (Мифология)


Реферат: Объекты ипотеки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухоблік та аудит в сучасних умовах господарювання на Черкаському МППЗТ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист