GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование Армянского народа и древнеармянского государства (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование Армянского народа и древнеармянского государства (История)



ОБРАЗОВАНИЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА И ДРЕВНЕАРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА


План:
1. Происхождение армянского народа


2. Образование армянского государства


3. Армения в раннеэллинистический период


4. Создание армянского объединенного государства


5. Держава Тиграна II
1.Происхождение армянского народа.
Армянский народ образовался в конце II—начале I тыс. до н. э. на Армянском
нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле
племен и их союзов, а также некоторых других племен, осевших здесь в конце
II тыс. до н. э. В течение длительного исторического процесса этногенеза
одни из этих племен передали армянскому народу больше свой физический
облик, другие—в основном традиции своей материальной или духовной культуры,
третьи—преимущественно свой язык, который затем вобрал в себя многое из
лексического богатства других племен— участников этого процесса.

Особенно важен вклад хуррито-урартских племен, как наиболее многочисленного
и широко распространенного этнического элемента нагорья, который именно
благодаря этому составил физическую основу находившегося в процессе
становления народа. Сюда следует причислить исконное население бассейна
озера Ван—урартские племена, далее, близко родственные им племена хурритов,
проживавших в долин,ах Арацани и верховьев Тигра, хурритские или близкие к
ним племена долины Аракса и верховьев Куры, образовавшие крупные племенные
союзы Этиуни и Диаухи, и другие менее значительные племена или их
объединения этого же географического ареала. Важен вклад также и хетто-
лувийских племен, населявших страны, расположенные в долине Верхнего
Евфрата—Куммух, Ишува, Сухме и другие. От племенного союза Хайаса, помимо
прочего, армянский народ унаследовал и свое самоназвание «хай».

Наряду с этими этническими элементами в образовании армянского народа
Приняли участие также индоевропейские племена арменов, давшие народу его
второе имя «армяне», которым называют его другие народы. В период известных
переселений «народов моря» (XIII—XII вв. до н. э.) армены проникли в Малую
Азию вместе сродственными им фраконфригийскими племенами из Балкан.
(Впрочем, в последние годы высказано мнение, что прародина индоевропейцев
находилась именно в восточной части Малой Азии). Затем они продвинулись
дальше на Армянское нагорье. Обо всем этом говорят сообщения ряда
древнегреческих авторов, начиная с «отца истории» Геродота

(V в. до н. э.). Ассирийские клинописные надписи называют часть этих
протоармян уруме (по их наименованию), другую часть—мушку (по одному из
названий родственных им фригийцев). В 1115 г. до н. э. ассирийский царь
Тиглатпаласар; I впервые столкнулся с племенами мушку, войска которых— 20
тыс. бойцов—под водительством пяти вождей из занятых ими за 50 лет до этого
юго-западных областей Армянского нагорья вторглись в Ассирийскую державу. В
следующем году войска этого царя сражались уже с воинами племен уруме,
утвердившихся в этих же областях.

Таким образом, здесь, на территории, тянувшейся от западной излучины
Евфрата на восток по долинам Арацани и Тигра, где уже раньше жили
хурритские и хетто-лувийские предки армян, с XII в. до н. э. начинается
постепенный процесс этнической консолидации и слияния всех названных
племен.

Заметим, что часть страны, где начался процесс обра зования армянского
народа, ассирийцы по названию племен уруме переименовывают в Уруме, а
урарты, соприкасавшиеся с этими племенами несколько позднее, называют ее
Урме.

Урартское государство почти со времени своего возникновения сталкивалось со
страной Урме. Минуа возвещает о победе над ней, Аргишти I заявляет о том
же, Сардури 1 сообщает об овладении страной, разрушении населенных,
пунктов, угоне населения. Очевидно, что страна упорно сопротивлялась
урартским нашествиям и, несмотря ни на чтан, выживала.

Распространение армяноязычного этнического элемента по отдельным областям
территории Урарту началось еще в VIII в. до н .э., в период расцвета этого
государства. К этому вела политика переселения жителей завоеванных или
подвергавшихся нашествию стран в различные районы государства. Так, Аргишти
I, как уже отмечалось, поселил новооснованном городе-крепости Эребуни 6600
воинов, вероятно армяноязычных, вывезенных из стран Хате и Цупа.. 10 тысяч
жителей Урме были переселены Сардури II из завоеванной страны в район Вана
и т. п.

В труде армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хорена-ци (Моисея
Хоренского) сохранились важные сведения о событиях конца VII в. до н. э. Из
клинописных и других источников известно, что в этот период Мидия и
Вавилония выступали в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. мидяне

овладели одним из важнейших центров Ассирии—городом-Ашшуром, а в 612 г.
совместными усилиями союзников была взята и предана огню ассирийская
столица Ниневия. В течение нескольких лет Ассирия была окончательно
разгромлена и перестала существовать как государство. По преданию,
сохранившемуся в труде Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и
армяне, руководимые своим вождем Паруйром. Они помогли мидянам справиться с
Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царем.
Это предание, несомненно, имеет историческую подоплеку.

В период падения Ассирии (конец VII века до н. э.) об Урарту, как об
активной силе, уже ничего не слышно. Это и понятно, ибо урартское
государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и
находилось накануне гибели. Вместо урартов действуют армяне, которые вышли
из своей колыбели и превратились в могучую силу. Происходит заключительный
этап образования армянского народа—интенсивное распространение армянского
этноязыкового элемента по всему нагорью.

Распространение армянского этно-языкового элемента по нагорью внешне
напоминает распространение урартов, имевшее место на этой же территории
примерно двумя столетиями ранее. Однако тогда, в случае с урартами,
результатом было лишь объединение территорий военной силой, в процессе чего
население их не слилось в единый народ, а возникло лишь военно-политическое
государственное образование, этничегки весьма пестрое. Теперь же, наряду с
неизбежным военным фактором, действовал еще более сильный на-родообргзующий
фактор—стремление населения обширной территории к объединению и
консолидации. Предпосылкой возникновения этого фактора были, с одной
стороны, цивилизующая сила урартского владычества, подвинувшая население по
пути экономического и культурного прогресса, а с другой,—и в еще большей
мере,—внутреннее развитие и созревание племен, приводившее к необходимости
наладить тесные взаимные связи. В этих условиях наличие и активное
распространение армяноязычного цементирующего элемента дало новый эффект:
произошло не объединение, а слияние племен и народностей, при возобладании
языка армянского, в единый народ. Разноязычное население нагорья, в том
числе и сами урарты, постепенно привыкает к армянскому языку как к средству
межплеменного общения, одновременно обогащая этот язык своей лексикой, а
затем переходит к. употреблению только этого языка, который тем самым
превращается в общенародный язык качественно новой единицы—армянского
народа, образовавшегося из многих этнических компонентов.

На этой основе складывается уже не государство древневосточного типа,
этнически пестрое и удерживаемое лишь
военной силой, а государство нового типа, основанное на идущих к сближению
и слиянию этнических элементах и оказавшееся несравненно более жизненным.

2.Образование армянского государства
Спустя 60—70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трехязычной
надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э., в двух
ее—персидском и зламоком—вариантах упоминается страна Дрмина, название
которой в третьем—вавилонском варианте надписи передано как Урарту (точнее
Урашту, согласно фонетическим прави-.лам вавилонского диалекта аккадского
языка). Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме (в
действительности произносилось как «Орме» или, «Арме») обозначало лишь один
из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название
Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части
Армянского нагорья.

Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского
государства Армины, или, как именовали ее древние греки,—Армении. Однако,
судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив
собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была
вовлечена в процесс образования армянского народа.

Это армянское царство вышло на историческую а.рему в качестве союзника
могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия
стремилась овладеть наследием Урарту. Борьба завершилась в пользу Мидии, и
Армения попала под ее верховное владычество с условием выплаты дани,
предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений. Территория
Армении в этот период на юго-востоке была сопредельна с Мидией, а на северо-
востоке достигала земель причерноморских халдейских племен.

Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании,
сохранившемся в историко-нравоучительном произведении греческого историка
V—IV вв. Ксенофонта «Ки-ропедия». Из него явствует, что это армянское
царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дали и
отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были
огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы. Имени царя Ксенофонт
не упоминает, но называет его сыновей—Тиграна и Сабариса, одного из
военачальников—Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и
товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской
державы.

То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую
основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца
армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран,
опять-таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца
Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.

Как известно, Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил индийскую державу и
основал новое, еще более обширное государство, которое охватывало почти всю
Переднюю Азию. Его сын Камбис вторгся также в Египет, где, однако, нашел
свою смерть. В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа,
представитель другой ветви того же рода Ахеменидов. Армения, вошедшая ранее
в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к
власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших
державу Ахеменидов.

В 522—520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно
прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская
надпись. Против-восставшей Армины, т. е. Армении, Дарий направил два удара
с обоих флангов. Одну из армий вел полководец Дадэршиш, родом армянин
(«армшшец»), другую—перс Ваху-миса. Лишь после нескольких сражений с
армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в со-став
персидской Ахеменидской державы.

Это продолжалось около двух столетий. Согласно древнегреческим источникам,
территория Армении была распределена между двумя административными
единицами—сатрапиями. Однако в надписях самих ахеменидских царей она
постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма
большую дань золотом и конями, ее войск» принимали участие в походах
персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса,
направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд.

Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к
одному и тому же роду, в котором; распространено было имя Ерванд (в
греческих источниках— Оронт). Вероятно по своему происхождению они были
связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в,, один из
представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом.

В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Черному морю, пересек
десятитысячный отряд греческих наемников. Отряд отступал после поражения и
смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной.
Через Армению отряд вел вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и
историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт
изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по
истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту
пору был Ерванд (Оронт), •сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он
занимал важное положение при персидском дворе. Часть Армении, именовавшаяся
«Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при
дворе. Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего
урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере
включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка; на
западе шли по излучине Евфрата, на востоке—от озера Урмия к среднему
течению Аракса и Куры.

Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и
храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений
и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которне и удостоились
особого внимания Ксенофонта. Он описывает деревенские дома и жизненный
уклад древних армян. В описанной Ксенофонтомн деревне можно узнать черты
сельской общины.

В дальнейшее наследственное право влас а над Арменией было временно изъято
у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода
Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария
III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем
стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом
Ерванда.

Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее
попало под верховное владычество Мидии, а затем—под власть Ахеменидского
Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся
армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело
сохранить свое единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда
же при Дарий III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая
на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то
Армения восстановила свою независимую государственность.

3. Армения в раннеэллинистический период
В 331 г. до н. э. в битве при Гавгамеле решилась судьба одной из
могущественных держав Древнего Востока—персидской Ахеменидской державы.
Властитель ее Дарий III сделал последнюю попытку отразить натиск Александра
Македонского, который за три года до этого во главе греко-македонских войск
вторгся в Азию. Одержав ряд крупных побед, Александр уже уопел завладеть
западной частью государства Ахеменидов, включая Египет, и теперь
преследовал Дария III, намереваясь нанести решительный удар. В битве при
Гавгамеле в составе персидской армии принимали участие и армянские отряды.

Дарий III проиграл сражение, несколько позже был убит своими же
приближенными, а Александр продолжал свой поход на восток, в Среднюю Азию,
затем в Индию, завладев, таким образом, и восточной частью государства
Ахеменидов и даже выйдя за его пределы. Так возникло гигантское государство
Александра Македонского, столицей для которого он избрал город
Вавилон—древнейший культурный центр.

Трехсотлетний период, последовавший за завоеваниями Александра, принято
именовать периодом эллинизма, ибо одной из важных особенностей его было
широкое распространение эллинской. (греческой) цивилизации и ее
плодотворное взаимодействие 4 местными тысячелетними восточными
цивилизациями. Для периода эллинизма характерно как ускорение темпа
социально-экономического развития, так и создание новой, состоявшей из
многих—восточных и западных—компонентов богатой эллинистической культуры.
Эпохе был свойствен также небывалый расцвет городской жизни: рядом с
древними городами образовались новые, носящие имена царей-основателей. Все
эти явления, как мы увидим, были свойственны также Армении этого периода.

После падения Ахеменидской державы Малая Армения, занимавшая приблизительно
территорию бывшей Хайасы, вошла в состав державы Александра Македонского.
Собственно Армения, или, как ее именуют античные авторы, Великая Армения,
осталась вне пределов государства Александра и восстановила свою
независимость. Здесь воцарился участник битвы при Гавгамеле Ерванд (Оронт).

Это армянское царство было носителем древних государственных традиций,
которые восходили не только к армянскому государству VI в. до н. э., но и к
более ранним протоармянским предгосударственным образованиям на юго-западе
и северо-западе нагорья и к самому государству Урарту. Правящая династия
род Ервандаканов накопила значительный опыт государственной власти. Она
была также, родственна Ахеменидам. Все это укрепляло позиции Армянского
царства в системе новосозданных эллинистических государств.

Обширная империя Александра просуществовала недолго. После смерти
властителя (323 г. до н. э.) его удачливые полководцы выкроили из
оставшегося наследства свои самостоятельные царства, из которых со временем
выделились три основных—государство Птолемеев в Египте, государство
наследников Антигона в Македонии и Греции, государство Селевка в Передней
Азии. Наиболее обширным из них было последнее; оно охватывало почти все
азиатские завоевания Александра и представляло большую угрозу для
образовав» шихся в эти же времена в северной зоне Передней Азии менее
могущественных государств: Паргама, Понта, Калпадокии, Малой Армении,
Иберии (Грузия), Великой Армении, Атропатены и других. В течение III в.
Селевкиды не раз пытались овладеть Арменией, принудить ее к выплате дани.
Иногда они достигали цели, но большей частью Армении удавалось отражать эти
попытки и, сохраняя независимость, вести самостоятельную, притом явно
антиселевкидскую политику. Так, например, еще в конце IV в. армянский царь,
вероятно, тот же Ерванд, предоставил военные силы наследнику престола
соседней Каппадокии Ариарату, с помощью которых последний изгнал Селшкидов
из родной страны и занял отцовский престол.

Центральной областью своего царства Ервандаканы сделали Араратскую долину,
а столицей—город Армавир, образовавшийся на базе урартского города
Аргиштихинили. В этих районах они развили строительную деятельность,
основали ряд городов и поселений. У места впадения реки Ахурян в Араже был
построен большой город Ервандашат, который «вскоре стал столицей армянского
царства, заменив Армавир. Последний, однако, продолжал оставаться важным
культовым центром, играя роль, унаследованную им у Аргиштихинили. Новый
культовый центр был создан в Багаране, на берегу реки Ахурян; здесь
верховными жрецами назначались братья армянских царей. Были основаны
поселения Ервандакерт и Ервандавам.

Армения в начале этого периода в общем сохраняла границы ахеменидокого
времени. В первой половине III в. до н. э. власть Ервандаканов
распространилась и на заевфратскую страну Коммагену, примыкавшую к крайней
юго-за-цадной области Великой Армении—Софене. Коммагена и Софена были
объединены в отдельную административную единицу, а позднее эта единица была
выделена в самостоятельное царство под властью царя Сама из рода
Ервандаканов.

Однако царство Софена Комматана не было долговечным и вскоре распалось на
две составные части—Софену и Коммагену. Собственно Армения во второй
половине III в. также переживала трудные времена и понесла территориальный
урон. С севера^ее теснила набиравшая мощь Иберия, с юго-востока Мйдия
Атропатена.

В 212 г. до н. э. Селевкидский царь Антиох III (223— 187) осадил столицу
Софены Аршамашат. Однако, когда возникла возможность примирения, он снял
осаду, заключил союз с царем Софены Ксерксом и даже выдал замуж за него
свою сестру Антиохиду. Продолжая начатый осадой Арсамосаты свой знаменитый
восточный поход, Антиох III победно прошел через Парфию, дошел до Средней
Азии и через Гиндукуш спустился в Индию.

Окрыленный победами на Востоке, Ангиох III стал готовиться к западному
походу, имея, целью подчинить непокорные малоазийские царства и стать
твердой ногой в Европе. В 201 г. он велел сестре Антиохиде отравить своего
мужа Ксеркса и овладел Софеной. Был устранен и царь Армении Ерванд,
захвачено его царство, а также Коммагена и Малая Армения. Этими акциями
Антиох III укреплял свой тыл накануне похода на запад. Армянские
государства были превращены в сатрапии и поставлены под начало находившихся
на службе Антиоха полководцев. Правителями (стратегами) Армении и Софены
были назначены, соответственно, Арташес (Артаксий) и Зарех
(Зариадр),—представители армянской знати, в Малой Армении Митридат,
племянник Антиоха и сын армянского династа; в Коммагене, основательно
эллинизированной, правителем был поставлен македонец Птолемей. Это
положение продолжалось около десяти лет.

В течение этих лет Антиох III осуществил свой поход и в 192 г., перейдя
Геллеспонт, вторгся в Грецию. Однако он недооценил силы уже вполне
сформировавшейся в это время и набравшей мощь Римской республики. Рим
перешел в контрнаступление, и его войска, изгнав Антиоха из Европы, в свою
очередь впервые вступили на землю Азии. В 190 г. в битве при Магнесии
римляне нанесли сокрушительное поражение Антиоху III.

Эти события сыграли существенную роль в судьбе Армении. По сообщению
греческого географа и историка Страбона, Арташес и Зарех пошли на сближение
с Римом и объявили себя независимыми царями, первый—в Великой Армении,
второй—в Софене. Обрели самостоятельность также Малая Армения и Коммагена,
куда вскоре вернулись представители династии Ервандаканов. В дальнейшем
процессе консолидации армянских государств все большую роль начинает играть
Великая Армения.

4. Создание армянского объединенного государства
К III в. до н. э. окраины Армянского нагорья уже были вовлечены в сферу
армянского языка и этноса, однако частично они продолжали оставаться в
пределах других государств. Небольшие армянские царства на западе
охватывали лишь часть армянского этноса. В этих условиях царство
Ервандаканов (Великая Армения), занимавшее центральные области нагорья,
оказалось тем ядром, вокруг которого должно было образоваться объединенное
армянское государство. Это произошло при Арташесе I (189—около 160), одном
из виднейших деятелей древней Армении.

Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рисует картину событий этого
времени. «Рассказывают,—пишет он,—что Армения сначала была небольшой и
увеличилась усилиями Арташеса и Зареха... Воцарившись... один в Софене...,
другой на землях, окружающих Арташат, они раздвинули свои пределы, завоевав
земли у соседних народов; у мидян—Каопиану, Фавнитиду и Басоропеду
(Парспатуник), у иберов (грузин)—предгорья Париадра, Хордзену, Гогарену,
что по ту сторону реки Кира (Куры), у халибов и моссинойков—Каренитиду и
Дерксену, которые примыкают к Малой Армении или входят в ее состав, у
катаонов—Акилисену и земли вокруг Антитавра, у сирийцев—Таморитиду. Так что
все они стали одноязычными».

Обстоятельство одноязычное, т. е. армяноязычности населения всех упомянутых
областей для их большинства едва ли было результатом присоединения к
армянскому государству, как, видимо, представлялось Страбону, а скорее
основой, стимулом присоединения. Сами по себе завоевание не приводят к
одноязычное, к образованию народа, как-можно было убедиться хотя бы на
примере Урарту. Поэтому «завоевание» армяноязычных областей точнее было бы
на звать их объединением.

Участие Софены в этих событиях было скромным, решающая роль принадлежала
собственно Армении. Это государство при Арташесе I расширилось во все
стороны—на север, юг, восток и запад. Приведенное сообщение Страбона
подтверждается и рядом сведений из других источников. Так, поход Арташеса
ва восток, на «восставшую» страну каопов, подробно описывает Мовсес
Хоренаци. Он же повествует о походах, совершавшихся при этом царе на север,
в сторону Грузии. О них еще более обстоятельно рассказывается в древнейшем
грузинском источнике «Картлис цховреба». На западе Армения сталкивалась с
более сложной и трудной политической обстановкой, сложившейся между
малоазийскими небольшими, но весьма сильными государствами. В 183—179 гг.
здесь велась ожесточенная война между двумя группировками стран—с одной
стороны, Понтом и его союзницей Малой Арменией, с другой
стороны,—Каппадокией и ее союзниками. Этот второй лагерь пользовался
поддержкой Рима, а за спиной первого стояли Селевкиды. Царь Понта Фарнак и
властитель Малой Армении Митридат, достигшие поначалу определенных успехов,
в итоге, однако, проиграли войну и вынуждены были заключить мир на тяжелых
условиях.

Позиция Армении в отношении двух лагерей была весьма определенной
традиционно-антиселевкидской, т. е. она поддерживала Каппадокию и Пергам
против Понта и Малой Армении. В мирном договоре, текст которого сохранился
у историка II в. до н. э. Полибия, в числе заинтересованных сторон упомянут
также Арташес, «властитель большей части Армении». Именно в этих условиях,
воспользовавшись поражением Малой Армении и поддерживавшего ее Понта,
Арташес, видимо, и сумел путем военного или дипломатического нажима
завладеть и присоединить к своему государству Каренитиду—область Карина и
Дерксену—область Дерджан, которые, как указано у Страбона, «примыкают к
Малой Армении или входят в ее состав».

Наиболее опасным соседом Армении продолжало оставаться Селевкидское
государство. После Антиоха III Великого здесь царствовал его сын Селевк IV
(187—175). За эти годы Армения окрепла, усилилась и стремилась охватить в
своих границах окраинные армяноязычные области. К их числу относились
области южнее озера Ван вплоть до Адиабены, где также, по сообщению
Страбона, армянский элемент был издревле весьма силен.

В 168 г. армянские войска вступили в Тморик (Таморитиду), область,
подчиненную Селевкидам, и присоединили ее к армянскому государству, доведя
его границы и на этом отрезке до реки Тигр. Во главе Тморика был поставлен,
по-сообщению Мовсеса Хоренаци, один из приближенных Арташеса I, который
начал быстро осваивать новую область.

Селевкид Антиох IV Эпифан (175—164), энергичный, но склонный к авантюрам
правитель, воевал в это время с Египтом. Лишь в 165 г. он смог обратиться
на север. Он перешел со своими войсками Евфрат и столкнулся с армянским
войском, в свою очередь форсировавшим Тигр и шедшим ему навстречу. Битва
была чрезвычайно кровопролитной, особенно много полегло армянских воинов,
но положение сколько-нибудь существенно не изменилось: Антиох не перешел
Тигра, Тморик остался в пределах Армении.

Арташес пытался присоединить к своему государству и Софену, но тщетно.
Каппадокия решительно воспротивилась этому, и Арташес отказался от своего
намерения. Присоединение Софены затянулось приблизительно на 70 лет, до
времени Тиграна II.

Последние сведения об Арташесе, I относятся к самому концу 60-х гг. II в.
до н. э., когда он вновь вступил в противоборство с Селевкидами и
поддерживал восстание оелевкидоко-го сатрапа Вавилонии и Мидии Тимарха
против своих хозяев.

В первой половине II в. до н. э. Армения выросла в сильное, самостоятельное
и обширное государство и, естественно, нуждалась в различного рода
преобразованиях в экономической, политико-административной, военной и
других областях. До нас дошли надписи Арташеса I на арамейском языке,
сделанные на межевых камнях; Мовсес Хоренаци указывает, что Арташес этими
камнями размежевал общинные ш частновладельческие земли. Имеются некоторые
сведения а« перестройке военного дела при Арташесе, в частности, о создании
четырех воеводств. Новое административное деление; имело цель облегчить
управление обширным государством,. Основой подобных преобразований был
экономический подъем страны, заметный как в деревне—в области сельского
хозяйства,—так и в городе—в развитии ремесленного производства и торговли.

О городах, основанных в III в. до н. э. представителями династии
Ервандаканои в Араратской долине и в Софёне, уже говорилось выше. Во II в.
до н. э. этот процесс продолжался. Крупное историческое значение имело
основание Арташата (Артаксаты—пц античным авторам), столицы армянского
государства.

Не случайно, что Арташат был основан в Араратской долине. Именно здесь
располагались дочти все столицы исторической Армении—Армавир, Ервандашат,
Арташат, Вагаршапат, Двин. Араратская долина уже в IV в. до н. э.
становится сердцем Армении. Здесь скрещивались торговые транзитные пути,
ведшие с юга на север и, по долине Аракса, с запада на восток, что было
существенным градообразую-щим фактором. Арташат был основан Арташесом I и
назван по обычаю эллинистического времени именем царя основателя. По
сообщениям историков Страбона и Плутарха, в вьь боре места будущей столицы
и составлении ее планд армянскому царю помогал знаменитый карфагенский
военачальник Ганнибал, бежавший после поражения, нанесенного ему римлянами,
на Восток. Возможно, что Ганнибал и непричастен к созданию Арташата, однако
из свидетельства Плутарха во всяком случае явствует, что город был построен
по предварительно разработанному единому и увязанному с местностью плану,
несомненно, по нормам эллинистического градостроительства. Страбон
сообщает, что Арташат был хорошо заселенным городом и царской резиденцией,
что его с трех сторон омывала река Араке, а с четвертой стороны город был
защищен рвом и валом. Ведущиеся в настоящее время археологические раскопки
Арташата, располагавшегося на берегу Аракса на нескольких холмах вокруг Хор
Вирапа открывают много нового и подтверждают оведения античных авторов.

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения
Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся
синойкизм—формирование населения новооснованного города путем передачи ему
части населения старых городов—обычный способ заселения новых городов в
эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за
малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение
чужестранцев—-как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.

В первой половине II в. до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан
целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса—Зареха и протянулись
цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились
сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат
в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт.

5. Держава Тиграна II
Вслед за Арташесом в Армении царствовали один за другим два его
сына—Артавазд I и Тигран I (около 160— 95). В этот период в Передней Азии
происходит коренная перестановка политических сил. Еще в середине III в.,
до н. э. на Иранском нагорье образовалось Парфянское государство. Во II в.
оно переживало подъем. Вступив в борьбу с Селевкидами, парфяне добились
преобладания в Передней Азии. Их царь Митридат II (123—87) довел западные
границы государства до Евфрата в Северной Месопотамии.

Монета Тиграна II

Он столкнулся также с армянским царем Артаваздом I, выиграл сражение и взял
в качестве, заложника царского племянника Тиграна (будущий Тилрай II).
Вскоре парфяне отпустили Тиграна, получив в качестве выкупа область
«Семьдесят долин», расположенную на юго-востоке Армении. Первые десятилетия
I в. до н. э. в истории Армении занимают особое место. В этот период новый
царь Армении Тигран II, прозванный Великим (95—55), встав на путь внешних
завоеваний, создал большое государство. Армения превратилась в одну, из
самых могущественных держав того времени.

Тигран II начал свою деятельность с того, на чем остановился его дед
Арташес I,—с присоединения Софены—армянской приевфратской области, бывшей
до того отдельным царством. В Софене правил потомок Зареха Артан. Уже в 94
г. войска Тиграна без труда овладели страной.

Этот шаг вывел Армению в сферу оживленных международных отношений. Софена с
давних пор была связана политически с соседней Каппадокией, с чьей помощью
в основном и сохраняла самостоятельность. Теперь Каппадокия сама находилась
под угрозой поглощения безмерно усилившимся соседним Понтийским
государством. Царь Понта Митридат VI Евпатор стремился сблизиться с
Арменией. Он направил к Тиграну посольство с предложением заключить союз.
Для Тиграна союз с могущественным Понтом был выгоден и желателен. Союз был
закреплен браком между Тиграном и юной дочерью Митридата Клеопатрой.

В числе прочего, стороны договорились о захвате Каппадокии, причем по
договору территория этой страны должна была отойти к Понту, а Тигран мог
забрать всю движимость и депортировать население. Каппадокии предстояло
стать тем источником, откуда Армения черпала бы необхо-димые ей людские
массы—городское население и рабов.

Первый поход армянских войск в Каппадокию был предпринят в 93 г. Страна
была захвачена, царь Ариобарзан бежал в Рим. По приказу из Рима Сулла,
губернатор Суровой Киликии, ставшей к этому времени римской провинцией,
восстановил власть каппадокийокого царя. Однако уже в 91 г. военачальники
Митраас и Багой вновь овладели Каппадокией. Лишь два. года спустя Риму
удалось вернуть Ариобяпзана на престол.

На пути осуществления завоевательной программы Тиграна II стояли в первую
очередь парфяне, завладевшие Мидией, Атропатеной, странами Северной
Месопотамии и обосновавшиеся на Армянском нагорье, в области «Семьдесят
долин». Около 87 г. до н. э. армянские войска вступили в эту область и,
продвигаясь далее, вторглись в Мидию Атропатену и собственно Мидию.
Преследуя парфянские войска, они подступили к Экбатанам—одной из резиденций
парфянского царя. Во время осады города был предан огню расположенный за
его стенами царский замок Адрапана. Устрашенный парфянский царь Готарз
поспешил заключить мир и не только отказался от «Семидесяти долин», но и
передал Тиграну власть над Мидией Атропатеной и странами Северной
Месопотамии. Он отказался также от традиционного титула парфянских
властителей «царь царей» в пользу Тиграна II. Последний закрепил свою
власть над Мидией Атропатеной браком своей дочери с царем этой страны и
обратил свое внимание на юг.

Здесь за столетие до этого, при Арташесе I, к армянскому государству была
присоединена область Тморик. Теперь власть Тиграна распространилась и на
соседнее небольшое царство Кордуену (Кордук) и на расположенную вдоль
среднего течения Тигра Адиабену. Вслед за этим были заняты области Северной
Месопотамии Мигдония с центром Нисибином и Осроэна с городом Эдессой.
Теперь уже только Евфрат отделял владения Тиграна от стран, оставшихся под
властью Селевкидов.

Селевкидские цари уже потеряли былую мощь. Центральная власть была
бессильна обеспечить политическую целостность государства, безопасность
торговли, сплотить вокруг себя важнейшую составную часть государства
эллилистические города. Господствующий класс не был удовлетворен царской
властью и помышлял о смене ее. Римский историк Юстин повествует: «Некоторые
думали, что надо пригласить Митридата Понтийского, другие—египетского
Птолемея... Все сошлись на кандидатуре Тиграна, который, ле только имел
свою военную силу, но и был союзником ларфян и тестем царя Митридата. Итак,
будучи приглашен занять престол Сирии, Тигран в течение 17 лет правил в
полном спокойствии; он не мешал другим войнами и никто его не тревожил, так
что воевать не было необходимости».

Так в 83 г. до н. э. Тигран II в столице Селевкидов Антиохии на Оронте
воссел на их трон. Его войска продвинулись далее на юг вдоль Средиземного
моря и заняли Финикию. Были завоеваны также Равнинная Киликия и Коммаге-на.
Армянская держава стала непосредственно граничить с Римской республикой,
обосновавшейся до этого в Горной Киликии.

Держава Тиграна II охватывала значительную часть Передней Азии. Она
простиралась от Средиземного моря до^ Каспийского и от реки Куры до
Месопотамии. Кроме того, в сфере ее влияния находились сопредельные страны
и народы—Иберия и Албания на севере, многие арабские племена—на юге.

Новосозданная держава была типичным эллинистическим государством, хотя и
меньшим по величине, но вполне сходным по структуре и функциям с
предшествовавшими ей державами Селевкидов и Александра Македонского,
прототипами которых, в свою очередь, были Ахеменидское, Мидий-ское,
Ассирийское государства. Все они, как и держава Тиграна, являлись
экономически и этнически пестрыми военно-лолитическими объединениями,
состоявшими из обществ, находившихся на самых разных уровнях развития.

Наиболее важной, экономически и культурно развитой «з завоеванных Тиграном
стран была. Сирия—ядро некогда обширной державы Селевкидов. В ее состав
входили крупные и богатые полисы (города)—центры ремесла, торговли и
культуры, имевшие свои земледельческие области, и среди них Антиохия-на-
Оронте, столица Селевкидов, ставшая южным центром державы Тиграна. Южнее
Сирии, по западному побережью Средиземного моря, тянулись древние
финикийские города—Тир, Сидон, Берит (Бейрут), Арад и другие, которые в I
в. до н. э. все еще сохраняли свое значение-в традиционной торговле между
Востоком и Западом. Они являлись также крупными рынками работорговли.
Немало» городов было и в Равнинной Киликии: Таре, Солы, Мопсуестия,
Аназарба, Адана и другие. Во главе стран, захваченных у Селевкидов, был
поставлен один из приближенных Тиграна Багарат, его резиденцией стала
Антиохия.

Примыкавшие к южным границам Великой Армении Осроэна и Мигдония были самыми
плодородными областями Северной Месопотамии. Возникшие при Тигране
экономические и особенно культурные связи между этими странами и Арменией в
дальнейшем все более укреплялись и сыграли заметную роль в истории
армянского народа. Правителем месопотамских стран был поставлен Гурас, брат
армянского царя, с резиденцией в Нисибине.

К востоку от Мигдонии, по левому берегу Тигра, располагалась Кордуена, уже
в это время наполовину армяноязыч-ная. В дальнейшем оиа составила часть
исторической Армении. Ниже по течению Тигра была расположена Адиабена,
охватывавшая большую часть исторической Ассирии, в частности, ее столицу
Ниневию. На восток от этих стран, вплоть, до Каспийского моря простиралась
обширная Мидия Атропатена с городами Ганзака и Фрааспй. По сравнению с
западными областями державы Тиграна, восточные облает» существенно
отставали в экономическом развитии.

С завоеванных стран взималась дань, по-видимому, весьма тяжелая, если
судить по накопленным Тиграном богатствам, роскоши его двора, размеру
государственного строительства, величине военных расходов. Понятно, что
тяжесть налогов и податей падала и на саму Армению. Покоренные страны
обязаны были предоставлять Тиграну войско. Подобные обязательства имелись и
у тех стран, которые, не входя в состав державы, находились в сфере ее
влияния. Армия Тиграна, по описанию Плутарха, включала, помимо войска
армян, силы атропатенских мидян, адиабенцев, гордиенцев, арабов, мардов,
иберов, албан и других народностей.

Положение различных завоеванных стран не было однотипным. Так, например,
если цари Атропатены и Кордуены остались на своих тронах, а первый из них
даже стал зятем армянского царя, то Месопотамия и Сирия были обращены в
административные единицы, управлявшиеся назначенными Тиграном сатрапами.

Одним из важнейших мероприятий Тиграна было упорядочение торговли. Оно было
важно не только для купцов, но также для землевладельцев, владельцев
ремесленных мастерских, сбывавших свои изделия на рынках многих стран.
Основные торговые пути с запада на восток, включая средиземноморские порты,
откуда эти пути начинались, располагались на территории новосозданной
державы. Некоторые арабские кочевые племена были поселены Тиграном вдоль
торговых путей, в местах переправ, горных проходов и т. п., чтобы сделать
эти пути безопасными, удобными, а также наладить сбор таможенных пошлин.
Такие посты были созданы, например, в Зевгме, на переправе через Евфрат, в
горном проходе Амана, соединявшем Киликию с Сирией и т. д. В деле
упорядочения морской торговли Тигран, не располагавший собственным флотом,
также опирался на другие народы, в частности, на прибрежное население
Киликии.

Хорошо понимая огромную роль городов, в особенности богатых и влиятельных
сирийских городов, в системе державы, Тигран II проявлял к ним большое
внимание. Ряд городов получил право чеканки монет и другие привилегии.

Старая столица Армении Арташат осталась на севере, новая—Антиохия—
находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в
такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром
державы. В 80-х годах до н. э. на берегу одного из северных притоков
верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник был основан город
Тигранакерт—новая столица державы.

Тигран совершил ряд насильственных переселений из городов Киликии,
Каппадокии и Месопотамии. Так, например, из Каппадокии было депортировано
все население ее столицы Мазаки, из Киликии—население эллинистических
полисов Солы, Адана, Эпифания и ряда других. Конечно, эти громадные,
порядка полумиллиона, массы людей не могли быть поселены в одном только
Тигранакерте. В античных источниках Тигранакерт предстает как большой,
великолепно отстроенный и богатый город, со стенами высотой в 25 метров, с
царскими дворцами и загородными парками. Однако первый этап живни этого
города, до его разрушения римлянами, длился всего 10—15 лет, и в течение
этого времени население его не могло бы достигнуть цифры, превышающей 100
тысяч. Остальные переселенцы размещались, стало быть, в других городах и
местностях. Известно, в частности, что, помимо столичного города
Тигранакерта, при Тигране появилось еще два города с таким же названием в
области Утик и Арцах, и Тигранаван в Гохтне. Кроме того, пополнялось также
население старых городов Арташата, Ервандашата, Зарехавана, Заришата и др.,
о чем можно судить по данным армянских источников.

Чужеземное население армянских городов, если не считать евреев, чьи общины
в этих городах сохранялись еще в IV в. н. э., скоро вступило на путь
ассимиляции с армянами.

Более устойчивым было привнесенное ими, а также проникавшее еще ранее через
множество других каналов влияние эллинистической культуры. Особенно
подвергались ему верхние слои общества, в частности, царский двор, что было
не. исключением, а правилом для своего времени, когда эллинистическая
культура проникала во все переднеазиатские страны, адоптировалась верхними
слоями их обществ. Путь для проникновения этой культуры прокладывал
греческий язык, который стал к тому времени языком международных и торговых
сношений. Конечно, несравненно более слабым было влияние эллинистической
культуры на широкие массы народа, если не считать часть городского
населения.

Этот первый этап царствования Тиграна Великого нашел свое отражение также в
устном народном творчестве. Предание о нем дошло до нас на страницах
«Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, причем последний по ошибке свил в одну
две нити—сведения о царе VI в. до н. э. Тиг-ране Ервандяне и сведения о
Тигране II, приписав все первому из них. Тем не менее в предании явственно
проступает образ Тиграна II и ряд характерных черт и событий его эпохи.





Реферат на тему: Образование Великого Княжества Литовского


Министерство образования РФ
Смоленский государственный
Педагогический университет



Реферат
По истории

Тема:



Работу выполнила
Студентка 13 группы Н
Беляева Ольга Владимировна

Руководитель:
Преподаватель по истории:
Ластовский Г. А.

Смоленск.
2002 г.
План:

Введение.

Глава I. Истоки Великого княжества Литовского.

А) Политическая раздробленность.
Б) Первый князь литовский – Миндовг.

Глава II. Формирование ВКЛ как государство.

А) Гедимин – основатель большого сильного государства.
Б) Литовско-русский характер княжества.
В) Присоединение новых земель.

Глава III. Великое княжество Литовское.

Заключение.

Приложение:

Литовское Великое Княжество (карта XIII – XIV века).

Список литературы.



Введение.

Изучение истории прибалтийских земель и их исконных связей с Русью
помогает понять освободительную борьбу против иноземных захватчиков,
которую эти народы вели в XIII веке совместно с русским народом. Юго-
восточное побережье Балтийского моря от Нижней Вислы до Финского залива
было заселено пруссами, литовцами, (собственно литовцами, жемайтами,
эстонцами латышами, земгалами). Разнообразные источники свидетельствуют о
тесной связи Руси с Литвой. Археологи говорят о наличии значительных
славянских элементов с литовской материальной культурой. Литовская
денежная система была тесно связана с русской, литовские народные сказки
обнаруживают большую близость с древнерусскими. Летописи упоминают о
походах киевских князей X - начала XII века в литовские земли. В пору
расчленения древнерусского государства на землях между Неманом и Двиной
начало складываться самостоятельное Литовское княжество. Набеги литовских
войск стали угрожать Полоцку, Пинску, Берестою.
К началу XIII века из ранее сложившихся полугосударственных
объединений складывается литовской, относительно единое, феодальное
государства – Великое княжество Литовское.
Великое княжество Литовское, феодальное государство, существовавшее в
XIII – XVI века, на территории части современной Литвы и Белоруссии.
Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и
промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного
на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью,
Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай и др.). В IX –
XII века на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались
сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические
объединения – земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) – имели не
одинаковый уровень общественно-экономического развития. Разложение
первобытных отношений и возникновение феодального строя привели к
образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-волынской
летописи, в русско-литовском договоре 1219 года упоминается союз литовских
князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии.
Это свидетельствует о наличии государства в Литве. Усиление великокняжеской
власти привело к объединению основных литовских земель в ВКЛ под властью
Миндовга (середина 30-х годов XIII века – 1263 г.), захватившего также
некоторые белорусские земли (Черную Русь). Образование ВКЛ было ускорено,
необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев,
усилившейся с начала XIII века. Литовские войска одержали крупные победы
над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236 г.) и Дубре (1260 г.)
В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких
десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две
новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти русских городов
– Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав
Литовской Руси. Начиная с XIII века и до конца XVIII., история этих земель
тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.



Глава I. Истоки Великого княжества Литовского.

А) Политическая раздробленность.

С незапамятных времен у Варяжского моря по нижнему течению Западной
Двины, по Неману и области Нижней Вислы жили литовские племена корсь,
летьгола (латгалы), зимогола, жмудь (жемайты) литва, голядь, ятваги прусы.
По своему языческому быту они были родственны восточным славянам. Болота и
леса, покрывавшие землю этих племен, долгие годы препятствовали их общению
с соседними народами.
В начале XIII века литовский племена находились в состояние полной
политической раздробленности: они управлялись множеством племенных
князей, окруженных своими дружинами, с которыми они делали постоянные
набеги и нападения на соседние русские и польские земли. Грозная опасность
со стороны агрессивных западных соседей - Левонского и Тевтонского
немецких орденов заставила литовские племена стремиться к объединению. Они
группировались около своих и русских князей, для того, что бы дать отпор
завоевателям.

Б) Первый князь литовский – Миндовг.

Раздробленная до тех пор Литва в 30-м годам XIII века стала
складываться в государство. Выразителем объединительных стремлений у
литовцев явился князь Миндовг (или Миндове), который в 30-х годах XIII века
становится первым литовским князем. Он не только объединил под своею
властью большинство литовских племен, но захватил также и так
называемую Черную Русь - область по левым притокам Немана с городами
Новгородком, Слонимом, Волковысском и Городном. Захватив русский город
Новгородок (или Новгородек) в верховьях Немана, он основал в нем свое
княжество и расположил свою власть на некоторые части литвы, жмуди, ятвягов
и на русские волости: Полоцкую, Витебскую и отчасти Смоленскую.
Покоряя Русь с помощью своих литовцев, он с помощью русских
распространял свое влияние и господство среди литовских князьком. Воюя с
немцами, он двигал против них в одном ополчение и Литву, и русских. Так, он
из литовских князей старался сблизить враждебные прежде русские и литовские
племена и на их соединении построить свое государство. Это государство было
еще очень непрочно и слабо; но оно давала Литве защиту от немцев, а русским
– прибежище от татар, и потому оно держалось. Миндовг всю свою жизнь воевал
с немцами, то, уступая им, то, снова поднимаясь на них. Опасаясь немецкого
порабощения, он согласился принять крещение от немцев и за это получил от
Папы королевскую корону. Акт коронации произошел 6 июля 1253 года. Он
увенчал деятельность этого объединителя литовских племен, создателя
государства Литовского и его первого правителя, он символизировал собой
завершения долгого и сложного процесса создания древнего, самого первого
государства.
Когда же обстоятельства переменились, он вернулся к язычеству и снова
обрушился на немцев. Так же и по отношению к Руси Миндовг менял приемы
своей политики. Являясь, порою решительным завоевателем, он иногда готов
был на соглашения. Встретив могучего противника в Данииле Галицком, он
замирил его уступкою некоторых земель брачным союзом, отдав свою дочь в
жены Шварну Данииловичу. Не смотря, однако, на свою гибкость, Миндовг не
кончил добром. Недовольные им литовские князья убили его 1263 году, но по
большей части сами погибли от мести Миндовгого сына Войшелка.
Но, тем не менее, Литва стала субъектом политики того времени, она
осуществляла самостоятельную дипломатию, участвовала в захватнических и
оборонительных войнах. Литовцы стали единственной ветвью балтов, которые
вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и государем
– королем Мидовгом.



Глава II. Формирование ВКЛ как государство.

А) Гедимин – основатель большого сильного государства.

В княжестве Миндовга начались после его смерти продолжительный период
смут и междоусобиц в борьбе за власть, и самое княжество Литва уменьшилось
вследствие отпадения от него многих волостей. Прошло полстолетия, раньше
чем в Литве утвердился порядок и, снова образовалась, сильная княжеская
власть: с 1316 года в Литве действует князь Гедимин (1316 – 1341 гг.),
основатель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских
земель большое сильное государство. При Гедимине в Литве уже существуют
города, укрепленные по правилам военного искусства: Литовские рати хорошо
устроены и вооружены. Русские люди служат в войсках Гедимина и начальствуют
ими; они ездят в посольства от имени литовского государя; они управляют
городами и волостями. При дворе Гедимина слышится русский язык, потому что
он сам был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же.
Сам себя же он считал не только литовским князем, но и русским. При нем
русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Он подчинил себе
все русские княжества от Полоцка до Киева, а управлял обширным княжеством
из неприступного города Троки (Трокский замок стоял посреди озера), а затем
из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Немана.
Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Население
русских земель само охотно шло под власть обруселых Гедиминовичей.
Западный германо-романский мир, пережив период феодального дробления
и тщетных попыток сохранить и возродить единовство в форме Священной
Римской империи, строит в XIV веке новое политическое здание национальных
государств как бы то ни было на западе идет в XIV веке кристаллизация
политического быта. Такая же «кристаллизация» идет (если допустимо это
выражение) и на северо-восточной окраине Европы: объединяется северо-
восточная Русь, строится на великорусской племенной почве Московское
государство, противопоставляя свое национальное политическое единство
татарскому и литовскому мирам.
Наша территория к этой исторической эпохи нашла свой политический
центр не там, где искала его в XIII веке, - не в Галицкой – Волынской
области и не в Новогрудке Миндовга, а в Вильне Гедимина. Тут во времена
Витеня (середины 1290-х годов до 1320 года) и его брата преемника Гедимина
(1321 – 1341 гг.) завершено в новой форме и на иных основаниях здание,
заложенное Мидовгом. Территория государства охватывала ближайшим образом
то, что позднее выступает как Великое княжество Литовское. Под Литовской
землей разумелась не только исконная территория литовского племени, а и
соседнее русские земли, занятые и отчасти колонизованные литвою в XIII
веке, а именно: Черная Русь (по левым притокам Немана) с городами
Новгородком, Волковыйском, Слонимом, Сгитовом, Городном. Тут находим, как
только встречаем более обильные сведения о внутреннем быте этой области,
большое количество имений литовских панов и бояр, созданных военно-служилой
колонизацией Черной Руси. Так, самая сердцевина ВКЛ представляет собой уже
довольно сложное по составу этнографическое и социально-политическое целое,
объединяя мелкие волости и общины литовские, управлявшиеся в до
историческое время местными вождями, и обломки древне русских земель.
Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно
славянские земли становилось опорой литовского великого князя в его борьбе
с непокорными племенными княжениями литовцев. Способы присоединения новых
земель были различными. Многие русские земли добровольно вошли в состав
Великого княжества Литовского. Наряду с этим некоторые территории
(например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой
оружия. При этом власть на местах практически не менялась: новых порядков
старались никому не навязывать.
Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала
тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. Гедиминас начал ее
собирание, а его дети и внуки закончили этот процесс, который совершался
быстро и легко.

Б) Литовско-русский характер княжества.

Новое государство строилось на весьма еще первобытной экономической
основе. Господствующее значение лесных промыслов, элементарного
скотоводства и сельского хозяйства при ничтожном развитии торговли
устраняло возможность развития городского быта, сколько-нибудь подобного
наблюдаемому в древней Руси. Землевладение, естественно, - господствующий
источник благосостояния и социальной силой. Так определялось сходство
социально-экономического быта Литвы и Руси.
Вхождение в состав ВКЛ русских, украинских, белорусских земель с
более развитыми общественными отношениями культурой содействовало
дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В
присоединенных землях литовские великие князья сохранили местным магнатам
значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне
общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных
частей ВКЛ обусловили отсутствие в централизации в государственном
управлении.
Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной,
средневековой, но федерацией (в противоположность московской
централизации).
Во главе государства стоял великий князь, но при нем - совет из
представителей знати высшего духовенства.
С другой стороны, сложные направленные условия, вызвавшие к
исторической жизни и деятельности Великое княжество Литовское, выросшее в
борьбе на несколько фронтов, создали потребность в сильной организации,
которая обеспечивала бы наличность постоянно готовых к бою военных сил.
Сочетание указанных политических и экономических условий литовской жизни
вело к развитию той же связи военного дела и военной службы с
землевладением, которое составляет одну из характернейших особенностей
русского строя в удельное время, после упадка городской организации с ее
городовыми полками. В организации своей военной силы литовская власть
опирается на крупное землевладение панов и служилых княжат, не только не
стремясь по началу упразднить или ослабить их вотчину (местно-политического
характера) силу, но пользуясь ее как готовой организационной ячейкой для
возводимого ею здания новой, более широкой государственности. Эти вотчины –
панские и княжие – разного происхождения. В собственной Литве и на Жмуди
можно видеть в них территории дробных прежних племенных единиц, как в их
владельцах, панах литовских, потомков прежних племенных династов. Их
местное значение, их власть над местным населением могли только усилиться,
вследствие объединения Литвы под главенством виленского великого князя.
Ранее, по-видимому, в пору доисторическую, следует представлять их себе
ограниченными значением племенных сходок, иногда выбиравших вождя, и
советом старейшин. Литовское объединение сделало их панами-вотчинниками
подобно удельными князьям русским того же времени.
Далее возникают новые панские вотчины путем подъема новин и
колонизации по инициативе панов-воителей, которые, «ополонившись» во многих
походах, сажали челядь свою на земле, ведя ее трудом свое хозяйство. По
мере расширения и лучшей организации этих хозяйств они на захваченные земли
привлекают и гулящую бедноту, ставя ее в зависимое положение от
землевладельца. Это сидевшее на владельческой земле население попадало под
водчиную юрисдикцию и вообще опеку владельца, усиливая его значение в
общем, складе тогдашнего общественного строя.
Наконец, источником возникновения таких вотчин в эпоху
великокняжеской власти становятся земельные пожалования князей.
При ее возраставшей силе центральной власти различие происхождения
вотчинных прав естественно нивелировалось, тем более что прочность и
сохранение, например, за потомками или вообще наследниками вотчинных
владений, происшедших не от пожалования, требовали подтверждения владенных
грамот великим князем защиты их прав великокняжеской властью. Роль этой
власти, как основного источника права в строящемся заново обществе, давала
ей возможность проводить свои требования, обусловливая всякое право, всякое
владение и их защиту служением себе, своим интересам, т.е. интересам новой
литовской государственности. И опять-таки надо сказать, что отношения в
Литовской земле (отчасти, конечно, и под прямым влиянием русского соседства
и быта инкорпорированной Черной Руси) развивались в том же направление, как
в русских удельных княжествах, где власть княжая, избавлена от вечевой
общины и принявшая территориальный характер, становится основным источником
права в удельном княжестве и организует свою военную силу с помощью
потомков дружины – бояр-вотчинников, стремясь в более политических
комплексах свести к тому же положению служилых князей с обращением их
уделов в вотчины княжат как слоя того же землевладельческого и служилого
боярства.
Все это надо иметь в виду, чтобы понять судьбу Литовско-русского
государства после Гедимина. Он еще при жизни наделил своих сыновей
княжинами.
Монивид получил литовский Кернов и на Черной Руси Слоним; остальная
Черная Русь с Новгородком досталась Кориату; Ольгерду, князю витебскому, на
Литве – Крево; Кейстут получил Троки и земли Городенскую и Берестейскую;
Наримунт – Пинскую; Вильно с пригородами и великим княжением Гедимин
назначим младшему, Явнуту. По-видимому, без всякого надела из отцовских
владений остался Любарт. Ему предстояло большое дело: утвердить за Литвою
галицко-волынское наследство.
Ольгерд с полным успехом продолжал территориальные приобретения.
Уже при Гедимине киевские князья признали верховную власть великого князя
Литовского. Ольгерд в 1362 г. привел Киев под свою непосредственную
власть и посадил в нем наместником своего сына Владимира. Вскоре Ольгерд
подчинил Литве почти всю Волынскую землю, в которой князем стал Любарт
Гедиминович.

В) Присоединение новых земель.

Великое княжество Литовское, начиная с Миндовга, складывалось из
белорусских, литовских и жмудских земель, и во главе стоял самодержец. Годы
правления Ольгерда и Кейстута явили отклонение – двоевластие.



Из многих сыновей Гедимина два сосредоточили в своих руках власть в
Литве. Это были великий князь Ольгерд и жмудский князь Кейстут. Дружные
между собою они поделили управление так, что бы Ольгерд знал русское
население Литовского государства, а Кейстут – литовское. Таким образом, ВКЛ
разделилось на Виленскую и Трокскую половины.
Соо

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданское законодательство об ответственности за причинение вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Внутренняя политика Екатерины II (История)


Реферат: Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы (Педагогика)


Реферат: Страховой рынок Украины и его характеристика (Страхование)


Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства (Менеджмент)


Реферат: Влияние физических упражнений на мышцы (Спорт)


Реферат: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (Спорт)


Реферат: Методические рекомендации по выполнению расчетно-графических работ по сопротивлению материалов (Строительство)


Реферат: Проявление симметрии в различных формах материи (Естествознание)


Реферат: Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования (Педагогика)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: М.М.Богословский и его методология по изучению истории России (Государство и право)


Реферат: Кредитний ризик комерційного банку та шляхи його мiнiмiзацiЇ (Банковское дело)


Реферат: Разработка САПР трубчатых реакторов для производства малеинового ангидрида (Компьютеры)


Реферат: Вода и её свойства (Химия)


Реферат: Схема технологии возделывания озимой пшениы (Сельское хозяйство)


Реферат: Функції Верховної Ради та Кабінету Міністрів (Государство и право)


Реферат: Грибы (Биология)


Реферат: Банкротство и пути выхода (Менеджмент)


Реферат: Искусство античного Рима (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист