GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Сексуальная культура (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сексуальная культура (Педагогика)



ТЕМА ВЫПУСКА:

СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СТУДЕНТЫ МГУ О СЕКСЕ
Михаил Денисенко,

Центр по изучению проблем народонаселения

Идея проведения исследования сексуального поведения российской молодежи, о
котором пойдет речь, была высказана в сентябре 1996 года двумя демографами.
Один из них - автор данного материала, другой - научный сотрудник римского
университета "Ла Сапиенца" Жан-Пьеро Далла Зуанна.

Несомненно, студенты МГУ - весьма специфическая группа молодежи, результаты
опроса которой не могут дать полного представления об особенностях
сексуального поведения всего молодого поколения России. Однако любое
исследование содержит ценную информацию. Между прочим, одни из первых
массовых опросов в мире по сексуальному поведению проводились именно в МГУ
в 1905 и 1923 годах.

Основные цели этого исследования заключались в следующем:

1) изучение сексуального поведения и установок молодых россиян в возрасте
от 18 до 22 лет. Особое внимание предполагалось уделить обстоятельствам и
факторам начала половой жизни;

2) изучение уровня информированности населения о СПИДе, выделение групп
повышенного риска ВИЧ-инфицирования;

3) изучение репродуктивных и матримониальных установок, практики
использования контрацепции, распространенности абортов.

Одна из особенностей исследования состоит в том, что оно не финансировалось
какими-либо организациями, фондами и т.д. Все расходы по организации,
проведению и обработке данных взяли на себя инициаторы исследования.
Большую помощь им в этом оказали студенты и аспиранты МГУ и римского
университета. Следует отметить, что итальянские коллеги чуть позже провели
аналогичный опрос в Падуе при финансовой поддержке Римской католической
церкви.

Авторы исследования обработали 411 анкет, заполненных студентами II, III и
IV курсов следующих факультетов: экономического, социологического,
географического, биологического, вычислительной математики и кибернетики,
химического и теоретической медицины. Доля юношей в выборке составила 41
процент.

В анкету были включены 72 вопроса, которые можно подразделить на следующие
блоки: социальные и демографические характеристики участников опроса и их
родителей; религиозность; установки о числе детей в семье, возрасте
вступления в брак; мнения о различных формах сексуальных отношений; уровень
знаний по эпидемиологии СПИДа; возраст и обстоятельства первого
сексуального контакта; сексуальные партнеры в прошлом; половая жизнь и
контрацепция в настоящем; беременность и аборты.

Большая часть опрошенных студентов - москвичи и жители Московской области.
Более 65 процентов из них проживали с родителями, остальные - главным
образом в общежитиях. Только 1,5 процента студентов снимали квартиру или
комнату. Уровень брачности среди современных студентов достаточно низкий. В
зарегистрированном или незарегистрированном браке состоит около 6 процентов
из них, в основном девушки.

Большой блок по религиозности был включен в вопросник в целях изучения
влияния религиозного фактора на сексуальное поведение. Однако выявить это
не удалось, поскольку по-настоящему религиозных студентов (тех, кто
соблюдает обряды и регулярно посещает церковь) мало - не более 6 процентов.
В то же время к верующим себя отнесли примерно 50 процентов девушек и 37
процентов юношей.

Приведем некоторые результаты исследования, относящиеся к собственно
сексуальному поведению. Как показал опрос, средний возраст начала половой
жизни у юношей несколько ниже, а у девушек несколько выше по сравнению с их
сверстниками в странах Западной Европы. Что заметно отличает российских
студентов, так это большая разница между возрастом начала половой жизни у
юношей и девушек.

Таблица 1

Средний возраст начала половой жизни в некоторых странах мира
| |Возраст в |Год |Юноши |Девушки|Разница в |
| |момент интервью|рождени| | |возрасте Ю-Д |
| | |я | | | |
|Россия |18-23 |1974-78|17,7 |18,9 |1,2 |
|(студенты) | | | | | |
|Италия |18-30 |1964-76|19,5 |20,4 |0,9 |
|(студенты) | | | | | |
|Франция |15-30 |1962-75|18,1 |18,8 |0,7 |
|(студенты | | | | | |
|Великобритания|19-27 |1964-72|17,9 |18,0 |0,1 |
|(население) | | | | | |
|Норвегия |18-25 |1963-69|18.3 |17,2 |-1,1 |
|(население) | | | | | |
|США |19-38 |1953-72|16,0 |16,7 |0,7 |
|(население) | | | | | |


Разница в возрасте между респондентом и его/ее первым сексуальным партнером
является важным фактором как с точки зрения формирования сексуального
поведения, так и с точки зрения отношений между партнерами. У людей из
близких возрастных групп межличностные отношения, как правило, более
устойчивые. В этом плане наблюдаются весьма существенные различия между
полами. Так, почти у 50 процентов юношей и только у 18 процентов девушек
первый половой партнер был моложе или ровесником. В то же время у 31
процента девушек и только у 4 процентов юношей первый половой партнер был
старше на 6 и более лет. Если проводить сравнение с поведением молодежи в
других странах, то различия в возрасте окажутся менее существенными для
юношей, чем для девушек.

Данные таблицы, приведенной ниже, свидетельствуют о явных различиях в
сексуальном поведении студентов МГУ и Сорбонны.
Таблица 2

Разница между возрастом респондентки и возрастом ее

первого сексуального партнера (в процентах)
| |Девушка старше или |Партнер старше |Партнер старше |
| |ровесники |на 1-2 года |на 3 года и |
| | | |более |
|МГУ |18 |30 |52 |
|Сорбонна |39 |47 |14 |


Судя по всему, элемент случайности или спонтанности отличает начало половой
жизни у многих молодых людей. У значительного числа юношей и девушек первый
сексуальный опыт был приобретен с партнером, которого они встретили недавно
(у 42 процентов девушек и 68 процентов юношей). Для большинства это
произошло спонтанно - для 55 процентов девушек и 67 процентов юношей. При
этом только 43 процента студентов применяли современные средства
контрацепции (преимущественно кондом). Это соответствует ситуации в странах
Запада до начала эпидемии СПИДа. В настоящее время там доля тех, кто
использовал современную контрацепцию в начале половой жизни, превышает 70
процентов.

Из тех студентов, кто вел половую жизнь за месяц до момента интервью, у 80
процентов девушек и 60 процентов юношей половым партнером был любимый
человек.

Следует отметить, что отношение к современной контрацепции у студентов
несколько архаично. Так, большинство из них по-прежнему рассматривает
кондомы скорее как средство предупреждения беременности, чем ВИЧ-
инфицирования или венерических заболеваний. Так, у студентов МГУ, имеющих
постоянного партнера, структура использования контрацептивов практически
одинакова с теми, кто имеет неустойчивые сексуальные связи. При этом кондом
применяли 35 процентов из первой и 30 процентов студентов из второй группы.
У студентов Сорбонны - соответственно 21 и 51 процент.

Важнейшей характеристикой сексуального поведения является число сексуальных
партнеров. У российских студентов с учетом поправки на их молодой возраст
оно сравнительно высокое.
Таблица 3

Среднее число сексуальных партнеров по данным ряда обследований
| |Возраст на |Год |Юноши |Девушки |Разница в |
| |момент |рождени| | |возрасте |
| |интервью |я | | |Ю-Д |
|Россия |18-23 |1974-19|2,8 |1,8 |+1,0 |
|(студенты | |78 | | | |
|Италия |18-30 |1960-19|3,1 |1,0 |+2,1 |
|(население) | |72 | | | |
|Великобритан|19-27 |1964-19|3,4 |1,9 |+1,5 |
|ия | |72 | | | |
|(население) | | | | | |
|Норвегия |19-25 |1963-69|2,1 |1,6 |0,5 |
|(население) | | | | | |
|США |*** |1953-72|3,3 |2,0 |+1,3 |
|(население) | | | | | |


*** Среднее число партнеров к 30 годам.
Необходимо подчеркнуть, что более 28 процентов юношей и 16 процентов
девушек имели шесть и более сексуальных партнеров. Именно представители
этих групп в большей степени подвергаются риску быть ВИЧ-инфицированными.

Результаты исследования показали, что сегодня в России сексуальные
установки, более либеральны, чем, например, в Великобритании, Франции и тем
более Италии. Сравним мнения российских студентов о различных формах
сексуальных отношений с взглядами молодых англичан, высказанными в ходе
специального исследования в 1990-1991 годах. Так, внебрачные сексуальные
связи супругов осуждают 50 процентов девушек и 40 процентов юношей. В
Великобритании этот показатель составляет примерно 80-85 процентов как у
юношей, так и девушек в возрасте от 16 до 24 лет. Случайные сексуальные
связи в России не одобряют 31 процент юношей и 51 процент девушек, в то
время как в Великобритании этот показатель равен соответственно 49 и 76
процентам.

В России и Великобритании большинство негативно относится к мужскому
гомосексуализму. Среди студентов МГУ отрицательное отношение к этому
высказали 63 процента юношей и 44 процента девушек, тогда как в
Великобритании - 68 процентов юношей и 52 процента девушек. В то же время
россияне оказались более терпимыми к женскому гомосексуализму - только 30-
35 процентов высказали к нему отрицательное отношение. В этом плане
англичане более последовательны, они относятся одинаково как к мужскому,
так и женскому гомосексуализму.

Ответы на вопросы о СПИДе выявили два типа ошибок. В ошибках первого типа
высокая вероятность инфицирования приписывается тем действиям, где в
действительности она равна нулю. Например, примерно 20 процентов студентов
считают, что, если есть из одной тарелки с больным СПИДом, то существует
риск заразиться. При этом еще 10 процентов не знают, как ответить на этот
вопрос. Второй тип ошибок более опасен по своим последствиям с
эпидемиологической точки зрения. Например, 70 процентов студентов полагают,
что вероятность быть ВИЧ-инфицированным при наличии случайных сексуальных
связей мала. Чуть более 14 процентов считают, что опасность инфицирования
незначительна и у тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь. Любопытно,
что лишь 44 процента студентов (включая и тех, кто не имел половых
контактов) отметили, что он/она не подвергались риску заболеть СПИДом. В
целом исследование показало, что уровень знаний об эпидемиологии СПИДа у
студентов МГУ ниже, чем у их зарубежных сверстников.

В кратком изложении некоторых результатов исследования мы сознательно
старались избегать оценочных суждений, относящихся собственно к
сексуальному поведению российской молодежи. Во-первых, потому что это
уведет в сторону от изложения полученных результатов. Во-вторых,
неоднозначности выбора этих критериев. Тем более что эволюция изменений
сексуального поведения, как свидетельствуют работы исследователей первой
трети нашего века П.Кона и С.Голода, была довольно противоречивой.

В целом многие характеристики сексуального поведения российских студентов и
молодых людей из других стран практически не отличаются друг от друга. Хотя
можно выделить ряд особенностей, например, заметную разницу в возрасте
начала половой жизни у юношей и девушек, значительную разницу в возрасте
между девушками и их первыми половыми партнерами.

Вместе с тем целый ряд параметров поведения части молодежи –
распространенность случайных связей, неверная стратегия использования
средств контрацепции, сумбурные знания о ВИЧ-инфекции, смена партнеров и
т.д. - формируют условия вспышки эпидемии СПИДа и распространения
венерических заболеваний в студенческой среде.

Россиянки и шведки: стратегии сексуального поведения

Татьяна Якушева,

студентка социологического факультета МГУ
Современная культура, особенно молодежная, во многом носит
интернациональный характер, но культурные особенности отдельных стран
делают ее неоднородной. Это в полной мере относится и к сексуальной
культуре. В сравнительном исследовании "Жизненные стратегии молодых женщин
в России и Швеции", затрагивались многие темы. Среди них отношение к сексу,
контрацепции и абортам. Именно на этих данных исследования мне хотелось бы
остановиться подробнее.

Образ жизни

По нашему мнению, установки девушек в области секса и их поведения в этой
сфере "вписываются" в их нынешний образ жизни в семье. Среди опрошенных
российских девушек никто не живет отдельно от семьи и лишь 8 процентов
живут с одним из родителей или с мужем. У шведок ситуация совершенно иная.
Большинство шведских девушек живут отдельно. Таким образом, в их судьбе
можно выделить достаточно продолжительный (от 5 до 10 лет) период
самостоятельной жизни. У российских девушек такого периода, как правило,
нет.

Существуют еще два важных отличия между российскими и шведскими семьями. 14
процентов российских респонденток живут вместе с бабушками, причем 27
процентов девушек отмечают, что бабушки сыграли важную роль в их
воспитании. Среди шведок никто вместе с бабушками не живет, и лишь 5
процентов отметили, что те много занимались их воспитанием. Между тем
влияние бабушек не стоит недооценивать. Их взгляды на нормы поведения,
конечно, не определяют полностью сексуальное поведение внучек, но и не
считаться с этими взглядами девушки тоже не могут. Одна из российских
участниц опроса рассказывает о своей бабушке: "Конечно, она повлияла на мои
взгляды, потому что всегда воспитывала меня в подражание пушкинской Татьяне
в семейной жизни: "Я другому отдана и буду век ему верна". Она много
рассказывала про моих предков, подчеркивая, что женщины в нашем роду мужьям
не изменяли".

Другое отличие, особенно важное для понимание разницы сексуального
поведения российских и шведских девушек, заключается в том, что 34 процента
шведок живут вместе со своим бой-френдом, в то время как среди российских
девушек - только 1 процент. Безусловно, это накладывает определенный
отпечаток и на ожидания девушек в отношении их будущей семейной жизни.
Кроме того, регулярная сексуальная жизнь, которую ведут шведки, влияет и на
их поведение в области контрацепции, о чем будет сказано ниже.

Обращает на себя внимание и тот факт, что для российских девушек более
значимой оказалась, с одной стороны, группа ценностей "личной независимости
и социального успеха" (профессия, образование, карьера, деньги), с другой
-ценности "традиционные" - брак, власть, послушание, религия, дети, Родина.
Существенно отличаются ответы российских и шведских девушек на вопрос о
таких материях, как карьера (очень важно для 38 процентов россиянок и 5
процентов шведок), деньги (43 и 10 процентов соответственно), брак (29 и 8
процентов).

Шведки, напротив, больше ценят, с одной стороны, ценности демократического
общества (участие в общественной жизни, свободу, социальную
справедливость), с другой - ценности "личного счастья" (любовь, дружбу,
здоровье, семью, преданность и безопасность). Так, участие в общественной
жизни очень важно для 70 процентов шведок и 7 процентов российских девушек.
Что же касается ценностей "личного счастья", то различия не столь велики.
Так, семья значима для 97 процентов шведских и 91 процента российских
участниц опроса, а любовь очень важна для 89 процентов шведок и лишь 72
процентов россиянок.

Отношение к сексу

В списке ценностей присутствовал и секс. 39 процентов россиянок ответили,
что секс для них очень важен, среди шведок такой ответ дали лишь 28
процентов опрошенных. Среди российских девушек 87 процентов считают
допустимыми сексуальные отношения вне брака. Но лишь 46 процентов из них
уверены, что "мать не осудила бы их, узнав об этом". 35 процентов считают,
что осудила бы наверняка. 19 процентов затрудняются ответить. Среди шведок
89 процентов опрошенных думают, что "мать не осудила бы их, узнав о таких
отношениях", 6 процентов придерживаются противоположного мнения и 5
процентов затрудняются ответить.

Интересно отметить следующий факт. Когда девушкам было предложено оценить
важность секса для их матерей, среди россиянок оказалось больше тех, кто
считает, что для "матери секс играет важную роль" (13 процентов российских
девушек ответили, что секс для их матери очень важен, а 43 процента
ответили, что просто важен (у шведок - 4 и 40 процентов соответственно).

98 процентов шведских респонденток высказались за использование
противозачаточных средств. Среди российских девушек считают необходимым
использовать контрацептивы 81 процент опрошенных, 5 процентов высказываются
против их использования, 12 процентов затрудняются ответить на этот вопрос.
Некоторые из них на вопрос о том, какие противозачаточные средства они
используют, ответили, что "стараются быть осторожнее"...

О своем отношении к абортам девушки высказались следующим образом:
Таблица 1

Результаты ответа на вопрос: "Имеет ли женщина право делать аборт?

" (в процентах)
| |Да |Нет |Да, посоветовавшись с |Затрудняюсь |
| | | |отцом ребенка |ответить |
|Россия |40 |18 |34 |8 |
|Швеция |599 |4 |33 |4 |


Хотя в России значительно выше, чем в европейских странах, процент женщин,
делающих аборты, среди российских респонденток оказалось больше тех, кто
считает, что женщина не имеет права на аборт. И хотя отношение к абортам
неоднозначно в обеих странах, в Швеции мы находим больше девушек, считающих
его приемлемым для себя и других.

Любопытны в связи с этим следующие данные. На вопрос: "Если бы вы
забеременели от мужчины, которого не любите, стали бы вы жить с ним?" 36
процентов шведок ответили отрицательно и сказали, что сделали бы аборт.
Среди российских респонденток такой ответ дали лишь 19 процентов
опрошенных. Подобное отношение к абортам у российских девушек во многом
объясняется особой опасностью операции при довольно низком уровне
медицинского обслуживания.
Таблица 2.

Результаты ответа на вопрос: "Если бы вы забеременели от мужчины,

которого не любите, стали бы вы жить с ним?"

(в процентах)
| |Да, |Да, если|Да по |Нет, но |Нет, |Нет по |
| |ради |он меня |другим |сохранил|сделала |другим |
| |ребенка|любит |причинам |а бы |бы аборт|причинам|
| | | | |ребенка | | |
|Швеция |1 |2 |1 |36 |36 |20 |
|Россия |7 |26 |7 |25 |19 |14 |


Очевидно, что российские девушки в своей личной жизни оказываются
значительно более зависимы от внешних обстоятельств, чем от собственных
желаний и чувств. Это связано и с материальной зависимостью от родителей.
Среди российских студенток лишь немногие признают, что они в состоянии
содержать себя сами, а тем более самостоятельно вырастить ребенка без отца.
Большая часть шведских девушек ответила, что они "живут на пособие для
студентов, предоставляемое государством, и подрабатывают".

Можно предположить, что зависимое положение российских девушек во многом
определяет их большую, по сравнению со шведками, ориентированность на
карьеру ("Буду зарабатывать сама!") и на брак, как способ ухода из-под
родительского влияния ("Пусть содержит муж"). Подобная зависимость
отражается и на сексуальном поведении молодых женщин.


* Опрос проводился по инициативе российского социолога О.Здравомысловой
(Москва) и шведского социолога П.Монсона (Гетеборг). В нем приняли участие
Т.Зиглина и Т.Якушева (социологический факультет МГУ), а также А.Андерсон и
А.Экман (социологический факультет университета Гетеборга). Исследование
проводилось в два этапа. На первом этапе было опрошено 100 студенток из
России (Москва и Иваново) и Швеции (Гетеборг, Сковде), изучающих различные
гуманитарные дисциплины. Для выяснения влияния личностных факторов на
втором этапе были проведены фокусированные интервью с несколькими
российскими респондентками из числа опрошенных в первой части исследования.
одной из лучших на своем курсе. Она стала библиотекарем. Вышла замуж в 1992
году, развелась через три года.

"Мама мне честно сказала, что не может быть мне советчиком в вопросах
секса. Для нее и бабушки это всегда были грязь и грех. Они не находили в
сексуальных отношениях никакого удовольствия. А ведь у бабушки было семеро
детей и гулливый муж".

Возможно, самой сильной картиной в рассказе Евгении является то, как она
пишет любовные рассказы с "фривольными" рисунками. Она никогда никому не
показывает написанное и в конце концов уничтожает рассказы.

"Примечательно, что о действительной физической стороне любви я понятия не
имела, да мне и негде было это узнать. Остро чувствуя греховность этих
занятий, я тщательно их скрывала. Давала себе слово бросить это все, но...
начинала заново - и так вплоть до замужества, а замуж вышла в 26 лет. Что
касается мастурбации, я, будучи невеждой, не догадывалась залезть в свои
трусики и манипулировала с собственной грудью... Позднее я прочитала в
одной из многочисленных "энциклопедий секса", что дурного ничего в этом
нет. Я же тогда думала иначе, и все мои действия в этом направлении
сопровождались колоссальным чувством вины и подавленности".

В конце концов Евгения начинает систематические поиски мужа - на свадьбах
друзей, потом через брачное агентство. Наконец она встречает бывшего
заключенного Володю, отношения с которым у нее складываются хорошо пока он
не стал алкоголиком. Затем они разводятся.

Во время своего брака Евгения превращается из стеснительной девушки в
решительную жену, которая заботится о предохранении от беременности и
отказывается иметь детей, хотя родители Володи требуют этого. В основном
она ведет хозяйство.

"После развода я стала задумываться над причинами неравноправия,
порабощения женщины в браке. Как сохранить женственность, если женщина у
нас за редким исключением работает, тянет семью, воспитывает детей и, ко
всему, обслуживает дома мужа? Это я вижу у моих родителей и во многих
знакомых семьях. Такая ситуация вызывает у меня протест".

Несмотря на различия в сексуальном поведении молодых женщин, после первого
прочтения российских сексуальных биографий, я не могу указать на
несомненный разрыв в сексуальной культуре между "советскими" поколениями.




Реферат на тему: Семейная педагогика: философия семейного воспитания

Курганский государственный университет|



Контрольная работа по дисциплине

«Педагогика»



студентки 3 курса заочного отделения
группы 325
филологического факультета
Александровой Ольги Ивановны



Курган 2001
Семейная педагогика: философия семейного воспитания
• Понятие семенного воспитания
• Функции семейного воспитания
• Типы современной семьи
• Споры о семейном воспитании
• Проблемы современной семьи
• Принципы и методы семейного воспитания
V Проявление специфики семьи как воспитательного коллектива и
педагогической системы?
V Основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к
конкретному человеку.
V Особенности развития современной семьи.
V Наиболее важные составные компоненты содержания семейного
воспитания.
V Характеристика методов семейного воспитания.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная
ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую
часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно
определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет
особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная
современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек:
мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской
линиям — бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в
воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные
потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная,
экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и
отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и
взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть
в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в
себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в
количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде
всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным
достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с
предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода
биологических аномалий».
В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько
современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах
газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот
вопрос стал таким актуальным?
Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только
некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип
многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более
половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей,
значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.
Среди причин возникновения такой ситуации демографы называют
распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека
назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в
городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут
городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры
людей, взрыв потребностей — это тоже относят к числу указанных выше причин.
И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу.
Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими
психологически, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не
экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям.
Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные
условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более
тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка
стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее
образование.
Однако часть социологов и демографов главную причину падения
рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность.
Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не
осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному
явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства
численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3.
Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и
рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по
силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один
ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут
до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют.
Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются,
взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению
рождаемости.
Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в
основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время
семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления
закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже
ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для
простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не
каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что
население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет
теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства
населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое
детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы
численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит,
трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых
родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть
преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы
взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и
психологические меры.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у
человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без
удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя
счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые
силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. В них
пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею
чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у
женщины—материнство, у мужчины—отцовство.
А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной
функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет
несколько детей, то появляются естественные условия для формирования
полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена
семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей
воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется.
И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой
жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть
наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание
детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются
коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы,
любовь к брату или сестре.
Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого
человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную
функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни,
восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов,
ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую
деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию
семьи.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном
коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних
обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как
правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и
трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних
обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина
выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние,
безусловно, будет неблагоприятным.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то
есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная
власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена.
Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных)
сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор
досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины
взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье
нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно
примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это
самый прогрессивный принцип семейного управления. При этом равенство
супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна
жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право
решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой
семье.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение
имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция
семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие
его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта; выработка у них научного мировоззрения,
высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и
интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином,
соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их
интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому
совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-
гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его
жизни. Аспект третий—постоянное влияние детей на родителей (и других
взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала
семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих
педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и
бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного
коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-
нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный
опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение
имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать
характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической
культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между
ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и
общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса
семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей
жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и
продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой
воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в
различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье
учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как
семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного
чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем
любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола,
нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку
наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —его
устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей
раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной,
трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание
родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста
отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они
уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной
культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь
для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в
выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности
общества потребляются через семью, познание других людей начинается с
семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия
для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь
каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного
выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все
это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно
утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем
воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает
некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически сливается с
репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной
функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой
информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и
искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей
природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного
общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то
это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с
коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной
функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути,
с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает
значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно
рассматриваются в последующих главах.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации
досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное)
время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое
средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего
развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и
режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами,
планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом
зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно
сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр
телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение
библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного
отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на
природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком
много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе,
родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на
занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной
семьи.
Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и
семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье
принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития
общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым
человеком.
. Конфликт поколений — вечная проблема семейного воспитания.
. Методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираются правильно.
. Всю свою жизнь родители должны, подчинить воспитанию детей.
. Наказывать детей необходимо, но умеренно.
Время от времени появляются сообщения о племенах, в которых подростки
не знают конфликтов со взрослыми. В застывшем, окостеневшем обществе, где
жестко соблюдаются древние традиции и уклад жизни, просто не остается места
для межвозрастных столкновений. Такое случается в племенах Южной Америки,
Африки, Австралии, проживающих в труднодоступных районах, почти не тронутых
современной цивилизацией. Во всяком развивающемся обществе естественная
смена поколений проявляется не только преемственностью, но и борьбой нового
со старым, нарождающегося с отживающим.
Человечество развивается неравномерно. В периоды затишья,
относительной стабильности общественной жизни подростки не столь резко
выбивались из ее колеи и без особого напряжения включались в нее. И совсем
иначе ведут себя подростки в периоды бурного развития общества, ломки
привычного образа жизни.
Темп преобразования жизни необычайно ускорился. Переход от охоты и
скотоводства к земледелию совершался на протяжении тысяч лет, а от
аграрного общества к индустриальному в течение сотен лет. Сейчас
стремительно набирает темпы научно-техническая революция. По своим
последствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков лет
произойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет не
оказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в
производство, но и в быт изменит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру.
Коренные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем
быстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями, тем
сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные
условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени
вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым
легче жить. Молодежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора
профессии, спутника жизни, но это требует от нее большей ответственности,
самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и
жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных
условиях и не всегда применим в новых. Необходимо понимать, что из прошлого
нуждается в бережном сохранении, а что необходимо преодолеть.
Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем
острее конфликт. Какие же особенности нынешней ситуации обостряют проблему
«отцов и детей»? Внезапно обрушившаяся свобода опьяняет, кружит голову.
Многое из того, что раньше было нельзя, — теперь можно. Социально незрелые
подростки выступают свидетелями крушения старых норм. К этому тяжело
привыкнуть и зрелому человеку со сложившимся мировоззрением. Непросто
подростку ответить на вопрос «делать жизнь с кого».
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным
изменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома,
но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя
учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад
трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет
контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного
транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельное
воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать
родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин
бесчувствия детей.
В прошлом семья трудилась как единая произведет венная ячейка.
Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы
трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не
видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем
занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые
обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления,
отдыха, развлечений.
Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью
супругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят не
экономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем выше
и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не
только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в
престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт
утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер.
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в
полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя
не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на
работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям.
Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр
телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет
совместного посещения кино или театра.
Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность
традиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностях
воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы
воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет
или их значительно меньше.
Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что
детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были
недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче
профессионального опыта.
Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не
только не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо
самостоятельно. Это требует большой гибкости, пластичности, подвижности. На
первый план выходит не повиновение, а воспитание самостоятельности,
инициативы. Не случайно ставится вопрос о школьном и студенческом
самоуправлении. Важнейшими качествами личности становятся чувство
достоинства и формирование социальной ответственности.

Каковы на ваш взгляд причины снижения воспитательного влияния семьи:
|1 |• Снижение уровня жизни |
|2 |• Упадок морали |
|3 |• Общественный регресс |
|4 |• Обострение конфликта поколений |


Расставьте цифры напротив утверждений от 1 до 4.
1 — наиболее значимая причина
2 — менее значимая и так далее в порядке убывания.

. Как семейные традиции влияют на воспитание личности?
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде,
чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и
идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку
осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют
ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда
были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать
семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать
традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем,
чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей.
Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье,
наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое
лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и
увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это
позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от
соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и
необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за
город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это
время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению,
идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка,
когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно
поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на
формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному
развитию.
. Согласны ли вы с тем, что возрождение государства возможно через
возрождение семьи?

Очень долгое время в нашей стране происходила подмена семейных ценностей
ценностями коммунистических идеалов, никем никогда не виданных, и потому
еще более абстрактных. В результате мы имеем сегодня то, что имеем: дети
забывают своих родителей, вырастая они не ценят счастья появления
собственных детей и оставляют их в детском доме, очень часто эти дети так
никогда и не попадут снова в семью, и вырастают, не зная что такое семейные
ценности. В последние годы это стало еще большей проблемой, т.к. из-за
снижения уровня жизни все больше брошенных детей, а детей в полных семьях
редко больше одного-двух. Возрождение утраченных семейных ценностей
способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью — человек имеет
надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей
семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно
ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание
своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого государству нужно заботиться о
своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что
голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с
экрана телевизора, каждый день он видит совершенно другое. Это очень
сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, а не только
призывая возрождать семейные ценности.


Педагогические задачи
Саша плохо учился в школе, слыл нарушителем дисциплины, находился под
влиянием «дурной компании». Учителя, озабоченные поведением мальчика,
неоднократно вызывали в школу родителей. Родители считали, что их мальчик —
обыкновенный ребенок и учителя к нему просто придираются. Что касается его
поведения в школе, так они тут ни при чем: «Пусть там за ним следят
педагоги». И вот Саша на скамье подсудимых. Родители обвиняют школу в том,
что она упустила мальчика, недосмотрела.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Саши?
2. Какова роль семьи в нравственном воспитании ребенка?
3. Какова роль школы в воспитании ребенка?
4. От чего зависит успех в воспитании?
Нельзя согласиться с мнением родителей Саши. Крайне редко дети следуют
примеру педагогов, чаще это пример близких, семьи. Поэтому основы
нравственного воспитания закладываются только в семье. Школа может только
помочь ребёнку научится ориентироваться в этом мире, дать ему необходимый
набор знаний и навыков, помочь сформироваться как личности. Но основы
нравственных и моральных устоев закладываются в семье, ещё совсем в юном
возрасте. С самыми первыми яркими впечатлениями ребёнок получает
представления о «правилах жизни». И во многом именно от родителей зависит,
какие правила он примет для себя. Педагоги же, являясь в первую очередь
профессионалами и считая одним из главных своих принципов не навредить
ребёнку, всегда следят за своими действиями, поэтому их поведение и
поступки очень часто оказываются похожими, «шаблонно правильными». И
ребёнок не всегда обращает на это внимание — учитель так поступает, потому
как он обязан так поступать. А родители делают так или иначе, потому что
так нужно делать, и это есть единственно правильный способ действия,
который ребёнок и усваивает на всё жизнь. Таким образом, в данной ситуации
нельзя считать школу виновной во всех грехах. Родителям необходимо
понимать, что это их ребёнок, и только они ответственны за то, каким
человеком он станет.



Родители Олега очень обеспеченные люди, но в семье разлад. Отец и
мать мальчика даже не общаются друг с другом и целиком заняты своими
проблемами.
Олег учится в седьмом классе, пользуется авторитетом у своих
одноклассников и считается «крутым». Воспитание родителями сына
ограничивается денежными подарками то со стороны отца, то со стороны
матери. Родители уверены, что этого вполне достаточно для того, чтобы их
ребенок вырос нормальным человеком.
1. Согласны ли вы с позицией родителей Олега?
2. Возможно ли, ограничиваясь лишь материальным обеспечением,
воспитать полноценного во всех отношениях человека?
3. Как вы думаете, к чему может привести подобное воспитание ребенка?


Этого ребёнка можно только пожалеть. Потом в жизни ему будет очень
трудно, без нормальных человеческих отношений. У него в будущем могут быть
«все блага цивилизации», но «некому будет воды подать». Так же жалко тех
людей, которые окажутся рядом с ним. Им так же будет трудно рассчитывать на
нормальную ответную реакцию со стороны этого человека: в материальном мире
нет места таким понятиям, как любовь к ближнему, сострадание, да и просто
банальному уважению.

Вспомните, как И.А. Гончаров в романе «Обломов» описывает детство
И.Обломова и Штольца (Гончаров И.А. Обломов. М.,1980. Гл. «Сон Обломова»).

Обломовка была «золотой порой» для И. Обломова, не только потому, что
это был мир детства и покоя, где он был хоть и под надзором, но всё же
относительно свободен. Мир, где он мог мечтать и ничего не делать. Не
смотря на то, что мир этой деревни «болотный», но «болото» это доброе,
определившее характер Обломова. Обломов личность не деятельная, но он
абсолютно лишён алчности и зла. Поэтому Обломовка, появляющаяся в «Сне
Обломова» — это его мечта, которая не может быть наяву. Хотя Штольц —
выходец из этого же мира, из соседней деревни, но его мир — сухой,
деятельный, строго определённый. Мир, где преодолеваются трудности,
ставятся задачи: на день, год, десять лет вперёд. Но в этом мире скрыты
чувства. Это и определяет духовный мир Штольца и Ольги, где всё достигнуто,
но нет любви, которая утонула в стремлении к достижению результатов.

«...Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась
висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух
Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я
рисовал или раскрашивал... Никакие случайности не могли потревожить этих
вечеров».

Традиции семейных чтений во времена А.Н. Толстого — это те традиции,
которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда
вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало
атмосферу духовного единения, будило фантазию, чувственные переживания.
Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось
творчество. Имение слушать — огромный труд, послуживший толчком к
творчеству. Мир, порождённый литературными образами — фантастический,
отсюда сравнение — олицетворение ветра с песней: «…когда ветер заводил
песни в печных трубах…». В этом живом мире постоянно рождаются живые
образы. Подчёркнутые, чётко прорисованные детали реального мира (отчим,
мать) описаны без эпитетов, потому что эпитеты оставлены миру литературной
фантазии, от которого ничто не могло отвлечь.





Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Карьера" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие семьи и брака (Психология)


Реферат: Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры") (Государство и право)


Реферат: Атеистическая литература последних лет (Религия)


Реферат: Функциональные стили речи (Литература)


Реферат: Интерьер животных (Сельское хозяйство)


Реферат: Возникновение буддизма (Культурология)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Математическая логика в младших классах (Педагогика)


Реферат: Учение Вернадского в биосфере (Естествознание)


Реферат: Отражение в бухгалтерском учете и отчетности информации по прекращаемой деятельности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Освещение в видеосъёмке (Физика)


Реферат: Девятый вал (Искусство и культура)


Реферат: Соционика: можно ли прогнозировать отношения? (Психология)


Реферат: Методика исправления речевых недостатков у актёров (Искусство и культура)


Реферат: Колледжи и университеты США (Искусство и культура)


Реферат: Конфликт (Естествознание)


Реферат: Воспитание сознательной дисциплины на уроках математики (Психология)


Реферат: Организация франчайзной системы в бизнесе (Предпринимательство)


Реферат: Зарождение российского кино (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист