GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Жизнь и творчество Андрея Рублева (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизнь и творчество Андрея Рублева (Искусство и культура)


Корни древнерусской иконописи.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не
менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня.
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в
остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была
доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в
недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в
драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей
истории.
Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни
имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
“образ”, “изображение”) возникла до зарождения древнерусской культуры и
получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви
в тот период, когда значение церковного что явилось для русского церковного
искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла
христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии,
эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было
так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила
среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный
шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование
Владимирской.
Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры
становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую
ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского
наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже
подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что
языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это
способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими
было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным
воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь
благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
С глубокой древности слово “Икона” употребляется для отдельных
изображений, как правило написанных на доске. Причина этого явления
очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом.
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только
мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было
стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.
Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и
прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых,
покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для
убранства русских деревянных церквей.
Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же
классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в
Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни
общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой
ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе
с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - “воплотить
слово” воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе
древнерусской живописи лежит великое христианское “слово”. Прежде всего это
Священное Писание, Библия (“Библия” по-гречески - книги) - книги,
созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее
- ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова,
к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского,
православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и
вероисповедного влияния Византиии, - разрешило эту задачу, выработав
глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и
никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила
необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно
ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в
глубоком раскрытии этих истин живопись византийского мира, в том числе и
живопись Древней Руси, обретала необычайную,невиданную, неповторимую
красоту.

Жизнь и творчество Андрея Рублева.

Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в
освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига.
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории
русского искусства. С его именем связано возникновение художественного
направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.
Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея
Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг
другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и
1408 годами.
Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и
роспись его не сохранилась. Уцелели только деисусный и праздничный ряды
иконостаса, перенесенного в существующий ныне храм. Во владимирском
Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас
также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в
Третьяковской галерее и Русском музее.
О предшествующем периоде жизни Андрея Рублева известно мало.
Составленное в17 веке “Сказания о святых иконописцах” утверждает, что он
жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона, ученика основателя
монастыря Сергия Радонежского (Никон был Троицким игуменом с 1390 года,
умер в 1427). По словам “Сказания”, Никон “повелел” Рублеву написать икону
Троицы “в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу”.
Об остальных крупных работах Рублева мы знаем из житий Сергия и Никона.
Между 1425-1427 годами он вместе с другом и “спостником” Даниилом Черным
участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора
Сергиева монастыря, а затем расписывал Спасский собор московского
Андроникова монастыря, старцем которого он был. Там Рублев и скончался в
1430 году.
Разумеется, список произведений Рублева этим не исчерпывается.
“Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие
святые иконы написал, все чудотворные”. Помимо названных работ, целый ряд
несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках. Несколько
дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание.
Наконец, в ряде произведений авторство Рублева устанавливается по
стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева
к работе над памятником документально подтверждена - так обстоит дело с
иконами из владимирского Успенского собора, - выделить принадлежащие его
руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно
большой группой мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного,
который, по словам автора “Сказания о святых иконописцах”, “многие с ним
иконы чудные написал”.
Если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют
противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в
оценке его искусства источники обнаруживают редкое единодушие. Андрей и
Даниил предстают в их изображении как “чудные добродетельные старцы и
живописцы”, “всех превосходящие в добродетелях”. В Рублеве особенно
подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”.
Для воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения,
сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому бывшим игуменом Троицкого Сергиева
монастыря старцем Спиридоным. По словам Спиридона, удивительные и
прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова
монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных
дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили
времени для мирских дел.
Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке
творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в
образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его
живописного метода. Но чтобы верно понять смысл приведенных высказываний,
необходимо познакомиться с некоторыми представлениями византийской мистики,
получившими широкое распространение среди последователей Сергия
Радонежского. Согласно этим представлениям, для того, чтобы достоверно
отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирический “теней
вещей” показывать подлинную их природу, живописец должен был стать
созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим
чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние -
гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал
способность воспринимать “невещественный” свет. По аналогии с физическим
светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет -
знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и
явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились
в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя.
Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”,
засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал
Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими
очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась
добродетели смирения. Не случайно в источниках к имени Рублева часто
прилагается эпитет “смиренный”. Исаак Сирин называл смирение “таинственной
силой”, которой владеют лишь “совершенные”; именно смирение дает
всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее
труднодостижимым он считал созерцание Троицы.

Троица Андрея Рублева.

Историческая канва Рублевского шедевра - “Троицы” - библейская легенда
о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении,
приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из
заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму
рождении сына.
В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной
всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности,
раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства
человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая
идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи,
ставит икону “Троица” в ряд бессмертных творений мирового искусства.
В иконе Рублева отброшены все бытовые подробности библейского
повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. Смысловой и
композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца,
символизировавшего жертвенный подвиг Христа. Трапеза, на которой стоит
чаша, - прообраз “гроба господня”. Чашу благословляет ангел, олицетворяющий
Сына. В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему
Отца. К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры
в руках ангелов обозначают власть и всемогущество. Склонением голов
среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен
мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение,
образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное
контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц
божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды,
“предвечного” замысел спасения человечества.
Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической
символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного
жизненного принципа мира. Дуб позади среднего ангела - “древо вечной
жизни” - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого
начала вселенной; это прообраз креста и символ воскресения. Гора -
традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” -
Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ
священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ
богопознания, “домостроительства” Христа, соединившего в себе божественную
и человеческую природу, прообраз “дома божьего” - вселенской церкви.
Глубоко символично и цветовое решение иконы. Живописец акцентирует в
нем значение второго лица Троицы. Фигура среднего ангела выделяется
наиболее интенсивными тонами одежд. Они указывали не евхаристическую жертву
- тело и кровь Христа. Лазурь, окрашивающая гиматий, по учению византийских
мистиков, передавала цвет божественного ума, погруженного в созерцание
своей сущности. Согласно Исааку Сирину, чистота ума совершенного человека
уподоблялась “небесному цвету”. Оттенки этого цвета варьируются в одеждах
всех трех ангелов. Цвета одежд левого и правого ангелов менее интенсивны и
как бы отдалены от созерцателя. Вместе с тем они необычайно одухотворенны и
словно лучатся изнутри серебристым сиянием, пронизывающим все изображение и
уплотняющимся в белой поверхности евхаристического престола. Лиловый тон
плаща левого ангела воспринимался как цвет умственного созерцания на
высших его ступенях. Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела считался
цветом согласия и одновременно цветом весны, символом Воскресения.
Интенсивным желтым цветом крыльев выражалась “надмирная” интеллектуальная
сила. Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал
“божественный свет”.
Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное звучание холодных и
чистых оттенков, передающих оптимистическую идею о будущем совершенстве
преображенного материального мира, о восстановлении утраченной
“первообразной” красоты и гармонии вселенной заставляют вспомнить о том,
какое значение придавал Сергий Радонежский первому построенному им храму
Троицы. По словам жития, составленного его современником Епифанием
Премудрым, Сергий желал, чтобы “воззрением на святую Троицу побеждался
страх ненавистной розни мира сего”. Правомерно предположить, что, создавая
икону “в похвалу” Сергию, воспитанник и последователь его философской школы
Андрей Рублев поставил перед собой задачу как можно полнее воплотить
представления, с которыми связывалась у Сергия идея Троицы.
Художник воплотил в “Троице” свой идеал совершенства, представление о
человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном
и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах,
мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается
ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

Основные даты жизни Андрея Рублева.


|60-е годы 14века |Время рождения Андрея Рублева. |
|1405 год |Совместно с Феофаном Греком и Прохором |
| |с Городца А.Рублев участвует в росписи |
| |Благовещенского собора Московского |
| |Кремля. |
|1408 год |А.Рублев и Даниил Черный руководят |
| |работами по росписи Успенского собора |
| |города Владимира. |
|1425-1427 годы |А.Рублев и Даниил Черный руководят |
| |работами по росписи Троицкого собора |
| |Сергиева монастыря. |
|1427-1430 годы |А.Рублев руководит работами по росписи |
| |Спасского собора московского |
| |Андроникова монастыря. |
|Первая четверть 15века |Созданы “Троица” и “Звенигородский |
| |чин”. |
|1430 год. |Год смерти живописца. |





Реферат на тему: Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова

Василий Иванович


С у р и к о в

1848-1916

В городе Красноярске 24 января 1848 года в семье, принадлежащей к
старинному
казачьему роду, родился Василий Суриков.
С первых сознательных дней своей жизни он жадно впитывает в себя
колоритные условия патриархального быта небогатой казацкой семьи,
сохранявшейся в неприкосновенности древние обычаи и обряды. С детства
полюбились ему сибирская природа, рыжие воды
могучего Енисея, лихая скачка на конях, молодецкие потехи, кулачные бои на
льду, рысьи казачьи шапки и шубы, подпоясанные красными кушаками.
Суриков иной раз сам непрочь был принять участие в разгульной пирушке ,
в драке ”стенка на стенку”.
Впечатления детства глубоко и неистребимо жили в его замечательной
памяти. Он был свидетелем публичных казней, оставивших в душе
впечатлительного ребенка неизгладимый след.
Семейный предание о вольнолюбии и смелости сибиряков, рассказы дедов о
былых
сражениях, о предприимчивых предках Василия Сурикова, участвовавших в
походе Ермака, Степана Разина. Емельяна Пугачева, Ивана Болотникова и
Кондратия Булавина пробудили в Сурикове страсть ко всему родному, русскому,
воспитали в нем бережное отношение к историческому прошлому России.
В 1854 г. отец Василия Ивановича переселяется в Бузимово , куда его
перевели по службе «винным приставом».Место оказалось еще глуше, перед ним
захолустный Красноярск казался чуть не столицей.
Подоспела пора ученья. Мальчика отдали в школу в Красноярск.
Самолюбивый, одаренный, и настойчивый , блестяще кончает он в 1861 году
Красноярское уездное училище.
Мальчик уже для наблюдений, скапливавшихся до поры до времени, чтобы с
тогда много и упорно рисует. Его влекут и интересуют народные игры,
ярмарки, праздничные гулянья-все то, что давало богатейший материал для
наблюдений, скапливавшихся до поры до времени, чтобы с необычайной силой
и остротой развернуться в грандиозных полотнах.
В гениальном « Покорении Сибири», в «Утре Стрелецкой казни»,в
колоритной толпе, окружившей сани с боярыней Морозовой,-каждое лицо, каждый
характер возникают как результат этой длительной, но привычной работы
мозга.
Чисто бытовые и семейные обстоятельства сложились для Сурикова довольно
благоприятно. Ему не только препятствовали рисовать, а даже в какой-то
мере поощрялись.
В училище на даровитого юношу обратил внимание учитель рисования
Гребнев Николай Васильевич, которого неведомо как из столичной Академии
художеств занесло в уездный Красноярск. Он не мог привязаться к даровитому
юноше ,не оценить его таланта.
Воспитанник Академии, восторженный поклонник Брюллова, Гребнев
безусловно принес Сурикову много пользы. Он заставлял его рисовать с
натуры, копировать «Благовещение»
Боровиковского, рисунки Рафаэля, Тициана.
Совершенно очевидна та роль, которую в формировании юного
художественного дарования играет окружающая обстановка, в которой растет
и учится будующий мастер.
Поистине велика была сила, грандиозна та одаренность, которая вознесла
красноярского мальчугана на вершины мирового искусства.
Умер отец. В поисках заработка Суриков занимается инок описью,
раскраской пасхальных яиц.
Надо искать службу, и Суриков устраивается писцом в канцелярию
губернского
Правления.
Он ухитряется по-прежнему писать и рисовать, выкраивая для работы
редкие счастливые минуты. Он рисует портреты своих сослуживцев и даже
генерала Замятина, знакомство с которым сыграло в жизни Сурикова большую
роль .
Заинтересовавшись даровитым чиновником , Замятин помог связаться с
Петербургской Академией, переслав туда папку его рисунков –копии со
старых мастеров .
Правда рисунки эти успеха не имели и особого впечатления на
академических столпов не произвели ,, но талантливый и напористый юноша
не охладел к работе, не отказался от своей мечты, хотя она вновь
отдалялась, сделавших почти недосягаемой.
На домашнем обеде в губернском доме Замятин предложил приглашенным
гостям собрать в складчину средства для поездки подающего столь
блестящие надежды юноши в Петербург.
Золотопромышленник П.И.Кузнецов расщедрился и предложил все расходы
взять на себя.
Василий Суриков был счастлив и лихорадочно готовился к отъезду. Новая
жизнь широко раскрывала перед ним неведомые и зовущие горизонты.
Одиннадцатого декабря 1868 года он тронулся в путь,, в Петербург,
навстречу своей мировой славе.
В апреле 1869 года он держит экзамен в Академию художеств но неудачно.
Суриков поступает в рисовальную школу Общества поощрение художника.
Он много и упорно трудился и, пройдя под руководством художника
Дьяконова, в августе
1869 года выдерживает экзамены в Академию художеств.




Новинки рефератов ::

Реферат: Демократия и Гражданская культура (Статья) (Политология)


Реферат: История физической культуры (Физкультура)


Реферат: Ураження сильнодіючими отруйними речовинами (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Налогообложение прибыли (Бухгалтерский учет)


Реферат: Средства защиты данных (Компьютеры)


Реферат: Основные генетические характеристики популяции (Биология)


Реферат: Нормирование труда управленческого персонала (Предпринимательство)


Реферат: Девиантное поведение. Самоубийства (Социология)


Реферат: Регионы Европы (Геополитика)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Ревизия денежных средств и расчетных операций (Аудит)


Реферат: Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль (Менеджмент)


Реферат: Биологическая роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма (Биология)


Реферат: Куба в 1950-1990 годах (История)


Реферат: Наследственность и среда (Биология)


Реферат: Конспект урока по биологии - гликолиз (Педагогика)


Реферат: Протестантизм (Культурология)


Реферат: Времяоника. Теория, которой суждено изменить жизнь человечества (Религия)


Реферат: Механизмы устойчивости опухолей к цисплатину (Биология)


Реферат: Россия во второй половине восемнадцатого века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист