GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Источники государственного (конституционного) (права Эстонии WinWord) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Источники государственного (конституционного) (права Эстонии WinWord) (Право)



Baltijas Krievu Instituts



Конституционное право



Реферат


Источники конституционного права



Евгений Твердохлебов



Рига,2000
Содержание


Введение
3

Международные договоры 3

Конституция 5

Законодательство 6

Юриспруденция 7

Неписаное право 8

Обще управленческие акты 8

Кодификация, толкование и обнародование 8

Список использованной литературы
9

Введение

В настоящей работе рассматривается система и иерархия источников
конституционного права. Анализируются взаимоотношения и вертикальное
расположение источников конституционного права, компетентность
государственных органов при принятии правовых актов, а также
взаимоотношения равнозначных правовых актов. Также рассматриваются
отношения внутригосударственного и международного права.



Международные договоры

Международным договором называется письменное соглашение, заключенное между
государствами и регулирующееся международным правом[1]. Конституция Эстонии
1992 года рассматривает международные отношения и международные договоры в
lX главе и в других частях конституции. По статье 121 Госсобрание
ратифицирует и денонсирует следующие договоры Эстонской Республики:
1)Касающиеся государственных границ
2)Для внедрения которых требуется принятие, изменение или отмена
законов Эстонии
3)По которым Эстония вступает в международную организацию или союз
4)По которым Эстония принимает военные или имущественные
обязательства
5)Ратификация которых предусмотрена
Понятие ратификации по конституции Эстонии имеет своеобразное значение. В
других государствах ратификацией называется утверждение договора
правительством или президентом.
Значение международного права в правовой системе Эстонии определяет
статья3(1) конституции, по которой общепризнанные принципы и нормы
международного права являются неотъемлемой частью эстонской правовой
системы.
В случае противоречия между эстонским законом и международным договором,
ратифицированным Госсобранием, следует применять положения международного
договора[2].
Конституция Эстонии содержит требование, не характерное для конституций
других государств: Эстонская Республика не заключает международных
договоров, противоречащих конституции.[3]
Выходит, что международный договор имеет приоритет перед эстонским законом,
а конституция- перед международным договором.

Конституция.


Эстонская конституция- это единый целостный правовой документ, содержащий
нормы и принципы. Конституция - правовой акт, принятый народом на
референдуме и имеющий во внутригосударственном праве высшую юридическую
силу. Конституция состоит из преамбулы, 15 глав и 168 статей.
Преамбула сохранила принципы преамбул предыдущих эстонских конституций. В
качестве главной идеи устанавливается самоопределение народа, осуществление
народовластия, демократическое устройство и государственная
преемственность. Преамбула имеет значение при толковании других статей
конституции.
l глава содержит общие положения, в ней говорится о том, что Эстония -
самостоятельная и независимая демократическая республика[4], описывается
государственная символика.
ll глава описывает основные права, свободы и обязанности. Во второй главе
содержится более четверти статей конституции.
lll глава называется НАРОД и содержит 3 статьи.
lV глава описывает правовой статус, полномочия и трудовой распорядок
Госсобрания.
V глава посвящена правовому статусу и порядку избрания президента
Vl глава определяет правовой статус, компетенцию и порядок формирования
правительства.
Vll глава посвящена правовому регулированию законотворчества.
Vlll глава устанавливает правовой статус Банка Эстонии, принципы налогового
права и формирования госбюджета
lX глава содержит статьи о международных отношениях и о правовом
регулировании заключения международных договоров.
X глава посвящена правовому устройству государственной обороны.
Х1 глава определяет компетенцию и правовой статус Госконтроля.
Хll глава устанавливает компетенцию и правовой статус канцлера юстиции.
Хlll глава предопределяет компетенцию и правовой статус суда.
XlV глава посвящена правовым основам местного самоуправления.
ХV глава устанавливает порядок изменения конституции.


Законодательство.

Законодательство включает в себя :
- простые законы, принимаемые госсобранием. Законы могут быть формальными и
материальными. Формальные не содержат правовых норм и не являются
источниками конституционного права. Материальные законы являются
источниками конституционного права и должны согласоваться с конституцией.
- конституционные законы: Закон о гражданстве, Закон о выборах в
Госсобрание, Закон о выборах президента республики, Закон о выборах в
местное самоуправление, Закон о референдуме, Закон о внутреннем распорядке
и регламенте Госсобрания, Закон о заработной плате президента и членов
Госсобрания, Закон о правительстве республики, Закон о привлечении к
судебной ответственности президента и членов правительства республики,
Закон о культурной автономии национальных меньшинств, Закон о госбюджете,
Закон о Банке Эстонии, Закон о Госконтроле, Закон о судах и
судопроизводстве, Закон о чрезвычайном положении, Закон о гособороне в
мирное и военное время, законы, касающиеся внутренних и внешних долгов и
имущественных обязательств государства. Эти законы нельзя изменять или
дополнять простыми законами.
- законы, принятые путем референдума
- президентские указы.
У конституционных законов приоритет перед простыми законами, простые законы
не должны противоречить конституционным. Законы, принятые путем референдума
по своей юридической силе равны законам, принятым Госсобранием.
Президентские указы равносильны простым законам. Президентскими указами
можно изменять и отменять законы. Нельзя такими указами отменять или
изменять конституцию, конституционные законы, а также законы о
государственных налогах и госбюджете.



Юриспруденция.

Правосудие в Эстонии может осуществлять только суд[5].Суд осуществляет
правосудие, согласуясь с конституцией и законами. Законодатель не
отождествляет право с законом. В законе не всегда содержится право. Суд
должен искать право, согласуясь с законом. При вынесении решения,
соответствующего праву, суд должен сначала найти норму случая
(соответствующую случаю) и после этого искать норму решения (соответственно
праву).
Таким образом, юриспруденция ищет смысл права и текст закона, взяв цель за
основу.
Неписаное право.

В неписаном праве содержатся обычай, конституционный обычай и принципы
права.



Общие управленческие акты.


Такими актами являются:
. постановления Правительства
. постановления министров
. постановления местного самоуправления
. постановления Банка Эстонии
Постановления министров и Правительства имеют одинаковую юридическую
силу.Они даются для исполнения законов и на основании законов.
Постановления местных самоуправлений даются в рамках самоуправления и не
должны теоретически вступать в коллизию с постановлениями Правительства или
министров.
Также не установлено иерархии между постановлениями Банка Эстонии
постановлениями Правительства или министров. Они регулируют свои
специфические области и противоречий между ними не должно быть.



Кодификация, толкование и обнародование.


Кодификация.
В Эстонии правопорядок основывается в большей части на писаном праве,
которое для систематизации правового массива использует кодификацию.

Толкование.
Толкование конституции- это прежде всего толкование её текста, для чего
используются все способы и виды толкования. Среди них: грамматическое,
систематически- логическое, историческое, объективно- теологическое
толкования, а также юридическая интерпретация. Юридическая интерпретация-
это мост между писаным правом и действительной жизнью. Толкование
конституции должно удовлетворять потребности актуальной социальной
действительности.

Обнародование.
Законы должны быть обнародованы в соответствующем порядке. Обязательными
для исполнения являются только обнародованные законы.[6]
Список использованной литературы.

1. Конституция ЭР.
2. R.Narits.”Хiguse entsьklopeedia”
3. K.Merusk.”Kehtiv хigus ja хigusaktiteooria pхhikьsimusi”
4. R.Maruste.”Pхhiseadus ja selle jдrelvalve”
5. R.Narits, K.Merusk. “Eesti konstitutsiooniхigusest”
-----------------------
[1] Венская конвенция. Статья 2,1,а

[2] Конституция Эстонской Республики. Статья 123(2)
[3] Конституция Эстонской Республики. Статья 123(1)
[4] Конституция Эстонской Республики. Статья 1.
[5] Конституция Эстонской Республики. Статья 146.
[6] Конституция Эстонской Республики. Статья 3.





Реферат на тему: Источники гражданского права

московский государственный университет экономики,
статистики и информатики



Дипломная работа


на тему

«источники гражданского права»



Специальность_____________________
___________________________________
Студента__________________________
___________________________________
Научный руководитель_____________
___________________________________



Дата сдачи:
Оценка:
Тульский институт новых технологий
Открытого образования



Дипломная работа


на тему

«источники гражданского права»



Специальность_____________________
___________________________________
Студента__________________________
___________________________________
Научный руководитель_____________
___________________________________



Дата сдачи:
Оценка:
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

Глава I. Понятие источников права, источников гражданского права,
гражданское законодательство…………………………………….9

§ 1. Понятие источников права……………………………………………9
§ 2. Понятие источников гражданского права…………………………...21
§ 3. Гражданское законодательство………………………………………26
§ 4. Система нормативных актов гражданского права………………….32
§ 5. Официальное опубликование и вступление нормативного акта
в силу………………………………………………………………….35
§ 6. Действие гражданского законодательства во времени………… ...39
§ 7.Действие гражданского законодательства в пространстве и
по кругу лиц……………………………………………………… .…41
§ 8. Применение гражданского законодательства по аналогии… ……42

Глава II. Виды источников гражданского права РФ…………………… .46

§ 1. Законы (законодательные акты)………………………………… …46
§ 2. Подзаконные нормативные акты……………………………… … .51
§ 3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти………………………………………………………… …… .53
§ 4. Комплексные нормативные акты………………………………… .56
§ 5. Нормы международного права, международные договоры…… ..58
§ 6. Деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и
нравственности…………………………………………… ……….64
§ 7. Постановление судебных пленумов, постановления конституционного
суда РФ, судебная практика, судебный прецедент……………… ..69
§ 8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном
производстве» – как источник гражданского права………………72

Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового
регулирования……………………………………………………78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… .85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………… ………….89

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………… …………… .88


ВВЕДЕНИЕ


Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее
важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям.
Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои
экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм
собственности, организационно - правовые формы предпринимательской
деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно
определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского
законодательства (общие положения, субъекты гражданского права - граждане и
юридические лица, собственность, обязательственное право), ГК включил в эту
систему ряд новых гражданско - правовых институтов, призванных обслуживать
рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы
гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение
имущественной ответственности и усиление надежности договора.
ГК предусматривает издание ряда новых важных законов, которые должны
дополнять его положения. Некоторые из таких законов уже введены в действие
(Закон об акционерных обществах, Закон о некоммерческих организациях),
другие разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее
время. По возникшим в ходе применения ГК вопросам опубликованы разъяснения
Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.
Коренное обновление гражданского законодательства России требует
внимательного изучения норм нового ГК РФ и практики их применения судами.
Таким образом, значительное обновление гражданского законодательства
повлекло за собой количественное и качественное изменение источников
гражданского права. Новые формы экономических и социальных отношений
потребовали пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как
науки.
Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день
весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной
базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и
источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские
нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву
капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в
данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей
очевидностью растет влияние международного права не только на право
международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в
данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты
прав человека, к числу которых относятся и гражданские права».1
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух
взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы,
«порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов
выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические
и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп.
Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном
смысле слова.
Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной
деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права,
приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-
юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в
формальном или юридическом смысле слова.
Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего
приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на
практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право
с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным
субъектам — участникам гражданских правоотношений.

Задачами дипломной работы являются:
1. Определить понятие источников права вообще и источников гражданского
права в частности.
2. Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве
России.
3. Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как
источника гражданского права в новых условиях социально-экономических
отношений.
4. Определить влияние международных норм частного права.
5. Определить понятия «Гражданское законодательство» и система
нормативных актов гражданского права.
6. Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств
и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников
гражданского права.
7. Определить, являются ли или нет деловые обыкновения, правила морали и
нравственности, постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент
источниками гражданского права Российской Федерации и дать
обоснование этому.

Целью дипломной работы являются – определение, понятие, становление
и влияние источников гражданского права на само право в целом.

Предмет исследования – источники гражданского права.

Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные
нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного
права, международные договоры, деловые обыкновения обычаи делового оборота
и правила морали и нравственности, постановления судебных пленумов,
постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный
прецедент, федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве», современные проблемы источников гражданско-
правового регулирования.

Уровень исследовательности – при написании работы использованы
различные литературные источники, в том числе Гражданский Кодекс Российской
Федерации, законы и подзаконные акты, научно-практическая литература,
решения судебных органов Российской Федерации, статьи юристов в печатных
изданиях, теоретические и практические знания и опыт автора работы.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический,
исторический, дедуктивный.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 года и по
настоящее время.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть,
состоящую из трех глав разбитых на параграфы, заключения, списка
использованной литературы и приложений.

Первая глава работы содержит в себе общее понятие источника права,
понятие источника гражданского права, гражданского законодательства,
систему нормативных актов гражданского законодательства, определяет
действие гражданского законодательства во времени и применение гражданского
законодательства по аналогии.
Вторая глава посвящена отдельным источникам гражданского права. В ней в
частности определяются основные источники гражданского права РФ: законы
(законодательные акты), подзаконные нормативные акты, комплексные
нормативные акты, обычаи и нормы международного права, обычаи. Также в
настоящей главе рассматривается вопрос, могут ли относиться к источникам
гражданского права Российской Федерации деловые обыкновения, правила морали
и нравственности, постановления судебных пленумов, Постановления
конституционного суда РФ, судебная практика и судебный прецедент. Последним
параграфом главы 2 определяется источником гражданского права Закон РФ «Об
исполнительном производстве».
Третья глава содержит исследование проблем источников гражданско –
правового регулирования.
В конце каждой главы содержится обобщенные выводы по изложенному
материалу.
При написании дипломной работы автор использовал материал различного
характера: Конституцию РФ2, Законы РФ3, Гражданский Кодекс как основной
источник гражданского права, инструкции, положения, указы Президента РФ,
Постановления Правительства, международные договора и соглашения, научные
статьи и комментарии4 к законодательству РФ, что наиболее четко
позволило раскрыть тему дипломной работы, как с научной, так и с
практической точки зрения.
______________________
2 Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. - "Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.
3Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-
ФЗ. - "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3591. и др.
4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть
первая) Под ред. О.Н. Садикова.//
М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 1997.- 567 с. и др.

Глава I. Понятие источников права и источников гражданского права.

§1. Понятие источника права.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и
выражения правовых норм.
Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический
прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную
норму.
Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не
только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки
(общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его
деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.
Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский
историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и
частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня,
из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять:
а) источник права в материальном смысле;
б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в
"идеологическом смысле");
в) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся
общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной
жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-
хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина
возникновения и действия права. - Право частной собственности является
основой всех прав человека.[1]
Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.
Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в
виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются
формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и
есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права
показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную
правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая
объективный характер, доводится до сознания членов общества.[2]
Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ
существования, выражения и преобразования правовых норм.
После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников
(форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую
характеристику. Известны следующие основные виды форм права:
Правовой обычай исторически был первым источником права,
регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под
обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и
единообразного повторения данных фактических отношений.[3] Естественно,
что эта норма права, появившаяся на ранних стадиях человеческого развития
регулировала прежде всего, семейно- брачные отношения, земле- и
водопользование, имущественные отношения и т. д. Правовым обычай
становится после того, как получает официальное одобрение государства.
Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману,
Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Вырастает обычное право из
необходимости смягчения агрессивных начал в отношениях внутри родовой
общины, а также между родовыми, а позже и между соседскими общинами.
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями.
Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках
сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто
тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право, входит в
структуру индусского права.
Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и
единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко
выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.
Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление,
потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие
исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании
общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-
брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи,
вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до
сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий
условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования
обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече
одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен
покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.[4] В то же время в Кении
в настоящее время параллельно существует нормы английского права в семейно
- брачной сфере, оставшиеся со времён колонии, и древние родоплеменные
обычаи действующие в этой же сфере правовых отношений. И, если возникают
конфликты между этими двумя правовыми системами, какие нормы применить, а
какие нет, решает суд.
Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается
санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего
собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование
обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или
административной практикой. Решение государственного органа, в котором
применен обычай, признается соответствующим государством и может быть
принудительно исполнено.
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он
закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной
практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни
запрещает, другие одобряет и развивает.
Более или менее длительное существование правовых обычаев можно
ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например, при
регулировании внешней торговли. Известно лишь несколько статей Кодекса
торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или
международных обычаев мореплавания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: "Срок,
в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется
соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно
принятыми в порту погрузки".). В других актах иногда встречаются ссылки на
деловые обыкновения. При этом следует отметить, что содержание обычной
нормы не получает прямого текстуального закрепления в законе или ином
нормативном акте.[5] Вряд ли прав и С.Л.Зивс, утверждая, что наше
законодательство вообще не знает правового обычая.[6]В истории Российского
права существовали нормативно- правовые акты содержащие в себе прямую
отсылку к обычаю ,такие отсылки относились, например, к порядку
землепользования в 20-х годах 20 века.
Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат,
согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося
образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной политике,
общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, до
недавнего времени существовала в Уголовном Кодексе РСФСР (действовал с
1.01.61 по 1.01.97г.) глава 9 , которая предусматривала ответственность за
преступления, составляющие пережитки местных обычаев. Статья 233 УК РСФСР,
в частности, предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 2-
х лет за похищения женщины для вступления в брак. В действующем ныне
Уголовном Кодексе РФ, вступившем в силу с 1.01.97г., такой статьи нет. Но
там есть статья 126, которая предусматривает суровую ответственность за
похищения человека, не ссылаясь при этом на пережитки.
Развитие права России вряд ли должно идти по пути официально-
силового исключения из системы источников обычаев. Видимо, вскоре следует
ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будут регулировать
отношения до и вместе с юридическими нормами.
В международном праве обычай представляет собой не только
форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых
юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь
появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют
правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим
источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в
том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в
доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об
обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних,
национальных системах права.[7]
Существуют обычаи, получившие специальное признание в международных
отношениях, например дипломатический этикет.
В 5- 11 вв. в Европе обычай играл большую роль, так как был признан
королевскими и церковными судами, и заменял денежными возмещениями за
причиненный ущерб имевшие ранее место кровавые поединки, испытания огнём
или водой, клятвы.
Также необходимо сказать, что значимость и распространенность обычного
права в средневековой Европе и послужили основой для формирования
исторической школы права. Вот ещё откуда ведёт своё происхождение
высказанная ранним Марксом идея о том , что законодатель как
естествоиспытатель лишь открывает и формулирует правовые положения, а не
создаёт их.[8]
Правовой прецедент. Прецедентом является такое поведение власти,
которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для
следующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент - это
решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу,
которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при
разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный
прецедент.
При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные)
органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в
подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью,
что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных
должностных лиц. Проблема возможности прецедентной формы права занимает
юристов уже много веков. Уже в древнем Риме выдающийся оратор Цельс
утверждал «Права не устанавливаются исходя из случая»[9]. В силу разных
причин теория и практика социалистического типа права не признавали
прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при
режиме социалистической законности судебные и административные органы
должны применять право, а не творить его.[10] Традиции, конечно, сильно
довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это форма
права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. В США судебные
прецеденты создаёт Верховный Суд, рассматривающий дела имеющие общественно-
политическое, конституционное значение. Решение Верховного суда всегда
аргументировано, обязательно, авторитетно, всегда публикуется. Судебный
прецедент создаёт не любой суд- это неверное, хотя и распространенное
мнение. Судебный прецедент создаётся, как правило, высшим органом судебной
системы. Без сомнения, в прецедентной форме права есть и положительные
моменты. Но необходимо отметить , что ни в одной стране мира в настоящее
время правовая система ни состоит полностью из правовых прецедентов. В тоже
время, в так называемой англосаксонской правовой системе идёт процесс, при
котором увеличивается удельный вес статусного права, а в романской правовой
системе (Франция, Германия и т.д. ) увеличивается удельный вес
прецедентного права. Надо изучить - в каких сферах, при каких условиях
прецедентную форму права можно использовать в современной России. Следует
подумать и о том, чтобы официально придать руководящим разъяснениям Пленума
Верховного Суда РФ форму прецедентного права. Для этого надо тщательно
"выписать" пределы их действия, условия (после надлежащей апробации)
"перелива" в нормы права.[11]Так как и в настоящее время некоторые
разъяснения Пленума Верховного Суда РФ приобретают характер судебных
прецедентов, когда в них конкретизируются и детализируются общие нормы
закона, когда раскрывается и устанавливается однозначное понимание
оценочных понятий. Те же соображения относятся и к Высшему Арбитражному
суду.
Результатом правоприменительной деятельности нередко является
выработка правоположений, для которых характерна известная степень
обобщенности и обязательности. Правоположения - концентрированное выражение
юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать
естественное отставание норм права от динамики общественных отношений,
могут устранять противоречия между относительным "консерватизмом" права и
изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование
правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет
законность, придает устойчивость проводимой государством политике.
Правоположения также приобретают обязательный характер, обеспечиваются
авторитетом высшего судебного органа, его возможностями отменять все те
решения , которые противоречат этим правоположениям.
В то же время нельзя забывать о принципе «Верховенства закона».
Данный принцип подразумевает не только обязательность исполнения закона, но
и соответствие подзаконных актов законам, соответствие законов субъектов
федерации федеральным законам, соответствие всех нормативно- правовых актов
Конституции как основному закону государства.
Юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития
права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам
предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для
судов. Формулы крупных юристов становились составной частью нормативно -
правовых актов , кодексов, судебных прецедентов и т. д. Примером может
служить Кодекс Юстиниана ( 6 в. н.э.) , в который вошли многие положения
римских юристов- Ульпиана, Гая, Павла и др, составив целый раздел кодекса -
дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В английских
судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками
права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот
источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в
качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается
законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство
Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания
закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу
Ханифы"[12]. Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой
права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении
некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные
труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются.
Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент
формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.
В российском государстве юридическая наука имеет большое значение для
развития правовой практики, совершенствования законодательства,
правильного толкования закона, но официальным источником права не
признается. Судебные и административные акты не используют ссылки на
труды ученых-правоведов.
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в
том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется
правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и
методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы
права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее
осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной
юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
Нельзя не сказать и о том, что в отечественной истории некоторые
юридические конструкции, созданные юристами, тоже входили в правовую
систему, закреплялись правом. Например, творчество выдающегося учённого -
А. В. Венедиктова, создавшего конструкцию «оперативного хозяйственного
управления», разграничившую правомочия государства и предприятий при
социалистической форме хозяйства.
Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты,
выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов,
встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это
такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав
и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также
закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют
широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом,
экологическом праве.
Для признания договора источником права требуется, чтобы он
содержал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного
содержания в советском праве могут служить Договор об образовании
Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР
(1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской
Федерации) 1992 г.
В области гражданского права значительную роль продолжают играть
международные договоры.
В качестве основной формы права выступает договор в международном
праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между
государствами и другими субъектами международного права, заключенное по
вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их
взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2
Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное
определение этого источника: "Договор означает международное соглашение,
заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое
международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение
в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой
документах, а также независимо от его конкретного наименования"[13].
Примером международно-правового договора нового типа может служить
принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в
отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия будет
включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной
Республики Германия и всего Берлина".
Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной само регуляции.
Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития
договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой
акт. Например, Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 160-167, 255, 295, 350)
закрепляет формы и общие условия договоров, ст.22 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"
фиксирует содержание договора между соучредителями средства массовой
информации.
У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если
представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно
должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-
принудительным.
Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных
внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера.
Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для
разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только
источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот
резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко,
нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы
права.
Новое право понимание неизбежно ведет к иной трактовке форм
(источников) права. Саморегулирование присуще всем известным формам
права. Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы само
регуляции[14]. Это такие виды форм права, которые приняты с
использованием институтов прямой демократии (решения референдума, народного
собрания, собрания трудового коллектива).
Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу
государственной и общественной жизни. Не следует его путать со
всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап
референдума. Акт референдума - демократическая форма права. Но это не
дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработки
оптимальных решений при любых и всяких условиях.
Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные
(локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме
(1990 г.), референдум назначается по требованию: не менее одного миллиона
граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; не менее одной трети от
общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Закона, "решения по
вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них
проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме".
Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится
только референдумом (ст.37 Закона).
Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо
особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с ней
обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые
не могут быть решены парламентским путем.



§2. Понятие источника гражданского права

Как уже было определено в параграфе 1 главы 1 настоящей дипломной
работы - термин «источник права» пришел в современное правоведение из
римского права. В теоретической литературе отмечается его многозначность. В
данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей
общеобязательный характер. Установление или признание государством того или
иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе
правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике
нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений.
Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила
поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником)
права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают
законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они
традиционно охватываются понятием гражданского законодательства. В прежнем
отечественном правопорядке, основанном на огосударствленной экономике,
нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались
единственным источником гражданского права. Поэтому данное понятие
исчерпывалось категорией гражданского законодательства. Активное включение
современной России в мировую экономику потребовало более полного, чем
ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых
положений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п 1 ст. 7 ГК
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. Они, следовательно, должны также учитываться в качестве источников
ее права. В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других
особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Ярким свидетельством
этого является правовое оформление международного торгового оборота, в
котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются
различные международные торговые обычаи и обыкновения 19. В советском
гражданском праве обычай практически утратил значение источника права (хотя
законодательство придавало ему некоторую роль, отсылая в отдельных редких
случаях к «обычно предъявляемым требованиям» или, например, к обычаям
морских торговых портов). С переходом к рыночной организации экономики и
развитием имущественного оборота роль применяемых в нем обычаев вновь
возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, по сути,
возродился еще один источник гражданского права (хотя сфера его
использования фактически ограничена договорными отношениями). Вместе с тем
признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в
себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются
формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в
иных источниках. В свою очередь, это обстоятельство чревато произволом
правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при
установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в
частности, не могут признаваться формой права правила морали и
нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в основе ряда
правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении
смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического
толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права
тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по
содержанию, так и по сфере применения.

В англо-американской правовой системе роль основного источника права
выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда

_________________
19 Подробнее об этом см.: Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной
торговле. М., 1983 г.
по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций,
определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и
составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источника права она,
по сути, предопределяет даже порядок применения писаного, «статутного
права» (statute law), т. е. законов и других нормативных актов. В
континентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный
прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение
судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в
известной мере даже формализовано.

Так, высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие
разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «в
порядке судебного толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений
их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм
20. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими
толкование содержания правовых норм является обязательным для
соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров
21. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их
роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-
правовых норм, безусловно, весьма велика.

Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным
делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики
рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных
инстанций 22. Определенным образом, ориентируя суды, а, следовательно, и
участников судебных споров, в том числе потенциальных,
____________________________

20 См., например: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах,
связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации»// РГ. 1996.13 авг.

21 Это обстоятельство дало возможность ряду ученых говорить о признании
данных актов источниками гражданского права (см.: Иоффе О. С. Советское
гражданское право. М., 1967. С. 54—55; Калмыков Ю. X. Вопросы применения
гражданско-правовых норм Саратов, 1976. С. 31—45).

22 Такие документы публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации».
они, таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и
последствия применения многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии
конкретного спора). Не является источником права цивилистическая доктрина.
Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат
доктринального (научного) толкования закона и других источников, но не
имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве
мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении
(усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не
приобретают непосредственного юридического значения.

Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и
международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных
аналогичных документах 23.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты
локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых
норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы
различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны лишь для
тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих»).
Поэтому они имеют значение для регулирования конкретных отношений,
возникших между их участниками, в том числе при разрешении споров
(разумеется, при условии их полного соответствия действующему
законодательству). Именно с их помощью участники гражданских правоотношений
могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные
взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить
как законодательство (нормативные акты), так и международные договоры, а
___________________________
23 См., например: Гражданский кодекс. Часть первая. Модель.
Рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств.
Принят на пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств —
участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г. //
Приложение к «Информационному бюллетеню МПА государств — участников СНГ».
1995. № 6.


также торговые обычаи (а в странах «общего права» — прежде всего судебный
прецедент). Это обстоятельство характеризует особое понимание источника
права в гражданско-правовой сфере.



§3. Гражданское законодательство

Гражданское законодательство представляет собой совокупность
нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной
юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих
случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую
содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе
имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав
гражданского законодательства (ст. 3). В актах гражданского
законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко
полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что
законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой
принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу
своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и
частноправовые. Принципиальной особенностью гражданского законодательства
является наличие в нем большого числа диапозитивных правил, действующих
только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не
предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила
носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей
по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в
регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них
проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно
разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать
наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных
законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями.
Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения,
снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и
позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему
правилу предусматривает закон.

Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество
общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от
своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима
объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и
исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе
конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного
характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в
ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том
числе гражданско-правового, регулирования24. Входящие в гражданское
законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему
законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью
самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это
обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и
значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между
составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского
законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его
систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации
(упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере,
относятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация
нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый
источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация
обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника
законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются
Свод законов Российской империи, и Собрание действующего законодательства
Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации
________________

24 Ср.: Хохлов С. А. Концептуальная основа части второй Гражданского
кодекса // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст.
Комментарии. Алфавитно-предметный указатель. М, 1996. С. 235—236.
представлены различными сборниками нормативных актов, обычнотематического
характера. Консолидация нормативных актов представляет собой объединение
ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт,
иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным
банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской
Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций,
которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ).
Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки»
законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены
явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их
содержание.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной
нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной
публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта
теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным
законодателем, значительно облегчает применение официального текста
нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при
которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный
акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью
кодекса является построение его по определенной системе с непременным
выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил
соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место
в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным
источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо
частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского
кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права.
Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего
определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных
отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания,
Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых
реальных, а не надуманных общих положений.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского
права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных
актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты) которые принято
именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в
совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует
иметь ввиду, что в гражданском кодексе понятие «гражданское
законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в
понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии
с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского
права выведены за пределы понятия «гражданского законодательства».
Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является
прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не
должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы
гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств
именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти».
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в
законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в
зависимости от юридической силы, расположены по определенной строгой
иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется
его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем
выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое
построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только
теоретическое, но и важное практическое значения. В виду многочисленности
нормативных актов гражданского законодательства и не совершенства
законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные
акты по – разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяются
нормативные акты имеющие большую юридическую силу.
Так в холле гостиницы были вывешены правила проживания в гостиницах,
утвержденные местной администрацией. Этими правилами было предусмотрено,
что гостиница не несет ответственности за пропажу из номеров в гостинице
вещей, не сданных в камеру хранения. Между тем это правило противоречит ст.
925

Новинки рефератов ::

Реферат: Кислород. Его свойства и применение (Химия)


Реферат: Особенности политического процесса в России на современном этапе (Политология)


Реферат: Проектирование прибора измеряемого длительность импульса (Программирование)


Реферат: Статус депутатов местных Советов и формы их работы (Муниципальное право)


Реферат: Учет основных средств и анализ их использования на АО "УралАЗ" (Аудит)


Реферат: Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским церебральным параличом (Педагогика)


Реферат: Астрономия (Астрономия)


Реферат: Производственная практика в СПК "Маяк" (Ботаника)


Реферат: Химия наследственности. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Репликация ДНК и передача наследственной информации (Химия)


Реферат: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина (Исторические личности)


Реферат: Организация работы закусочной на 75 мест (Технология)


Реферат: Применение аэрозолей энрофлона (Естествознание)


Реферат: Порошковая металлургия и свойства металлических порошков (Металлургия)


Реферат: Расчёт зубчатых и червячных передач (Технология)


Реферат: Искусство Византии. Иконопись (Искусство и культура)


Реферат: Потребитель и его права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гипотезы возникновения жизни (Биология)


Реферат: Строгание (Технология)


Реферат: Социальная медицина (проблемы медицинского страхования) (Страхование)


Реферат: Паровые двигатели (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист